Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29.10.2014 г. N 522-П г. Челябинск О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы (В редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 18.06.2015 № 309-П; от 23.07.2015 № 377-П; от 16.09.2015 № 475-П; от 28.12.2015 № 696-П; от 22.03.2016 № 94-П; от 28.06.2016 № 331-П; от 02.08.2016 № 415-П; от 26.10.2016 № 559-П; от 30.12.2016 № 757-П; от 18.07.2017 № 375-П; В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы. 2. Признать утратившими силу: 1) постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П "О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2014 год" (Южноуральская панорама, 16 ноября 2013 г., N 174, спецвыпуск N 40); 2) постановление Правительства Челябинской области от 22.04.2014 г. N 178-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П" (Южноуральская панорама, 26 июня 2014 г., N 93, спецвыпуск N 25); 3) постановление Правительства Челябинской области от 13.08.2014 г. N 385-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П" (Южноуральская панорама, 30 сентября 2014 г., N 150, спецвыпуск N 40). 3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию. 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года. Исполняющий обязанности председателя Правительства Челябинской области С.Л. Комяков Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П (В редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 18.06.2015 № 309-П; от 23.07.2015 № 377-П; от 16.09.2015 № 475-П; от 28.12.2015 № 696-П; от 22.03.2016 № 94-П; от 28.06.2016 № 331-П; от 02.08.2016 № 415-П; от 26.10.2016 № 559-П; от 30.12.2016 № 757-П; от 18.07.2017 № 375-П; Государственная программа Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы Паспорт государственной программы Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы (Наименование в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 14.08.2017 № 422-П) Дошкольное образование в Челябинской области обеспечивают 1644 образовательные организации, в которых воспитывается 208,6 тысячи детей 1 - 7 лет, что составляет 79,1 процента от общей численности детей указанной возрастной группы (в среднем по Российской Федерации - 65,6 процента). Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и другими нормативными правовыми актами. Равенство возможностей для получения качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения. В Челябинской области в очереди на устройство в ДОО зарегистрировано 74,8 тысячи человек, в том числе нуждающихся в получении места в ДОО в 2014 - 2015 учебном году, но не получивших его к 1 сентября 2014 года, - 27 тысяч детей (актуальная очередь), из них в возрасте 3 - 7 лет - 2,4 тысячи человек. При этом состояние доступности дошкольного образования характеризуется территориальной и возрастной неравномерностью. Значения показателей охвата детей 1 - 7 лет дошкольным образованием в муниципальных образованиях Челябинской области варьируется от 55,7 процента до 98,1 процента. В среднем по Челябинской области охват дошкольным образованием детей от трех до семи лет составляет 96,7 процента, детей от полутора до трех лет - 48 процентов. Срок ожидания в очереди в ДОО в среднем по Челябинской области составляет 2,2 года от даты рождения ребенка, но в различных муниципальных образованиях Челябинской области значение этого показателя также вариабельно. В одних муниципальных образованиях Челябинской области место в ДОО предоставляется в день обращения за получением услуги, в других муниципальных образованиях Челябинской области родители ожидают своей очереди на ее получение от года до четырех лет, из-за чего автоматически ограничивается доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет обеспечивается лишь в отдельных городах Челябинской области, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, и, следовательно, соответствующие группы в ДОО должны быть во всех муниципальных образованиях Челябинской области. Важно и то, что группы для детей от двух месяцев до полутора лет являются одной из эффективных форм профилактики социального сиротства и поддержки материнства в период его совмещения с получением образования. Существенными факторами, определяющими масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, являются: рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года. Достижение порогового максимума численности детей дошкольного возраста прогнозируется в 2017 году; значительный перегруз проектной мощности 862 ДОО (57 процентов от общего числа), которые укомплектованы детьми с превышением нормативов наполняемости групп. Решение проблемы территориальной доступности дошкольного образования в Челябинской области обеспечивается реализацией: соглашения Правительства Челябинской области с Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования; государственной программы Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 348-П "О государственной программе Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области на 2014 - 2017 годы". Поддерживаемые указанными документами объемы открытия дополнительных мест в ДОО из-за бюджетных ограничений не соответствуют темпам увеличения численности детей (таблица 1). Таблица 1
Частный сектор системы дошкольного образования (19 детских садов; 2,5 тысячи детей, что составляет 1,2 процента от общего количества воспитанников ДОО) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется. Состояние социальной доступности дошкольного образования в Челябинской области характеризуется недостатком мест в организациях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 32,3 тысячи детей, что составляет 61 процент от реальной потребности. Общий дефицит мест в ДОО ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий Челябинской области, так как в перечень необходимых условий приема в ДОО ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных образовательных организаций лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности. Неравенство доступа к коррекционному образованию определяется еще и территориальной спецификой. В целом ряде средних и крупных городов Челябинской области ДОО оказывают коррекционную помощь по всем видам нарушений развития, но в большинстве сел и малых городов Челябинской области коррекционное образование не осуществляется. Основная проблема - отсутствие специалистов-дефектологов. Подготовка данной категории специалистов осуществляется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах, но привлечение их в сельскую местность и малые города Челябинской области требует принятия специальных мер со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Затраты на коррекцию развития ребенка в период дошкольного детства высокоэффективны и являются одним из самых значительных резервов повышения результативности общего образования. Состояние экономической доступности дошкольного образования в Челябинской области поддерживается в нормативных и рекомендательных рамках, заданных федеральными нормативными правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации. Устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области размеры платы родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных ДОО не превышают 20 процентов от стоимости содержания ребенка в муниципальных ДОО. Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям ФГОС ДО, который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды. Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия требованиям ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в организациях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные на практике управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, основными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций являются: внедрение профессионального стандарта педагога; модернизация педагогического образования; обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников; повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Все эти направления необходимо реализовывать в Челябинской области, максимально используя возможности региональных организаций профессионального и дополнительного образования. Определяющее значение для решения проблемы доступности дошкольного образования имеет предстоящая смена фазы демографического цикла в возрастной группе детского населения 1 - 7 лет. В период с 2017 до 2031 года прогнозируется снижение численности детей дошкольного возраста, после чего ожидается новый подъем демографической волны. Суммарная проектная мощность сети зданий ДОО составляет 189,8 тысячи мест. При этом сверх установленных норм в них содержится 24,3 тысячи детей, еще 8,7 тысячи детей получают дошкольное образование в дошкольных отделениях 135 общеобразовательных организаций, которые в среднесрочной перспективе будут использованы для размещения школьных классов в связи с подъемом демографической волны в возрастном диапазоне 8 - 18 лет. Таким образом, при общем снижении численности детей 1 - 7 лет к 2031 году до 205,5 тысячи открытие дополнительных мест, запланированное в мероприятиях настоящей государственной программы, является экономически оправданным, так как не влечет за собой необходимости перепрофилирования зданий новых ДОО даже в отдаленной перспективе при условии локализации нового строительства и реконструкции зданий ДОО на территориях Челябинской области с максимальным дефицитом мест в ДОО. 100-процентную доступность дошкольного образования для детей 3 - 7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" необходимо обеспечить к 2016 году. Решение проблемы дефицита мест в ДОО для детей 1,5 - 3 лет, детей с ОВЗ и детей-инвалидов целесообразно максимально совместить со сменой фазы демографического цикла и уменьшением общей численности детей 1 - 7 лет к 2031 году. Развитию частного сектора системы дошкольного образования необходимо уделять внимание на всех этапах ликвидации дефицита мест в ДОО. В целом масштабность и неоднородность проблемы неравенства доступа к качественному дошкольному образованию, ее социальная направленность, затратный характер и зависимость от демографических процессов требуют объединения и координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении стратегических задач развития системы дошкольного образования. Раздел II. Основная цель и задачи государственной программы (Наименование в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 14.08.2017 № 422-П) Основной целью государственной программы является создание в муниципальных образованиях Челябинской области равных возможностей для получения качественного дошкольного образования. Данная цель достигается реализацией следующих задач: модернизация и качественное улучшение содержания, форм и методов организации дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО; содействие формированию современной и доступной среды в ДОО; развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования. Реализация поставленных задач осуществляется через систему мероприятий, запланированных в государственной программе; реализация в ДОО мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (Абзац дополнен - Постановление Правительства Челябинской области от 14.08.2017 № 422-П) Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Государственная программа реализуется в 2015 - 2025 годах. Реализация государственной программы осуществляется в три этапа: 1 этап - 2015 - 2016 годы; 2 этап - 2017 - 2020 годы; 3 этап - 2021 - 2025 годы. Основой для выделения указанных этапов служат Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей 3 - 7 лет к 2016 году и демографические прогнозы Федеральной службы государственной статистики о повозрастной численности населения Челябинской области до 2031 года. Стратегия реализации государственной программы обеспечивает социально и экономически целесообразное решение финансово емких задач по ликвидации дефицита мест в ДОО. Бюджетные вложения должны обеспечивать как решение краткосрочных задач, так и долгосрочный эффект, при котором сформированная сеть ДОО будет использоваться по прямому назначению не только на пике спроса, но и в период максимального спада демографической волны. В первую очередь будет решаться задача обеспечения доступности дошкольного образования для возрастной группы 3 - 7 лет, затем для возрастной группы от 1,5 до 3 лет. По мере уменьшения общей численности детей дошкольного возраста будут возрастать возможности для открытия групп с пониженным нормативом наполняемости детьми, что позволит привести в соответствие с потребностями населения количество коррекционных и оздоровительных групп. При этом третий этап подготавливается первым и вторым этапами реализации государственной программы, во время которых будут решаться задачи, связанные с созданием необходимых материально-технических условий, подготовкой и привлечением соответствующих кадров. Кроме того, в связи с неравномерным развитием сети ДОО средние по Челябинской области сроки реализации этапов государственной программы не совпадают со сроками реализации этих этапов в некоторых муниципальных образованиях Челябинской области. В частности, в муниципальных образованиях Челябинской области, не имеющих дефицита мест в ДОО, ключевая задача третьего этапа будет реализована в более ранние сроки. Раздел IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Достижение цели государственной программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются путем реализации мероприятий государственной программы. Мероприятия государственной программы увязаны по срокам и источникам финансирования и осуществляются по пяти направлениям: 1) обеспечение территориальной и экономической доступности дошкольного образования; 2) повышение качества дошкольного образования на основе реализации ФГОС ДО; 3) укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования; 4) повышение профессионального уровня кадрового состава ДОО; 5) повышение экономической эффективности системы дошкольного образования. Система мероприятий государственной программы, сроки реализации, исполнители, источники и объемы их финансирования представлены в приложении 1 к государственной программе. Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
(Раздел в редакции Постановления Правительства Челябинской области Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов. Общая сумма финансовых средств на реализацию государственной программы составляет 55236376,43 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 900000,0 тыс. рублей; из областного бюджета - 54164394,83 тыс. рублей; из местных бюджетов - 171981,60 тыс. рублей. (Абзац в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 375-П) 1) обеспечение территориальной и экономической доступности дошкольного образования
(Подпункт в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 375-П) 2) повышение качества дошкольного образования на основе реализации ФГОС ДО
3) укрепление здоровья детей, развитие коррекционного образования
4) повышение профессионального уровня кадрового состава ДОО
(Подпункт в редакции Постановления Правительства Челябинской области 5) повышение экономической эффективности системы дошкольного образования
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|