Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 03.10.2002 № 1262-ПП Правительство Свердловской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы
(В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 18.07.2006 № 611-ПП)
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства и в соответствии с предложениями рабочей группы, утвержденной распоряжением Правительства Свердловской области от 22.04.2002 г. № 315 РП "О создании рабочей группы для разработки проектов концепции и программы развития малого предпринимательства", решениями Экономического совета при Губернаторе Свердловской области от 5 июля 2002 года и областного экспертного координационного совета по развитию малого предпринимательства от 24 мая 2002 года, одобривших проект Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, Правительство Свердловской
области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 20022015 годы (прилагается). 2. (Утратил силу - Постановление Правительства Свердловской области от 18.07.2006 № 611-ПП)
3. Поручить Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Комитету по развитию малого предпринимательства Свердловской области (Копелян Е. А.) организовать работу по реализации Концепции. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области
от 18.07.2006 № 611-ПП)
4. Отраслевым исполнительным органам государственной власти Свердловской области при составлении текущих и перспективных планов и программ, касающихся вопросов развития и государственной поддержки малого предпринимательства, руководствоваться положениями Концепции. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А. Председатель Правительства
Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург
3 октября 2002 года
№ 1262 ПП
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2002 г. № 1262 ПП "О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 20022015 годы" Концепция государственной политики поддержки и развития малого
предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы
Введение
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы (далее Концепция) определяет цели, направления и пути развития малого предпринимательства в Свердловской области, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Сверд ловской области, которые обеспечат благоприятные условия развития субъектов малого бизнеса, возрождение богатых традиций уральского предпринимательства. Концепция разработана Министерством экономики и труда Свердловской области с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и членов областного экспертного координационного совета по развитию малого предпринимательства во исполнение распоряжения Правительства Свердловской области от 27.04.2002 г. № 315 РП "О создании рабочей группы для разработки проектов концепции и программы развития малого предпринимательства". Концепция соответствует основным положениям Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной 19 декабря 2001 года Государственным Советом Российской Федерации. При разработке Концепции использованы Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, Концепция управления государственным имуществом Свердловской области на 20022005 годы, Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 20022010 годы, Концепция возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 20002005 годы, Концепция развития выставочной деятельности в Свердловской области на 20022010 годы. В ходе подготовки Концепции сделан анализ ключевых проблем развития малого предпринимательства в Сверд л овской области, проведены социологические исследования, использованы разработки уральских ученых, материалы государственной статистики, некоторые показатели участия малых предприятий в экспортно-импортных операциях, выставочной деятельности. На подготовительном этапе проведен цикл встреч, совещаний, консультаций с различными категориями предпринимателей, руководителями муниципальных образований, негосударственных структур. Проект Концепции рассмотрен и одобрен 24 мая 2002 года областным экспертным координационным советом по развитию малого предпринимательства и 5 июля 2002 года Экономическим советом при Губернаторе Свердловской области. Глава 1. Состояние и проблемы малого предпринимательства
Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. Зародившийся чуть более 10 лет назад малый бизнес является важным сектором, инновационным элементом областной экономики. С 1991 по 2001 год число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7 процента от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44 процента индивидуальные предприниматели
без образования юридического лица и 30 процентов работающие на
малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В уставном капитале малых предприятий доля субъектов малого предпринимательства и физических лиц составляет 98 процентов. В экономике области на долю малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4 процента объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8 процентов от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 20002001 годах малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). По данным сплошного статистического обследования результативность использования ресурсного потенциала в сфере малого бизнеса по основным показателям в 1,52 раза выше, чем в экономике области в целом. Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80 процентов субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске. Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (22 тыс. человек), что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше двух третей от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (стро и тельство, розничная торговля) весомым, где его доля соответственно 31 процент и 44 процента. Туристско-экскур си он
ные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление
мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 7099 процентов предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоро ви тель ных организаций (13 процента). При этом роль малого бизнеса в экономике области, также как и в стране в целом, по ряду показателей на 3050 процентов выше официальных статистических данных, так как часть субъектов малого предпринимательства вынуждена работать в "тени" из-за несовершенных системы налогообложения и нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства. В то же время отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями без образования юридического лица не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Малое предпринимательство динамичная форма хозяйствования, здесь
интенсивно идут процессы реорганизации, изменения видов деятельности, создания новых и ликвидации в установленном порядке неэффективных предприятий, что способствует оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35 процентов малых предприятий работают менее двух лет, 27 процентов от двух до пяти лет, 38 процентов
более пяти лет, в том числе 16 процентов более 8 лет и только 0,5 процента осуществляют свою деятельность свыше 10 лет. В Свердловской области за последние десять лет заложены основы системы государственный поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействие малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития. Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей. На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. По оценке авторитетных экспертов каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности. У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3 процента от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды) отмечают 2530 процентов субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Свердловской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия металлургии, машиностроения и высокотехнологичного военно-промыш лен но го комплекса. Отстает от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств областного и муниципальных бюджетов получают около 1215 процентов субъектов малого предпринимательства. Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки. На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. В 2001 году финансовый результат от хозяйственной деятельности малых предприятий оказался на треть меньше из-за значительного числа убыточных предприятий. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятий (3,2 процента), выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпрртимательской деятельности, как способу решения своих
финансовых проблем. После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90 х годов его развитие в последующем затормозилось. Не растет число малых предприятий, ежегодно сокращается в среднем на 23 процента число крестьянских (фермерских) хозяйств. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест. В хозяйственном комплексе области сформировалось бизнес-сообщество (250260 тыс. человек), численность которого стабилизировалась и в последние годы практически остается неизменной. Исследование, проведенное в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в шести субъектах Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, показало, что 58 процентов опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29 процентов низкую оценку и никто не дал высокой
оценки. Если не менять государственную политику и не совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства, то в условиях существующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Свердловской области на начало XXI века оказался исчерпанным. В Свердловской области созрел довольно значительный слой населения способный при благоприятных экономических и административных условиях заниматься малым бизнесом. Около 250 тыс. человек (оценка по методике Международной организации труда) трудоспособного населения не имеют работы и не заняты в экономике области. Нельзя откладывать решение накопившихся проблем малого бизнеса, так как через несколько лет можно прийти к ситуации, когда цена решения резко возрастет. Глава 2. Цели, задачи, принципы государственной политики
развития и поддержки малого предпринимательства
Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства: 1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства; 2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса; 3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом. Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе. Для достижения этих целей должны решаться следующие задачи: 1) формирование в пределах полномочий Свердловской области благоприятной правовой среды для развития малого предпринимательства; 2) подготовка предложений по устранению неоправданных экономических и административных барьеров на пути малого бизнеса; 3) реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого бизнеса; 4) развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность предпринимателям деловых услуг; 5) подготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства; 6) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства. Государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, перенесении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства. Основные принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства: партнерские отношения между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса; сокращение административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования; поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера; недопущение предоставления государственной помощи, создающей неравные условия конкуренции другим субъектам малого предпринимательства; адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию областной экономики; усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий. Целостная государственная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата в Свердловской области должна обеспечивать системный подход к решению проблем, равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов при входе в рынок, устранение неоправданных административных барьеров на пути малого бизнеса, общее ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования предпринимательской деятельности в части создания стабильных и ясных "правил игры" (обще пра во вых, общеэкономических, имущественных, земельных). Усилится влияние малого предпринимательства на структурную перестройку хозяйственного комплекса области, занятость рабочей силы. При сокращении численности работающих на крупных предприятиях традиционных отраслей тяжелой индустрии, малый бизнес опережающими темпами будет развивать социально ориентированные отрасли, активно реагирующие на платежеспособный спрос и восприимчивые к требованиям рынка. Государственная политика предусматривает следующие аспекты: функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства; отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности в вопросах развития малого бизнеса всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства; территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого предпринимательства в административно-территориальных единицах области; социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения. Процесс поддержки малого предпринимательства в долгосрочной перспективе разделяется на три этапа. Первый этап 20022005 годы. Создание предпосылок для
количественного и качественного роста малого предпринимательства, подготовка новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов для совершенствования правового поля, регулирующего развитие малого бизнеса, повсеместное освоение на муниципальном уровне программно-целевого метода поддержки субъектов малого предпринимательства, введение отдельной статьи в местных бюджетах на развитие малого бизнеса, создание в муниципальных образованиях местных союзов и ассоциаций предпринимателей, филиалов и представительств областных объединений предпринимателей. На всем протяжении первого периода должна быть продолжена работа по сокращению неоправданных административных барьеров, внедрению перспективных финансово-кредитных механизмов государственной поддержки (микрофинансирование, лизинг, предоставление поручительств, венчурное финансирование, инвестиционное кредитование), созданию муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (му ниципальные фонды, бизнес-инкубаторы, деловые клубы, информационные центры). Селективная и адресная поддержка субъектов малого предпринимательства, предоставление льгот и преференций для адаптации к общей экономической среде: облегчение доступа к ресурсам, помощь нуждающимся субъектам на территориях с низким уровнем развития бизнеса, облегчение вхождения в рынок начинающего, молодежного, женского, семейного, крестьянского предпринимательства, стимулирование развития инновационного бизнеса. Создание правовых и организационных условий для благоприятного развития малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел и жилищно-ком му наль ной сфере. Для этого этапа характерно более эффективное использование субъектами малого бизнеса существующего ресурсного потенциала, закрепление достигнутых положительных тенденций экономического роста, повышение финансовой устойчивости, наращивание объемов наукоемкой, конкурентоспособной и востребованной рынком продукции, создание условий для накопления инвестиций за счет роста доходов и увеличения собственных финансовых средств. Устойчивый ежегодный количественный рост числа субъектов малого предпринимательства и численности работающих в сфере малого бизнеса области на 12 процента. Второй этап 20062010 годы. Приоритеты этого этапа:
1) активное развертывание инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства; 2) качественные изменения в отраслевой и технологической структуре, опережающее развитие малого бизнеса, работающего на потребительский рынок и промышленный комплекс; 3) освоение передовых ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитие малых перерабатывающих производств и технологий глубокой переработки местного сырья. Поскольку экономика области и в перспективе будет базироваться на оптимальном сочетании двух составляющих крупных
организационно-хозяйственных структурах, с одной стороны, и малом бизнесе, с другой стороны, то на этом этапе для повышения эффективности структурных изменений в народнохозяйственном комплексе области начнется активная реализация механизмов производственной кооперации крупных и малых предприятий. Завершится в основном формирование областной системы государственной поддержки малого предпринимательства, создание комплекса организаций инфраструктуры, наиболее полно отвечающих потребностям субъектов малого бизнеса. Ежегодное увеличение числа субъектов малого предпринимательства и численности работающих в сфере малого бизнеса на 24 процента. Третий этап 20112015 годы предусматривает комплексный, преимущественно инновационный характер развития малого предпринимательства, выход на более цивилизованный уровень ведения бизнеса с использованием мировых стандартов, обеспечивающих переход к новым стандартам качества жизни людей. Завершение в основном формирования малого бизнеса, как высокотехнологичного, социально ориентированного и конкурентоспособного сектора экономики области. Сокращение перечня адресных льгот и предоставление их преимущественно стартовому (на чи нающему) и инновационному малому бизнесу, что способствует развитию рынка, создает условия для развития сектора малого предпринимательства в целом и повышение эффективности экономики за счет более широкого внедрения инноваций. Главное направление государственной поддержки создание общих
благоприятных условий хозяйствования: совершенствование законодательства, устранение дискриминации со стороны крупных конкурентов, обеспечение равного доступа к ресурсам всех хозяйствующих субъектов. Ежегодное увеличение числа субъектов малого предпринимательства и численности работающих в сфере малого бизнеса на 4 6 процентов.
Четвертый этап — 2016–2020 годы — для этого этапа характерны: развитая институциональная среда и эффективная система защиты прав собственности; стимулирующая предпринимательскую активность нормативно-правовая база; доступные для субъектов малого предпринимательства финансовый и ресурсный рынки. Субъекты малого бизнеса будут иметь современный менеджмент и квалифицированный персонал, активно участвовать в объединениях и общественных организациях для реализации совместных интересов. Появятся субъекты малого предпринимательства, которые успешно используют новые условия внешнеторговой либерализации. Новые средства коммуникации сделают для маленьких фирм более легким доступ к иностранным партнерам. В результате многие субъекты будут вовлечены в международные стратегические союзы и совместные предприятия. Вследствие того, что субъектам малого предпринимательства трудно выходить на мировые рынки, государственная политика Правительства Свердловской области будет направлена на то, чтобы широкий спектр финансовых услуг и услуг по управлению рисками, включая страхование, банковские гарантии и консультационные услуги, был доступен для малых экспортеров при помощи государственного финансирования и государственных заказов на оказание услуг по продвижению продукции малых предприятий на внешние рынки. Вклад малого предпринимательства в социально-экономическое развитие Свердловской области достигнет среднеевропейского уровня. (Абзац введен - Постановление Правительства Свердловской области
от 18.07.2006 № 611-ПП)
Концепция предусматривает двухзвенную вертикальную систему государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства, включающую областной и муниципальный уровни. На областном уровне государственная поддержка должна быть ориентирована на формирование целей, приоритетов, принципов и условий поддержки малого предпринимательства, прогнозирование и обоснование перспектив его развития. Финансовые средства из областного бюджета должны направляться на реализацию мероприятий целевых областных программ поддержки малого предпринимательства, разработку государственных механизмов поддержки, проведение маркетинговых и социологических исследований в масштабах области, формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, системы подготовки кадров и повышение их квалификации, создание недостающих элементов региональной инфраструктуры содействия малому бизнесу. Областной уровень имеет подуровень, который представляют управленческие округа Свердловской области, призванные более оперативно реализовывать в муниципальных образованиях решения, принимаемые областными органами государственной власти. В управленческих округах осуществляется анализ развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, входящих в состав округа, содействие в разработке и реализации областных и муниципальных программ развития малого предпринимательства, координация деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, действующих на территории округа, а также администраций муниципальных образований по вопросам деятельности субъектов малого бизнеса. На муниципальном уровне решаются все вопросы поддержки и развития малого предпринимательства в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления и использованием собственных средств и ресурсов. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 № 611-ПП)
На период первых двух этапов поддержки малого предпринимательства (20022010 годы) вводится принцип дифференцированного подхода и адресности мер государственной поддержки с выделением трех групп муниципальных образований в зависимости от уровня развития малого предпринимательства и состояния системы его поддержки. Первая группа муниципальных образований характеризуется высоким, выше среднеобластного уровня, развитием малого предпринимательства,
вторая группа со средним уровнем развития малого
предпринимательства, третья группа это, как правило, кризисно
депрессивные территории со сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства. При финансовой поддержке соотношение средств из областного и местных бюджетов, направляемых на реализацию муниципальных программ и создание муниципальной инфраструктуры развития малого предпринимательства, может выглядеть по группам следующим образом (в процентах): 1-я группа 20:80, 2-я группа
50:50, третья группа 80:20. Для всех групп территорий потребуется
организационная, консультационная, информационная, образовательная и иная поддержка на областном уровне, с усилением этой помощи путем реализации программ, проектов и отдельных мероприятий за счет средств федерального бюджета и международных финансовых институтов. Глава 3. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года (В редакции Постановления Правительства Свердловской области Сфере малого предпринимательства принадлежит роль одного из важных факторов, определяющих долговременные тенденции развития Свердловской области. В 2006–2020 годах произойдет изменение организационных, экономических, финансовых, социальных, иных источников развития малого бизнеса, обусловленное реализацией Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, что должно учитываться при определении мер государственной поддержки этого сектора экономики. Свердловская область, постепенно утрачивая преимущества индустриального центра с высокой концентрацией крупной промышленности, сыгравшие в определенных исторических условиях свою положительную роль, в рыночных условиях получает возможность реализовать новые преимущества, основанные на формировании сбалансированной социально ориентированной инновационной экономики. Уже к 2010 году прогнозируется увеличение доли производства услуг в структуре валового регионального продукта до 50 процентов. Развитие малых и средних форм хозяйствования будет основным инструментом реализации этих новых преимуществ. Определяющей тенденцией на долговременную перспективу станет процесс все большей интеграции малого бизнеса в общую предпринимательскую и хозяйственную среду с возрастающей ролью малых форм хозяйствования в решении социально-экономических проблем, налаживании конструктивного взаимодействия бизнеса и власти, бизнеса и наемного труда, бизнеса и гражданских институтов. Определяющее влияние на формирование целей, форм и инструментов социально-экономической политики Правительства Свердловской области будет оказывать усиливающаяся необходимость формирования у населения и предпринимателей рыночных стереотипов экономического поведения. В условиях стабильной общественной и политической обстановки, общего экономического подъема в Свердловской области откроются новые возможности для развития малого предпринимательства, уменьшатся административные барьеры, мешающие развитию малого бизнеса, но и одновременно усилится «жесткость» конкурентной среды, усложнится вход субъектов малого предпринимательства на рынок из-за возрастающих барьеров корпоративного характера. Конкурентная борьба за сегменты и «ниши» рынка между малым, средним и крупным бизнесом приведет к исчезновению неконкурентоспособных производств, выживанию в сфере малого бизнеса узкоспециализированных эффективных с высокой инновационной составляющей субъектов, востребованных в качестве деловых кооперационных партнеров. Предстоящий период будет характеризоваться постепенно-устойчивым подъемом сферы малого бизнеса, в ходе которого не предвидится ни взрывообразного роста (как в начале 90-х годов прошлого века), ни крупных «обвалов» (как после финансового кризиса 1998 года). Развитие малого предпринимательства обеспечит постоянный рост занятости, компенсирует сокращение рабочих мест на крупных предприятиях. Успех государственной политики по развитию малого предпринимательства во многом будет зависеть от степени разрешения демографических проблем, вызванных демографическими процессами предыдущих десятилетий. В ближайшие годы прогнозируется сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения Свердловской области в сочетании с увеличением доли людей пенсионного возраста. Дефицит трудовых ресурсов будет ограничивать экстенсивные формы экономического роста в сфере малого бизнеса. Концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года» предусматривает меры по смягчению последствий прогнозируемого сокращения численности экономически активного населения Свердловской области в 2006–2015 годах, стабилизации численности трудовых ресурсов к 2015 году и формированию предпосылок демографического роста к 2020 году. В условиях дефицита трудовых ресурсов малый бизнес будет нуждаться во внедрении технологий, способствующих повышению производительности труда. В связи с этим политика государственной поддержки малого предпринимательства будет включать комплекс мер по адаптации предпринимательской деятельности к условиям дефицита трудовых ресурсов: 1) вовлечение в трудовую деятельность безработных граждан за счет профессиональной переподготовки; 2) создание системы адаптации к технологическим и информационным инновациям граждан пенсионного возраста, ищущих работу; 3) развитие рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями малого бизнеса в молодых специалистах; 4) насыщение рынка труда квалифицированными кадрами за счет иммиграции. Факторами, обеспечивающими возможности развития малого предпринимательства Свердловской области в перспективе до 2020 года, будут, с одной стороны, возрастающий личный потребительский спрос населения на товары, работы и услуги, с другой стороны, усиливающиеся потребности крупных и средних предприятий различных видов экономической деятельности в производственно-кооперационных поставках комплектующих, узлов и деталей, предоставлении услуг промышленного характера. Положительная динамика этих факторов предусмотрена Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года: в 2015 году по сравнению с 2005 годом валовой региональный продукт и реальная заработная плата возрастут в ценах 2005 года в 2,1–2,4 раза. Активность субъектов малого предпринимательства также будет стимулировать запланированное развитие транспортной и общехозяйственной инфраструктуры, средств связи и коммуникации, логистики в хозяйственном комплексе Свердловской области. Таким образом, изменения в сфере малого бизнеса будут связаны с общим ходом структурных преобразований в экономике Свердловской области и приведут к интенсивному развитию сферы услуг для населения и бизнес-услуг по сравнению с малым предпринимательством торгового и производственного профиля. Этому будет способствовать возрастающая концентрация федеральных, межрегиональных и международных организаций, банков и компаний в Свердловской области, ее географическое положение на пути Европа-Азия, а также высокий уровень доходности бизнеса в сфере услуг. По данным социологических опросов 9–10 процентов граждан Свердловской области при соответствующих условиях готовы открыть свое дело и начать заниматься бизнесом. В связи с этим предпринимательский потенциал населения Свердловской области в 2–2,5 раза выше общего числа действовавших в 2002–2005 годах субъектов малого предпринимательства. Концепция направлена на реализацию этого потенциала. В связи со структурными изменениями в сфере малого бизнеса в перспективе существенно изменятся и приоритеты областной государственной политики поддержки малого предпринимательства. Преобладавший ранее преимущественно отраслевой подход постепенно утратит свое значение, и все в большей мере государственная поддержка будет ориентироваться на конкретные целевые группы предпринимателей. В сфере малого предпринимательства происходит внутренняя дифференциация, которая в перспективе будет усиливаться. В связи с этим наблюдается процесс формирования устойчивых групп, отличающихся степенью хозяйственной зрелости, социальным и имущественным положением, числом наемных работников, имеющих различные представления о проблемах и перспективах своего развития и необходимых им формах содействия (начинающие предприниматели, женское предпринимательство, инновационный малый бизнес). Как и в странах с более развитой рыночной экономикой в Свердловской области среди малых форм хозяйствования доля малых предприятий — юридических лиц в общем количестве субъектов малого предпринимательства будет сокращаться в связи с преобладанием таких форм организации бизнеса как индивидуальное предпринимательство и других малых форм хозяйствования и самозанятости, характерных для лиц свободных творческих профессий. Деятельность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица к 2020 году переместится из преимущественно торговой деятельности (около 80 процентов в 2005 году) в сферу интеллектуальных высокопрофессиональных услуг (юристы, врачи, консультанты, домашние учителя, ремесленники, переводчики). В силу исторических, географических, природно-климатических и других особенностей уровень социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе и уровень развития малого предпринимательства, существенно варьируется. Диспропорция относительных показателей развития малого предпринимательства свидетельствует, что уровень развития малого бизнеса в крупных городах Свердловской области в 3–5 раз выше, чем в муниципальных образованиях со сложными условиями хозяйствования. Перспективные тенденции развития малого бизнеса будут направлены на выравнивание межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности субъектами малого предпринимательства, «сглаживание» различий между муниципальными образованиями по степени развития малого предпринимательства. В связи с этим в государственной политике развития малого предпринимательства усилится территориальный акцент, направленный на содействие формированию в условиях реформы органов местного самоуправления и новых возрастающих бюджетных возможностей самостоятельной территориальной политики поддержки и развития малого предпринимательства как экономической основы развития муниципальных образований. Государственная политика направляется на повышение конкурентоспособности малого бизнеса, его адаптационного потенциала, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого обладающего предпринимательскими способностями гражданина. Параллельно с государственной политикой общественные институты малого бизнеса будут способствовать формированию ответственного социального и предпринимательского поведения, корпоративной консолидации и взаимной ответственности. По данным Организации Объединенных Наций, в мире малым бизнесом занято около 50 процентов трудоспособного населения. Результатом намечающихся в Свердловской области долговременных тенденций развития малого предпринимательства станет приближение параметров развития этого сектора экономики к среднеевропейскому уровню. Глава 4. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства (Введена - Постановление Правительства Свердловской области от 18.07.2006 № 611-ПП) Параграф 1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования развития малого предпринимательства С целью оптимизации нормативно-правовых основ государственного регулирования отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, необходимо целенаправленно формировать правовое поле, обеспечивающее беспрепятственное развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути. Это должно быть обеспечено за счет реализации следующих мер: 1) регулирование отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, преимущественно через нормы прямого действия, определенные в областном законодательстве; 2) пересмотр подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих развитию малого предпринимательства; 3) подготовка предложений по законодательному закреплению безвозмездности проведения обследований субъектов малого предпринимательства контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета и бюджета Свердловской области; 4) разработка и принятие закона Свердловской области о государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области в новой редакции; 5) принятие нормативных правовых актов Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, направленных на решение проблем имущественной, финансово-кредитной и информационной поддержки малого предпринимательства на различных стадиях его развития; 6) повышение ответственности должностных лиц, препятствующих созданию и деятельности субъектов малого предпринимательства; 7) введение в практику оценки последствий принимаемых нормативных правовых актов исполнительными и законодательными органами государственной власти и местного самоуправления Свердловской области по развитию малого бизнеса и недопущение ухудшения положения субъектов малого предпринимательства вследствие принятых решений; 8) введение в практику учета предложений предпринимателей, в том числе через объединения предпринимателей, при подготовке проектов нормативных правовых актов, по вопросам развития и регулирования малого бизнеса; 9) формирование и совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства на муниципальном уровне. При взаимодействии исполнительных органов государственной власти Свердловской области с объединениями предпринимателей и федеральными органами исполнительной и законодательной власти необходимо содействовать принятию федеральных законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел, внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее защиту прав собственности, предоставление государственных кредитных гарантий, развитие государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается подготовка предложений Свердловской области при внесении изменений и дополнений в установленном порядке в действующие федеральные нормативные правовые акты, в том числе по: 1) совершенствованию критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства с учетом мировой практики, введению критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам среднего предпринимательства; 2) введению нормы, предписывающей при формировании бюджетов всех уровней выделять отдельной строкой не менее 0,5 процента расходной части на цели поддержки малого предпринимательства; 3) запрещению взимания различных оплат для субъектов малого предпринимательства при государственных надзорных, контрольно-ревизионных и других проверках. Параграф 2. Развитие системы финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой поддержки малого предпринимательства Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса будет и впредь оставаться одним из основных механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Малый бизнес неоднороден как по видам экономической деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных механизмах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать целей развития малого Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|