Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 29.07.2013 № 371-П

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                   от 29 июля 2013 года N 371-П

                            г. Саратов




О   Концепции   профилактики   употребления
психоактивных веществ в Саратовской области
до 2020 года


     В целях сохранения и укрепления  здоровья  населения  Саратовской
области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить Концепцию  профилактики  употребления  психоактивных
веществ в Саратовской области до 2020 года согласно приложению.
     2. Органам  исполнительной   власти   области   руководствоваться
положениями  Концепции профилактики употребления психоактивных веществ
в Саратовской области до 2020 года при решении задач  по  профилактике
немедицинского   потребления   психоактивных   веществ  в  Саратовской
области.
     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  области  при
принятии  и  реализации программ комплексного социально-экономического
развития  муниципальных  образований  учитывать  положения   Концепции
профилактики  употребления психоактивных веществ в Саратовской области
до 2020 года.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области                                          В.В.Радаев




                                     Приложение к постановлению
                                     Правительства области от
                                     29 июля 2013 года N 371-П

                                                                      
                              Концепция
           профилактики употребления психоактивных веществ
                 в Саратовской области до 2020 года

     Основные   понятия,   используемые   в   Концепции   профилактики
употребления  психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года
(далее – Концепция):
     алкоголизм (хронический алкоголизм) – заболевание,  обусловленное
зависимостью от употребления алкоголя;
     алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена  с
использованием  или без использования этилового спирта, произведенного
из пищевого  сырья  и  (или)  спиртосодержащей  пищевой  продукции,  с
содержанием   этилового  спирта  более  0,5  процента  объема  готовой
продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем,
утвержденным Правительством Российской Федерации;
     спиртосодержащая продукция – пищевая или не пищевая продукция   с
содержанием   этилового  спирта  более  1,5  процента  объема  готовой
продукции;
     антинаркотическая  (антиалкогольная)  пропаганда  –  деятельность
физических  и  юридических  лиц, осуществляемая с целью формирования у
граждан   негативного   отношения   к    немедицинскому    потреблению
наркотических  средств, психотропных веществ, употреблению алкогольной
и спиртосодержащей продукции и установки на ведение  здорового  образа
жизни;
     наркомания   –   заболевание,   обусловленное   зависимостью   от
наркотического средства или психотропного вещества;
     наркотические   средства   –    вещества    синтетического    или
естественного   происхождения,   препараты,   растения,  включенные  в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих   контролю    в  Российской  Федерации,  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации,  международными   договорами
Российской  Федерации,  в  том числе Единой конвенцией о наркотических
средствах 1961 года;
     наркологическое    заболевание    (расстройство)     –     особое
психофизическое   болезненное   состояние  в  результате  токсического
воздействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных
веществ,    характеризующееся    малообратимыми    или    необратимыми
изменениями психики;
     наркологическая помощь –  комплекс  мероприятий  по  диагностике,
консультированию,   лечению,  медико-социальной  реабилитации  больных
алкоголизмом,     наркоманией,      токсикоманией,      осуществляемых
специализированными   учреждениями,  организациями  в  соответствии  с
лицензией на указанные виды медицинской деятельности;
     психотропные вещества – вещества синтетического или естественного
происхождения,  препараты,  природные материалы, включенные в Перечень
наркотических  средств,  психотропных  веществ   и   их   прекурсоров,
подлежащих   контролю   в   Российской  Федерации,  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации,  международными   договорами
Российской  Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах
1971 года;
     психоактивные  вещества  –   алкоголь,   опиоиды,   каннабиноиды,
седативные   средства   и   гипнотические  препараты,  кокаин,  другие
психостимуляторы, галлюциногены и летучие растворители, за исключением
табака и кофеина;
     токсикомания – заболевание,  характеризующееся  зависимостью   от
употребления токсических веществ;
     токсические вещества – вещества синтетического или  естественного
происхождения,  препараты,  растения,  природные материалы, вызывающие
зависимость,  не  включенные   в   Перечень   наркотических   средств,
психотропных   веществ   и   их  прекурсоров,  подлежащих  контролю  в
Российской  Федерации,   а   также   Перечень   растений,   содержащих
наркотические средства  или психотропные вещества либо их прекурсоры и
подлежащих  контролю   в  Российской  Федерации,  в   соответствии   с
законодательством   Российской  Федерации,  международными  договорами
Российской Федерации, в том числе Единой  конвенцией  о  наркотических
средствах 1961 года и Конвенцией  о психотропных веществах 1971 года.

                               Введение                               

     Проблема потребления психоактивных веществ, особенно алкоголя,  в
России  является  не  только  социальной  проблемой,  но  и  серьезной
угрозой  для  экономики  и  безопасности  страны.  Антиалкогольная   и
антинаркотическая политика России реализуется в рамках государственных
мер, нацеленных  на  улучшение  демографической  ситуации,  увеличение
продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения.
     Наркологические проблемы, сложившиеся в последние десятилетия   в
России, представляют реальную угрозу национальной безопасности страны,
поскольку  имеют  прямое  отношение   к   значимому   снижению   числа
призывников на срочную военную службу, сокращению трудового потенциала
государства,  как  результат   ранней   смертности   и   инвалидизации
населения,  угрожают экономике страны и стабильному развитию общества.
Потребление психоактивных веществ негативно сказывается  на  здоровье,
уровне  рождаемости  и  культуре общественных связей населения страны,
что  требует  принятия   незамедлительных   и   комплексных   мер   по
профилактике указанного явления.
     Концепция разработана в соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Саратовской области, в  частности  такими,  как
Стратегия   государственной   антинаркотической   политики  Российской
Федерации до 2020  года,  утвержденная  Указом  Президента  Российской
Федерации   от   9   июня   2010   года  N 690,  Концепция  реализации
государственной  политики   по  снижению   масштабов   злоупотребления
алкогольной  продукцией   и  профилактике  алкоголизма среди населения
Российской  Федерации   на   период   до   2020   года,   утвержденная
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации от 30 декабря 2009
года N 2128-р.
     В этих документах основная роль профилактической работы возложена
на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
      Настоящая Концепция призвана обеспечить  комплексный  подход   к
организации   и   проведению  в  Саратовской  области  мероприятий  по
профилактике потребления  психоактивных  веществ,  определяет  систему
комплексного  лечения  и реабилитации лиц, страдающих наркологическими
заболеваниями. Концепция рассчитана  на  период  до  2020  года  и  ее
результатом   должно   стать   снижение   физического,   психического,
социального   и   экономического   вреда,    причиняемого    населению
немедицинским потреблением психоактивных веществ.

            Наркологическая ситуация в Саратовской области            

     Саратовская область относится  к  числу  регионов,  где  проблема
наркотизации  населения  стоит  очень остро, что обусловлено близостью
границы области с государствами  Центральной  Азии,  большим  притоком
мигрантов  из  Средней  и  Центральной  Азии, возможностью культивации
наркосодержащих растений в нашей  климатической  зоне  и  ряда  других
факторов.
     На всех видах наркологического учета  в  Саратовской  области  на
начало 2012 года состоит 44221 человек, что составляет 1,8 процента от
общего числа населения  области,  из  них  38378  человек  состоит  на
диспансерном учете  и 5843 человека – в группе риска.
     Общее  количество  взятых  на  учет   по   всем   наркологическим
нозологиям   в  2011 году составило 5198 человек, из них 3224 человека
взято на диспансерный учет и 1974 человека – на профилактический.
     При  этом  необходимо  отметить,  что  специалисты   Министерства
здравоохранения  Российской  Федерации считают, что число лиц, имеющих
проблемы  с  наркотиками  и  обращающихся  за   медицинской   помощью,
соотносится  с истинным числом больных наркоманией как 1:7, только  по
приблизительным   подсчетам    наркотики    употребляют    с    разной
периодичностью  от  5,6 до 12,3 процента лиц репродуктивного возраста.
На официальном наркологическом учете  по  области  в  настоящее  время
состоит  6361 человек, злоупотребляющий наркотическими веществами,  из
них 3793 человека – на диспансерном учете и 2568 – под наблюдением   в
группе  риска. Заболеваемость наркоманией в области составила 12,3  на
100 тысяч населения.
     В 2011 году на диспансерный учет взято 643 человека,  в 2010 году
–  587  человек.  Таким  образом, по сравнению с 2010 годом показатель
вырос  на 10 процентов.
     Заболеваемость хроническим  алкоголизмом  в  Саратовской  области
составляет  89,6  на  100 тысяч населения, на учет взято 2258 человек.
По сравнению с 2010 годом (85,2) показатель вырос на  5  процентов.  В
настоящее  время  на  диспансерном  учете  состоит  32923  человека  с
заболеванием   хроническим    алкоголизмом.    Всего    в    областных
психиатрических  и  психоневрологических  учреждениях  развернуто  475
наркологических коек.
     С 2009 года на территории области функционирует Центр  наркологии
мощностью  110  коек,  созданный  на  базе  ГУЗ "Саратовская областная
психиатрическая больница". При ГУЗ  "Балаковский  психоневрологический
диспансер" с 2007 года открыто амбулаторное отделение реабилитации.
     В области работает 81  психиатр-нарколог,  из  них  30  процентов
оказывают  помощь  детскому  и подростковому населению. Обеспеченность
населения Саратовской области наркологами составляет 0,35 на 10  тысяч
населения.

                      Основные задачи Концепции                       

     Снижение уровня потребления психоактивных  веществ  и  сокращение
спроса   на  них  путем  совершенствования  системы  профилактической,
лечебной   и  реабилитационной  работы   с   приоритетом   мероприятий
первичной профилактики.
     Существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота
наркотиков.
     Совершенствование     межведомственного     сотрудничества     по
предупреждению употребления психоактивных веществ.
     Основные мероприятия по  реализации  Концепции  осуществляются  в
сфере     профилактики    потребления    психоактивных    веществ    и
совершенствования  системы  оказания  наркологической  помощи  больным
наркоманией и алкоголизмом  в Саратовской области.

                    Принципы реализации Концепции                     

     Законность  –  проведение  всех   лечебных   и   профилактических
мероприятий   с   неукоснительным   соблюдением   юридических  норм  и
конституционных прав граждан.
     Системность –  формирование  единой  стратегии  антинаркотической
деятельности    в    Саратовской   области   на   основе   мониторинга
наркоситуации.
     Разработка и  реализация  областных  программ,  направленных   на
профилактику потребления психоактивных веществ.
     Комплексность  –  организация   всестороннего   межведомственного
взаимодействия   органов   законодательной   и  исполнительной  власти
области,    органов    здравоохранения,     образования,     культуры,
правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций.

                      Правовая основа Концепции                       

     Правовую основу антинаркотической политики в Саратовской  области
составляют:
     Конституция Российской Федерации;
     Федеральный  закон  "Об  основах  охраны   здоровья   граждан   в
Российской Федерации";
     Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и  гарантиях
прав граждан при ее оказании";
     Федеральный  закон  "О  наркотических  средствах  и  психотропных
веществах";
     Указ Президента Российской Федерации  от  9 июня 2010 года  N 690
"Об  утверждении  Стратегии государственной антинаркотической политики
Российской Федерации до 2020 года";
     Указ Президента Российской Федерации   от  18  октября  2007 года
N 1374  "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
     постановление Правительства Российской Федерации  от 20 июня 2011
года  N 485  "Об  утверждении  Положения  о  государственной   системе
мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
     распоряжение Правительства Российской  Федерации   от  30 декабря
2009 года N 2128-р;
     распоряжение Правительства Российской  Федерации   от  14 февраля
2012 года N 202-р;
     приказ Министерства здравоохранения Российской  Федерации  от  15
ноября 2012 года N 929н  "Об утверждении порядка  оказания медицинской
помощи по профилю "наркология";
     приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года
N 704   "О   сроках  диспансерного  наблюдения  больных  алкоголизмом,
наркоманиями и токсикоманиями";
     Закон  Саратовской   области   "О   профилактике   наркомании   в
Саратовской области";
     постановление Правительства Саратовской  области   от  18 октября
2010 года  N 480-П  "О  долгосрочной   областной   целевой   программе
"Комплексные меры противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и  их
незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы";
     постановление Правительства Саратовской  области  от  2  сентября
2011 года  N 476-П   "О  долгосрочной  областной   целевой   программе
"Предупреждение и  борьба  с  социально  значимыми  заболеваниями"  на
2012-2014 годы";
     приказ Министерства здравоохранения  Саратовской  области  от  30
марта 2011 года  N 389   "О   порядке   оказания   психиатрической   и
наркологической  помощи  в   Саратовской   области   и   маршрутизации
пациентов".

             Субъекты, участвующие в реализации Концепции             

     В реализации Концепции участвуют в пределах компетенции следующие
субъекты:
     антинаркотическая комиссия Саратовской области;
     антинаркотические   комиссии   при   муниципальных   районах    и
образованиях области (по согласованию);
     органы исполнительной власти Саратовской области;
     Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию);
     Главное  управление  Министерства   внутренних   дел   Российской
Федерации по Саратовской области (по согласованию);
     органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений и
городских округов (по согласованию);
     учредители средств массовой информации (по согласованию);
     официально зарегистрированные  общественные  организации,  в  том
числе религиозные (по согласованию).
     Организацию  межведомственного   взаимодействия   и   координацию
деятельности  по  реализации  Концепции осуществляет антинаркотическая
комиссия Саратовской области.

       Основные направления деятельности в реализации Концепции       

     Концепция реализуется по следующим направлениям:
     формирование в  гражданском  обществе  негативного  отношения   к
потреблению психоактивных веществ;
     пропаганда здорового образа жизни  среди  всех  возрастных  групп
населения области;
     проведение   постоянной   антинаркотической   и   антиалкогольной
пропаганды  через  средства  массовой  информации для повышения уровня
осведомленности   населения   области   о   негативных    последствиях
потребления   психоактивных   веществ   и   о   наступлении  уголовной
ответственности за участие в незаконном обороте наркотических веществ,
улучшение   правовой   грамотности  населения  по  антиалкогольному  и
антинаркотическому законодательству;
     включение в основные и дополнительные  образовательные  программы
общеобразовательных    учреждений   и   учреждений   профессионального
образования разделов по  профилактике  злоупотребления  психоактивными
веществами;
     разработка  мероприятий,  направленных  на  целевые  аудитории  с
охватом следующих возрастных и социальных групп:
     а) дети  и  подростки  в  возрасте   до   17   лет   включительно
(обучающиеся,  воспитываемые  в  образовательных учреждениях области и
отбывающие наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной
системы);
     б) молодежь в возрасте до 30 лет включительно;
     в) работающее население;
     г) призывники и военнослужащие;
     осуществление   мероприятий   по   сокращению   объемов   продажи
наркотиков;
     раннее и своевременное выявление лиц, потребляющих  психоактивные
вещества и склонных к их потреблению;
     выявление   причин   и   условий,   способствующих    потреблению
психоактивных веществ;
     постоянный мониторинг алкоситуации и наркоситуации;
     внедрение  в  практику  наиболее  эффективных  методов   лечения,
профилактики и реабилитации лиц с наркологической патологией;
     постоянное      укрепление      материально-технической      базы
наркологической    службы    области    и    ее   кадрового   состава,
совершенствование структуры службы;
     своевременное   обучение   и   переподготовка    медицинских    и
педагогических   работников,  медицинских  психологов  и  специалистов
социальных служб;
     создание условий для обучения, профессиональной переподготовки  и
трудоустройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации;
     стимулирование развития и государственная поддержка  деятельности
волонтерского    молодежного    антиалкогольного,   антинаркотического
трезвеннического движения, общественных антинаркотических  объединений
и  трезвеннических организаций, занимающихся профилактикой потребления
психоактивных веществ, продвигающих  идеи  трезвого  здорового  образа
жизни.

         Совершенствование системы профилактики потребления
                        психоактивных веществ

     Наркологическая ситуация в Саратовской области требует  улучшения
системы профилактических мер против потребления психоактивных веществ,
которые невозможны без воспитательной и  пропагандистской  работы   по
формированию   здорового  трезвого  образа  жизни,  системы  здорового
питания, негативного отношения  к  антисоциальным  явлениям,  а  также
раннего    и   своевременного   выявления  потребителей  и  проведения
профилактических мероприятий среди потребителей психоактивных  веществ
для предотвращения развития зависимости.
     Основными задачами профилактической работы являются:
     разработка   и   организация   реализации    целевых    программ,
направленных  на снижение спроса на психоактивные вещества;
     осуществление профилактической работы среди населения;
     создание условий для развития досуга, способствующего  укреплению
психического и физического здоровья населения.
     Профилактическая деятельность, направленная  против  употребления
психоактивных  веществ,  должна  строиться  на  комплексной  основе  и
обеспечиваться совместными усилиями органов государственной власти   и
иных организаций, должностных лиц и граждан.
     Основной   следует    считать    нацеленность    профилактических
мероприятий  на контингент школьного и студенческого возраста, так как
именно  эта   возрастная   группа   подвержена   негативному   влиянию
психоактивных веществ.
     Профилактическая медицинская  модель  должна  быть  ориентирована
преимущественно   на   медико-социальные   последствия   наркомании  и
алкоголизма, предусматривать  в  основном  информирование  учащихся  о
негативных  последствиях  приема психоактивных веществ на физическое и
психическое здоровье.
     Образовательная модель  должна  быть  направлена  на  обеспечение
детей   и   молодежи   полной   информацией   о  проблеме  наркомании,
алкоголизма.
     Главной  целью  психосоциальной  модели  является   необходимость
развития   определенных   психологических   навыков  в  противостоянии
групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении  сделать
правильный  выбор  в  ситуации  предложения  наркотиков  и алкогольных
напитков.
     Комплексная профилактика алкоголизма, наркомании  и  токсикомании
структурно включает:
     1) общую (первичную) профилактику в  отношении  лиц,  не  имеющих
опыта   употребления   психоактивных   веществ,   а   также   лиц,  их
употребляющих,  но у которых еще не возникла зависимость;
     2) вторичную профилактику в  отношении  лиц  со  сформировавшейся
зависимостью от психоактивных веществ;
     3) третичную профилактику или реабилитацию больных  алкоголизмом,
наркоманией, прошедших курс лечения.
     Общая (первичная) профилактика.
     Включает в себя выявление и  запрещение  пропаганды  употребления
психоактивных  веществ  и  установление  правовых  и иных барьеров  ее
распространения в рамках законодательства.
     Выявление потребителей психоактивных веществ на ранних этапах   в
ходе  проведения  скрининговых  обследований  в рамках профосмотров  и
обследований путем тестирования на наркотики.
     Информирование в целях первичной профилактики.
     В  информационном  сопровождении   профилактической   работы   по
снижению   употребления  психоактивных  веществ  выделяются  следующие
направления:
     формирование  негативного  отношения  общества   к   употреблению
психоактивных веществ;
     информационная помощь людям группы риска.
     Разработка новых более  эффективных  форм  и  технологий  ведения
антинаркотической  и  антиалкогольной  пропаганды  с  помощью  средств
массовой  коммуникации  с  учетом   целевых   аудиторий   используемых
ресурсов,   новейших   технологических   достижений,   данных  научных
исследований, современных вызовов.
     Межведомственный характер планирования и реализации на территории
области   рекламных   кампаний   антинаркотической  и  антиалкогольной
направленности, привлечение к  этой  работе  профильных  специалистов,
научных   учреждений   и  общественных  организаций,  бизнес-структур,
средств массовой информации.
     Поддержка общественных инициатив по продвижению  идей  трезвости,
антинаркотического  и  антиалкогольного  образа  мышления, развенчанию
традиций употребления алкоголя, устойчивых позитивных представлений  и
мифов  о  роли  алкоголя,  формированию среди молодежи моды на трезвый
образ жизни.
     Информирование    о    негативных    последствиях     потребления
психоактивных   веществ,   наступления  уголовной  ответственности  за
участие  в  незаконном   обороте   наркотических   веществ,   правовых
последствиях злоупотребления алкоголем и другое.
     Информационно-разъяснительная кампания, направленная на повышение
осведомленности  населения  об  организации  и  формах наркологической
помощи на  территории  области,  формах  и  методах  ее  оказания,  ее
доступности    и   безопасности,   широкое  информирование  жителей  о
возможности  обращения    за   помощью,   распространение   контактной
информации.  Создание  в  сети  Интернет  единого справочного портала,
аккумулирующего  всю  информацию  о  системе  наркологической   помощи
жителям  области,  справочных   и  консультативных  службах,  лечебных
учреждениях, частной практике, рекомендациях находящимся  в  кризисном
состоянии и их близким, возможностях анонимной помощи.
     Вторичная профилактика (медицинская).
     Целью вторичной профилактики является преодоление  физической   и
психической  зависимости  от алкогольной и спиртосодержащей продукции,
наркотических средств, токсических и психотропных веществ.
     Задачами вторичной профилактики являются:
     диагностика  типа  и  степени  зависимости,  а  также   факторов,
предрасполагающих   к   возникновению  зависимости,  провоцирующих   и
поддерживающих эту зависимость;
     осуществление комплекса мероприятий, направленных  на  проведение
детоксикации,  оказание неотложной наркологической помощи, преодоление
физической и психической зависимости,  а  также  лечение  заболеваний,
сопутствующих алкоголизму, наркомании и токсикомании;
     формирование среды, поддерживающей трезвый здоровый образ  жизни,
в  ближайшем  окружении  лиц,  страдающих алкоголизмом, наркоманией  и
токсикоманией.
     Вторичная   профилактика   потребления   психоактивных    веществ
осуществляется на уровне специализированных медицинских учреждений.
     Третичная профилактика.
     Проводится с целью социальной реабилитации  лиц,  прошедших  курс
лечения,  и  направлена  на возвращение их к здоровому трезвому образу
жизни,  формирование  и  удержание  ремиссии,  изменение   социального
окружения.

    Совершенствование системы реабилитации наркологических больных    

     Для достижения длительных ремиссий  наркологического  заболевания
необходим этап социально-реабилитационных мероприятий, направленных на
ресоциализацию  больного   с   формированием   устойчивых   социальных
ориентиров,   трудовых  навыков  и  навыков  нормативного  социального
общения и поведения. Для этого необходимо открытие  специализированных
реабилитационных подразделений в структуре наркологических учреждений,
а также использование потенциала общественных организаций,  работающих
в сфере реабилитации алкозависимых и наркозависимых.
     Цель  реабилитации  –  формирование  нормативного  личностного  и
социального  статуса  больного  на  основе  раскрытия  и  развития его
интеллектуального,    нравственного,    эмоционального,    творческого
потенциала. Задачи реабилитации определяются необходимостью достижения
ее конечной  цели  с  учетом  важнейших  аспектов  жизненной  ситуации
больного  –  медицинских,  личностных,  социальных,  путем их активной
направленной реорганизации.
     Задачи реабилитации могут быть сформулированы следующим образом:
     формирование у больного осознанной  и  стабильной  установки   на
окончательный отказ от немедицинского приема психоактивных веществ, на
активное включение в лечебно-реабилитационный процесс;
     осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических
мероприятий,  направленных  на  снижение  патологического  влечения  к
психоактивным веществам, предотвращение рецидивов болезни;
     ограничение              поведенческих,              аффективных,
интеллектуально-мнестических      расстройств,     развившихся     или
усугубившихся в процессе болезни, и укрепление здоровья  пациентов  на
основе обучения навыкам ведения здорового образа жизни;
     повышение социального  уровня  больного,  восстановление  системы
позитивных семейных и средовых связей.
     Эффективная   реабилитация   наркологических    больных    должна
осуществляться  на  основе  постоянного конструктивного взаимодействия
собственно   медицинских   структур    и    учреждений    образования,
профессиональной  подготовки  и  переподготовки, занятости, социальной
защиты населения, охраны правопорядка,  юридической  помощи  с  четким
разграничением сфер их компетенции.
     Реабилитационной   помощи   предшествует   прохождение   больными
обследования  и  лечения  в  стационарах  или  амбулаторных отделениях
психоневрологических учреждений.

                 Мониторинг наркологической ситуации                  

     Для  решения  задач,   определенных   в   Концепции,   необходима
современная система мониторинга алкоситуации и наркоситуации, в основе
которой  в первую очередь должно лежать раннее выявление и  учет  лиц,
потребляющих  психоактивные  вещества.  Это  позволит  привести данные
официальной  статистики   к   реальным   цифрам,   снизить   латентную
составляющую  наркомании  и  алкоголизма  до  минимума  и своевременно
организовать соответствующую профилактическую работу.
     Создание,  внедрение  и  совершенствование  системы   мониторинга
показателей  уровня и структуры злоупотребления населением алкогольной
продукцией,  заболеваемости  и  смертности   вследствие   употребления
алкоголя   предусматривается  осуществлять  на  основе  систематизации
аналитических  данных,   отображенных   в   сводной   межведомственной
отчетности.
     Внедрение и  функционирование  системы  наблюдения  за  развитием
ситуации  в  сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, профилактики
немедицинского  потребления  наркотиков,  лечения  и медико-социальной
реабилитации   больных   наркоманией    на    основании    достоверных
статистических  сведений,  полученных в ходе осуществления мониторинга
развития наркоситуации, позволит оценивать  эффективность  организации
профилактической    работы   и   целесообразность   принимаемых   мер,
своевременно выявлять  негативные  тенденции  развития  наркоситуации,
прогнозировать развитие наркоситуации и вырабатывать предложения по ее
улучшению.
     В качестве  исходных  информационных  ресурсов  должны  выступать
сведения,   полученные   из  официальных  источников  государственного
статистического наблюдения.

           Оценка показателей профилактической деятельности           

     В  целях  объективной  оценки  результативности  профилактической
деятельности  употребления психоактивных веществ необходима разработка
и внедрение четких критериев эффективности  деятельности  организаций,
участвующих в реализации Концепции.
     Основными  критериями  эффективности  деятельности   организаций,
участвующих в реализации Концепции, являются следующие показатели:
     снижение  уровня   употребления   алкогольной   и   наркотической
продукции на душу населения;
     повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;
     снижение уровня заболеваемости  и  смертности  от  наркомании   и
алкоголизма;
     улучшение качества материально-технической  базы  наркологических
служб  области  и эффективности практик лечения и реабилитации больных
алкоголизмом и наркоманией.

                       Заключительные положения                       

     В   системе   здравоохранения   Саратовской   области    проблеме
противодействия  незаконному  потреблению психоактивных веществ уже не
один  год  отводится  приоритетное   место.   Наркологическая   служба
постоянно   развивается   и  совершенствуется,  обозначенные  проблемы
решаются   программными   методами,   но   поскольку   наркологические
заболевания  –  это  сложные   и  тяжелые  социальные болезни, которые
требуют комплексного подхода, необходимы усилия всех общественных сил,
направленные  на  пропаганду  здорового  образа жизни и внедрение иных
профилактических мер по защите подрастающего поколения от  потребления
психоактивных веществ.

                        ______________________                        

Информация по документу
Читайте также