Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 29.07.2013 № 371-ППРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июля 2013 года N 371-П г. Саратов О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года В целях сохранения и укрепления здоровья населения Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года согласно приложению. 2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года при решении задач по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ в Саратовской области. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при принятии и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований учитывать положения Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области В.В.Радаев Приложение к постановлению Правительства области от 29 июля 2013 года N 371-П Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года Основные понятия, используемые в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в Саратовской области до 2020 года (далее – Концепция): алкоголизм (хронический алкоголизм) – заболевание, обусловленное зависимостью от употребления алкоголя; алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; спиртосодержащая продукция – пищевая или не пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции; антинаркотическая (антиалкогольная) пропаганда – деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая с целью формирования у граждан негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных веществ, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции и установки на ведение здорового образа жизни; наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; наркологическое заболевание (расстройство) – особое психофизическое болезненное состояние в результате токсического воздействия больших доз алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, характеризующееся малообратимыми или необратимыми изменениями психики; наркологическая помощь – комплекс мероприятий по диагностике, консультированию, лечению, медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, осуществляемых специализированными учреждениями, организациями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности; психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года; психоактивные вещества – алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные средства и гипнотические препараты, кокаин, другие психостимуляторы, галлюциногены и летучие растворители, за исключением табака и кофеина; токсикомания – заболевание, характеризующееся зависимостью от употребления токсических веществ; токсические вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, природные материалы, вызывающие зависимость, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Введение Проблема потребления психоактивных веществ, особенно алкоголя, в России является не только социальной проблемой, но и серьезной угрозой для экономики и безопасности страны. Антиалкогольная и антинаркотическая политика России реализуется в рамках государственных мер, нацеленных на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения. Наркологические проблемы, сложившиеся в последние десятилетия в России, представляют реальную угрозу национальной безопасности страны, поскольку имеют прямое отношение к значимому снижению числа призывников на срочную военную службу, сокращению трудового потенциала государства, как результат ранней смертности и инвалидизации населения, угрожают экономике страны и стабильному развитию общества. Потребление психоактивных веществ негативно сказывается на здоровье, уровне рождаемости и культуре общественных связей населения страны, что требует принятия незамедлительных и комплексных мер по профилактике указанного явления. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, в частности такими, как Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р. В этих документах основная роль профилактической работы возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Настоящая Концепция призвана обеспечить комплексный подход к организации и проведению в Саратовской области мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ, определяет систему комплексного лечения и реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. Концепция рассчитана на период до 2020 года и ее результатом должно стать снижение физического, психического, социального и экономического вреда, причиняемого населению немедицинским потреблением психоактивных веществ. Наркологическая ситуация в Саратовской области Саратовская область относится к числу регионов, где проблема наркотизации населения стоит очень остро, что обусловлено близостью границы области с государствами Центральной Азии, большим притоком мигрантов из Средней и Центральной Азии, возможностью культивации наркосодержащих растений в нашей климатической зоне и ряда других факторов. На всех видах наркологического учета в Саратовской области на начало 2012 года состоит 44221 человек, что составляет 1,8 процента от общего числа населения области, из них 38378 человек состоит на диспансерном учете и 5843 человека – в группе риска. Общее количество взятых на учет по всем наркологическим нозологиям в 2011 году составило 5198 человек, из них 3224 человека взято на диспансерный учет и 1974 человека – на профилактический. При этом необходимо отметить, что специалисты Министерства здравоохранения Российской Федерации считают, что число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:7, только по приблизительным подсчетам наркотики употребляют с разной периодичностью от 5,6 до 12,3 процента лиц репродуктивного возраста. На официальном наркологическом учете по области в настоящее время состоит 6361 человек, злоупотребляющий наркотическими веществами, из них 3793 человека – на диспансерном учете и 2568 – под наблюдением в группе риска. Заболеваемость наркоманией в области составила 12,3 на 100 тысяч населения. В 2011 году на диспансерный учет взято 643 человека, в 2010 году – 587 человек. Таким образом, по сравнению с 2010 годом показатель вырос на 10 процентов. Заболеваемость хроническим алкоголизмом в Саратовской области составляет 89,6 на 100 тысяч населения, на учет взято 2258 человек. По сравнению с 2010 годом (85,2) показатель вырос на 5 процентов. В настоящее время на диспансерном учете состоит 32923 человека с заболеванием хроническим алкоголизмом. Всего в областных психиатрических и психоневрологических учреждениях развернуто 475 наркологических коек. С 2009 года на территории области функционирует Центр наркологии мощностью 110 коек, созданный на базе ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница". При ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" с 2007 года открыто амбулаторное отделение реабилитации. В области работает 81 психиатр-нарколог, из них 30 процентов оказывают помощь детскому и подростковому населению. Обеспеченность населения Саратовской области наркологами составляет 0,35 на 10 тысяч населения. Основные задачи Концепции Снижение уровня потребления психоактивных веществ и сокращение спроса на них путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы с приоритетом мероприятий первичной профилактики. Существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков. Совершенствование межведомственного сотрудничества по предупреждению употребления психоактивных веществ. Основные мероприятия по реализации Концепции осуществляются в сфере профилактики потребления психоактивных веществ и совершенствования системы оказания наркологической помощи больным наркоманией и алкоголизмом в Саратовской области. Принципы реализации Концепции Законность – проведение всех лечебных и профилактических мероприятий с неукоснительным соблюдением юридических норм и конституционных прав граждан. Системность – формирование единой стратегии антинаркотической деятельности в Саратовской области на основе мониторинга наркоситуации. Разработка и реализация областных программ, направленных на профилактику потребления психоактивных веществ. Комплексность – организация всестороннего межведомственного взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти области, органов здравоохранения, образования, культуры, правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций. Правовая основа Концепции Правовую основу антинаркотической политики в Саратовской области составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"; постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 202-р; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 929н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология"; приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями"; Закон Саратовской области "О профилактике наркомании в Саратовской области"; постановление Правительства Саратовской области от 18 октября 2010 года N 480-П "О долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы"; постановление Правительства Саратовской области от 2 сентября 2011 года N 476-П "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы"; приказ Министерства здравоохранения Саратовской области от 30 марта 2011 года N 389 "О порядке оказания психиатрической и наркологической помощи в Саратовской области и маршрутизации пациентов". Субъекты, участвующие в реализации Концепции В реализации Концепции участвуют в пределах компетенции следующие субъекты: антинаркотическая комиссия Саратовской области; антинаркотические комиссии при муниципальных районах и образованиях области (по согласованию); органы исполнительной власти Саратовской области; Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию); Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов (по согласованию); учредители средств массовой информации (по согласованию); официально зарегистрированные общественные организации, в том числе религиозные (по согласованию). Организацию межведомственного взаимодействия и координацию деятельности по реализации Концепции осуществляет антинаркотическая комиссия Саратовской области. Основные направления деятельности в реализации Концепции Концепция реализуется по следующим направлениям: формирование в гражданском обществе негативного отношения к потреблению психоактивных веществ; пропаганда здорового образа жизни среди всех возрастных групп населения области; проведение постоянной антинаркотической и антиалкогольной пропаганды через средства массовой информации для повышения уровня осведомленности населения области о негативных последствиях потребления психоактивных веществ и о наступлении уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотических веществ, улучшение правовой грамотности населения по антиалкогольному и антинаркотическому законодательству; включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами; разработка мероприятий, направленных на целевые аудитории с охватом следующих возрастных и социальных групп: а) дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитываемые в образовательных учреждениях области и отбывающие наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы); б) молодежь в возрасте до 30 лет включительно; в) работающее население; г) призывники и военнослужащие; осуществление мероприятий по сокращению объемов продажи наркотиков; раннее и своевременное выявление лиц, потребляющих психоактивные вещества и склонных к их потреблению; выявление причин и условий, способствующих потреблению психоактивных веществ; постоянный мониторинг алкоситуации и наркоситуации; внедрение в практику наиболее эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации лиц с наркологической патологией; постоянное укрепление материально-технической базы наркологической службы области и ее кадрового состава, совершенствование структуры службы; своевременное обучение и переподготовка медицинских и педагогических работников, медицинских психологов и специалистов социальных служб; создание условий для обучения, профессиональной переподготовки и трудоустройства лиц, прошедших курс лечения и реабилитации; стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антиалкогольного, антинаркотического трезвеннического движения, общественных антинаркотических объединений и трезвеннических организаций, занимающихся профилактикой потребления психоактивных веществ, продвигающих идеи трезвого здорового образа жизни. Совершенствование системы профилактики потребления психоактивных веществ Наркологическая ситуация в Саратовской области требует улучшения системы профилактических мер против потребления психоактивных веществ, которые невозможны без воспитательной и пропагандистской работы по формированию здорового трезвого образа жизни, системы здорового питания, негативного отношения к антисоциальным явлениям, а также раннего и своевременного выявления потребителей и проведения профилактических мероприятий среди потребителей психоактивных веществ для предотвращения развития зависимости. Основными задачами профилактической работы являются: разработка и организация реализации целевых программ, направленных на снижение спроса на психоактивные вещества; осуществление профилактической работы среди населения; создание условий для развития досуга, способствующего укреплению психического и физического здоровья населения. Профилактическая деятельность, направленная против употребления психоактивных веществ, должна строиться на комплексной основе и обеспечиваться совместными усилиями органов государственной власти и иных организаций, должностных лиц и граждан. Основной следует считать нацеленность профилактических мероприятий на контингент школьного и студенческого возраста, так как именно эта возрастная группа подвержена негативному влиянию психоактивных веществ. Профилактическая медицинская модель должна быть ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и алкоголизма, предусматривать в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель должна быть направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании, алкоголизма. Главной целью психосоциальной модели является необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков и алкогольных напитков. Комплексная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании структурно включает: 1) общую (первичную) профилактику в отношении лиц, не имеющих опыта употребления психоактивных веществ, а также лиц, их употребляющих, но у которых еще не возникла зависимость; 2) вторичную профилактику в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от психоактивных веществ; 3) третичную профилактику или реабилитацию больных алкоголизмом, наркоманией, прошедших курс лечения. Общая (первичная) профилактика. Включает в себя выявление и запрещение пропаганды употребления психоактивных веществ и установление правовых и иных барьеров ее распространения в рамках законодательства. Выявление потребителей психоактивных веществ на ранних этапах в ходе проведения скрининговых обследований в рамках профосмотров и обследований путем тестирования на наркотики. Информирование в целях первичной профилактики. В информационном сопровождении профилактической работы по снижению употребления психоактивных веществ выделяются следующие направления: формирование негативного отношения общества к употреблению психоактивных веществ; информационная помощь людям группы риска. Разработка новых более эффективных форм и технологий ведения антинаркотической и антиалкогольной пропаганды с помощью средств массовой коммуникации с учетом целевых аудиторий используемых ресурсов, новейших технологических достижений, данных научных исследований, современных вызовов. Межведомственный характер планирования и реализации на территории области рекламных кампаний антинаркотической и антиалкогольной направленности, привлечение к этой работе профильных специалистов, научных учреждений и общественных организаций, бизнес-структур, средств массовой информации. Поддержка общественных инициатив по продвижению идей трезвости, антинаркотического и антиалкогольного образа мышления, развенчанию традиций употребления алкоголя, устойчивых позитивных представлений и мифов о роли алкоголя, формированию среди молодежи моды на трезвый образ жизни. Информирование о негативных последствиях потребления психоактивных веществ, наступления уголовной ответственности за участие в незаконном обороте наркотических веществ, правовых последствиях злоупотребления алкоголем и другое. Информационно-разъяснительная кампания, направленная на повышение осведомленности населения об организации и формах наркологической помощи на территории области, формах и методах ее оказания, ее доступности и безопасности, широкое информирование жителей о возможности обращения за помощью, распространение контактной информации. Создание в сети Интернет единого справочного портала, аккумулирующего всю информацию о системе наркологической помощи жителям области, справочных и консультативных службах, лечебных учреждениях, частной практике, рекомендациях находящимся в кризисном состоянии и их близким, возможностях анонимной помощи. Вторичная профилактика (медицинская). Целью вторичной профилактики является преодоление физической и психической зависимости от алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, токсических и психотропных веществ. Задачами вторичной профилактики являются: диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость; осуществление комплекса мероприятий, направленных на проведение детоксикации, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление физической и психической зависимости, а также лечение заболеваний, сопутствующих алкоголизму, наркомании и токсикомании; формирование среды, поддерживающей трезвый здоровый образ жизни, в ближайшем окружении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Вторичная профилактика потребления психоактивных веществ осуществляется на уровне специализированных медицинских учреждений. Третичная профилактика. Проводится с целью социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения, и направлена на возвращение их к здоровому трезвому образу жизни, формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения. Совершенствование системы реабилитации наркологических больных Для достижения длительных ремиссий наркологического заболевания необходим этап социально-реабилитационных мероприятий, направленных на ресоциализацию больного с формированием устойчивых социальных ориентиров, трудовых навыков и навыков нормативного социального общения и поведения. Для этого необходимо открытие специализированных реабилитационных подразделений в структуре наркологических учреждений, а также использование потенциала общественных организаций, работающих в сфере реабилитации алкозависимых и наркозависимых. Цель реабилитации – формирование нормативного личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального, творческого потенциала. Задачи реабилитации определяются необходимостью достижения ее конечной цели с учетом важнейших аспектов жизненной ситуации больного – медицинских, личностных, социальных, путем их активной направленной реорганизации. Задачи реабилитации могут быть сформулированы следующим образом: формирование у больного осознанной и стабильной установки на окончательный отказ от немедицинского приема психоактивных веществ, на активное включение в лечебно-реабилитационный процесс; осуществление комплекса лечебных и психолого-психотерапевтических мероприятий, направленных на снижение патологического влечения к психоактивным веществам, предотвращение рецидивов болезни; ограничение поведенческих, аффективных, интеллектуально-мнестических расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни, и укрепление здоровья пациентов на основе обучения навыкам ведения здорового образа жизни; повышение социального уровня больного, восстановление системы позитивных семейных и средовых связей. Эффективная реабилитация наркологических больных должна осуществляться на основе постоянного конструктивного взаимодействия собственно медицинских структур и учреждений образования, профессиональной подготовки и переподготовки, занятости, социальной защиты населения, охраны правопорядка, юридической помощи с четким разграничением сфер их компетенции. Реабилитационной помощи предшествует прохождение больными обследования и лечения в стационарах или амбулаторных отделениях психоневрологических учреждений. Мониторинг наркологической ситуации Для решения задач, определенных в Концепции, необходима современная система мониторинга алкоситуации и наркоситуации, в основе которой в первую очередь должно лежать раннее выявление и учет лиц, потребляющих психоактивные вещества. Это позволит привести данные официальной статистики к реальным цифрам, снизить латентную составляющую наркомании и алкоголизма до минимума и своевременно организовать соответствующую профилактическую работу. Создание, внедрение и совершенствование системы мониторинга показателей уровня и структуры злоупотребления населением алкогольной продукцией, заболеваемости и смертности вследствие употребления алкоголя предусматривается осуществлять на основе систематизации аналитических данных, отображенных в сводной межведомственной отчетности. Внедрение и функционирование системы наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией на основании достоверных статистических сведений, полученных в ходе осуществления мониторинга развития наркоситуации, позволит оценивать эффективность организации профилактической работы и целесообразность принимаемых мер, своевременно выявлять негативные тенденции развития наркоситуации, прогнозировать развитие наркоситуации и вырабатывать предложения по ее улучшению. В качестве исходных информационных ресурсов должны выступать сведения, полученные из официальных источников государственного статистического наблюдения. Оценка показателей профилактической деятельности В целях объективной оценки результативности профилактической деятельности употребления психоактивных веществ необходима разработка и внедрение четких критериев эффективности деятельности организаций, участвующих в реализации Концепции. Основными критериями эффективности деятельности организаций, участвующих в реализации Концепции, являются следующие показатели: снижение уровня употребления алкогольной и наркотической продукции на душу населения; повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом; снижение уровня заболеваемости и смертности от наркомании и алкоголизма; улучшение качества материально-технической базы наркологических служб области и эффективности практик лечения и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Заключительные положения В системе здравоохранения Саратовской области проблеме противодействия незаконному потреблению психоактивных веществ уже не один год отводится приоритетное место. Наркологическая служба постоянно развивается и совершенствуется, обозначенные проблемы решаются программными методами, но поскольку наркологические заболевания – это сложные и тяжелые социальные болезни, которые требуют комплексного подхода, необходимы усилия всех общественных сил, направленные на пропаганду здорового образа жизни и внедрение иных профилактических мер по защите подрастающего поколения от потребления психоактивных веществ. ______________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|