Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 03.10.2013 № 525-П

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 3 октября 2013 года N 525-П

 

г. Саратов

 

 

 

 

О государственной программе Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года"

 

 

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

 

 

Губернатор области                                                                       В.В.Радаев

 

 

 

 


Приложение к постановлению

Правительства области от

3 октября 2013 года N 525-П

 

 

Государственная программа Саратовской области

"Содействие занятости населения, совершенствование

социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции

в Саратовской области до 2020 года"

 

Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

Государственная программа Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года" (далее – государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство занятости, труда и миграции области

 

Соисполнители государственной программы

отсутствуют

 

Участники государственной программы

 

министерство образования области;

министерство социального развития области;

министерство здравоохранения области;

министерство культуры области;

министерство молодежной политики, спорта и туризма области;

территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости Государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию);

государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение науки "Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены" Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию);

Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (по согласованию);

Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области" (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений";

подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции"

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цель государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

повышение качества трудовых отношений;

привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области

Целевые показатели государственной программы

уровень регистрируемой безработицы к концу 2020 года не выше 1 процента от численности экономически активного населения;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих к 2020 году не более 1,2 единиц;

удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области, к 2020 году составит 80 процентов

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

 

Объемы финансового обеспечения государственной программы

объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы составляет 5549978,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 896748,2 тыс. рублей;

2015 год – 912573,8 тыс. рублей;

2016 год – 736113,8 тыс. рублей;

2017 год – 745845,6 тыс. рублей;

2018 год – 749597,0 тыс. рублей;

2019 год – 753155,8 тыс. рублей;

2020 год – 755944,3 тыс. рублей;

в том числе:

областной бюджет – 586272,4 тыс. рублей;

в том числе:

2014 год – 75615,1 тыс. рублей;

2015 год – 76896,6 тыс. рублей;

2016 год – 80166,0 тыс. рублей;

2017 год – 84557,7 тыс. рублей;

2018 год – 87118,6 тыс. рублей;

2019 год – 89708,3 тыс. рублей;

2020 год – 92210,1 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) – 4417316,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 751220,1 тыс. рублей;

2015 год – 762989,4 тыс. рублей;

2016 год – 581438,8 тыс. рублей;

2017 год – 582908,3 тыс. рублей;

2018 год – 581176,0 тыс. рублей;

2019 год – 580167,0 тыс. рублей;

2020 год – 577416,8 тыс. рублей;

местные бюджеты (прогнозно) – 108389,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 12913,0 тыс. рублей;

2015 год – 13687,8 тыс. рублей;

2016 год – 14509,0 тыс. рублей;

2017 год – 15379,6 тыс. рублей;

2018 год – 16302,4 тыс. рублей;

2019 год – 17280,5 тыс. рублей;

2020 год – 18317,4 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) – 438000,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 57000,0 тыс. рублей;

2015 год – 59000,0 тыс. рублей;

2016 год – 60000,0 тыс. рублей;

2017 год – 63000,0 тыс. рублей;

2018 год – 65000,0 тыс. рублей;

2019 год – 66000,0 тыс. рублей;

2020 год – 68000,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан":

объем финансового обеспечения на реализацию подпрограммы составляет 5523309,9 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 893132,6 тыс. рублей;

2015 год – 909484,5 тыс. рублей;

2016 год – 732506,6 тыс. рублей;

2017 год – 741966,2 тыс. рублей;

2018 год – 745579,9 тыс. рублей;

2019 год – 748997,6 тыс. рублей;

2020 год – 751642,5 тыс. рублей;

в том числе:

областной бюджет – 559603,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 71999,5 тыс. рублей;

2015 год – 73807,3 тыс. рублей;

2016 год – 76558,8 тыс. рублей;

2017 год – 80678,3 тыс. рублей;

2018 год – 83101,5 тыс. рублей;

2019 год – 85550,1 тыс. рублей;

2020 год – 87908,3 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) – 4417316,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 751220,1 тыс. рублей;

2015 год – 762989,4 тыс. рублей;

2016 год – 581438,8 тыс. рублей;

2017 год – 582908,3 тыс. рублей;

2018 год – 581176,0 тыс. рублей;

2019 год – 580167,0 тыс. рублей;

2020 год – 577416,8 тыс. рублей;

местные бюджеты (прогнозно) – 108389,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 12913,0 тыс. рублей;

2015 год – 13687,8 тыс. рублей;

2016 год – 14509,0 тыс. рублей;

2017 год – 15379,6 тыс. рублей;

2018 год – 16302,4 тыс. рублей;

2019 год – 17280,5 тыс. рублей;

2020 год – 18317,4 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) – 438000,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 57000,0 тыс. рублей;

2015 год – 59000,0 тыс. рублей;

2016 год – 60000,0 тыс. рублей;

2017 год – 63000,0 тыс. рублей;

2018 год – 65000,0 тыс. рублей;

2019 год – 66000,0 тыс. рублей;

2020 год – 68000,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений":

объем финансового обеспечения из средств областного бюджета на реализацию подпрограммы составляет 20004,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 2663,6 тыс. рублей;

2015 год – 2137,3 тыс. рублей;

2016 год – 2655,2 тыс. рублей;

2017 год – 2 927,4 тыс. рублей;

2018 год – 3065,1 тыс. рублей;

2019 год – 3206,2 тыс. рублей;

2020 год – 3349,8 тыс. рублей.

Подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции":

объем финансового обеспечения из средств областного бюджета на реализацию подпрограммы составляет 6664,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 952,0 тыс. рублей;

2015 год – 952,0 тыс. рублей;

2016 год – 952,0 тыс. рублей;

2017 год – 952,0 тыс. рублей;

2018 год – 952,0 тыс. рублей;

2019 год – 952,0 тыс. рублей;

2020 год – 952,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

снижение уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда области;

частичная компенсация снижения численности занятых в экономике области за счет вовлечения в трудовую деятельность безработных граждан, женщин, воспитывающих детей до трех лет, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;

обеспечение экономики области не менее 2,8 тыс. специально созданными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение к 2020 году снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих до 1,2 единицы;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции

 

 


I. Характеристика сферы реализации государственной программы

 

В 2011-2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее – мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области (далее – дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 179,2 тыс. человек (в 2011 году – 205,2 тыс. человек), из которых 76,3 тыс. человек (в 2011 году – 92,5 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. В I полугодии 2013 года участниками мероприятий стали 94 тыс. человек, из которых 39,6 тыс. человек обратились в поисках подходящей работы.

В 2012 году при содействии органов службы занятости трудоустроено 72,2 тыс. человек (в 2011 году – 81,3 тыс. человек) или 75,8 процента от общей численности граждан, состоявших на учете в службе занятости (в 2011 году – 72 процента). В январе-июле 2013 года трудоустроено 34,6 тыс. человек или 63,2 процента.

Принятые в 2011-2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в области снизилась с 78,2 тыс. человек в среднем за 2011 год до 69 тыс. человек в среднем за 2012 год (на 12 процентов). При этом уровень общей безработицы снизился с 6 до 5,4 процента от численности экономически активного населения. В апреле-июне 2013 года численность безработных составила 67,6 тыс. человек, уровень безработицы – 5,3 процента.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась с 18,7 тыс. человек на начало 2011 года до 14,2 тыс. человек на начало 2013 года (на 24,3 процента), а уровень регистрируемой безработицы – с 1,4 до 1,1 процента от численности экономически активного населения соответственно. На 1 июля 2013 года численность безработных составила 13,3 тыс. человек, уровень безработицы – 1 процент.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это – женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием населенных пунктов, относящихся к "критическим" зонам рынка труда. По результатам ежегодного социального картографирования, проводимого министерством занятости, труда и миграции области (далее – министерство), на рынке труда области в 2013 году выявлено 75 "критических" зон (на 19,4 процента меньше, чем в 2012 году), в которых практически отсутствуют работодатели.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, а гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными (муниципальными) учреждениями необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Основные направления этой работы определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Обеспечение уровня социальной защищенности работников на территории области осуществляется в рамках предоставления льгот и гарантий, предусмотренных в 5641 коллективном договоре и в 219 соглашениях. Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2012 года охвачено более 500 тыс. человек, что составляет 72 процента от количества всех работающих на предприятиях и в организациях области.

Несмотря на стабильность количественных показателей отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях и коллективных договорах отрасли.

Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.

Итоги 2012 года свидетельствуют о сохранении тенденции снижения общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Уровень производственного травматизма в регионе снизился на 18 процентов и составил 1,3 случая на 1000 работающих. Это на 15 процентов ниже, чем в среднем в Приволжском федеральном округе и на 23 процента ниже, чем в среднем по России. Вместе с тем, в 2012 году на предприятиях и организациях области погибло 48 человек, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году.

Несмотря на некоторое снижение в 2012 году удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, он остается значительным и составляет 26,9 процента. Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что на предприятиях и в организациях сохраняется система управления охраной труда, основанная на административных принципах управления. В этой связи в системе управления охраной труда необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.

Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации области.

На решение этой задачи направлена и утвержденная 25 июля 2013 года на заседании Правительства Саратовской области Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года.

По статистическим данным за 2012 год в миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.

В течение 2012 года число прибывших мигрантов составило 70955 человек. Выбыло мигрантов 69142 человека. Миграционный прирост в области составил 1813 человек, или 7,2 на 10000 населения.

Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда области определено, что в результате модернизации экономики, ввода в строй высокотехнологичных современных производств, произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.

В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий.

Актуальность вопроса межрегионального перераспределения рабочей силы и возрастающая потребность граждан, ищущих работу в трудоустройстве вахтовым методом, на работу временного и сезонного характера, обусловлена такими факторами как: достаточно низкая заработная плата (особенно в сельской местности), отсутствие перспектив профессионального роста специалистов, отсутствие возможности бесплатного обучения молодых кадров и специалистов, отсутствие жилья.

В 2012 году по вопросу трудоустройства в другой местности обратилось 234 человека. Трудоустроено при содействии государственных казенных учреждений Саратовской области центров занятости населения (далее – ГКУ СО ЦЗН) 217 человек.

Показатели по численности иностранных работников, привлекаемых в счет квот, входят в показатели Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года. Целевые ориентиры имеют тенденцию к небольшому снижению на 200 человек к 2015 году (2013 год – 8,2 тыс. человек, 2014 год – 8,1 тыс. человек, 2015 год – 8 тыс. человек).

На 2012 год для Саратовской области был утвержден размер квоты на привлечение и использование иностранных работников в объеме 8217 разрешений. За год Управлением Федеральной миграционной службы России по Саратовской области выдано 6143 разрешения на работу иностранным гражданам или 75 процентов утвержденной квоты.

С начала 2012 года органами службы занятости области осуществляется новая государственная услуга содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Право на получение финансового обеспечения имеют безработные граждане, обратившиеся в ГКУ СО ЦЗН за содействием в переезде в другую местность, и безработные граждане и члены их семей, обратившиеся в центр занятости за содействием в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости и переехавшие в другую местность для замещения рабочих мест в пределах территории Саратовской области.

Содействие трудоустройству безработных граждан в другой местности в рамках трудовых перемещений осуществляется с целью трудоустройства по востребованным на рынке труда профессиям, получением компенсации финансовых затрат при переезде и переселении, найме жилья.

Согласно прогнозным данным Росстата в течение 2014-2020 годов в области будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения (примерно на 10 тыс. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, – к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике по отношению к 2011 году (1206,6 тыс. человек) сократится до 1199,8 тыс. человек в 2016 году, а в 2020 году может составить 1175 тыс. человек.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 69 тыс. человек в 2012 году до 67 тыс. человек в 2014 году, а уровень безработицы – с 5,4 до 5,3 процента от численности экономически активного населения соответственно. К 2016 году численность безработных граждан и уровень безработицы могут составить 64 тыс. человек и 5,1 процента соответственно.

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов к 2020 году возможно снижение безработицы до 56 тыс. человек или 4,4 процента от численности экономически активного населения. Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, численность зарегистрированных безработных к концу 2020 года может составить 12,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и к концу 2020 года не превысит 1 процента от численности экономически активного населения.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Программой социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, полномочиями министерства занятости, труда и миграции области приоритетами государственной политики в сфере реализации программы являются:

повышение гибкости рынка труда, включающее: совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере занятости населения; повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет совершенствования системы оплаты труда работников областных государственных и муниципальных учреждений; стимулирование развития гибких форм занятости в целях использования трудового потенциала граждан с инвалидностью и других категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы; обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений; развитие социального партнерства;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, включающее: развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие профессиональной мобильности населения на основе повышения квалификации, подготовки и переподготовки с учетом развития инновационных и высокотехнологичных производств и других динамично развивающихся секторов экономики; сокращение дефицита трудовых ресурсов по квалифицированным рабочим специальностям;

развитие институтов рынка труда и эффективности их взаимодействия: повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе повышения эффективности взаимодействия государственной службы занятости населения с партнерами на рынке труда; создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам, в том числе гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров; использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения; осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции;

создание условий труда, способствующих сохранению трудоспособности работающего населения, включающее: содействие внедрению системы управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства; осуществление государственного контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда, оказание консультационной и методической помощи органам местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; содействие достоверной оценке условий труда на каждом рабочем месте с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека; осуществление на территории области государственной экспертизы условий труда; содействие разработке и реализации мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда; содействие переходу от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда на рабочем месте;

совершенствование процессов регулирования и развития трудовой миграции: создание условий и стимулов для переселения в область на постоянное место жительства граждан других субъектов Российской Федерации, соотечественников, проживающих за рубежом и для уменьшения оттока из области квалифицированных специалистов;

содействие развитию внутренней миграции, как внутриобластной, так и межрегиональной;

развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости;

совершенствование региональной и межрегиональной систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства в Саратовской области.

Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в государственной программе сформированы три подпрограммы:

подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений";

подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции".

Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи государственной программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

 

II. Цели и задачи государственной программы

 

С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

повышение качества трудовых отношений;

привлечение дополнительных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью экономики области.

 

III. Целевые показатели государственной программы

 

Основными целевыми показателями, характеризующими эффективность реализации программы, являются:

уровень регистрируемой безработицы на конец года с 1,1 процента от численности экономически активного населения до 1 процента;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих с 1,28 до 1,2 единицы;

удельный вес квалифицированных специалистов в общей численности иностранной рабочей силы, привлекаемой на территорию области, с 62 до 80 процентов.

Значения данных показателей представляют краткую обобщенную характеристику состояния рынка труда и являются значимыми не только для специалистов, но и для общества в целом.

Сведения о целевых показателях государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.

Перечень целевых показателей государственной программы определялся на основе следующих принципов:

охват наиболее значимых мероприятий государственной программы (подпрограммы);

максимальная информативность при минимальном количестве показателей;

наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации программы;

применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;

наличие объективных источников информации;

возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

Перечень целевых показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.

 

IV. Прогноз конечных результатов государственной программы,

сроки и этапы реализации государственной программы

 

По итогам реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

снижение уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда области;

частичная компенсация снижения численности занятых в экономике области за счет вовлечения в трудовую деятельность безработных граждан, женщин, воспитывающих детей до трех лет, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста;

обеспечение экономики области не менее 2,8 тыс. специально созданными рабочими местами для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение к 2020 году снижения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 1 тыс. работающих до 1,2 единицы;

удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции.

Общий вклад государственной программы в социально-экономическое развитие Саратовской области заключается в создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Государственная программа реализуется в 2014-2020 годах.

 

V. Обобщенная характеристика мер правового регулирования

 

Для решения задач государственной программы и достижения ее целевых показателей, а также в связи с принятием новых нормативно-правовых актов, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне области, касающихся внесения изменений в полномочия, закрепленные за министерством занятости, труда и миграции области, предусмотрена разработка законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию основных мероприятий государственной программы.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", новыми полномочиями министерства занятости, труда и миграции области являются:

организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан пенсионного возраста, стремящихся возобновить трудовую деятельность;

содействие в трудоустройстве незанятых многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов на оснащенные (оборудованные) для них рабочие места, с возмещением средств работодателям.

Кроме того, в рамках государственной программы предусмотрена реализация новых направлений активной политики занятости, направленных на повышение уровня трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на рабочих местах сверх установленной квоты, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Для реализации данных мероприятий необходимо принятие соответствующих постановлений Правительства Саратовской области, регламентирующих порядок организации данных мероприятий и условия предоставления субсидии на возмещение затрат работодателям, участвующим в мероприятиях.

В 2016 году предполагается внесение изменений в Закон Саратовской области "О социальном партнерстве в сфере труда" в части определения порядка присоединения работодателей и профсоюзных организаций, а также их объединений к действующим соглашениям на областном и территориальном уровнях.

В целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территории области в 2015 году и в 2018 году будет обеспечено заключение Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области.

Для обеспечения своевременного выполнения органами исполнительной власти области мероприятий по реализации вышеуказанного Соглашения в 2016 году и в 2019 году планируется разработка и принятие распоряжения Правительства Саратовской области "О Плане мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области".

В целях содействия созданию условий труда, способствующих сохранению трудоспособности работающего населения в 2014-2020 годах, планируется принятие следующих нормативных правовых актов:

Закона Саратовской области "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда";

постановления Правительства Саратовской области "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области "Об областном конкурсе "Лучший специалист по охране труда Саратовской области";

постановления Правительства Саратовской области "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области "О смотре-конкурсе по охране труда Саратовской области";

постановления Правительства Саратовской области "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области "Вопросы улучшения условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях Саратовской области".

В целях повышения мотивации работников бюджетной сферы к повышению качества оказываемых услуг на протяжении всего действия программы предполагается поэтапное совершенствование системы оплаты труда бюджетников путем внесения изменений в Закон Саратовской области "Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области".

В целях реализации второго этапа (2016-2020 годы) Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года в рамках государственной программы запланировано разработать и утвердить в 2015 году межведомственный план мероприятий, в том числе, включающий реализацию направлений, связанных с внешней трудовой миграцией (оптимизация привлечения иностранных работников).

Для оказания государственных услуг в сфере занятости населения и трудовой миграции в начале 2014 года планируется принять соответствующие постановления Правительства Саратовской области и утвердить обязательные для исполнения административные регламенты, определяющие порядок, условия и административные процедуры получения государственных услуг.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 2 к государственной программе.

 

VI. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

 

Меры государственного регулирования не предусмотрены.

 

VII. Обобщенная характеристика подпрограмм

государственной программы

 

Для обеспечения решения задач государственной программы предусматривается реализация следующих основных мероприятий.

Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан".

Основное мероприятие 1.1 "Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере содействия занятости населения".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается внесение изменений в действующую нормативную правовую базу, регулирующую вопросы содействия занятости населения, издание методических рекомендаций, обобщение практики применения законодательства о занятости населения, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих единые требования и порядок предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

Основное мероприятие 1.2 "Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда".

Данное основное мероприятие реализуется с целью информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в сфере реализации подпрограммы и предусматривает сбор, обработку и анализ данных статистической отчетности, специально организуемых наблюдений за ситуацией на рынке труда, разработку прогнозных показателей состояния рынка труда, включая прогноз баланса трудовых ресурсов, а также информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Саратовской области, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Основное мероприятие 1.3 "Реализация мероприятий активной политики занятости населения".

В рамках данного основного мероприятия будут осуществляться:

формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

оказание государственных услуг гражданам и работодателям, обратившимся в органы службы занятости.

Основное мероприятие 1.4 "Создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы".

Данное мероприятие реализуется с целью расширения возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В рамках данного основного мероприятия будут осуществляться:

содействие трудоустройству незанятым инвалидам, многодетным родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе на оснащенные (оборудованные) для них рабочие места;

стимулирование работодателей, организовавших (выделивших) рабочие места сверх установленной квоты для трудоустройства незанятых инвалидов, для трудоустройства граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Основное мероприятие 1.5 "Социальные выплаты безработным гражданам".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":

пособия по безработице;

стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

материальной помощи в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Подпрограмма 2 "Совершенствование социально-трудовых отношений".

Основное мероприятие 2.1 "Совершенствование нормативно-правовой и разработка методической базы в сфере трудовых отношений".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

внесение изменений в действующую нормативную правовую базу, регулирующую вопросы трудовых отношений (в сфере оплаты, охраны труда и социального партнерства);

подготовка методических рекомендаций;

обобщение практики применения законодательства в сфере трудовых отношений.

Основное мероприятие 2.2 "Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок в сфере охраны труда и социального партнерства".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в сфере реализации подпрограммы;

сбор, обработка и анализ данных статистической отчетности;

разработка прогнозных показателей состояния трудовых отношений.

Основное мероприятие 2.3 "Развитие социального партнерства и коллективно-договорных отношений".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

содействие заключению соглашений и коллективных договоров и контроль за их исполнением;

проведение уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров;

организационно-техническое обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

создание условий для повышения социальной ответственности бизнеса и престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий.

Основное мероприятие 2.4 "Содействие внедрению механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях и учреждениях".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в областных государственных учреждениях (в 2014-2015 году);

реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в областных бюджетных учреждениях образования, культуры и здравоохранения, разработанных по итогам пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков.

Основное мероприятие 2.5 "Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

подготовка специалистов по охране труда и организация обучения по охране труда работников областных бюджетных учреждений;

повышение квалификации специалистов министерства занятости, труда и миграции области, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

Основное мероприятие 2.6 "Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

информирование по вопросам охраны труда;

проведение комплекса мероприятий, направленных на популяризацию лучшего опыта в сфере охраны труда и формирование культуры охраны труда;

оказание консультационной помощи работникам служб охраны труда организаций по вопросам выбора и применения современных средств индивидуальной защиты работников, в том числе на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Основное мероприятие 2.7 "Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

проведение выборочного контроля качества проведения медицинскими организациями предварительных и периодических медицинских осмотров и реализации профилактических и оздоровительных рекомендаций в соответствии с заключительным актом;

организационно-методическая работа с представителями предприятий, администраций муниципальных районов области, медицинских организаций области, в сфере проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;

организация подготовки и повышения квалификации специалистов областных учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиях труда.

Подпрограмма 3 "Регулирование трудовой миграции".

Основное мероприятие 3.1 "Совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере трудовой миграции".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается внесение изменений в действующую законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую вопросы трудовой миграции, издание методических рекомендаций, обобщение практики применения законодательства в сфере трудовой миграции.

Основное мероприятие 3.2 "Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок в сфере трудовой миграции".

Данное основное мероприятие реализуется с целью информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в сфере трудовой миграции и предусматривает сбор, обработку и анализ данных статистической отчетности, проведение мониторинга привлечения и оценки эффективности использования работодателями иностранной рабочей силы.

Основное мероприятие 3.3 "Стимулирование внутренней трудовой миграции, в том числе содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

формирование областного банка данных вакансий для граждан, желающих переехать в другую местность с целью трудоустройства, в том числе вакансий с предоставлением жилья;

информирование граждан о возможности трудоустройства вне территории населенных пунктов, в которых они проживают (в том числе на вакантные рабочие места, на которые предполагалось привлечение иностранных работников);

информирование работодателей, планирующих привлечение иностранных работников, о возможности замещения вакантных рабочих мест гражданами Российской Федерации, проживающими в другой местности;

представление работодателям, планирующим привлечение иностранных работников, обобщенных сведений о гражданах Российской Федерации, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность на территории области, либо не указавших конкретный регион;

содействие временному трудоустройству по имеющейся профессии (специальности) безработных граждан в другой местности и переселение безработных граждан и членов их семей на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), получение за счет средств областного бюджета компенсации расходов на переезд и переселение.

Основное мероприятие 3.4 "Содействие регулированию процессов привлечения и использования иностранных работников в рамках установленных для Саратовской области квот".

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

организация работы по приему и учету уведомлений работодателей о заключении (расторжении) трудовых договоров (договоров гражданско-правового характера) с иностранными гражданами, прибывающими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

координация работы областной межведомственной координационной комиссии по вопросам миграционной политики, привлечения и использования иностранных работников и реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках подготовки предложений по определению объемов привлечения и использования иностранных работников на предстоящий период.

Перечень основных мероприятий государственной программы приведен в приложении N 3 к государственной программе.

 

VIII. Финансовое обеспечение реализации государственной программы

 

Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы составляет 5549978,5 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 896748,2 тыс. рублей;

2015 год – 912573,8 тыс. рублей;

2016 год – 736113,8 тыс. рублей;

2017 год – 745845,6 тыс. рублей;

2018 год – 749597,0 тыс. рублей;

2019 год – 753155,8 тыс. рублей;

2020 год – 755944,3 тыс. рублей;

в том числе:

областной бюджет – 586272,4 тыс. рублей;

в том числе:

2014 год – 75615,1 тыс. рублей;

2015 год – 76896,6 тыс. рублей;

2016 год – 80166,0 тыс. рублей;

2017 год – 84557,7 тыс. рублей;

2018 год – 87118,6 тыс. рублей;

2019 год – 89708,3 тыс. рублей;

2020 год – 92210,1 тыс. рублей;

федеральный бюджет (прогнозно) – 4417316,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 751220,1 тыс. рублей;

2015 год – 762989,4 тыс. рублей;

2016 год – 581438,8 тыс. рублей;

2017 год – 582908,3 тыс. рублей;

2018 год – 581176,0 тыс. рублей;

2019 год – 580167,0 тыс. рублей;

2020 год – 577416,8 тыс. рублей;

местные бюджеты (прогнозно) – 108389,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 12913,0 тыс. рублей;

2015 год – 13687,8 тыс. рублей;

2016 год – 14509,0 тыс. рублей;

2017 год – 15379,6 тыс. рублей;

2018 год – 16302,4 тыс. рублей;

2019 год – 17280,5 тыс. рублей;

2020 год – 18317,4 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) – 438000,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 57000,0 тыс. рублей;

2015 год – 59000,0 тыс. рублей;

2016 год – 60000,0 тыс. рублей;

2017 год – 63000,0 тыс. рублей;

2018 год – 65000,0 тыс. рублей;

2019 год – 66000,0 тыс. рублей;

2020 год – 68000,0 тыс. рублей.

Указанный объем финансового обеспечения из областного бюджета на 2014-2016 годы определен на основе параметров областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, на период 2017-2020 годов – рассчитан с использованием уровня инфляции.

Финансовое обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и местных бюджетов области, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального и местных бюджетов на соответствующие годы.

Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения государственной программы приведены в приложении N 4 к государственной программе.

 

IX. Анализ рисков реализации государственной программы

и меры управления рисками

 

Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.

Полномочия в сфере занятости, труда и миграции области реализуется за счет средств областного и федерального бюджетов.

В связи с передачей с 2010 года государственных полномочий по государственному управлению охраной труда на муниципальный уровень, с закреплением с 2012 года за субъектами Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий активной политики занятости населения, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов службы занятости, основным финансовым риском реализации государственной программы является недостаточность объемов финансирования из областного бюджета, а также из бюджетов муниципальных районов.

В случае недостаточного (или полного отсутствия) финансирования из федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных районов, а также передача дополнительных полномочий в сфере занятости, труда и миграции на региональный уровень, существуют риски реализации основных мероприятий:

1.3 "Создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы" в части оснащения рабочих мест для незанятых инвалидов;

1.5 "Осуществление социальных выплат безработным гражданам";

2.3 "Содействие улучшению условий и охраны труда".

Преодоление указанных рисков возможно при условии достаточного и своевременного финансирования упомянутых мероприятий из федерального и областного бюджетов.

Планируемые значения целевых показателей реализации государственной программы определены, исходя из предпосылки экономического роста в 2013-2020 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации в области.

Существуют следующие макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, рост инфляции, снижение объемов производства, и как следствие, массовые высвобождения работников, усиление социальной напряженности, вызванное снижением уровня жизни населения, а также увеличением доли иностранной рабочей силы в отдельных отраслях экономики в связи со вступлением России в ВТО. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы, снижению уровня гарантий и ухудшению условий труда.

Преодоление макроэкономических рисков возможно путем реализации антикризисных мер, предусматривающих выделение дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, а из областного бюджета – на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Информация по документу
Читайте также