Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.10.2015 № 412-рП
Об основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и
основных направлениях налоговой политики Пензенской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Руководствуясь Законом Пензенской области
от
22.12.2005 № 906-ЗПО «О
Правительстве Пензенской области» (с последующими изменениями) и постановлением
Правительства Пензенской области от
29.11.2007 № 803-пП «Об
утверждении Порядка и сроков составления проекта бюджета Пензенской области» (с
последующими изменениями): 1. Одобрить
прилагаемые: 1.1. Основные
направления бюджетной политики Пензенской области на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов. 1.2. Основные
направления налоговой политики Пензенской области на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов. 2. Исполнительным
органам государственной власти Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной политики Пензенской
области и основными направлениями налоговой политики Пензенской области при формировании проекта бюджета Пензенской
области на 2016 год. 3. Рекомендовать
органам местного самоуправления муниципальных образований
Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной
политики Пензенской области и основными направлениями налоговой политики
Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований
Пензенской области. 4. Настоящее распоряжение опубликовать в
газете «Пензенские губернские ведомости» и разместить (опубликовать) на
официальном сайте Правительства Пензенской
области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя
Правительства Пензенской области.
ОДОБРЕНЫ распоряжением Правительства Пензенской области от 28.10.2015 № 412-рП ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ бюджетной политики Пензенской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Основные положения Основные
направления бюджетной политики Пензенской области на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 25 Закона Пензенской области от
07.04.2003 № 463-ЗПО «О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Пензенской области» (с последующими изменениями) с целью определения тенденций и
приоритетов развития, принимаемых для составления проекта бюджета Пензенской
области на 2016 год. Бюджетная политика
Правительства Пензенской области на 2016–2018 годы обеспечивает
преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода, актуализирована с учетом текущей экономической
ситуации и ориентирована, в первую очередь, на реализацию основных целей
и задач развития Пензенской области в
соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской
области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом
Пензенской области от
04.09.2007 № 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития
Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» (с последующими
изменениями), государственными
программами Пензенской области. При подготовке Основных
направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014,
указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 и иных документов
государственного стратегического планирования. Исходя из сложившейся
экономической ситуации и задач, поставленных Президентом
и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика Пензенской
области в 2016–2018 годах будет направлена на: - обеспечение
сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Пензенской области; - повышение
эффективности бюджетных расходов на основе оценки достигнутых результатов; - создание
условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных
образований Пензенской области закрепленных за ними полномочий, включая совершенствование принципов распределения
межбюджетных трансфертов; - повышение
качества управления государственными и муниципальными финансами; - дальнейшее
развитие финансового контроля, в том числе на ведомственном уровне, повышение его результативности; - обеспечение
прозрачности и открытости управления государственными финансами. Основные
направления бюджетной политики 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
Пензенской области В условиях изменения
экономической ситуации, снижения отдельных показателей прогноза
социально-экономического развития Пензенской области в 2015 году и,
соответственно, темпов роста собственных доходов бюджета региона важнейшей
задачей является обеспечение
сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Пензенской области. В целях повышения предсказуемости бюджетной политики
в текущих условиях, реалистичности расчета доходов и расходов бюджета
Пензенской области Законом Пензенской
области от
16.10.2015 № 2803-ЗПО «О приостановлении действия положений
отдельных законов Пензенской области и внесении изменений в статью 1 Закона
Пензенской области «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» созданы правовые
основания для составления и утверждения
бюджета Пензенской области только на 2016 год, а также
приостановлены до 01.01.2016 нормы об обязательности разработки и утверждения
бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период. Для
обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, а также выполнения ряда соглашений,
заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании
проекта бюджета Пензенской области на 2016 год необходимо принять меры,
направленные на ограничение дефицита бюджета
и уровня государственного долга,
что создаст условия для социальной и экономической стабильности в
регионе. Правительством
Пензенской области будет продолжена работа по сохранению, укреплению и
развитию налогового потенциала путем качественного администрирования
доходных источников бюджета Пензенской области и повышения уровня их
собираемости, легализации налоговой базы, включая
легализацию «теневой» заработной платы, поддержки организаций,
формирующих налоговый потенциал региона, содействия
инновационным и инвестиционным процессам в экономике, повышения
эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, а
также совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти
Пензенской области, органов местного самоуправления муниципальных
образований Пензенской области и территориальных
органов федеральных органов государственной власти. Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной
системы отводится снижению рисков
неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению
принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками,
и приоритизации бюджетных ассигнований
на мероприятия, реализуемые в рамках государственных программ Пензенской области и (или) непрограммных направлений
деятельности органов государственной
власти, с целью достижения максимального результата и эффективного
использования средств бюджета Пензенской области. Поддержанию финансовой
стабильности региона будет также способствовать реализация долговой политики Пензенской области, направленной на поддержание
умеренной долговой нагрузки, замещение дорогостоящих коммерческих заимствований
бюджетными кредитами, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение
расходов на обслуживание государственного долга. В соответствии с
соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета Правительство Пензенской области обязано
обеспечить поэтапное сокращение государственного долга к 1 января
2017 года до уровня 75 %, долга по коммерческим заимствованиям – до уровня
50 % и дефицита бюджета – до уровня 10% от собственных доходов бюджета за
2016 год. Для выполнения условий
соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых
расходных обязательств в регионе продолжится реализация мероприятий,
утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от
21.01.2013 № 17-пП «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению
государственных финансов Пензенской области на 2013–2016 годы и Плана
мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на
2013–2016 годы» (с последующими изменениями), предусматривающих увеличение
собственной доходной базы, сокращение неэффективных расходов и долговых
обязательств. Еще одним инструментом обеспечения сбалансированности
бюджета Пензенской области является поддержание ликвидности счета бюджета.
Оперативное покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения
бюджета, пополнение остатков средств на едином счете бюджета будет
производиться путем привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет остатков на едином счете
федерального бюджета и заимствований временно свободных средств
государственных бюджетных и автономных учреждений. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов В условиях ограниченности
бюджетных возможностей важнейшей задачей
бюджетной политики в области расходов является повышение эффективности бюджетных расходов на основе Программы, утвержденной распоряжением Правительства
Пензенской области от
04.12.2014 № 631-рП «О Программе повышения
эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на
период до 2018 года», за счет: - концентрации финансовых ресурсов на реализацию
приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках
исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012; - оптимизации структуры расходов, снижения
неэффективных затрат; - обеспечения адресности мер социальной поддержки
граждан на основе критерия нуждаемости; - улучшения качества
бюджетного планирования на основе государственных программ Пензенской области, исходя
из планируемых и достигаемых результатов; - совершенствования механизма применения
государственных заданий на оказание государственных услуг, усиления контроля и
ответственности за выполнением государственных заданий; - дальнейшего развития системы организации
закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; - повышения качества
финансового менеджмента в органах исполнительной власти Пензенской области и государственных учреждениях. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных
расходов определяются указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012
года, они будут сохранены в среднесрочной перспективе. В первую очередь это: - повышение оплаты труда отдельных категорий
работников бюджетной сферы; - обеспечение доступности дошкольного
образования; - поддержка семьи и материнства; - переселение граждан из аварийного жилищного
фонда. Кроме того, приоритетными останутся: - реализация мер социальной поддержки населения; - поддержка приоритетных отраслей экономики,
малого и среднего бизнеса, а также финансирование программ занятости населения. При
планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской
Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», от 28.12.2012 № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах
мероприятий («дорожных картах») изменений в отраслях социальной сферы,
направленных на повышение эффективности образования, культуры, здравоохранения
и социального обслуживания населения, будет использован показатель
среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях,
у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от
трудовой деятельности). В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 № 973 «О
совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную
статистическую информацию показателя среднемесячной
начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у
индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода
от трудовой деятельности)» уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в
2016 году должен быть обеспечен в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015
году. При расчете указанных
расходов также будут учтены: - средняя численность работников соответствующей
категории персонала в организациях социальной сферы государственной формы
собственности по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты
труда отдельных категорий работников за первое полугодие 2015 года; - проведение мероприятий,
направленных на повышение производительности
труда в бюджетном секторе экономики Пензенской области, сокращение
неэффективных расходов; - привлечение на эти цели средств за счет доходов от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от сдачи в
аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности Пензенской области. В среднесрочной
перспективе будет продолжена работа по
внедрению системы эффективного контракта, которая включает в себя
показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для
назначения ему стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и
качества оказываемых им государственных услуг. Расходы на реализацию
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки» будут
предусмотрены в объемах, необходимых для
окончательной оплаты выполненных в текущем году работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дошкольных
образовательных учреждений по долгосрочным муниципальным контрактам. В рамках Указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации
демографической политики Российской Федерации» сохранено право на ежемесячное пособие при рождении третьего и
последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и
повышению качества жилищно-коммунальных услуг» будет продолжена реализация мероприятий
по переселению граждан из ветхого
аварийного жилищного фонда. В рамках
совершенствования предоставления мер социальной поддержки среди главных задач
на ближайшую перспективу по-прежнему остается переход к адресному принципу
оказания социальной помощи наиболее
нуждающимся жителям Пензенской области. Повышению эффективности мер
социальной поддержки будет способствовать проведение инвентаризации перечня
региональных социальных выплат (льгот), сокращение и (или) объединение
отдельных социальных выплат, оценка целесообразности размера социальных выплат, а также ужесточение контроля за
получателями социальных выплат. На развитие сети региональных и местных
автомобильных дорог будут направлены средства дорожного фонда Пензенской
области и муниципальных дорожных фондов муниципальных образований Пензенской
области, сформированные из реалистичных прогнозов поступлений по транспортному
налогу и акцизам на нефтепродукты. В целях исполнения поручения Президента
Российской Федерации об удвоении строительства автомобильных дорог ведущим направлением будет оставаться
строительство новых, реконструкция и ремонт существующей сети
автомобильных дорог общего пользования. Осуществление капитальных вложений будет производиться с учетом необходимости
финансового обеспечения в первую очередь начатых объектов, а также объектов,
строящихся с привлечением средств федерального бюджета. Предоставление субсидий
на государственную поддержку сельского хозяйства, малого и среднего
предпринимательства будет осуществляться с учетом возможностей бюджета
области по обеспечению софинансирования для участия в реализации федеральных
программ и проектов. В условиях жестких ресурсных ограничений и роста
социальной нагрузки на бюджет концентрация бюджетных расходов на приоритетных
направлениях бюджетной политики невозможна без
оптимизации структуры бюджетных расходов, сокращения малоэффективных затрат. С
этой целью продолжится реализация мероприятий по оптимизации сети учреждений;
инвентаризация государственного имущества Пензенской области, закрепленного на
праве оперативного управления за государственными учреждениями, на предмет
эффективного его использования; мероприятия по ресурсосбережению, рациональному
использованию занимаемых площадей государственных организаций. Главным инструментом,
который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных
расходов, ориентированности на достижение
целей государственной политики, по-прежнему должны являться
государственные программы Пензенской области. Проект бюджета
Пензенской области на 2016 год будет сформирован на основании 22-х региональных
программ, охватывающих все основные сферы деятельности органов государственной
власти Пензенской области. К непрограммным
расходам в проекте бюджета отнесены расходы на содержание отдельных органов государственной власти и отдельных
государственных учреждений Пензенской области, на формирование
резервного фонда Правительства Пензенской области, на исполнение судебных актов
по искам к казне Пензенской области и на финансирование других непрограммных направлений деятельности органов государственной
власти. В настоящее время с
целью перехода на новую структуру кодов
бюджетной классификации расходов, применяемую при составлении и исполнении
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016
год, Министерством экономики Пензенской области подготовлены изменения в
порядок разработки и реализации государственных программ Пензенской области и в
Положение об оценке эффективности их реализации, утвержденные постановлением
Правительства Пензенской области от
18.04.2012 № 274-пП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области» (с
последующими изменениями), которые проходят согласование с
заинтересованными ведомствами. Указанные изменения
предусматривают выделение в структуре программных мероприятий
основных мероприятий (их количество должно быть необходимым и достаточным
для достижения целей и решения задач подпрограмм), а также проведение оценки
результативности реализации подпрограмм путем определения степени реализации
основных мероприятий, в них входящих, что позволит не только обеспечить
контроль за достижением промежуточных или окончательных результатов выполнения
основных мероприятий в течение года и, соответственно, за ходом реализации
региональных программ, но и будет способствовать повышению эффективности их
реализации. Одновременно с
совершенствованием методологии разработки государственных программ Пензенской
области их ответственными исполнителями совместно с соисполнителями вносятся соответствующие изменения в
действующие редакции государственных программ Пензенской области. После утверждения
бюджета Пензенской области государственные программы
подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете на 2016 год в
срок до 1 апреля 2016 года. В условиях ограниченности финансовых ресурсов задача
по улучшению качества государственных услуг труднореализуема без дальнейшего совершенствования механизма применения
государственного задания на оказание государственных услуг, усиления контроля и
ответственности за выполнением государственных заданий. Для унификации и систематизации государственных услуг,
оказываемых государственными учреждениями,
исполнительными органами государственной власти Пензенской области
осуществляется уточнение 14 ведомственных
перечней государственных услуг с базовыми перечнями государственных услуг,
сформированными федеральными органами исполнительной власти. Ведомственные
перечни размещаются на официальном сайте по размещению информации о
государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на едином
портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». С 2016 года предусматривается переход к расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг с
учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной
власти, на основании базовых нормативов
затрат и корректирующих коэффициентов
(отраслевого и территориального) к ним,
определяемых в соответствии с порядком формирования государственного
задания на оказание государственных услуг, утвержденным постановлением
Правительства Пензенской области от
13.10.2015 № 561-пП «О порядке формирования государственного задания
на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных
учреждений Пензенской области и финансового обеспечения выполнения
государственного задания». При необходимости в период до начала срока
формирования государственного задания на
2019–2021 годы применяются коэффициенты
выравнивания, определяемые на основании соответствующих методических
рекомендаций, в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения
государственного задания до уровня финансового обеспечения в текущем году в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В случае невыполнения
государственного задания за отчетный год объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания в текущем году будет
уменьшаться с учетом остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1
января года, следующего за отчетным. Повышение
эффективности бюджетных расходов в значительной степени зависит от развития
системы организации закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.
В целях реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями) о внедрении
с 1 января 2016 года нормирования в сфере закупок в Пензенской области
утверждены требования к разработке ведомственных правовых актов о нормировании
закупок, правила определения нормативных затрат на обеспечение функций
государственных органов Пензенской области и подведомственных им казенных
учреждений, а также разрабатываются правила определения требований к
потребительским свойствам и иным характеристикам отдельных товаров (работ,
услуг), закупаемых государственными органами
и подведомственными им учреждениями, и обязательный перечень таких
товаров (работ, услуг). На основании указанных
правил в срок до 31 декабря текущего года государственными
органами утверждаются нормативные затраты на обеспечение выполняемых ими
функций и функций подведомственных учреждений, а также будут сформированы
ведомственные перечни отдельных видов товаров, работ, услуг с соответствующими
характеристиками, которые будут применяться при формировании начальной
(максимальной) цены государственного контракта и описании объектов закупки на
2016 год. Применение принципов
нормирования закупок позволит избежать принятия неэффективных управленческих
решений, предотвратить закупки предметов роскоши, товаров, работ, услуг с
избыточными потребительскими свойствами, а также необоснованные закупки на
содержание государственных органов и казенных учреждений. В 2016 году
продолжится работа по совершенствованию системы планирования закупок для
государственных нужд, в основу которой положен принцип неразрывной связи с
бюджетным процессом. Для планирования и осуществления закупок, реализации всех
контрольных функций финансового органа, предусмотренных действующим
законодательством, необходима автоматизация процесса закупок и ее
последующая интеграция с информационной системой исполнения бюджета. Также будет продолжен мониторинг
планируемых закупок в части определения
начальной (максимальной) цены контрактов, а также состоявшихся
закупок с целью учета экономии по результатам проведения конкурсных
процедур и ее дальнейшего направления на финансирование первоочередных и
социально значимых обязательств. Важное место в составе
мер по повышению эффективности бюджетных расходов занимает улучшение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В регионе ежегодно проводится мониторинг качества финансового управления,
осуществляемого министерствами и ведомствами Пензенской области на основании анализа и оценки процессов и
процедур, охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и
отчетность, финансовый контроль). С целью обеспечения его действенности и результативности в ближайшей перспективе необходимо пересмотреть перечень показателей для
проведения оценки качества финансового управления с учетом изменений
действующего законодательства, дополнения его показателями, оценивающими
формирование системы внутреннего финансового контроля и аудита, внедрение
программно-целевых методов управления, качество обоснований бюджетных
ассигнований, планирование и осуществление государственных закупок, а также усилить персональную ответственность руководителей за низкие показатели
финансовой дисциплины. 3. Политика в области формирования межбюджетных отношений Межбюджетные отношения в 2016–1018 годах будут строиться в соответствии
с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Пензенской
области от
20.09.2005 № 849-ЗПО «О межбюджетных отношениях в Пензенской
области» (с последующими изменениями) с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской
Федерации. В условиях ограниченности финансовых ресурсов как на региональном, так и
на местном уровнях бюджетная политика Пензенской области в сфере межбюджетных
отношений будет направлена на решение приоритетных задач: - повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных
трансфертов; - содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов
муниципальных образований, в том числе за счет проведения мероприятий по
повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения налоговых и неналоговых
доходов; - реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению
органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства; - сокращение муниципального долга; - повышение качества управления муниципальными финансами. Межбюджетные трансферты из бюджета Пензенской области местным бюджетам в
2016–2018 годах будут предоставляться в рамках государственных программ
Пензенской области в соответствии с утвержденными методиками (порядками) в
соответствии с действующим законодательством. Оказание финансовой поддержки
муниципальным образованиям области в целях сглаживания диспропорций в уровне
бюджетных возможностей местных бюджетов и реализации ими
полномочий по решению вопросов местного значения будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности и на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Важным направлением бюджетной политики в сфере
межбюджетных отношений является повышение
эффективности и результативности использования субсидий муниципальными
образованиями Пензенской области в части усиления ответственности
исполнительных органов государственной власти Пензенской области за
несвоевременное распределение и доведение субсидий муниципальным образованиям
Пензенской области, а также ужесточения мер ответственности муниципальных
образований Пензенской области за неисполнение ими условий предоставления
субсидий путем полного или частичного возврата субсидий в бюджет Пензенской
области. Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий
Пензенской области, переданных для осуществления органам местного
самоуправления муниципальных образований
Пензенской области, будет производиться за счет субвенций, выделяемых из бюджета Пензенской
области. В 2016–2018 годах продолжится использование механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов муниципальным
образованиям в соответствии с потребностью в средствах и сроками
возникновения денежных обязательств, что позволит эффективно использовать
бюджетные ресурсы и не допускать значительного объема неиспользованных остатков
целевых средств в местных бюджетах. Предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности высокодотационным муниципальным
образованиям Пензенской области будет осуществляться на основании соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и
увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях сокращения
муниципального долга и усиления ответственности органов местного самоуправления
муниципальных образований Пензенской
области за проводимую бюджетную политику. По-прежнему
будет проводиться ежегодная оценка качества управления бюджетным процессом
органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области и ежемесячный
мониторинг исполнения местных бюджетов, обеспечения их сбалансированности,
своевременности осуществления расчетов, погашения кредиторской задолженности. В свою очередь, органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в условиях недостатка средств для выполнения имеющихся бюджетных обязательств
необходимо проводить крайне взвешенную долговую и бюджетную политику,
выполнять утвержденные планы мероприятий по
оздоровлению муниципальных финансов, обеспечивать безусловное исполнение социально значимых расходов,
эффективное управление бюджетными ресурсами, принимать бюджетные
обязательства, обеспеченные источниками финансирования. 4. Повышение
качества управления государственными и
муниципальными финансами В сентябре 2015 года международное рейтинговое
агентство Fitch Ratings подтвердило Пензенской области долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» со
«Стабильным» прогнозом и
краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «B», а также национальный долгосрочный
рейтинг региона на уровне «AA-(rus)» со «Стабильным» прогнозом. Стабильный
прогноз означает высокую вероятность повышения рейтинга в среднесрочной
перспективе. Такая оценка подтверждает правильность расставленных
приоритетов в социально-экономическом развитии и бюджетной политике региона, а
также отражает низкие кредитные риски и характеризует Пензенскую область как
надежного и платежеспособного заемщика. Об эффективности проводимой
в регионе бюджетной политики также свидетельствуют
результаты проведенной Министерством финансов Российской Федерации оценки
качества управления региональными финансами за 2014 год, на основании
приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010
№ 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества
управления региональными финансами» (с последующими изменениями). По итогам оценки показателей, характеризующих качество бюджетного
планирования, исполнения бюджета, финансовых взаимоотношений с муниципальными
образованиями Пензенской области, управления государственной собственностью и
оказания государственных услуг, прозрачности бюджетного процесса, выполнения
майских указов Президента Российской Федерации Пензенской области присвоена первая степень качества – управление
региональными финансами в регионе находится на высоком уровне. В
2012–2013 годах область находилась в числе субъектов Российской Федерации с
надлежащим качеством управления региональными финансами (вторая степень
качества). Таким образом, Пензенская
область занимает стабильно устойчивое положение в числе субъектов Российской
Федерации по качеству управления региональными финансами. Задача на 2016 год –
сохранить высокий уровень качества. 5. Совершенствование управления исполнением бюджета Пензенской области В рамках указанного
направления планируется дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы по исполнению бюджета по расходам, а также процедур предварительного и текущего
финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей
бюджетных средств при осуществлении
регистрации конкурсных заявок на размещение государственных заказов, бюджетных обязательств в пределах
доведенных в текущем финансовом году лимитов, а также процедур
санкционирования оплаты денежных обязательств. Процесс управления исполнения
бюджета сохранит направленность на
повышение эффективности использования бюджетных средств, качества управления
средствами бюджета Пензенской области и строгое соблюдение бюджетной дисциплины
всеми участниками бюджетного процесса, включая: - составление
и исполнение кассового плана бюджета Пензенской области с учетом необходимости поддержания оптимального
размера ежедневного остатка на едином счете бюджета Пензенской области; - своевременное
планирование временных кассовых разрывов и резервов их покрытия; - совершенствование
процедур управления ликвидностью счета бюджета Пензенской области в целях
своевременного финансирования первоочередных и социально значимых расходных
обязательств; - совершенствование
системы учета и отчетности в государственном секторе Пензенской области. В целях обеспечения
принципа эффективности осуществления закупок, недопущения фактов
необоснованного дробления закупок товаров (работ, услуг) и уклонения от
проведения конкурентных процедур определения поставщиков на этапе предварительного
контроля продолжится работа по определению обоснованности осуществления закупок
у единственного поставщика (подрядчика,
исполнителя), что должно способствовать оптимизации способов определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупок для обеспечения государственных
(муниципальных) нужд, в том числе путем проведения совместных торгов, и, как
следствие, экономии средств бюджета региона.
6. Политика в сфере финансового контроля Целям реализации бюджетной политики Правительства
Пензенской области будет способствовать повышение качества и результативности
осуществляемых контрольных мероприятий. В текущем году для регламентации проведения
контрольных действий был разработан порядок проведения проверки годового отчета
об исполнении бюджета муниципального образования Пензенской области,
методические указания по осуществлению полномочий по внутреннему
государственному финансовому контролю, по ведению производства по делам об
административных правонарушениях, по составлению отчетности о результатах
проверок, по проведению мониторинга цен в сфере государственных закупок, по
проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств
внутреннего финансового контроля и аудита. Развитие системы внутреннего государственного
финансового контроля направлено на контроль
экономической обоснованности, правомерности и эффективности
использования финансовых ресурсов, анализ результативности их
использования. Совершенствование системы внутреннего финансового
контроля должно обеспечить снижение потерь
средств бюджета Пензенской области, эффективность использования
имеющихся финансовых ресурсов, а также предотвращение нарушений
законодательства. К основным направлениям развития системы финансового
контроля в регионе можно отнести следующие направления: - совершенствование
методологии внутреннего государственного финансового контроля путем актуализации нормативной правовой базы
Пензенской области с учетом новаций федерального законодательства; - проведение оценки результатов
программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы
и использование ее для принятия взвешенных управленческих решений; - обеспечение принципа неотвратимости наказания
при реализации результатов проверок, в том числе посредством применения
административных мер; - повышение надежности и эффективности
внутреннего финансового контроля и аудита, направленных на соблюдение
внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления
бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями
бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств; - развитие системы
ведомственного контроля в сфере закупок, повышение уровня его организации и качества контрольных
мероприятий; - совершенствование системы
мониторинга и анализа качества контрольной
деятельности органов государственной власти по осуществлению внутреннего
финансового контроля и аудита, ведомственного контроля в сфере закупок; - проведение информационной работы по
предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о
контрактной системе; - оказание методической помощи контрольным
органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области. 7. Обеспечение прозрачности и открытости управления государственными финансами Достижение целей открытости
и прозрачности общественных финансов в
Пензенской области обеспечивается путем размещения
актуальной информации об
основных показателях бюджета, его исполнении, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс, на официальном сайте Министерства
финансов Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сайте создан раздел
«Открытый бюджет Пензенской области», в котором размещены брошюры-путеводители
с итогами исполнения бюджета Пензенской области за отчетный год (за 2013 год,
за 2014 год), а также с параметрами бюджета Пензенской области на текущий
финансовый год (на 2014 год, на 2015 год), отражающие основные характеристики
бюджета (доходы, расходы), государственных
программ (показатели, расходы), динамику государственного долга
Пензенской области и долговой нагрузки. Пензенская
область в рейтинге по уровню открытости бюджетных данных за 2014 год заняла 11-ое место среди субъектов Российской Федерации и
4-ое место среди субъектов Приволжского федерального округа. В локальном
рейтинге «Годовой отчет об исполнении
бюджета» среди субъектов Российской Федерации Пензенская область поделила 3-е – 5-ое места. В локальном рейтинге
«Внесение изменений в закон о бюджете» среди субъектов Российской
Федерации Пензенская область поделила 1-ое – 2-ое места, а в рейтинге «Контроль и
аудит» заняла 3-е – 6-ое места. Вместе с тем необходимо
отметить отсутствие практики проведения опросов общественного мнения по
вопросам регионального бюджета, недостаточность работы по продвижению
информации о бюджете в социальных сетях. В числе направлений,
которые будут способствовать повышению открытости бюджета Пензенской области в
последующие годы, необходимо выделить следующие: - повышение
публичности информации о деятельности государственных учреждений региона, в том
числе на этапе планирования бюджета; - интерактивная визуализация
публикуемых бюджетных данных; - расширение использования
инфографики на сайте Министерства. Еще одним важным фактором повышения открытости бюджета
является внедрение в бюджетный процесс
государственной интегрированной информационной системы управления общественными
финансами «Электронный бюджет», в том числе подсистем управления доходами,
расходами, денежными средствами, долгом, создание которых предусмотрено
Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной
системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №1275-р. В 2015 году завершится работа по
формированию и ведению ведомственных
перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых
государственными учреждениями Пензенской области, реестра участников бюджетного
процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного
процесса. В
2016 году будет продолжена работа по наполнению компонентов данной системы с целью
создания информационной среды, обеспечивающей
взаимосвязь финансовых данных с результатами деятельности, дальнейшей
систематизации информации с обеспечением ее однократного ввода. Принцип прозрачности и открытости
бюджетного процесса в Пензенской области будет подкреплен соблюдением
сроков и процедур подключения уполномоченных органов к указанной системе. Сформированный на основе изложенных выше
направлений бюджетной политики проект бюджета Пензенской области на 2016 год
предполагает реализацию комплексного подхода к обеспечению устойчивости
бюджета, повышению гибкости бюджетных расходов и расширению границ бюджетного
маневра. Реализация представленных в Основных
направлениях бюджетной политики мер по повышению эффективности бюджетных
расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между
результативностью и объемами бюджетных ассигнований, так и на активное
реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает
совершенствование структуры государственных программ Пензенской области и
подходов к оценке эффективности их реализации, реализацию мер по повышению
качества предоставления государственных услуг, процедур проведения
государственных закупок, осуществления финансового контроля. Неотъемлемым условием эффективной
реализации обозначенной бюджетной
политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия
бюджетных решений, общественного контроля за их реализацией. ________________ ОДОБРЕНЫ распоряжением Правительства Пензенской области от 28.10.2015 № 412-рП ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ налоговой политики Пензенской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Основными приоритетами
налоговой политики Российской Федерации и Пензенской области в очередном
финансовом году и плановом периоде будут являться реализация антикризисных мер,
развитие предпринимательства, сохранение налоговой нагрузки, улучшение
администрирования доходов и обеспечение сбалансированности бюджета Пензенской
области и местных бюджетов. Налог на прибыль организаций Одним из значительных решений в
области налоговой политики, принятых в
последние годы, является изменение законодательства о налогах и сборах,
предусматривающее возможность создания консолидированных групп
налогоплательщиков (далее – КГН). Действующий режим КГН привел к сложностям при
прогнозировании бюджетных доходов на уровне субъектов Российской Федерации, а
также создал возможности для неожиданного снижения доходов региональных
бюджетов, в которых расположены прибыльные предприятия, в случае получения
крупных убытков участниками КГН в других регионах. Функционирование с 2012 года на территории Пензенской
области организаций-участников КГН привело к потерям консолидированного бюджета
области в общей сумме 1 772,8 млн. руб., в том числе за 9 месяцев текущего
года – на 490 млн. руб. (49 %). Учитывая потери регионов, связанные с созданием КГН, в
2014 году были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации,
предусматривающие приостановление на 2015 год процесса регистрации договоров о
создании новых и расширении действующих КГН. Одной из мер в области
налоговой политики, планируемых к реализации в 2016 году и плановом периоде
2017 и 2018 годов, является продление на
период до 1 января 2019 года указанной нормы в части создания КГН. Одновременно
планируются меры по реформированию процесса создания и налогообложения КГН,
направленные на устранение неопределенности при планировании поступлений от участников КГН в бюджеты субъектов
Российской Федерации и сокращение потерь. В целях создания
благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и
поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных
проектов Правительством Российской Федерации разработан
проект федерального закона о наделении субъектов Российской Федерации правом
предоставления с 1 января 2016 года налоговых
льгот по налогу на прибыль (в виде снижения ставки налога до 10 % в части,
поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации) вновь создаваемым
предприятиям промышленности в пределах общего объема осуществляемых ими
капитальных затрат. Снижение налоговой ставки по
налогу на прибыль организаций планируется
осуществлять в рамках механизма отбора региональных инвестиционных проектов,
определяемого Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. указанный порядок
снижения налоговой нагрузки для вновь создаваемых предприятий промышленности
будет действовать на всей территории Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц В целях повышения качества
администрирования одного из основных доходных источников бюджетов регионов
согласно Федеральному закону от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов
за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» с 1 января 2016
года налоговые агенты ежеквартально обязаны представлять в налоговые органы
расчеты сумм налога на доходы физических лиц. В настоящее время сведения о
доходах физических лиц представляются налоговыми
агентами только один раз, что позволяет им пользоваться средствами
налогоплательщиков и не уплачивать своевременно данный налог в бюджет. За несвоевременное и недостоверное
представление в налоговые органы расчетов вводится ответственность налогового
агента в виде уплаты штрафов (1000 руб. и 500 руб. соответственно), а также в
виде приостановления операций по его счетам. Федеральным законом от 24.11.2014 № 368-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» в целях повышения конкурентоспособности граждан России на
рынке труда и приближения налоговой нагрузки на иностранных граждан к нагрузке российских граждан внесены изменения в порядок
расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы
физических лиц для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на
территории Российской Федерации на основании патента, в соответствии с которыми
субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать региональный
коэффициент, на который индексируется сумма платежа. Согласно Закону Пензенской
области от
16.10.2015 № 2805-ЗПО «Об установлении коэффициента, отражающего
региональные особенности рынка труда в Пензенской области, на 2016 год», региональный
коэффициент на 2016 год в Пензенской области установлен в размере 1,5, что позволит довести размер патента до суммы налога на
доходы физических лиц, уплачиваемого в среднем гражданами Российской Федерации
по аналогичным профессиям, а также приравнять его к суммам платежей,
действующих в соседних регионах. Акцизы В
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Основными
направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016–2018 годы
предусмотрено изменение ставок акцизов на подакцизные товары в размерах,
представленных в следующей таблице.
Специальные налоговые режимы В целях налогового стимулирования малого
предпринимательства Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» субъектам Российской Федерации
предоставлено право устанавливать на два года налоговую ставку в размере 0 % по
налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и патентной системы
налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в
производственной, социальной, научной сферах. В соответствии с указанным федеральным
законом, Законом Пензенской области от
04.03.2015 №2684-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской
области» были внесены следующие изменения: - Закон Пензенской
области от
30.06.2009 №1754-ЗПО «Об установлении налоговых ставок отдельным категориям
налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» (с
последующими изменениями) дополнен статьей 1-1, предусматривающей
предоставление на указанный выше срок «налоговых каникул» впервые
зарегистрированным индивидуальным предпринимателям
по упрощенной системе налогообложения, осуществляющим деятельность в
сфере сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, обрабатывающих
производств, научных исследований и разработок, образования, предоставления
социальных услуг без обеспечения проживания и некоторых других сферах; - Закон Пензенской области от
28.11.2012 № 2299-ЗПО «О введении
патентной системы налогообложения на территории Пензенской области и установлении размеров потенциально возможного к
получению индивидуальным предпринимателем
годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении
которых применяется патентная система налогообложения»
(с последующими изменениями) дополнен статьей 2-1, предусматривающей предоставление на указанный выше срок
«налоговых каникул» впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям
по патентной системе налогообложения,
осуществляющим деятельность по ремонту и пошиву швейных, меховых и
кожаных изделий, ремонту и пошиву обуви, химической чистке, крашению и услугам
прачечных, ремонту мебели, жилья и других построек и т.д., всего по 24 видам
деятельности. В 2015 году на основании
вышеназванных законов Пензенской области предоставлены
льготы по патентной системе налогообложения 43 предпринимателям, за текущий год объем предоставленных льгот
оценивается в сумме 290 тыс. рублей. В текущем году в целях обеспечения
устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Налоговый кодекс
Российской Федерации внесены изменения, согласно которым субъектам Российской
Федерации предоставлено право снижать
налоговые ставки по налогу, взимаемому в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения, с 6 % до
1 % (в зависимости от категорий налогоплательщиков) в случае, если
объектом налогообложения являются «доходы», а также представительным органам
муниципальных образований – по единому
налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 15 % до
7,5 % (в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов
предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данный
налог). Налоги на имущество Налог на имущество организаций В соответствии с
изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, в 2013
году Закон Пензенской области от
27.11.2003 № 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на
территории Пензенской области налога на имущество организаций» (с последующими изменениями) был дополнен
положениями, согласно которым начиная с 1 января 2015 года указанный налог по
объектам административного, торгового и коммерческого назначения должен
исчисляться исходя из кадастровой стоимости, отражающей более реальную стоимость
данного имущества по сравнению со среднегодовой стоимостью, и установлены
ставки налога по указанным объектам в следующих размерах: в 2015 году –
1,5 %, в 2016 году – 2 %. С учетом требований статьи 378.2 Налогового
кодекса Российской Федерации в 2014 году в Пензенской области была проведена
работа по определению перечня объектов вышеуказанного назначения. С целью
предупреждения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а также учитывая опыт других
субъектов Российской Федерации,
в регионе определен критерий включения указанных объектов в данный перечень –
площадь объекта свыше 1000 квадратных метров. В
результате указанных изменений в бюджет Пензенской области в 2015 году должно дополнительно поступить более 140 млн. рублей. На основании данных налоговых органов
планируется произвести оценку влияния внесенных изменений на результаты
предпринимательской деятельности и доходную часть бюджета области, а также при
необходимости подготовить предложения о
внесении изменений в действующее законодательство Пензенской области. С
целью увеличения налоговых доходов в бюджет заключены
два инвестиционных соглашения с ООО
«Пачелмское хозяйство» и ЗАО «Башмаковский хлеб», предусматривающие
предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций в виде
снижения ставки налога с 2,2 % до 1,1 %, выпадающие доходы бюджета области оцениваются в общей сумме 80,4 млн.
рублей. Однако в результате реализации указанных соглашений планируется
получить дополнительные доходы в виде налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и транспортного налога в
общей сумме 187,6 млн. рублей. Коэффициент бюджетной эффективности по
ООО «Пачелмское хозяйство» прогнозируется в размере 2,67 и по ЗАО «Башмаковский
хлеб» – 1,26. Налог на
имущество физических лиц В соответствии с внесенными в 2014 году изменениями в
Налоговый кодекс Российской Федерации на территории Пензенской области
установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по
налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения – 1 января 2015 года. Кадастровая стоимость отражает более реальную стоимость имущества по
сравнению с инвентаризационной. В 23 муниципалитетах ставки налога установлены
в максимальных размерах (0,3 %),
в 7 муниципальных образованиях размер ставок составляет от 0,1 % до
0,2 %. Кроме того, в прошлом году
определен перечень объектов административного, делового и торгового назначения,
находящихся в собственности физических лиц, площадью свыше 1000 квадратных
метров, налог по которым за 2015 год будет исчисляться по ставке 2 %. Учитывая срок уплаты налога на
имущество физических лиц за текущий год, – не
позднее 1 октября 2016 года, в следующем финансовом году необходимо произвести
анализ начисленных сумм налога, в том числе в разрезе налогоплательщиков, с
целью внесения возможных предложений о корректировке порядка налогообложения
физических лиц. Транспортный
налог В соответствии с Законом Пензенской области от
16.10.2014 № 2632-ЗПО «О внесении изменений в
Закон Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на
территории Пензенской области» в 2015 году проиндексированы ставки налога на
4,9 %. В 2016 году по повышенным ставкам будет уплачиваться налог
физическими лицами, поскольку срок уплаты налога приходится на 1 октября 2016
года, и организациями за IV квартал текущего года – по сроку не позднее 15 февраля 2016 года. Земельный
налог В текущем году в постановление Правительства Пензенской
области от
15.11.2013 № 850-пП «Об утверждении результатов
государственной кадастровой оценки земель
населенных пунктов в Пензенской области» (с
последующими изменениями) вносились изменения в части уточнения
кадастровой стоимости земельных участков, по которым кадастровая стоимость не
рассчитывалась или была установлена в размере 1 рубль. В целях актуализации стоимости земельных участков в
2016 году планируется провести работу по кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного назначения. ______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|