Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 18.02.2015 № 81

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2015 года № 81

 

О внесении изменений в государственную программу "Оказание

содействия добровольному переселению в Нижегородскую область

соотечественников, проживающих за рубежом,на 2014-2016 годы",

утвержденную постановлением Правительства Нижегородской

области от 14 октября 2013 года № 724

 

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года № 691 "Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в государственную программу "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 14 октября 2013 года № 724 (далее - Программа), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области за исключением городского округа город Саров и Володарского муниципального района принять меры по выполнению мероприятий, направленных на реализацию Программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

 

 

 

Губернатор                                                                 В.П.Шанцев

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 18 февраля 2015 года № 81

 

 

"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 14 октября 2013 года № 724

(в редакции постановления

Правительства Нижегородской области

от 18 февраля 2015 года № 81)

 

 

 

Государственная программа

"Оказание содействия добровольному

переселению в Нижегородскую область

соотечественников, проживающих

за рубежом, на 2014-2016 годы"

 

 

 

Содержание

 

Наименование раздела

Страница

1. Паспорт Программы

3-7

2. Общая характеристика сферы реализации Программы

7-25

3. Цели, задачи, сроки и показатели достижения целей и решения задач Программы

 

25-26

4. Основные мероприятия по реализации Программы

26-32

5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы

31

6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы

 

31-32

Приложение 1 к Программе "Оценка готовности Нижегородской области к приему соотечественников"

 

33-34

Приложение 2 к Программе "Численность принимаемых соотечественников по территориям вселения на 2014 год"

 

35

Приложение 3 к Программе "Численность соотечественников, принимаемых в 2015-2016 годах"

 

36-37

Приложение 4 к Программе "Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы

 

38-39

Приложение 5 к Программе "Перечень основных мероприятий Программы"

 

40-47

Приложение 6 к Программе "Перечень нормативных правовых актов, принимаемых в области в целях реализации Программы"

 

58-49

Приложение 7 к Программе "Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы"

 

50

Приложение 8 к Программе "Регламент приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Нижегородской области"

 

 

51-83

Приложение 1 "Таможенные посты Нижегородской таможни" к Регламенту

 

84-85

Приложение 2 "Адреса уполномоченных органов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области" к Регламенту

 

 

86-90

Приложение 3 "Адреса отделений УФМС России по Нижегородской области" к Регламенту

 

91-95

Приложение 4 "Адреса ГКУ ЦЗН Нижегородской области" к Регламенту

 

96-98

Приложение 5 "Адреса ГКУ УСЗН Нижегородской области" к Регламенту

 

99-102

 

 

 

Государственная программа

"Оказание содействия добровольному переселению

в Нижегородскую область соотечественников,

проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы"

(далее - Программа)

 

1. Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы"

Основания разработки Программы

- Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее - Государственная программа);

- типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р;

- методические рекомендации по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 февраля 2013 года № 33

Наименование, дата и номера правовых актов о разработке Программы

- постановление Правительства Нижегородской области от 21 марта 2013 года № 161 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по разработке и реализации областной целевой программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом";

- постановление Правительства Нижегородской области от 9 января 2007 года № 1 "Об утверждении Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года";

- распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 года № 1346-р "О создании областной межведомственной комиссии по реализации областной целевой Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Межведомственная комиссия)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

Согласование проекта Программы

22 июля 2013 года

 

Согласование внесения изменений в Программу

24 ноября 2014 года

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Заказчик Программы

Министерство социальной политики Нижегородской области

Уполномоченный орган Нижегородской области, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Министерство социальной политики Нижегородской области

Основной разработчик Программы

Министерство социальной политики Нижегородской области

Цель Программы

Стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Нижегородской области

Задачи Программы

- создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного проживания в Нижегородской области;

- регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами и замещения естественной убыли населения

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство социальной политики Нижегородской области;

- управление государственной службы занятости населения Нижегородской области;

- министерство образования Нижегородской области;

- министерство здравоохранения Нижегородской области;

- управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области (по согласованию);

- при участии администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, указанных в разделе 2 настоящей Программы (по согласованию)

Сроки реализации Программы

2014-2016 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета 27523,9 тыс. руб.

Из них:

 

Виды финансирования

Расходы по годам, тыс. руб.

 

 

2014

2015

2016

2014-2016

 

Текущее финансирование

8 797,2

3 964,2

4 062,7

16 824,1

 

Дополнительное финансирование

5 577,5

2 645,0

2 477,3

10 699,8

 

Итого

14 374,7

6 609,2

6 540,0

27 523,9

 

На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Нижегородской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей в соответствии с соглашением, заключаемым между Федеральной миграционной службой и Правительством Нижегородской области

Главные распорядители бюджетных средств

- министерство социальной политики Нижегородской области;

- управление государственной службы занятости населения Нижегородской области

Основные показатели эффективности Программы

1. Количество переехавших соотечественников.

2. Доля квалифицированных специалистов от общего числа участников Государственной программы.

3. Компенсация естественной убыли населения за счет привлечения соотечественников.

4. Доля участников Государственной программы, получивших единовременную выплату на первоочередные нужды от общего числа участников Государственной программы.

5. Доля соотечественников, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации до получения ими гражданства Российской Федерации, от общего числа соотечественников в трудоспособном возрасте.

6. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и членам их семей, в общем объеме расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Планируемая численность переехавших соотечественников:

Годы

Участники Государственной программы

Члены семьи

Итого

2014

725

725

1450

2015

302

302

604

2016

293

293

586

Всего

1320

1320

2640

 

2. Привлечь на территорию Нижегородской области 65% квалифицированных специалистов от общего числа соотечественников в трудоспособном возрасте.

3. Обеспечить замещение естественной убыли населения за счет привлечения соотечественников в среднем на 8,4% за период действия Программы.

4. Обеспечить 100% получение участниками Государственной программы единовременной выплаты на первоочередные нужды.

5. Прохождение профессионального обучения (далее - профобучение), повышение квалификации на курсах УГСЗН Нижегородской области ежегодно за счет областного бюджета не менее 2,6% от общего числа переехавших соотечественников в трудоспособном возрасте

Организация контроля исполнения Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет межведомственная комиссия по реализации Программы - межведомственный орган по осуществлению общей координации и контроля реализации Программы в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 года № 1346-р

 

2. Общая характеристика сферы реализации Программы

 

Нижегородская область расположена в центре европейской части России, на слиянии рек Оки и Волги, в месте пересечения двух важных транспортных коридоров: второго панъевропейского и межрегионального, проходящего с северо-запада на юг европейской части России. Территория - 76,6 тыс. кв. км. Плотность населения - 42,8 чел./кв. км. Численность населения на 1 января 2014 года составила 3,28 млн. чел.

Нижегородская область является крупнейшим промышленным и сельскохозяйственным регионом Поволжья. По оценке 2013 года валовой региональный продукт (далее - ВРП) составил 918,5 млрд. руб. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года предполагается ежегодный прирост ВРП и рост инвестиций в основной капитал на уровне 1%.

Нижегородская область - это крупный индустриальный регион с высокой долей обрабатывающей промышленности. Кроме того, в ней созданы уникальные отрасли экономики: нефтехимическая, металлургическая, пищевая. Традиционно сильно развито автомобилестроение. Значительный вклад в экономику вносит малый бизнес. Область входит в десятку лучших регионов России по развитию малого предпринимательства, в котором действует свыше 38,6 тысячи предприятий с долей занятых 20,6% от общей численности занятых в экономике (без учета индивидуальных предпринимателей). Доля малых предприятий в ВРП области составляет около 16,5%.

В Нижегородской области заложены глубокие традиции научно-технического образования, академической и отраслевой науки.

Система высшего образования включает в себя 50 образовательных организаций высшего образования, из них 11 государственных, 2 негосударственные, 25 филиалов государственных образовательных организаций, 12 филиалов негосударственных. Всего обучается свыше 111 тысяч студентов.

Система среднего профессионального образования включает в себя 78 профессиональных образовательных организаций, в том числе негосударственных образовательных организаций. Всего обучается свыше 50 тыс. чел.

На 1 января 2014 года на территории Нижегородской области (далее - область, регион) функционирует 1362 дошкольные образовательные организации, 13 начальных школ - детских садов, 34 общеобразовательные организации, в которых есть дошкольные группы.

На 1 января 2014 года охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием составляет 78,1%.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в рамках государственной программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на период до 2023 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года № 646, было создано в 2013-2014 годах 11718 дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного образования.

В 2015 году в рамках подпрограммы 8 "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет в 2015 году и на период до 2023 года" государственной программы "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 301, планируется ввести 2632 дополнительных места в образовательных организациях дошкольного образования.

В Нижегородской области на начало 2014-2015 учебного года осуществляют деятельность 963 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и их филиалов.

В рамках государственной программы "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильём", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302, реализуется подпрограмма "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2015-2023 годы" (далее - Подпрограмма).

В рамках Подпрограммы 3907 молодым специалистам социальной сферы предоставляются меры социальной поддержки в форме социальных выплат на погашение кредитов и процентов по ним на приобретение или строительство жилья и приобретение транспортного средства.

Для участников Подпрограммы построено 2033 индивидуальных жилых дома, приобретена 1821 квартира на вторичном рынке недвижимости и предоставлено 3818 автомобилей марки ЛАДА - 21074, 21054, Гранта.

На реализацию Подпрограммы из средств областного бюджета профинансировано 5,63 млрд. руб. В дальнейшем до 2023 года на реализацию Подпрограммы из средств областного бюджета предусмотрено 3,66 млрд. руб. Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 9,29 млрд. руб.

В 2013 году среднедушевые денежные доходы населения увеличились в 1,5 раза к уровню 2010 года и составили 24,4 тыс. руб. Их соотношение с величиной прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилось с 3,0 до 3,7 раз.

Среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась в 1,5 раза и составила 23,8 тыс. руб. Ее соотношение с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения выросло с 2,8 до 3,4 раз.

Средний размер пенсии на 1 января 2014 года составил 9,8 тыс. руб. и обеспечил покупку 1,8 набора прожиточного минимума пенсионера (в 2010 году - 1,7).

Численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась к уровню 2010 года на 108,8 тыс. чел. и составила 9,1% от общей численности населения области (в 2010 году - 12,3%).

Прогнозируется, что в 2016 году средний размер заработной платы в Нижегородской области может составить 30890 руб., что обеспечит трудоспособному населению покупку 3,6 набора прожиточного минимума. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума будет последовательно сокращаться и к 2016 году составит 8,4% от общей численности населения области.

Для улучшения ситуации в жилищной сфере Правительство Нижегородской области создает необходимые условия для наращивания объемов жилищного строительства и повышения его доступности для населения.

За период с 2011 по 2013 годы на территории Нижегородской области введено 4504,2 тыс. кв. м общей площади жилья. Годовой объем ввода жилья в 2013 году составил 1530,4 тыс. кв. м, или 102% по отношению к уровню 2012 года. При этом доля ввода жилья эконом-класса составила 54% от общей площади, введенной в эксплуатацию. Доля ввода малоэтажного жилья составила 62,1% от общего объема ввода. Этому способствовала реализация программы "Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011-2013 годы", задачей которой было обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства эконом-класса.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302 утверждена государственная программа "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем", в рамках которой действуют семь подпрограмм, в том числе подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" на 2015-2020 годы, основной задачей которой является решение вопроса по увеличению количества реализуемых в Нижегородской области инвестиционных проектов, предусматривающих строительство жилья экономического класса.

Отмечается увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. В 2013 году региональными банками гражданам Нижегородской области выдано 17 тысяч ипотечных (жилищных) кредитов на сумму 17,1 млрд. руб., что на 40,4% выше, чем за в 2012 году.

В 2013 году стоимость 1 кв. м общей площади квартир на первичном рынке жилья области составила 53,6 тыс. руб., на вторичном рынке - 59,4 тыс. руб.

Нижегородская область исторически является одним из ведущих аграрных регионов России.

На 1 января 2014 года на территории Нижегородской области в сельской местности проживало 682,7 тыс. чел.

В целом область имеет молочно-мясное направление. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2805,0 тыс. га, в т.ч. пашни - 1954,4 тыс. га, это 1,5 и 1,7% от соответствующих показателей в России. В области осуществляют свою деятельность 562 сельскохозяйственных организаций, 2555 крестьянских (фермерских) хозяйств, 543,7 тысяч личных подсобных хозяйств.

Всего в 2013 году на развитие агропромышленного комплекса области из федерального бюджета выделено 2,1 млрд. руб., из областного - 3,5 млрд. руб.

Объем производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств области в 2013 году составил 52,9 млрд. руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,1% к 2012 году.

Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2013 год составила в среднем 14065 руб. (112,3% к 2012 году).

На фоне этого отмечаются медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости населения сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

В соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280 (далее - Программа АПК), Правительство Нижегородской области ставит главной целью развития сельского хозяйства области обеспечение конкурентоспособного сельского хозяйства и существенное повышение уровня жизни сельского населения.

Проводимая в области аграрная политика направлена на создание условий для обеспечения перелома критической ситуации в сельском хозяйстве.

Программа АПК предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:

- в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

- зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, в целом обеспечивающий устойчивость агропромышленного комплекса (далее - АПК);

- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

- в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;

- в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

- в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

- научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Дальнейшее развитие АПК Нижегородской области невозможно без высококвалифицированных кадров.

Учитывая актуальность кадровой проблемы на селе и в целях привлечения и закрепления молодых специалистов, реализуется Закон Нижегородской области от 1 ноября 2008 года № 149-З "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области". В соответствии с указанным Законом устанавливаются меры государственной поддержки молодым специалистам и работникам сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств: ежемесячная доплата к заработной плате и выплата единовременного пособия молодым специалистам, ежемесячная доплата к заработной плате работникам сельскохозяйственных организаций (операторам машинного доения, механизаторам, электрогазосварщикам, токарям). В результате оказанных мер государственной поддержки возрастет количество молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственном производстве.

Важным направлением кадрового обеспечения АПК является создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК области:

- осуществление мероприятий по обучению руководителей, специалистов и рабочих кадров организаций и предприятий АПК области;

- проведение краткосрочных семинаров, научно-практических конференций по вопросам внедрения инновационных технологий в сферу АПК.

Учитывая, что повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций проводится не реже 1 раза в 3 года, за период действия Программы АПК ежегодно будут обучаться 15% работников АПК.

Главными задачами Программы АПК в сфере социального развития села являются следующие.

1. Развитие жилищного строительства в сельской местности.

Для улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, предусматривается:

- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства и приобретения жилья, включая ипотечное кредитование;

- создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, позволит ввести в эксплуатацию 137,2 тыс. кв. м жилья для молодых семей, молодых специалистов, а также сельских жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Повышение уровня снабжения природным газом сельского населения.

Для повышения уровня снабжения природным газом сельского населения и создания более комфортных условий труда и быта в сельской местности предусматривается ввести 1020,1 км газораспределительных сетей, уровень газификации достигнет 71,0%.

3. Повышение уровня снабжения сельского населения качественной питьевой водой.

Для улучшения снабжения сельского населения качественной питьевой водой и улучшения состояния здоровья населения планируется ввести 234 км водопроводов, уровень обеспеченности водой достигнет 70,5%.

Также одним из приоритетов социального развития села и сельскохозяйственного производства является строительство дорог для сельских населенных пунктов, которое должно развиваться нарастающими темпами.

Решение данных задач позволит улучшить качество жизни в сельской местности, сократит разрыв между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличит количество рабочих мест в сельской местности и создаст условия для развития сельской экономики.

Нижегородская область является крупнейшим промышленным центром.

Общий объем отгруженной продукции обрабатывающих производств (по чистым видам деятельности) всех промышленных предприятий Нижегородской области (включая малые) составил за 2013 год 1036,6 млрд. руб.

Индекс промышленного производства в 2013 году составил 104,5%.

Объем отгрузки товаров собственного производства по полному кругу предприятий обрабатывающих производств составил 943,8 млрд. руб., что в действующих ценах на 5,1% больше 2012 года.

По объему отгруженной продукции обработки Нижегородская область среди регионов России по итогам 2013 года заняла 7-е место, среди регионов Приволжского федерального округа - 2-е место. При этом доля Нижегородской области в общероссийском объеме отгрузки обработки составила - 3,7%, в объеме ПФО - 16,6%.

Индекс производства обрабатывающих производств в 2013 году составил 105,8%.

Положительный сальдированный финансовый результат, полученный крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств, в 2013 году составил 53 621,6 млн. руб. (66,6% от сальдированной прибыли по экономике области).

Среднесписочная численность работников всех предприятий обрабатывающих производств (без внешних совместителей) составила в отчетном периоде 266 568 чел. или более 20% от общей численности занятых на предприятиях экономики региона. По сравнению с 2012 годом численность работников по полному кругу предприятий увеличилась на 2,6%.

С целью стимулирования развития экономики области и реализации государственной политики по привлечению инвестиций постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года № 731 утвержден План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области (далее - План).

В Плане отражены ключевые инвестиционные и инфраструктурные объекты области. Основными критериями отбора являются:

- объем инвестиций по проекту, для производственных проектов он составляет 1 млрд. руб., для социальных - 50 млн. руб.,

- количество вновь создаваемых рабочих мест - более 100 единиц.

В настоящее время План включает 185 реализующихся и планируемых к реализации (с 2015 г. - 19 проектов, с 2016 г. - 4 проекта, с 2017 г. - 3 проекта) инвестиционных и инфраструктурных проектов с общим объемом инвестиций 617,8 млрд. руб. В результате реализации данных проектов будет создано 28 тысяч рабочих мест, объем налоговых поступлений составит 95,1 млрд. руб.

Все проекты Плана разделены на три группы объектов:

1. Инвестиционные (производственные): направлены на создание новых и модернизацию действующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Данная группа состоит из 56 проектов (30% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 344,4 млрд. руб. (56% от общего объема инвестиций), из них:

- 38 проектов в сфере промышленности с суммарным объемом инвестиций 321,1 млрд. руб.;

- 18 проектов в сфере сельского хозяйства с объемом инвестиций 23,3 млрд. руб.

Проекты первой группы на 99% реализуются за счет собственных и заемных средств предприятий и инвесторов.

Наиболее крупные проекты в данной группе:

- комплекс гидрокрекинга остатков ООО "ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез" (объем инвестиций - 94,2 млрд. руб.);

- строительство комплекса по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. т в год ООО "Русвинил" (объем инвестиций - 73,3 млрд. руб.).

2. Инфраструктурные: направлены на создание и развитие социально-инженерной инфраструктуры.

Данная группа состоит из 104 проектов (56% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 213,9 млрд. руб. (35% от общего объема инвестиций). Почти половина проектов направлена на развитие инженерной инфраструктуры региона и включает строительство и реконструкцию 50 объектов газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, мостовых переходов и дорог, а также объектов инженерной защиты территорий.

Более половины проектов (60,5%) второй группы реализуются в рамках государственных программ Нижегородской области. Большинство из них (89%) финансируются исключительно за счет бюджетных средств.

Наиболее крупные проекты данной группы:

- строительство Нижегородской (парогазовой) ТЭЦ 900 МВт ОАО "Верхне-Волжская Генерирующая Компания" (объем инвестиций - 46,8 млрд. руб.);

- реконструкция Автозаводской ТЭЦ с сооружением ПГУ 440 МВт ООО "Автозаводская ТЭЦ" (объем инвестиций - 21,6 млрд. руб.);

- возведение жилого комплекса "Цветы" ООО "Старт-Строй" (объем инвестиций - 15,4 млрд. руб.);

- строительство мостового перехода через р. Волга на автомобильной дороге Н.Новгород - Шахунья - Киров в Нижегородской области" (объем инвестиций - 14,2 млрд. руб.).

3. Проекты к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Проекты представлены в рамках Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2013 года № 859.

Данная группа состоит из 25 проектов (14% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 59,6 млрд.руб. (9% от общего объема инвестиций). Проекты к Чемпионату на 67% финансируются за счет бюджетных средств. Наиболее крупные проекты данной группы:

- строительство стадиона на 45000 зрителей для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года (объем инвестиций более 17 млрд.руб.);

- продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. "Московская" до ст. "Волга" 1 этап - Продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка", г.Нижний Новгород (объем инвестиций - 13,2 млрд.руб.).

Частные инвестиции в основном вкладываются в строительство и реконструкцию гостиниц.

Кроме этого продолжается работа по ранее утвержденным инвестиционным проектам:

- разработка Гомзовского месторождения гипса и ангидрита в Павловском районе ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" (объем инвестиций - 3094 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 128);

- строительство машиностроительного предприятия по производству металлургического оборудования ООО "Даниели Волга" ("Даниели и К.Оффичине Мекканике С.п.А.", Италия, объем инвестиций - 1600 млн. руб., количество вновь создаваемых рабочих мест - 150, предприятие введено в эксплуатацию в I квартале 2014 г.);

- строительство завода по производству автокомпонентов Автокомпонент - "Маймма Груп" (объем инвестиций - 1300 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 3000);

- строительство гостиницы 3* на 156 номеров в г.Н.Новгороде ("Волго-Вятская строительная компания", объем инвестиций - 478 млн. руб.);

- строительство гостиничного комплекса сети "Мэрриотт" ("Отель Волга Центр", Россия);

- строительство завода по производству крепежных элементов для автомобильной и другой промышленности ООО "А.Раймонд Рус" (объем инвестиций - 157,5 млн. руб.; количество создаваемых рабочих мест - 40);

- реализация второй очереди проекта ООО "ЛАНКСЕСС";

- строительство логистического комплекса ООО "Центр Сервис" (объем инвестиций - 682 млн. руб.; количество создаваемых рабочих мест - 100);

- строительство свиноводческого комплекса ООО "ННПП" (управляющая компания - "Раша Балтик Порк Инвест", объем инвестиций - 1800 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 165);

- строительство завода горячего цинкования ООО "Нижегородский цинк" (объем инвестиций - 170 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 92);

- организация производства пластиковых автокомпонентов (каркасы панелей приборов) ООО "Борышев Пластик Рус" (объем инвестиций - 1300 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 146 на первой стадии, увеличение рабочих мест на второй стадии - до 280);

- организация производства автокомпонентов (каркасы панелей приборов) ООО "МАТАДОР Аутомотив Рус" (объем инвестиций: около 112 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 32 на первом этапе с увеличением до 90 на втором этапе);

- реконструкция действующего предприятия и строительство новых корпусов для размещения производства автомобильных комплектующих ЗАО "Магна Технопласт" (общий объем инвестиций: 1 700 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 580 на втором этапе);

- строительство комплексного диагностического центра с отделениями позитронно-эмиссионной томографии, совмещенного с компьютерной томографией, с наработкой радиофармпрепаратов на месте, с отделением лучевой диагностики и с консультативно-диагностическим отделением ООО "Лечебно-диагностический центр международного института биологических систем - ядерная медицина - Нижний Новгород" (объем инвестиций: 1 200 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 50);

- строительство логистического распределительного инновационного центра сельхозпродукции и товаров народного потребления ООО "НИОПЦ" (объем инвестиций - 2100 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 750);

- строительство рынка строительных материалов ООО "АвтоОйл", объем инвестиций - 129 млн. руб., количество рабочих мест - 40;

- строительство завода по производству пеллет ООО "Джерман Пеллетс Нижний Новгород" (объем инвестиций - 9000 млн. руб., количество рабочих мест - 120;

- строительство завода по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства ООО "Йозеф Реттенмайер Рус Продуктион" (объем инвестиций 400 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 43);

- строительство завода по производству автоклавного газобетона "ЭКОС" ООО "Поритет НН" (объем инвестиций - 700 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 250);

- строительство завода по производству полимеров ООО "Вариант-Ресурс" (объем инвестиций - 500 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 350);

- строительство воздухоразделительной установки на территории индустриального парка "Ока-Полимер" ОАО "Линде Газ Рус" (объем инвестиций - 3500 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 120);

- строительство газовой наполнительной станции ОАО "Линде Газ Рус" (объем инвестиций: 200 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 25 в 2016 году, в 2020 году - до 40);

- строительство семейного медицинского центра ГК "Мать и дитя" (объем инвестиций: 3 448 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 596);

- строительство установок по производству водорода и азота ООО "Праксэар Рус" в г.Бор (объем инвестиций: 540 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 10);

- строительство завода по производству автомобильной спецтехники ООО "Шеду-Моторс"9 (количество создаваемых мест - 200);

- организация производства климатического оборудования для транспортных средств компании "Эбершпехер" (Германия);

- организация производства автокомпонентов ООО "Бранорос" (объем инвестиций - 354 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 150);

- строительство здания Головного расчетно-кассового центра Центрального банка Российской Федерации (ГРКЦ ЦБ РФ) (планируемый объем инвестиций - 1800 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест: 300);

- создание тримодального логистического комплекса в г.Кстово ХК "Логопром".

 

Анализ проблем в сфере социально-экономического

развития Нижегородской области

 

С начала 90-х годов на территории Нижегородской области отмечается сокращение численности постоянного населения. За указанный период население области сократилось более чем на 440 тыс. чел., а за период 2002-2013 годов - более чем на 317 тыс. чел., или на 8,8%. Показатели, характеризующие воспроизводственные процессы, протекающие в области в указанный период, приведены в нижеследующей таблице.

 

Воспроизвод- ственные процессы в Нижегородской области, годы

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

 

чел.

промилле

чел.

промилле

чел.

промилле

2002

28 585

8,0

68 141

19,3

-39 556

-11,3

2003

31 442

9,0

69 939

20,0

-38 497

-11,0

2004

31 578

9,1

68 634

19,8

-37 056

-10,7

2005

30 633

8,9

68 731

20,0

-38 098

-11,1

2006

31 048

9,1

64 642

19,0

-33 594

-9,9

2007

33 225

9,9

61 768

18,3

-28 543

-8,4

2008

35 389

10,6

61 029

18,2

-25 640

-7,6

2009

36 224

10,9

58 197

17,5

-21 973

-6,6

2010

36 281

10,9

59 241

17,9

-22 960

-7,0

2011

36 479

11,0

54 159

16,4

-17 680

-5,4

2012

38 893

11,8

52 980

16,1

-14 087

-4,3

2013

38 808

11,8

52 134

15,9

-13 326

-4,1

 

За период 2011-2013 годов население области уменьшилось на 0,8%, что отражено в таблице.

 

Численность населения Нижегородской области

 

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Численность населения области на начало года, чел.

3 296 947

3 289 841

3 281 496

 

Средний возраст населения Нижегородской области по состоянию на начало 2013 года составил 40,89 лет, что превышает данный показатель по ПФО и в целом по России. Нижегородская область относится к самым "старым" регионам ПФО наряду с Пензенской, Ульяновской, Кировской областями и Мордовией. Средний возраст женщин Нижегородской области составляет 43,7 года и "уступает" только Пензенской области.

Изменение возрастной структуры населения влияет на показатель демографической нагрузки - соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возрастов. Общая демографическая нагрузка на трудоспособное население в Нижегородской области на начало 2013 года составила 690 на 1000 чел. трудоспособного населения (в ПФО - 677).

Специфика миграционных процессов состоит в том, что, несмотря на положительный миграционный прирост, сальдо миграции не обеспечивает заметной компенсации естественной убыли населения.

 

Движение населения Нижегородской области

 

Годы

Естественный прирост, чел.

Миграционный прирост, чел.

Абсолютный прирост, чел.

2002

-39 556

2 764

-36 792

2003

-38 497

1 484

-37 013

2004

-37 056

2 480

-34 576

2005

-38 098

3 787

-34 311

2006

-33 594

3 892

-29 702

2007

-28 543

7 031

-21 512

2008

-25 640

6 508

-19 132

2009

-21 973

4 889

-17 084

2010

-22 960

3 723

-19 237

2011

-17 680

6 979

-10 701

2012

-14 087

6 981

-7 106

2013

-13 326

4 981

-8 345

 

Миграционные потоки внутри области рассредоточены. Следует отметить продолжающийся процесс урбанизации районов области.

По состоянию на начало 2014 года городское население составляло 79,2%, сельское - 20,8%. В 2013 году, соответственно, 79,1% и 20,9%.

Все в большем числе сельских административных районов естественная убыль населения сопровождается миграционным оттоком. Это сильно ускоряет процессы депопуляции и старения населения. Село уже не в состоянии не только обеспечить демографическими ресурсами рост городов, но даже воспроизвести само себя.

Для предотвращения оттока населения области и увеличения миграционного прироста реализуются программы содействия занятости населения, однако эффект от их реализации явно недостаточен, поскольку не компенсирует естественную убыль населения.

Вместе с тем, Нижегородская область является объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в ПФО по привлекательности для иностранных мигрантов.

В 2013 году на миграционный учет был поставлен 192121 иностранный гражданин и лицо без гражданства, рост по сравнению с 2012 годом составил 19%.

За 2013 год иностранным гражданам оформлено 19507 разрешений на работу, что на 9,9% больше, чем в 2012 году. Иностранные граждане, в основном, привлекаются на временные работы сроком от 6 месяцев до 1 года на вакансии, которые не занимаются российскими гражданами.

Динамика изменения структурных составляющих трудовых ресурсов неоднозначна. Отмечается:

- сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

- увеличение численности лиц за пределами трудоспособного возраста, занятых в экономике;

- возрастание численности иностранных трудовых мигрантов;

- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Прогнозируется, что среднегодовая численность граждан, занятых в экономике области, будет сокращаться на 0,2% к уровню предшествующего года.

Основными проблемами развития кадрового потенциала области являются: снижение численности трудовых ресурсов, старение населения и дисбаланс в профессионально-квалификационной системе спроса и предложения рабочей силы.

Из этого следует, что дальнейший рост экономики и инвестиций в Нижегородской области потребует дополнительных трудовых ресурсов, в том числе, квалифицированных специалистов - соотечественников.

В последние три года на рынке труда Нижегородской области наблюдается стабильная ситуация.

Общая численность безработных снизилась на 45,8%: с 139,8 тыс. чел. в среднем за 2010 год до 75,8 тыс. чел. в среднем за 2013 год. При этом уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 7,8% до 4,3% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась на 60,6%: с 21,7 тыс. чел. (на конец 2010 года) до 8,6 тыс. чел. (на конец 2013 года), а уровень регистрируемой безработицы - с 1,19% до 0,48% от численности экономически активного населения соответственно. Уровень регистрируемой безработицы в области продолжает оставаться лучшим среди регионов Приволжского федерального округа (1 место) и одним из лучших в Российской Федерации (5 место).

В 2013 году в органы службы занятости обратились 111,1 тыс. чел., трудоустроено 79,8 тыс. чел. Уровень трудоустройства составил 72%.

Профессионально-квалификационная структура обучения безработных граждан определялась потребностями работодателей в рабочей силе. К профессиональному обучению в 2013 году приступили 3 149 безработных граждан. Обучение осуществлялось по 133 профессиям и специальностям различных сфер деятельности.

В 2013 году в органы службы занятости было заявлено 246,1 тысяч вакансий. Наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, образовании, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом.

В результате деятельности службы занятости коэффициент напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан, претендующих на 1 вакансию) за 2013 год снизился с 0,40 чел./вак. до 0,34 чел./вак.

 

Динамика основных показателей рынка труда

Нижегородской области

 

№ п/п

Показатель

2010

2011

2012

2013

1.

Уровень регистрируемой безработицы, на конец отчетного периода (%)

1,19

0,92

0,63

0,48

2.

Уровень общей безработицы по МОТ, в среднем за год (%)

7,8

7,2

5,4

4,3

3.

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда, на конец отчетного периода (чел./вак.)

0,82

0,75

0,4

0,34

4.

Среднегодовая численность занятых (по обследованию), в течение отчетного периода (тыс. чел.)

1660

1676

1719,1

1702


Информация по документу
Читайте также