Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 № 370 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июня 2016 года № 370 О внесении изменений в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274 Правительство Нижегородской области постановляет: внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274, следующие изменения: 1) текст Программы и подпрограмм 1-10 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению; 2) приложение 2 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению; 3) приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11 к подпрограмме 2 изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению; 4) приложение к подпрограмме 4 изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению; 5) приложение 1 к подпрограмме 5 изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению; 6) приложение 1 к подпрограмме 6 изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению; 7) приложение к подпрограмме 9 изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению. И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 370 "УТВЕРЖДЕНАпостановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 370) Государственная программа "Развитие здравоохраненияНижегородской области на 2013 - 2020 годы"(далее - Программа) Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения Нижегородской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Паспорт Программы
Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года. В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль населения.
Данные 2012 года представлены за 12 мес.
Самых низких показателей рождаемость достигла в 1999 году. Затем медленно, с остановками она начала повышаться, а с 2006 года положительная динамика носит стабильный характер. Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась. С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с 8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0 промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0 до – 4,2 промилле). При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100 тыс.), новообразований – на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от внешних причин – на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза – на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с 12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в связи с изменением системы регистрации. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9 лет. В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на 2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%). Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости населения свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области. В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему, болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы и отравления. Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных проектов: - на федеральном уровне: 1) приоритетный национальный проект "Здоровье"; 2) федеральная целевая "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", утвержденная Постановленим Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280; 3) программа модернизации здравоохранения; - на региональном уровне: 1) областные целевые программы: "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области на 2007 – 2009 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253; "Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008 год", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 4 октября 2007 года № 361; "Предупреждение и борьбы с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года № 662; "Совершенствование медико-профилактической помощи и формирование здорового образа жизни" на 2011 год", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 11 июля 2011 года № 537; "Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской области на 2011-2014 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 8 июня 2011 года № 437; "Совершенствование медицинской наркологической помощи в Нижегородской области" на 2012-2015 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 16 марта 2012 года № 140; "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009 – 2012 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 22 июня 2009 года № 410; "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы", утвержденная постановленим Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2010 года № 603; "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области 2014-2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 7 октября 2013 года № 716; 2) увеличение стоимости программы государственных гарантий с 9,5 млрд руб. в 2005 году до 27,3 млрд руб. в 2012 году; 3) в 2012 году в Нижегородской области продолжено создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, что способствует увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом, особенно среди молодежи. Всего в области с 2007 года построено 24 ФОКа (при этом 3 ФОКа в рамках государственно-частного партнерства), в том числе, 3 ФОКа – в 2012 году. Проведены проектно-изыскательские работы по строительству ФОКов в 28 районных центрах. Данная работа будет продолжена. Запланировано построить по 1 ФОКу в каждом районе области и по 2 ФОКа в каждом районе г. Н.Новгорода. Фондооснащенность
лечебных учреждений на 1 января 2013 года составила 13,8 тыс. руб. на По состоянию на 1 января 2012 года численность населения области составила 3 296 947 человек, в том числе, трудоспособного возраста – 1 975 070, или 59,9% (РФ – 60,9%), старше трудоспособного – 838 072, или 25,4% (РФ – 22,7%). Доля детей 0-17 лет – 547620, или 16,6% (РФ – 19%). Доля городского населения – 79%, сельского – 21%. Доля сельского населения в структуре населения Нижегородской области не снижается. Такие показатели, как заболеваемость и смертность от туберкулеза, смертность от ДТП, материнская смертность в Нижегородской области лучше среднероссийских. Однако такие показатели, как рождаемость, смертность населения, в том числе, от болезней органов кровообращения, новообразований, младенческая смертность, заболеваемость населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни хуже среднероссийских. Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются: 1) высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение); 2) высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение); 3) низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих; 4) несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; низкое развитие стационарозамещающих технологий, неотложной медицинской помощи; 5) недостаток реабилитационных коек; 6) низкое развитие паллиативной медицинской помощи; 7) дефицит кадров; 8) недостаточное применение современных информационных технологий и телемедицины. Цель Программы: увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки. Задачи Программы: 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. 3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей. 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей. 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях. 9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. 10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени. Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Нижегородской области с учетом демографической ситуации. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. долгосрочного социально-экономического развития декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, экологическую безопасность. Согласно долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения. В период 2013 - 2020 годов должно быть широко внедрено использование биотехнологий в различных областях медицины. В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости. Кроме того, основу разработки Программы составили следующие документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". 2. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года: - № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; - № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; - № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации: - от 15 апреля 2014 года № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; - от 26 ноября 2012 года № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы"; - от 28 декабря 2012 года № 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". 5. Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 года № 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации". 6. Постановления Правительства Нижегородской области: - от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; - от 24 июля 2014 года № 484 "Об утверждении Концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2014-2025 года". 7. Распоряжения Правительства Нижегородской области: - от 6 марта 2008 года № 298-р "Об утверждении целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; - от 2 июля 2010 года № 1278-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в Нижегородской области в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - от 27 февраля 2013 года № 409-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Нижегородской области". Общая характеристика сферы реализации Программы Распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний характеризуется следующими показателями: показатель курящих в Нижегородской области: взрослые – 51%, дети в возрасте 11-17 лет - 36% (РФ – 34%). 8 516 детей состоит на учете как потребители наркотических и психотропных веществ. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек. По итогам 2011 года, распространенность ожирения у населения составляет 4,31 на 1000, в том числе: 8,6 на 1000 у детей 0-14 лет (0,9%), 14,9 на 1000 у подростков 15-18 лет (1,5%), 3,25 на 1000 у лиц старше 18 лет (0,3%). По данным центров здоровья Нижегородской области из числа обратившихся взрослых граждан 63% имеют избыточную массу тела. Несмотря на проводимую Правительством Нижегородской области работу, только 19,4% жителей области регулярно занимаются физкультурой и спортом. Сеть медицинских организаций, участвующих в программе государственных гарантий, сформирована с учетом 3-уровневой системы оказания медицинской помощи. На 1 января 2013 года медицинскую помощь оказывает 209 медицинских организаций, из них 173 государственных учреждения (110 больниц, 3 госпиталя, 10 диспансеров, 8 родильных домов, 29 поликлиник, 4 женских консультации, 1 станция скорой медицинской помощи, 8 медицинских центров), 8 федеральных учреждений, 28 частных медицинских организаций. По итогам 2012 года учреждений 1 уровня, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и первичную стационарную, в том числе, первичную специализированную медицинскую помощь, насчитывалось 147 (71% в структуре медицинских организаций). Медицинские организации 1 уровня включают 64 фельдшерских здравпункта, 59 ФП, 835 ФАП, 94 врачебных амбулаторий, 54 участковые больницы, 123 кабинета врача общей практики, в том числе, 115 – в сельской местности (до норматива необходимо создание еще 32 кабинетов). Впервые создано 114 домовых хозяйств (при норме 103). Создана служба неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи. Однако неотложная помощь не получила должного развития (в 2012 году план выполнен только на 68%). В Нижегородской области работают 14 взрослых и 7 детских Центров здоровья. В медицинских организациях 1 уровня открыто 5 отделений и 48 кабинетов профилактики. Однако действующая система кабинетов и отделений профилактики не отвечает требованиям, установленным приказом Минздрава России от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", и не может обеспечить необходимые объемы профилактической работы с населением области, в частности выполнение норматива объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью. Планируется увеличение посещений населения с профилактической целью с 27% до 34%, развитие патронажной службы с увеличением активных посещений на 20%. Планируется проведение диспансеризации 23% граждан определенных групп взрослого населения, застрахованных в рамках обязательного медицинского страхования, а также детского населения. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи (с 28 до 130). Предусмотрено расширение лечебной сети для обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению: увеличение количества кабинетов врачей общей практики (со 123 до 155), сохранение сети ФАПов и ФП, расширение сети врачебных амбулаторий (с 94 до 110) на основе реорганизации участковых больниц, использование мобильной центров здоровья (2). Запланировано расширение сети кабинетов профилактики (с 48 до 229), отделений профилактики (с 5 до 42), центров здоровья (с 21 до 27), проведение диспансеризации и медицинских осмотров. Для лиц с кризисным состоянием расширение количества кабинетов социально-психологической помощи (с 10 до 21) с "Телефоном доверия". Предусматривается увеличение объемов неотложной медицинской помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы медицинского персонала, увеличение объемов стационарозамещающей помощи до федерального норматива на основе увеличения количества стационарозамещающих коек. Запланировано создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи (12). Запланированы мероприятия по повышению информированности различных групп населения, в том числе детей и подростков, о вреде активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления и формирования в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака в обществе; о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов здорового и диетического питания; о необходимости увеличения физической активности, характеристика которых представлена в соответствующей подпрограмме. Специализированная, в том числе, высокотехнологичная, медицинская помощь сосредоточена преимущественно в межмуниципальных и региональных специализированных центрах. Межмуниципальных специализированных центров 2 уровня – 49 (23%). Профили межрайонных центров: перинатальные, сосудистые, травматологические, центры гемодиализа, онкологические, инфекционные, наркологические. Для лиц с кризисными состояниями и суицидальным поведением открылось 7 кабинетов социально-психологической помощи с "Телефоном доверия" (было 3, стало 10). Региональных специализированных центров 3 уровня, оказывающих специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь – 13 (6%). Профили: кардиохирургия, сосудистые, нейрохирургия, травматология, токсикология, онкология, фтизиатрия, выхаживание маловесных детей, неонатальная. К 2020 году планируется увеличение количества медицинских организаций 1 уровня – со 147 до 224 (76%) и увеличение медицинских организаций 2 уровня – с 49 до 51 (17%), преимущественно за счет частных медицинских организаций. Количество медицинских организаций 3 уровня увеличится с 13 до 18 (6%) за счет модернизации государственных больниц и привлечения федеральных медицинских организаций. Несмотря на то, что показатели смертности от туберкулеза за 12 месяцев 2012 года в Нижегородской области ниже, чем в РФ на 32,7%, распространенность и первичная заболеваемость ниже на 10% и 23% соответственно, эпидемическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной. Эффективность лечения впервые выявленных больных туберкулезом недостаточна и составляет по критерию прекращения бактериовыделения 70,6% (целевой показатель ВОЗ - 85%). Охват населения профилактическими осмотрами сохраняется на низком уровне (59,1% при 70% в РФ), что требует принятия действенных мер. Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза в Нижегородской области составляет 22,1% (рост показателя за последние пять лет – в 1,7 раза). Остается высоким уровень заболеваемости туберкулезом сотрудников противотуберкулезных учреждений – 132,3 случая на 100 тыс. сотрудников, что в 2,5 раза выше заболеваемости населения в целом. Для снижения заболеваемости работников противотуберкулезных учреждений необходимо улучшение материально-технической базы учреждений и внедрение в работу мер инфекционного контроля. С целью профилактики и снижения распространения туберкулёза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (далее - МЛУ и ШЛУ) планируется проведение следующих мероприятий: 1. Внедрение современных ускоренных методов бактериологической диагностики туберкулёза с определением маркёров МЛУ, для чего планируется обеспечение вех противотуберкулёзных диспансеров соответствующим диагностическим оборудованием. Это позволит в максимально короткие сроки (1-5 дней) назначить больному адекватную химиотерапию. 2. Обеспечение противотуберкулёзных учреждений и подразделений достаточным количеством дорогостоящих препаратов резервного ряда в 2013 году - за счёт средств федерального бюджета в рамках мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза, лечения больных туберкулёзом, а также профилактических мероприятий (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 года № 1181), а также за счет средств областного бюджета для региональных льготников. 3. Обязательный контроль химиотерапии на всех этапах лечения, непрерывность терапии и повышение приверженности больных к лечению, для чего планируется развитие стационарзамещающих технологий (стационар на дому и дневной стационар) и более активное привлечение к лечению больных на фазе продолжения курса химиотерапии специалистов первичного звена (ФАПы, врачебные амбулатории). 4. Дальнейшее внедрение мер инфекционного контроля в работу противотуберкулёзных учреждений (в том числе инженерных мероприятий), для чего в программе предусмотрены средства на капитальный ремонт противотуберкулёзных учреждений. 5. Повышение хирургической активности с целью максимального излечения больных МЛУ И ШЛУ туберкулёзом при неэффективности терапевтических методов лечения, для чего предусмотрена закупка медицинского оборудования для отделений торакальной хирургии и анестезиологии-реанимации. Эпидемическое распространение ВИЧ-инфекции продолжается, несмотря на предпринимаемые усилия по профилактике этого заболевания, прирост числа новых случаев составляет более 20% ежегодно. В Нижегородской области отмечаются общероссийские тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции. Заболеваемость в целом по области в 2014 году составила 75,3 на 100 тыс. населения (в 2013 году – 58,42 на 100 тыс. населения). С целью стабилизации эпидемического процесса и в дальнейшем уменьшения распространенности ВИЧ-инфекции среди населения Нижегородской области необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на оказание специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным Нижегородской области. В Нижегородской области отмечается благоприятная тенденция в виде общего снижения числа наркологических больных, состоящих на диспансерном наблюдении. Снижается число больных токсикоманиями, состоящих на диспансерном наблюдении, причем – во всех возрастных группах. Однако число алкогольных психозов выросло, что говорит об общем утяжелении течения алкоголизма у части больных. Пока не удается улучшить ситуацию с ранним обращением населения за наркологической помощью. Более того, есть предпосылки к дальнейшему снижению ранней обращаемости с алкоголизмом. Таким образом, одной из главных задач наркологической службы Нижегородской области является внедрение методов работы, обеспечивающих раннее выявление наркологической патологии и мотивирование населения на раннее обращение за помощью, особенно – с детьми группы риска. Остаются высокими или даже нарастают последствия потребления психоактивных веществ и наркологической заболеваемости – отравления и смертность от них. К основным проблемам развития наркологической помощи и медицинской профилактики наркологических заболеваний в Нижегородской области относятся недостаточное оснащение наркологической службы медицинским диагностическим и лечебным оборудованием, а также оборудованием для психологической диагностики и консультирования; отсутствие единой системы первичной медицинской профилактики, интегрирующей работу наркологической службы, образовательных организаций и социальных учреждений для несовершеннолетних; неразвитость системы мотивирования потребителей психоактивных веществ на раннее обращение за амбулаторной профилактической и наркологической помощью; отсутствие системы мотивирования больных, проходящих этап амбулаторного и (или) стационарного лечения, на дальнейшую медико-социальную реабилитацию; недоукомплектованность наркологической службы кадрами врачей психиатров-наркологов, медицинских психологов и социальных работников. С целью развития наркологической службы Нижегородской области необходимо внедрение методов работы, обеспечивающих раннее выявление наркологической патологии и мотивирование населения на раннее обращение за помощью, особенно – с детьми группы риска. Наиболее актуальными проблемами, тормозящими дальнейшее развитие психиатрической помощи в области являются дефицит кадров врачей-психиатров и других специалистов, принимающих участие в оказании психиатрической помощи (психотерапевтов, психологов, социальных работников); материально-техническая база психиатрических учреждений, не отвечающая в полной мере современным требованиям; недостаточное развитие психосоциальной реабилитации для осуществления лечебно-реабилитационных программ, направленных на восстановление утраченных навыков пациентов, как в стационарных, так и во внебольничных учреждениях; недостаточное взаимодействие психиатрической службы со специалистами первичной медико-санитарной сети, в связи с чем выявление психических расстройств за последние годы в области снижается и составляет 20,3 на 10 тыс. населения (при росте заболеваемости в России за последние годы). Смертность от болезней органов кровообращения занимает первое место в структуре смертности населения, в том числе, трудоспособного возраста, и второе место в структуре заболеваемости. Несмотря на положительные сдвиги, превышение по смертности от болезней кровообращения над среднероссийскими составляет 23,4%. Для повышения эффективности лечения больных с заболеваниями органов кровообращения в Нижегородской области создана сеть первичных сосудистых отделений (11) и региональных сосудистых центров (2), включающие 882 койки, из них 171 реанимационная койка. С целью оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями на территории Нижегородской области в рамках золотого часа необходимо продолжить развитие РСЦ и ПСО в Нижегородской области и дополнительно создать 3 ПСО. В Нижегородской области на протяжении многих лет отмечается стабильно высокий уровень онкологической заболеваемости, который на 11 - 15% превышает среднероссийский показатель. Заболеваемость населения Нижегородской области онкологическими заболеваниями превысила среднероссийский показатель на 17,4%. Распространенность онкологических заболеваний в Нижегородской области на 29,7% выше, чем в Российской Федерации в целом. Онкологические заболевания занимают второе место в структуре причин смерти населения Нижегородской области. Реализация в 2011-2012 годах целевых программ, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, значительно улучшила основные показатели работы онкологической службы. Вместе с тем, улучшение таких показателей как пятилетняя выживаемость, одногодичная летальность и активная выявляемость, повлекло за собой значительное увеличение диспансерной группы пациентов, требующих оказание высокотехнологичной дорогостоящей специализированной медицинской помощи, и как следствие, увеличение необходимого специализированного коечного фонда. В связи с вышесказанным основными задачами реализации данной программы является увеличение коечного фонда ГБУЗ НО "НООД", как регионального онкологического диспансера, рациональное использование имеющегося коечного фонда, развитие стационарозамещающих технологий, совершенствование тарифной политики. В Нижегородской области создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи, представленная 2 больницами скорой медицинской помощи; 6 станциями скорой медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения; 68 отделениями скорой медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения. В рамках реализации мероприятий ПНП "Здоровье" в 2006-2007 годах и ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100 для службы скорой медицинской помощи Нижегородской области было поставлено 28 реанимобилей и 325 автомобилей скорой медицинской помощи классов "А" и "В", что позволило полностью обновить парк автомобилей выездных бригад скорой медицинской помощи. В 2012 году в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174 (далее – Программа модернизации) 54 медицинских организации оснащено комплексами ГЛОНАСС, состоящими из 521 единицы оборудования, в том числе 429 комплектов бортового навигационно-связного оборудования для оснащения транспортных средств на базе системы ГЛОНАСС и 92 комплектов оборудования для оснащения дежурно-диспетчерских служб. Основными проблемами скорой медицинской помощи является необходимость поэтапной замены автопарка, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое и техническое состояние помещений подразделений скорой медицинской помощи в некоторых медицинских организациях, недостаточная централизация управления скорой медицинской помощью, что не позволяет превысить 87% рубеж обеспечения 20-минутного интервала прибытия бригады к пациенту. Существующая система санитарной авиации в Нижегородской области представлена отделениями экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ГБУЗ НО "Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А.Семашко" и ГКУЗ НО "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф". Данные отделения функционируют по территориально-административному принципу, финансируются из областного бюджета С учетом годовой
сезонности, погодных условий и дорожной обстановки, а также протяженности
области (удаление населенных пунктов на 150- За январь-декабрь 2012 года показатель смертности пострадавших от ДТП составил 11,5 на 100 тыс. населения, что лучше целевого показателя (не более 12,2) на 5,7%, однако он выше, чем в 2011 году на 2,7 %. В целях снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в области создана сеть травматологических центров, включающая 3 травмоцентра первого уровня, 9 травмоцентров второго уровня, 3 травмоцентра третьего уровня. Вновь созданные центры расположены вдоль федеральных и региональных автодорог (1Р-158 Нижний Новгород-Саранск, Р-125 Нижний Новгород-Касимов, Р-152 Нижний Новгород-Иваново, Р-159 Нижний Новгород-Киров), что обеспечивает 100% охват населения Нижегородской области медицинской помощью в случае возникновения ДТП. Лицензию на высокотехнологичную медицинскую помощь имеют 6 государственных медицинских организаций Нижегородской области. В рамках Программы модернизации проведена работа по укреплению материально-технической базы учреждений, оказывающих ВМП. В результате одна треть объемов ВМП (3060 пациентов) реализуется в государственных учреждениях Нижегородской области (500 пациентов, или 8%, в 2011 году). Удовлетворенность населения в ВМП составляет 82%. Реализация программных мероприятий будет способствовать комплексному решению проблем: уменьшению периода ожидания оперативного лечения, увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных, снижению уровня инвалидизации населения. Служба крови Нижегородской области представлена государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Нижегородский областной центр крови им. Н.Я.Климовой" с 40 медицинскими подразделениями, в том числе 28 обособленными (филиалами), расположенным в г. Нижнем Новгороде и районах области. Ежегодно ГБУЗ НО "НОЦК" заготавливает более 65 тысяч литров донорской крови. Практически вся кровь (99%) подвергается фракционированию с получением 66 наименований компонентов и препаратов крови, а также иммуносерологических реагентов (медицинских изделий). В Нижегородской области уровень развития донорства составляет 18,1 доноров на 1000 человек. Не все подразделения ГБУЗ НО "НОЦК" были полностью переоснащены медицинским и технологическим оборудованием для заготовки, переработки и хранения компонентов донорской крови в соответствии с Техническим регламентом о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 года № 29, и приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года № 278н "Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения". Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по разработке программных мероприятий с целью совершенствования трансфузиологической помощи населению Нижегородской области. Планируются: 1. Улучшение материально-технической базы медицинских организаций в виде проведения капитальных ремонтов и приобретения оборудования, санитарного транспорта. 2. Приобретение эффективных лекарственных препаратов и тест-систем в достаточном количестве для профилактики и лечения ВИЧ. 3. Внедрение реабилитационных технологий в наркологической службе. 4. Создание 3 ПСО, 3 травмоцентров второго уровня, 1 межрайонного онкологического центра. 5. Расширение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез. 6. Подготовка специалистов. 7. Создание единой диспетчерской службы скорой помощи. 8. Строительство 8 вертолетных площадок класса "взлет-посадка" для межрайонных центров. 9. Перевод 2 медицинских организаций подчинения министерства здравоохранения Нижегородской области на 3 уровень за счет их модернизации. 10. Увеличение количества федеральных медицинских организаций в программе государственных гарантий (далее – ПГГ). 11. Увеличение количества квот ВМП, реализуемых на территории Нижегородской области. 12. Развитие добровольного донорства. Государственно-частное партнерство. Развитие данного направления будет проводиться прежде всего в увеличении количества частных медицинских организаций в реализации ПГГ оказания населению бесплатной медицинской помощи. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|