Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 № 274
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 года N 274 Об утверждении Государственной программы "Развитие здравоохранения
Нижегородской области на 2013-2020 годы"
(Наименование в ред. постановлением Правительства области от
15.08.2013 № 545)
(В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области
от 15.08.2013 г. N 545; от 21.04.2014 г. N 261;
от 25.06.2014 г. N 426; от 25.08.2014 г. N 577;
от 24.10.2014 г. N 727; от 08.12.2014 № 858;
от 09.04.2015 № 200)
В целях увеличения продолжительности жизни населения
Нижегородской области, укрепления его здоровья и снижения смертности
от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности
медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие
здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы"(далее -
Программа).(Пункт 1 в ред.постановления Правительства области от
15.08.2013 № 545 -см.предыдущую редакцию)
2. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть
необходимые средства на реализацию Программы.
3. Территориальному фонду обязательного медицинского
страхования Нижегородской области обеспечить финансирование
Программы в пределах средств, утвержденных на реализацию
территориальной программы обязательного медицинского страхования.
4. Министерству здравоохранения Нижегородской области совместно
с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Нижегородской области обеспечить проведение реструктуризации
здравоохранения для повышения его эффективности с учетом
региональных особенностей возрастного состава населения и состояния
здоровья.
5. Государственному казенному учреждению Нижегородской области
"Пресс-служба Правительства Нижегородской области" обеспечить
широкое освещение целей и задач Программы в средствах массовой
информации.
6. С 1 января 2014 года признать утратившими силу:
- постановление Правительства Нижегородской области от 30
сентября 2010 года № 662 "Об утверждении областной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в
Нижегородской области" на 2011-2013 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 20 мая
2011 года № 388 "О внесении изменений в областную целевую программу
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в
Нижегородской области" на 2011-2013 годы, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября
2010 года № 662";
- постановление Правительства Нижегородской области от 21
ноября 2011 года № 938 "О внесении изменений в областную целевую
программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября
2010 года № 662";
- постановление Правительства Нижегородской области от 23 июля
2012 года № 468 "О внесении изменений в областную целевую программу
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в
Нижегородской области" на 2011-2013 годы, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября
2010 года № 662";
- постановление Правительства Нижегородской области от 13
сентября 2012 года № 626 "О внесении изменения в областную целевую
программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального
характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 30 сентября
2010 года № 662";
- постановление Правительства Нижегородской области от 10
апреля 2013 года № 215 "О внесении изменений в постановление
Правительства Нижегородской области от 30 сентября 2010 года № 662";
- постановление Правительства Нижегородской области от 8 июня
2011 года № 437 "Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской области" на
2011-2014 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 30
ноября 2011 года № 971 "О внесении изменений в областную целевую
программу "Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской
области" на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области от 8 июня 2011 года № 437";
- постановление Правительства Нижегородской области от 31
августа 2012 года № 600 "О внесении изменений в областную целевую
программу "Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской
области" на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области от 8 июня 2011 года № 437";
- постановление Правительства Нижегородской области от 1
августа 2012 года № 491 "О приостановлении действия областной
целевой программы "Совершенствование онкологической помощи в
Нижегородской области" на 2011-2014 годы, утвержденной
постановлением Правительства Нижегородской области от 8 июня 2011
года № 437";
- постановление Правительства Нижегородской области от 16 марта
2012 года № 140 "Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование медицинской наркологической помощи в
Нижегородской области" на 2012-2015 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 18 июня
2012 года № 352 "О внесении изменений в областную целевую программу
"Совершенствование медицинской наркологической помощи в
Нижегородской области" на 2012-2015 годы, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2012
года № 140";
- постановление Правительства Нижегородской области от 14 марта
2013 года № 147 "Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование медико-профилактической помощи населению
Нижегородской области" на 2013 год".
7. Министерству здравоохранения Нижегородской области провести
работу по организации координационного совета для контроля за
реализацией Программы.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на координационный совет по контролю за реализацией Программы.
Губернатор В.П.Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274
(Текст Программы и подпрограмм 1-10 изложены в вновой редакции
постановлением Правительства области от 31.12.2014 № 956
-см.предыдущую редакцию)
Государственная программа "Развитие здравоохранения
Нижегородской области на 2013-2020 годы" (далее - Программа)
(в ред. постановлений Правительства области от 27.03.2015 № 165; от
09.04.2015 № 200)
Программа определяет цели, задачи, основные направления и
основные мероприятия развития здравоохранения Нижегородской области,
финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых
мероприятий, показатели их результативности.
Паспорт Программы
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Ответственный | Министерство здравоохранения Нижегородской области |
| исполнитель | |
| Программы: | |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Подпрограммы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование|
| Программы: | здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной|
| | помощи"; |
| | подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной,|
| | включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том|
| | числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской|
| | эвакуации"; |
| | подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; |
| | подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; |
| | подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и|
| | санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; |
| | подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе|
| | детям"; |
| | подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; |
| | подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного|
| | обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; |
| | подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; |
| | подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального|
| | планирования здравоохранения Нижегородской области" |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Цель | Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской|
| Программы: | области, укрепление его здоровья и снижение смертности от|
| | наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности|
| | медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг,|
| | объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню|
| | заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области,|
| | передовым достижениям медицинской науки. |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Задачи | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и|
| Программы: | развития первичной медико-санитарной помощи. |
| | 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая|
| | высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе,|
| | скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской|
| | эвакуации. |
| | 3. Создание условий для развития государственно-частного|
| | партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в|
| | реализации программы государственных гарантий оказания населению|
| | бесплатной медицинской помощи. |
| | 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. |
| | 5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том|
| | числе, детей. |
| | 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том|
| | числе, детей. |
| | 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными|
| | и мотивированными кадрами. |
| | 8. Повышение эффективности и доступности лекарственного|
| | обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях. |
| | 9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения|
| | на основе перехода на новые информационные технологии,|
| | автоматизации процесса информационного взаимодействия между|
| | медицинскими организациями, министерством здравоохранения|
| | Нижегородской области, а также федеральными органами|
| | исполнительной власти, обеспечивающими реализацию|
| | государственной политики в области здравоохранения. |
| | 10. Осуществление территориального планирования здравоохранения|
| | Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской|
| | помощи в течение регламентированного времени. |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Целевые | смертность от всех причин; |
| индикаторы и | материнская смертность; |
| показатели | младенческая смертность; |
| Программы: | смертность от болезней системы кровообращения; |
| (приложение 1| смертность от дорожно-транспортных происшествий; |
| к настоящей | смертность от новообразований (в том числе, от|
| Программе) | злокачественных); |
| | смертность от туберкулеза; |
| | потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный|
| | алкоголь); |
| | распространенность потребления табака среди взрослого|
| | населения; |
| | распространенность потребления табака среди детей и подростков;|
| | заболеваемость туберкулезом; |
| | обеспеченность врачами; |
| | соотношение врачей и среднего медицинского персонала; |
| | средняя заработная плата врачей и работников медицинских|
| | организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или|
| | иное высшее образование, представляющих медицинские услуги|
| | (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней|
| | заработной платы в регионе; |
| | средняя заработная плата среднего медицинского |
| | персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления|
| | медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе; |
| | средняя заработная плата младшего медицинского персонала|
| | (персонала, обеспечивающего условия для предоставления|
| | медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе; |
| | ожидаемая продолжительность жизни. |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Этапы и сроки | Программа реализуется в два этапа: |
| реализации | первый этап: 2013-2015 годы; второй этап: 2016-2020 годы. |
| Программы: | |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
Раздел изложен в новой редакции постановлением Правительства
области от 09.04.2015 № 200 -см.предыдущую редакцию
+---------------+-------------------------------------------------------------------------------+
| Объемы | 354 722 425,98 тыс. руб., из них: |
| финансирования| средства федерального бюджета по предварительной оценке: |
| Программы, | 6 587 395,13 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); |
| тыс. руб. | средства областного бюджета по предварительной оценке: 115 713 140,50 тыс. |
| (приложение 2| руб., (с 2013 по 2020 годы); |
| к настоящей | средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по |
| Программе) | предварительной оценке: 228 179 978,36 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); |
| | средства юридических лиц по предварительной оценке: 4 241 912 тыс. руб., (с |
| | 2013 по 2020 годы); |
| | средства из иных источников по предварительной оценке: 0 тыс. руб., (с 2013 |
| | по 2020 годы). |
| | |
| | Тыс.руб.|
| | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Источник | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| | финанси- | | | | | | | | |
| | рования | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Всего | 26338 | 38160 | 51558 | 54458 | 55942 | 41430 | 42331 | 44502 |
| | | 167,12| 819,55| 579,70| 150,25| 678,82| 321,70| 634,80| 074,06 |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Федеральный| 776 | 2 023 | 1 110 | 546 | 548 | 579 | 518 | 484 |
| | бюджет | 050,70| 161,93| 998,10| 684,90| 508,10| 363,00| 554,10| 074,30 |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Областной | 5 211 | 12 506| 22 430| 24 438| 24 443| 8 406 | 8 859 | 9 416 |
| | бюджет | 438,60| 511,50| 360,00| 579,6 | 839,50| 134,79| 517,87| 758,65 |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | ТФ ОМС | 20 350| 23 631| 26 956| 28 412| 29 889| 31 384| 32 953| 34 601 |
| | | 677,82| 146,12| 743,60| 407,75| 853,22| 345,91| 562,83| 241,11 |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Юридические| 0,00 | 0,00 | 1 060 | 1 060 | 1 060 | 1 060 | 0,00 | 0,00 |
| | лица | | | 478,00| 478,00| 478,00| 478,00| | |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Иные | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
| | источники | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| | Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа|
| | жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" |
| | Всего: 118 217 371,69 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая|
| | высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой|
| | специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" |
| | Всего: 133 720 044,05 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства" |
| | Всего: 4 241 912,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" |
| | Всего: 38 712 715,17 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного|
| | лечения, в том числе детям" |
| | Всего: 13 847 476,79 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" |
| | Всего: 2 502 075,47 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" |
| | Всего: 967 800,10 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том|
| | числе в амбулаторных условиях" |
| | Всего 7 744 645,31 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении" |
| | Всего: 233 445,46 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). |
| | Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования|
| | здравоохранения Нижегородской области" |
| | Всего: 34 534 939,95 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). |
| | |
+---------------+-------------------------------------------------------------------------------+
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
| Ожидаемые | снижение смертности от всех причин с 16,0 до 9,8 случаев на 1000|
| результаты | населения; |
| реализации | снижение материнской смертности с 10,3 до 6,0 случаев на 100|
| Программы: | тыс. родившихся живыми; |
| | снижение младенческой смертности с 8,8 до 6,0 на 1000|
| | родившихся живыми; |
| | снижение смертности от болезней системы кровообращения с 901,4|
| | до 618,0 на 100 тыс. населения; |
| | снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 11,5|
| | до 9,6 на 100 тыс. населения; |
| | снижение смертности от новообразований (в том числе, от|
| | злокачественных) с 220,1 до 190,0 на 100 тыс. населения; |
| | снижение смертности от туберкулеза с 8,22 до 5,0 на 100 тыс.|
| | населения; |
| | снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на|
| | абсолютный алкоголь) 7,92 до
| | снижение распространенности потребления табака среди взрослого|
| | населения с 38,5% до 22,5%; |
| | снижение распространенности потребления табака среди детей и|
| | подростков с 25,0% до 15,0 %; |
| | снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 27,9 случаев на|
| | 100 тыс. населения; |
| | увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 46,0 на 10 тыс.|
| | населения; |
| | соотношение врачей и среднего медицинского персонала с 1:2,65|
| | до 1:3,0; |
| | повышение средней заработной платы врачей и работников|
| | медицинских организаций, имеющих высшее медицинское|
| | (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих|
| | медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских|
| | услуг) до 200% от средней заработной платы в регионе; |
| | повышение средней заработной платы среднего медицинского|
| | персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления|
| | медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в|
| | регионе; |
| | повышение средней заработной платы младшего медицинского|
| | персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления|
| | медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в|
| | регионе; увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 68,9 до|
| | 75,0 лет. |
| | |
+---------------+-----------------------------------------------------------------+
Общая характеристика сферы реализации Программы,
в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и
прогноз ее развития
С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение
демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года.
В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между
рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности
населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль
населения.
Данные 2012 года представлены за 12 мес.
Самых низких показателей рождаемость достигла в 1999 году.
Затем медленно, с остановками она начала повышаться, а с 2006 года
положительная динамика носит стабильный характер.
Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно
снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и
ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась.
С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с
8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0
промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0
до - 4,2 промилле).
При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от
болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100
тыс.), новообразований - на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от
внешних причин - на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза
- на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность
сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми).
Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с
12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель
младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в
связи с изменением системы регистрации.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9
лет.
В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение
заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на
2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%).
Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости
населения свидетельствует об эффективности профилактических
мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.
В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему,
болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения,
болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы
и отравления.
Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции
государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных
проектов:
- на федеральном уровне:
1) приоритетный национальный проект "Здоровье";
2) федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с
социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы) ";
3) программа модернизации здравоохранения;
- на региональном уровне:
1) областные целевые программы:
"Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской
области на 2007-2009 годы";
"Совершенствование кардиохирургической помощи населению
Нижегородской области" на 2008 год";
"Предупреждение и борьбы с заболеваниями социального характера
в Нижегородской области" на 2011-2013 годы";
"Совершенствование медико-профилактической помощи и
формирование здорового образа жизни" на 2011 год";
"Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской
области на 2011-2014 годы";
"Совершенствование медицинской наркологической помощи в
Нижегородской области" на 2012-2015 годы";
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и
их незаконному обороту" на 2009-2012 годы";
"Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской
области на 2011-2023 годы";
"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы
повышения качества жизни населения Нижегородской области";
2) увеличение стоимости программы государственных гарантий с
9,5 млрд. руб. в 2005 году до 27,3 млрд. руб. в 2012 году;
3) в 2012 году в Нижегородской области продолжено создание сети
физкультурно-оздоровительных комплексов, что способствует увеличению
числа занимающихся физкультурой и спортом, особенно среди молодежи.
Всего в области с 2007 года построено 24 ФОКа (при этом 3 ФОКа в
рамках государственно-частного партнерства), в том числе, 3 ФОКа - в
2012 году. Проведены проектно-изыскательские работы по строительству
ФОКов в 28 районных центрах. Данная работа будет продолжена.
Запланировано построить по 1 ФОКу в каждом районе области и по 2
ФОКа в каждом районе г.Н.Новгорода.
Фондооснащенность лечебных учреждений на 01.01.2013 составила
13,8 тыс. руб. на
1,5 млн. руб. на 1 врача.
По состоянию на 01.01.2012 численность населения области
составила 3 296 947 человек, в том числе, трудоспособного возраста -
1 975 070, или 59,9% (РФ - 60,9%), старше трудоспособного - 838 072,
или 25,4% (РФ - 22,7%).
Доля детей 0-17 лет - 547620, или 16,6% (РФ - 19%).
Доля городского населения - 79%, сельского - 21%. Доля
сельского населения в структуре населения Нижегородской области не
снижается.
Такие показатели, как заболеваемость и смертность от
туберкулеза, смертность от ДТП, материнская смертность в
Нижегородской области лучше среднероссийских. Однако такие
показатели, как рождаемость, смертность населения, в том числе, от
болезней органов кровообращения, новообразований, младенческая
смертность, заболеваемость населения, средняя ожидаемая
продолжительность жизни хуже среднероссийских.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии
здоровья населения, являются:
1) высокая распространенность поведенческих факторов риска
неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и
наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное
несбалансированное питание и ожирение);
2) высокая распространенность биологических факторов риска
неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония,
гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и
ожирение);
3) низкая профилактическая активность в работе первичного звена
здравоохранения, направленная на своевременное выявление
заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их
обуславливающих;
4) несбалансированность коечного фонда по ряду профилей
оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его
использование; низкое развитие стационарозамещающих технологий,
неотложной медицинской помощи;
5) недостаток реабилитационных коек;
6) низкое развитие паллиативной медицинской помощи;
7) дефицит кадров;
8) недостаточное применение современных информационных
технологий и телемедицины.
Цель Программы: увеличение продолжительности жизни населения
Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности
от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности
медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг,
объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню
заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области,
передовым достижениям медицинской науки.
Задачи Программы:
1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья
и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая
высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой
специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
3. Создание условий для развития государственно-частного
партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в
реализации программы государственных гарантий оказания населению
бесплатной медицинской помощи.
4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том
числе, детей.
6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том
числе, детей.
7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными
и мотивированными кадрами.
8. Повышение эффективности и доступности лекарственного
обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях.
9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения
на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации
процесса информационного взаимодействия между медицинскими
организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области,
а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими
реализацию государственной политики в области здравоохранения.
10. Осуществление территориального планирования здравоохранения
Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской
помощи в течение регламентированного времени.
Основной целевой установкой Программы является создание
необходимых условий для сохранения здоровья населения Нижегородской
области с учетом демографической ситуации. Достижение указанной цели
требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения
заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а
также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие,
в частности, доступность услуг образования и здравоохранения
требуемого качества, экологическую безопасность.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р
"О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года", основные приоритеты
социальной и экономической политики в период 2013-2020 годов
включают распространение здорового образа жизни; внедрение
инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение
проблемы их кадрового обеспечения. В период 2013-2020 годов должно
быть широко внедрено использование биотехнологий в различных
областях медицины.
В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер
государственной политики, направленных на снижение смертности
населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика,
своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных
заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях
заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру
смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное
выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и
младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.
Кроме того, основу разработки Программы составили следующие
документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года
№ 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года".
2. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года:
- № 597 "О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики";
- № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере
здравоохранения";
- № 606 "О мерах по реализации демографической политики
Российской Федерации".
3. Распоряжения Правительства Российской Федерации:
- от 24 декабря 2012 года № 2511-р "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации "Развитие
здравоохранения";
- от 26 ноября 2012 года № 2190-р "Об утверждении Программы
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных
(муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы";
- от 28 декабря 2012 года № 2599-р "Об утверждении плана
мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22
октября 2012 года № 1074 "О Программе государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на
плановый период 2014 и 2015 годов".
5. Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 года № 1706 "Об
утверждении методических рекомендаций по разработке органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов
мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в
субъекте Российской Федерации".
6. Постановления Правительства Нижегородской области:
- от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии
развития Нижегородской области до 2020 года";
- от 27 июня 2007 года № 201 "Об утверждении Концепции
демографического развития Нижегородской области на период до 2020
года".
7. Распоряжения Правительства Нижегородской области:
- от 6 марта 2008 года № 298-р "Об утверждении целевых значений
индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской
области до 2020 года";
- от 2 июля 2010 года № 1278-р "Об утверждении плана
мероприятий по реализации в Нижегородской области в 2011-2015 годах
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года";
- от 27 февраля 2013 года № 409-р "Об утверждении Плана
мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в
Нижегородской области".
Общая характеристика сферы реализации Программы
Распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных
заболеваний характеризуется следующими показателями: показатель
курящих в Нижегородской области: взрослые - 51%, дети в возрасте
11-17 лет - 36% (РФ - 34%). 8 516 детей состоит на учете как
потребители наркотических и психотропных веществ. До 18 лет начинают
курить свыше 80% юношей и 50% девушек.
По итогам 2011 года, распространенность ожирения у населения
составляет 4,31 на 1000, в том числе: 8,6 на 1000 у детей 0-14 лет
(0,9%), 14,9 на 1000 у подростков 15-18 лет (1,5%), 3,25 на 1000 у
лиц старше 18 лет (0,3%).
По данным центров здоровья Нижегородской области из числа
обратившихся взрослых граждан 63% имеют избыточную массу тела.
Несмотря на проводимую Правительством Нижегородской области
работу, только 19,4% жителей области регулярно занимаются
физкультурой и спортом.
Сеть медицинских учреждений, участвующих в программе
государственных гарантий, сформирована с учетом 3-уровневой системы
оказания медицинской помощи.
На 01.01.2013 медицинскую помощь оказывает 209 медицинских
организаций, из них 173 государственных учреждения (110 больниц, 3
госпиталя, 10 диспансеров, 8 родильных домов, 29 поликлиник, 4
женских консультации, 1 станция скорой медицинской помощи, 8
медицинских центров), 8 федеральных учреждений, 28 частных
медицинских организаций.
По итогам 2012 года учреждений 1 уровня, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую и первичную стационарную, в том числе,
первичную специализированную медицинскую помощь, насчитывалось 147
(71% в структуре медицинских организаций). Медицинские организации 1
уровня включают 64 фельдшерских здравпункта, 59 ФП, 835 ФАП, 94
врачебных амбулаторий, 54 участковые больницы, 123 кабинета врача
общей практики, в том числе, 115 - в сельской местности (до
норматива необходимо создание еще 32 кабинетов). Впервые создано 114
домовых хозяйств (при норме 103).
Создана служба неотложной помощи при
амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во
взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской
помощи. Однако неотложная помощь не получила должного развития (в
2012 году план выполнен только на 68%).
В Нижегородской области работают 14 взрослых и 7 детских
Центров здоровья.
В медицинских организациях 1 уровня открыто 5 отделений и 48
кабинетов профилактики. Однако действующая система кабинетов и
отделений профилактики не отвечает требованиям, установленным
приказом Минздрава России от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении
Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению", и не может обеспечить необходимые объемы
профилактической работы с населением области, в частности выполнение
норматива объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях,
оказываемой с профилактической целью.
Планируется увеличение посещений населения с профилактической
целью с 27% до 34%, развитие патронажной службы с увеличением
активных посещений на 20%.
Планируется проведение диспансеризации 23% граждан определенных
групп взрослого населения застрахованных в рамках обязательного
медицинского страхования, а также детского населения.
Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на
привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид
помощи (с 28 до 130).
Предусмотрено расширение лечебной сети для обеспечения
доступности медицинской помощи сельскому населению: увеличение
количества кабинетов врачей общей практики (со 123 до 155),
сохранение сети ФАПов и ФП, расширение сети врачебных амбулаторий (с
94 до 110) на основе реорганизации участковых больниц, использование
мобильной центров здоровья (2).
Запланировано расширение сети кабинетов профилактики (с 48 до
229), отделений профилактики (с 5 до 42), центров здоровья (с 21 до
27), проведение диспансеризации и медицинских осмотров.
Для лиц с кризисным состоянием расширение количества кабинетов
социально-психологической помощи (с 10 до 21) с "Телефоном доверия".
Предусматривается увеличение объемов неотложной медицинской
помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы
медицинского персонала, увеличение объемов стационарозамещающей
помощи до федерального норматива на основе увеличения количества
стационарозамещающих коек.
Запланировано создание межмуниципальных
консультативно-диагностических центров первичной специализированной
медицинской помощи (12).
Запланированы мероприятия по повышению информированности
различных групп населения, в том числе детей и подростков, о вреде
активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления и
формирования в общественном сознании установок о неприемлемости
потребления табака в обществе; о поведенческих и
алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов
здорового и диетического питания; о необходимости увеличения
физической активности, характеристика которых представлена в
соответствующей подпрограмме.
Специализированная, в том числе, высокотехнологичная,
медицинская помощь сосредоточена преимущественно в межмуниципальных
и региональных специализированных центрах.
Межмуниципальных специализированных центров 2 уровня - 49
(23%). Профили межрайонных центров: перинатальные, сосудистые,
травматологические, центры гемодиализа, онкологические,
инфекционные, наркологические.
Для лиц с кризисными состояниями и суицидальным поведением
открылось 7 кабинетов социально-психологической помощи с "Телефоном
доверия" (было 3, стало 10).
Региональных специализированных центров 3 уровня, оказывающих
специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую
помощь - 13 (6%). Профили: кардиохирургия, сосудистые,
нейрохирургия, травматология, токсикология, онкология, фтизиатрия,
выхаживание маловесных детей, неонатальная.
К 2020 году планируется увеличение количества медицинских
организаций 1 уровня - со 147 до 224 (76%) и увеличение медицинских
организаций 2 уровня - с 49 до 51 (17%), преимущественно за счет
частных медицинских организаций. Количество медицинских организаций
3 уровня увеличится с 13 до 18 (6%) за счет модернизации
государственных больниц и привлечения федеральных медицинских
организаций.
Несмотря на то, что показатели смертности от туберкулеза за 12
месяцев 2012 года в Нижегородской области ниже, чем в РФ на 32,7%,
распространенность и первичная заболеваемость ниже на 10% и 23%
соответственно, эпидемическая ситуация по заболеваемости
туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной.
Эффективность лечения впервые выявленных больных туберкулезом
недостаточна и составляет по критерию прекращения бактериовыделения
70,6% (целевой показатель ВОЗ - 85%).
Охват населения профилактическими осмотрами сохраняется на
низком уровне (59,1% при 70% в РФ), что требует принятия действенных
мер.
Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|