Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 № 330Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 г. N 86 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.12.2003 N 330 О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.09.2004 г. N 225) В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и обеспечения выполнения задач, определенных в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (далее - Программа). 2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики и Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.09.2004 г. N 225) 3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 и 2006 годы предусматривать выделение средств в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы. 3. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики ежегодно до 1 февраля представлять в Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике информацию о ходе выполнения мероприятий Программы. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить разработку территориальных мероприятий по содействию занятости населения с учетом положений Программы, софинансируемых за счет средств местных бюджетов. 5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. N 69 "О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы". Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Партасова УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 N 330 ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004-2006 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы Основания для разработки Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 "О Комплексном плане реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года" Государственные заказчи- Министерство социальной политики ки - координаторы Чувашской Республики, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию) Основной разработчик Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике Основные исполнители Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, центры занятости населения, Министерство социальной политики Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство промышленности и транспорта Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи, органы местного самоуправления (по согласованию) Цель Программы разработка комплекса мер в социально-трудовой сфере, реализация которых позволит в последующие годы в качественно новых экономических условиях перейти к эффективной занятости населения Задачи Программы совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики; дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда; повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; реализация превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите; регулирование трудовой миграции; оказание социальной поддержки безработным гражданам; консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и повышение эффективности их использования; повышение эффективности деятельности органов службы занятости на рынке труда Срок реализации 2004-2006 годы Объем и источники фи- объем финансирования Программы в нансирования 2004-2006 годах составит 514500,5 тыс. рублей (в 2004 г. - 152530,7 тыс. рублей) из них по источникам финансирования: федеральный бюджет - 480653,4 тыс. рублей (в 2004 г. - 142529,6 тыс. рублей); республиканский бюджет Чувашской Республики - 2533 1,6 тыс. рублей (в 2004 г. - 7431,6 тыс. рублей); местные бюджеты - 2662,0 тыс. рублей (в 2004 г. - 797,5 тыс. рублей); внебюджетные источники (средства работодателей) - 5853,5 тыс. рублей (в 2004 г. - 1772,0 тыс. рублей) Ожидаемые конечные ре- реализация Программы в течение 2004-2006 зультаты реализации годов позволит предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства навыков и знаний 12,15 тыс. безработных граждан (в 2004 г. - 4,0 тыс. человек); провести профориентационную работу с 300,0 тыс. человек (в 2004 г. - с 90,0 тыс. человек); обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 15,0 тыс. человек (в 2004 г. - 5,0 тыс. человек); организовать временное трудоустройство 35,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 2004 г. - 11,5 тыс. человек); содействовать временному трудоустройству 150 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу (в 2004 г. - 50 человек); способствовать временному трудоустройству 1525 безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (в 2004 г. - трудоустройству 500 человек); обеспечить участие в программах социальной адаптации на рынке труда 3,0 тыс. безработных граждан (в 2004 г. - 1,0 тыс. безработных граждан); оказать содействие в самозанятости 3195 безработных граждан (в 2004 г. - 1060 безработных граждан); обеспечить трудоустройство 3,0 тыс. граждан республики в других регионах Российской Федерации (в 2004 г. - 1,0 тыс. граждан); не допустить превышения среднегодового уровня регистрируемой безработицы в 2004-2006 годах за пределы 2,0-2,1 процента от численности экономически активного населения Система контроля за вы- Министерство социальной политики полнением Программы Чувашской Республики совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике ежегодно к 1 марта до 2007 года информируют Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы ВВЕДЕНИЕ Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 "О Комплексном плане реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года". Разработка Программы осуществлялась с учетом Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 568-р, Плана мероприятий по реализации Концепции, прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2004-2006 годы, предложений министерств и госкомитетов Чувашской Республики по дальнейшему развитию рынка труда и повышению эффективности занятости населения. Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, службы занятости, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения. Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Российской Федерации и Чувашской Республике в предыдущие годы. I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 1. Изменения в сфере занятости в 2001-2003 годах В 2001-2003 годах в Чувашской Республике отмечались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии. Положительными темпами характеризовалась динамика основных макроэкономических показателей. Темп роста объема промышленного производства в 2001 году составил 104,5 процента, в 2002 году - 103,7 процента, в январе-сентябре 2003 г. - 105,3 процента. Этот рост обеспечили: машиностроение, и металлообработка, химическая, легкая и пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов и полиграфическая промышленность. Наблюдался заметный прогресс в торговле, общественном питании, связи и сфере бытовых услуг, которые не только расширили объемы производства, но и достигли современных стандартов в обслуживании населения. Возросла инвестиционная активность организаций. За истекшие два года и девять месяцев объем инвестиций в основной капитал увеличился в 1,5 раза, в результате чего в крупных и средних организациях создано свыше 14 тыс. новых рабочих мест. В республике отсутствует бюджетная задолженность по выплате заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы. Начиная с 2000 года не зарегистрирован ни один коллективный трудовой спор, что является позитивным результатом активного социального партнерства органов исполнительной власти всех уровней, профсоюзов и работодателей. В январе-сентябре 2003 г. наиболее высокая заработная плата относительно среднереспубликанского уровня сложилась на трубопроводном транспорте (выше в 3,2 раза), в кредитовании, страховании и пенсионном обеспечении (в 2,5 раза), в науке и научном обслуживании (в 2,5 раза). Ниже среднереспубликанской - в сельском и лесном хозяйстве, культуре и искусстве, образовании, здравоохранении. Увеличение объемов производства во многих отраслях экономики и последовательно проводимые мероприятия по развитию социально-трудовой сферы оказали определяющее воздействие на улучшение ситуации в сфере занятости населения. В последние три года существенно увеличился спрос на рабочую силу в следующих отраслях экономики: пищевой промышленности, торговли, материально-технического снабжения и сбыта, информационно-вычислительного обслуживания, непроизводственных видов бытового обслуживания населения, а также в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, органах судебной власти и прокуратуры, юридических учреждениях. Начиная с 2003 года с наращиванием объемов подрядных работ отмечается некоторое увеличение спроса на рабочую силу в строительном комплексе республики. В остальных отраслях спрос на рабочую силу увеличился менее значительно или уменьшился. В сельском хозяйстве продолжает иметь место значительное снижение спроса на рабочую силу. В 2002 году по сравнению с 2000 годом среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилась на 26,7 тыс. человек, или на 17,3 процента. В целом по Чувашской Республике среднегодовая численность занятого в экономике населения составила в 2002 году (в соответствии с балансом трудовых ресурсов) 611,7 тыс. человек, что на 0,2 процента больше по сравнению с 2000 годом и на 0,4 процента больше по сравнению с 2001 годом. Продолжалось перераспределение численности занятых в экономике по формам собственности. За счет уменьшения численности работающих в организациях государственной, муниципальной и смешанной форм собственности возросла численность работников частного сектора, общественных объединений и организаций с иностранным участием. В процессе подъема экономики республики происходит постепенное сокращение масштабов неэффективных форм занятости населения. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году по сравнению с 2000 годом снизилась на 19,6 процента и составила около 38 тыс. человек. В целях сокращения неэффективной занятости населения, повышения рентабельности производства в последние годы в отдельных отраслях экономики республики (электроэнергетика, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, машиностроение и металлообработка и некоторых других) усилились процессы реструктуризации организации. В результате несколько повысились масштабы высвобождения излишней рабочей силы. Так, в 2002 году из крупных и средних организаций в связи с сокращением численности или штата было уволено свыше 4,5 тыс. работников, что в 2 раза больше, чем в 2000 году. Расширению сферы приложения труда в республике в определенной степени способствует развитие предпринимательской деятельности. В этих целях реализуется Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы. Сферой малого бизнеса и предпринимательства охвачено свыше 10 процентов от общей численности населения, занятого экономической деятельностью. Вместе с тем, доля валового внутреннего продукта, производимого предприятиями малого и среднего бизнеса, составляет в республике чуть более 6 процентов (в странах европейского сообщества - 55%). Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения. Определенную положительную роль в поддержании жизненного уровня населения продолжает играть вторичная занятость, включающая в себя работу по совместительству и по договорам гражданско-правового характера. Ежегодные масштабы вторичной занятости составляли в республике порядка 12-14 тыс. человек. В целях формирования эффективной структуры занятости населения в 2001-2003 годах осуществлялась реализация пятнадцати республиканских программ, включающих мероприятия по рациональному размещению рабочей силы с учетом перспектив развития отраслей экономики, районов и городов республики, повышению профессионального уровня и квалификации работников, охране их труда и повышению уровня жизни населения. Среди них республиканские программы: Развитие агропромышленного комплекса на 2001-2003 годы, Профессиональное образование на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, Республиканская программа улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года, "Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы" и другие. Содействию занятости инвалидов, имеющих показания к труду, способствовало принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2003 г. N 75 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики". В целях укрепления взаимодействия государственных структур, работодателей и общественных организаций по решению проблем занятости населения, совершенствования социально-трудовых отношений было заключено Соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов на 2002-2004 годы, действует Республиканская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Основным программным документом, реализующим комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы, являлась Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. N 69. Данная Программа выполнена в полном объеме. В период с 2001 года по январь-сентябрь 2003 г, на реализацию программных мероприятий активной политики содействия занятости населения было израсходовано 70892,2 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 46104,5 тыс. рублей (65,0%), республиканского бюджета Чувашской Республики - 18670,1 тыс. рублей (26,3%), местных бюджетов - 889,4 тыс. рублей (1,3%), работодателей - 5228,2 тыс. рублей (7,4%). Всего с учетом средств на социальную поддержку безработных граждан израсходовано 296,8 млн. рублей. Реализация программных мероприятий осуществлялась на основе партнерских отношений с министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями. В этих целях было заключено десять соглашений о сотрудничестве по вопросам занятости населения и обеспечения дополнительных гарантий при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите. В результате совместной работы обеспечено выполнение всех контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, предусмотренных в вышеуказанной Программе. За период с 2001 года по январь-сентябрь 2003 г. трудоустроено при содействии органов службы занятости 97,3 тыс. человек (124,0% к заданию на 2001-2003 гг.), обеспечено временное трудоустройство на общественные работы 16,0 тыс. человек (139,1%), поддержана предпринимательская инициатива 5,5 тыс. человек (в 2 раза больше), организовано временное трудоустройство 34,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 5 раз больше), предоставлена возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,0 тыс. безработных граждан (93,0%), проведена профориентационная работа с 380,5 тыс. гражданами (140,9%). 2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 2001-2003 годах В 2001-2003 годах в Чувашской Республике сохранялась тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом организаций в кадрах, при, как отмечалось, возросшей потребности в рабочей силе во многих отраслях экономики, увеличении численности населения, занятого экономической деятельностью, снижении напряженности на рынке труда. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы прошлого века, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста с 803,5 тыс. человек на начало 2001 года до 818,3 тыс. человек на начало 2003 года. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения возросла соответственно с 59,4 до 61,1 процента. В республике продолжался подъем на рынке образовательных услуг, проявляющийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и увеличении его предложения. Выпуск специалистов из учебных заведений профессионального образования всех уровней увеличился с 19,4 тыс. человек в 2000 году до 25,0 тыс. человек в 2002 году. В течение трех последних лет в крупных и средних организациях постепенно сокращался разрыв между численностью выбывших и принятых работников. Тем не менее ежегодно в среднем 8-12 процентов от численности уволенных работников не сразу находили новую работу и оказывали существенное давление на рынок труда, пополняя количество безработных граждан. Динамика общей и регистрируемой безработицы в анализируемый период (табл. 1): Таблица 1 (по данным выборочных обследований по проблемам занятости) ---------------------------------------T----------T----------T----------------- ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ январь-сентябрь ¦ ¦ ¦ 2003 года ---------------------------------------+----------+----------+----------------- Экономически активное население- всего, тыс. человек 667,6 683,4 670,0 в том числе: занятые в экономике 603,7 618,7 608,0 безработные 63,9 64,7 62,0 в том числе зарегистрированные в ор- 13,6 13,4 13,2 ганах службы занятости Уровень безработицы ( в %): общей 9,6 9,5 9,3 регистрируемой 2,0 2,0 2,0 Как следует из приведенных в таблице данных, истекший период характеризовался постепенным сокращением среднегодовой численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, и зарегистрированных безработных. Уровень общей безработицы уменьшился с 9,6 до 9,3 процента, а регистрируемой сложился в пределах 2,0 процентов по отношению* численности экономически активного населения (в Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы уровень регистрируемой безработицы предусматривался не выше 2,3% от численности экономически активного населения). В численности зарегистрированных безработных наблюдались незначительные колебания в течение каждого года (в осенне-зимний период - ее рост, в весенне-летний - снижение), связанные с сезонным созданием или ликвидацией временных рабочих мест в отраслях экономики, а также с постановкой на учет в качестве безработных граждан выпускников учебных заведений профессионального образования и общеобразовательных школ, не сразу нашедших работу или не продолживших дальнейшую учебу. Основными клиентами органов службы занятости продолжали оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них - каждый четвертый относится к категории особо нуждающихся в социальной защите. С начала 2001 года произошли следующие изменения в численности зарегистрированных безработных (табл. 2). Таблица 2 --------------------------------------T-------------------------------- ¦ По состоянию на начало года +--------T-------T-------T------- ¦ 2001 ¦ 2003 ¦ 2001 ¦ 2003 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год +--------+-------+-------+------- ¦ человек ¦ в % к итогу --------------------------------------+----------------+--------------- Численность зарегистрированных без- 15220 13796 100,0 100,0 работных - всего в том числе: по полу: мужчин 4943 3812 32,4 27,6 женщин 10277 9984 67,6 72,4 по месту проживания: в городской местности 12222 10359 80,3 75,0 в сельской местности 2998 3437 19,7 25,0 по возрасту: в возрасте 16-29 лет 6139 5456 40,3 39,5 предпенсионного возраста 1103 1191 7,2 8,6 других возрастов 7978 7149 52,5 51,9 по образованию, имеющих: высшее профессиональное обра- 1870 2259 12,3 16,3 зование среднее профессиональное обра- 3920 3950 25,8 28,6 зование начальное профессиональное обра- 3440 2914 22,6 21,1 зование среднее общее образование 4814 3811 31,6 27,6 не имеющих полного среднего об- 1176 865 7,7 6,3 разования по причине незанятости: уволившихся по сокращении шта- 1783 1991 11,7 14,4 тов, ликвидации организаций; уволившихся по собственному 8555 7501 56,2 54,3 желанию; выпускников учебных заведений, 1544 1209 10,1 8,8 не имеющих опыта работы; потерявших работу по другим 3338 3095 21,9 22,5 причинам по продолжительности поиска работы: ищут работу до 1 месяца 2207 2141 14,5 15,5 от 1 до 4 месяцев 5588 6333 36,7 45,9 от 4 до 8 месяцев 3021 3068 19,8 22,2 от 8 месяцев до 1 года 2128 1457 14,0 10,6 более года 2276 797 15,0 5,8 Анализ приведенных данных показывает, что к положительным изменениям на рынке труда Чувашской Республики можно отнести постепенное сокращение доли безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, в том числе выпускников учебных заведений. Это результат совместной работы органов службы занятости населения, министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, учебных заведений и работодателей по развитию системы профессиональной ориентации учащихся, организации их занятости в свободное от учебы время, приоритетного привлечения незанятой молодежи к мероприятиям активной политики занятости. В этот период при содействии органов службы занятости населения произошло уменьшение времени поиска работы безработными гражданами. Если в 2000 году средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляла 5,9 месяца, то в 2001-2002 годах - 4,6 месяца. Значительно сократилась доля безработных граждан, ищущих работу более одного года (с 15,0 процентов до 5,8 процента). Продолжался рост образовательного уровня безработных граждан: на конец 2000 года высшее и среднее профессиональное образование имели 38,1 процента, а на конец 2002 года - уже 44,9 процента безработных граждан. С одной стороны, этот рост обусловлен повышением образовательного уровня всего трудоспособного населения республики. Однако отсутствие прогнозов потребности организаций в рабочей силе, недостаточно оперативное реагирование системы профессионального образования на требования рынка труда привели к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отдельных профессий (специальностей), появлению дефицита в квалифицированных кадрах. В целях изменения ситуации и формирования кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 утверждена Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года. Характерным изменением структуры зарегистрированных безработных в истекший период стало существенное увеличение численности безработных, проживающих в сельской местности. Если в 2000 году в сельских районах республики было признано безработными 5,9 тыс. человек, то в 2002 году - 7,3 тыс. человек. На начало 2003 года на учете в центрах занятости населения состояло 3437 сельских безработных, что на 14,6 процента больше, чем на начало 2001 года. Их доля в общей численности зарегистрированных безработных увеличилась соответственно с 19,7 процента до 25,0 процентов. Основные причины роста сельской безработицы связаны с продолжающимся сокращением рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, низким уровнем заработной платы и задержками в ее выплате, тяжелыми условиями труда. К началу 2003 года до 14,4 процента увеличилась доля безработных, потерявших работу в результате увольнения по сокращению численности или штатов организаций, против 11,7 процента на начало 2001 года. Данная тенденция связана с активизацией процессов высвобождения работников в крупных и средних организациях. По-прежнему актуальной проблемой на рынке труда республики остается обеспечение занятости женщин. Они, как правило, преобладают в численности работников, уволенных по сокращению численности или штата. Существующий дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном аспекте оказывает на занятость женщин более выраженные негативные последствия. Свыше 80 процентов вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения, - это рабочие профессии (специальности), в то время как почти каждая вторая безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля женщин в численности зарегистрированных безработных возросла с 67,6 процента в 2000 году до 72,4 процента в 2002 году. В 2001-2003 годах сохранялась дифференциация районов и городов республики по уровню регистрируемой безработицы, что напрямую связано с их социально-экономическим развитием. В этот период стабильно выше, чем в среднем по республике, уровень регистрируемой безработицы отмечался в гг. Алатыре, Новочебоксарске и Шумерле, которые включены в общероссийский Перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуацией в сфере занятости населения. Напряженная ситуация на рынке труда сохранялась в гг. Чебоксары и Канаше, а также в Алатырском, Порецком, Мариинско-Посадском районах республики. В то же время в Моргаушском, Красноармейском, Чебоксарском районах уровень безработицы в течение трех лет не превышал одного процента по отношению к численности экономически активного населения, что значительно ниже среднего по республике значения. Наличие более напряженной ситуации на рынке труда отдельных территорий свидетельствует о необходимости повышенного внимания к ним при разработке инвестиционных программ и проектов развития районов и городов республики, отраслей экономики, отдельных организаций. II. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2004-2006 ГОДАХ В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики на 2004-2006 годы ожидается ежегодный прирост валового регионального продукта (2004 г. - 105,5-106,5%, 2005 г. - 106,0-107,0%, 2006 г. - 106,3-108,0%), обеспеченный ростом объемов производства продукции (услуг) в большинстве отраслей экономики республики, что окажет благоприятное воздействие на увеличение спроса на рабочую силу. Кроме ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на развитие рынка труда в прогнозируемый период будут влиять следующие факторы: 1) увеличение численности населения трудоспособного возраста. Предположительная численность населения в трудоспособном возрасте (по данным Комитета государственной статистики Чувашской Республики - Чувашии) возрастет с 829,8 тыс. человек на начало 2004 года до 846,0 тыс. человек на начало 2006 года, а доля его в общей численности населения - соответственно с 62,2 процента до 63,8 процента. Этот рост обусловлен вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 80-х годов XX века, когда в республике наблюдался естественный прирост населения; 2) сохранение в экономике республики неэффективной занятости, открытым проявлением которой является неполная занятость населения; 3) продолжение процесса высвобождения работников в ходе реформирования экономики, в том числе реструктуризации и модернизации черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей. За три года по этой причине намечается уволить около 15 тыс. работников; 4) недостаточный спрос на рабочую силу по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, старения и сокращения кадрового состава высококвалифицированных рабочих; 5) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный увеличением численности трудоспособного населения, недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающими рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики; 6) значительная дифференциация районов и городов республики по ситуации, сложившейся в сфере занятости и на рынке труда; 7) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев, вынужденных переселенцев и других), обусловленной ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам. С учетом указанных факторов в прогнозируемый период в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом организаций в кадрах, но ежегодно отклонение между ними будет сокращаться (см. приложение N 3 к данной Программе). Прогнозный расчет общей и регистрируемой безработицы на 2004- 2006 годы разработан в двух вариантах с учетом менее благоприятного (1 вариант) и благоприятного (2 вариант) путей развития экономики (табл. 3). Таблица 3 (в среднегодовом исчислении) -----------------------------------T---------T----------------------------------------------- ¦ 2003 ¦ Прогноз на ¦ год +---------------T---------------T--------------- ¦ (ожид.) ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦ 2006 год ¦ +-------T-------+-------T-------+-------T------- ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ вар. ¦ вар. ¦ вар. ¦ вар. ¦ вар. ¦ вар. -----------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+------- Численность экономически ак- тивного населения, тыс. человек 676,5 678,5 679,8 685,5 685,7 687,6 690,7 в том числе: занятые в экономике 612,5 614,5 616,0 621,0 622,2 622,6 627,7 безработные 64,0 64,0 63,8 64,5 63,5 65,0 63,0 в том числе зарегистрированные в органах службы занятости 13,5 13,8 13,6 14,0 13,7 14,4 13,8 Уровень безработицы (в %): общей 9,5 9,4 9,4 9,4 9,3 9,5 9,1 регистрируемой 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 При благоприятном развитии ситуации в экономике численность занятого населения возрастет с 616,0 тыс. человек в 2004 году до 627,7 тыс. человек в 2006 году, при менее благоприятном пути ее развития - до 622,6 тыс. человек. Численность занятых в материальном производстве (2 вариант) возрастет с 452,2 тыс. человек в 2004 году до 461,8 тыс. человек в 2006 году. Это повышение произойдет за счет отраслей промышленности (машиностроение и металлообработка, пищевая, производство строительных материалов), строительства, торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта и некоторых других. При этом доля занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике увеличится соответственно с 73,4% до 73,6%. Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы увеличится за этот период с 163,8 тыс. до 165,9 тыс. человек за счет роста численности работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, учреждениях бытового обслуживания населения, финансово-кредитной и страховой сферах деятельности. В зависимости от развития ситуации в экономике республики в предстоящие три года общая численность безработных граждан уменьшится с 63,8 тыс. до 63,0 тыс. человек (2 вариант) или будет ежегодно увеличиваться и составит в 2006 году 65,0 тыс. человек (1 вариант). Уровень общей безработицы при благоприятном пути развития уменьшится с 9,4 до 9,1 процента по отношению к численности экономически активного населения, а при менее благоприятном - не превысит к концу периода 9,5 процента. В целях сокращения масштабов общей безработицы в республике органы службы занятости населения в прогнозируемом периоде усилят свою деятельность по привлечению незанятых граждан к мероприятиям активной политики занятости, что повлечет за собой небольшой ежегодный пост среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан. Тем не менее уровень регистрируемой безработицы в этот период составит 2,0-2,1 процента по отношению к численности экономически активного населения, то есть не превысит уровень, сложившийся в 2001-2003 годах. III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики в сфере занятости населения и на рынке труда в 2004-2006 годы коренных изменении не произойдет. Вместе с тем будут происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы профессионального образования и т.д.). В этой связи основной целью государственной политики в области занятости населения и на рынке труда в предстоящие три года становится разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях перейти к эффективной занятости населения. С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач: совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики; дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда; повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; реализация превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите; регулирование трудовой миграции; оказание социальной поддержки безработным гражданам; консолидация финансовых средств на реализацию политики занятости и повышение эффективности их использования; повышение эффективности деятельности органов службы занятости на рынке труда. IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2004-2006 ГОДАХ 1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики будет направлено на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики. 2. Дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда Дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда предусматривает следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики. 3. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда 3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан В целях оказания помощи гражданам в профессиональном самоопределении, психологической поддержки на рынке труда отдельным категориям безработных граждан предусматривается: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.). 3.2. Профессиональное обучение безработных граждан Развитие системы профессионального обучения безработных граждан в предстоящие три года будет направлено на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003- 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий в рамках реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275 "О республиканской программе "Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года"; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения. 4. Реализация превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите В 2004-2006 годах предусматривается реализация комплекса превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказанию адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которые будут включать в себя: повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда; организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы и других); организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности. 5. Содействие занятости сельского населения В целях содействия занятости сельских жителей предусматривается проведение следующего комплекса мероприятий: содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской местности; организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и других отраслях экономики, а также в народных промыслах; организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок вакансий для сельских безработных. 6. Содействие организации альтернативной гражданской службы В связи с введением с 1 января 2004 г. Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" перед органами службы занятости населения встают определенные задачи по содействию организации указанной службы на территории республики. В этих целях предполагается: формирование банка рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Чувашской Республики; участие специалистов органов службы занятости населения в работе призывных комиссий; взаимодействие с военными комиссариатами, заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке и реализации комплекса мер по организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики. 7. Регулирование трудовой миграции Актуальность решения вопросов, связанных с развитием внутренней трудовой миграции населения, продиктована следующими факторами: высокой плотностью населения республики, нехваткой вакансий с высокой заработной платой, потребностью других регионов в рабочей силе, особенно сезонного характера и другими. Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в предстоящие три года будут: использование федерального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения республики о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах Российской Федерации; заключение договоров с организациями других регионов о направлении к ним рабочей силы. Регулирование внешней трудовой миграции будет осуществляться по следующим направлениям: разработка предложений в Министерство труда и социального развития Российской Федерации по определению ежегодной квоты на прием иностранной рабочей силы; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев. 8. Социальная поддержка безработных граждан В целях обеспечения безработным гражданам государственных социальных гарантий предусматривается: выплата пособий по безработице в период поиска подходящей работы; стипендий в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости населения; оказание материальной помощи; обеспечение выплат пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно. Система мероприятий по реализации приоритетных направлений действий на рынке труда Чувашской Республики в 2004-2006 годах приведена в приложении N 1 к Программе. V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Финансовое обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы в 2004-2006 годах будет обеспечиваться за счет консолидации финансовых средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников (средств работодателей). При этом из федерального бюджета будет полностью финансироваться социальная поддержка безработных граждан и частично - мероприятия по содействию трудоустройству населения. Профессиональное обучение безработных граждан предусматривается софинансировать из республиканского бюджета Чувашской Республики. К финансированию мероприятий по содействию трудоустройству населения будут привлекаться средства местных бюджетов и работодателей. Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы составит: ---------T-------------T-------------------------------------------------- ¦ Затраты, ¦ В том числе средства: ¦ всего, +-------------T------------T----------T------------ Годы ¦ тыс. рублей ¦ федерально- ¦ республи- ¦ местных ¦ внебюджет- ¦ ¦ го бюджета ¦ канского ¦ бюджетов ¦ ных источ- ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ников ¦ ¦ ¦ Чувашской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республики ¦ ¦ ---------+-------------+-------------+------------+----------+------------ 2004 152530,7 142529,6 7431,6 797,5 1772,0 2005 170892,4 159240,9 8800,0 899,0 1952,5 2006 191077,4 178882,9 9100,0 965,5 2129,0 Итого 514500,5 480653,4 25331,6 2662,0 5853,5 В целом на реализацию Программы предполагается направить 514500,5 тыс. рублей, в том числе на мероприятия по содействию занятости населения 85493,5 тыс. рублей (16,6%), на социальную поддержку безработных граждан - 429007,0 тыс. рублей (83,4%). Доля средств федерального бюджета в общих затратах на реализацию активной политики занятости составит 60,5 процента, республиканского бюджета Чувашской Республики - 29,6 процента, местных бюджетов - 3,1 процента и внебюджетных источников (средств работодателей) - 6,8 процента. В целях эффективного использования бюджетных средств предпочтение будет отдаваться реализации наиболее значимых в социальном плане мероприятий. Объемы затрат по источникам финансирования и в разрезе мероприятий ежегодно будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на соответствующий год и изменения ситуации на республиканском рынке труда. 2. Кадровое обеспечение Программы Повышение эффективности деятельности органов службы занятости населения на республиканском рынке труда напрямую зависит от уровня квалификации специалистов, работающих в Департаменте и центрах занятости населения. В области кадровой политики в предстоящие три года предусматриваются следующие мероприятия: совершенствование действенного механизма подбора и расстановки кадров в Департаменте и центрах занятости населения; осуществление мероприятий по эффективному использованию потенциала государственных служащих Департамента и специалистов центров занятости населения; формирование качественного резерва кадров на руководящие должности органов службы занятости населения; совершенствование системы непрерывной профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов органов службы занятости населения. 3. Информационные технологии В целях развития информационных технологий органов службы занятости населения в предстоящие три года будут проведены мероприятия, направленные на: поддержание и модернизацию существующих автоматизированных информационных систем; поддержание единого информационного пространства органов службы занятости, обеспечивающего своевременную информированность всех структур общества; использование Единой государственной системы контроля за использованием бюджетных средств территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (АИС "Занятость-Контроль"); реализацию федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"; внедрение новых технологий обработки и передачи данных. На развитие информационных технологий в 2004-2006 годы предусматривается из федерального бюджета 14376,0 тыс. рублей* (в 2004 г. - 4140,0 тыс. рублей), из них на: замену устаревшего и изношенного компьютерного оборудования в Департаменте и центрах занятости населения - 8400,0 тыс. рублей, (в 2004 г. - 2800,0 тыс. рублей); поддержку и развитие прикладного программного обеспечения - 2310,0 тыс. рублей, (в 2004 году - 665,0 тыс. рублей); модернизацию локальных вычислительных сетей в центрах занятости населения - 560,0 тыс. рублей, (в 2004 г. - 280,0 тыс. рублей); развитие WeЬ-сайта Департамента и организация WeЬ-страниц центров занятости населения - 695,0 тыс. рублей, (в 2004 г. - 200,0 тыс. рублей); установку выделенных каналов связи в Канашском и Шумерлинском городских (межрайонных) центрах занятости населения - 94,0 тыс. рублей, (в 2004 г. - 94,0 тыс. рублей. Примечание*: по статьям "Прочие текущие расходы", "Оплата услуг связи" и "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений". VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Государственные заказчики-координаторы - Министерство социальной политики Чувашской Республики и Департамент федеральной" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике в ходе реализации Программы координируют деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролируют целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий. Контролирует ход выполнения Программы Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2007 года. VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы позволит создать условия для перехода в последующем в качественно новых экономических условиях к эффективной занятости населения на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечения потребностей отраслей экономики в работниках требуемых профессий и квалификации, содействия занятости лиц, потерявших работу, посредством дальнейшего развития социального партнерства на рынке труда, обеспечения социальных гарантий безработных граждан, повышения эффективности деятельности органов службы занятости населения. В 2004-2006 годах предполагается: предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,150 тыс. безработным гражданам (в 2004 г. - 4,0 тыс. человек); провести профориентационную работу с 300,0 тыс. человек (в 2004 г. - 90,0 тыс. человек); обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 15,0 тыс. человек (в 2004 году - 5,0 тыс. человек); организовать временное трудоустройство 35 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе 11,5 тыс. человек в 2004 году; содействовать временному трудоустройству 150 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу (в 2004 г. - 50 человек); способствовать временному трудоустройству 1525 безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, (в 2004 г. - трудоустройству 500 человек); обеспечить участие в программах социальной адаптации на рынке труда 3,0 тыс. безработных граждан (в 2004 г. - 1,0 тыс. безработных граждан); оказать содействие в самозанятости 3195 безработным гражданам (в 2004 г. - 1060 безработным гражданам); обеспечить трудоустройство 3,0 тыс. граждан республики в других регионах Российской Федерации, в том числе 1,0 тыс. граждан в 2004 году; сдержать среднегодовой уровень официальной безработицы в пределах 2,0-2,1 процента по отношению к численности экономически активного населения. Приложение N 1 к Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы Система мероприятий Программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы (в ценах соответствующего года)* ---------T------------------------------T----------T---------------T--------------T-------------------------------------------T----------------------------- N ¦ ¦ Сроки ¦ Головные ¦ Источники ¦ Стоимость (тыс. рублей) ¦ пп ¦ ¦ испол- ¦ исполнители ¦ финанси- +----------T--------------------------------+ ¦ Перечень мероприятий ¦ нения ¦ ¦ рования ¦ ¦ в том числе ¦ Ожидаемые результаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2004- +----------T----------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 гг. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ ---------+------------------------------+----------+---------------+--------------+----------+----------+----------+----------+----------------------------- 1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики 1.1. Заключение Соглашения в первом Минюст Чу- обеспечение социальных о социальном партнерст- полуго- вашии гарантий граждан, поте- ве между Кабинетом дии рявших работу, создание, Министров Чувашской 2004 го- условий для повышения Республики, объедине- да качества и трудовой мо- ниями работодателей бильности рабочей силы Чувашской Республики и Чувашским республи- канским советом проф- союзов 1.2. Разработка мер по орга- в первом Минсоцпо- организация временного низации отдыха, оздо- полуго- литики Чу- трудоустройства несо- ровления, занятости де- дии вашии, Мин- вершеннолетних граждан тей и подростков 2004- образования в возрасте от 14 до 18 лет 2006 гг. Чувашии, ДФГСЗН по Чувашской Республике (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.09.2004 г. N 225) анализ ситуации в сфере 1.3. Подготовка ежегодного 2004- занятости молодежи и доклада "Положение мо- 2006 гг. выработка предложений лодежи и важнейшие на- по ее улучшению, в том правления реализации числе по содействию вы- государственной моло- пускникам учебных заве- дежной политики" дений в трудоустройстве (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.09.2004 г. N 225) 1.4. Разработка Республикан- второе Минэконом- поддержка развития ма- ской программы госу- полуго- развития лого предпринимательст- дарственной поддержки дие Чувашии ва в целях создания усло- малого предпринима- 2004 г. вий для трудоустройства тельства в Чувашской незанятого населения Республике на 2005-2010 годы 1.5. Разработка Республикан- второе Минсоцпо- реализация комплекса ской программы улуч- полуго- литики Чу- мер по улучшению усло- шения условий и охраны дие вашии вий и охраны труда в ор- труда на 2005-2007 годы 2004 г. ганизациях республики 2. Развитие социального партнерства на рынке труда 2.1. Разработка и реализация 2004- ДФГСЗН по реализация мер по смяг- районных и городских 2006 гг. Чувашской чению ситуации на рын- программ содействия за- Республике, ках труда районов и го- нятости населения, пре- органы ме- родов республики дусматривающих взаи- стного са- модействие органов моуправле- службы занятости насе- ния, центры ления, органов местного занятости самоуправления, работо- населения дателей, профсоюзов по развитию сферы занято- сти и рынка труда 2.2. Реализация мероприя- 2004- Минэконом- модернизация экономики, тий, направленных на 2006 гг. развития направленная на повы- создание и сохранение Чувашии, шение ее эффективности, рабочих мест, повыше- Минпром обеспечение высоких ние эффективности заня- Чувашии, темпов экономического тости населения в рам- Минсельхоз роста, осуществление ках Комплексной про- Чувашии, структурных сдвигов, граммы экономического Минстрой способствующих созда- и социального развития Чувашии с нию конкурентоспособ- Чувашской Республики участием ных и передовых в тех- на 2003-2010 годы, ут- объедине- ническом отношении вержденной Указом Пре- ний работо- производств, создание зидента Чувашской Рес- дателей Чу- новых производств на ба- публики от 25 июня вашской зе передовых технологий 2003 г. N 61, Законом Республики Чувашской Республики и Чувашско- от 25 ноября 2003 г. N 39 го республи- канского со- вета проф- союзов 2.3. Проведение социальной 2004- Минэконом- оценка влияния респуб- экспертизы проектов 2006 гг. развития ликанских целевых и ин- программ социально- Чувашии, вестиционных программ экономического разви- Минсоцпо- на ситуацию в сфере за- тия территорий и иных литики Чу- нятости и на рынке труда программ по вопросам вашии, в районах и городах рес- их влияния на создание и ДФГСЗН по публики сохранение рабочих Чувашской мест, ситуацию на рес- Республике публиканском рынке труда 2.4. Проведение мониторин- 2004- ДФГСЗН по оценка изменений в сфе- га в сфере занятости на- 2006 гг. Чувашской ре занятости в городах и селения в городах и на- Республике, населенных пунктах с селенных пунктах с мо- Комитет моноэкономической ноэкономической струк- госстатисти- структурой и критиче- турой и критической си- ки Чувашии, ской ситуацией на рынке туацией на рынке труда органы ме- труда стного само- управления 2.5. Создание в организаци- 2004- ДФГСЗН по создание условий для ях, предусматривающих 2006 гг. Чувашской дальнейшего трудоуст- высвобождение работ- Республике, ройства работников, на- ников в процессе рест- центры за- меченных к высвобожде- руктуризации отраслей нятости на- нию в результате рест- экономики, пунктов для селения с руктуризации организа- их консультирования пе- участием ций республики ред увольнением и со- отраслевых действия в дальнейшем мини- трудоустройстве, в том стерств, ор- числе путем организации ганов мест- общественных работ ного само- управления, объедине- ний работо- дателей Чу- вашской Республики 3. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда 3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан 3.1.1. Развитие системы про- 2004- ДФГСЗН по федераль- 3352,0 957,0 1115,0 1280,0 повышение конкуренто- фессиональной ориента- 2006 гг. Чувашской ный бюд- способности граждан на ции граждан и психоло- Республике, жет рынке труда, обеспечение гической поддержки Минобразо- участия в программах безработных граждан на вания Чува- профориентации и пси- основе разработки и вне- шии, Гос- хологической поддер- дрения профориентаци- коммолоде- жки 300,0 тыс. человек онных программ, тре- жи Чува- (в 2004 г. - 90,0 нингов, клубов, курсов, в шии, тыс. человек) том числе программ для ГУДПО длительно неработаю- "Учебно- щих граждан и граждан, методиче- особо нуждающихся в ский центр социальной защите "Аспект", центры заня- тости насе- ления 3.1.2. Развитие системы про- 2006 гг. Минобразо- оказание помощи в про- фессиональной ориента- вания Чува- фессиональном самооп- ции учащихся общеобра- шии, ределении подрастающе- зовательных школ на ос- ДФГСЗН по го поколения, повышение нове взаимодействия с Чувашской мотивации к трудовой социальными партнера- Республике, деятельности по профес- ми, в том числе путем ГУДПО сиям, специальностям, организации месячников "Учебно- востребованным на рын- профориентации, пре- методиче- ке труда, 60,0 зентаций образователь- ский центр тыс. человек (в 2004 г. - ных учреждений, психо- "Аспект", 20,0 тыс. человек) диагностики профес- центры за- сиональных предпочте- нятости на- ний и особенностей ха- селения рактера 3.1.3. Развитие системы соци- 2004- Минобразо- повышение конкуренто- ально-профессиональной 2006 гг. вания Чува- способности на рынке адаптации и психологи- шии, труда, планирование ческой поддержки выпу- ДФГСЗН по профессиональной карье- скников учреждений Чувашской ры 12,0 тыс. выпускников профессионального об- Республике, учреждений профессио- разования на основе со- Госкоммо- нального образования (в вершенствования струк- лодежи Чу- 2004 г. - 4,0 тыс. человек) туры информационно- вашии, консультационных ус- ГУДПО луг, проведения респуб- "Учебно- ликанских акций "Ста- методиче- новление", "Шаг к карь- ский центр ере" и других "Аспект", центры заня- тости населе- ния 3.2. Профессиональное обучение безработных граждан 3.2.1. Обеспечение соответст- 2004- ДФГСЗН по федераль- 26334,0 6600,0 8580,0 11154,0 повышение качества ра- вия объемов и профилей 2006 гг. Чувашской ный бюд- бочей силы на республи- подготовки безработных Республике, жет канском рынке труда на граждан потребностям Минобразо- республи- 7400,0 2200,0 2500,0 2700,0 основе организации про- республиканского рынка вания Чу- канский фессионального обучения труда в рамках реализа- вашии, Мин- бюджет 12,150 тыс. безработных ции Указа Президента экономраз- Чувашской граждан (в 2004 г. - Чувашской Республики вития Чува- Республи- 4,0 тыс. безработных "О Республиканской шии, центры ки граждан) программе сбалансиро- занятости ванности потребностей населения экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 го- да" 3.2.2. Организация профессио- 2004- ДФГСЗН по повышение конкуренто- нального обучения без- 2006 гг. Чувашской способности на рынке работных граждан, отно- Республике, труда безработных граж- сящихся к категории ГУДПО дан, особо нуждающихся особо нуждающихся в "Учебно- в социальной защите, пу- социальной защите (ин- методиче- тем профессионального валидов; многодетных и ский центры обучения 3,0 тыс. человек одиноких родителей, "Аспект", (в 2004 г. - 1,0 тыс. чело- имеющих несовершенно центры заня- век) летних детей или детей- тости насе- инвалидов; уволенных с ления военной службы; бежен- цев и вынужденных пе- реселенцев и др.) 3.2.3. Повышение эффектив- ДФГСЗН по дальнейшее развитие и ности и качества про- Чувашской совершенствование сис- фессионального обуче- Республике, темы профессионального ния безработных граж- ГУДПО обучения безработных дан в рамках реализации "Учебно- граждан и незанятого на- постановления Кабинета методиче- селения, сокращение сро- Министров Чувашской ский центр ков и повышение эффек- Республики "О респуб- "Аспект", тивности их обучения ликанской программе центры за- "Профессиональное об- нятости на- разование в Чувашской селения Республике на 2001- 2003 годы и на период до 2005 года", в том числе путем внедрения в учеб- ный процесс: технологии модульного обучения; мультимедийных обу- чающих программ; психологического со- провождения профес- сионального обучения 3.2.4. Развитие системы ста- 2004- ДФГСЗН по повышение эффективно- жировок в организациях 2006 гг. Чувашской сти и снижение стоимо- как самостоятельного Республике сти профессионального вида профессионального обучения безработных обучения безработных граждан граждан 3.2.5. Оказание содействия в 2004- ДФГСЗН по повышение конкуренто- организации профессио- 2006 гг. Чувашской способности на рынке нальной ориентации и Республике, труда граждан, освобож- профессионального обу- центры за- денных из мест лишения чения граждан, отбы- нятости на- свободы вающих наказание в ис- селения, правительных учрежде- УИН Мин- ниях и подлежащих ско- юста России рому освобождению по Чуваш- ской Рес- публике Итого по разделу федераль- 29686,0 7557,0 9695,0 12434,0 ный бюд- жет республи- 7400,0 2200,0 2500,0 2700,0 канский бюджет Чувашской Республи- ки Итого 37086,0 9757,0 12195,0 15134,0 4. Реализация превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддерж и при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите 4.1. Информирование насе- 2004- ДФГСЗН по федераль- 759,4 228,3 252,3 278,8 повышение информиро- ления и работодателей о 2006 гг. Чувашской ный бюд- ванности граждан и рабо- положении на рынке Республике, жет тодателей о их правах и труда, основных направ- центры за- обязанностях в социаль- лениях деятельности нятости на- но-трудовой сфере, про- службы занятости насе- селения с граммах и услугах орга- ления: участием нов службы занятости проведение информа- средств мас- населения, привлечение ционно-разъяснительной совой ин- организаций к взаимовы- работы с использовани- формации годному сотрудничеству ем средств массовой информации (печать, ра- дио, телевидение); совершенствование технологии работы с клиентами органов службы занятости насе- ления путем организации консультационных пунк- тов, информационных залов и стендов, а также размещения информаци- онных материалов на сайте Департамента; проведение пресс- конференций, брифингов (в т. ч. электронных) ру- ководителя Департамента 4.2. Организация обществен- 2004- министерст- федераль- 9002,6 2706,7 2990,9 3305,0 обеспечение скоордини- ных работ: 2006 гг. ва и госко- ный бюд- рованных действий орга- разработка и реализа- митеты, ор- жет нов службы занятости ция городских и район- ганы мест- населения с министерст- ных программ развития ного само- республи- 7140,0 2100,0 2500,0 2540,0 вами и госкомитетами, общественных работ; управления, канский органами местного само- заключение и реализа- ДФГСЗН по бюджет управления по удовле- ция соглашений, догово- Чувашской Чувашской творению потребностей ров о сотрудничестве Республике, Республи- районов и городов, от- между Департаментом и центры за- ки раслей в выполнении министерствами и гос- нятости на- местные 484,5 450,0 502,0 532,5 работ, носящих времен- комитетами по органи- селения бюджеты ный или сезонный харак- зации общественных ра- тер, привлечение к этим бот; внебюд- 2812,5 863,5 941,5 1007,5 работам 15 тыс. безра- корректировка катало- жетные ис- ботных и ищущих работу га видов общественных точники граждан, (в 2004 г. - 5,0 работ в отраслевом раз- тыс. человек) резе с учетом состава безработных граждан, потребности в этих рабо- тах районов и городов республики 4.3. Организация временного 2004- Минсоцпо- федераль- 3074,3 924,3 1021,4 1128,6 создание дополнитель- трудоустройства безра- 2006 гг. литики Чу- ный бюд- ных возможностей для ботных граждан, особо вашии, Во- жет временного трудоустрой- нуждающихся в соци- енный ко- ства 1525 безработных альной защите: миссариат местные 69,0 16,5 23,0 29,5 граждан, особо нуждаю- проведение специали- Чувашской бюджеты щихся в социальной за- зированных ярмарок ва- Республики, щите (в 2004 г. - 500 че- кансий рабочих и учеб- ДФГСЗН по внебюд- 644,5 192,0 218,5 234,0 ловек) ных мест для инвалидов, Чувашской жетные ис- несовершеннолетних Республике, точники граждан, женщин, быв- ших военнослужащих и других; проведение мониторин- га положения женщин на рынке труда в рамках Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы; взаимодействие с орга- нами местного само- управления по трудоуст- ройству инвалидов в счет установленных квот; реализация мероприя- тий государственной программы "Социальная адаптация военнослу- жащих, подлежащих увольнению из Воору- женных Сил Российской Федерации, Других войск, воинских форми- рований и органов, и членов их семей на 2002- 2005 годы" 4.4. Организация временного 2004- Минобразо- федераль- 7424,7 2232,3 2466,7 2725,7 содействие временной трудоустройства несо- 2006 гг. вания Чува- ный бюд- занятости 34,5 тыс. несо- вершеннолетних граж- шии, Гос- жет вершеннолетних граждан дан в возрасте от 14 до коммолоде- республи- 10791,6 3131,6 3800,0 3860,0 в возрасте от 14 до 18 лет 18 лет в период каникул жи Чува- канский (в 2004 г.- 11,5 тыс. чело- и в свободное от учебы шии, органы бюджет век). Привлечение в при- время: местного Чувашской оритетном порядке к формирование подро- самоуправ- Республи- временному труду подро- стковых бригад; ления рай- ки стков, находящихся в со- проведение монито- онов и горо- циальных приютах и дет- ринга занятости несо- дов, местные 1108,5 331,0 374,0 403,5 ских домах, детей-сирот и вершеннолетних граж- ДФГСЗН по бюджеты детей, оставшихся без дан Чувашской попечения родителей, из Республике, внебюд- 2396,5 716,5 792,5 887,5 семей безработных граж- центры за- жетные ис- дан, неполных и много- нятости на- точники детных семей, состоящих селения на учете в комиссиях по делам несовершеннолет- них, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний или закончив- ших специальные учебно- воспитательные учреж- дения 4.5. Организация временного 2004- органы ме- федераль- 522,8 157,2 173,7 191,9 содействие временной трудоустройства безра- 2006 гг. стного са- ный бюд- занятости безработных ботных граждан в воз- моуправле- жет граждан из числа выпу- расте от 18 до 20 лет из ния районов скников учебных заведе- числа выпускников на- и городов, ний начального и средне- чального и среднего ДФГСЗН по го профессионального профессионального об- Чувашской образования в количестве разования, ищущих ра- Республике, 150 человек, (в 2004 г. - боту впервые центры за- 50 человек) нятости на- селения 4.6. Реализация системы со- 2004- ДФГСЗН по федераль- 143,3 43,1 47,6 52,6 повышение конкуренто- циальной адаптации без- 2006 гг. Чувашской ный бюд- способности безработных работных граждан на Республике, жет граждан в вопросах тру- рынке труда, в том чис- ГУДПО доустройства, повышение ле: "Учебно- их самооценки, обучение реализация программ методиче- навыкам самопрезента- "Новый старт" и "Клуб ский центр ции, обеспечение участия ищущих работу" в рам- "Аспект", в программах социальной ках Национального пла- центры за- адаптации в течение трех на действий по улучше- нятости на- лет 3,0 тыс. человек, нию положения женщин селения (в 2004 г. - 1,0 тыс. чело- в Российской Федерации век) и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы 4.7. Оказание содействия са- 2004- Минюст Чу- федераль- 617,6 185,7 205,2 226,7 содействие безработным мозанятости населения: 2006 гг. вашии, Ми- ный бюд- гражданам, желающим реализация мероприя- нэкономраз- жет заняться предпринима- тий в области содействия вития Чува- тельской деятельностью, развитию предпринима- шии, Мин- в получении разрешений тельства и самозанятости сельхоз Чу- на организацию произ- среди безработных гра- вашии, водства, строительства и ждан и незанятого насе- ДФГСЗН по реконструкцию объектов, ления в рамках Согла- Чувашской оформлении прав на зе- шений, заключенных Республике, мельные участки, имуще- между Департаментом, органы ме- ство, здания и сооруже- Минюстом Чувашии и стного са- ния, выдаче лицензии и Минэкономразвития Чу- моуправле- других услуг; оказание вашии; оказание кон- ния, центры консультационных услуг сультационной и финан- занятости не менее 3 тыс. безработ- совой поддержки безра- населения ным гражданам, финан- ботным гражданам, же- совой поддержки - 195 лающим организовать безработным гражданам собственное дело; (в 2004 г. - соответствен- но 1,0 тыс. человек и 60 человек) 4.8. Организация ярмарок 2004- ДФГСЗН по федераль- 415,7 125,0 138,1 152,6 содействие занятости на- вакансий и учебных ра- 2006 гг. Чувашской ный бюд- селения путем организа- бочих мест Республике, жет ции ежегодно не менее 60 Госкоммо- ярмарок вакансий и учеб- лодежи Чу- ных рабочих мест вашии, цен- тры занято- сти населе- ния 4.9. Создание на базе учеб- 2004- Госкоммо- содействие занятости ных заведений центров 2006 гг. лодежи Чу- учащейся молодежи в содействия занятости вашии, Ми- свободное от учебы вре- учащейся молодежи и нобразова- мя и трудоустройству трудоустройства выпу- ния Чува- выпускников учебных скников шии, заведений профессио- ДФГСЗН по нального образования Чувашской Республике, центры заня- тости насе- ления Итого по разделу федераль- 21960,4 6602,6 7295,9 8061,9 ный бюд- жет республи- 17931,6 5231,6 6300,0 6400,0 канский бюджет Чувашской Республи- ки местные 2662,0 797,5 899,0 965,5 бюджеты внебюд- 5853,5 1772,0 1952,5 2129,0 жетные ис- точники Итого 48407,5 14403,7 16447,4 17556,4 5. Содействие занятости сельского населения 5.1. Реализация республи- 2004- Минсельхоз создание в сельской ме- канской целевой про- 2006 гг. Чувашии, стности 3620 новых ра- граммы "Развитие агро- отраслевые бочих мест промышленного ком- министерст- плекса Чувашской Рес- ва с участи- публики на 2004-2010 го- ем органов ды", утвержденной по- местного становлением Кабинета самоуправ- Министров Чувашской ления Республики от 25 ноября 2003 г. N 287 5.2. Оказание содействия са- 2004- Минсельхоз обеспечение занятости мозанятости сельского 2006 гг. Чувашии, сельского населения пу- населения: Минэконом- тем развития малого развитие традицион- развития предпринимательства ных форм хозяйствова- Чувашии, ния на селе для обеспе- ДФГСЗН по чения самозанятости Чувашской безработных граждан, Республике, проживающих в сель- органы ме- ской местности; стного са- проведение обучаю- моуправле- щих семинаров по орга- ния, центры низации собственного занятости дела для безработных населения граждан, проживающих в сельской местности 5.3. Реализация мероприятий 2004- ДФГСЗН по повышение социальной по содействию занятости 2006 гг. Чувашской защиты работников агро- безработных граждан, Республике, промышленного ком- уволенных из организа- центры за- плекса, уволенных по со- ций агропромышленного нятости на- кращению численности комплекса в связи с их селения или штата ликвидацией либо со- кращением численности или штата 5.4. Развитие системы про- 2004- ДФГСЗН по повышение мотивации к фессиональной ориента- 2006 гг. Чувашской трудовой деятельности по ции граждан, прожи- Республике, профессиям, специально- вающих в сельской ме- ГУДПО стям, востребованным в стности, путем открытия "Учебно- сельском хозяйстве кабинетов профориента- методиче- ции и справочно- ский центр информационных пунк- "Аспект", тов при центрах занято- центры за- сти населения в целях нятости на- популяризации профес- селения сий, востребованных на селе, формирования по- ложительного отноше- ния к частной инициати- ве в области сельскохо- зяйственного производ- ства 5.5. Развитие системы про- 2004- ДФГСЗН по повышение профессио- фессионального обуче- 2006 гг. Чувашской нального потенциала ра- ния безработных граж- Республике, ботников, занятых в сель- дан, проживающих в ГУДПО скохозяйственном произ- сельской местности, пу- "Учебно- водстве тем расширения перечня методиче- профессий, специально- ский центр стей сельскохозяйствен- "Аспект", ного профиля и увеличе- центры за- ния количества учебных нятости на- классов для обучения селения данной категории безра- ботных граждан 5.6. Организация ярмарок 2004- ДФГСЗН по сокращение безработицы вакансий и учебных ра- 2006 гг. Чувашской в сельской местности бочих мест, выставок - Республике, ярмарок в сельских рай- Госкоммо- онах республики лодежи Чу- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|