Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.04.2001 № 69Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. N 330 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 01.04.2001 N 69 О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы В целях реализации Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществления государственной политики занятости на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 и 2003 годы предусматривать выделение средств в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы. 4. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Рекомендовать администрациям районов и городов разработать территориальные мероприятия по содействию занятости населения с учетом положений Программы. 6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 1998 г. N 90 "О Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы". Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Э.Аблякимов УТВЕРЖДЕНА: постановление Кабинета Министра Чувашской Республики от 03.04.2001 N 69 ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование - Программа содействия занятости населения Программы Чувашской Республики на 2001-2003 годы (да- лее - Программа) Основание для разработки - Закон Российской Федерации "О занятости Программы населения в Российской Федерации" (в редак- ции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ ); постановление Кабинета Министров Чуваш- ской Республики от 30 октября 2000 г. N 198 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения бюджета Чувашской Республики за девять месяцев 2000 года" Государственный - Департамент Федеральной государственной заказчик Программы службы занятости населения по Чувашской Республике Основной разработчик - Департамент Федеральной государственной Программы службы занятости населения по Чувашской Республике Основные исполнители - Департамент Федеральной государственной Программы службы занятости населения по Чувашской Республике, Министерство социальной поли- тики Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Минис- терство юстиции Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринима- тельства, торговли и ремесел Чувашской Рес- публики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Респуб- лики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Респуб- лики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи, администра- ции районов и городов Цель Программы - создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей рабочей силой необходимой квалификации, а граждан, ищущих работу, - соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления Задачи Программы - усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости в отраслях эконо- мики, городах и районах; совершенствование работы по профилактике безработицы; реализация специальных мероприятий по про- филированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие кадрового потенциала путем совер- шенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работаю- щего населения; повышение эффективности активных мер на рынке труда; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения Сроки реализации - 2001-2003 годы Программы Объемы и источники фи- - объем финансирования Программы в 2001- нансирования Программы 2003 годах - 100,1 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 27,3 млн. рублей, из них по источ- никам финансирования: федеральный бюджет - 78,8 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 20,8 млн. рублей; республиканский бюджет Чувашской Респуб- лики - 21,3 млн. рублей, в том числе в 2001 году - 6,5 млн. рублей. Ожидаемые конечные - реализация Программы в течение 2001- результаты реализации 2003 годов позволит: Программы оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 180-186 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 61 тыс. человек; повысить сбалансированность спроса и пред- ложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 78,5 тыс. вакансий, в том числе в 2001 году - 26,0 тыс. вакансий; обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 11,5 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 3,7 тыс. человек; поддержать предпринимательскую инициативу 2700 человек, в том числе в 2001 году - 800 человек; организовать временное трудоустройство 6,3 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2001 году - 2,0 тыс. человек; предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустрой- ства профессиональных навыков и знаний 12,9 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 3,5 тыс. человек; провести профориентационную работу с 270 тыс. человек, в том числе в 2001 году - с 88,0 тыс. человек; не допустить превышения уровня регистри- руемой безработицы в 2001-2003 годах за пределы 2,3 процента от численности эконо- мически активного населения Контроль за исполне- - контроль за ходом выполнения Программы нием Программы осуществляет Департамент Федеральной госу- дарственной службы занятости населения по Чувашской Республике с ежегодным информи- рованием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В 1998-2000 годах в экономике Чувашской Республики наметились некоторые позитивные тенденции. Начиная с 1999 года наблюдается рост объема промышленной продукции, услуг предприятий транспорта и связи. Темп роста валового регионального продукта в 1999 году составил 102,3 процента, индекс физического объема промышленной продукции - 110,6 процента, а в 2000 году - 110,3 процента. В течение трех лет объемы производства ежегодно увеличивались в химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, в производстве строительных материалов. В результате оживления инвестиционной активности предприятий и организаций в этот период на них введено около 13 тыс. новых рабочих мест. 1. Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах Благоприятные тенденции в развитии отдельных отраслей экономики оказали положительное воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда. Численность экономически активного населения составила в 2000 году 659,0 тыс. человек, или 48,5 процента от общей численности населения республики. В их числе 596,0 тыс. человек (90,4%) заняты в экономике и 63,0 тыс. человек (9,6%) не имеют занятия, но активно его ищут и, в соответствии с методологией Международной организации труда (далее-МОТ), классифицируются как безработные. Численность занятого в экономике населения уменьшилась по сравнению с 1999 годом на один процент. В отдельных отраслях, отличающихся более стабильными результатами экономической деятельности, высоким уровнем оплаты труда, а также в организациях, обеспечивающих формирование и развитие рыночных отношений в республике, наблюдается рост численности работающих. Среди них: электроэнергетика, химическая и пищевая промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, операции с недвижимым имуществом. В процессе развития рыночных отношений в республике продолжается перераспределение занятых в экономике по формам собственности. Сокращение численности занятых происходит в государственном и муниципальном секторах экономики (с 38,8% в 1997 году до 35,6% в 1999 году). Растет численность занятых в частном секторе экономики и в общественных организациях (соответственно с 36,7% до 46,2 % и с 0,8% до 1,0%). После августовского 1998 года кризиса финансовой системы сократилась численность занятых в организациях со смешанной формой собственности (с иностранным и без иностранного участия). Если в 1997 году на них работало 134,3 тыс. человек, то в 1999 году - 103,2 тыс. человек. В 1998-1999 годах структурные сдвиги в отраслевой структуре занятости происходили в пользу отраслей материального производства. В 1997 году доля занятых в этих отраслях составляла 71,2 процента, а в 1999 году - 73,4 процента. Доля занятых в отраслях непроизводственной сферы снизилась соответственно с 28,8 процента до 26,6 процента. В ходе структурной перестройки экономики происходят изменения в профессионально-квалификационном составе занятых. В численности промышленно-производственного персонала с 21,2 процента в 1997 году до 21,5 процента в 1999 году возросла доля служащих и соответственно с 78,8 процента до 78,5 процента снизилась доля рабочих. Увеличение доли служащих характерно для химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой промышленности, что связано с укреплением на предприятиях этих отраслей служб, осуществляющих маркетинговую, менеджерскую, коммерческую деятельность. В течение последних трех лет значительно сократилось отрицательное сальдо между выбытием работников с крупных и средних предприятий и их приемом на освободившиеся рабочие места, что свидетельствует о повышении спроса отдельных отраслей экономики на рабочую силу. В 1997 году отрицательное сальдо составляло 11,5 тыс. человек, а в 2000 году - 9,0 тыс. человек. В машиностроении и металлообработке, пищевой промышленности, организациях связи, науке и научном обслуживании, органах управления прием работников превышает их выбытие. Вместе с тем в сельском хозяйстве, строительстве, в большинстве отраслей непроизводственной сферы прием работников по-прежнему меньше их выбытия, в результате чего в указанных отраслях экономики в 2000 году продолжалось снижение общей численности занятых. В 1998-1999 годах ликвидация рабочих мест в республике не компенсировалась вводом новых рабочих мест и только в 2000 году на дополнительно введенные рабочие места было принято работников почти в три раза больше, чем выбыло их по причине сокращения штатов. Наибольшее число новых рабочих мест создано за три года в промышленности и торговле. Более половины от общего числа новых рабочих мест введено на предприятиях г. Чебоксары, свыше 20 процентов - на предприятиях г. Новочебоксарска. В процессе оживления экономики республики происходит постепенное сокращение масштабов неполной занятости. В 1998 году 37,0 тыс. работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени (8,2% к среднесписочной численности работающих), находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации 55,5 тыс. работников (12,2%), а в 2000 году - соответственно 17,6 тыс. (4,1%) и 33,7 тыс. человек (7,8%). Около 80 процентов от общего объема неполной занятости приходится на промышленность республики, в том числе наибольшие ее размеры отмечены на предприятиях машиностроения и металлообработки, легкой промышленности. Последовательный рост численности занятых в промышленности республики, с одной стороны, и наличие неполной занятости, с другой, свидетельствуют о существовании на предприятиях неэффективных производств, где содержится излишняя рабочая сила. В результате разрушения системы внутрипроизводственного обучения многие предприятия вынуждены привлекать работников со стороны, а не производить перераспределение внутри производственных подразделений. Сдерживаются прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, снижается производительность труда, уменьшаются возможности человека эффективным трудом обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Одним из основных направлений повышения эффективности использования рабочей силы в условиях роста объемов производства является формирование в республике системы непрерывного профессионального обучения, переобучения, переподготовки кадров непосредственно на предприятиях и организациях, развитие возможностей самообучения. В течение 1998-1999 годов в отдельных отраслях экономики республики наблюдался рост численности работников, занятых во вредных условиях труда. В 1997 году на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в неблагоприятных условиях труда было занято 35,9 процента работников, а в 1999 году - 36,2 процента. Доля занятых тяжелым физическим трудом за этот период возросла с 1,7 процента до 1,9 процента. Степень износа основных фондов в экономике республики составляет около 50 процентов. Высокая изношенность производственного оборудования приводит к травматизму среди работников, к затратам по возмещению вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Тем не менее в результате усиления работы по охране труда в последние годы уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился с 3,9 человека в 1997 году до 3,1 человека в 1999 году. В течение 1998-2000 годов в экономике республики наблюдалось постепенное увеличение реальной среднемесячной заработной платы. В 1997 году реальная среднемесячная заработная плата составила к уровню 1996 года 108,8 процента, а в 2000 году - 112,2 процента к уровню 1999 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих увеличилась с 541,5 рубля в 1997 году до 1173,0 рублей в 2000 году. Самый высокий размер средней заработной платы сложился в информационно-вычислительном обслуживании (в 4,7 раза выше, чем в среднем по экономике), науке и научном обслуживании (в 3,3 раза), финансировании, кредитовании, страховании, пенсионном обеспечении (в 2,5 раза), а также в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, железнодорожном и трубопроводном транспорте, органах управления. В целях поддержания занятости населения республики в 1998-2000 голах осуществлялась реализация свыше десяти республиканских программ, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда, среди них Программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 1998-2000 годы, республиканские целевые программы социально-экономического развития гг. Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли, а также Алатырского, Вурнарского, Козловского и некоторых других районов. С 1997 года реализуется Федеральная целевая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы. В целях повышения эффективности промышленного производства Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена Программа развития экспортоориентированных производств в Чувашской Республике на 1999-2001 годы. Развитие и поддержка агропромышленного комплекса осуществлялись в соответствии с Программой стабилизации развития агропромышленного производства в Чувашской Республике на период до 2000 года, а развитие строительною комплекса - в соответствии с Программой развития строительного комплекса Чувашской Республики на 1998-2001 годы. В вышеназванных программах предусмотрены мероприятия, направленные на подъем экономики республики, ее городов и районов, создание и сохранение рабочих мест, развитие гибких форм занятости, а также на обеспечение социальной защиты и гарантий занятости малоимущих категорий граждан и граждан с особыми потребностями. Развитию системы общественных работ в республике способствовало принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 1998 г. N 367 "Об организации общественных работ в Чувашской Республике", содействию занятости различных социально-демографических групп населения - принятие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 1999 г. N 49 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". 2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах Положительные изменения, произошедшие в сфере занятости в 1998- 2000 годах, обусловили снижение общей численности безработных. В 2000 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 63,0 тыс. человек против 86,7 тыс. человек в 1997 году. Уровень общей безработицы по отношению к экономически активному населению снизился с 13,3 процента в 1997 году до 9,6 процента в 2000 году. Масштабы регистрируемой безработицы в течение трех последних лет уменьшались более быстрыми темпами, чем масштабы общей безработицы, что вызвано рядом причин, основными из которых являются: активизация деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, администраций районов и городов во взаимодействии с органами службы занятости по реализации основных направлений государственной политики занятости; увеличение спроса на рабочую силу в отдельных отраслях экономики. В 1997 году на учете в территориальных отделах Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (далее - Департамент) состояло в среднем 34,0 тыс. безработных, в 2000 году - 15,2 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился за этот период с 4,9 процента до 2,3 процента. Основные показатели безработицы (в среднегодовом исчислении) (тыс. человек) ------------------------------------------------------------------------- ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ------------------------------------------------------------------------- Безработные - всего 86,7 88,1 89,9 63,0 в процентах к экономически 13,3 13,7 13,0 9,6 активному населению из них: зарегистрированы в органах 34,0 20,1 16,6 15,2 службы занятости в процентах к экономически 4,9 3,1 2,4 2,3 активному населению Состав безработных, состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента Изменение состава безработных граждан в течение 1998-2000 годов характеризуется следующими данными: ---------------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Показатели ¦ Мужчины ¦ Женщины пп ¦ +-------------------------------+------------------------------- ¦ ¦ на ¦ на ¦ на ¦ на ¦ ¦ 01.01.1998 г. ¦ 01.01.2001 г. ¦ 01.01.1998 г. ¦ 01.01.2001 г. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Численность безработных - 8749 4943 15542 10277 всего, человек 2. То же, в процентах 100,0 100,0 100,0 100,0 3. Из пункта 2 по причинам незанятости: уволившиеся по собствен- 58,6 64,6 42,1 52,2 ному желанию уволившиеся за нарушение 2,6 2,0 0,6 0,3 трудовой дисциплины высвобожденные работники 10,4 5,9 22,6 14,5 выпускники общеобразова- 5,0 7,5 8,3 11,4 тельных школ и профессио- нальных учебных заведений 4. Из пункта 2 по образованию: имеющие высшее и неполное 8,1 11,3 7,4 12,8 высшее профессиональное образование имеющие среднее професси- 17,1 16,8 23,0 30,1 ональное образование имеющие начальное 14,8 28,2 18,1 19,9 профессиональное образование имеющие среднее общее 43,5 31,1 43,5 31,9 образование не имеющие полного среднего 16,5 12,6 8,0 5,4 образования 5. Из пункта 2 по возрасту: в возрасте 16-29 лет 33,9 34,1 47,8 43,3 в возрасте от 30 лет до 58,3 58,2 48,7 49,6 предпенсионного предпенсионного возраста 7,9 7,7 3,5 7,0 6. Из пункта 2 отдельные категории населения: имеющие длительный (более 31,1 20,7 34,1 20,5 года) перерыв в работе не приступавшие к трудовой 10,8 10,3 15,5 12,1 деятельности не имеющие профессии 13,6 7,4 15,7 6,5 (специальности) инвалиды 6,3 9,9 2,8 4,9 7. Средняя продолжительность 6,5 6,0 7,3 5,9 безработицы - месяцев Как следует из приведенных выше данных, в указанный период времени численность безработных мужчин, состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента, уменьшилась на 3,8 тыс. человек, или в 1,8 раза, а численность безработных женщин - на 5,3 тыс. человек, или на 33,9 процента. По состоянию на 1 января 2001 г. численность безработных женщин превысила численность безработных мужчин более чем в 2 раза. Среди граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, преобладают лица, уволенные по собственному желанию, при этом прослеживается тенденция к увеличению их доли как среди безработных мужчин, так и среди безработных женщин. В последние годы в экономике республики наблюдается процесс замедления массовых сокращений персонала, в связи с чем в составе безработных граждан обоего пола снизилась доля высвобожденных работников. Изменения в составе безработных по уровню их образования произошли в сторону повышения доли лиц, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование. Среди безработных женщин, имеющих профессиональное образование, преобладают лица со средним профессиональным образованием, а среди безработных мужчин - лица с начальным профессиональным образованием. Как среди мужчин, так и среди женщин растет доля безработных, имеющих высшее и неполное высшее профессиональное образование. Изменения в возрастном составе безработных женщин несколько отличаются от изменений, отмечаемых в возрастном составе безработных мужчин. В численности первых повысилась доля лиц старше 30 лет, в численности вторых - доля молодых людей в возрасте 16-29 лет. В течение последних трех лет на рынке труда республики отмечался рост предложения рабочей силы со стороны инвалидов III группы, в результате чего их доля в составе безработных обоего пола увеличилась, особенно среди безработных мужчин. В рассматриваемый период в республике уменьшилась средняя продолжительность безработицы. Если на начало 1998 года она составляла 7,0 месяцев, то на 1 января 2001 г. - 5,9 месяца. Доля хронических безработных (пребывающих на учете более одного года) снизилась соответственно с 21,7 процента до 14,9 процента. 2.1. Территориальное распределение безработицы В 1998-2000 годах сохранялась дифференциация городов и районов республики по уровню безработицы. Ситуация, складывающаяся на их рынках труда, определяется состоянием экономики, структурными особенностями рабочей силы. Свыше 80 процентов граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, являются жителями городской местности. Доминирующее влияние здесь оказывает рынок труда г. Чебоксары, в котором проживает около 40 процентов трудоспособного населения республики. По состоянию на 1 января 2001 г. численность безработных, состоящих на учете в городском отделе Департамента, составляла 6970 человек, или 45,8 процента от общей численности зарегистрированных безработных по республике. Несмотря на последовательное снижение численности зарегистрированных безработных, уровень регистрируемой безработицы в городе стабильно превышает уровень безработицы в среднем по республике, что связано с более высоким, чем в других городах и районах республики, профессионально-квалификационным уровнем безработных граждан, которые предъявляют соответствующие их уровню образования и профессии требования к предлагаемым службой занятости вакансиям. Следующим по влиянию, оказываемому на ситуацию на республиканском рынке труда, является рынок труда г. Новочебоксарска, доля трудоспособного населения которого составляет десятую часть численности трудоспособного населения республики. Численность граждан, состоящих на учете в качестве безработных в городском отделе Департамента, уменьшилась с 4354 человек по состоянию на 1 января 1998 г. до 2167 человек на 1 января 2001 года. Сохранение более высокого уровня безработицы, чем в среднем по республике, здесь связано с ориентацией экономики города на мужскую рабочую силу. Доля женщин в численности безработных граждан составляет 75,6 процента. Сохранение напряженной ситуации на рынке труда в г. Шумерле связано с неустойчивой финансово-экономической деятельностью его градообразующего предприятия - акционерного общества "Шумерлинский комбинат автофургонов". В г. Канаше проблема безработицы обострилась после значительных сокращений персонала с подразделений Горьковской железной дороги и предприятий по ремонту и обслуживанию железнодорожного транспорта. Образование большой задолженности у Горьковской железной дороги по перечислению страховых взносов в Государственный фонд занятости населения не позволило органам службы занятости осуществить в необходимом объеме переобучение бывших работников железнодорожного транспорта на новые профессии или организовать для них дополнительные рабочие места. В районах республики по состоянию на 1 января 2001 г. состояли па учете в органах службы занятости 4074 человека, или 26,8 процента от общей численности зарегистрированных безработных, что ниже по сравнению с данными на 1 января 1998 г. на 845 человек. Во всех районах уровень безработицы ниже, чем в среднем по республике. В условиях продолжающегося спада сельскохозяйственного производства и низкого уровня оплаты труда на предприятиях агропромышленного комплекса органам службы занятости во взаимодействии с органами местного самоуправления удалось улучшить ситуацию на рынке труда путем привлечения безработных и незанятого населения к предпринимательству и самозанятости, организации временных рабочих мест на общественных работах, подготовки по заявкам хозяйств работников требуемых профессий. 3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы Увеличение спроса на рабочую силу, как известно, зависит главным образом от роста производства, инвестиций и капитальных вложений. Динамика экономических процессов в 1998-2000 годах свидетельствует о том, что республика вступила на путь постепенного экономического подъема, который будет продолжен и в 2001-2003 годах. Основные макроэкономические факторы Прогноза экономического развития Чувашской Республики на 2001-2003 годы характеризуются следующими данными: ------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ 2000 ¦ Прогноз ¦ год +-------------------------------------------------- Показатели ¦ (оценка) ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ +----------------+----------------+---------------- ¦ ¦ I ва- ¦ II ва- ¦ I ва- ¦ II ва- ¦ I ва- ¦ II ва- ¦ ¦ риант ¦ риант ¦ риант ¦ риант ¦ риант ¦ риант ------------------------------------------------------------------------------------------- Валовый региональный 24097 29071 29206 34076 34610 39600 40440 продукт в ценах соответст- вующих лет, млн. рублей в % к предыдущему году 105,0 104,0 101,0 104,5 103,0 105,0 104,0 Объем промышленной 19700 25150 25330 31500 31850 38550 38900 продукции (работ, услуг) в оптовых ценах предпри- ятий (без налога на добав- ленную стоимость и акци- за) в ценах соответствую- щих лет, млн. рублей в % к предыдущему году 110,0 108,0 105,0 109,8 105,7 110,8 107,3 Обьем инвестиций (в ос- 4794 6040 6074 7430 7640 8900 9466 новной капитал) за счет всех источников финан- сирования, млн. рублей в % к предыдущему году 104,0 105,0 103,0 106,0 104,0 107,0 105,0 Как следует из приведенных выше показателей, при благоприятном и менее благоприятном вариантах развития экономики в прогнозируемый период ожидается ежегодный прирост по основным макроэкономическим показателям развития экономики, что окажет положительное воздействие на рынок труда. 3.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу Среднегодовая численность населения, занятого в экономике, возрастет с 596,0 тыс. человек в 2001 году до 603,5 тыс. человек в 2003 году. Доля работников, занятых в отраслях материального производства, стабилизируется на уровне 73,5 процента, занятых в отраслях нематериального производства, - на уровне 26,5 процента. Наибольший прирост численности занятых в материальном производстве обеспечат предприятия промышленности. Доля занятых в промышленности возрастет с 24,3 процента в 2000 году до 24,7 процента в 2003 году. В ходе реализации Программы развития экспортоориентированных производств в Чувашской Республике на 1999-2001 годы будет создано более 3500 новых рабочих мест, в том числе 2614 мест в машиностроении и металлообработке, 457 мест в химической промышленности, 305 мест в легкой промышленности, 25 мест в лесной и деревообрабатывающей промышленности, 100 мест в производстве строительных материалов. Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, торговли, бытового обслуживания населения, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, науки и научного обслуживания. Благодаря усилиям Кабинета Министров Чувашской Республики и общественных структур малого и среднего бизнеса в республике сформирована единая система государственно-общественной поддержки малого предпринимательства, интенсивно развивается соответствующая инфраструктура. Однако уровень развития малого предпринимательства на современном этапе недостаточен для успешного решения вопросов социально-экономического развития Чувашской Республики. В целях вовлечения населения трудоспособного возраста в малый бизнес в прогнозируемый период продолжится реализация Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2000-2001 годы, предусматривающей увеличение числа малых предприятий и численности занятых в них за счет развития предпринимательства в сфере материального производства, создание 3,0-4,5 тыс. новых рабочих мест. В 2003 году численность работающих в малых предприятиях составит 40,5 тыс. человек против 38,5 тыс. человек в 2001 году. В среднем за 2001-2003 годы около 55 тыс. человек будут заняты предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее острой ситуация с занятостью в предстоящие три года будет оставаться в сельском хозяйстве и строительстве, а также отдельных отраслях непроизводственной сферы: здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве. Существенными факторами снижения спроса на рабочую силу в указанных отраслях остаются низкий уровень оплаты труда и задержки в ее выплате, неблагоприятные условия труда, недостаточная инвестиционная активность. 3.2. Потенциальное предложение рабочей силы Период 2001-2003 годов будет благоприятен с точки зрения наличия трудовых ресурсов. Их численность возрастет с 807,0 тыс. человек в 2001 году до 809,0 тыс. человек в 2003 году. Увеличение трудового потенциала обусловлено, прежде всего, приростом численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике численность населения трудоспособного возраста в Чувашской Республике увеличится с 805,9 тыс. человек на начало 2001 года до 836,9 тыс. человек на начало 2004 года. Указанный рост будет обусловлен вступлением в эту возрастную группу поколения второй половины 80-х годов, когда в республике был отмечен более высокий рост рождаемости, и выходом из нее малочисленного поколения, родившегося в годы Великой Отечественной войны. Помимо действия демографических факторов рост предложения рабочей силы будет обусловлен социальными и экономическими причинами. Так, в прогнозируемом периоде предполагается стабильный выход на рынок труда пенсионеров по возрасту. Их доля в численности трудовых ресурсов составит 3-3,5 процента. Ежегодно более 30 процентов от потенциального предложения рабочей силы будет составлять общая численность безработных по методологии МОТ, то есть граждане, не имеющие занятия, но активно его ищущие. Расчеты показывают, что рынок труда будет пополняться в основном за счет лиц, выбывающих с предприятий по собственному желанию (42-45% от потенциального предложения рабочей силы). В связи с тем, что сокращений персонала, носящих массовый характер, в этот период не ожидается, численность высвобожденных работников будет сокращаться. Тем не менее в ряде крупных и средних предприятий республики предполагается дальнейшая ликвидация неэффективных рабочих мест. Следующим значительным фактором формирования предложения рабочей силы станет рост численности выпускников дневной формы обучения средних общеобразовательных школ, учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Предполагается, что доля выпускников, выходящих на рынок труда, возрастет с 15,1 процента в 2001 году до 18,2 процента в 2003 году. В период 2001-2003 годов ожидается прибытие на территорию республики после окончания службы в Вооруженных Силах 17,7 тыс. человек, из них 1210 офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходивших службу на контрактной основе. Доля этой категории населения в потенциальном предложении рабочей силы составит около 3 процентов. Анализ, проведенный за последние три года, показывает, что ежегодно из системы исправительно-трудовых учреждений республики по различным причинам освобождается от 2 до 4 тыс. человек, из которых более половины остаются проживать на территории республики. В целях снижения уровня преступности сохранится необходимость в принятии дополнительных мер по обеспечению занятости данной категории граждан. Миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте будет формировать незначительную часть предложения рабочей силы (около 1,0%). В течение трех лет ожидается прибытие 700 вынужденных переселенцев и около 300 иностранных специалистов. Основная часть иностранных специалистов будет использоваться на совместных предприятиях, где рабочие места создаются за счет иностранных инвесторов. Таким образом, уменьшение предложения рабочей силы со стороны отдельных категорий граждан приведет в предстоящие три года к улучшению ситуации на рынке труда. Вместе с тем предложение рабочей силы будет по-прежнему превышать спрос на нее. В этих условиях предусматривается активизировать политику на рынке труда, повысить эффективность данной Программы, создать действенный механизм повышения качества рабочей силы. 3.3. Прогноз общей и регистрируемой безработицы В соответствии с более благоприятным вариантом Прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2001-2003 годы ожидается ежегодное снижение общей численности безработных. В 2003 году она составит в среднегодовом исчислении 60,5 тыс. человек против 63,0 тыс. человек в 2000 году, а уровень общей безработицы по отношению к экономически активному населению - 9,1 процента против 9,6 процента. Численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, снизится с 15,2 тыс. человек в 2000 году до 14,9 тыс. человек в 2003 году, соответственно уровень регистрируемой безработицы - с 2,3 процента до 2,2 процента. Предполагается, что в течение предстоящих трех лет во всех городах и районах республики будут отмечаться незначительные сезонные колебания в численности зарегистрированных безработных. В весенне-летний период, когда создается наибольшее количество временных рабочих мест, она несколько снизится. В осенне-зимний период повышение численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, будет связано как с ликвидацией сезонных рабочих мест, так и с постановкой на учет выпускников общеобразовательных школ и учебных заведений профессионального образования, невостребованных на рынке труда. Выше, чем в среднем по республике, сохранится уровень регистрируемой безработицы в г. г. Канаше, Новочебоксарске, Шумерле и Чебоксары. 4. Ключевые проблемы на рынке труда Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что несмотря на наличие здесь позитивных сдвигов, вызванных начавшимся экономическим ростом, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а, следовательно, и настоящей Программы, относятся следующие: 1) превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, что свидетельствует, с одной стороны, о лучшем использовании уже вовлеченной в хозяйственный оборот рабочей силы (в частности, уменьшение масштабов неполной занятости, сокращение отрицательного сальдо между выбытием работников и приемом на работу), а с другой, - о явной недостаточности ввода новых рабочих мест, недостаточном уровне развития малого бизнеса, предпринимательства и самозанятости населения; 2) слабая трудовая мобильность рабочей силы в условиях продолжающейся структурной перестройки экономики, что сдерживает переход к эффективной занятости населения; 3) ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест (высокая дифференциация в уровне оплаты труда в отраслях экономики и задолженность по заработной плате, увеличение доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, физически и морально устаревших), которые могут привести к ограничению в ближайшей перспективе расширения спроса на рабочую силу; 4) снижение качества рабочей силы из-за медленной перестройки системы государственного профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда, недостаточного развития внутрипроизводственного обучения и опережающего переобучения работников, намеченных к высвобождению, в результате чего наблюдается несоответствие между спросом на рабочую силу в разрезе профессий (специальностей) и ее предложением; 5) рост в численности безработных граждан доли социально-демографических групп населения (женщин, инвалидов, лиц предпенсионного возраста и других), трудоустройство которых остается чрезвычайно сложным, что определяет необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению их занятости, в том числе путем разработки и реализации программ, предусматривающих создание рабочих мест для их трудоустройства и усиления контроля за соблюдением трудового законодательства при приеме на работу указанных категорий и высвобождении рабочей силы; 6) наличие территорий, где сохраняется более напряженная ситуация на рынке труда, что свидетельствует о недостаточном учете имеющихся трудовых ресурсов при разработке перспектив развития отдельных отраслей и предприятий. 5. Программные методы реализации политики занятости населения на рынке труда Экономические условия для развития занятости реализуются в рамках республиканских программ социально-экономического развития Чувашской Республики, городов и районов республики, а также в рамках инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест. Программа направлена на обеспечение выполнения приоритетных задач Плана действий Кабинета Министров Чувашской Республики в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы в части содействия занятости населения и создания эффективного рынка труда. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ТРУДА Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда основной целью государственной политики занятости в предстоящий период является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей рабочей силой необходимой квалификации, а граждан, ищущих работу, - соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления. С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач: усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости в отраслях экономики, городах и районах; совершенствование работы по профилактике безработицы; реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения; повышение эффективности активных мер на рынке труда; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения. III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа. Первый этап (2001 год) реализации Программы должен обеспечить: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости в связи с переходом на иные источники финансирования и изменением структуры органов федеральной государственной службы занятости на территории Чувашской Республики; организацию профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения; разработку механизма мониторинга эффективности программ занятости. Второй этап (2002-2003 годы) предусматривает: отработку механизма реализации политики занятости на рынке труда Чувашской Республики с учетом нового законодательства о занятости населения; отбор реализуемых органами службы занятости активных программ содействия занятости с учетом мониторинга их эффективности. На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики. IY. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими направлениями: совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку предложений к законопроектам; подготовка проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросам занятости населения и развития рынка труда; координация деятельности министерств, иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей Чувашской Республики по содействию занятости населения в отраслях экономики, городах и районах республики, определяющая разработку и реализацию отраслевых и территориальных программ содействия занятости населения, отраслевых и территориальных программ общественных работ; развитие и расширение видов общественных работ на основе заключения и реализации соглашений о сотрудничестве с заинтересованными федеральными и республиканскими органами исполнительной власти; пополнение каталога общественных работ и т.д.; государственная политика на рынках труда городов и районов Чувашской Республики, предусматривающая повышение роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики занятости на территории республики, разработку и реализацию городских и районных программ содействия занятости населения, поддержание стабильного уровня занятости населения в городах и населенных пунктах с моноэкономической структурой; развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессионального образования, профессиональной ориентации населения, в том числе безработных и незанятых граждан, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства; развитие персонала на производстве, воссоздание системы внутрифирменного обучения персонала (переподготовка, повышение квалификации, освоение смежных профессий, специальностей); улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы, системы профориентации безработных и незанятых граждан; введение процедуры профилирования безработных граждан при разработке и реализации программ содействия занятости; реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан; отработку финансирования политики занятости из федерального и республиканского бюджетов; совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите; мониторинг эффективности реализации специальных программ содействия занятости, развитие социального партнерства в сфере занятости; развитие кадрового потенциала городских и районных центров занятости, включающее реализацию мер по совершенствованию подготовки и повышению квалификации работников. Y. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Финансовое обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики. В целях повышения эффективности государственных программ содействия занятости распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р предусмотрено осуществление перехода с 2001 года к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - из федерального и региональных бюджетов. В реализацию мероприятий, направленных на развитие временных форм занятости, в том числе общественных работ, профессионального обучения высвобождаемых с предприятий и организаций работников, предполагается привлечь средства организаций и предприятий, местных бюджетов в соответствии с действующим законодательством. В 2001-2003 годах на реализацию Программы предполагается направить 100087,4 тыс. рублей, из них в 2001 году - 27257,4 тыс. рублей. Объем финансовых средств из федерального бюджета в 2001-2003 годах составит 78787,4 тыс. рублей, в том числе в 2001 году - 20757,4 тыс. рублей. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики в 2001-2003 годах составят 21300,0 тыс. рублей, в том числе в 2001 году 6500,0 тыс. рублей. При этом в соответствии с установленным порядком разработки и реализации республиканских целевых программ государственный заказчик имеет право уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом реально выделяемых на их реализацию финансовых средств. Учитывая реальную экономическую ситуацию, Департамент совместно с другими соисполнителями Программы предполагает ежегодно уточнять финансовые затраты на ее реализацию. Финансирование соисполнителей программных мероприятий осуществляется в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих органов исполнительной власти Чувашской Республики, администраций районов и городов, а также объединений работодателей. 2. Кадровое обеспечение Программы В 2001-2003 годах по мере дальнейшего совершенствования структуры, развития и становления органов службы занятости населения первостепенное значение приобретают вопросы повышения профессионального уровня и компетентности государственных служащих и специалистов, занятых в этой сфере, создания условий для воспроизведения их знаний. В этих целях предусматривается активизировать работу по повышению квалификации государственных служащих и специалистов на федеральном, межрегиональном и республиканском уровнях в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации ежегодными планами обучения. Потребность в прохождении краткосрочных (не менее 72 часов) курсов повышения квалификации за эти годы на федеральном и межрегиональном уровнях составит 60 человек, на республиканском уровне - ежегодно не менее 100 человек. Кроме того, особое внимание будет уделено организации прохождения испытательного срока и стажировки вновь принимаемых на государственную службу граждан, применению эффективных методов диагностики способностей и профессионализма кандидатов. Назначение граждан на вакантную должность предусматривается осуществлять на условиях конкурса и на основе принципа равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Это позволит в значительной мере обеспечить сочетание преемственности в деятельности службы занятости с ее обновлением, повышение эффективности функционирования Департамента в целом. В ходе реализации Программы в части кадрового ее обеспечения будут проведены мероприятия, направленные на: изменение и совершенствование структуры Департамента в части обеспечения оптимального соотношения численности работников, отнесенных к статусу федеральных государственных служащих, и работников, являющихся служащими государственных учреждений (городских и районных центров занятости населения), подведомственных Департаменту; поддержание достаточного уровня квалификации государственных служащих и специалистов для выполнения возложенных на них функциональных обязанностей, проведение аттестаций и квалификационных экзаменов в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности; организацию и проведение курсов обучения, стажировок специалистов территориальных отделов Департамента по реализации отдельных направлений активной политики занятости, предусмотренных настоящей Программой. VI. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики. В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будут использоваться заключение межведомственных соглашений и Соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов, мониторинг выполнения республиканской, городских и районных целевых программ содействия занятости населения, подготовка периодических отчетов. VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы позволит создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения. В 2001-2003 годах предполагается: оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 180-186 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 61,0 тыс. человек; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 78,5 тыс. вакансий, в том числе в 2001 году - 26 тыс. вакансий; обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 11,5 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 3,7 тыс. человек; организовать временное трудоустройство 6,3 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2001 году - 2,0 тысяч; поддержать предпринимательскую инициативу 2700 безработных граждан, в том числе в 2001 году - 800 безработных; предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,9 тыс. безработных граждан, в том числе в 2001 году - 3,5 тыс. человек; провести профориентационную работу с 270 тыс. гражданами, в том числе в 2001 году - с 88,0 тыс. человек; сдержать уровень официальной безработицы в пределах 2,2-2,3 процента, в 2001 году - в пределах 2,3 процента. Приложение 1 к Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы Система мероприятий Программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (в ценах соответствующего года) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ N ¦ Перечень мероприятий ¦ Сроки ис- ¦ Головные ¦ Источники ¦ ¦ Стоимость (тыс. рублей)* ¦ Ожидаемые пп ¦ ¦ полнения ¦ исполнители ¦ финанси- ¦ +---------------------------------------¦ результаты ¦ ¦ ¦ ¦ рования ¦ 2001- ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2003 гг. +---------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы 1.1. Соглашение о социаль- в первом Минюст республи- источники и средства, предусмотрен- повышение гарантий ном партнерстве между полугодии Чувашии канский ные на текущее финансирование занятости работни- Кабинетом Министров 2002 г. бюджет ков, обеспечение их Чувашской Республики, прав на профессио- объединениями работо- нальную переподго- дателей Чувашской Рес- товку и профессио- публики и Чувашским нальную ориента- республиканским сове- цию том профсоюзов 1.2. Ежегодный доклад "По- 2001- Госкоммоло- республи- -"- содействие в трудо- ложение молодежи и 2003 гг. дежи Чувашии канский устройстве, профес- важнейшие направления бюджет сиональной подго- реализации государст- товке и профессио- венной молодежной по- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- нальной ориентации литики" Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование молодежи Республике жет 1.3. Меры по организации в первом Минсоцполи- республи- -"- организация вре- отдыха, оздоровления, полугодии тики Чувашии, канский менного трудоуст- занятости детей и подро- 2001- Минобразова- бюджет ройства и занятости стков 2003 гг. ния Чувашии, несовершеннолетних Госкоммоло- граждан в возрасте дежи Чувашии от 14 до 18 лет, ДФГСЗН по федераль- -"- обеспечение соци- Чувашской ный бюд- альной поддержки Республике жет безработных граж- дан в части органи- зации летнего труда, отдыха и оздоровле- ния их детей 2. Координация деятельности министерств, комитетов, органов местного самоуправления, объединений работодателей Чувашской Республики по союдействию занятости населения в отраслях экономики, городах и районах республики 2.1. Разработка республикан- 2001- Минэкономики республи- -"- реализация мер по ских целевых программ 2003 гг. Чувашии, Мин- канский смягчению ситуации развития отдельных от- пром Чувашии, бюджет на рынках труда го- раслей экономики, соци- Минстрой Чу- родов и районов ально-экономического вашии, Минсель- развития Чувашской хозпрод Чува- Республики, городов и шии, органы районов с учетом их местного само- влияния на ситуацию на управления рынке труда 2.2. Разработка отраслевых, 2001- Минпром Чу- республи- источники и средства, предусмотрен- обеспечение вре- городских и районных 2003 гг. вашии, Минст- канский ные на текущее финансирование менной занятости на программ общественных рой Чувашии, бюджет общественных рабо- работ Минсельхоз- тах 11,5 тыс. безра- прод Чувашии, ботных граждан и органы местно- незанятого населе- го самоуправ- -"- ния ления ДФГСЗН по федераль- Чувашской ный бюд- Республике, жет районные и -"- городские цен- тры занятости населения объединения бюджет работодателей объедине- Чувашской ний рабо- Республики тодателей 2.3. Заключение и реализа- 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- расширение воз- ция соглашений о со- 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование можности участия трудничестве и органи- Республике жет республиканских зации общественных ра- органов исполни- бот между ДФГСЗН по заинтересован- республи- -"- тельной власти в Чувашской Республике и ные министер- канский общественных рабо- заинтересованными ми- ства и госкоми- бюджет тах, организуемых в нистерствами и госкоми- теты Чуваш- различных отраслях тетами Чувашской Рес- ской Республи- экономики публики ки 2.4. Корректировка каталога 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- расширение видов видов общественных ра- 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование общественных работ бот в отраслевом разрезе Республике жет в отраслевом разрезе с учетом их экономиче- ской целесообразности и заинтересован- республи- -"- территориальной специ- ные минис- канский фики терства и коми- бюджет теты 2.5. Проведение мониторин- 1 этап - ДФГСЗН по федераль- -"- оценка организации га развития обществен- 2001- Чувашской ный бюд- и развития общест- ных работ в Чувашской 2002 гг.; Республике, жет венных работ в от- Республике с учетом от- районные и раслевом и террито- раслевых особенностей и 2 этап - городские цен- риальных разрезах территориальной специ- 2003 г. тры занятости фики населения 3. Государственная политика на рынках труда городов и районов республики лики 3.1. Ежегодное представле- 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- отслеживание ситуа- ние в Министерство тру- 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование ции в сфере занято- да и социального разви- Республике, жет сти на территориях с тия Российской Федера- Госкомстат напряженной ситуа- ции перечня городов и Чувашии цией на рынке труда населенных пунктов Чу- и принятие мер по ее вашской Республики с Минэкономики смягчению напряженной ситуацией Чувашии республи- -"- на рынке труда канский бюджет 3.2. Проведение социальной 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- оценка влияния рес- экспертизы проектов 2003 гг. Чувашской ный бюд- публиканских целе- республиканских целе- Республике жет вых и инвестицион- вых и инвестиционных ных программ на си- программ по вопросам туацию с занятостью их влияния на создание и на территориальных сохранение рабочих рынках труда мест, ситуацию на тер- риториальных рынках труда 3.3. Разработка и реализация 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- разработка и реали- мероприятий по содей- 2003 гг. Чувашской ный бюд- зация мер по содей- ствию занятости населе- Республике, жет ствию занятости в ния в городах и районах районные и го- городах и районах с с напряженной ситуаци- родские центры напряженной ситуа- ей на рынке труда в со- занятости насе- цией на рынке труда ответствии с Перечнем ления монопрофильных горо- дов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере заня- тости 3.4. Проведение мониторин- II квартал ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- оценка изменений в га в сфере занятости на- 2001- Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование сфере занятости в селения в городах и на- 2003 гг. Республике, жет городах и населен- селенных пунктах с мо- районные и го- ных пунктах с моно- ноэкономической струк- родские центры экономической турой и критической си- занятости насе- структурой и крити- туацией на рынке труда ления, органы ческой ситуацией на местного само- рынке труда управления 4. Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров 4.1. Реализация республи- 2002- Минобразова- республи- -"- повышение качества канской Программы 2003 гг. ния Чувашии канский рабочей силы на "Профессиональное об- бюджет территориальном разование в Чувашской ДФГСЗН по рынке труда на ос- Республике" Чувашской нове развития про- Республике фессионального об- разования и внутри производственного обучения 4.2. Организация профессио- 2001- ДФГСЗН по федераль- 36330,0 8800,0 12700,0 14830,0 повышение качества нального обучения без- 2003 гг. Чувашской ный бюд- рабочей силы на работных граждан, вы- Республике, жет республиканском свобождаемых работни- районные и го- рынке труда на ос- ков и незанятого населе- родские центры нове улучшения ния: занятости насе- республи- 11800,0 3600,0 3900,0 4300,0 профессионального ления, Миноб- канский обучения 12,9 тыс. разования Чу- бюджет безработных граж- вашии дан, в том числе со- циальных групп (молодежь, инвали- ды, женщины, граж- в том числе граждан, федераль- 1425,0 402,0 475,0 548,0 дане, уволенные с уволенных с военной ный бюд- военной службы) службы жет 4.3. Развитие системы проф- 2001- ДФГСЗН по федераль- 5957,4 957,4 2000,0 3000,0 обеспечение адапта- ориентации и психоло- 2003 гг. Чувашской ный бюд- ции незанятого на- гической поддержки Республике, жет селения и безработ- безработных граждан, районные и го- ных граждан на высвобождаемых работ- родские центры рынке труда, повы- ников и незанятого насе- занятости насе- шение их конкурен- ления ления, Миноб- тоспособности в во- разования Чу- просах трудоустрой- вашии ства; обеспечение участия в програм- мах профориентации 270 тыс. человек 4.4. Повышение качества и 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- дальнейшее развитие конкурентоспособности 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование и совершенствова- рабочей силы из числа Республике жет ние профессиональ- безработных граждан на ного обучения без- основе развития государ- работных граждан и ственного учреждения незанятого населе- дополнительного про- ния как гибкой фессионального образо- структуры, обеспе- вания "Учебно-методи- чивающей требова- ческий центр" ния рынка труда по повышению качест- ва рабочей силы 4.5. Внедрение методик по 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- обеспечение права использованию дистан- 2003 гг. Чувашской ный бюд- на образовательные ционного обучения для Республике, жет услуги с целью тру- переподготовки безра- ГУДПО доустройства безра- ботных граждан, прожи- "Учебно- ботных граждан, вающих в сельской ме- методический проживающих в стности и в местах ком- центр" сельской местности пактного проживания и местах компактно- го проживания 4.6. Внедрение мультиме- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- сокращение сроков и дийных обучающих про- 2003 гг. Чувашской ный бюд- повышение эффек- грамм для профессио- Республике жет тивности профес- нального обучения без- сионального обуче- работных граждан ния безработных граждан 4.7. Повышение конкуренто- 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- развитие материаль- способности безработных 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование ной, методической и и незанятого населения на Республике, жет научно-практичес- основе развития государ- районные и го- кой базы территори- ственного учреждения родские центры альных центров "Центр профориентации занятости насе- населения и профреаби- ления литации инвалидов" Итого по разделу федераль- 42287,4 9757,4 14700,0 17830,0 ный бюд- жет республи- 11800,0 3600,0 3900,0 4300,0 канский бюджет 5. Улучшение функционирования рынка труда 5.1. Оказание гражданам 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- консультационные консультационных услуг 2003 гг. Чувашской ный бюджет ные на текущее финансирование услуги в 2001-2003 по вопросам трудоуст- Республике, годах получат 180- ройства, помощи в под- районные и го- 186 тыс. человек, в боре работы родские центры том числе в 2002 го- занятости насе- ду - 61,0 тыс. чело- ления век; в период с 2001 по 2003 годы будет оказано содействие в трудоустройстве 78,5 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 26,0 тыс. человек 5.2 Реализация специальных 2001- ДФГСЗН по федераль- 36500,0 11000,0 12200,0 13300,0 всего в 2001-2003 мер по обеспечению за- 2003 гг. Чувашской ный бюд- годах в специальных нятости граждан, в том Республике, жет мероприятиях по со- числе: районные и действию занятости организация ярмарок городские цен- населения примет вакансий и учебных ра- тры занятости республи- 9500,0 2900,0 3200,0 3400,0 участие 27,6 тыс. че- бочих мест; населения канский ловек, в том числе в информирование насе- бюджет 2001 году - 8,5 тыс. ления и работодателей о человек. Из них в положении на рынке тру- общественных рабо- да, о потребности в ра- тах примет участие ботниках и о гражданах, 11,5 тыс. человек, на ищущих работу, о воз- временную работу можностях профессио- будет трудоустроено нального обучения; 6,3 тыс. несовер- организация обществен- шеннолетних граж- ных работ; дан, оказано содей- организация временно- ствие в трудоустрой- го трудоустройства несо- стве 4,1 тыс. граж- вершеннолетних граж- дан, особо нуждаю- дан; щихся в социальной организация трудоуст- защите, в програм- ройства граждан, особо мах социальной нуждающихся в соци- адаптации на рынке альной защите; труда ("Клуб ищу- социальная адаптация щих работу" и "Но- граждан на рынке труда вый старт") примет ("Клуб ищущих работу" участие 3,0 тыс. че- и "Новый старт"); ловек, консультаци- содействие гражданам в онно-организацион- организации предпри- ная и финансовая нимательской деятель- помощь в организа- ности; ции предпринима- содействие в переезде тельской деятельно- граждан в другую мест- сти будет предостав- ность для трудоустрой- лена 2,7 тыс. человек ства по направлению ор- ганов по вопросам заня- тости; оказание предуволь- нительных консультаци- онных услуг высвобож- даемым работникам. 5.3. Развитие традиционных 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- создание условий по форм хозяйствования на 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование увеличению занято- селе, возрождение на- Республике, жет сти женщин села циональных художест- районные и венных промыслов в це- городские цен- лях обеспечения занято- тры занятости сти женщин села населения 5.4. Осуществление взаимо- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- повышение эффек- действия органов служ- 2003 гг. Чувашской ный бюд- тивности взаимодей- бы занятости с Управле- Республике, жет ствия территориаль- нием исполнения нака- районные и ных органов службы заний по Чувашской городские цен- занятости и террито- Республике и его струк- тры занятости риальных органов турными подразделени- населения УИН Минюста Рос- ями по вопросам занято- Управление сии по обеспечению сти лиц, освобожденных исполнения на- занятости 600-700 из учреждений уголовно- казаний по Чу- лиц, освобожденных исполнительной систе- вашской Рес- из учреждений уго- мы, в том числе инвали- публике ловно-исполнитель- дов, несовершеннолет- ной системы них граждан, женщин 5.5. Развитие системы трудо- 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- в 2001-2003 годах устройства выпускников 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование развитие системы учреждений среднего и Республике, жет позволит оказать со- высшего профессио- районные и действие в трудоуст- нального образования городские цен- ройстве 1216 граж- тры занятости дан из числа моло- населения дежи, в том числе в 2001 году - 366 че- Минобразова- ловек ния Чувашии 5.6. Развитие программ про- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- в 2001-2005 годах фессиональной реабили- 2003 гг. Чувашской ный бюд- развитие программы тации инвалидов в целях Республике, жет позволит оказать последующего их трудо- районные и профессиональные устройства городские цен- услуги 360 инвали- тры занятости дам, в том числе 110 населения в 2001 году 5.7. Проведение целевых се- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- минаров по вопросам 2003 гг. Чувашской ный бюд- профессиональной pea- Республике, жет билитации, адаптации и районные и го- трудоустройства инвали- родские центры дов с привлечением ор- занятости насе- ганизаций, занимающих- ления ся данными проблемами 5.8. Выпуск сборников нор- 2001- ДФГСЗН по федераль- источники и средства, предусмотрен- мативных актов, методи- 2003 гг. Чувашской ный бюд- ные на текущее финансирование ческих и других специ- Республике жет альных материалов по вопросам занятости на- селения 5.9. Создание информацион- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- ной системы, разработка 2003 гг. Чувашской ный бюд- и издание методической Республике жет литературы и специали- зированных изданий по вопросам обеспечения занятости выпускников учреждений среднего и высшего профессио- нального образования 5.10 Создание единого авто- 2001- ДФГСЗН по федераль- -"- матизированного банка 2003 гг. Чувашской ный бюд- данных в целях содейст- Республике, жет вия гражданам в трудо- районные и го- устройстве, в том числе родские центры на сезонные и временные занятости насе- работы, обеспечения ления потребности предпри- ятий в работниках. Итого по разделу федераль- 36500,0 11000,0 12200,0 13300,0 ный бюд- жет республи- 9500,0 2900,0 3200,0 3400,0 канский бюджет Всего федераль- 78787,4 20757,4 26900,0 31130,0 ный бюд- жет республи- 21300,0 6500,0 7100,0 7700,0 канский бюджет Итого 100087,4 27257,4 34000,0 38830,0 * Объем финансирования мероприятий из федерального и республиканского бюджетов уточняется государственным заказчиком с Минтрудом России и Минфином Чувашии исходя из возможностей федерального и республиканского бюджетов на соответствующий год. Приложение 2 к Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы Прогноз занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы (в среднегодовом исчислении) (тыс. человек) ---------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ Прогноз на пп ¦ ¦ (отчет) ¦ (оценка) +----------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ---------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Трудовые ресурсы 806,8 809,0 807,0 807,5 809,0 2. Занято в экономике 601,9 596,0 600,0 602,5 603,5 материальное производство 441,7 436,3 440,3 442,7 443,4 непроизводственная сфера 160,2 159,7 159,7 159,8 160,1 Удельный вес: материальное производство 73,4 73,2 73,4 73,5 73,5 непроизводственная сфера 26,6 26,8 26,6 26,5 26,5 3. Учащиеся в трудоспособном возрас- 67,8 70,0 71,0 71,2 71,5 те, обучающиеся с отрывом от рабо- ты 4. Трудоспособное население в трудо- 137,2 114,9 114,2 113,6 113,0 способном возрасте: военнослужа- щие, российские граждане, рабо- тающие за границей, безработные и другое население, не занятое в эко- номике 5. Численность экономически активно- 691,8 659,0 661,5 663,5 664,0 го населения 6. Общая численность безработных 89,9 63,0 61,5 61,0 60,5 граждан по методологии МОТ численность безработных, 16,6 15,2 15,1 15,0 14,9 состоящих на учете в органах службы занятости 7. Уровень общей безработицы (в % к 13,0 9,6 9,3 9,2 9,1 численности экономически активно- го населения) уровень регистрируемой 2,4 2,3 2,3 2,3 2,2 безработицы Приложение 3 к Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы Прогноз численности занятых по отраслям экономики на 2001-2003 годы (в среднегодовом исчислении) (тыс. человек) ---------------------------------------------------------------------------------------- ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦ Прогноз на ¦ (отчет) ¦ (оценка) +------------------------------- ¦ ¦ ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ---------------------------------------------------------------------------------------- Занято в экономике - всего 601,9 596,0 600,0 602,5 603,5 в том числе: Промышленность 143,1 145,1 147,5 148,4 148,8 Сельское хозяйство 146,4 140,5 142,0 142,9 142,9 Лесное хозяйство 2,7 2,6 2,5 2,4 2,4 Транспорт 21,3 20,8 20,9 20,9 20,9 Связь 6,3 6,9 6,9 6,9 6,9 Строительство 41,2 39,4 39,5 39,5 39,5 Торговля, общественное питание, материально-техническое снабже- ние и сбыт 71,1 71,7 72,0 72,3 72,4 Информационно-вычислительное обслуживание 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 Операции с недвижимым имуще- ством 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 Геология и разведка недр 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 Прочие виды деятельности сферы материального производства 4,7 4,1 3,6 3,7 3,7 Жилищно-коммунальное хозяйст- во 15,5 15,6 15,7 15,8 15,9 Непроизводственные виды быто- вого обслуживания 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение 39,8 39,7 39,6 39,8 40,0 Образование 56,6 55,8 55,8 55,3 55,0 Культура и искусство 9,7 9,6 9,5 9,5 9,6 Наука и научное обслуживание 3,1 3,4 3,4 3,4 3,4 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 5,1 4,9 4,7 4,6 4,6 Аппарат органов управления 20,8 20,9 21,0 21,2 21,2 Общественные объединения 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Приложение 4 к Программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Чувашской Республики (тыс. человек) ------------------------------------------------------------------------------------- ¦ 2000 г. ¦ Прогноз на ¦ (оценка) +------------------------------- ¦ ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ------------------------------------------------------------------------------------- I. Спрос на рабочую силу Всего 115,9 116,3 117,5 118,1 в том числе: на начало прогнозного периода на 5,5 5,0 5,5 6,0 имеющиеся вакансии потребность в работниках на но- 5,9 6,0 6,2 6,4 вых рабочих местах, предусмот- ренных к вводу в прогнозируемом периоде потребность в работниках на 104,5 105,3 105,8 105,7 замену выбывающих по собствен ному желанию и другим причи- нам, не связанным с сокращением численности персонала II. Предложение рабочей силы Всего 224,4 214,9 213,3 211,0 в том числе: численность безработных на нача- 84,0 73,0 70,0 67,0 ло года из них зарегистрированных в ор- 15,4 15,2 15,1 15,0 ганах службы занятости численность высвобожденных 2,1 2,0 1,9 1,8 в течение года работников численность работников, уво- 95,3 95,0 94,5 94,0 лившихся по собственному желанию численность выпускников обще- 33,9 35,5 37,2 38,3 образовательных школ и профес- сиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекра- тивших обучение до окончания учебного заведения численность уволенных из Воору- 5,7 5,8 5,9 6,0 женных Сил численность освобожденных 1,6 1,7 1,8 1,9 из мест лишения свободы механический приток населения в 1,8 1,9 2,0 2,0 трудоспособном возрасте не имеющие работы по другим - - - - причинам III. Соотношение спроса и предложения Неудовлетворенный спрос на рабо- чую силу: количество вакансий (на ко- 5,0 5,5 6,0 6,5 нец года) общая численность безработных 73,0 70,0 67,0 65,0 численность официально зарегис- 15,2 15,1 15,0 14,9 трированных безработных Справочно:* Численность занятых в экономике 596,0 600,0 602,5 603,5 Численность экономически активно- 659,0 661,5 663,5 664,0 го населения Уровень общей безработицы, в % к 9,6 9,3 9,2 9,1 экономически активному населению Уровень регистрируемой безработи- 2,3 2,3 2,3 2,2 цы, в % к экономически активному населению * В среднегодовом исчислении Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|