Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.07.2014 № 243

 

          16.07.2014               243                                                  16.07.2014              243    

 

                 Шупашкар хули                                                                  г. Чебоксары

 

 

 

О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году»

 

 

Кабинет Министров Чувашской Республики   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году».

2. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда, органами местного самоуправления в Чувашской Республике, профсоюзными организациями по выполнению приоритетных задач по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике.

3. Министерству информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики обеспечить освещение в средствах массовой информации основных положений государственного доклада.

4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2013 г. № 254 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2012 году».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

 

 

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики                                                                         И.Моторин

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 16.07.2014   № 243

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

«О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2013 ГОДУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2014

 


Содержание

 

Введение

...................................................................................................................

2

 

 

 

Раздел I.

Охрана труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике..............................................................................................

6

 

 

 

Раздел II.

Государственное управление охраной труда.................................

11

 

 

 

Раздел III.

Государственный надзор и контроль в области охраны труда..

18

 

 

 

Раздел IV.

Муниципальное управление охраной труда...................................

26

 

 

 

Раздел V.

Производственный травматизм..........................................................

31

 

 

 

Раздел VI.

Условия труда........................................................................................

 

 49

 

Раздел VII.

Профессиональная заболеваемость и инвалидность…………..

60

 

 

 

Раздел VIII.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работников, реабилитация пострадавших на производстве.........................................................

67

 

 

 

Раздел IX.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда в Чувашской Республике..............................................................................................

74

 

 

 

Раздел X.

Обучение по охране труда..................................................................

78

 

 

 

Раздел XI.

Информационное обеспечение охраны труда................................

81

 

 

 

Раздел XII.

Задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году..............................................................................................

84


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2013 году» (далее – государственный доклад) подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Минздравсоцразвития Чувашии) на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашстат), Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (далее – Гострудинспекция в Чувашской Республике), Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее – ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии), а также результатов работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля и надзора в области охраны труда, объединений работодателей и профессиональных союзов Чувашской Республики. В нем представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, системе государственного управления охраной труда, проанализированы деятельность в сфере государственного надзора и контроля за реализацией требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, результаты работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, определены перспективные направления работы в 2014 году.

Настоящий государственный доклад состоит из двенадцати разделов.

Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике. В 2013 году завершилась реализация Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2011–2013 годы (далее – Республиканское соглашение о социальном партнерстве). В республике действуют 76 соглашений различного уровня. По состоянию на 1 января 2014 г. действовало 4486 коллективных договоров, из них 2898 прошли уведомительную регистрацию. Доля работников, охваченных коллективными договорами, составила 68%. Значительно улучшились содержание и структура коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий, сократилось количество норм декларативного и неконкретного характера.

В разделе II проанализировано развитие государственной системы управления охраной труда в 2013 году: автоматизация системы мониторинга условий и охраны труда, внедрение и совершенствование новых подходов на основе информационных технологий и оценки профессиональных рисков. Продолжилась деятельность Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, активно работали объединения работодателей и профсоюзов. Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике проводились в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Республиканской целевой программой улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011–2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 г. № 101 (далее – Программа). На выполнение мероприятий Программы в 2013 году привлечено 272109,6 тыс. рублей (143,3% от запланированного объема финансирования на 2012 г.). Основной объем средств (96,7%) составили внебюджетные средства – 263233,68 тыс. рублей. Наибольший объем средств (109642,7 тыс. рублей, или 40,3% от общего объема затрат в 2013 г.) израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве. Расходы на мероприятия по организационно-техническому обеспечению охраны труда и здоровья работающих составили 108700,13 тыс. рублей, или 39,9%. Интегральная оценка результативности Программы за 2013 год составила 109,3 балла. Все целевые индикаторы и показатели Программы достигнуты, основные мероприятия, запланированные на 2013 год, выполнены.

Раздел III информирует о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда. В 2013 году проведено 398 проверок работодателей на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики о труде и об охране труда. В ходе проверок выявлено 3102 нарушения требований охраны труда. Проверки проведены по всем видам экономической деятельности. Показатель эффективности привлечения к административной ответственности (административных штрафов) по Чувашии составил 5100 рублей (в 2012 г. – 4501 рубль), показатель эффективности надзорной деятельности (число проверок в расчете на одного инспектора) – 41,20 (в 2012 г. – 35,04).

В разделе IV проанализировано состояние муниципального управления охраной труда. Законом Чувашской Республики от 2 мая 2013 г. № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органам местного самоуправления с 1 июля 2013 г. переданы отдельные государственные полномочия Чувашской Республики в сфере трудовых отношений, в том числе в области охраны труда. В прошедшем году продолжена работа по созданию служб охраны труда в организациях на территориях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В результате такой работы в 96,2% организаций с численностью работающих более 50 человек созданы службы охраны труда (в 2012 г. – 93,0%).

Во всех муниципальных районах и городских округах проводились месячники, семинары, совещания, круглые столы, выставки средств индивидуальной защиты и смотры-конкурсы по охране труда.

Раздел V отражает состояние производственного травматизма в Чувашской Республике. В 2013 году на фоне общего снижения уровня производственного травматизма в 1,2 раза и снижения производственного травматизма со смертельным исходом в 1,5 раза уровень производственного травматизма с тяжелыми последствиями вырос в 1,1 раза. Число пострадавших на 1000 работающих составило 1,1 человека (в 2012 г. – 1,4). Количество погибших на производстве за этот период снизилось с 27 до 18, а общее количество пострадавших сократилось с 343 до 291 человека. Уровень производственного травматизма в Чувашии остается одним из самых низких в Приволжском федеральном округе, более низкие показатели лишь в Саратовской области.

Раздел VI характеризует условия труда. По данным Чувашстата, в Чувашской Республике численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, на конец 2013 года составила 39,1 тыс. человек, или 39,9% от численности работников обследованных организаций; на работах с вредными и опасными условиями труда были заняты 26,5 тыс. мужчин (или 67,8% от всех занятых в таких условиях) и 12,6 тыс. женщин (32,2%), что соответственно составляет 47,1 и 30,2% от общей численности работников соответствующего пола в обследованных организациях.

В разделе VII анализируется состояние профессиональной заболеваемости и инвалидности в республике. В 2013 году в организациях в Чувашской Республике у 36 работников впервые выявлены профессиональные заболевания (в 2012 г. – у 45 работников). Показатель первичной профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих снизился и составил 1,0 (в 2012 г. – 1,26). В 2013 году впервые признаны инвалидами 62 человека (в 2012 г. – 57 человек), из них вследствие профессиональных заболеваний – 9 человек (в 2012 г. – 4), вследствие травм на производстве – 53 человека (в 2012 г. – 53). Среди лиц, признанных инвалидами, I группа установлена 2 работникам (в 2012 г. – 1 работнику), II группа – 9 (20) работникам, III группа – 51 (36) работнику.

Раздел VIII представляет информацию о затратах на мероприятия по охране труда, скидках и надбавках к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о затратах на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями или профессиональными заболеваниями, а также о реабилитации пострадавших на производстве. На мероприятия по охране труда в 2013 году израсходовано 1,1 млрд. рублей, или 85,8% к 2012 году. В среднем за год на охрану труда одного работника было потрачено 5888,1 рубля (в 2012 г. – 6805,6 рубля). На финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлено 24572,9 тыс. рублей. На ежемесячные страховые выплаты застрахованным, пострадавшим на производстве, и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, направлено 258895,5 тыс. рублей. На выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями было израсходовано 9193,4 тыс. рублей за 22845 дней нетрудоспособности (в 2012 г. – 9593,1 тыс. рублей за 22305 дней нетрудоспособности). Средний размер дневного пособия составил 402 рубля.

В разделе IX подведены итоги аттестации рабочих мест по условиям труда. В 2013 году 1764 организации провели аттестацию рабочих мест по условиям труда (в 2012 г. – 1099). В целом по республике за годы проведения аттестацией рабочих мест по условиям труда было охвачено 3754 организации. Из общего числа аттестованных рабочих мест условия труда признаны оптимальными и допустимыми на 126897 рабочих местах (56,7%). В республике завершена полномасштабная работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в органах государственной власти Чувашской Республики и подведомственных им государственных учреждениях Чувашской Республики. В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» аттестация рабочих мест по условиям труда не проводится и заменена на специальную оценку условий труда.

В разделе X проанализировано состояние обучения по охране труда. В республике в 2013 году обучением по охране труда было охвачено 8053 человека (в 2012 г. – 7880 человек), из них 2528 человек (31,4%) – работники субъектов малого бизнеса (в 2012 г. – 2714 человек). Одним из индикаторов мониторинга условий и охраны труда является число обученных по охране труда в расчете на 100 работающих. Индикатор обученности по охране труда руководителей и специалистов организаций в расчете на 100 работающих в 2013 году составил 2,3 (в 2012 г. – 2,2).

Раздел XI посвящен деятельности по информационному обеспечению охраны труда. В рамках информационной работы в 2013 году проводились семинары-совещания, месячники, смотры-конкурсы по охране труда, выставки современных средств защиты работающих. Стал уже традиционным День безопасности в г. Чебоксары. На Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует специализированный сайт «Охрана труда в Чувашской Республике» (www.ot.cap.ru).

В разделе XII обозначены основные задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году.


РАЗДЕЛ I

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства в республике действует более 20 лет и основывается на принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном партнерстве», Указе Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. № 86 «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Она позволяет эффективно решать многие социальные вопросы в республике, такие как: рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение условий и охраны труда, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, строительство социальных объектов, развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

В 2013 году завершилась реализация Республиканского соглашения о социальном партнерстве. Основное внимание в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уделялось сохранению стабильной социальной обстановки в республике, созданию оптимальных условий хозяйствования для организаций с целью повышения их экономической эффективности, росту уровня жизни жителей республики, сохранению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. В истекшем году проведено 5 заседаний Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которых рассмотрено 13 вопросов.

В республике действуют 76 соглашений различного уровня. По состоянию на 1 января 2014 г. действовало 4486 коллективных договоров, из них 2898 прошли уведомительную регистрацию. Доля работников, охваченных коллективными договорами, составила 68%. Сведения о количестве коллективных договоров представлены в таблице.

Реализуемые в настоящее время соглашения и коллективные договоры позволяют обеспечить учет интересов сторон при выработке и проведении политики в сфере труда и занятости населения, повысить мотивацию работников к эффективному труду, являются реальным инструментом повышения качества жизни населения. В результате такой совместной работы в республике начиная с 2000 года коллективных трудовых споров и забастовок не зарегистрировано. Тесное сотрудничество сторон социального партнерства позволило добиться положительных результатов в реализации государственной социальной политики республики.

 

Сведения о количестве коллективных договоров на конец 2013 года

(с учетом пролонгированных)

 

Количество организаций, единиц

Среднесписочная численность работников за год, человек

Численность работников, охваченных коллективными договорами, человек

Количество коллективных договоров,

единиц

Количество коллективных договоров, представленных на уведомительную регистрацию, %

24671

352027

239378

4486

64,6

 

С июля 2009 года Гострудинспекцией в Чувашской Республике совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики (далее – ТПП Чувашской Республики) и Общественной организацией – Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее – Чувашрессовпроф) реализуется социальный проект «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». Условием участия работодателей в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности требованиям трудового законодательства. С момента начала реализации проекта сертификаты доверия были вручены 22 организациям, из них 3 – в 2013 году.

ТПП Чувашской Республики в своей работе уделяет большое внимание обеспечению требований охраны труда в субъектах малого предпринимательства, оказанию им практической и методической помощи. В 2013 году ТПП Чувашской Республики организован и проведен семинар «Безопасность и охрана труда». С 2009 года в гг. Канаше и Ядрине действуют постоянные консультационные центры по охране труда ТПП Чувашской Республики.

Защита работников от травм и заболеваний, связанных с производством, остается ключевой задачей для профсоюзов. Чувашрессовпроф проводит целенаправленную работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением работодателями требований законодательных актов по охране труда, коллективных договоров и соглашений через институт уполномоченных по охране труда профсоюзов, техническую инспекцию труда и внештатных инспекторов по охране труда.

Состояние условий и охраны труда в организациях республики находится на постоянном контроле республиканских комитетов профсоюзов и Чувашрессовпрофа. Ежемесячно до председателей республиканских организаций профсоюзов доводится информация о состоянии травматизма в республике. Профсоюзные комитеты обсуждают на своих заседаниях каждый случай производственного травматизма и состояние условий и охраны труда в своих организациях.

В 2013 году на заседаниях президиума Чувашрессовпрофа рассмотрены следующие вопросы: «Об итогах работы уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда за 2012 год», «О представителях территориальных органов профсоюзов в комиссиях для расследования несчастных случаев на производстве (смертельных, групповых, тяжелых)», «О состоянии условий и охраны труда в государственных и бюджетных учреждениях, состоящих на профобслуживании Чувашской республиканской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации».

В прошедшем году технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа проведено 47 семинаров-совещаний, основная цель которых повышение качества общественного контроля за соблюдением требований охраны труда как работодателем, так и самими работниками на своих рабочих местах. Общественный контроль в профобъединении осуществляют 4 штатных и 44 внештатных технических инспектора труда. Ими за 2013 год проведено 1164 проверки, в ходе которых выявлено 5261 нарушение (устранено 5143, или 97,7% от выявленных нарушений).

В прошедшем году продолжилась практика взаимодействия Чувашрессовпрофа с Гострудинспекцией в Чувашской Республике и прокуратурой Чувашской Республики. За год технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа совместно с органами надзора и контроля проведено 38 проверок организаций и предприятий на соответствие требованиям безопасности труда, из них 4 проверки – совместно с Гострудинспекцией в Чувашской Республике, 27 – с органами прокуратуры Чувашской Республики, 7 – совместно с представителями рескомов профсоюзов.

Основным звеном общественного контроля за состоянием охраны труда остаются уполномоченные по охране труда, которые имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. В республике избран и действует 2861 уполномоченный по охране труда профессиональных союзов, в течение 2013 года проведено 5517 проверок соблюдения законодательства об охране труда и выявлено 15732 нарушения, из которых устранено 15598 (99,1%). Проведенный анализ показал, что, несмотря на снижение общего числа уполномоченных по охране труда, количество и качество проводимых ими проверок растет.

Число уполномоченных по охране труда профсоюзов в расчете на 1000 членов профсоюзов в 2013 году в республике составило 20,3 (в 2012 г. – 20,4). В разрезе отраслевых профсоюзов наибольшее их число в следующих отраслях: автосельхозмашиностроение (26,40), образование и наука (25,40), агропромышленный комплекс (24,0), энергетика (18,70), здравоохранение (17,20) (диаграмма).

В целях активизации работы по охране труда в республике с 2000 года проводится конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Чувашрессовпрофа». По итогам работы за 2013 год шести профсоюзным активистам было присвоено это звание.

В 2013 году Минздравсоцразвития Чувашии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 г. № 265-р был объявлен ежегодный всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». Конкурс проводился в два этапа: на региональном и всероссийском уровнях. Конкурсная комиссия регионального этапа конкурса определила следующих претендентов на I место:

в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы» – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики;

в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» – общество с ограниченной ответственностью «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры»;

в номинации «За формирование здорового образа жизни в организациях непроизводственной сферы» – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» города Чебоксары Чувашской Республики;

в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики.

 

Число уполномоченных по охране труда в разрезе

отраслевых профсоюзов (в расчете на 1000 членов профсоюзов)

 

 

В 2013 году в Чувашской Республике социальное партнерство получило дальнейшее развитие в первую очередь в части выработки согласованных механизмов использования рабочей силы на рынке труда путем создания благоприятных условий для работы, профессионального роста, повышения уровня квалификации, уровня социальной защищенности, недопущения массового высвобождения работников.

30 апреля 2014 г. подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве на 2014–2016 годы. В связи с этим приоритетными направлениями в области системы социального партнерства на 2014 год являются:

разработка и утверждение Плана мероприятий по реализации Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашрессовпрофом на 2014–2016 годы;

развитие механизмов социального партнерства на муниципальном уровне;

совершенствование коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений – повышение роли коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и улучшения условий труда;

содействие работникам и работодателям в развитии коллективно-договор­ного регулирования социально-трудовых отношений – вовлечение в коллективно-договорные отношения работодателей и работников организаций в Чувашской Республике;

мониторинг эффективности реализуемых в сфере социального партнерства мероприятий.


РАЗДЕЛ II

ГОСУДАРСТВЕННОе УПРАВЛЕНИе ОХРАНОЙ ТРУДА

 

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики обеспечивается согласованными действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике проводились в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Программой.

На выполнение мероприятий Программы в 2013 году привлечено 272109,6 тыс. рублей (143,3% от запланированного объема финансирования на 2012 год). Основной объем средств (96,7%) составляют внебюджетные средства – 263233,68 тыс. рублей. Наибольший объем средств (109642,7 тыс. рублей, или 40,3% от общего объема затрат в 2013 г.) израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве. Расходы на мероприятия по организационно-тех­ническому обеспечению охраны труда и здоровья работающих составили 108700,13 тыс. рублей, или 39,9%.

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия Программы израсходовано 4233,02 тыс. рублей. Из местных бюджетов израсходовано 4642,9 тыс. рублей (в 28 раз больше, чем было запланировано) на развитие инфраструктуры и материально-технической базы для занятий массовым спортом по месту жительства и работы, организацию спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропаганду здорового образа жизни. Интегральная оценка результативности Программы за 2013 год составила 109,3 балла. Все целевые индикаторы и показатели Программы достигнуты, основные мероприятия, запланированные на 2013 год, выполнены в полном объеме.

Для обеспечения реализации государственной политики в области здравоохранения и охраны труда в 2011–2013 годах приняты следующие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 17 июня 2011 г. № 243 «О государственном докладе «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2010 году»; от 8 июля 2011 г. № 271 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2010 году»;

от 14 июня 2012 г. № 239 «О государственном докладе «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2011 году»; от 29 июня 2012 г. № 266 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2011 году»;

от 28 июня 2013 г. № 254 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2012 году»; от 11 июля 2013 г. № 274 «О государственном докладе «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2012 году».

С целью привлечения внимания общественности к проблемам безопасности граждан во всех сферах жизнедеятельности, предупреждения нарушений требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, общественной и социальной безопасности, пропаганды положительного опыта приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 10 ноября 2011 г. № 1352 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению Дня безопасности.

Продолжилась работа по совершенствованию и автоматизации системы показателей мониторинга условий и охраны труда, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 25 января 2008 г. № 20 «Об утверждении схемы и системы показателей мониторинга условий и охраны труда» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 12 февраля 2008 г., регистрационный № 305). Приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 22 января 2014 г. № 78 с целью оптимизации схемы и системы показателей мониторинга условий и охраны труда внесены изменения в приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 25 января 2008 г. № 20, позволяющие получать оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда на территории Чувашской Республики, в том числе на муниципальном уровне.

В целях совершенствования правового регулирования в области охраны труда были приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Чувашской Республики от 2 мая 2013 г. № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями»;

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2013 г. № 71 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 г. № 101», от 23 октября 2013 г. № 430 «Об утверждении Правил предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городским округов из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление делегированных государственных полномочий Чувашской Республики в сфере трудовых отношений», от 27 декабря 2013 г. № 554 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы».

В рамках организационно-технического обеспечения охраны труда и здоровья работающих в республике в 2013 году организованы и проведены региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», республиканские смотры-конкурсы по охране труда среди муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, республиканские смотры-конкурсы по охране труда среди организаций Чувашской Республики, республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший специалист по охране труда Чувашской Республики», республиканская научно-практическая конференция «Здоровье и безопасность работающих», республиканские семинары-совещания по охране труда, республиканские выставки спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, республиканские месячники по охране труда, посвященные Всемирному дню охраны труда (28 апреля), ежегодно в честь празднования Всемирного дня охраны труда проводились городские дни безопасности и другие мероприятия.

В республике создана инновационная система мониторинга условий и охраны труда, которая позволяет учитывать и анализировать более 200 показателей и 30 индикаторов. В настоящий момент идет работа по автоматизации мониторинга, что в будущем позволит делать прогнозы развития ситуации в этой сфере, а также эффективно управлять профессиональными рисками на региональном уровне.

В 2013 году завершена работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики. За годы реализации Программы аттестацию рабочих мест по условиям труда провели 3724 организации республики.

В республике осуществляется экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий труда путем установления скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом состояния охраны труда на предприятии, а также путем направления средств страхования в размере до 20% начисленных страховых взносов на финансирование предупредительных мер.

С 1 июля 2013 г. в соответствии с Законом Чувашской Республики от 2 мая 2013 г. № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» полномочия в сфере трудовых отношений и охраны труда были переданы органам местного самоуправления. Во всех муниципальных районах и городских округах проводились мероприятия по охране труда (месячники, семинары, совещания, смотры-конкурсы и др.), выставки спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также проверки организаций в области охраны труда.

Хорошо себя зарекомендовали спартакиады работников разных отраслей. В районах республики традиционными стали смотры-конкурсы на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы среди организаций. Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Минспорт Чувашии) с целью пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводится множество спортивно-массо­вых мероприятий. Своей массовостью отличаются республиканские сельские спортивные игры. Традиционными стали республиканские спартакиады среди команд сельских поселений.

По инициативе Минспорта Чувашии в 2013 году во всех муниципальных районах и городских округах республики начали проводить ежеквартальные общереспубликанские дни здоровья и спорта. Старт был дан в рамках Всероссийской акции «Декада спорта и здоровья», в которой приняли участие свыше 150 тыс. жителей республики.

За 2011–2013 годы Гострудинспекцией в Чувашской Республике проведено 1669 комплексных проверок. В ходе проверок выявлено 16558 нарушений трудового законодательства. По итогам проверок наложены штрафы на общую сумму 12186,0 тыс. рублей.

В рамках Программы в республике за 2011–2013 годы проведено обучение по охране труда 23701 человека. Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканский центр медицины катастроф» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за 2011–2012 годы подготовлено 1240 инструкторов-реаниматоров по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (в 2011 г. – 508, 2012 г. – 732). За годы реализации Программы в федеральном бюджетном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» проведено гигиеническое обучение 153114 руководителей и работников организаций. С целью повышения квалификации врачей-профпатологов и специалистов медицинских организаций цикл тематического усовершенствования врачей по специальности «Профпатология» прошли 279 человек, цикл профессиональной переподготовки врачей по специальности «Профпатология» – 36 человек.

Особое внимание в Программе уделялось профилактике профессиональной заболеваемости, оздоровлению и реабилитации работающих. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших включает в себя лечение пострадавших непосредственно после произошедших тяжелых несчастных случаев на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, и центрах реабилитации ГУ – РО Фонда социального страхования по Чувашской Республике – Чувашии, приобретение лекарств и изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, протезирование, эндопротезирование и др.

Повышенное внимание уделялось финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих. За годы реализации Программы на данные мероприятия было направлено 63034,0 тыс. рублей из внебюджетных источников.

В целях информационного обеспечения охраны труда и здоровья работающих Минздравсоцразвития Чувашии в 2011–2013 годах подготовлены и изданы 3 сборника материалов научно-практической конференции «Здоровье и безопасность работающих», 6 выпусков информационно-аналитического вестника «Охрана труда в Чувашской Республике» (№ 1(40), 2(41), 1(42), 2(43), 1(44), 2(45), а также опубликовано более 1000 информационных материалов по вопросам условий и охраны труда в республиканских, районных и городских средствах массовой информации и на специализированном сайте Минздравсоцразвития Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Охрана труда в Чувашской Республике» (www.ot.cap.ru). Ежегодно организовывались и проводились республиканские конкурсы на лучшее и систематическое освещение в электронных и печатных средствах массовой информации вопросов охраны труда.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. № 554 внесены изменения в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362, в частности, указанная государственная программа была дополнена подпрограммой «Улучшение условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике» (далее – подпрограмма). В дальнейшем реализация мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, будет продолжена в рамках подпрограммы, которая является логическим продолжением Программы.

В целях взаимодействия и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление надзора и контроля в области охраны труда, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в области охраны труда создана и действует Межведомственная комиссия по охране труда Чувашской Республики, которая по итогам комплексных проверок проводит ежеквартальные выездные расширенные заседания. Решения комиссии направлены на улучшение условий и охраны труда в организациях республики.

В 2013 году проведено четыре расширенных выездных заседания Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, на которых рассмотрено 12 вопросов и принят ряд решений, в том числе: «Об основных итогах работы в области улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2012 году и задачах на 2013 год», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Калининского района г. Чебоксары», «О состоянии профессиональной заболеваемости работающего населения и организации проведения периодических медицинских осмотров работников с вредными и опасными производственными факторами на предприятиях Чувашской Республики в 2012 году», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Моргаушского района», «О финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпи­де­миологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Комсомольского района», «О профилактике профессиональной и онкологической заболеваемости в Чувашской Республике», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Алатырского района и г. Алатырь», «О реализации задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О состоянии общественного контроля за охраной труда в организациях» и др.

Государственная экспертиза условий труда – одно из важных направлений работы Минздравсоцразвития Чувашии в области охраны труда. В 2013 году Министерством выдано 155 экспертных заключений о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (в 2012 г. – 145), из них 119 – о несоответствии государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществлялась в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – 31 обращение, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 5 обращений, фактических условий труда работников – 119 обращений (диаграмма).

Экспертиза проводилась в 116 организациях и позволила обследовать и оценить условия труда на 3499 рабочих местах, на которых занято 4704 работника. Результаты государственной экспертизы условий труда показали, что на 2759 рабочих местах (78,9% от общего числа обследованных) условия труда признаны оптимальными и допустимыми (классы условий труда 1 и 2 в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г.), на 740 рабочих местах (21,1%) – вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4), 29 рабочих мест (0,8%) являются травмоопасными, 29 рабочих мест не соответствуют требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты. По итогам экспертизы даны рекомендации по улучшению условий труда на 740 рабочих местах для 1321 работника.

 

 

Виды государственной экспертизы условий труда в 2013 году

 

Система государственного управления охраной труда в Чувашской Республике находится в процессе постоянного совершенствования и характеризуется внедрением инноваций, использованием новейших информационных технологий, разработкой и реализацией социальных проектов. На схеме представлена система государственного управления охраной труда в Чувашской Республике.

 



РАЗДЕЛ III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики осуществляется Гострудинспекцией в Чувашской Республике, государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии), территориальный отдел Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приволжское управление Ростехнадзора), Верхневолжский отдел инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Волжское МТУ по надзору за ЯРБ).

В 2013 году Гострудинспекцией в Чувашской Республике проведены плановые проверки соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда в организациях. Всего проведено 885 различных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2012 г. – 908), в том числе государственными инспекторами по охране труда – 398 проверок соблюдения законодательства об охране труда (в 2012 г. – 394). Контрольно-надзор­ными мероприятиями было охвачено 427 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Структура основных видов экономической деятельности, в которых выявлены нарушения, представлена на диаграмме.

В ходе всех видов проверок в течение 2013 года выявлено 4136 нарушений трудового законодательства (в 2012 г. – 4716), из них 2266 (54,7%) – в субъектах малого предпринимательства, 3016 (72,9%) – связанных с охраной труда. Структура нарушений, выявленных в ходе проверок государственными инспекторами труда в организациях, представлена в табл. 3.1.

Больше всего нарушений выявлено в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства – 796 (в среднем 16,2 нарушения по итогам одной проверки), строительство – 514 (6,3), сельское хозяйство – 512 (6,3), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов – 455 (4,3). На устранение выявленных нарушений работодателям предъявлено 714 предписаний, из них исполнено в установленные сроки 661 предписание (92,5%).

 

 

Структура основных видов экономической деятельности,

в которых выявлены нарушения

 

 

 

Таблица 3.1

 

Структура нарушений, выявленных в ходе проверок

государственными инспекторами труда в организациях

 

 

2012 г.

2013 г.

1

2

3

Общее количество выявленных в ходе проведения проверок правонарушений, всего

4716

4136

            в том числе:

в субъектах малого предпринимательства

 

 

2679

 

2266

Нарушений трудового законодательства:

 

 

не связанных с охраной труда

1087

1120

связанных с охраной труда

 

3629

3016

Прочих нарушений:

 

 

 

коллективных договоров и соглашений

19

16

трудового договора

686

494

рабочего времени и времени отдыха

130

72

оплаты труда

399

309

гарантий и компенсаций

22

40

дисциплины труда и трудового распорядка

42

24

материальной ответственности сторон трудового договора

89

92

регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

6

7

регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

2

1

особенностей регулирования труда других категорий работников

3

4

целевого использования средств на мероприятия по охране труда

37

42

проведения медицинских осмотров работников

141

125

обучения и инструктирования работников по охране труда

1391

966

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты

670

627

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

190

126

санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников

101

111

обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

7

5

соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

75

46

 

В связи с непрохождением в установленном порядке обучения и инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда отстранены от работы по требованию государственных инспекторов труда 620 человек.

По итогам 2013 года запрещено использование работниками 1120 единиц средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификатов соответствия или декларации о соответствии.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда в 2013 году на 1294 должностных лиц организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложены административные штрафы на общую сумму 6246,0 тыс. рублей.

Основные причины нарушений законодательства об охране труда:

непрохождение руководителями, специалистами и другими работниками организаций в установленном порядке обучения, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

отсутствие целенаправленного планирования мероприятий по охране труда и невыделение денежных средств на эти цели;

несоблюдение работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (сокрытие несчастных случаев, обвинение пострадавших в несчастном случае, неправильное установление причин несчастного случая и т.д.);

отсутствие в организациях утвержденных инструкций по охране труда для работников по профессиям и видам работ;

несоблюдение работодателями установленного порядка осуществления надзора и контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией производственных зданий и сооружений;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, спецобувью, не имеющими сертификатов соответствия или не соответствующими своему предназначению по защитным свойствам;

нарушение действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, проведения погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации автомобильного транспорта и производственного оборудования;

низкий уровень правовых знаний и отсутствие производственной дисциплины у руководителей организаций, должностных лиц и работников.

Государственными инспекторами по охране труда в 2013 году расследовано 102 несчастных случая (в 2012 г. – 109), в том числе 78 произошли в отчетном периоде. Из общего количества расследованных случаев 3 – групповых (в 2012 г. – 4), 59 – с тяжелым исходом (в 2012 г. – 49), 34 – со смертельным исходом (в 2012 г. – 43), 6 – других (в 2012 г. – 15). За отчетный период проведено 27 расследований сокрытых несчастных случаев (в 2012 г. – 20), в том числе 18 тяжелых несчастных случаев (в 2012 г. – 18), 4 – со смертельным исходом (в 2014 г. – 6), 1 группового несчастного случая (в 2012 г. – 1).

В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии по состоянию на 1 января 2014 г. состояло на учете 1606 объектов надзора.

В 2013 году с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» из 1606 организаций промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, состоящих на учете, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора было обследовано 268 организаций (16,6%), из них лабораторными методами – 182 (67,9%).

Наибольшее число организаций с неудовлетворительным санитарным состоянием остается в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, где удельный вес организаций II и III групп составляет 92,4%, обработка древесины и производство изделий из древесины и пробки, кроме мебели, – 87,5%, производство резиновых и пластмассовых изделий – 72%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 82,1%, производство готовых металлических изделий – 70,6%, производство машин и оборудования – 64%, строительство – 78,1%, деятельность сухопутного транспорта – 85%, прочая вспомогательная транспортная деятельность – 71,1%.

По сравнению с 2012 годом отмечается усиление контроля со стороны Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в отношении деятельности юридических лиц. За выявленные нарушения санитарного законодательства в организациях промышленности, строительства, связи, сельского хозяйства в 2013 году вынесено 518 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа (в 2012 г. – 486 постановлений) на сумму 2112,8 тыс. рублей (в 2012 г. – 1633,9 тыс. рублей). Вынесено 4 постановления о предупреждении.

В 2013 году на поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора опасных производственных объектах (далее – ОПО) и объектах энергетики, подлежащих учету, аварий и несчастных случаев не зарегистрировано.

В области энергобезопасности за 2013 год проведена 581 проверка поднадзорных предприятий, при этом выявлено 4017 нарушений обязательных требований нормативных документов. По итогам проверок и профилактической работы наложено 730 штрафов, из них 77 – на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применено 3 административных приостановления деятельности. Общая сумма штрафов составила 1636 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2013 году Приволжским управлением Ростехнадзора проводились мероприятия по контролю за соблюдением законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. За отчетный период проверены:

организации, обязанные соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, – 171;

организации, обязанные провести энергетическое обследование в установленный срок, –171;

здания, строения и сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, – 58;

здания, строения и сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности, предъявляемыми к таким зданиям, строениям, сооружениям, требованиями об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, – 58.

В ходе данных проверок при выявлении нарушений установленных требований применялись меры по привлечению к административной ответственности. В частности, привлечены к административной ответственности 3 юридических и 3 должностных лица.

Контрольно-надзорные мероприятия в отношении надежности электро- и теплоснабжения эксплуатируемых ОПО проводились в рамках федерального надзора в области промышленной безопасности.

Согласно актам обследований состояние электроустановок в основном удовлетворительное и в целом соответствует требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) от 8 июля 2002 г. № 204, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 января 2003 г., регистрационный № 4145), Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163, Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный № 4799), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2003 г., регистрационный № 4358), но при их эксплуатации допускалось частичное нарушение действующих правил.

Основными нарушениями, связанными с безопасной эксплуатацией электроустановок и тепловых установок, являются:

недоукомплектованность небольших организаций квалифицированным электротехническим персоналом и несоблюдение требований к повышению квалификации персонала;

несвоевременное проведение планово-предупредительного ремонта;

отсутствие эксплуатационной и технической документации.

К аттестации территориальной аттестационной комиссией Приволжского управления Ростехнадзора допущено 1972 специалиста энергетического направления, из них аттестовано 1479 специалистов, не аттестовано 493. Информация о специалистах, которые не смогли пройти аттестацию 2 и более раза, для принятия решения отправлена руководителям 161 организации, временно отстранены от работы на действующих электроустановках 39 человек, на тепловых энергоустановках 15 человек.

В области промышленной безопасности инспекторским составом за отчетный период проведено 449 обследований поднадзорных организаций, при этом выявлено 2049 нарушений обязательных требований нормативных документов. Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, – 181, в том числе 17 административных приостановлений деятельности, 164 штрафа на сумму 2774 тыс. рублей, из них 7 – на юридических лиц.

По результатам рассмотрения материалов, направленных инспекторами Приволжского управления Ростехнадзора в районные суды Чувашской Республики, было вынесено 17 постановлений о приостановлении деятельности по эксплуатации 25 технических устройств и 3 котельных.

Основными факторами, негативно влияющими на состояние промышленной безопасности ОПО и их противоаварийную устойчивость, остаются высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная и инновационная активность в промышленности, сдерживающие развитие промышленных предприятий.

Так, изношенность технических устройств (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 оС), применяемых на ОПО, составляет 66,79%:

из 503 единиц паровых и водогрейных котлов, экономайзеров отработали нормативный срок службы 288 единиц, что составляет 57,25%;

из 2147 единиц сосудов, работающих под давлением, отработали нормативный срок службы 1434 единицы, что составляет 66,79%;

из 173 единиц трубопроводов пара и горячей воды отработали нормативный срок службы 76 единиц, что составляет 43,93%.

Анализ деятельности эксплуатирующих организаций свидетельствует о том, что повышение промышленной безопасности в основном проводится организациями путем не технического перевооружения и реконструкции (модернизации) производств (за 2013 г. проведена замена 8 паровых котлов, 2 экономайзеров, 10 сосудов, работающих под давлением, дополнительно смонтировано 17 трубопроводов пара), а технического диагностирования (экспертизы промышленной безопасности) с выполнением обязательных мероприятий, согласованных и проверенных после выполнения специалистами экспертных организаций.

За 2013 год технические устройства, отработавшие нормативный срок службы и не прошедшие техническое диагностирование, были выведены предприятиями из эксплуатации (3 паровых котла, 3 экономайзера, 19 сосудов, работающих под давлением).

В 2013 году на утверждение в Приволжское управление Ростехнадзора организациями, эксплуатирующими ОПО и технические устройства, было представлено 1262 заключения экспертизы промышленной безопасности. В результате рассмотрения утверждено 1213 заключений экспертизы, в утверждении 49 заключений было отказано.

В 2013 году аттестацию в области промышленной безопасности прошли 2405 руководителей и специалистов организаций.

За 2013 год организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, Приволжским управлением Ростехнадзора предоставлено 22 лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности), 33 лицензии переоформлены, выдан 1 дубликат лицензии.

Общее количество организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и подлежащих лицензированию, – 2, обе имеют лицензии.

Осуществляют деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности, и подлежат регистрации 4 организации.

Всего на территории Чувашской Республики 12 радиационно опасных объектов, из них 8 эксплуатируют закрытые радиационные источники, 1 – открытые радиационные источники и 3 пункта хранения радиоактивных веществ.

Наиболее потенциально опасными радиационными объектами являются 2 организации (бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и открытое акционерное общество «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева»).

Возможность выполнения требований радиационной безопасности для организации бюджетной сферы в значительной степени зависит от финансирования. В бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики мероприятия по обеспечению радиационной безопасности (профилактическое обслуживание гамма-аппаратов, замена просроченных источников, поверка дозиметрических приборов) проводятся в полном объеме.

В открытом акционерном обществе «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» в отчетном периоде состояние радиационной безопасности также признано удовлетворительным.

Все организации осуществляют соответствующую деятельность на основании разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или регистрации в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

За 2013 год в организациях образовалось и передано на захоронение 46 отработавших назначенный срок службы закрытых радиационных источников.

Во всех организациях приняты и согласованы в установленном порядке контрольные уровни годовой накопленной дозы, которые значительно ниже предельно допустимых и составляют порядка 5–15 мЗв/год.

Общее состояние радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии в Чувашской Республике удовлетворительное.

За отчетный период Волжским МТУ по надзору за ЯРБ плановые проверки не проводились.

Проведено 5 внеплановых проверок в организациях, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников.


Информация по документу
Читайте также