Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.07.2016 № 280

 

          13.07.2016             280                                                  13.07.2016            280   

 

                 Шупашкар хули                                                                  г. Чебоксары

 

 

О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году»

 

 

Кабинет Министров Чувашской Республики   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году».

2. Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда, органами местного самоуправления в Чувашской Республике, профсоюзными организациями по выполнению приоритетных задач по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике.

3. Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики совместно с Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики обеспечить публикацию в средствах массовой информации основных положений государственного доклада.

4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2015 г. № 244 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.

 

 

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики                                                                         И.Моторин

 

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 13.07.2016   № 280

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

«О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2015 ГОДУ»

 

 

Чебоксары, 2016

 

 

Содержание

 

Введение

           

3

 

 

 

Раздел I.

Охрана труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике..............................................................................................

8

 

 

 

Раздел II.

Государственное управление охраной труда.................................

13

 

 

 

Раздел III.

Государственный надзор и контроль в области охраны  труда.

17

 

 

 

Раздел IV.

Муниципальное управление охраной труда...................................

25

 

 

 

Раздел V.

Производственный травматизм..........................................................

30

 

 

 

Раздел VI.

Условия труда........................................................................................

45

 

 

 

Раздел VII.

Профессиональная заболеваемость и инвалидность…………..

55

 

 

 

Раздел VIII.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и  охраны труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работников, реабилитация пострадавших на производстве...............................

60

 

 

 

Раздел IX.

Специальная оценка условий труда в Чувашской Республике..

68

 

 

 

Раздел X.

Обучение по охране труда..................................................................

72

 

 

 

Раздел XI.

Информационное обеспечение охраны труда................................

75

 

 

 

Раздел XII.

Задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2016 году.......................................................................

80


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году» (далее государственный доклад) подготовлен Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее также Минтруд Чувашии) на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике Чувашии (далее Чувашстат), Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (далее Гострудинспекция в Чувашской Республике), Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Чувашии (далее ГУ РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Чувашии), а также результатов работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда, объединений работодателей и профессиональных союзов Чувашской Республики. В государственном докладе представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, системе государственного управления охраной труда, проанализированы деятельность в сфере государственного надзора и контроля за выполнением требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, результаты работы по специальной оценке условий труда, определены перспективные направления работы в 2016 году.

Настоящий государственный доклад состоит из двенадцати разделов.

Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике. В 2014 году подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2014–2016 годы (далее Республиканское соглашение о социальном партнерстве). В истекшем году проведено пять заседаний Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которых рассмотрено тринадцать вопросов.

С 2015 года на базе Союза «Торгово-промышленная палата Чувашской Республики» (далее – ТПП Чувашской Республики) функционирует Ресурсный центр по вопросам охраны труда для работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы, который создан по итогам республиканского конкурса социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций, проведенного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2014 г. № 198 «О республиканском конкурсе социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций».

В разделе II проанализировано развитие государственной системы управления охраной труда в 2015 году: автоматизация системы мониторинга условий и охраны труда, внедрение и совершенствование новых подходов на основе информационных технологий и оценки профессиональных рисков. В отчетный период продолжилась деятельность Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, активно работали объединения работодателей и профсоюзов.

Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2015 году проводились в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и подпрограммой «Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362 (далее подпрограмма).

На выполнение мероприятий подпрограммы в 2015 году привлечено 491590,43 тыс. рублей (93,3% от запланированного объема финансирования на 2015 год).

Основной объем затрат (98,6%) составляют внебюджетные средства – 484930,3 тыс. рублей, из них наибольший объем средств израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, на возмещение вреда пострадавшим на производстве в сумме 450468,3 тыс. рублей и организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих в сумме 34306,6 тыс. рублей.

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия подпрограммы израсходовано 2968,4 тыс. рублей (98,1% от запланированного объема финансирования на 2015 год).

Из местных бюджетов израсходовано 3691,73 тыс. рублей, из них наибольший объем – на мероприятия по профилактике заболеваемости, оздоровлению и реабилитации работающих (проведение физкультурно-спортивных мероприятий (спартакиад, соревнований), реабилитации пострадавших на производстве, периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, стационарное лечение больных профессиональными заболеваниями с целью профилактики инвалидности) – 2438,7 тыс. рублей и мероприятия организационно-техническо­го обеспечения охраны труда и здоровья работающих – 545,3 тыс. рублей.

Основные мероприятия подпрограммы, запланированные на 2015 год, выполнены.

Раздел III содержит информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осу­ществлять надзорные и контрольные функции в области охраны труда. В 2015 году проведено 904 различные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2014 г. 846), в том числе государственными инспекторами по охране труда – 326 проверок соблюдения законодательства об охране труда (в 2014 г. 277). В ходе всех видов проверок выявлено 4184 нарушения трудового законодательства (в 2014 г. 3746), из них 2460 (59%) – в субъектах малого предпринимательства, 2451 (59%) связано с охраной труда. Из общего количества нарушений в установленные сроки устранено 3768 (90%) нарушений.

За нарушения законодательства о труде и об охране труда в 2015 году на 1601 должностное лицо организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложены административные штрафы на общую сумму 27 237,0 тыс. рублей.

В разделе IV проанализировано состояние муниципального управления охраной труда. Законом Чувашской Республики от 2 мая 2013 г. № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органам местного самоуправления с 1 июля 2013 г. переданы отдельные государственные полномочия Чувашской Республики в сфере трудовых отношений, в том числе в области охраны труда. В прошедшем году продолжена работа по созданию служб охраны труда в организациях на территориях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. В результате такой работы в Чувашской Республике на 31 декабря 2015 г. 89% организаций с численностью работающих более 50 человек укомплектованы специалистами по охране труда.

В муниципальных районах республики созданы 219 советов по охране труда сельских (городских) поселений, которые провели 152 заседания.

Во всех муниципальных районах и городских округах в рамках месячника по охране труда, посвященного Всемирному дню охраны труда, проводились семинары, совещания, круглые столы, выставки средств индивидуальной защиты и смотры-конкурсы по охране труда.

В разделе V отражено состояние производственного травматизма в Чувашской Республике. В 2015 году по сравнению с 2014 годом на фоне снижения общего уровня производственного травматизма на 17,8% и снижения производственного травматизма с тяжелыми последствиями в 1,1 раза наблюдается рост производственного травматизма со смертельным исходом в 1,1 раза. Коэффициент производственного травматизма в республике (число пострадавших со смертельным, тяжелым исходом и групповых случаев в расчете на 1000 работающих) на 1 января 2016 г. составил 0,54. Уровень производственного травматизма в Чувашской Республике остается одним из самых низких в Приволжском федеральном округе.

В разделе VI характеризуются условия труда. По данным Чувашстата, в Чувашской Республике численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на конец 2015 года составила 37,6 тыс. человек, или 38,2% от численности работников обследованных организаций, из них 25,8 тыс. мужчин (68,8% от всех занятых в таких условиях) и 11,7 тыс. женщин (31,2%). На тяжелых работах в 2015 году в республике были заняты 15,2 тыс. работников, или 15,4% от всех занятых в организациях обследованных видов экономической деятельности, среди них 28,8% – женщины.

В разделе VII анализируется состояние профессиональной заболеваемости и инвалидности в республике. По итогам 2015 года отмечено снижение количества случаев профессиональных заболеваний, которые были установлены у 26 работников (в 2014 г. – у 31 работника). Показатель первичной профессиональной заболеваемости в 2015 году в расчете на 10 тыс. работающих составил 0,69 (в 2014 г. 0,81). Показатель первичной профессиональной заболеваемости за 5 лет в республике снизился в абсолютных и относительных цифрах в 2,6 раза. I группа инвалидности установлена 1 человеку (в 2014 г. инвалидность не устанавливалась), II группа – 3 работникам (в 2014 г. 9), III группа 10 работникам (в 2014 г. 31).

В разделе VIII представлена информация о затратах на мероприятия по охране труда, скидках и надбавках к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о затратах на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями или профессиональными заболеваниями, а также о реабилитации пострадавших на производстве. В 2015 году в Чувашской Республике финансовое обеспечение охраны труда в организациях на одного работающего возросло на 7,9%. На мероприятия по охране труда в 2015 году израсходовано 1263,3 млн. рублей, или 105,6% по отношению к 2014 году. В среднем за год на охрану труда одного работника было потрачено 7105,1 рубля. ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний финансируются предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Количество страхователей, получивших разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер, составило 416, что на 204 страхователя больше, чем в 2014 году. В 2015 году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлены средства страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 32929,9 тыс. рублей. На выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в 2015 году за 17659 дней нетрудоспособности было израсходовано 7814,1 тыс. рублей (в 2014 г. 7994,4 тыс. рублей за 18846 дней нетрудоспособности). Средний размер дневного пособия составил 442 рубля.

В разделе IX характеризуется развитие системы специальной оценки условий труда. С 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в республике началась работа по внедрению и развитию системы специальной оценки условий труда. За 2015 год в 1626 организациях проведена специальная оценка условий труда, из них 21% организаций относится к виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля», 15,7% «обрабатывающие производства», 12,8% «образование», 12,3% «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», 9,4% «строительство». Специальной оценкой условий труда охвачено 55,6 тыс. рабочих мест.

В разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наибольшее количество организаций, охваченных специальной оценкой условий труда, располагаются в гг. Чебоксары, Новочебоксарске, Чебоксарском, Канашском, Ядринском, Урмарском, Яльчикском районах, в остальных городах и районах республики – по одному проценту и менее.

В 2015 году работодатели имели право на проведение специальной оценки условий труда за счет средств страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2015 году для этих целей ГУ РО Фондом социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Чувашии на проведение специальной оценки условий труда 10,6 тыс. рабочих мест было направлено 6945,9 тыс. рублей.

В разделе X проанализировано состояние обучения в области охраны труда. В республике в 2015 году обучением охране труда было охвачено 9,3 тыс. человек (в 2014 г. 9,5 тыс. человек), из них 3,1 тыс. человек (33,5%) работники субъектов малого предпринимательства (в 2014 г. 2167).

Из общего числа обученных в 2015 году было обучено 2256 (24%) руководителей организаций и 707 (7,5%) специалистов по охране труда.

За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2015 году обучены 170 руководителей и специалистов бюджетных организаций здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

Раздел XI посвящен деятельности по информационному обеспечению  охраны труда. В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны тру­да на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно- те­­лекомму­никационной сети «Интернет» создан специализированный сайт www.ot.cap.ru «Охрана труда в Чувашской Республике», на котором размещаются методические материалы, информация о состоянии условий и охраны труда в организациях, о значимых событиях в области охраны труда, регулярно обновляется новостная рубрика.

В рамках информационной работы в 2015 году проводились семинары-со­вещания, месячники, смотры-конкурсы по охране труда, выставки современных средств защиты работающих. Стал уже традиционным республиканский месячник по охране труда (с 1 по 30 апреля), посвященный Всемирному дню охраны труда, в рамках которого проведено 369 мероприятий.

В разделе XII обозначены основные задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2016 году.


Раздел I

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

В соответствии со статьей 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства в республике действует более 20 лет и основывается на нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном партнерстве», Указе Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. № 86 «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Система социального партнерства позволяет эффективно решать многие социальные вопросы в республике, такие как рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение условий и охраны труда, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, строительство социальных объектов, развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

30 апреля 2014 г. подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве. В истекшем году проведено пять заседаний Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которых рассмотрено тринадцать вопросов.

Ежеквартально проводится заседание Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики. В течение 2015 года состоялись выездные заседания в гг. Новочебоксарске и Ядрине, в Чебоксарском районе, где были рассмотрены итоги комплексных проверок соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и безопасности на предприятиях; обсуждались вопросы состояния санитарно-ги­гиенических условий труда и профессиональной заболеваемости, финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, пожарной безопасности.

Реализуемые в настоящее время соглашения и коллективные договоры позволяют обеспечить учет интересов сторон при выработке и проведении политики в сфере труда и занятости населения, повысить мотивацию работников к эффективному труду, являются реальным инструментом повышения качества жизни населения. В результате такой совместной работы в республике начиная с 2000 года коллективных трудовых споров и забастовок не зарегистрировано. Тесное сотрудничество сторон социального партнерства позволило добиться положительных результатов в реализации государственной социальной политики республики.

В рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей», осуществляемого Гоструд­инспекцией в Чувашской Республике при участии Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее Чувашрессовпроф) и ТПП Чувашской Республики, Гострудинспекцией в Чувашской Республике ведется реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников (далее – Реестр). В настоящее время в Реестр внесены 23 организации Чувашской Республики, получившие сертификат доверия работодателю. Реализация данного проекта будет продолжена в текущем году.

В г. Чебоксары 24 апреля 2015 г. состоялся третий ежегодный семинар по те­ме «Безопасность и охрана труда», организаторами которого выступили Центр охраны труда ТПП Чувашской Республики, ЗАО «Восток – Сервис – Чебоксары». В работе семинара приняли участие представители Гострудинспекции в Чувашской Республике, ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Чувашии, Центра охраны труда и испы­та­тельной лаборатории ТПП Чувашской Республики, руководители, специ­алисты предприятий и предприниматели (более 60 человек), а также пред­ставители компаний производителей средств индивидуальной защиты.

С 2015 года на базе ТПП Чувашской Республики функционирует Ресурсный центр по вопросам охраны труда для работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы (далее – РЦ по ОТ). РЦ по ОТ создан по итогам республиканского конкурса социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций, проведенного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2014 г. № 198 «О республиканском конкурсе социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций».

Основными целями деятельности РЦ по ОТ являются:

поддержка политики государства и усилий общества в решении глобальной задачи сохранении жизни и здоровья работающего человека;

пропаганда вопросов охраны труда в субъектах малого предпринимательства и организациях бюджетной сферы;

повышение уровня и качества знаний населения по вопросам безо­пасности и охраны труда, формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения республики;

привлечение интереса работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы к вопросам охраны труда, обеспечение правовой и социальной грамотности;

привлечение внимания работающего населения к проблемам состояния условий, охраны труда и здоровья работающих.

В течение 2015 года при реализации данного проекта на территории Чувашской Республики были проведены:

три семинара на тему «Актуальные вопросы охраны труда для работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы» в  гг. Чебоксары, Новочебоксарске, Канаше с общим количеством участников   213 человек;

проведены 102 консультации работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы;

подготовлены и выданы на семинарах работникам субъектов малого пред­принимательства и организаций бюджетной сферы 100 CD-дисков с нормативно-справочной информацией для информирования населения по вопросам охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья работников и профилактики производственного травматизма.

Чувашрессовпроф рассматривает защиту трудовых прав, охрану труда в качестве приоритетных направлений своей деятельности, осуществляет общественный контроль за соблюдением работода­телями требований законодательных актов по охране труда, коллективных договоров и соглашений через институт уполномоченных по охране труда профсоюзов, техническую инспекцию труда и внештатных инспекторов по охране труда.

Общественный контроль в Чувашрессовпрофе осуществляют 3 штатных и 47 внештатных технических инспекторов труда, также действуют 2407 уполномоченных лиц по охране труда. В целях активизации их работы в республике, отраслях и организациях с 2000 года проводится конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Чувашрессовпрофа» в производ­ственной и непроизводственной сферах. Призеры конкурса награждаются в ходе работы республиканской научно-практической конференции «Здоровье и безопасность работающих».

В течение года Чувашрессовпрофом проведено 52 семинара обучающего характера по различным темам охраны труда для руководителей, лиц, ответственных за организацию работы по охране труда (службы охраны труда), членов комиссий (комитетов) по охране труда, председателей первичных профсоюзных организаций, внештатных технических инспекторов труда, упол­но­мо­ченных лиц по охране труда. В августе 2015 года заведующий отделом охраны труда Чувашрессовпрофа, главные технические инспектора труда респу­бли­канских организаций профсоюзов работников образования и здраво­ох­ранения приняли участие в II Чувашском республиканском съезде специа­листов по охране труда.

Ежемесячно до республиканских организаций профсоюзов доводится информация о состоянии травматизма в республике. На постоянном контроле технической инспекции находится вопрос об участии представителей Чувашрессовпрофа в расследовании несчастных случаев на производстве. Ежегодно на заседании Президиума Чувашрессовпрофа утверждается состав представителей территориального объединения организаций профсоюзов для работы в комиссиях по расследованию несчастных случаев.

Продолжается сотрудничество Чувашрессовпрофа с Гострудинспекцией в Чувашской Республике и прокуратурой Чувашской Республики. За прошедший год технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа обследованы 54 организации и предприятия на соответствие требованиям безопасности труда. Из них  4 проверки совместно с Гострудинспекцией в Чувашской Республике, 32 проверки с прокуратурой Чувашской Республики, 18 с представителями рескомов профсоюзов. По окончании обследований в присутствии руководителей, председателей первичных профсоюзных организаций, уполномоченных лиц, членов комиссий, специалистов по охране труда подводились итоги проверок, ставились задачи по созданию безопасных условий труда работников и осуществлению общественного контроля. Результаты проверок обсуждались также на выездных расширенных заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики.

За отчетный период на заседаниях Президиума Чувашрессовпрофа рассмотрены вопросы:

об итогах работы уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда за 2014 год;

о представителях территориальных органов профсоюзов в комиссиях для расследования несчастных случаев на производстве (смертельных, групповых, тяжелых);

о состоянии условий и охраны труда в организациях, состоящих на проф­обслуживании Чувашской республиканской организации Российского профсоюза работников культуры;

о состоянии условий и охраны труда в организациях, состоящих на проф­обслуживании Чувашской республиканской организации Профсоюза работников связи России.

Чувашрессовпроф участвовал в реализации подпрограммы. Минтруд Чувашии проводит мониторинг условий и охраны труда, позволяющий профсоюзным органам получать оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда.

В 2015 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 г. № 265-р в рамках ежегодного всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» было рассмотрено 12 заявок по пяти номинациям. Конкурсная комиссия регионального этапа конкурса определила следующих победителей в номинациях:

«За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы» – общество с ограниченной ответственностью «Хевел»;

«За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы» и «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы» – автономное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарская городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;

«За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы» – публичное акционерное общество «Завод «Электроприбор», г. Алатырь.

1 июня 2015 г. состоялось итоговое заседание комиссии по проведению республиканского конкурса социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций, на котором были определены победители конкурса в 2015 году.

Из четырех представленных социальных проектов комиссия по проведению республиканского конкурса социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций отобрала три:

«Обучение по охране труда» – негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ассоциация информационных работников» (срок реализации – 2015 год);

«Создание Ресурсного центра по вопросам охраны труда для работников субъектов малого предпринимательства и организаций бюджетной сферы» ТПП Чувашской Республики (срок реализации – 2016 год);

«Проведение специальной оценки условий труда в учреждениях культуры Чувашской Республики» Чувашрессовпроф (срок реализации – 2015 год).

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2015 году на реализацию указанных проектов направлено 295 674,10 рубля, а реализация данных проектов в 2015 году позволила привлечь на развитие охраны труда в Чувашской Республике из внебюджетных источников дополнительно около 100 тыс. рублей.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 июля 2014 г. № 433-р утвержден План мероприятий по реализации Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2014–2016 годы.

Приоритетными направлениями развития социального партнерства на 2016 год являются:

реализация соглашений о взаимодействии с органами контроля и надзора в области охраны труда;

реализация мероприятий подпрограммы;

оказание методической помощи профсоюзным организациям по вопросам обучения работников и специалистов требованиям охраны труда и пожарной безопасности, организации работы службы охраны труда, проведения специальной оценки условий труда;

активизация работы органов местного самоуправления в области улучшения условий и охраны труда;

продолжение работы по совершенствованию системы управления охраной труда в Чувашской Республике.

 


Раздел II

ГОСУДАРСТВЕННОе УПРАВЛЕНИе ОХРАНОЙ ТРУДА

 

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики обеспечивается согласованными действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

С целью улучшения условий и охраны труда работников организаций, расположенных на территории Чувашской Республики, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. № 554 внесены изменения в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362, в частности, указанная программа была дополнена подпрограммой «Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике». Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2661191,6 тыс. рублей.

Во исполнение Указа Главы Чувашской Республики от 30 сентября 2015 г. № 134 «О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики» и в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 г. № 40 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 г. № 483 внесены изменения в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362, в части уточнения объема финансирования мероприятий подпрограммы: на выполнение мероприятий на 2015 год из средств республиканского бюджета Чувашской Республики было выделено 3024 тыс. рублей.

Всего на выполнение мероприятий подпрограммы в 2015 году привлечено 491590,43 тыс. рублей (93,3% от запланированного объема финансирования на 2015 год).

Основной объем затрат (98,6%) составляют внебюджетные средства 484930,3 тыс. рублей. Наибольший объем средств израсходован на реабилитацию пострадавших на производстве и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих (450468,3 тыс. рублей) и мероприятия организационно-техни­ческого обеспечения охраны труда и здоровья работающих (34306,6 тыс. рублей).

Из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия подпрограммы израсходовано 2968,4 тыс. рублей (98,1% от запланированного объема финансирования из средств республиканского бюджета Чувашской Республики).

Из местных бюджетов израсходовано 3691,73 тыс. рублей. Наибольший объем затрат израсходован на мероприятия по профилактике заболеваемости, оздоровлению и реабилитации работающих (проведение физкультурно-спортив­ных мероприятий (спартакиад, соревнований), реабилитации пострадавших на производстве, периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, стационарное лечение больных профессиональными заболеваниями с целью профилактики инвалидности) – 2438,7, тыс. рублей и мероприятия организационно-технического обеспечения охраны труда и здоровья работающих –  545,3 тыс. рублей.

Основные мероприятия подпрограммы, запланированные на 2015 год, выполнены.

Всего в рамках правового обеспечения охраны труда в прошедшем году приняты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2015 г. № 103 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы», от  26 июня 2015 г. № 244 «О государственном докладе «О состоянии условий охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году», от 6 июля 2015 г. № 246 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы», от 8 июля 2015 г. № 247 «О распределении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, в 2015 году», от 24 декабря 2015 г. № 483 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2011 г. № 362».

 В целях обеспечения взаимодействия и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление надзора и контроля в области охраны труда, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в области охраны труда создана и действует Межведомственная комиссия по охране труда Чувашской Республики, которая по итогам комплексных проверок проводит выездные расширенные заседания. Решения комиссии направлены на улучшение условий и охраны труда в организациях республики.

В 2015 году проведено 3 расширенных выездных заседания Межведомственной комиссии по охране труда Чувашской Республики, на которых рассмотрено 10 вопросов и принят ряд решений, в том числе: «Об основных итогах работы в области улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году и задачах на 2015 год», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпиде­миологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Ядринского района Чувашской Республики», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Чебоксарского района Чувашской Республики», «О финансовом обеспечении в 2015 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О соблюдении требований санитарного законодательства по условиям труда и охраны окружающей среды в организациях по обработке вторичного сырья (лома цветных и черного металлов, отходов производства и потребления I–IV классов опасности, утильсырья)», «Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, охране труда, санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях  г. Новочебоксарска Чувашской Республики», «Об основных направлениях государственной политики в области охраны труда в Чувашской Республике» и др.

В целях привлечения внимания работодателей и работников к вопросам охраны труда, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, пропаганды положительного опыта по улучшению условий и охраны труда с 1 по 30 апреля 2015 г. был проведен Республиканский месячник по охране труда, посвященный Всемирному дню охраны труда. В ходе месячника в районах и городах республики было проведено 369 мероприятий, среди которых следует отметить республиканскую научно-практическую конференцию «Здоровье и безопасность работающих 2015», республиканскую выставку современной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, «День безопасности» в г. Чебоксары, региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший специалист по охране труда Чувашской Республики 2015 года», республиканский смотр-конкурс по охране труда среди организаций Чувашской Республики, республиканский смотр-конкурс по охране труда среди муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, два республиканских семинара-совещания по охране труда, в том числе для руководителей и специалистов организаций и для специалистов администраций муниципальных районов и городских округов, республиканский конкурс на лучшее и систематическое освещение в электронных и печатных средствах массовой информации (далее – СМИ) вопросов охраны труда, республиканский конкурс социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций и др.

Совместно с Чувашской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в 2015 году организован и проведен IV республиканский форум трудовой молодежи учреждений здравоохранения Чувашии «Профсоюз, молодежь и труд к победе ведут!», II Чу­вашский республиканский съезд специалистов по охране труда.

В 2015 году выпущен сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Здоровье и безопасность работающих 2015», приуроченной к Всемирному дню охраны труда, изданы два номера информационно-аналитического вестника «Охрана труда в Чувашской Республике»: № 2 (49), в котором опубликована актуальная информация о работе в области улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике, № 1 (50), в котором опубликован государственный доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2014 году», утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2015 г. № 244.

Заметно активизировалась работа по улучшению условий и охраны труда на муниципальном уровне. Во всех администрациях муниципальных районов и городских округов работают специалисты по вопросам трудовых отношений, созданы координационные советы по охране труда, приняты муниципальные подпрограммы по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих (подробнее в разделе IV «Муниципальное управление охраной труда»).

В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны труда на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуни­кационной сети «Интернет» функционирует специализированный сайт www.ot.cap.ru «Охрана труда в Чувашской Республике».

Таким образом, в республике создана трехуровневая система управления охраной труда, которая позволяет мониторирировать ситуацию, комплексно и эффективно решать проблемы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих (схема).

 

 

 


Раздел III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики осуществляется Гострудинспекцией в Чувашской Республике, государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике Чувашии (далее Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике Чувашии), Межрегиональное управление № 29 Федерального медико-биологического агентства (далее Межрегиональное управление № 29 ФМБА России), территориальный отдел Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Приволжское управление Ростехнадзора), Верхневолжский отдел инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Волжское МТУ по надзору за ЯРБ).

В 2015 году Гострудинспекцией в Чувашской Республике проведены плановые проверки соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда в организациях. Всего проведено 904 различные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2014 г. 846), в том числе государственными инспекторами по охране труда 326 проверок соблюдения законодательства об охране труда (в 2014 г. 277). Доля обследованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в общем числе зарегистрированных на территории Чувашской Республики хозяйствующих субъектов составила 1,5%. Структура основных видов экономической деятельности, в которых выявлены нарушения, представлена на диаграмме 3.1.

В ходе всех видов проверок в течение 2015 года выявлено 4184 нарушения трудового законодательства (в 2014 г. 3746), из них 2460 (59%) в субъектах малого предпринимательства, 2451 (59%) связано с охраной труда. Из общего количества нарушений в установленные сроки устранено 3768 (90%) нарушений. Структура нарушений, выявленных в ходе проверок государственными инспекторами труда в организациях, представлена в табл. 3.1.

Больше всего нарушений выявлено на предприятиях и в организациях обрабатывающих производств 757, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов 362, сельского хозяйства 323, строительства 321, организациях, выполняющих операции с недвижимым имуществом, организациях аренды и предоставления услуг 150, организациях здравоохранения 123. На устранение выявленных нарушений работодателям предъявлено 908 предписаний, в том числе государственными инспекторами по охране труда 355. Из общего числа выданных предписаний 817 (90%) исполнено в установленные сроки, в том числе 327 по охране труда.

 

Диаграмма 3.1

 

Структура основных видов экономической деятельности,

в которых выявлены нарушения в 2015 году

 

 

Количество организаций / 

их доля в общем количестве

Обрабатывающие производства

757 / 30,9%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

362 / 14,8%

Сельское и лесное хозяйство

323 / 13,2%

Строительство

321 / 13,1%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг организациям

150 / 6,1%

 

Здравоохранение и предоставление услуг социального характера

123 / 5,0%

Образование

99 / 4,0%

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды

85 / 3,5%

Транспорт и связь

84 / 3,4%

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

76 / 3,1%

Гостиницы и рестораны

41 / 1,7%

Финансовая деятельность

25 / 1,0%

Государственное управление, обеспечение военной безопасности и т.д.

5 / 0,2%

 


Таблица 3.1

 

Структура нарушений, выявленных в ходе проверок

государственными инспекторами труда в организациях за 2014–2015 годы

 

 

2014 г.

2015 г.

Общее количество выявленных в ходе проведения проверок правонарушений, всего

3746

4184

            в том числе:

в субъектах малого предпринимательства

 

 

2327

 

2460

Нарушений трудового законодательства:

не связанных с охраной труда

 

1458

 

1733

связанных с охраной труда

 

2288

2451

Прочих нарушений:

 

 

 

коллективных договоров и соглашений

23

11

трудового договора

750

529

рабочего времени и времени отдыха

87

67

оплаты труда

449

624

гарантий и компенсаций

36

106

дисциплины труда и трудового распорядка

36

37

материальной ответственности сторон трудового договора

109

102

регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

4

3

целевого использования средств на мероприятия по охране труда

58

26

проведения медицинских осмотров работников

55

70

обучения и инструктирования работников по охране труда

827

507

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты

440

350

проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)

45

68

соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

59

10

по иным вопросам

722

1674

 

За нарушения законодательства о труде и об охране труда в 2015 году на 1601 должностное лицо организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложены административные штрафы на общую сумму 27 237,0 тыс. рублей.

Наиболее распространенные нарушения, выявленные в ходе проверок:

нарушения норм трудового законодательства, регулирующих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

нарушения, связанные с вопросами рабочего времени и времени отдыха;

нарушения, связанные с вопросами оплаты труда;

несвоевременность выплаты пособия по беременности и родам, единовременного денежного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Государственными инспекторами по охране труда в 2015 году расследовано 66 несчастных случаев (в 2014 г. – 87). Из общего количества расследованных несчастных случаев 2 групповых (в 2014 г. 0), 33 с тяжелым исходом (в 2014 г. 47), 31 со смертельным исходом (в 2014 г. 37).

Гострудинспекцией в Чувашской Республике направлено:

в суды 141 протокол для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в административных правонарушениях;

в органы прокуратуры 69 материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства (в том числе 59 материалов в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в связи с несчастными случаями на производстве) и 10 материалов за нарушения норм по оплате труда.

В связи с несчастными случаями на производстве возбуждено 15 уголовных дел по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По данным Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Чувашии, в 2015 году из 1670 (в 2014 г. 1671) предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства (далее промышленные предприятия) в Чувашской Республике в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологический надзора исследование воздуха рабочей зоны проведено на 91 (5,45%) предприятии (в 2014 г. 120 (7,35%). Состояние воздуха рабочей зоны по содержанию химических вредных веществ, по лабораторным данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республи­ке – Чу­вашии», в 2015 году улучшилось на промышленных предприятиях республики в сравнении с 2014 годом.

В 2015 году Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике Чувашии проведены мероприятия по контролю обеспечения санэпидблагополучия на 152 (в 2014 г. 236) промышленных предприятиях, из них на 30 – внеплановые (в 2014 г. 67). Основные выявленные нарушения: не проводится профилактический медицинский осмотр, не выполняется в полном объеме программа производственного контроля, неудовлетворительное содержание производственных помещений, не обеспечен полный комплект санитарно-бытовых помещений. За выявленные нарушения обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации на промышленных предприятиях в 2015 году вынесено 267 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 1150,3 тыс. рублей, из них 73 – о наказании юридических лиц, и 1 постановление о предупреждении. В 2015 году составлено 35 санитарно-гигиенических характеристик условий труда (в 2014 г. 114).

В 2015 году Межрегиональным управлением № 29 ФМБА России проведены мероприятия по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпи­демиологического благополучия на 4 промышленных предприятиях (в 2014 г. на 3) г. Новочебоксарска, включенных в перечень организаций, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р. Всего в 2015 году проведено 8 проверок соблюдения обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации, из них 6 внеплановых (в 2014 г. 6 внеплановых проверок). За выявленные на промышленных предприятиях нарушения вынесено 23 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 90 тыс. рублей, из них 6 – о наказании юридических лиц (на сумму 70,0 тыс. рублей), и 1 постановление о предупреждении. В 2015 году составлено 9 санитарно-гигиенических характеристик условий труда (в 2014 г. 14, 2013 г. 15).

Основное внимание при осуществлении надзорной деятельности Приволжским управлением Ростехнадзора уделялось вопросам профилактики производственного травматизма и аварийности при эксплуатации поднадзорных производств и ведении работ, реализации федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», «Об электроэнергетике» и др.

В 2015 году на поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора опасных производственных объектах и объектах энергетики, подлежащих учету, несчастных случаев на производстве, в том числе групповых, со смертельным исходом, не зарегистрировано.

На Чебоксарской ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» публичного акционерного общества «Т Плюс» произошла одна авария, несчастных случаев не зарегистрировано.

В области энергобезопасности за отчетный период проведено 863 проверки поднадзорных предприятий, при этом выявлено 2970 нарушений обязательных требований нормативных документов. Общее количество административных наказаний по итогам проверок и профилактической работы составило 687, из них 69 юридических лиц; наложено штрафов на сумму 2447 тыс. рублей.

Согласно актам обследований состояние энергоустановок в основном удовлетворительное и соответствует требованиям ПУЭ, ПТЭЭП и Межотраслевым правилам по охране труда, ПТЭ ЭСС РФ и ПТЭ ТУ, но эксплуатация их производится с частичными нарушениями действующих правил.

Основными нарушениями, связанными с безопасной эксплуатацией электроустановок и тепловых установок, являются:

недоукомплектованность небольших предприятий и организаций квалифицированным электротехническим персоналом и несоблюдение требований к повышению квалификации персонала;

несвоевременное проведение планово-предупредительных ремонтов;

отсутствие эксплуатационной и технической документации.

В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проверены 204 организации. В ходе данных проверок при выявлении нарушений установленных требований применены меры по привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 916 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, привлечены к административной ответственности 5 должностных лиц за несоблюдение требований к оснащенности нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Для прохождения аттестации и проверки знаний территориальной аттестационной комиссией допущено 3962 специалиста энергетического направления, из них прошли проверку знаний 3344 специалиста, не прошли 618. Информация о специалистах, которые не смогли пройти аттестацию два и более раза, отправлена руководителям 18 организаций, в том числе с требованием об отстранении от работы на действующих электроустановках – 7.

В целях своевременной подготовки к работе в июле августе 2015 года проведены проверки хода подготовки к отопительному периоду 50 энергоснабжающих организаций. Инспекторами выявлено 251 нарушение требований норм и правил. Составлены протоколы об административных нарушениях в отношении 3 юридических и 15 должностных лиц.

 В период с 1 сентября по 16 октября 2015 г. проведены проверки готовности к отопительному периоду 48 энергоснабжающих организаций, в том числе филиалов публичного акционерного общества «МРСК Волги» – «Чувашэнерго», публичного акционерного общества «Т Плюс» – «Марий Эл и Чувашии», публичного акционерного общества «РусГидро» – «Чебоксарская ГЭС». В ходе проверок составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены соответствующие постановления в отношении 2 юридических и  11 должностных лиц. По состоянию на 16 октября 2015 г. подписаны акты готовности всех вышеуказанных организаций.

В области промышленной безопасности инспекторским составом за отчетный период проведено 334 обследования поднадзорных предприятий, в том числе 33 по проверке требований технического регламента о безопасности лифтов и сетей газопотребления. При этом выявлено 914 нарушений обязательных требований нормативных документов. Общее количество административных наказаний по итогам проверок и профилактической работы составило 207, включая 6 протоколов об административном приостановлении деятельности, 4 предупреждения и 197 штрафов, из них 17 – на юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила 4341 тыс. рублей.

В ходе контрольно-надзорной деятельности руководителям поднадзорных организаций рекомендовано вести более активную работу по модернизации или замене устаревшего оборудования.

Основными факторами и угрозами, негативно влияющими на состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов и их противоаварийную устойчивость, остаются высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная и инновационная активность в промышленности, сдерживающие развитие промышленных предприятий и повышающие риск аварий на опасных производственных объектах.

Так, изношенность технических устройств (оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С), применяемых на опасных производственных объектах Чувашской Республики, составляет 65%.

В условиях ограниченных инвестиционных и финансовых возможностей приоритетным является проведение комплекса мероприятий по технической диагностике оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации, что позволяет обеспечить его работоспособность в период до замены на новое оборудование и вывести из эксплуатации находящееся в аварийном состоянии оборудование.

За 2015 год технические устройства, отработавшие нормативный срок службы и не прошедшие техническое диагностирование (6 паровых котлов,  4 экономайзера, 4 трубопровода пара, 11 сосудов, работающих под давлением), были выведены предприятиями из эксплуатации.

В течение 2015 года внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ) 1291 заключение. Отказано во внесении в реестр 27 заключений ЭПБ в связи с несоответствием требованиям административного регламента к оформлению заявления.

Для прохождения аттестации и проверки знания требований охраны труда территориальной аттестационной комиссией допущено 1555 руководителей и специалистов, из них аттестовано 1244 специалиста, не аттестовано 311. Информация о специалистах, которые не смогли пройти аттестацию 2 и более раза, для принятия решения отправлена руководителям 10 организаций.

За отчетный период в государственном реестре организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, зарегистрировано 26 предприятий, осуществляющих деятельность без наличия лицензии (не эксплуатируются или находятся на стадии банкротства, ликвидации 18 предприятий), из них 4 сдали документы на предоставление лицензии.

В государственном реестре опасных производственных объектов в течение 2015 года зарегистрировано 46 новых эксплуатирующих организаций и 99 опасных производственных объектов (ОПО). Из них 1 – II класса, 73 – III класса, 25 – IV класса опасности.

На конец 2015 года в государственном реестре опасных производственных объектов числилось 630 организаций, эксплуатирующих 1157 ОПО, расположенных на территории Чувашской Республики. Из них 6 ОПО I класса, 8 ОПО – II класса, 683 ОПО – III класса, 460 ОПО – IV класса опасности.

Волжское МТУ по надзору за ЯРБ осуществляет надзор за двумя организациями, занятыми обращением с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и подлежащими лицензированию, обе имеют лицензии.

Осуществляют деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности, и подлежат регистрации 5 организаций.

Всего на территории Чувашской Республики 13 радиационно опасных объектов, из них 9 эксплуатируют закрытые радиационные источники, 1 открытые радиационные источники и 3 пункта хранения радиоактивных веществ.

Наиболее потенциально опасными радиационными объектами являлись две организации (бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и акционерное общество «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева»).

Общее количество используемых радиационных источников 39 (из них 10 урановых защит).

Возможность выполнения требований радиационной безопасности для организации бюджетной сферы в значительной степени зависит от финансирования. В бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики мероприятия по обеспечению радиационной безопасности (замена просроченных источников, поверка дозиметрических приборов) проводились в полном объеме.

Осуществляется постоянный контроль за обеспечением гарантий возмещения ущерба и вреда от деятельности в области использования атомной энергии третьим лицам (на всех предприятиях имеются договоры страхования, которые своевременно возобновляются).

В акционерном обществе «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» в отчетном периоде состояние радиационной безопасности также признано удовлетворительным.

Все организации осуществляют соответствующую деятельность на основании разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или регистрации в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

За 2015 год выявлен и передан на захоронение один закрытый радиационный источник, отработавший назначенный срок службы.

 На всех предприятиях приняты и согласованы в установленном порядке контрольные уровни годовых накоплений доз, которые значительно ниже предельно допустимых уровней доз и составляют порядка 515 мЗв/год.

Общее состояние радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии в Чувашской Республике удовлетворительное. Аварий или происшествий на предприятиях, работающих с источниками ионизирующего излучения, не зарегистрировано.

За 2015 год Волжским МТУ по надзору за ЯРБ проведены 5 плановых проверок, в ходе которых выявлены нарушения в бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, акционерном обществе «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева». По результатам проверки выданы предписания, составлен протокол об административном правонарушении. Все нарушения были устранены. Внеплановых проверок радиационной безопасности в 2015 году не проводилось.

Значительных нарушений, повлекших выбросы и сбросы радиоактивных веществ, облучение персонала или населения сверх установленных пределов, не выявлено. Тенденции снижения уровня радиационной безопасности не наблюдается.

 Система контроля профессионального облучения включает в себя контроль состояния парка приборов и средств радиационного контроля, соблюдения периодичности поверок приборов радиационного контроля, наличия согласованных контрольных уровней. Проверяются ведение индивидуальных карточек доз облучения и контроль со стороны администрации предприятий (по записям в журналах радиационного контроля и в карточках учета индивидуальных доз).

На предприятиях Чувашской Республики контроль индивидуальных доз осуществляет бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский республиканский радиологический центр» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Волжское МТУ по надзору за ЯРБ осуществляет контроль за своевременностью и достоверностью представляемых данных (по годовым отчетам и радиационно-гигиеническим паспортам).

 


Информация по документу
Читайте также