Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.05.2005 № 129Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.04.2009 г. N 143 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.05.2005 N 129 О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344; от 28.07.2008 г. N 228; от 12.09.2008 г. N 274) В целях создания эффективной системы начального профессионального образования, превращения ее в ресурс социально-экономического развития республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года (далее - Программа). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) 2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики государственным заказчиком Программы. 3. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год". При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) 4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программных мероприятий. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования молодежной политики Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.05.2005 N 129 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2005-2007 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Програм- Республиканская программа действий по мы обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года Основания для разработ- Федеральный закон "О внесении изменений ки в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 1565-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 110-р); Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25); Указ Президента Чувашской Республики от 17 февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2004 г. N 339 "О безвозмездной передаче учреждений начального и среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики" Государственный заказ- Министерство образования и молодежной чик политики Чувашской Республики Основные разработчики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики; Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики; Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики; Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Цели Программы создание эффективной системы начального профессионального образования, превращение ее в ресурс социально-экономического развития республики (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Важнейшие целевые - доля учреждений начального индикаторы и показате- профессионального образования, ли реализующих учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии, 100 процентов; доля преподавателей учреждений начального профессионального образования, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, 100 процентов; доля обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на контрактнодоговорной основе с работодателями, 95 процентов; доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных по полученной профессии, в общей численности выпускников учреждений начального профессионального образования, 80 процентов; снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования, зарегистрированных в качестве безработных граждан, в общей численности выпускников учреждений начального профессионального образования до 2 процентов; доля учреждений начального профессионального образования, интегрированных в систему двухступенчатой подготовки кадров, 37,5 процента; доля автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих государственных образовательных учреждений, в общем числе республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, 76 процентов (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344; от 28.07.2008 г. N 228; от 12.09.2008 г. N 274) Задачи Программы обеспечение равного доступа граждан к получению начального профессионального образования; обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; совершенствование содержания, создание эффективных механизмов управления качеством профессионального образования и развитием инновационного потенциала личности; реструктуризация республиканской сети учреждений начального профессионального образования и повышение ее экономической эффективности разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых типов и видов учреждений (организаций) начального профессионального образования; повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации; обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления своей профессиональной деятельности (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) Сроки и этапы реализа- - 2005-2011 годы: ции Программы 1 этап - 2005-2007 годы; 2 этап - 2008-2011 годы (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) Перечень основных ме- создание динамичной системы сбора роприятий информации о получателях услуг учреждений начального профессионального образования и профессиональной ориентации обучающихся; приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда; разработка механизма обеспечения качества начального профессионального образования, соответствующего международным стандартам; реструктуризация республиканской сети учреждений начального профессионального образования, совершенствование организационной структуры управления; оптимизация расходов учреждений начального профессионального образования Исполнители Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Государственная служба занятости населения Чувашской Республики органы местного самоуправления (по согласованию), учреждения начального профессионального образования (по согласованию) (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Объемы и источники - общая сумма финансирования Программы в финансирования 2005-2011 годах составляет 401746,0 тыс. рублей, в том числе средства: республиканского бюджета Чувашской Республики - 117297,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 284449,0 тыс. рублей (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) Ожидаемые конечные - наличие развитой инновационной результаты реализации образовательной инфраструктуры; Программы позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса; удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования Система организации - контроль за ходом выполнения Программы контроля за исполнени- осуществляет Министерство образования и ем Программы молодежной политики Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2012 года информируют Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий Программы. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики направляет: ежеквартально до 2012 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно к 1 марта до 2012 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования". К 1 марта 2012 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики готовит доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации и представляет его в Кабинет Министров Чувашской Республики. (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344; от 12.09.2008 г. N 274) Введение Республиканская программа действий по обеспечению развития учреждений начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года (далее - Программа) разработана Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики с участием других органов исполнительной власти Чувашской Республики и организаций в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 1565-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 110-р), указами Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25) и от 17 февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере", постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2004 г. N 339 "О безвозмездной передаче учреждений начального и среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики" и от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики". (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.09.2008 г. N 274) При разработке Программы были также учтены нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Чувашской Республики, определяющие стратегическое развитие образования: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р и взаимосвязанная с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. N 61 (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 8 февраля 2005 г. N 13) и Комплексный план реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Данная Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, работодателей по обеспечению эффективного развития учреждений начального профессионального образования (далее - НПО). I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В условиях передачи учреждений НПО в ведение Чувашской Республики особенно актуальными являются проблемы обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах необходимой квалификации, создания системы непрерывного образования. Кроме того, с принятием Концепции инновационного развития Чувашской Республики особое внимание следует обратить на формирование инновационного пространства и сосредоточение ресурсов в учебных заведениях, обеспечивающих современными кадрами приоритетные направления развития республики. Этим и обусловлено создание Программы. При ее разработке учитывались результаты реализации программы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275. Сложившаяся в республике система НПО характеризуется наличием вариативных образовательных программ, обеспечивающих выбор профессий, способствующих самореализации личности и формирующих ее инновационное мышление. Кроме того, функционирование учебных заведений характеризуется рядом показателей, свидетельствующих не только о стабильности их существования, но и о достижении ими позитивных результатов в развитии. Так, по состоянию на 1 января 2005 г. в Чувашской Республике функционируют 26 профессиональных училищ и 3 профессиональных лицея с общим контингентом обучающихся 15916 человек при количестве посадочных мест 15020, то есть коэффициент загрузки составляет 1,06; на 10 тыс. населения Чувашской Республики приходится 123 обучающихся по дневной форме (по Российской Федерации - 108). В соответствии с перечнем профессий НПО обучение ведется по 55 базовым профессиям. Все учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошли процедуры государственной аттестации и аккредитации. Стабильным остается и процент граждан, принимаемых в учреждения НПО. В 2004 году 4197 выпускников основной школы и 3997 выпускников средней школы продолжили обучение в профессиональных училищах и лицеях по программам НПО. Анализ выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий за последние 5 лет показывает, что в профессиональные училища для получения образования данного уровня поступают 17,7 процента выпускников 9-х и 27,7 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ (диаграмма 1). Диаграмма 1 Доля выпускников общеобразовательных школ республики, поступающих в учреждения НПО (в %) ----------------------------------------T---------------------------------------¬ ¦ 9 класс ¦ 11 класс ¦ +---------T---------T---------T---------+---------T---------T---------T---------+ ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ +---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+ ¦ 17,5 ¦ 17,3 ¦ 18,1 ¦ 18,2 ¦ 30,4 ¦ 30,3 ¦ 27,4 ¦ 25,6 ¦ L---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------- Ориентируясь на потребности рынка труда, учреждения НПО увеличили объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специальностями (диаграмма 2). Диаграмма 2 Распределение контингента обучающихся учреждений НПО в разрезе отраслей экономики по состоянию на 1 января 2005 года (%) сфера обслуживания, торговля и общественное питание 23,2% машиностроение 15,0% сельское хозяйство 10,9% легкая промышленность 10,8% транспорт 9,2% строительство 23,5% другие 7,4% Изучается и распространяется опыт совместной работы некоторых училищ со средними и высшими профессиональными учебными заведениями, когда на договорной основе рационально используется материально-техническая база, создаются сквозные планы и программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку кадров. Технологические изменения, революция в информационных и коммуникационных технологиях и вызванный ими быстрый темп социальных изменений привели к росту мобильности труда и капитала. Это вызвало появление новых профессий, связанных с обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники, сервисом в сфере общественного питания и торговли. Параллельно происходит процесс устранения дублирования профилей подготовки кадров в учебных заведениях и их специализации по кластерным группам профессий (диаграмма 3). Диаграмма 3 Динамика отраслевой структуры учреждений НПО (в % к общему числу учреждений) 2001 год 2004 год Машиностроение 12,8% 15,0% Легкая промышленность 10,7% 8,1% Транспорт 16,2% 16,1% Строительство 21,0% 22,9% Сельское хозяйство 8,6% 8,9% Сфера обслуживания, торговля и общественное питание 22,4% 22,3% Прочие отрасли 8,3% 6,7% Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих на 2005-2015 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 8 тыс. человек ежегодно. Сегодня на современном рынке труда наиболее востребованы 33 профессии НПО. Потребность предприятий в них в 2005 году составляет 8055 человек (диаграмма 4). Диаграмма 4 Предполагаемая потребность организаций республики в кадрах и количество выпускников школ, желающих продолжить обучение в системе НПО -----------------------------------T---------T---------T---------T---------T---------T--------- ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. -----------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+--------- Потребность предприятий (по данным отраслевых министерств) 8055 8500 8376 8298 8333 8138 Количество выпускников, желающих получить рабочие профессии 8200 7700 6760 5400 4300 4300 В текущем году, по предварительным расчетам, с учетом имеющейся учебно-материальной базы, кадрового потенциала и в целях сохранения на стабильном уровне доли выпускников школ, получающих рабочие профессии, учреждения НПО смогут принять на учебу 8200 выпускников школ. Начиная с 2006 года демографические процессы окажут серьезное влияние на рынок труда, численность обучающихся в учреждениях НПО может сократиться на 38-40 процентов, что повлечет за собой структурные преобразования в этой системе. В связи с этим резко возрастут требования к информационному обеспечению молодежи и организации соответствующей системы профессиональной ориентации. Некоторым компенсационным механизмом преодоления рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. В 2004 году на основании договоров с гражданами обучено 4426 человек из числа взрослого населения. Однако доля лиц, повысивших свой квалификационный уровень, явно не удовлетворяет потребностей современного производства (диаграмма 5). Диаграмма 5 Численность рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях ВПО, человек -----------------------------------T---------T---------T---------T--------- ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. -----------------------------------+---------+---------+---------+--------- Всего подготовлено рабочих и специалистов в УНПО 13872 12234 11910 12002 Подготовлено взрослого населения на хоздоговорной основе 5603 4355 4338 4426 Выпущено рабочих и специалистов по дневной форме 8269 7879 7572 7576 Ежегодно более 7,5 тыс. человек заканчивает учреждения НПО по дневной форме обучения за счет бюджетных средств. Постепенно происходит сокращение количества выпускников, свободно трудоустраивающихся на работу (в 2001 году - 15,8 про цента от общего количества выпускников, в 2004 году - 8,1 процента). Этом у способствует развитие социального партнерства. В 2004 году доля обучающихся на основании прямых договоров с предприятиями различных форм собственности составила 64,8 процента (диаграмма 6). Диаграмма 6 Динамика занятости выпускников учреждений НПО (в % от общего количества выпускников) -----------------------------T---------T---------T---------T--------- ¦ 2001 г. ¦ 2002 г. ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. -----------------------------+---------+---------+---------+--------- трудоустроены по профессии 15,8 13,4 8,7 8,1 призваны в ряды ВС РФ 14,9 13,7 15,4 14,1 продолжают учебу 15,4 15,5 13,3 13,0 свободное трудоустройство 53,9 87,4 62,6 64,8 Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, для обеспечения тесных связей с работодателями учебные заведения начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и соответствующей подготовки ее к труду в учебные планы профессиональных училищ и лицеев введены специальные курсы "Технология поиска работы" и "Основы малого предпринимательства". По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, удельный вес выпускников 2004 года, зарегистрированных в качестве безработных, составил 3,3 процента. В настоящее время наибольший интерес у молодежи вызывают такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы, кредит, страхование, управление хозяйственной деятельностью, что замедляет процесс обновления рабочей силы в сфере материального производства. В связи с этим в ходе реализации Программы предполагается внедрение модели финансирования, которая будет стимулировать развитие на договорных отношениях подготовки кадров для конкретных предприятий, повышение уровня достигнутой выпускниками квалификации, а главное - содействовать трудоустройству по полученной профессии и успешной адаптации выпускников на производстве. Объективности ради стоит заметить, что данная модель имеет и слабые места: возможен отбор учреждениями НПО наиболее подготовленных абитуриентов и ущемление прав инвалидов, детей из группы риска и других категорий молодежи (при законодательном праве каждого на доступное и бесплатное образование при получении первой рабочей профессии). Однако представляется, что подобные риски являются меньшим злом, чем описанные выше перекосы в подготовке кадров, наносящие значительный социальный и экономический ущерб. Укомплектованность учебных заведений педагогическими кадрами по состоянию на 1 января 2005 г. составляет 73,3 процента от потребностей (в 1998 году - 81,5 процента, в 2002 году - 77 процентов) (диаграмма 7). Особенно низок уровень обеспеченности профессиональных училищ мастерами производственного обучения, который в 2004 году не превышал 70 процентов. Высокой остается текучесть названной категории (10 процентов), а число педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста - 29,6 процента от общего количества работающих. Диаграмма 7 Возрастная структура педагогов, занятых в системе НПО (в %) до 30 лет 14,3% до 40 лет 19,4% до 50 лет 36,7% до 60 лет 21,2% 60 лет и более 8,4% Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений НПО является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности. В то же время для развития кадрового потенциала учреждений НПО в соответствии с современными социально-экономическими условиями создана система повышения квалификации, основанная на реальных потребностях учебных заведений, подготовки и переподготовки преподавателей к работе по современным методикам и технологиям обучения. Ведется целенаправленная подготовка методистов и других педагогических работников по развитию новых форм образования, созданы условия для развития компьютеризации учебного процесса и организации системы стажировок. Ежегодно 20 процентов педагогических работников профессиональных училищ проходят курсы повышения квалификации как в самой Чувашии, так и за ее пределами. Более 40 процентов учебных заведений в 2004 году включились в инновационную деятельность. 27 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения апробируют и внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии. Профессиональные училища N 19 и N 23 г. Чебоксары в рамках реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года выиграли тендер на выполнение работ, связанных с деятельностью экспериментальных площадок, обеспечивающих установление тесных связей между учебными заведениями, научными учреждениями и инновационными организациями. Неплохие результаты принесло овладение педагогами профессиональных училищ Шотландской технологией модульного обучения, основанной на компетентностном подходе, и технологией модульного обучения, предложенной Международной организацией труда. Основам Шотландской технологии за 3 года обучено 20 процентов преподавателей спец дисциплин и мастеров производственного обучения в 10 учебных заведениях, подготовлены собственные тьютеры, разработаны и апробируются 26 модульных программ, открыты 3 республиканские экспериментальные площадки, созданы 2 базовых училища по обучению педагогов, готовящих кадры для агропромышленного комплекса республики. Достигнутые в данном направлении деятельности положительные результаты позволили Чувашии включиться в Межрегиональный консорциум, осуществляющий взаимодействие 5 регионов по обмену и внешней экспертизе созданных модулей. Методике применения учебных элементов в практической деятельности, предложенной Международной организацией труда, обучено 50 процентов преподавателей 10 учебных заведений, приобретены учебные модули по 7 профессиям на сумму 200 тыс. рублей. На основе полученных материалов в 2004 году переобучено 487 человек, из них 208 - из числа лиц взрослого населения. С 2005 года педагогические работники профессиональных училищ начали активно внедрять в учебный процесс проектный метод обучения. Создана республиканская творческая группа, обучено 16 процентов преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения из 9 профессиональных училищ. В целях совершенствования инновационной деятельности в январе 2003 года открыт научно-методический центр профессионального образования. Однако названные инновационные преобразования не всегда дают нужный эффект. Основные причины заключаются в том, что управление инновационными процессами осуществляется малоэффективными методами, не стимулирующими инновационное развитие. В связи с этим необходимо консолидировать усилия и ресурсы учебных заведений для решения стратегических целей и задач, разработать программы инновационного развития в каждом учебном заведении, шире применять проектные технологии в управлении кадровыми ресурсами, активизировать деятельность педагогов для осуществления образовательных инновации. В последние годы начался процесс обновления материальной базы учреждений НПО. Большую роль в нем сыграло участие профессиональных училищ и лицеев в реализации различных федеральных проектов и программ. За последние 2 года в профессиональные училища республики в рамках проекта "Реформа системы образования" поставлено более 600 единиц компьютерного, офисного и типографского оборудования, 200 единиц оборудования общественного питания, 83 единицы швейного оборудования, 13 единиц металлообрабатывающих станков, 3 трактора новой модификации производственного объединения "Минский тракторный завод", 28 автомобилей и единиц различного тренажерного оборудования. В 2004 году расходы на обновление учебно-технологической базы составили 45,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. рублей, что позволило увеличить коэффициент обновления основных фондов от 0,05 процента в 2000 году до 4,7 процента в 2004 году. Однако доля учебного и производственного оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 90 процентов. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства. Реальную угрозу стабильности функционирования учреждений НПО представляет и степень износа основных фондов, которая на 1 января 2005 г. составила 38,6 процента. Состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности должным образом инвестировать все учреждения НПО. Решение обозначенной проблемы в республике осуществляется путем преобразования ведущих образовательных учреждений в ресурсные центры с закреплением за ними функций коллективных пользователей. При этом они не рассматриваются как конкуренты другим образовательным учреждениям НПО. В ресурсных центрах концентрируется наиболее дорогостоящее оборудование, и сетевое взаимодействие их с другими профессиональными училищами позволяет добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций. Сеть подобных центров обеспечивает подготовку рабочих кадров по приоритетным направлениям развития отраслей экономики с учетом специализации отдельных районов республики. Модернизация экономики, развитие частного сектора, объективная необходимость построения инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономическую систему, требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. В настоящее время рынок труда в разрезе районов не сбалансирован. Так, например, возможности учреждений НПО г. Ядрина и Ядринского района значительно превышают заявки сельскохозяйственных товаропроизводителей на подготовку кадров. Аналогичная ситуация в подготовке рабочих по профессиям сферы обслуживания складывается в г. Канаше. Из-за отсутствия рабочих мест право свободного трудоустройства было предоставлено выпускникам, получившим квалификацию портного, парикмахера, оператора ЭВМ, секретаря-референта, продавца, коммерсанта в торговле. В 2004 году число выпускников учебных заведений НПО, получивших статус безработного, в г. Канаше возросло в 1,5 раза, в г. Ядрине и Ядринском районе - в 1,6 раза. В силу демографических процессов произошло резкое снижение количества обучающихся в профессиональном училище N 13 с. Порецкое. В связи с этим в качестве приоритетных направлений развития НПО рассматриваются реструктуризация сети профессиональных училищ, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях реструктуризация вызвана также необходимостью изменения механизма бюджетного финансирования образовательных учреждений, который на сегодня совершенно не связан с качеством подготовки кадров, работой на заказ, трудоустройством выпускников по полученным профессиям и закреплением их на производстве. Профессиональное образование остается единственной сферой производства товаров и услуг, получающей средства за произведенный, а не реализованный продукт. Исходя из этого, суть стратегии реструктуризации республиканской сети НПО будет заключаться в выработке оптимальных путей реализации принципа "Образование через всю жизнь". Анализ факторов, влияющих на деятельность профессиональных училищ, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, бизнеса и самих учебных заведений. Вместе с тем этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и развития системы НПО. Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. II. Цели, задачи и сроки реализации Программы Целями Программы являются создание эффективной системы НПО, превращение ее в ресурс социально-экономического развития республики. Задачами Программы являются следующие: обеспечение равного доступа граждан к получению НПО; обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой классификации; совершенствование содержания и качества образования; развитие инновационного потенциала личности; реструктуризация республиканской сети учреждений НПО и повышение ее экономической эффективности. разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых типов и видов учреждений (организаций) начального профессионального образования; (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации; (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления своей профессиональной деятельности; (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы. Выполнение этих задач позволит личности удовлетворить потребности в качественных профессиональных образовательных услугах, развить свой инновационный потенциал и успешно адаптироваться в социуме. Кроме того, это даст возможность внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2005-2010 годах в два этапа. На первом этапе (2005-2007 годы) осуществляется реструктуризация сети учреждений НПО, изменяются структура контингента обучающихся, объемы и профили подготовки, разрабатываются и апробируются механизмы сбалансированности спроса и подготовки. На втором этапе (2008-2010 годы) предусматриваются инновационное развитие системы НПО, обеспечение соответствия качества подготовки рабочих кадров международным стандартам. III. Система программных мероприятий В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам: 1. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг системы НПО и профессиональной ориентации обучающихся. Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и образовательных учреждений с различными категориями потребителей образовательных услуг учреждений НПО с целью привлечения будущих рабочих в процесс созидательной деятельности. В настоящее время в связи с ростом промышленного производства на рынке труда ощущается недостаток в квалифицированных кадрах. Система предусмотренных совместных действий поможет сформировать необходимый объем приема молодежи и лиц из числа взрослого населения в профессиональные училища и составить рейтинг наиболее востребованных профессий. Для реализации программных мероприятий предполагаются привлечение средств массовой информации, создание в образовательных учреждениях собственных интернет-сайтов, организация встреч, творческих отчетов, то есть создание целостной системы повышения имиджа НПО. Решение проблемы своевременного получения достоверной информации от граждан - о желании приобрести рабочие профессии, от предприятий - о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы НПО. 2. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда. Развитие отдельных отраслей экономики поставило на повестку дня вопрос об изменении структуры подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям, а также уровням НПО. Однако в настоящее время объемы, перечень специальностей и профессий планируются на основе недостаточной информации, не всегда отражающей тенденции развития рынка труда и не учитывающей емкости трудовых ресурсов. В связи с этим основными задачами Программы по организации совместных действий со всеми отраслевыми министерствами и работодателями являются устранение дисбаланса между спросом и предложением, создание механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах и формирование государственного заказа на их подготовку. Реализация мероприятий данного раздела позволит при непосредственном участии руководителей учебных заведений в деятельности органов общественного управления, координирующих работу в этом направлении, сформировать перечень обоснованных требований по повышению уровня профессиональной компетентности выпускников. Кроме того, названные мероприятия будут способствовать оптимизации перечня подготавливаемых профессии, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, состоящих на учете в службах занятости, формированию согласованного заказа на подготовку рабочих кадров. 3. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам. Среди названных приоритетных видов деятельности особое внимание должно быть уделено обеспечению качества НПО, так как в условиях глобальной конкуренции на рынке труда требуются специалисты повышенного уровня квалификации. В связи с этим отдельный блок мероприятий направлен на создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности учреждений НПО как одного из решающих факторов процесса повышения качества образования. В качестве основополагающих определены оптимизация сети и отработка новых моделей учебных заведений; концентрация работников высокого уровня квалификации, финансово-технических средств в ресурсных центрах; учебно-методическое обеспечение профессий в соответствии с требованиями работодателей; привлечение представителей организаций к разработке учебных программ, оценке качества профессиональной подготовки и формированию перечня ключевых компетенций будущих рабочих; системная работа с органами общественного управления и социальными партнерами по обеспечению учебных заведений современным оборудованием на основе результатов анализа спроса и предложений на рынке труда: использование в учебном процессе эффективных практикоориентированных технологий; формирование кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание учебного процесса на основе сетевого взаимодействия, изменить стиль мышления и работать в инновационном режиме; завершение строительства учебного комплекса профессионального училища N 5 г. Цивильск; привлечение инвестиций для проведения реконструкции зданий и сооружений профессионального училища N 22 г. Канаш, модернизации его учебно-материальной базы и создания инновационного центра по подготовке специалистов, востребованных машиностроительной отраслью Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Главный социальный эффект от реализации названных мероприятий будет заключаться в обеспечении республиканского рынка труда квалифицированными рабочими кадрами. 4. Реструктуризация республиканской сети НПО, совершенствование организационной структуры управления. Процесс реструктуризации сети учреждений НПО ознаменован передачей 26 профессиональных училищ в ведение Чувашской Республики с целью приближения их к запросам экономики республики и совершенствования организационной структуры управления. Следующим шагом стало проведение комплексного анализа деятельности образовательных учреждений по решению следующих задач реструктуризации: укрупнение учебных заведений, интеграция и многоуровневость профессиональных программ, открытие на базе ресурсных центров структурных подразделений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих предприятий и организаций, формирование общественно-государственных институтов управления развитием НПО и т.п. Проведение названных мероприятий, в свою очередь, потребует инвентаризации возможностей учебных заведений по повышению качества образовательных услуг. Особое внимание будет уделено разработке пакета документов для функционирования профессиональных училищ в новых условиях. В результате реализации основных мероприятий раздела система НПО республики должна стать адекватной развивающимся рыночным отношениям. Заключительным этапом в реструктуризации сети учреждений НПО Чувашской Республики станет создание системы двухступенчатой подготовки кадров путем интеграции учебных заведений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. В результате реализации указанного мероприятия система НПО Чувашской Республики достигнет уровня, соответствующего требованиям отраслей экономики к подготовке кадров. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) 5. Оптимизация расходов учреждений НПО. Финансовое обеспечение реализации государственных образовательных стандартов НПО в профессиональных училищах Чувашской Республики осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования в расчете на 1 обучающегося. Следующим шагом должно стать внедрение системы многоканального финансирования. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Кроме того, в указанном разделе уделяется внимание привлечению в учебные заведения дополнительных финансовых средств. Реализация названных мероприятий позволит перейти на оптимальное ресурсное обеспечение учебных программ НПО по профессиям в рамках государственных образовательных стандартов. Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении. IV. Ресурсное обеспечение Программы Выполнение мероприятий предусматривается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников финансирования. Объемы и источники финансирования Программы ———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————— Источники финанси- | Объемы финансирования (тыс. рублей) рования |——————————|—————————————————————————————————————————————— | всего | в том числе по годам | |————————|——————————|————————|————————|———————— | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 ———————————————————————|——————————|————————|——————————|————————|————————|———————— республиканский бюд- 81061,6 2600,0 75131,6 1060,0 1110,0 1160,0 жет Чувашской Рес- публики внебюджетные источ- 284449,0 175,0 283539,0 185,0 250,0 300,0 ники Итого 365510,6 2775,0 358670,6 1245,0 1360,0 1460,0 С учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию Программы, могут уточняться. (Статья в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) V. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода. К участию в реализации Программы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, контролирующий выполнение мероприятий Программы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к I февраля до 2011 года информируют Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий Программы. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики направляет: ежеквартально до 2011 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно к 1 марта до 2011 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования". К 1 марта 2011 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики готовит доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации и представляет его в Кабинет Министров Чувашской Республики. Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в сети Интернет. (Статья в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие индикаторы, как доля учреждений НПО, реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии; доля педагогов, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий; доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями; удельный вес безработных в общей численности выпускников учреждений НПО; доля учреждений НПО, реализующих программы профессионального образования в рамках системы непрерывного образования. Реализация Программы позволит более полно удовлетворить потребности населения Чувашской Республики в качественных профессиональных образовательных услугах, создать систему развития инновационного потенциала личности, успешной ее адаптации в социуме; внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать имеющиеся ресурсы; сбалансировать процесс подготовки кадров в соответствии с финансовыми возможностями. Экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет приведения объемов и профилей подготовки рабочих кадров в соответствие с требованиями рынка труда, оптимизации сети и создания новых моделей учебных заведений, использования в учебном процессе современных практико-ориентированных технологий, концентрации финансово-технических средств в ресурсных центрах, внедрения системы нормативного бюджетного финансирования на основе кластерных групп. Социальный эффект от реализации Программы - обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими кадрами и полное удовлетворение потребности населения Чувашской Республики в получении начального профессионального образования. Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов (приложение N 2) и Методикой расчета эффективности реализации Программы (приложение N 3). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) (Статья в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Приложение к Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года —————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————|———————————|————————————————————————————————————————————— N | Наименование | Исполнители | Сроки ис- | Объем финансирования (тыс. рублей) пп | мероприятий | | полнения |——————————————————————————————————|—————————— | | | (годы) | в том числе | всего | | | |————————————|—————————|———————————| | | | | республи- | местные | внебюд- | | | | | канский | бюджеты | жетные | | | | | бюджет | | источники | | | | | Чувашской | | | | | | | Республики | | | —————————|————————————————————————————————————————|————————————————————————————|———————————|————————————|—————————|———————————|—————————— I. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг учреждений НПО и профессиональной ориентациии обучающихся 1.1. Создание системы мониторинга по- требителей услуг, предоставляемых учреждениями НПО 1.1.1. Регулирование доли выпускников об- Минздравсоцразвития Чува- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- щеобразовательных школ, поступаю- шии, Минобразования Чу- 2006 ний, предусмотренных на основную щих в учреждения НПО для получе- вашии, Госслужба занятости 2007 деятельность ния рабочих профессий Чувашии, органы местного 2008 самоуправления* 2009 2010 1.1.2. Формирование динамичной системы Минздравсоцразвития Чува- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- выявления среди взрослого населения, шии, Госслужба занятости 2006 ний, предусмотренных на основную включая безработных граждан, лиц, Чувашии, органы местного 2007 деятельность нуждающихся в получении образова- самоуправления 2008 тельных услуг; оказание содействия 2009 самозанятости населения 2010 1.1.3. Создание системы направления моло- органы местного самоуправ- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- дежи, относящейся к группам риска и ления 2006 ний, предусмотренных на основную испытывающей потребность в получе- 2007 деятельность нии профессии, в том числе особо ну- 2008 ждающихся в социальной защите, на 2009 учебу в учреждения НПО 2010 1.1.4. Создание непрерывно обновляющего- Госслужба занятости Чува- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- ся банка вакантных мест в разрезе ка- шии, органы местного само- 2006 ний, предусмотренных на основную ждого муниципального района и го- управления 2007 деятельность родского округа 2008 2009 2010 1.1.5. Проведение мониторинга удовлетво- Минобразования Чувашии 2005 50,0 50,0 ренности населения качеством бюд- 2006 50,0 50,0 жетных услуг, предоставляемых уч- 2007 50,0 50,0 реждениями НПО 2008 2009 2010 1.2. Создание оперативно-информацион- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- ной системы взаимодействия между 2006 ний, предусмотренных на основную потребителями услуг и учреждениями 2007 деятельность НПО 2008 2009 2010 1.2.1. Развитие системы профессиональной Госслужба занятости Чува- 2005 в пределах бюджетных ассигнова- ориентации учащихся общеобразова- шии, Минобразования Чу- 2006 ний, предусмотренных на основную тельных школ и молодежи на основе вашии, Минздравсоцразви- 2007 деятельность взаимодействия с работодателями, в тия Чувашии, органы мест- 2008 том числе путем организации месяч- ного самоуправления 2009 ников профориентации, презентации 2010 образовательных учреждений и т.п. 1.2.2. Создание профориентационных ин- Госслужба занятости Чува- 2005 тернет-сайтов и размещение их в рай- шии, Минздравсоцразвития 2006 онных и городских центрах общест- Чувашии, органы местного 2007 венного доступа самоуправления 2008 2009 2010 Итого по разделу I 2005 50,0 50,0 2006 50,0 50,0 2007 50,0 50,0 2008 2009 2010 II. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда 2.1. Обеспечение объемов и профилей Минобразования Чувашии, 2005 подготовки кадров по заявкам отрас- отраслевые министерства 2006 левых министерств 2007 2008 2.2. Создание механизмов эффективного 2009 взаимодействия рынка труда и образо- 2010 вательных услуг 2.2.1. Проведение мониторинга трудоуст- Минобразования Чувашии 2005 ройства выпускников учреждений 2006 НПО по полученным профессиям в 2007 первый год после окончания учебных 2008 50,0 50,0 заведений 2009 50,0 50,0 2010 50,0 50,0 2.2.2. Осуществление подготовки кадров на Минобразования Чувашии, 2005 договорной основе с работодателями отраслевые министерства, 2006 органы местного самоуправ- 2007 ления, организации 2008 2009 2010 2.2.3. Создание на базе учреждений НПО Минобразования Чувашии, 2005 служб маркетинга образовательных органы местного самоуправ- 2006 услуг ления 2007 2008 2009 2010 Итого по разделу II 2005 2006 2007 2008 50,0 50,0 2009 50,0 50,0 2010 50,0 50,0 III. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам 3.1. Создание условий для повышения ка- чества подготовки кадров 3.1.1. Создание республиканских независи- Минобразования Чувашии 2005 мых аттестационных комиссий для 2006 700,0 700,0 проведения итоговой аттестации вы- 2007 пускников, привлечение социальных 2008 партнеров к работе в их составе, обес- 2009 печение их деятельности 2010 3.1.2. Корректировка учебных планов и про- Минобразования Чувашии, 2005 грамм в рамках целевой подготовки отраслевые министерства 2006 кадров 2007 2008 2009 2010 3.1.3. Апробация и внедрение в учебный Минобразования Чувашии, 2005 процесс учреждений НПО новых об- отраслевые министерства, 2006 300,0 300,0 разовательных технологий в соответ- органы местного самоуправ- 2007 225,0 225,0 ствии с международными стандартами ления 2008 200,0 200,0 2009 100,0 100,0 2010 100,0 100,0 3.1.4. Отработка моделей интеграции учре- Минобразования Чувашии, 2005 ждений разных ступеней профессио- отраслевые министерства, 2006 нального образования органы местного самоуправ- 2007 ления 2008 2009 2010 3.1.5. Организация сетевого взаимодействия Минобразования Чувашии, 2005 образовательных учреждений с инно- органы местного самоуправ- 2006 вационными ресурсными центрами ления 2007 2008 2009 2010 3.1.6. Разработка и реализация проектов по Минобразования Чувашии 2008 в пределах бюджетных ассигнований, предусмот- обучению и воспитанию детей с огра- 2009 ренных на основную деятельность ниченными возможностями здоровья 2010 (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) 3.2. Повышение эффективности функцио- нирования учреждений НПО 3.2.1. Инвентаризация недвижимого имуще- Минимущество Чувашии, 2005 ства и передача объектов жилищно- Минобразования Чувашии, 2006 коммунального хозяйства учреждений органы местного самоуправ- 2007 НПО в муниципальную собственность ления 2008 2009 2010 3.2.2. Создание электронных библиотек и Минобразования Чувашии 2005 приобретение электронных учебников 2006 500,0 500,0 2007 134,0 134,0 2008 170,0 170,0 2009 320,0 320,0 2010 370,0 370,0 3.2.3. Завершение строительства учебного Минобразования Чувашии 2005 комплекса профессионального учили- 2006 ща N 5 г. Цивильска; привлечение ин- 2007 74131,6 283200,0 357331,6 вестиций для проведения реконструк- 2008 ции зданий и сооружений профессио- 2009 нального училища N 22 г. Канаша, 2010 модернизации его учебно-материаль- ной базы и создания инновационного центра по подготовке специалистов, востребованных машиностроительной отраслью 3.2.4. Создание на базе ГУК "Национальная Минкультуры Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- библиотека Чувашской Республики" 2006 ний, предусмотренных на основную центра нормативно-технической ин- 2007 деятельность формации на бумажных и электрон- 2008 ных носителях 2009 2010 3.2.5. Проведение республиканских смот- Минобразования Чувашии, 2005 ров-конкурсов среди учреждений органы местного самоуправ- 2006 350,0 50 400,0 профессионального образования "Ин- ления 2007 350,0 350,0 новационное учреждение года", "Уч- 2008 300,0 300,0 реждение образования высокой куль- 2009 300,0 300,0 туры" 2010 300,0 300,0 3.3. Совершенствование профессиональ- 2005 ного мастерства педагогических кад- 2006 ров 2007 2008 2009 2010 3.3.1. Внедрение новых технологий в систе- Минобразования Чувашии, 2005 му повышения квалификации педаго- ГОУ "Чувашский республи- 2006 100,0 100,0 гов канский институт образова- 2007 80,0 80,0 ния", ГУДПО "Научно- 2008 120,0 120,0 методический центр профес- 2009 120,0 120,0 сионального образования" 2010 120,0 120,0 3.3.2. Внедрение в образовательный процесс Минобразования Чувашии, 2005 учреждений НПО механизмов форми- ГОУ "Чувашский республи- 2006 250,0 50,0 300,0 рования корпоративной культуры (че- канский институт образова- 2007 111,0 189,0 300,0 рез соединение производственно- ния", ГУДПО "Научно-мето- 2008 70,0 70,0 технологических и педагогических дический центр профессио- 2009 70,0 70,0 инноваций) нального образования" 2010 70,0 70,0 3.3.3. Организация стажерских площадок на отраслевые министерства, 2005 базе производственных предприятий и предприятия и организации 2006 организаций 2007 2008 2009 2010 3.3.4. Проведение ежегодного конкурса Минобразования Чувашии 2005 "Мастер года" и конкурсов профес- 2006 100,0 100,0 сионального мастерства среди педаго- 2007 100,0 100,0 гических работников (по отраслям 2008 100,0 100,0 экономики) 2009 100,0 100,0 2010 100,0 100,0 3.3.5. Организация постоянно действующего Минобразования Чувашии 2005 семинара для руководящих и педаго- 2006 75,0 75,0 гических работников профессиональ- 2007 150,0 150,0 ных училищ по вопросам формирова- 2008 185,0 185,0 ния инновационной культуры 2009 250,0 250,0 2010 300,0 300,0 Итого по разделу III 2005 2006 2300,0 175,0 2475,0 2007 75131,6 283539,0 358670,6 2008 960,0 185,0 1145,0 2009 1010,0 250,0 1260,0 2010 1060,0 300,0 1360,0 IV. Реструктуризация республиканской сети учреждений НПО, совершенствование организационной структуры управления 4.1. Инвентаризация возможностей про- Минобразования Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- фессиональных училищ по оказанию 2006 ний, предусмотренных на основную населению образовательных услуг 2007 деятельность 2008 2009 2010 4.2. Создание на базе профессиональных Минобразования Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- училищ N 6 и 10 г. Шумерли интегри- 2006 ний, предусмотренных на основную рованного учебного заведения как го- 2007 деятельность родского инновационного центра, го- 2008 товящего кадры по программам на- 2009 чального и среднего профессиональ- 2010 ного образования 4.3. Формирование новой системы взаи- Минобразования Чувашии, 2005 в пределах бюджетных ассигнова- моотношений в сфере образования и отраслевые министерства 2006 ний, предусмотренных на основную производства путем создания попечи- 2007 деятельность тельских советов, отраслевых ассо- 2008 циаций учебных заведений, предпри- 2009 ятий и организаций 2010 4.4. Ликвидация профессиональных учи- Минобразования Чувашии, 2005 в пределах бюджетных ассигнова- лищ N 13 с. Порецкое Порецкого рай- Минимущество Чувашии 2006 ний, предусмотренных на основную она, N 24 с. Калинине Вурнарского 2007 деятельность района, N 26 с. Советское Ядринского 2008 района; объединение профессиональ- 2009 ных училищ N 20 и 31 г.Чебоксары; 2010 N 2 и 17 г. Канаша 4.5. Создание на базе ресурсного центра Минобразования Чувашии, 2005 в пределах бюджетных ассигнова- "Строитель" структурного подразде- Минстрой Чувашии 2006 ний, предусмотренных на основную ления по подготовке, переподготовке 2007 деятельность и повышению квалификации рабочих 2008 предприятий и организаций сварочно- 2009 го производства 2010 4.6. Создание на базе ресурсного центра Минобразования Чувашии, 2005 в пределах бюджетных ассигнова- "Прикладные технологии" структур- Минпромэнерго Чувашии, 2006 ний, предусмотренных на основную ного подразделения по подготовке, администрация г. Чебокса- 2007 деятельность переподготовке и повышению квали- ры* 2008 фикации рабочих металлообрабаты- 2009 вающей и радиоэлектронной отраслей 2010 промышленности 4.7. Создание на базе учебных заведений Минобразования Чувашии 2005 11 многопрофильных инновационных 2006 ресурсных центров, в том числе двух 2007 для обучения лиц с ограниченными 2008 возможностями здоровья 2009 2010 4.8. Создание системы двухступенчатой Минобразования Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- подготовки кадров путем интеграции 2006 ний, предусмотренных на основную учебных заведений, реализующих 2007 деятельность программы НПО и СПО 2008 2009 2010 Итого по разделу IV 2005 2006 2007 2008 2009 2010 V. Оптимизация расходов учреждений НПО 5.1. Введение нового финансово-экономи- Минобразования Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- ческого механизма финансирования 2006 ний, предусмотренных на основную учреждений НПО, в частности разра- 2007 деятельность ботка и утверждение правил бюджет- 2008 ного финансирования в расчете на од- 2009 ного учащегося в разрезе родственных 2010 профессий 5.2. Апробация механизмов многоканаль- Минобразования Чувашии 2005 в пределах бюджетных ассигнова- ного финансирования учреждений 2006 ний, предусмотренных на основную НПО 2007 деятельность 2008 2009 2010 5.3. Разработка механизмов целевой под- отраслевые министерства, 2005 в пределах бюджетных ассигнова- готовки кадров на условиях долевого Минобразования Чувашии, 2006 ний, предусмотренных на основаную финансирования с работодателями органы местного самоуправ- 2007 деятельность ления, организации 2008 2009 2010 5.4. Разработка нормативных правовых Минобразования Чувашии 2005 актов, регламентирующих деятель- 2006 300,0 300,0 ность инновационных моделей обра- 2007 зовательных учреждений на конкурс- 2008 ной основе 2009 2010 5.5. Реализация комплекса мер по созданию Минобразования Чувашии, 2009 в пределах бюджетных ассигнований, предусмот- автономных учреждений путем изме- Минимущество Чувашии ренных на основную деятельность нения типа существующих республи- канских государственных образова- тельных учреждений начального про- фессионального образования (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) Итого по разделу V 2005 2006 300,0 300,0 2007 2008 2009 2010 Итого по Программе 2005 2006 2600,0 175,0 2775,0 2007 75131,6 283539,0 358670,6 2008 1060,0 185,0 1245,0 2009 1110,0 250,0 1360,0 2010 1160,0 300,0 1460,0 81061,6 284449 365510,6 <*> Мероприятия Программы осуществляются по согласованию с исполнителями. Примечание. Средства местных бюджетов будут применены в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344) Приложение N 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 N 344 ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИКАТОРОВ ожидаемой эффективности реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года —————|———————————————————————————————————————————|—————————|———————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————— N | Индикаторы | Единица | До реализации | В ходе реализации Программы пп | | измере- | Программы |——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————— | | ния | (2004 год) | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год —————|———————————————————————————————————————————|—————————|———————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————— 1. Доля учреждений начального профессио- % 40,0 50,0 57,0 80,0 80,0 88,0 100,0 нального образования, реализующих в учеб- но-воспитательном процессе инновацион- ные (информационные, производственные, образовательные) технологии 2. Доля преподавателей учреждений начально- % 34,5 44,8 55,5 69,2 76,9 88,5 100,0 го профессионального образования, занятых апробацией и внедрением в учебный про- цесс новых образовательных технологий 3. Доля обучающихся в учреждениях началь- % 63,7 65,0 70,0 75,0 80,0 90,0 95,0 ного профессионального образования на контрактно-договорной основе с работода- телями 4. Доля выпускников учреждений начального % 64,8 70,0 73,0 73,0 75,0 75,0 80,0 профессионального образования, трудоуст- роенных по полученной профессии, в общей численности выпускников учреждений на- чального профессионального образования 5. Доля выпускников учреждений начального % 3,3 3,0 2,8 2,5 2,2 2,0 2,0 профессионального образования, зарегист- рированных в качестве безработных граж- дан, в общей численности выпускников уч- реждений начального профессионального образования 6. Доля учреждений начального профессио- % 3,4 3,4 8,3 15,0 22,2 29,4 37,5 нального образования, интегрированных в систему двухступенчатой подготовки кадров 7. Доля автономных учреждений, созданных % 0,0 20,0 53,0 путем изменения типа существующих госу- дарственных образовательных учреждений, в общем числе республиканских государст- венных образовательных учреждений на- чального профессионального образования (В редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2007 г. N 344; от 28.07.2008 г. N 228) Приложение N 3 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 N 228 М Е Т О Д И К А расчета эффективности реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года Эффективность реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года определяется на основе следующих установленных индикаторов: 1. Доля учреждений начального профессионального образования (далее - НПО), реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли профессиональных училищ, совершенствующих учебный процесс на основе инновационных технологий, в сравниваемый период. Данный индикатор вычисляется путем деления числа образовательных учреждений, находящихся в собственности Чувашской Республики и использующих в практической деятельности современные технологии обучения, на общее число республиканских учреждений НПО. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. 2. Доля преподавателей учреждений НПО, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, процентов - индикатор, характеризующий изменение доли преподавателей республиканских профессиональных училищ, апробирующих и внедряющих в учебный процесс инновационные технологии, в сравниваемый период. Данный индикатор вычисляется путем деления количества преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин учреждений НПО Чувашской Республики, активно занимающихся повышением качества успеваемости обучающихся за счет применения современных образовательных технологий, на общее количество преподавателей республиканских учреждений НПО. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. 3. Доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли учащихся республиканских учреждений НПО, обучение которых ведется на основе договоров с организациями, в сравниваемый период. Данный индикатор определяется как отношение количества учащихся, обучение которых ведется на основе договоров с организациями, к общему количеству учащихся образовательных учреждений. И = Нд : Но, где: Нд - количество учащихся, обучение которых ведется на основе договоров с организациями; Но - общее количество учащихся образовательных учреждений. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. 4. Доля выпускников учреждений НПО, трудоустроенных по полученной профессии, в общей численности выпускников учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников республиканских учреждений НПО, трудоустроенных по полученным профессиям в соответствии с договорами между учебными заведениями и организациями Чувашской Республики, в сравниваемый период. Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, трудоустроенных на основании договоров, к общему количеству выпускников профессиональных училищ. И = Нт : Но, где: Нт - количество выпускников, трудоустроенных на основании договоров; Но - общее количество выпускников профессиональных училищ. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. 5. Доля выпускников учреждений НПО, зарегистрированных в качестве безработных граждан, в общей численности выпускников учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников республиканских учреждений НПО, состоящих на учете в Государственной службе занятости населения Чувашской Республики, в сравниваемый период. Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, состоящих на учете в службах занятости, к общему количеству выпускников профессиональных училищ. Н = Ну : Но, где: Ну - количество выпускников, состоящих на учете в службах занятости; Но - общее количество выпускников профессиональных училищ. Источником информации для расчета индикатора является официальная статистическая информация Государственной службы занятости населения Чувашской Республики. 6. Доля учреждений НПО, интегрированных в систему двухступенчатой подготовки кадров, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли профессиональных училищ, вошедших в состав учреждений среднего профессионального образования, в сравниваемый период. Данный индикатор определяется путем деления количества учебных заведений, ведущих интегрированную подготовку кадров, на общее число республиканских профессиональных училищ. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. 7. Доля автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО, в общем числе республиканских государственных образовательных учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО. Данный индикатор вычисляется путем деления количества автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО, на общее количество республиканских государственных образовательных учреждений НПО. Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений. (Дополнен - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.07.2008 г. N 228) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|