Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 № 284Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Руководителя Аппарата |
М.Г.Мингазов |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 25
сентября
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31
августа
1. Настоящее Положение о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан (далее - Положение), устанавливает:
общий порядок предоставления финансовой и иных видов государственной поддержки юридическим лицам всех форм собственности, иностранным инвесторам (далее - предприятия), реализующим инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей в приоритетных отраслях экономики, определенных Инвестиционным меморандумом, ежегодно утверждаемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан;
единые требования к оформляемым документам;
порядок и методику оценки эффективности правовых и экономических мероприятий, бизнес-планов инвестиционных проектов предприятий;
порядок принятия решения о предоставлении государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты;
порядок инвестирования средств государственной поддержки и осуществления контроля за ходом реализации инвестиционного проекта.
2. Государственная поддержка предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставляется в соответствии с действующим законодательством в следующих формах:
кредитование на возвратной основе из бюджета Республики Татарстан;
предоставление государственных гарантий Республики Татарстан;
предоставление налоговых льгот;
другие меры, не запрещенные действующим законодательством.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
3. Принятие решения по предоставлению государственной поддержки предприятиям при реализации инвестиционных проектов основывается на их соответствии основным критериям отбора и условиям, установленным пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
3.1. При рассмотрении материалов по инвестиционному проекту Министерство экономики Республики Татарстан руководствуется следующими критериями отбора:
объем инвестиций и наличие собственных средств организации на реализацию:
а) малого проекта, при котором капиталовложения не превышают 30 млн. рублей, - собственные средства в объеме не менее 20 процентов стоимости проекта (по бизнес-плану);
б) среднего проекта, при котором капиталовложения составляют более 30 млн. рублей, но не превышают 350 млн. рублей, - собственные средства в объеме не менее 10 процентов стоимости проекта (по бизнес-плану);
в) крупного проекта, при котором капиталовложения составляют:
более 350 млн. рублей, но менее 800 млн. рублей, - собственные средства в объеме не менее 5 процентов стоимости проекта (по бизнес-плану);
более 800 млн. рублей, - собственные средства в объеме не менее 1 процента стоимости проекта (по бизнес-плану).
Объем собственных средств предприятия, направляемых на финансирование проекта в начале его реализации, подтверждается по показателям:
"прибыль и амортизация" - годовой бухгалтерской отчетностью за предыдущий год, а за период текущего года - справкой предприятия о нераспределенной прибыли, неиспользованной амортизации,
"денежные средства от продажи акций (в объеме их поступления на счет предприятия) и от реализации основных фондов" - годовой бухгалтерской отчетностью за предыдущий год, а за период текущего года - справкой предприятия о наличии указанных средств,
"основные средства и нематериальные активы, находящиеся на балансе предприятия" - годовой бухгалтерской отчетностью за предыдущий год, а за период текущего года - справкой предприятия об остаточной стоимости имущества.
Справки о наличии собственных средств в период с начала года и до срока подачи заявки на предоставление государственной поддержки должны подтверждаться данными бухгалтерских балансов за истекшие кварталы текущего года. Во вновь созданных организациях для финансирования проекта могут быть использованы средства, внесенные учредителями в качестве уставного капитала.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
3.2. Условия предоставления государственной поддержки:
ведение предприятием отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией проекта;
наличие аудиторского заключения бухгалтерской отчетности предприятия за предыдущий и текущий годы;
наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджетов всех уровней средствам, выданным на возвратной основе;
отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам и наличие средней заработной платы работников не ниже уровня среднеотраслевой заработной платы по Республике Татарстан и минимальной заработной платы работников не ниже установленного минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан;
отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней;
отсутствие неурегулированных обязательств по ранее предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
4. Для получения государственной поддержки предприятие, реализующее инвестиционный проект, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан следующие документы:
заявку предприятия на предоставление государственной поддержки на бумажном и электронном носителях по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
документы, подтверждающие выполнение требований п. 3 настоящего Положения;
бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за последние два финансовых года и на последнюю отчетную дату с отметкой территориального органа Федеральной налоговой службы Российской Федерации об их принятии;
документы, подтверждающие наличие обеспечения исполнения получателем гарантии обязательств по удовлетворению регрессного требования к нему в связи с исполнением гарантии;
бизнес-план по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
справку о всех формах государственной поддержки, оказываемых предприятию;
заключение органа исполнительной власти отраслевой компетенции (далее - отраслевое министерство) по инвестиционному проекту на предмет его соответствия целевым ориентирам развития отрасли, изложенным в соответствующих целевых программах.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
4.1. Министерство экономики Республики Татарстан регистрирует представленные предприятием документы по мере их поступления в специальном журнале регистрации.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
4.2. Соответствие требованиям, установленным законодательством и настоящим Положением, определяется на основании информации, содержащейся в следующих документах:
свидетельство о государственной регистрации предприятия;
свидетельство о постановке на налоговый учет предприятия;
справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у предприятия по состоянию на конец месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан;
учредительные документы (для юридических лиц);
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
5. Предприятие вправе по собственной инициативе представить в Министерство экономики Республики Татарстан выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и справку об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В случае, если копии указанных документов не представлены предприятием по собственной инициативе, Министерство экономики Республики Татарстан запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
6. Министерство экономики Республики Татарстан готовит:
заключение о соответствии представленного инвестиционного проекта основным задачам, определенным в Инвестиционном меморандуме Республики Татарстан;
заключение о целесообразности предусмотренных бизнес-планом мероприятий, их эффективности для экономики Республики Татарстан и соответствии технико-экономических расчетов действующим методическим документам.
7. Срок рассмотрения материалов по инвестиционному проекту в Министерстве экономики Республики Татарстан не должен превышать 15 дней.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
См. текст пункта в предыдущей редакции
8. В случае несоответствия представленных документов основным требованиям, предъявляемым к бизнес-планам, документы в 3-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, после выявления их несоответствия возвращаются предприятию на доработку с указанием причин возврата.
9. В случае положительного заключения Министерство экономики Республики Татарстан в течение одного дня направляет пакет документов предприятия вместе с проектом распоряжения и положительным заключением в Министерство финансов Республики Татарстан для согласования.
10. Срок рассмотрения материалов по инвестиционному проекту в Министерстве финансов Республики Татарстан не должен превышать 15 дней.
11. После получения согласованных Министерством финансов Республики Татарстан документов Министерство экономики Республики Татарстан направляет документы в Кабинет Министров Республики Татарстан для принятия распоряжения о предоставлении предприятию, реализующему инвестиционный проект, государственной поддержки по одной из форм, определенных в п. 2 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Срок рассмотрения Кабинетом Министров Республики Татарстан материалов по вопросу заключения договора о реализации инвестиционного проекта (инвестиционного соглашения) и предоставления государственной поддержки не должен превышать 10 дней.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
См. текст пункта в предыдущей редакции
13. При вынесении Кабинетом Министров Республики Татарстан отрицательного решения по проекту документы в 3-дневный срок, исчисляемый в календарных днях, после принятия соответствующего решения возвращаются Министерством экономики Республики Татарстан предприятию с указанием причин отказа в предоставлении государственной поддержки.
14. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан о государственной поддержке направляется в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, соответствующее отраслевое министерство и предприятию.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 31 августа
См. текст пункта в предыдущей редакции
15. После принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан решения о предоставлении государственной поддержки, определенной в п. 2 настоящего Положения, заключается договор о реализации инвестиционного проекта (инвестиционного соглашения) между предприятием и уполномоченным органом, который определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.
16. Предприятие, получившее государственную поддержку, ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, отраслевое министерство отчетную информацию в соответствии с договором о реализации инвестиционного проекта и информацию о ходе реализации инвестиционного проекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В случае расхождения показателей отчета с плановыми показателями более чем на 25 процентов вместе с отчетом предприятие представляет в Министерство экономики Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан мотивированное объяснение.
17. В случае невозможности исполнения предприятием договора о реализации инвестиционного проекта, а также существенного нарушения им условий соответствующего договора договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе уполномоченного органа, а также по соглашению сторон.
При существенном нарушении субъектом инвестиционной деятельности условий договора о реализации инвестиционного проекта уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня установления такого нарушения направляет в Кабинет Министров Республики Татарстан соответствующую информацию с заключением о необходимости расторжения договора в одностороннем порядке для принятия соответствующего решения.
18. Предприятие ежегодно не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным, в течение 3 лет после завершения получения государственной поддержки представляет в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе реализации инвестиционного проекта согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
19. Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта возлагается на уполномоченный орган, с которым заключен договор о реализации инвестиционного проекта.
20. Министерство экономики Республики Татарстан:
ведет единую базу инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется с предоставлением государственной поддержки Республики Татарстан;
ежегодно представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан сводный анализ эффективности предоставления государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 29 февраля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение 1
к Положению о порядке предоставления
государственной
поддержки предприятиям и организациям, реализующим
инвестиционные проекты в Республике Татарстан
(с изменениями от 25 августа
Форма
1. Название инвестиционного проекта_____________________________________
2. Решение о предоставлении государственной поддержки___________________
3. Форма государственной поддержки _____________________________________
4. Начало реализации проекта ___________________________________________
5. Срок предоставления государственной поддержки _______________________
6. Объем инвестиций по проекту _________________________________________
7. Срок окупаемости проекта ____________________________________________
8. Среднесписочная численность по проекту ______________________________
в т.ч. создание новых рабочих мест по проекту __________________________
9. Бюджетный эффект РТ от проекта ______________________________________
,
Название отчетного параметра Отчетный период
,$
план факт
<<$
1. Объем инвестиций с начала реализации
проекта, тыс.рублей с НДС
<<$
2. Объем реализации, тыс.рублей без НДС
<<$
3. Объем государственной поддержки с
расшифровкой по видам, тыс.рублей
предоставление льгот:
по налогу на прибыль
по налогу на имущество
льготный кредит (с указанием процентной
ставки)
субсидирование процентной ставки по
кредиту
др.
<<$
4. Направление средств государственной
поддержки
<<$
5. Среднесписочная численность по проекту
- всего человек, в т.ч. создание новых
рабочих мест, единиц
<<$
6. Средняя заработная плата по проекту,
тыс.рублей
<<$
7. Поступления в консолидированный бюджет
Республики Татарстан, всего, тыс.рублей,
в т.ч. по налогу на прибыль
по налогу на имущество
по налогу на доходы физических лиц
<<$
8. Амортизационные отчисления по проекту,
тыс.рублей
<<$
9. Чистая прибыль по проекту, тыс.рублей
44
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 13 июля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение 2
к Положению о порядке предоставления
государственной
поддержки предприятиям и организациям, реализующим
инвестиционные проекты в Республике Татарстан
Форма
Утверждаю
Генеральный директор________________
____________________________________
(наименование предприятия-заявителя)
____________________________________
(фамилия и инициалы)
"___"________________________199__г.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование инвестиционного проекта)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование предприятия)
г.__________________________________________________
(название города, в котором расположено предприятие)
1. Наименование предприятия ________________________________________
адрес ___________________________________ тел, факс _____________________
код по ОКПО ____________________ код по ОКОНХ ___________________________
идентификационный номер (ИНН) ___________________________________________
расчетный счет N___________ в _______________________ ___________________
(город)
банковский идентификационный код (БИК) __________________________________
2. Наименование инвестиционного проекта: ___________________________
_________________________________________________________________________
3. Краткое содержание проекта и основные характеристики продукции
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Головной исполнитель проекта: ___________________________________
4.1. Соисполнители по Республике Татарстан _________________________
5. Представляемые документы:
5.1. Бизнес-план инвестиционного проекта, подписанный руководителем
предприятия и заверенный печатью (в случаях, когда законодательством
Российской Федерации установлена обязанность иметь печать)(да, нет) _____
5.2. Документы (соответствующие сертификаты; патенты; договоры
(протоколы намерений) на приобретение сырья, материалов, комплектующих,
оборудования и поставку продукции проекта; лицензии на разработку и
производство продукции, письма из природоохранных организаций и
санэпидемнадзора) _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Наличие аналогов (по техническому исполнению, назначению),
указать преимущества предлагаемой продукции по сравнению с аналогами и
обеспечивающие успех проекта ____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Характеристики проекта:
7.1. Стоимость проекта в ценах на дату составления: ________________
_________________________________________________________________________
7.2. Начало реализации проекта (год, квартал) ______________________
7.3. Начало серийного производства (год, квартал) __________________
7.4. Срок окупаемости проекта по чистой прибыли с амортизационными
отчислениями, лет (месяцев) _____________________________________________
7.4.1. Срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования, лет
(месяцев) _______________________________________________________________
7.5. Внутренняя норма рентабельности проекта _______________________
7.6. Чистый дисконтированный доход, млн.руб. _______________________
7.7. Срок возврата кредита (год, квартал) __________________________
7.8. Краткое описание состояния проекта на дату подачи заявки ______
_________________________________________________________________________
8. Инвестиционные затраты, тыс.рублей/валюта (если она необходима)
,,,,,,
Годы Ранее реа-1-й 2-й 3-й 4-й Итого
лизованныегод год год год
средства
<<<<<<$
8.1. Прединвестиционные затраты
<<<<<<$
8.2. Подготовка производства
<<<<<<$
8.3. Основные средства:
оборудование, технологии, здания,
сооружения
<<<<<<$
8.4. Нематериальные активы
<<<<<<$
8.5. Прирост оборотных средств
<<<<<<$
Общая сумма инвестиций
444444
9. Планируемые источники финансирования (тыс.рублей)
,,,,,,
Годы Ранее реа-1-й 2-й 3-й 4-й Итого
лизованныегод год год год
средства
<<<<<<$
9.1. Собственные средства, направ-
ляемые на финансирование проекта -
всего,
<<<<<<$
в том числе:
<<<<<<$
9.1.1. Прибыль (фонд накопления)
на начало реализации проекта
<<<<<<$
9.1.2. Амортизационные отчисления
за отчетный период
<<<<<<$
9.1.3. Средства от продажи акций
<<<<<<$
9.1.4. Выручка от реализации ос-
новных средств
<<<<<<$
9.1.5. Учредительские взносы
участников проекта
<<<<<<$
9.1.5.1. Государства
<<<<<<$
9.1.5.2. Других предприятий
<<<<<<$
9.1.5.3. Банков
<<<<<<$
9.1.5.4. Иностранных инвесторов
<<<<<<$
9.1.5.5. Частных инвесторов
<<<<<<$
9.2. Заемные средства - всего,
в том числе:
<<<<<<$
9.2.1. Кредиты коммерческих банков
(по каждому кредиту в отдельности)
<<<<<<$
9.2.2. Иностранные кредиты и займы
(по каждому в отдельности)
<<<<<<$
9.2.3. Другие заемные средства
(расшифровать)
<<<<<<$
9.3. Средства государственной под-
держки за счет:
республиканского бюджета Республи-
ки Татарстан
федерального бюджета Российской
Федерации
<<<<<<$
Справочно: сумма государственной
поддержки
<<<<<<$
Итого
444444
10. Характеристика продукции (тыс.рублей)
,,,,,
Годы 1-й 2-й 3-й 4-й Итого
год год год год
<<<<<$
10.1. Цена единицы продукции
<<<<<$
10.2. Объем поставок в натуральных единицах,
в том числе:
<<<<<$
в Республике Татарстан
<<<<<$
в Российской Федерации
<<<<<$
в СНГ
<<<<<$
на экспорт
<<<<<$
10.3. Объем реализации, в том числе:
<<<<<$
в Республике Татарстан
<<<<<$
в Российской Федерации
<<<<<$
в СНГ
<<<<<$
на экспорт
<<<<<$
10.4. Полная себестоимость
<<<<<$
10.5. Налоговые платежи в:
<<<<<$
федеральный бюджет Российской Федерации
<<<<<$
бюджет Республики Татарстан
<<<<<$
местный бюджет
<<<<<$
10.6. Погашение задолженности по кредиту
<<<<<$
10.7. Проценты за кредит
<<<<<$
10.8. Чистая прибыль по проекту
<<<<<$
10.9. Прогноз объема товарной продукции в це-
лом по предприятию, в том числе продукции
проекта
44444
11. Количество рабочих мест для реализации проекта
,,,,
Годы: 20__20__20__20__
<<<<$
11.1. Количество рабочих мест
сохраняемое
вновь создаваемое
4444
12. Ожидаемые эффекты:
12.1. Научно-технический ___________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12.2. Экономический ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12.3. Социальный ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12.4. Экологический ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12.5. Бюджетный ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 21 марта
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение 3
к Положению о порядке предоставления
государственной
поддержки предприятиям и организациям, реализующим
инвестиционные проекты в Республике Татарстан
Форма
- Титульный лист
- Содержание
- Конфиденциальность
- Краткое содержание проекта и ожидаемые результаты
- Рынок и конкуренция
- Товар и конкурентоспособность
- План реализации товара
- План обеспечения предметами и средствами труда
- План обеспечения производства
- План по трудовым ресурсам
- Организационно-правовая форма реализации проекта
- Оценка риска и страхование
- Финансово-экономическое обоснование
- Приложение:
- документы, определяющие проблему и необходимость реализации проекта,
- фотография и рисунок товара,
- календарный план-график реализации проекта (с выходом на проектную мощность),
- перечень закупаемого оборудования,
- документы, подтверждающие поставку сырья, материалов, комплектующих для производства запланированного товара (услуги) по заложенным в себестоимость нового товара ценам и в требуемых объемах,
- маркетинговые исследования рынка,
- документы, подтверждающие сбыт товара (услуги) по запланированным ценам и объемам (договора, протоколы намерений и др.),
- копии балансового отчета и основных финансовых результатов предприятия заявителя проекта (и предприятия изготовителя товара, если оно не является заявителем) за текущий год и 2 полных предыдущих,
- копии патентов, авторских свидетельств, сертификатов,
- расчет необходимого объема оборотных средств по прилагаемой форме,
- документы, подтверждающие приобретение оборудования с указанием его наименования, обозначения, страны и фирмы изготовителя, цены, количества, условий поставки, величин таможенных и импортных пошлин и т.д.
Форма титульного листа представлена на рис.1.
Рег. N_____________ Утверждаю
Руководитель предприятия
________________________
________________________
"___"____________199__г.
(печать)
(в случаях, когда законодательством
Российской Федерации установлена
обязанность иметь печать)
Наименование предприятия: __________________________________________
Организационно-правовая форма: _____________________________________
Уставный капитал: __________________________________________________
Доля государства в уставном капитале: ______________________________
Адрес: _____________________________________________________________
Телефон: ___________________________________________________________
Факс: ______________________________________________________________
Руководитель проекта: ______________________________________________
Месторасположение производства, в которое вкалываются средства: ____
_________________________________________________________________________
Лицо для контактов по проекту - _____________: тел.________, факс________
Главный бухгалтер - _________________________: тел.________, факс________
Директор по производству - __________________: тел.________, факс________
Куратор в банке - ___________________________: тел.________, факс________
(город)
(Дата составления)
Рис.1 Форма титульного листа
Назначение титульного листа - дать общее представление о наименовании проекта, предприятия-заявителя, его организационно-правовой форме, форме собственности и реквизитах. Объем - не более 20-25 строк.
Регистрационный номер присваивают в органе, куда представлен бизнес-план.
На подпись руководителя ставится печать (в случаях, когда законодательством Российской Федерации установлена обязанность иметь печать).
После слов "Бизнес-план инвестиционного проекта" приводится полное наименование проекта.
Наименование предприятия приводится полное.
Возможные организационно-правовые формы: ОАО, ЗАО, ТОО, ООО и т.п.
Возможные формы собственности: федеральная, республиканская, муниципальная, смешанная и т.п.
Далее указываются величина уставного капитала и доля государства в уставном капитале.
Внизу указываются месяц, год, место составления бизнес-плана (например: январь 1997 год, г.Казань).
В разделе приводятся наименования разделов бизнес-плана и номера страниц.
Цель раздела - заявление разработчика о необходимости неразглашения содержания бизнес-плана.
Объем 3-5 строк.
Рекомендуемое изложение: "Информация и данные, содержащиеся в этом бизнес-плане, являются строго конфиденциальными и предоставляются при условии, что они не будут переданы третьим лицам без предварительного согласия разработчика бизнес-плана".
Цель раздела - заинтересовать потенциального инвестора в проекте на основе краткого описания его наиболее важных, по мнению разработчика, положений проекта.
Этот раздел является рекламой проекта, которая должна содержать убедительные доводы в пользу его выгодности. Подробное обоснование выгодности должно быть изложено во всех последующих разделах бизнес-плана. Раздел является кратким изложением бизнес-плана.
Общие рекомендации:
- пишите его после того как будут написаны все последующие разделы бизнес-плана;
- обратитесь к опытным специалистам, чтобы они оценили, насколько убедительно составлен раздел;
- в зависимости от общего объема бизнес-плана, объем этого раздела должен составлять не более 10 процентов (1-2 страницы);
- четкая и убедительная информация этого раздела должна характеризовать ваш проект как жизнеспособный;
- это один из самых важных разделов, от того как он составлен, будет зависеть, найдет ли Ваше предложение отклик у потенциальных инвесторов.
Изложение раздела - произвольное. Рекомендуемые вопросы для освещения:
Суть проекта (3-5 строк).
Общая характеристика проблемы со ссылками на документы.
Цель вложения средств:
- модернизация;
- новое строительство;
- завершение строительства;
- создание производства нового товара;
- увеличение объемов продажи до_____;
- получение чистой прибыли;
- увеличение доли предприятия на существующем рынке до_____%.
Общая характеристика и особенности продукции:
- новизна (принципиально новая, новый дизайн, сборка на зарубежных комплектующих, наличие собственных "ноу-хау", модернизация известной конструкции, аналог лучших зарубежных товаров, аналог выпускаемой продукции);
- основные преимущества и отличия;
- патентозащищенность;
- сертифицированность продукции, технологии;
- масштабы и направления использования (Республика Татарстан, Российская Федерация, страны Содружества Независимых Государств, экспорт в другие страны, импортозамещение);
- характер применения товара по видам рынков:
а) рынок товаров производственного назначения:
общепромышленное применение,
специальное промышленное применение,
б) рынок товаров индивидуального (потребительского) назначения:
массовое применение (товар удовлетворяет физиологическим потребностям человека, используется для обеспечения безопасности и защиты человека, используется в быту и т.д.),
ограниченное применение.
Перспективность рынка предлагаемого товара.
Если товар относится к рынку товаров производственного назначения (прибор, оборудование, технология и др.), то описывается характер отрасли, подотрасли или сектора экономики, в которых будет использоваться продукты проекта:
- развивающаяся;
- стабильная;
- стагнирующая;
- новая и быстро меняющаяся;
- давно существующая;
- не подверженная быстрым изменениям.
Если товар относится к рынку товаров потребительского (индивидуального) назначения, то перспективность такого рынка выявляется в процессе анализа:
- уровня дохода населения;
- заработной платы;
- потребительских расходов и др.
Выгодность проекта:
- коммерческая: финансовые последствия реализации проекта;
- экономическая: создание ресурсосберегающих технологий, привлечение к производству товара других производителей Республики Татарстан;
бюджетная:
отчисления в бюджет Республики Татарстан,
отчисления в местный бюджет,
- научно-техническая:
производство продукции, защищенной патентами и авторскими правами,
производство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках,
применение современных технологий и др.;
- социальная:
создание дополнительных рабочих мест,
использование труда инвалидов,
расширение инфраструктуры в Республике Татарстан и др.;
- экологическая:
создание экологически чистой продукции,
использование экологически чистого технологического процесса производства продукции,
создание изделия, способствующего охране окружающей среды и др.
Краткая характеристика предприятия и его особенности, способствующие успешной реализации проекта:
- опыт в разработках и создании аналогичной продукции;
- наличие уникального оборудования;
- наличие уникальной технологии;
- наличие специалистов;
- наличие необходимых площадей и мощностей;
- наличие хорошо организованной сбытовой сети;
- наличие заказов и договоров с поставщиками и потребителями.
Общая оценка спроса на данную продукцию:
- общая емкость рынка;
- Ваши планируемые доли на рынках;
- покупатели в Республике Татарстан, Российской Федерации, странах Содружества Независимых Государств и других зарубежных странах;
- преимущество Вашей продукции перед конкурентами;
- свойства товара, определяющие спрос на него.
Контрольные сроки по проекту (начало, завершение строительства, приобретение недостающего оборудования, выпуск пробной партии (первой промышленной серии), выход на проектную мощность.
Состояние работ по проекту на текущий момент.
Необходимые инвестиции по этапам планирования.
Недостающие (запрашиваемые) средства, способ их получения и на что они будут использованы.
Организационно-правовая форма реализации проекта:
- выделение предприятия, производящего новый товар, на самостоятельный баланс;
- предоставление производству товара отдельного субсчета и др.
Срок окупаемости и другие показатели эффективности проекта.
Финансовое резюме:
- полученные расчетные значения показателей эффективности проекта;
- отчисления в бюджет Республики Татарстан средств от реализации проекта;
- степень достоверности планируемой отдачи от вложений в проект;
- неопределенность и риск в реализации проекта и принимаемые меры для их уменьшения.
Цель раздела - обоснование существования неудовлетворенного спроса на предлагаемый товар и возможность удовлетворения спроса в рамках реализации проекта.
2.1. Общая характеристика рынка, предприятия и его конкурентоспособности.
В п.2.1. бизнес-плана приводится краткая характеристика незаполненного рынка:
- неудовлетворенный спрос;
- стабильный или развивающийся характер отрасли (сферы) потребления и др.,
а также обосновывается перспективность выхода предприятия на рынок:
- возможность создания конкурентоспособного товара;
- готовность предприятия к выпуску такого товара;
- наличие в достаточном количестве необходимого оборудования для производства планируемого количества товара;
- налаженные связи с поставщиками;
- опыт работы в данной отрасли;
- конкурентоспособность предприятия (ноу-хау, сертифицированность системы качества, товара);
и др.
2.2. Основные конкуренты и их общая характеристика.
В п.2.2. бизнес-плана приводятся:
- наименование конкурентов;
- объемы продаж конкурентов;
- общие доли рынка, принадлежащие конкурентам;
- цены конкурентов на аналогичные товары;
- главные сильные и слабые стороны конкурентов;
- поведение конкурентов.
2.3. Общая характеристика фирмы и ее конкурентоспособности.
2.4. Основные потребители товара.
В п.2.4. бизнес-плана приводятся наименование основных потребителей, тип потребителей (конечный потребитель, посредник).
2.5. Планируемые регионы сбыта.
В п.2.5. бизнес-плана рассматриваются следующие рынки:
- Республика Татарстан;
- Российская Федерация;
- страны Содружества Независимых Государств;
- страны экспортных поставок.
2.6. Планируемые сегменты по регионам и их характеристики.
2.7. Потенциальная емкость рынка по регионам.
Содержание п.2.6. и п.2.7. бизнес-плана определяется в процессе маркетинговых исследований рынка. Рекомендуемые методики их проведения представлены в Приложении к данному макету.
Для характеристики п.2.6. проводится анализ потребителей и сегментация рынка.
Анализ потребителей.
Идентифицируют потребителей:
- перечень покупателей,
- покупаемые товары,
- места покупки.
Идентифицируют потребности потребителей:
- причины покупки,
- мотивы покупки,
- время покупки,
- количество покупок,
- частота покупок.
Идентифицируют поведение потребителей:
- покупательские привычки,
- процесс принятия решения о покупке,
- участники процесса принятия решения о покупке.
Различные рынки имеют различные характеристики поведения покупателей:
а) Рынки потребительских товаров:
- потребитель имеет комплексные потребности, которые зачастую осознает лишь частично;
- предлагаемый товар имеет для потребителя не только функциональное, но и эмоциональное значение;
- зачастую не происходит настоящего процесса принятия решения, а потребитель скорее ориентируется на торговую марку, руководствуется установившимися привычками или мнением других потребителей.
б) Рынки товаров производственного назначения:
- закупаемые изделия предназначаются для дальнейшего использования в производственном процессе;
- потребности потребителей основываются на ясно определенной цели;
- процесс принятия решения о покупке зачастую сложен и происходит внутри организаций с большим числом лидеров, имеющих свое мнение;
- покупатель часто имеет глубокое и специальное знание продукта;
- проходит относительно много времени между первым контактом с потребителем и заключением контракта.
Сегментация рынка.
Целесообразно делить рынок на определенные сегменты на основе дифференцированного поведения потребителей. Более того, сегментация рынка - главное предварительное условие эффективного использования инструментов маркетинга.
Сегмент рынка должен отвечать трем требованиям:
1) поведение потребителей в сегменте должно быть возможно более одинаковым,
2) сегмент должен быть четко отличим от других,
3) размеры сегмента должны быть достаточно большими, чтобы предприятие, действующее на дифференцированном участке рынка, смогло окупить затраты.
Сегментация может основываться на следующих факторах:
- географические или языковые критерии (национальность, регион, преобладание городского или сельского населения и т.д.);
- социально-демографические критерии:
а) индивидуальные (возраст, пол, доход, образование, профессия, размер семьи и т.д.),
б) относящиеся к предприятию (размер, отрасль промышленности и т.д.);
- психологические критерии (способность потребителей воспринимать новизну, их жизненные цели, статус и т.д.):
- другие факторы.
Для каждого сегмента (целевой группы потребителей) определяют:
- структуру и потенциальную емкость рынка;
- потребности потребителей и критерии принятия решения о покупке;
- конкуренцию по доле захвата рынка;
- уровень рыночных цен;
- требования к продукту.
Количественными характеристиками рынка являются:
- емкость рынка;
- фаза жизненного цикла рынка;
- насыщение рынка;
- темпы роста (абсолютные значения и проценты за год);
- стабильность спроса.
Качественными характеристиками рынка являются:
- структура потребностей потребителей;
- мотивы совершения покупки;
- позиция по отношению к рекламе в процессе покупки;
- интенсивность и острота конкуренции.
Цель раздела: Дать характеристику товара, делая упор на исчерпывающее знание отличительных черт и максимальное удовлетворение запросов рынка в данном виде товара.
Рекомендации:
- правильно используйте графики и диаграммы для сравнения Вашей продукции с аналогичными изделиями конкурирующих фирм;
- используйте фотографии и рисунки, если вы считаете, что они могут быть полезны;
- не перегружайте раздел техническими подробностями, если необходимо - дайте их в Приложении;
- определите, какими преимуществами обладает Ваша продукция.
3.1. Описание товара.
В п.3.1. бизнес-плана описывается товар:
- наименование;
- перечень удовлетворяемых товаром потребностей;
- основные технические характеристики;
- потребительские свойства товара;
- дизайн (эргономические и эстетические показатели);
- основные отличия и преимущества товара;
- особенности технологии изготовления.
Для товаров, планируемых к реализации на внешних рынках, указывается:
- необходимость перехода к другой системе измерения;
- необходимость внесения изменений в конструкцию;
- приемлемость для страны-рынка названия, цвета, упаковки;
- приемлемость для страны-рынка языка, содержания, диаграммы в инструкциях и другой документации, прилагаемых к товару.
3.2. Экологические свойства товара и технологического процесса его изготовления.
В п.3.2. бизнес-плана описывается:
- воздействие товара на экологическую среду;
- свойства товара, благоприятно воздействующие на экологическую среду;
- возможности товара по контролю состояния экологической среды;
- обеспечение экологической и технологической безопасности.
Влияние эксплуатации товара на экологическую среду должно анализироваться особенно тщательно у товаров, предназначенных для основного производства следующих объектов и видов промышленности:
- нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность;
- химические комбинаты и предприятия по производству стекла, минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов;
- добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ;
- предприятия по производству древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона;
- фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики;
- предприятия с гидромеханизированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы;
- микробиологические производства и заводы антибиотиков;
- склады для хранения нефтяных, нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений, пестицидов, наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов;
- животноводческие комплексы (свиноводческие, по откорму молодняка крупного рогатого скота, птицефабрики);
- мелиоративные системы;
- системы водоснабжения крупных городов;
- объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения промышленных, сельскохозяйственных и других отходов;
- санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения: мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного или областного значения.
3.3. Состояние разработки.
В п.3.3. бизнес-плана характеризуется состояние разработки:
- изделие окончательно разработано;
- создан макет, рабочий или опытный образец;
- изделие находится в стадии постановки на производство;
- изделие находится в стадии производства;
- имеются возможности для расширения ассортимента предлагаемого товара;
3.4. Дефицитные материалы, сырье, комплектующие и труднодоступные районы поставки.
В п.3.4. бизнес-плана указывается:
- использование в товаре дефицитного сырья, материалов, комплектующих;
- труднодоступные районы поставок;
- возможность найти более доступное сырье, материалы, комплектующие и районы поставки;
- существование альтернативных поставок.
3.5. Наукоемкость товара и технологии. Правовая защита товара.
В п.3.5. бизнес-плана описывается:
- использование лицензий, "ноу-хау", авторских прав;
- патентозащищенность (действующая и планируемая), сроки действия и страны;
- наличие или планирование регистрации торговой марки товара.
3.6. Общая характеристика конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность товара является относительной (по отношению к товарам-конкурентам) характеристикой. Она определяется:
- качеством товара,
- наличием торговой марки,
- состоянием рекламной деятельности,
- ценообразованием и различными видами уступок и льгот,
- уровнем послепродажного обслуживания.
Для ответа по п.3.6. заполняют табл.1, сравнивая предлагаемый товар, его цену, продвижение и сбыт с основными товарами-конкурентами (товар А, товар Б, товар В и др.).
Таблица 1
,
Факторы конкурентоспособности Оценка предлагаемого товара
в сравнении с товарами
конкурентов
,,,$
ТоварТовар АТовар БТовар В
<<<<$
1. Товар
<<<<$
1.1. Качество
<<<<$
1.2. Технико-экономические показатели и
показатели ресурсосбережения
<<<<$
1.3. Престиж торговой марки
<<<<$
1.4. Дизайн
<<<<$
1.5. Упаковка
<<<<$
1.6. Гарантийный срок
<<<<$
1.7. Уровень послепродажного обслуживания
<<<<$
1.8. Надежность
<<<<$
1.9. Защищенность патентом
<<<<$
2. Цена
<<<<$
2.1. Продажная
<<<<$
2.2. Процент скидки с цены (от объема
партии и т.д.)
<<<<$
2.3. Условия платежей с точки зрения вы-
годности для потребителя:
- с отсрочкой платежей,
- предоплата.
<<<<$
3. Продвижение товара на рынки
<<<<$
А. Рынок потребительских товаров:
<<<<$
3.1. Реклама
<<<<$
3.2. Стимулирование сбыта
<<<<$
3.3. Личные продажи
<<<<$
3.4. Пропаганда
<<<<$
Б. Рынок промышленных товаров:
<<<<$
3.1. Личные продажи
<<<<$
3.2. Стимулирование сбыта
<<<<$
3.3. Реклама
<<<<$
3.4. Пропаганда
<<<<$
4. Сбыт
<<<<$
4.1. Каналы сбыта
<<<<$
4.2. Размещение складских помещений
<<<<$
4.3. Система транспортировки
<<<<$
4.4. Система контроля запасов
4444
Для каждого фактора конкурентоспособности проставляют оценки в сравнении с предлагаемым товаром: "хуже", "одинаково", "лучше".
После чего делается качественный анализ, а его результаты используют при разработке плана реализации.
Возможно привлечение для заполнения такой таблицы группы экспертов, проставление ими количественных оценок и их обработка.
При сравнении продвижения товара на рынок, планировании рекламной кампании и составлении планов реализации помните, что эффективность стимулирования продаж для потребительских и промышленных товаров различна. Так, для товаров широкого спроса наиболее эффективна реклама. Если ее эффективность принять за 1, то эффективность стимулирования сбыта составит 0,84, личных продаж - 0,57, а пропаганды - 0,31.
Для товаров промышленного назначения наиболее эффективны личные продажи. Если их эффективность принять за 1, то эффективность стимулирования сбыта составит 0,58, рекламы - 0,37, а пропаганды - 0,26.
Цель раздела: Показать, как планируется реализация товара, и документально подтвердить запланированный сбыт.
4.1. Программа рыночных исследований в процессе вывода товара на рынок и на последующих этапах жизненного цикла товара.
В п.4.1. бизнес-плана описывается:
- план сбора и анализа рыночной информации в процессе разработки, на этапах пробных продаж, выведения на рынок и последующих этапах жизненного цикла товара;
- планируемые работы по уточнению объема продаж, ассортимента товара и рынков сбыта;
- направления совершенствования продукции с учетом срока прохождения жизненного цикла товара, ответных действий конкурентов, реакции потребителей, требований к упаковке, ее параметрам и внешнему виду.
4.2. Рекламная кампания.
В п.4.2. бизнес-плана приводятся:
- целевые группы воздействия;
- основные цели кампании;
- средства и способы рекламы;
- сроки и частота рекламных обращений;
- исполнители.
4.3. Планирование сбыта.
В п.4.3. бизнес-плана приводятся:
- характеристика собственной сбытовой сети и каналы сбыта товара;
- использование сбытовых сетей других фирм;
- работа под торговой маркой известной фирмы;
- использование "Паблик-рилейшнз".
4.4. Планирование послепродажного обслуживания и сервиса.
В п.4.4. бизнес-плана характеризуется организация послепродажного обслуживания и сервиса.
4.5. Затраты на реализацию товара.
В п.4.5. бизнес-плана указываются планируемые затраты на реализацию товара (коммерческие расходы).
4.6. Объем реализации товара во времени, по регионам и потребителям.
В п.4.6. бизнес-плана указываются:
- объем реализации товара в натуральных и денежных единицах для планируемого срока реализации проекта. Если не известен жизненный цикл товара, то срок должен быть не менее 3-5 лет или до выхода на проектную мощность;
- объем реализации указывают по регионам и по основным потребителям.
4.7. Документальное подтверждение запланированного объема сбыта товара.
В п.4.7. бизнес-плана указывается наличие документального подтверждения планируемых поставок товара на период не менее срока окупаемости проекта. Сами договора купли-продажи, протоколы намерений, оформленные по всем правилам, приводят в приложении к бизнес-плану.
Цель раздела: Привести план приобретения необходимого сырья, материалов, комплектующих, оборудования для изготовления товара.
5.1. Название региона поставки.
Рассматриваются регионы поставки: Республика Татарстан, Российская Федерация, страны Содружества Независимых Государств и другие зарубежные страны. Особо выделяется свой регион, если возможно организовать замкнутый цикл производства товара в Республике Татарстан.
Пункты 5.2.-5.6. бизнес-плана заполняются отдельно по каждому из регионов поставки.
5.2. Фирмы-поставщики по основным видам сырья, материалов, комплектующих и оборудования.
В п.5.2. для каждого основного вида сырья, материалов, комплектующих и оборудования указывается название фирмы, город, страна. Полный перечень приобретаемого оборудования приводится в Приложении.
5.3. Объемы поставок.
В п.5.3. объемы поставок указываются в натуральных и денежных единицах (для импорта - в валюте страны импорта).
5.4. Характер и средства доставки.
В п.5.4. указываются характер и средства доставки необходимого сырья, материалов, комплектующих и оборудования.
5.5. Гарантированность и стабильность поставок.
В п.5.5. подтверждают гарантированность и стабильность поставок:
- указываются альтернативные поставки по более выгодным условиям или из более доступных регионов,
- указываются лимитированные поставки, причины и пути их устранения.
5.6. Наличие протоколов намерений, договоров, контрактов на поставку.
В п.5.6. перечисляют документы, подтверждающие поставку, а сами документы приводятся в приложении.
Назначение - дать представление о продуманности обеспечения производства недостающими мощностями и оборудованием.
6.1. Проведение НИОКР для обеспечения производства своими силами.
6.2. Проведение НИОКР для обеспечения производства по договору.
В п.6.1. и п.6.2. бизнес-плана указываются:
- этапы, сроки и стоимость НИОКР по созданию необходимого оборудования или технологического процесса для производства товара.
6.3. Этапы и сроки технологической подготовки серийного производства.
В п.6.3. приводятся этапы и сроки технологической подготовки серийного производства.
6.4. Технологическое оборудование, необходимое для производства запланированного количества товара.
В п.6.4. (при большом объеме - в приложении) приводится перечень оборудования, необходимого для запланированного максимального объема производства товара.
6.5. Недостающие производственные мощности и технологическое оборудование.
В п.6.5. указываются:
- производственные мощности;
- производственные площади;
- станки;
- транспортные средства;
- вентиляционное оборудование;
- складские помещения;
- очистные сооружения;
- охрана;
- энергоносители:
электроэнергия,
вода,
пар,
газ,
сжатый воздух;
и др.
6.6. Способы привлечения недостающих, мощностей и оборудования.
В п.6.6. указываются:
- покупка;
- аренда;
- лизинг;
- строительство;
- использование имеющегося.
6.7. Кооперация.
В п.6.7. указывается планируемая производственная кооперация (с кем и в какой области) при изготовлении товара. Подробно описывается кооперация с предприятиями Республики Татарстан.
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |