Расширенный поиск

Закон Государственного Совета Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ

Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 13-ЗРТ
"Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

(В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 19.07.2012 № 57-ЗРТ)

 

Принят Государственным Советом РТ 31 марта 2011 года

 

Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

 

Казань, Кремль

22 апреля 2011 года

N 13-ЗРТ

 

 




Приложение к Закону Республики Татарстан "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

 

Программа
социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы

 


Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы

 

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;

Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан;

министерства, ведомства Республики Татарстан;

Казанский (Приволжский) федеральный университет;

Казанский государственный финансово-экономический институт

Цель и задачи Программы

Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

повышение конкурентоспособности экономики;

формирование динамичной системы государственного и муниципального управления;

создание инновационной диверсифицированной экономики;

экологизация экономики;

увеличение доли среднего класса

Срок реализации Программы

2011-2015 годы

Перечень разделов Программы

1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан

2. Цель и задачи Программы

3. Основные мероприятия Программы

3.1. Имущественные отношения

3.2. Размещение производительных сил

3.3. Человеческий капитал и рынок труда

3.4. Инновационное развитие

3.5. Деятельность монопольных организаций

3.6. Урбанизация и рурализация

3.7. Теневая экономика

3.8. Средний класс

3.9. Финансовые институты

3.10. Участие государства в экономике

3.11. Ценовая и тарифная политика

3.12. Уровень жизни - экономические и экологические факторы

4. Сроки реализации Программы

5. Механизм управления реализацией Программы

6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Приложение

Исполнители Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан;

исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан;

органы местного самоуправления;

Академия наук Республики Татарстан;

высшие и иные учебные заведения;

научно-исследовательские организации;

предприятия и организации Республики Татарстан

Система организации контроля за исполнением Программы

Формы и методы организации контроля за исполнением Программы определяются Государственным Советом Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках своей компетенции

Основные результаты реализации Программы

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 19 июля 2012 г. N 57-ЗРТ в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст раздела в предыдущей редакции

1. Характеристика социально-экономического положения Республики Татарстан

 

Программа разработана в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе Республики Татарстан, в последнее десятилетие характеризуется изменением государственных институтов. Вновь формирующиеся институты, способствующие развитию свободного рынка и демократического общества, содержат в себе институциональные ловушки, неучет наличия которых может привести к системным ошибкам. Здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.

Решение поставленных перед Республикой Татарстан задач, требующих создания инновационной диверсифицированной экономики и на этой основе повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, потребовало анализа наличия институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития Республики Татарстан.

В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Программе подходов и предложений по решению проблем институционального характера используется институциональная матрица. Ее структура приведена на рисунке 1.

"Рис. 1. Институциональная матрица"

Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности. При этом интенсивность цвета означает степень актуальности влияния фактора.

Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах. Причем каждая из ловушек может иметь мультиплицирующий характер и обуславливать появление новых рисков и угроз в проблемно связанных секторах.

Как видно из рисунка 1, в качестве институциональных факторов определены:

имущественные отношения;

размещение производительных сил;

человеческий капитал и рынок труда;

инновационное развитие;

деятельность монопольных организаций;

урбанизация и рурализация;

теневая экономика;

средний класс;

финансовые институты;

участие государства в экономике;

ценовая и тарифная политика;

уровень жизни - экономические и экологические факторы.

В Республике Татарстан до настоящего времени система программирования была построена по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам. В связи с этим из поля зрения выпадали угрозы и риски, возникающие по причине появления проблем институционального характера. Разработка настоящей Программы осуществлена на основе анализа влияния на развитие экономики институциональных факторов. Аналогичные подходы применяются при разработке программ в других странах, однако в настоящее время отсутствует информация о применении институционального подхода в системах программирования других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что отраслевые и территориальные программы целесообразно разрабатывать тогда, когда возникает необходимость решить проблемы стратегического и тактического характера в пределах установленных "коридоров" институциональных факторов, а также тогда, когда с высокой степенью уверенности можно считать, что эти факторы отсутствуют. Вместе с тем, как показывает многолетний опыт, в разрабатываемых и реализуемых сегодня в Республике Татарстан программах акцент ставится на финансировании программных мероприятий, которые нередко являются текущими задачами министерств, ведомств и органов местного самоуправления.

Программа, в отличие от других, ранее разработанных и реализованных программ, содержит следующие новшества:

1. Новый подход к разработке Программы, суть которого заключается в анализе влияния институциональных факторов на развитие секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан.

Необходимо отметить, что при анализе каждого из перечисленных институциональных факторов выявляются функциональные блоки, совокупность которых в целом характеризует уровень развития деловой активности, инвестиционной привлекательности, инновационной модернизации всех секторов экономики и социальной сферы и на этой основе возрастание их конкурентоспособности.

2. Новая модель программирования, обеспечивающая неукоснительное соблюдение межпрограммных функциональных связей. Здесь речь идет о взаимосвязи всех разрабатываемых в соответствии с данной Программой республиканских, ведомственных и муниципальных (в том числе межмуниципальных) программ и проектов как между собой, так и каждой из них с данной Программой.

3. Новая технология внесения изменений в Программу. Ранее практически было невозможным внесение изменений в средне- и долгосрочные программы, так как они были разработаны на основе анализа текущих проблем, а также содержали конкретные значения целевых индикаторов и объемы финансирования. Поэтому любое изменение текущего состояния (а оно объективно изменяется) требовало изменения всей программы, что означало, по сути, разработку новой программы. Новая технология позволяет вносить изменения в Программу в процессе ее реализации, а также в разработанные на ее основе программы.

Близкий к институциональному подход был применен при разработке трех программ социально-экономического развития Республики Татарстан: на 1996-2000 гг.; 2001-2005 гг.; 2005-2010 гг. Отличие заключалось в том, что эти программы были ориентированы на решение проблем в различных секторах жизнедеятельности и содержали конкретные индикаторы, которые должны были быть достигнуты. Следует отметить, что программы были выполнены, за исключением некоторых параметров Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы из-за влияния кризиса 2008-2009 годов.

В таблице 1 приведены итоги ее выполнения в разрезе индикаторов.

 

Таблица 1

 

Итоги выполнения Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы

 

Наименование показателя

Значение на 2010 год по Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы

Фактически достигнутое значение показателя в 2010 году

Качество жизни

1,0

0,986

Средняя заработная плата, тыс.рублей

14,4

17,4

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), тыс.рублей

14,0

18,1

Продолжительность жизни, лет

69,1

71,3

Обеспеченность жильем (общая площадь), кв.м

23

22,7

Обеспеченность площадью на одного занимающегося в учреждениях общего образования (при сменности 1,5), %:

 

 

город

100

75

село

162,5

207

Число муниципальных образований, не обеспечивающих финансирование закрепленных расходных полномочий за счет собственных доходов без учета средств, получаемых из бюджетов других уровней, %

32

29

ВРП, млрд.рублей

780

995

Рост ВРП в сопоставимых ценах, в % к 2004 году

147,9

137,0

Ежегодный прирост ВРП за счет инновационной деятельности, %

>2

>2

Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума) по методике РФ, %

8,6

8,3

 

Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005-2010 годах приведены в приложении к настоящей Программе.

 

2. Цель и задачи Программы

 

Целью Программы является повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

повышение конкурентоспособности экономики;

формирование динамичной системы государственного и муниципального управления;

создание инновационной диверсифицированной экономики;

экологизация экономики;

увеличение доли среднего класса.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 19 июля 2012 г. N 57-ЗРТ в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст раздела в предыдущей редакции

3. Основные мероприятия Программы

 

Для обоснованного выбора путей решения сформулированных задач и достижения на этой основе цели Программы необходимо рассмотреть развитие ситуации в отраслях экономики Республики Татарстан с точки зрения перечисленных в разделе 1 институциональных факторов, их влияния на стратегии дальнейшего развития инновационной и инвестиционной деятельности. Более того, выбранные пути решения данных задач формируют инвестиционную стратегию республики. Особая актуальность этого тезиса обусловлена включением Республики Татарстан в число субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Нельзя сказать, что вышеперечисленные факторы не были в зоне внимания органов власти. Решения по устранению проблем, вызванных институциональными факторами, принимаются регулярно. Однако, как показал анализ, многие из этих проблем являются институциональными ловушками, т.е. с разной степенью инерции проблема возвращается практически в исходное состояние либо порождает другие проблемы. Такая ситуация является свидетельством того, что для решения сформулированных проблем должны быть реализованы мероприятия, решения по которым должны также носить институциональный характер. Возникновение институциональных ловушек - одна из главных опасностей при проведении реформ. Решающую роль в процессе недопущения или снижения риска их появления играет эффективная работа в сфере координации принимаемых решений. Если система находится в институциональной ловушке, то вероятность быстрого экономического роста невелика. Именно поэтому существует тесная связь между экономическим ростом и качеством институтов как системы правил и норм, интегрированных на уровне целеполагания.

В связи с этим крайне важно провести анализ влияния перечисленных в разделе 1 факторов на социально-экономическое развитие с учетом уровня сложности и возможности устранения институциональных ловушек.

 

3.1. Имущественные отношения

 

3.1.1. Краткая характеристика проблем в сфере управления имущественными отношениями

Сфера управления имущественными отношениями характеризуется наличием достаточной нормативной правовой базы. Вместе с тем предусмотренная законодательством система управления государственной и муниципальной собственностью чрезмерно сложна, что обуславливает появление целого блока проблем в рассматриваемой сфере.

Прежде всего это касается вопросов взаимодействия соответствующих уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой, а также с подведомственными организациями, другими хозяйствующими субъектами, гражданами.

Мировой опыт, а также лучшая практика в субъектах Федерации подтверждают целесообразность четкого разграничения полномочий в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. При этом государство всегда должно быть активным субъектом на рынке имущественных отношений.

Наибольшее количество проблем накопилось в сфере земельных отношений. Сегодня в Республике Татарстан нет межселенных территорий, а значит, основной имущественный комплекс в виде земельных участков строго распределен по территориям поселений. При этом земли на территории Республики Татарстан находятся в собственности Российской Федерации, Республики Татарстан, в муниципальной и частной собственности.

На конец 2010 года площадь земель на территории Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс.га, из них в частной собственности, в том числе долевой собственности, граждан и организаций находится 3145,4 тыс.га (46%).

Право распоряжения земельными участками распределено следующим образом: у федеральных органов власти - 1673,6 тыс.га, муниципальных образований - 1939,7 тыс.га, Республики Татарстан - 25 тыс.га.

Земельный фонд Республики Татарстан включает в себя 4630,1 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения, 79 тыс.га земель промышленности и иного специального назначения, 436,1 тыс.га земель водного фонда, 1217,7 тыс.га земель лесного фонда.

При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, переводе земель из одной категории в другую, вовлечении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственный оборот необходимы скоординированная деятельность всех вышеперечисленных субъектов, а также надлежащее информационное обеспечение общественности.

Сегодня есть ряд ограничений, связанных с использованием земель под инженерные и транспортные коммуникации, лесопосадки и так далее.

К важным имущественным ресурсам относятся особо охраняемые природные территории. Их в Республике Татарстан 160, в том числе один заповедник (Волжско-Камский), один национальный парк (Нижняя Кама), 129 памятников природы, 29 природных заказников. Их формирование и развитие сопряжены с рациональным использованием земельных, лесных и водных ресурсов. Однако в настоящее время не завершена работа по их паспортизации и постановке на кадастровый учет, нет и стратегии развития данных территорий.

Ряд проблем накопился в сфере развития и использования инфраструктурного имущественного комплекса. Так, тарифная политика в системе грузовых железнодорожных перевозок привела к тому, что основная часть хозяйствующих субъектов перешла на использование автомобильных перевозок в своей хозяйственной деятельности. Можно утверждать, что сегодня налицо ситуация, когда недостаточное развитие транспортного комплекса и большая нагрузка на него сдерживают развитие бизнеса и доступность социально-экономических благ для населения.

Также в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Республика Татарстан не обладает полномочиями по принятию самостоятельных управленческих решений по использованию водных путей и ресурсов рек Волги, Камы, Вятки, протекающих по территории Республики Татарстан. К примеру, это касается вопросов забора воды, использования общераспространенных полезных ископаемых со дна рек, повышения уровня Куйбышевского водохранилища и так далее.

Особую озабоченность вызывает процесс снижения уровня воды, который в 2010 году составил порядка 49 метров, что более чем на два метра ниже нормативного значения. Это привело к нарушению судового хода, проблемам забора воды для питьевых и хозяйственных нужд, с инженерными коммуникациями, сопряженными с использованием водных ресурсов, к обострению экологических проблем, связанных с сохранением биоразнообразия.

Серьезные проблемы имеются и в сфере управления лесным фондом, которые особенно обострились в связи с засухой летом 2010 года. Структура лесов характеризуется низкосортностью и низкой пригодностью в качестве деловой древесины. В то же время лесные массивы выполняют очень важную экологическую функцию.

Значительная часть лесных массивов расположена на землях сельскохозяйственного назначения. Отсутствуют границы лесных поселков, а также лесных участков на землях сельскохозяйственного назначения, причем эти земли относятся к муниципальной собственности, что не позволяет Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан как центру ответственности за управление лесным фондом должным образом координировать работу по лесоустройству, увеличению лесистости территории Республики Татарстан и восстановлению лесов. Ряд полномочий, связанных с благоустройством улиц, скверов, дорог и припоселковых территорий, также относится к компетенции органов местного самоуправления, и Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан не имеет возможности принимать участие в планировании этой деятельности.

Усугубляются проблемы, связанные с засорением лесов в связи с большим количеством упавших и невывезенных деревьев.

Информация об изменениях:

Законом РТ от 19 июля 2012 г. N 57-ЗРТ в пункт 3.1.2 подраздела 3.1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.1.2. Влияние проблем в сфере управления имущественными отношениями на развитие отраслей (секторов) экономики

Проблемы в сфере управления имущественными отношениями:

отсутствие должной координации правообладателей имущественных ресурсов (действий государственных и муниципальных органов, а также инвесторов и населения в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом);

невыполнение или частичное выполнение требований законодательства в сфере имущественных отношений, отсутствие подзаконных актов, определяющих механизм реализации законодательства;

несвоевременная передача освобождающихся зданий для дальнейшего их включения в хозяйственный оборот при реорганизации сети подведомственных организаций в отраслях социальной сферы;

административные барьеры для инвесторов и других хозяйствующих субъектов при получении правоустанавливающих и иных документов на земельные участки;

недостаточно отработанные взаимоотношения с населением, владеющим земельными долями;

сложность межведомственного взаимодействия при переводе земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения и наоборот;

отсутствие взаимодействия территориальных федеральных, республиканских и муниципальных органов по управлению имущественными комплексами;

превалирование интересов крупных компаний при предоставлении земельных участков и установлении сервитутов;

отсутствие генеральных планов и схем территориального планирования муниципальных образований, а также отсутствие перспектив изменения их границ;

значительный имущественный ресурс ликвидируемых организаций и ресурс имущества, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен (бесхозяйные вещи);

большой объем объектов, не завершенных строительством с использованием бюджетных средств;

значительный объем неиспользуемых или неэффективно используемых площадей у предприятий;

нарушение судового хода в связи со снижением уровня воды в реках Каме и Волге более чем на два метра ниже критической отметки, а также обострение проблем добычи и переработки общераспространенных полезных ископаемых, осложнение экологических проблем;

возникновение конфликта интересов при приватизации объектов естественных монополий в сфере коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов).

Ниже дана краткая характеристика каждой из перечисленных проблем.

Отсутствие должной координации правообладателей имущественных ресурсов (действий государственных и муниципальных органов, а также инвесторов и населения в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом)

Сегодня налицо административная разобщенность системы, которая на уровне страны должна осуществлять государственное управление земельными ресурсами и недвижимостью. В Республике Татарстан, как и в России в целом, земельными и имущественными вопросами занимается одновременно несколько ведомств:

- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в компетенцию которого входит управление земельными и имущественными ресурсами;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в компетенцию которого входит также управление землями сельскохозяйственного назначения;

- Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, являющееся центром ответственности за управление лесным фондом, а также особо охраняемыми природными территориями;

- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, отвечающее за соблюдение экологических правил и норм, управление государственным фондом недр;

- Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, отвечающее за управление энергосетевым хозяйством и нефтегазохимическим комплексом;

- органы местного самоуправления, в компетенции которых находится выделение земель.

Невыполнение или частичное выполнение требований законодательства в сфере имущественных отношений, отсутствие подзаконных актов, определяющих механизм реализации законодательства

Необходимо отметить, что в области управления земельными и имущественными отношениями принято достаточное количество нормативных правовых актов, выполнение которых позволило бы с достаточной эффективностью осуществлять управление имущественным комплексом. Вместе с тем многие документы, в том числе федерального уровня, носят рамочный характер, а по некоторым так и не приняты подзаконные нормативные акты, детализирующие реализацию законодательных норм. Подтверждением тому являются Федеральный закон от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". В Федеральном законе "О государственном оборонном заказе" закреплены нормы о формировании государственного оборонного заказа для предприятий этого комплекса до принятия федерального бюджета на очередной финансовый период. Однако оборонные предприятия, расположенные на территории Республики Татарстан, фактически получают этот заказ в течение первого и второго кварталов следующего года. Объем этого заказа, как правило, не позволяет в полной мере обеспечить содержание незадействованного имущественного комплекса. Данные организации находятся в сложном финансовом положении и несут убытки. Кроме того, появляются проблемы с выплатой заработной платы, содержанием имущества и т.п. 

Федеральным законом "О концессионных соглашениях" не определен механизм взаимодействия, когда в качестве концедента выступает, например, не только один субъект Российской Федерации, а субъект Российской Федерации и муниципальное образование, не урегулирован также ряд других вопросов.

Несвоевременная передача освобождающихся зданий для дальнейшего их включения в хозяйственный оборот при реорганизации сети подведомственных организаций в отраслях социальной сферы

В настоящее время объем площадей зданий и сооружений, занимаемых учреждениями социальной сферы, составляет более 15 млн.кв.м. Проводимая работа по реструктуризации их сети привела к высвобождению значительных площадей в отраслях образования и здравоохранения. Вместе с тем, учитывая, что освобождающиеся помещения не имеют в данном населенном пункте и, прежде всего, в сельских поселениях коммерческой ценности, балансодержатель вынужден нести затраты по консервации этого помещения и его охране, что классифицируется как неэффективное или даже нецелевое использование бюджетных средств.

Не решены также проблемы, связанные с сохранением права собственности Республики Татарстан при передаче государственного имущества Республики Татарстан организациям иных форм собственности. Например, федеральному высшему учебному заведению может быть предоставлено право владения и пользования имущественным комплексом учреждения начального и (или) среднего профессионального образования, однако присоединение последнего к федеральному высшему учебному заведению требует передачи соответствующего имущественного комплекса в федеральную собственность.

Административные барьеры для инвесторов и других хозяйствующих субъектов при получении правоустанавливающих и иных документов на земельные участки

Сроки принятия решений по выдаче различного рода разрешительных документов по ряду процедур по-прежнему более продолжительные по времени, чем в других субъектах Российской Федерации.

Административные услуги на выдачу разрешительных документов не переведены в электронный вид, что делает невозможным для пользователя отследить текущее положение дел по рассмотрению заявления.

Пользователь не имеет полной информации о характеристиках соседних земельных участков, а также намерениях органов власти по их использованию.

Дублируются виды деятельности ряда территориальных федеральных и республиканских органов при выполнении процедуры выдачи таких разрешений.

Сложность межведомственного взаимодействия при переводе земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения и наоборот

Разрешение на перевод земель из одной категории в другую практически всегда связано с разрешением конфликта интересов, в частности, между органами местного самоуправления и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а также органами местного самоуправления и предприятиями (к примеру, при выделении участков под объекты нефтедобычи, создании новых транспортных и инженерных коммуникаций и так далее). Кроме того, в этот контур взаимодействия включен ряд территориальных федеральных органов, таких как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.

Превалирование интересов крупных компаний при предоставлении земельных участков и установлении сервитутов. Недостаточно отработанные взаимоотношения с населением, владеющим земельными долями

При прокладке инженерных коммуникаций через земельные участки, не принадлежащие компаниям, по решению которых эта работа выполняется, как правило, превалируют интересы именно крупных компаний. Особенно много проблем при прокладке, ремонте и реконструкции коммунальных сетей через земельные участки, занятые жилищным фондом.

Не везде завершена работа по межеванию прилегающих к жилым домам придомовых территорий, что означает отсутствие налогоплательщика. Отсутствует эта информация и в большинстве технических паспортов жилых домов.

Не снято недовольство сельского населения, своевременно не оформившего свои права на земельные доли.

Отсутствие генеральных планов и схем территориального планирования муниципальных образований, а также отсутствие перспектив изменения их границ

С 1 января 2012 года в случае отсутствия в муниципальных образованиях документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет запрещено осуществлять основные виды градостроительной деятельности.

Несмотря на это, в большинстве муниципальных образований Республики Татарстан работа по разработке и утверждению документов территориального планирования не завершена.

Так, на конец 2010 года утверждены схемы территориального планирования Зеленодольского и Альметьевского муниципальных районов Республики Татарстан, в разработке находились проекты схем территориального планирования 30 муниципальных районов, в стадии согласования - 12 муниципальных районов Республики Татарстан.

Также на конец 2010 года утверждено 22 генеральных плана, в том числе городов Казани и Набережные Челны; разработаны и находились на стадии согласования 10 проектов генеральных планов, на стадии разработки генеральные планы 15 поселений - административных центров муниципальных районов, 56 городских и сельских населенных пунктов.

Но даже разработанные генеральные планы становятся неактуальными, поскольку в них не вносятся текущие изменения в сфере социально-экономического развития муниципальных образований. Такая ситуация делает невозможным создание рациональной схемы развития и размещения производительных сил, включая объекты общественной инфраструктуры.

Значительный имущественный ресурс ликвидируемых организаций и ресурс имущества, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен (бесхозяйные вещи)

В настоящее время более 940 предприятий находятся в стадии банкротства. Обсуждению проблем финансового оздоровления предприятий было посвящено специальное заседание Совета Безопасности Республики Татарстан. Как одна из важнейших проблем была отмечена распродажа арбитражными управляющими, как правило, имущественных комплексов предприятий по частям. Кроме того, еще до начала процедур банкротства этот комплекс оказывается уже частично выведенным из активов предприятий и малопригоден для последующей экономической реабилитации предприятия. Значительно влияние органов местного самоуправления на принятие решений арбитражными управляющими, и это влияние не всегда способствует сохранению целостности имущественного комплекса и его последующей коммерциализации.

Вместе с тем, как правило, отсутствует пакет предложений по реабилитации инвестиций и самих предприятий. Государственные и муниципальные органы, ответственные за управление имуществом, не являются участниками процедур выкупа имущественных комплексов с целью последующего эффективного их использования в интересах Республики Татарстан.

Большой объем объектов, не завершенных строительством с использованием бюджетных средств

Остаточная стоимость объектов социально-культурной сферы, не завершенных строительством, составляет 22,1 млрд.рублей (включая объекты, не вышедшие за нормативные сроки строительства), и всего лишь 9,8 млрд.рублей составляет освоение средств на строительстве этих объектов. Более того, часть объектов строится по 8-10 лет. Редко соблюдаются нормативные сроки строительства. Один и тот же застройщик может получить разрешение на строительство нового объекта, не завершив к этому времени целый ряд предыдущих объектов. Как правило, в связи с превышением нормативных сроков строительства увеличивается и стоимость работ. Многие объекты общественной инфраструктуры строятся без должного учета уровня обеспеченности данного муниципального образования этими объектами, а также без учета перспективы развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Отсутствует единый реестр существующих, строящихся и планируемых к строительству объектов.

Значительный объем неиспользуемых или неэффективно используемых площадей у предприятий

Сегодня предприятия Республики Татарстан занимают около 70 млн.кв.м производственных площадей, включая земельные участки внутри периметра предприятий. Часть предприятий эффективно использует незадействованные производственные площади. Примером является ОАО "Камский индустриальный парк "Мастер", расположенное на площадях одного из бывших предприятий ОАО "КАМАЗ". На ряде предприятий были распроданы отдельные фрагменты имущественного комплекса (ОАО "Холдинговая компания "Тасма", ФКП "Казанский завод точного машиностроения" (Точмаш) и так далее), что сегодня не позволяет оптимально использовать оставшиеся площади.

Вместе с тем необходимо отметить, что существует ряд объективных причин неэффективного использования площадей предприятий. В частности, оборонные предприятия вынуждены относить затраты на содержание неиспользуемого имущества специального назначения на производство гражданской продукции и, по понятным причинам, не могут коммерциализировать данные площади. На некоторых предприятиях в структуре затрат содержание этого имущества составляет значительную долю.

Нарушение судового хода в связи со снижением уровня воды в реках Каме и Волге более чем на два метра ниже критической отметки, а также обострение проблем добычи и переработки общераспространенных полезных ископаемых, осложнение экологических проблем

Уровень воды в реках Каме и Волге находится более чем на два метра ниже критической отметки. В 2010 году он составлял около 49 метров. В результате нарушен судовой ход, серьезные проблемы появились с водозабором и водоотведением, так как инженерные коммуникации спроектированы на нормативный уровень отметки. Появилась угроза исчезновения отдельных видов фауны.

Может также достичь критической отметки уровень загрязнения рек в связи со сливом в них бытовых, промышленных и ливневых стоков.

Возникновение конфликта интересов при приватизации объектов естественных монополий в сфере коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов)

Источником социальной напряженности в ряде муниципальных районов может стать прямое или косвенное участие представителей муниципальной власти в приватизации объектов естественных монополий коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, сбор, вывоз, захоронение и утилизация отходов). При этом возникает конфликт интересов между населением, муниципальной властью и частным бизнесом при установлении тарифов на эти услуги, где муниципальная власть порой становится заинтересованной стороной в завышении тарифов и непрозрачности отношений в этой сфере.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 20 января 2014 г. N 7-ЗРТ в пункт 3.1.3 подраздела 3.1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

(В редакции Закона Государственного Совета Республики Татарстан от 20.01.2014 № 7-ЗРТ)Таблица 2

 

3.1.3. Мероприятия в сфере имущественных отношений

 

Мероприятие

Исполнитель

Срок выполнения

1. Разработать проект нормативного правового акта, регламентирующего порядок создания и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, органы местного самоуправления (по согласованию)

2012 год

2. Организовать перевод оказания услуг, связанных с оформлением разрешительных, информационных и иных документов, в том числе технических условий присоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с административными регламентами в электронный вид

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан

2011 год

3. Разработать нормативный правовой акт, регулирующий вопросы передачи имущества учреждений бюджетной сферы, освобождаемого в процессе модернизации, в казну Республики Татарстан с целью дальнейшего эффективного его вовлечения в хозяйственный оборот

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2 квартал 2011 года

4. Разработать предложения по участию исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (Министерства земельных имущественных отношений Республики Татарстан) в решении вопросов определения дальнейшей судьбы имущества ликвидируемых организаций и бесхозяйного имущества

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,

органы местного самоуправления

2 квартал 2011 года

5. Разработать и ввести в действие минимальный транспортный стандарт

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан

4 квартал 2011 года

6. Обеспечить разработку региональных нормативов качества окружающей среды - нормативов допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почве после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ для обеспечения оценки качества рекультивации земель, занятых объектами нефтедобычи

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

2011-2012 годы

7. Завершить разработку схем территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, генеральных планов и правил землепользования и застройки административных центров муниципальных районов Республики Татарстан, обеспечив их актуализацию

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, органы местного самоуправления

2012 год

8. Разработать предложения о внесении изменений в федеральное законодательство, направленных на усиление ответственности застройщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан

2012 год

9. Создать реестр не задействованных в производственном процессе площадей предприятий с долей государства в уставном капитале

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерство энергетики Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2011 год

10. Разработать законопроект о государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан

Министерство юстиции Республики Татарстан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан

1 полугодие 2011 года

11. Разработать нормативные правовые акты, направленные на развитие государственно-частного партнерства в Республике Татарстан

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

4 квартал 2011 года

12. Внести предложения во вновь разрабатываемые "Основные правила использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища на р. Волге", учитывающие интересы Республики Татарстан

Министерство энергетики Республики Татарстан

1 полугодие 2011 года

13. Разработать стратегию развития особо охраняемых природных территорий и завершить их комплексную паспортизацию

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

2012 год

14. Разработать нормативный правовой акт, регламентирующий взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления по охране, использованию и восстановлению лесного фонда Республики Татарстан, а также по увеличению лесистости на деградированных, неудобных, подверженных ветровой и водной эрозии землях сельскохозяйственного назначения

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

2 квартал 2011 года

15. Внести сведения о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр недвижимости

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан

2011-2015 годы

16. Создать единый реестр имущества (государственного, муниципального), включая здания, сооружения, транспортные коммуникации, особо охраняемые природные территории, земельные участки, памятники культуры, объекты благоустройства и другие, с целью обеспечения вовлечения имущества в экономику преимущественно с использованием электронного реестрового номера

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, органы местного самоуправления

2012 год

17. Разработать план мероприятий по упорядочению и приведению в соответствие с нормами действующего законодательства документов по приватизации жилищного фонда в части включения в них имущества общего пользования

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, органы местного самоуправления

3 квартал 2011 года

18. Обеспечить 100%-ную постановку на кадастровый учет земельных участков

Органы местного самоуправления, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (по согласованию)

2012 год

19. Обеспечить непрерывное функционирование, актуализацию и наполнение Геопортала Республики Татарстан

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

2014-2015 годы

20. Создать единую (республиканскую и муниципальную) электронную базу данных объектов общественной инфраструктуры

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства, органы местного самоуправления (по согласованию)

2015 год

21. Обеспечить создание маневренного жилищного фонда

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

2015 год

22. Создать и поддерживать в актуальном состоянии электронную базу данных земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, с описанием их характеристик

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

2014-2015 годы

 

3.2. Размещение производительных сил

 

3.2.1. Краткая характеристика проблем размещения производительных сил

Очевидно, что эффективное автономное социально-экономическое развитие отдельных населенных пунктов в дальнейшем невозможно и в целом этап автономного развития муниципальных образований и даже регионов исчерпал свой ресурс. Только интеграционные процессы, создание территориальных кластеров, реализация межмуниципальных проектов могут обеспечить динамичное развитие. В основе этих процессов лежит решение задачи рационального размещения и развития производительных сил.

В широком смысле слова под производительными силами понимается совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. В контексте настоящей Программы важно отметить, что производительными силами должны стать как производства реального сектора экономики, так и объекты сферы услуг, включая социальные.

Основными целями решения задач по размещению производительных сил являются увеличение добавленной стоимости, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, решение проблем в сфере занятости населения, обеспечение экологического благополучия и в целом повышение качества жизни населения.

Часто решение задач по размещению производительных сил основывается на попытках равномерного расположения хозяйствующих субъектов на территории. Однако лучшая мировая практика в этой сфере убедительно свидетельствует о том, что в условиях современной транспортной инфраструктуры, мобильности населения, рациональной кластеризации производств и системы образования наиболее целесообразным способом размещения производительных сил является определение центров притяжения, которыми, как правило, являются крупные предприятия или научно-образовательные центры. В настоящее время не сформирована концепция государственной политики в этой сфере как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Татарстан.

Сегодня в Республике Татарстан сформированы три крупных центра притяжения - Набережночелнинская агломерация, Столичная агломерация и Юго-Восточная агломерация с центрами в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Казань и Альметьевск. Вместе с тем в рамках существующей специализации районов Республики Татарстан выделяются сельскохозяйственные районы с центрами притяжения второго уровня - территориями агропромышленного профиля. Активно ведется работа по индустриализации республиканского агропромышленного комплекса. В Республике Татарстан создается 14 образовательных кластеров, где будут сформированы центры притяжения в сфере научно-образовательной деятельности. Образовательный кластер - это совокупность научно-образовательных центров во главе с высшим учебным заведением, включающая в себя инновационные малые предприятия и научно-исследовательские центры, создаваемые вокруг высшего учебного заведения. Кроме того, в состав образовательного кластера входят учреждения среднего и начального профессионального образования. Таким образом, создается цепочка интегрированных образовательных программ. Функционирование такого кластера основывается, в том числе, на государственном заказе на специалистов соответствующего профиля для каждого из создаваемых кластеров с учетом потребностей экономики и социальной сферы, что обеспечивает тесную интеграцию работодателей с образовательной системой.

Эффективной формой размещения производительных сил является также развитие общественной инфраструктуры. В рамках этого направления на территории Республики Татарстан располагаются учреждения социальной сферы, транспортная инфраструктура, инженерные коммуникации, ведется жилищное строительство. Создание инфраструктуры является основой экономического развития, а строительство жилья - эффективным инструментом привлечения или закрепления в конкретном населенном пункте трудовых ресурсов. При этом необходимо отметить отсутствие республиканской программы комплексного развития общественной инфраструктуры.

Что касается объектов социальной сферы, в рамках принятой Долгосрочной концепции развития общественной инфраструктуры Республики Татарстан запланировано постепенное доведение уровня обеспеченности объектами социальной сферы до нормативного. Одновременно становится возможным решение вопросов занятости в небольших городах и сельских населенных пунктах: например, строительство и размещение учреждений стационарного социального обслуживания на таких территориях может снять проблемы безработицы. Более того, эти объекты нецелесообразно размещать в крупных городах по причине возрастания нагрузки на инфраструктуру (транспортную, медицинскую, коммунальную, имущественную и так далее). В связи с этим необходимо обратить внимание на отсутствие учета ведомственных объектов. Кроме того, по-прежнему значительна дифференциация в обеспеченности муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры.

Недостаточно эффективно также участие министерств и ведомств в формировании планов развития общественной инфраструктуры по курируемой сфере.

3.2.2. Влияние проблем размещения производительных сил на развитие отраслей (секторов) экономики

Проблемы размещения производительных сил:

отсутствие крупных инвестиционных, в том числе межмуниципальных, проектов;

неэффективность деятельности центра ответственности по привлечению инвестиций по принципу "одного окна";

недостаточно активное применение инструментов государственно-частного партнерства при создании и развитии производительных сил;

неприменение принципа экономического развития агломераций, сконцентрированных вокруг существующих и вновь формируемых центров притяжения;

высокая дифференциация в обеспеченности муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры;

отсутствие единого реестра существующих и строящихся объектов, включая ведомственные объекты;

отсутствие комплексной системы формирования общественной инфраструктуры;

сложности с маятниковой миграцией с учетом недостаточно развитой транспортной и социальной инфраструктуры (начальное, среднее и высшее профессиональное образование; медицина);

незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования при наличии дисбаланса между потребностями экономики в трудовых ресурсах и возможностями образовательных учреждений по выпуску специалистов;

недостаточное развитие системы аутсорсинга.

Ниже дана краткая характеристика каждой из перечисленных проблем.

Отсутствие крупных инвестиционных, в том числе межмуниципальных, проектов. Неэффективность деятельности центра ответственности по привлечению инвестиций по принципу "одного окна". Недостаточно активное применение инструментов государственно-частного партнерства при создании и развитии производительных сил

Опыт работ по разработке и защите в федеральных органах комплексных инвестиционных планов моногородов (г. Набережные Челны, п.г.т. Камские Поляны, г. Чистополь) показал, что самым сложным блоком проблем при их разработке стало отсутствие крупных инвестиционных проектов. Аналогичные проблемы возникли при формировании проекта государственного заказа на прикладные научные исследования, а также при проведении конкурса "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан". Создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и, соответственно, концентрация в них вузовских инициатив еще более обостряют эти проблемы.

Кроме того, как показали исследования Всемирного банка, несмотря на инвестиционную привлекательность Татарстана, все еще имеются значительные административные барьеры, связанные с получением различного рода разрешительной документации и подбором индустриальных площадок для размещения инвестиционных проектов.

Существует также проблема "инкубирования" проектов в бизнес-инкубаторах, которые, по сути, являются сегодня бизнес-гостиницами. В Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2010 год для каждого субъекта инновационной и инвестиционной инфраструктуры определены индикаторы оценки эффективности их работы.

Высокая дифференциация в обеспеченности муниципальных образований объектами общественной инфраструктуры. Отсутствие единого реестра существующих и строящихся объектов, включая ведомственные объекты. Отсутствие комплексной системы формирования общественной инфраструктуры

Сегодня в Республике Татарстан существует нормативная база, определяющая уровень государственных гарантий в обеспечении услугами объектов социальной сферы. Определены также стандарты нормативной обеспеченности этими объектами. Однако все еще значителен разброс по этому параметру между муниципальными районами и городскими округами и тем более между поселениями. В значительной степени это обусловлено тремя причинами:

- решение о строительстве нового объекта не всегда принимается с учетом уровня обеспеченности;

- отсутствует учет аналогичных объектов независимо от формы собственности;

- высвобождающиеся площади объектов социальной сферы создают дополнительную асимметрию в обеспеченности.

Кроме того, при принятии решения о строительстве нового объекта не всегда учитываются приоритеты развития отраслей социальной сферы. Не развиваются также вариативные формы предоставления социальных услуг.

Создание единого реестра объектов инфраструктуры, включая ведомственные объекты, позволило бы иметь точное представление об обеспеченности ими муниципальных образований. Кроме того, стало бы возможным обоснованно принимать решения по размещению этих объектов как производительных сил. Должны учитываться нормативные сроки строительства объектов, а также осуществляться мониторинг ценовых параметров.

Сложности с маятниковой миграцией с учетом недостаточно развитой транспортной и социальной инфраструктуры (начальное, среднее и высшее профессиональное образование; медицина)

Если предыдущая проблема была обусловлена необходимостью снижения размаха асимметрии в обеспеченности объектами общественной инфраструктуры, то данная проблема, прежде всего, ориентирована на создание привлекательных условий для привлечения трудовых ресурсов из других районов Республики Татарстан и из-за ее пределов.

В частности, для развития производства на ОАО "КАМАЗ" и ОАО "СОЛЛЕРС" требуются высококвалифицированные иностранные специалисты, для которых привлекательным условием (кроме заработной платы и условий работы) является еще и наличие привычной среды для получения образовательных, медицинских, спортивных и рекреационных услуг. Кроме того, лицам, готовым принять решение о работе на предприятии в населенном пункте, где они не проживают, довольно сложно подобрать по приемлемой цене жилые помещения для временного проживания семьи, устроить детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, а также, учитывая недостаточно развитую дорожную и транспортную инфраструктуру, обеспечить необходимую транспортную мобильность в случае, если место проживания и место работы расположены в разных населенных пунктах.

Незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования при наличии дисбаланса между потребностями экономики в трудовых ресурсах и возможностями образовательных учреждений по выпуску специалистов

В настоящее время в Республике Татарстан завершается работа по формированию 14 образовательных кластеров. Главное их назначение - это создание системы непрерывного профессионального образования, а также баланса между потребностями экономики и выпуском специалистов образовательными учреждениями. Результатом этой работы, кроме перечисленного, станет еще и создание новых специальностей в образовательных учреждениях, а также ликвидация отдельных учреждений начального профессионального образования.

Проводимая работа является лишь начальным этапом реформирования системы профессионального образования. В последующем потребуется принять решение, связанное с учетом территориального расположения вновь создаваемых или расширяющих свою деятельность образовательных учреждений. Они станут центрами притяжения выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающих в данном муниципальном образовании, желающих остаться в нем работать.

Неприменение принципа экономического развития агломераций, сконцентрированных вокруг существующих и вновь формируемых центров притяжения

Перечисленные выше проблемы могут быть наиболее успешно решены в результате реализации программ социально-экономического развития агломераций, сконцентрированных вокруг существующих и вновь формируемых центров притяжения.

Такие программы должны предполагать комплексное развитие всех муниципальных образований, входящих в агломерацию. Однако необходимо отметить, что такая новая экономическая конструкция потребует изменения и системы экономического управления в целом по Республике Татарстан.

Недостаточное развитие системы аутсорсинга

Аутсорсинг, определяемый как выведение непрофильного бизнеса за пределы предприятия, в последние годы трансформировался в процесс создания, в том числе, технологически связанных структур при крупных предприятиях, которым передается производство небольшой части продукции, являющейся часто для якорного предприятия основной. Подобный аутсорсинг малоэффективен и экономически невыгоден любому предприятию. Его можно расценивать лишь как своего рода социальный проект. В случае банкротства такого малого предприятия базовая организация легко восстановит необходимый объем производства.

Учитывая, что система аутсорсинга является одним из эффективных инструментов создания новых высокотехнологичных производств и новых высокоэффективных рабочих мест, можно отметить, что наиболее успешным примером эффективного аутсорсинга является деятельность ОАО "Камский индустриальный парк "Мастер" с точки зрения его роли в технологическом процессе производства профильной продукции ОАО "КАМАЗ". Аутсорсинг также эффективен тогда, когда выводимые с предприятия услуги (например, юридические, полиграфические и так далее) могут быть получены в любой другой организации.

 

Информация об изменениях:

Законом РТ от 20 января 2014 г. N 7-ЗРТ в пункт 3.2.3 подраздела 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

Таблица 3

 

3.2.3. Мероприятия по размещению производительных сил

 

Мероприятие

Исполнитель

Срок выполнения

1. Разработать концепцию развития общественной инфраструктуры, построенную на комплексном развитии экономических агломераций и населенных пунктов, учитывающую:

- нормативные сроки строительства объектов;

- требования к ценовым параметрам;

- объекты, не завершенные строительством;

- наличие аналогичных объектов ведомственной подчиненности;

- ориентацию инфраструктурного развития на решение задач по развитию и размещению производительных сил;

- обязательное участие министерств и ведомств в планировании выбора и размещения объектов общественной инфраструктуры в курируемой сфере

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

2011 год

2. Провести инвентаризацию объектов общественной инфраструктуры, находящихся на балансе хозяйствующих субъектов

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и другие отраслевые министерства и ведомства

4 квартал

2011 года

3. Провести инвентаризацию неиспользуемых помещений (зданий) в учреждениях социальной сферы

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

2011 год

4. Создать единый реестр объектов общественной инфраструктуры, включая строящиеся и ведомственные объекты

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и другие отраслевые министерства и ведомства

2011 год

5. Разработать и ввести в действие механизм создания в Республике Татарстан инфраструктуры доходных домов различных категорий (эконом-класс, бизнес-класс, VIP-класс) для привлечения высококвалифицированных специалистов из других регионов страны и иностранных государств

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", органы местного самоуправления

2012 год

6. Разработать и ввести в действие механизм участия высших учебных заведений в развитии инновационной и проектной деятельности предприятий, для которых высшие учебные заведения играют роль маркетингового центра

Министерство образования и науки Республики Татарстан, высшие учебные заведения (по согласованию), Министерство экономики Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

2012 год

7. Провести аккредитацию субъектов инновационной инфраструктуры в соответствии с критериями оценки эффективности их деятельности

Министерство экономики Республики Татарстан

2012-2015 годы

8. Разработать проект нормативного правового акта, определяющего единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства, органы местного самоуправления (по согласованию)

2012 год

9. Принять нормативный правовой акт о создании образовательных кластеров

Министерство образования и науки Республики Татарстан

1 полугодие 2011 года

10. Разработать механизм выделения экономических агломераций и создания порядка управления процессами их комплексного развития и принять соответствующий нормативный правовой акт

Министерство экономики Республики Татарстан

3 квартал 2011 года

11. Разработать механизм создания в Республике Татарстан маневренного жилищного фонда и принять соответствующий нормативный правовой акт

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Министерство экономики Республики Татарстан, органы местного самоуправления

2013 год

12. Разработать порядок участия социально ориентированных некоммерческих организаций, частных предпринимателей в деятельности учреждений социальной сферы на условиях государственно-частного партнерства

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

2012 год

13. Разработать и реализовать механизм упреждающей подготовки площадок в части градостроительного проектирования и оценки возможностей технологического присоединения к инженерной инфраструктуре с целью привлечения инвесторов

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство энергетики Республики Татарстан

4 квартал 2011 года

14. Разработать проект нормативного правового акта об утверждении инвестиционной декларации Республики Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан

2012-2013 годы

15. Разработать и реализовать механизм формирования плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

2012-2015 годы

16. Реализовать стандарт деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике

Министерство экономики Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, отраслевые министерства

2012 год

17. Разработать концепцию развития сети промышленных площадок в муниципальных образованиях Республики Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан, органы местного самоуправления (по согласованию)

2014-2015 годы

18. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование модернизации, технологического перевооружения субъектов малого и среднего предпринимательства

Министерство экономики Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

2014-2015

годы

19. Обеспечить внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Республики Татарстан

Министерство экономики Республики Татарстан, органы местного самоуправления (по согласованию)

2014-2015

годы

20. Обеспечить сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна"

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства

2014-2015

годы


Информация по документу
Читайте также