Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.07.2011 № 264ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июля 2011 года N 264 г.Саранск Об утверждении Республиканской целевой программы "Совершенствование социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 03.06.2013 г. N 204) В целях развития системы социального питания в Республике Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Совершенствование социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы (далее - Программа). (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 03.06.2013 г. N 204) 2. Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. 3. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, исполнителям программных мероприятий обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия В.Н. Сидорова. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Правительства Республики Мордовия В. Волков Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 июля 2011 года N 264 Республиканская целевая программа "Совершенствование социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы г.Саранск 2011 г. Паспорт Республиканской целевой программы "Совершенствование социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы Наименование программы - Республиканская целевая программа "Совершенствование социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, развитие его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия" на 2011-2015 годы (далее - Программа) Основание для - распоряжение Правительства Республики разработки Программы Мордовия от 6 декабря 2010 г. N 666-Р Государственный - Минсельхозпрод Республики Мордовия заказчик-координатор Программы Главный распорядитель - Минфин Республики Мордовия бюджетных средств Основные разработчики - Минсельхозпрод Республики Мордовия; Программы Минэкономики Республики Мордовия; Минфин Республики Мордовия; Минздрав Республики Мордовия; Минобразование Республики Мордовия; Мининформнауки Республики Мордовия; администрация городского округа Саранск; администрации муниципальных районов Республики Мордовия; предприятия и организации коллективного питания, оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, другие организации; АНО "Институт отраслевого питания" Цели и задачи - общая цель Программы состоит в сохранении и Программы, важнейшие укреплении здоровья детей и подростков, целевые показатели других категорий населения Республики Программы Мордовия, входящих в организованные коллективы, снижении уровня алиментарно-зависимых заболеваний. - Операционная цель Программы состоит в удовлетворении потребности в пищевых продуктах системы коллективного питания (социального и корпоративного) в соответствии с рациональными нормами потребления при обеспечении установленных показателей оценки состояния продовольственной безопасности и уровня обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах Республики Мордовия. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач: совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и безопасности социального питания; развитие материально-технической базы и товаропроводящей инфраструктуры на основе инновационных ресурсосберегающих технологий; развитие сырьевой базы социального питания и товаропроводящей инфраструктуры; совершенствование организации управления, мониторинга системы социального питания, подготовки кадров; создание эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения системы социального питания; развитие законодательной и нормативно-правовой базы социального питания. Целевые показатели и нормативы: |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| | N |Наименование целевого норматива и |2011 г.|2012 г.|2013 г.|2014 г.|2015 г.| |п/п| индикатора | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |1. |Удельный вес отечественных пищевых| 92 76| 93 79| 94 82| 95 85| 96| | |продуктов в общем объеме пищевых | | | | | | | |ресурсов, требуемых для полного | | | | | | | |охвата питанием по рациональным | | | | | | | |нормам в социальном и | | | | | | | |корпоративном питании, % в том | | | | | | | |числе местного производства | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |2. |Уровень достижения национальных | 82| 85| 88| 91| 95| | |норм питания организованных | | | | | | | |коллективов, % | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |3. |Средний уровень охвата | 73| 76| 79| 82| 85| | |организованных коллективов | | | | | | | |безопасным и качественным | | | | | | | |питанием, % | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |4. |Уровень охвата безопасным и | | | | | | | |качественным питанием, % | | | | | | | |в образовательных учреждениях; | 70| 75| 80| 85| 90| | |в системе корпоративного питания | 55| 60| 65| 70| 75| |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |5. |Увеличение объема производства | | | | | | | |пищевых продуктов для обеспечения | | | | | | | |организованных коллективов в | | | | | | | |сравнении с 2010 г,, тыс.тонн: | | | | | | | |специализированных продуктов | 5| 7| 8| 10| 12| | |(детского и лечебного питания); | | | | | | | |полуфабрикатов; | 6| 8| 12| 14| 17| | |обогащенных продуктов | 2| 3| 4| 6| 9| |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |6. |Оборот услуг по приготовлению пищи| 103,0| 188,9| 228,5| 271,9| 319,6| | |предприятиями общественного | | | | | | | |питания в сфере социального | | | | | | | |питания (аутсорсинг, без учета | | | | | | | |стоимости сырья), млн руб. | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |7. |Объем государственных закупок | 629,5| 707,5| 784,7| 844,7| 908,4| | |продовольствия и услуг по | | | | | | | |обеспечению питанием | | | | | | | |организованных коллективов, млн | | | | | | | |рублей, | | | | | | | |в том числе у субъектов малого и | 125,9| 141,5| 156,9| 168,9| 181,7| | |среднего бизнеса | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |8. |Удельный вес реализации пищевой | 10| 25| 30| 35| 45| | |продукции для организованных | | | | | | | |коллективов через индустриальные | | | | | | | |производственно-логистические | | | | | | | |центры и базовые столовые, % | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |9. |Создание новых рабочих мест, число| 200| 300| 500| 500| 500| |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |10.|Сокращение производственных затрат| 3| 5| 8| 10| 12| | |в точках потребления, % | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |11.|Привлечение внебюджетных средств | 111,9| 176,2| 163,3| 106,2| | | |для создания отрасли, млн рублей | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |12.|Переоснащение (на основе | 70| 200| 173| 157| 154| | |республиканских ведомственных | | | | | | | |программ) пищеблоков бюджетных | | | | | | | |учреждений, единиц, в том числе: | | | | | | | |- предприятий общественного | 30| 30| 30| 30| 30| | |питания, пищеблоки промышленных | | | | | | | |предприятий (организаций) | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |13.|Обеспечение рынка | 50| 55| 60| 70| 80| | |специализированных продуктов для | | | | | | | |детского питания за счет продуктов| | | | | | | |отечественного производства, % | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |14 |Ресурсосбережение (сокращение | - | 5| 5| 5| 5| | |потребления электроэнергии и воды | | | | | | | |на пищеблоках бюджетных | | | | | | | |учреждений), % к предыдущему году | | | | | | |———|——————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| Сроки и этапы - предполагается реализовать Программу в два реализации Программы этапа: 1 этап - 2011-2012 годы (организация управления, разработка нормативно-правовой и методической базы, проведение пилотных проектов); 2 этап - 2013-2015 годы (совершенствование механизмов управления, создание сети производственно-логистических центров Республики Мордовия) Перечень подпрограмм и 1. Развитие материально-технической базы основных мероприятий производства социального питания и товаропроводящей инфраструктуры: 1.1 Реализация пилотных проектов по созданию сети производственно-логистических центров; 1.2 Создание производственпо-логистических центров; 1.3 Развитие сырьевой базы и товаропроводящей инфраструктуры; 1.4 Реализация отраслевых программ по развитию целевого производства сельхозпродукции и поставок пищевых продуктов для системы социальною питания; 1.5 Развитие сети социальных (доступных) столовых (в составе производственно-логистических центров). 2. Совершенствование организации управления, мониторинга системы социального питания, подготовки кадров: 2.1 Формирование органов управления Программой в системе исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия; 2.2 Формирование институтов развития социального питания в Республике Мордовия (инвестиционный фонд); 2.3 Организация научных исследований и разработок: 2.3.1 Разработка отраслевых программ по развитию целевого производства сельхозпродукции и поставок пищевых продуктов для системы социального питания; 2.3.2 Разработка ведомственных республиканских подпрограмм совершенствования организации, развития материально-технической базы, повышения качества, сбалансированности и безопасности социального питания; 2.3.3 Разработка единых требований к безопасности и качеству пищевых продуктов для поставки в системы социального питания (по основным типам учреждений и рационов) и их согласование с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия; 2.3.4 Разработка и внедрение нормативно-технической документации на производство продукции для обеспечения системы социального питания; 2.4 Организация контроля качества на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции; 2.5 Осуществление информационно-пропагандистской кампании по развитию системы социального питания; 2.6 Организация мониторинга развития социального и корпоративного питания в Республики Мордовия в разрезе целевых показателей и индикаторов Программы; 2.7 Внедрение информационных технологий для систем питания, контроля качества и безопасности продукции; 2.8 Организация центра подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для социального питания. 3. Развитие законодательной, нормативно-правовой и методической базы социального питания: 3.1 Разработка проекта нормативного правового акта Республики Мордовия "О социальном питании в Республике Мордовия"; 3.2 Разработка нормативного акта о порядке создания агропарков и производственно-логистических центов: 3.3 Разработка нормативного акта об инвестиционной деятельности, мерах государственной поддержки и участия государства в создании и функционировании организаций социального питания; 3.4 Разработка проекта нормативно-правового акта о внесении изменений в акты Республики Мордовия о предоставлении налоговых, имущественных льгот организациям социального питания; 3.5 Разработка нормативного акта и методических рекомендаций по созданию системы обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и питания в системе социального питания; 3.6 Разработка методических рекомендаций по организации социального и корпоративного питания в Республике Мордовия; 3.7 Разработка изменений в нормативно-правовые акты и методические рекомендации о порядке принятия и исполнения публичных расходных обязательств бюджетов различных уровней (порядка получения субсидий и дотаций, их ежегодной индексации) и их поэтапного увеличения в сфере социального питания для достижения научно обоснованных норм в Республике Мордовия. 4. Ведомственные и республиканские подпрограммы совершенствования организации, развития материально-технической базы, повышения качества, сбалансированности и безопасности социального питания; 4.1 Развитие материально-технической базы социального питания в бюджетных учреждениях 4.2 Разработка и внедрение нормативов финансирования закупок пищевых продуктов для организации сбалансированного питания по рациональным нормам; 4.3 Обеспечение перевода питания в бюджетных учреждениях на аутсорсинг Объемы и источники - предельный (прогнозный) объем финансирования финансировании Программы составляет 1 680,1 млн рублей, в том числе: бюджетные источники - 1 016,4 млн рублей; внебюджетные источники - 663,8 млн рублей. Финансирование Программы предусматривается в два этапа. На первом этапе (2011-2012 годы) общее финансирование Программы составляет - 825,2 млн рублей, в том числе: бюджетные источники - 537,0 млн рублей (в рамках финансирования 2011-2012 годов); внебюджетные источники - 288,2 млн рублей. В рамках второго этапа (2013-2015 годы) финансирование составляет 855,0 млн рублей, в том числе: бюджетные источники - 479,4 млн рублей; внебюджетные источники - 375,6 млн рублей. Объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составляет: за счет средств федерального бюджета - 211,2 млн рублей: 2011 год - 92,5 млн рублей; 2012 год - 50,9 млн рублей; 2013 год - 39,8 млн рублей; 2014 год - 14,0 млн рублей; 2015 год - 14,0 млн рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 478,0 млн рублей: 2011 год - 109,8 млн рублей; 2012 год - 118,6 млн рублей; 2013 год - 107,8 млн рублей; 2014 год - 69,4 млн рублей; 2015 год - 72,4 млн рублей; за счет средств местных бюджетов* - 325,2 млн рублей: 2011 год - 101,1 млн рублей; 2012 год - 62,1 млн рублей; 2013 год - 64,5 млн рублей; 2014 год - 48,3 млн рублей; 2015 - 49,2 млн рублей; *Средства местных бюджетов являются прогнозными, в случае принятия муниципальными образованиями нормативных актов за счет средств внебюджетных источников - 603,8 млн рублей: 2011 год - 111,9 млн рублей; 2012 год - 176,2 млн рублей; 2013 год - 163,3 млн рублей; 2014 год - 106,2 млн рублей; 2015 год - 106,2 млн рублей Ожидаемые конечные - реализация Программы будет способствовать результаты реализации выполнению задач, определяемых Доктриной Программы продовольственной безопасности Российской Федерации, Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года по формированию системы социального питания, и достижению следующих основных показателей. Сельское хозяйство и пищевая промышленность Республики Мордовия получат дополнительный импульс в развитии: крупный гарантированный спрос, инициирование процессов дальнейшего технологического развития, интеграции с перерабатывающими отраслями, вовлечение малых форм хозяйствования в обеспечение питанием организованных коллективов. Удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата питанием по рациональным нормам в социальном и корпоративном питании, возрасте с 80 до 95%, в том числе местного производства - с 70 до 85%. За период функционирования (в среднем 20 лет) производственно-логистических центров - созданных объектов новой отрасли ожидается получение экономического эффекта, прежде всего, в форме дополнительных бюджетных поступлений в виде налогов, сборов и т.д. от предприятий новой отрасли в размере 320-480 млн рублей или около 16-24 млн рублей в год. Бюджетная эффективность может составить 1,5-1,7 рубля на 1 рубль бюджетных средств. В отрасль будет привлечено до 663,8 млн рублей из внебюджетных источников, что составит от 60% до 70% от общей суммы затрат на ее создание. Будут созданы новая высокотехнологичная отрасль, около 2 тыс. новых рабочих мест и подготовлены квалифицированные кадры, кардинально решены вопросы предотвращения угрозы алиментарно-зависимых заболеваний. Запланировано переоснащение на основе современных технологий порядка 800 пищеблоков бюджетных учреждений, увеличится на 12% и будет достигнут требуемый уровень обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах, в том числе трудовых, не менее 82% лиц, входящих в состав организованных коллективов Система организации - управление и контроль за реализацией управления и контроль Программы осуществляют Минсельхозпрод за исполнением Республики Мордовия, Межведомственная Программы комиссия по развитию социального питания. Конкурсный отбор исполнителей Программы осуществляет (в пределах своих полномочий) Госкомитет Республики Мордовия по организации торгов и неновой политике по заявкам государственных заказчиков Программы: Минсельхозпрод Республики Мордовия; Минздрав Республики Мордовия; Минобразование Республики Мордовия; Минсоцзащиты Республики Мордовия; Минфин Республики Мордовия; Минпром Республики Мордовия; Мининформнауки Республики Мордовия; Минэкономики Республики Мордовия; Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Минпечати Республики Мордовия; Госкомимущества Республики Мордовия; Госкомтрудзанятости Республики Мордовия; Госкоммолодежи Республики Мордовия; Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия. Финансирование Программы осуществляется в установленном порядке. Минсельхозпрод Республики Мордовия представляет: в Минэкономики Республики Мордовия статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций; ежегодно до 1 февраля в Минэкономики Республики Мордовия и Минфин Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Программы и доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в соответствии с действующим законодательством. Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Постановка проблемы Общая численность населения Республики Мордовия, входящего в организованные коллективы - потребители пищевых продуктов, оценивается в 256,9 тыс. человек, из них в социальном питании - около 160,0 тыс. человек. Социальное питание организовано по ведомственному принципу. Соответствующие объекты инфраструктуры находятся в ведении государственных (муниципальных) структур, ими финансируются и контролируются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. В Республике Мордовия вопросам социального питания уделяется серьезное внимание. В 2009-2010 годах переоснащено современным оборудованием более 70 школ, подготовлен к эксплуатации современный пищеблок Государственного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская клиническая больница", ежегодно увеличиваются объемы выделяемых средств на питание детей, больных и других социальных групп населения. Средние показатели охвата горячим питанием в общеобразовательных учреждениях республики выше средних по Российской Федерации. Несмотря на проводимые мероприятия, существующий уровень потребления пищевых продуктов в Республике Мордовия пока не в полной мере соответствует современным требованиям. Объемы потребления но ряду основных пищевых продуктов ниже рациональных норм потребления: по мясу и мясопродуктам - на 20%, по молоку и молочным продуктам - на 15%, по фруктам и ягодам - на 54%. Больше рациональных норм потребляется сахара (на 54%), картофеля (на 68%), хлебных продуктов (на 27%). Возможности улучшения общей структуры питания населения Республики Мордовия за счет повышения сбалансированности питания (по нутриентам и продуктам, недостаточно потребляемым в республике) в организованных коллективах используются не в полном объеме. В рационе питания детей и других потребителей в организованных коллективах недостаточно свежих овощей и фруктов, молочных и мясных продуктов. Несмотря на наличие производственных возможностей, фактическое потребление полуфабрикатов и обогащенных микронутриентами продуктов, специальных продуктов детского и лечебного питания осуществляется в недостаточных для удовлетворения потребностей соответствующих социально-демографических групп населения объемах и составляет 60-90%. Основные проблемы развития отрасли относятся к сфере государственно-правового регулирования, обновления производственных фондов и повышения технико-технологического уровня производства, укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, совершенствования управления и мониторинга процессов развития. В области государственно-правового регулирования: 1. В правовых актах не предусмотрена обязанность республиканских органов исполнительной власти и муниципальных органов власти по организации социального питания в соответствии с установленными рациональными нормами и соответствующее финансирование. 2. Отсутствуют нормативные акты, в которых установлены обязательные нормы потребления пищевых продуктов для отдельных групп потребителей социального питания вместо действующих в настоящий момент рекомендуемых норм. 3. Требуется внесение изменений в ряд действующих нормативных актов, связанных с организацией производства пищевых продуктов и питания в организованных коллективах. 4. Нуждаются в уточнении правовые акты, создающие благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, для развития услуг в области социального питания и привлечения к развитию отрасли хозяйствующих субъектов всех форм собственности. В области обновления производственного потенциала отрасли и повышения технологического уровня производства: 1. Препятствием для решения задач по организации полноценного питания является состояние материально-технической базы ряда пищеблоков образовательных, лечебных, социальных и других учреждений и предприятий. Технологическое оборудование для приготовления пищи в целом по отрасли морально и физически устарело. 2. Применяемые технологии производства продукции коллективного питания неэффективны, в части использования материальных, энергетических, трудовых и иных видов ресурсов, сопровождаются большими отходами и дороги при их воспроизводстве. Потенциал имеющихся современных пищевых производств для обеспечения бюджетных учреждений используется недостаточно. В области укрепления производственно-экономических связей отрасли с сельским хозяйством: 1. Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы слабо увязана с развитием социального (корпоративного) питания. 2. Возможности обеспечения систем питания в организованных коллективах за счет отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов высокой степени готовности используются не в полном объеме. 3. Не задействован в полной мере потенциал организаций потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования для обеспечения пищевыми продуктами системы коллективного питания в сельской местности. В области совершенствования системы управления и мониторинга процессов развития: 1. Система управления отраслью требует совершенствования. 2. Отсутствует надежная статистическая информация о протекающих в отрасли процессах. 3. Мониторинг развития отрасли осуществляется недостаточно. 4. Не исследуются вопросы охвата и фактической обеспеченности рациона (сбалансированности) в корпоративном питании. 5. Не регистрируется и не анализируется доля поставок в отрасль отечественных пищевых продуктов. 6. Рыночные отношения и механизмы государственно-частного партнерства по осуществлению инвестиционной деятельности в данной сфере производства развиты недостаточно. Таким образом, текущее состояние социального питания требует принятия и реализации ряда долгосрочных программных мероприятий межведомственного и межотраслевого характера, концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на решении важных социально-экономических задач развития Республики Мордовия. Без осуществления программных мер ситуация в проблемной области будет консервироваться, принимать хронический характер. Будет деградировать материально-техническая база отрасли, для восстановления которой потребуются более существенные финансовые ресурсы, чем на осуществление Программы. Использование старых технологий в условиях роста стоимости энергетических ресурсов, труда, других факторов производства сформирует потребность в существенном росте бюджетных расходов только для поддержания текущих показателей охвата и сбалансированности питания. Возможности роста бюджетной эффективности будут утрачены. Не будет задействован новый сегмент рынка для сельскохозяйственных производителей. Связь с национальными и республиканскими приоритетами В Программе детализируются положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года применительно к условиям социально-экономического развития Республики Мордовия в части, касающейся реализации стратегического национального и республиканского приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем: гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения; достижения и поддержания физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; формирования системы социального питания; развития производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов для питания в организованных коллективах (трудовые, образовательные и др.); разработки и внедрения в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий; совершенствования системы питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствования диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса; совершенствования механизмов контроля качества производимых на территории Российской Федерации и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья; обеспечения условий для инвестиций в производство продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов, продуктов для питания здоровых и больных детей; обеспечения 80-95% ресурсов внутреннего рынка основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов за счет продуктов отечественного производства; увеличения доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты, до 40-50% общего объема производства; увеличения доли производства отечественного мясного сырья и продуктов его переработки; увеличения доли отечественного производства овощей и фруктов, а также продуктов их переработки до 40-50% общего объема производства (в том числе продуктов органического производства); достижения уровня обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах, в том числе трудовых, - не менее 80% лиц, входящих в состав организованных коллективов; обеспечение 80% рынка специализированных продуктов для детского питания, в том числе диетического (лечебного и профилактического), за счет продуктов отечественного производства. Мероприятия Программы направлены на реализацию общегосударственной стратегии, суть которой состоит в модернизации отрасли путем индустриализации производства и распределения пищевой продукции. Под индустриализацией производства продукции для коллективного питания подразумевается: централизация процессов производства и реализации продукции (т.е. централизация товарных и денежных потоков); использование при производстве продукции коллективного питания современных промышленных способов переработки сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов; формирование вертикально интегрированных структур производства и реализации продукции для систем коллективного питания; максимальный уровень ресурсосбережения, механизации и автоматизации всех производственных процессов. В Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию в качестве приоритетов выделены дальнейшая ускоренная модернизация производства в агропромышленном комплексе Республики Мордовия, освоение технологий самого высокого мирового уровня. Только так могут быть успешно решены многие социально-экономические проблемы, обеспечен прогресс в улучшении качества жизни населения, его социальной защите. В число важнейших социально-экономических задач Республики Мордовия входят: повышение качества жизни населения, снижение заболеваемости, обеспечение продовольственной безопасности страны и региона, реализация демографической политики государства. Важную роль в решении указанных задач должна сыграть модернизация системы социального питания, совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования, развитие форм и методов производства сельскохозяйственного сырья и готовых пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов, формирование нового производственного аппарата отрасли и развитие человеческою фактора. Ускоренный рост производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения высококачественным питанием организованных коллективов является долгосрочной стратегической задачей государственного уровня. Для агропромышленного комплекса Республики Мордовия обеспечение питанием организованных коллективов является важным направлением формирования устойчивого спроса на безопасное и качественное отечественное продовольственное сырье и пищевые продукты глубокой переработки (полуфабрикаты, обогащенные и органические продукты, готовые блюда). Развитие производства таких продуктов для обеспечения государственного (муниципального) заказа на перспективу становится экономически и технологически обоснованным конкурентным преимуществом местных производителей на других рынках сбыта пищевых продуктов. В основу Программы заложена идея поэтапного расширения государственных гарантий (обязательств) в области создания условий для обеспечения безопасными и высококачественными пищевыми продуктами и готовой пищей организованных коллективов в объеме, соответствующем рациональным нормам питания. Такие гарантии, с одной стороны, позволят обеспечить организованные коллективы безопасным и качественным питанием, а, с другой стороны, создать для предпринимателей устойчивые экономические стимулы, необходимые для притока капитала в формирование новой системы производства, переработки, храпения, транспортировки и реализации сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Программа содержит комплекс организационных, нормативно-правовых и законодательных мероприятий по совершенствованию производства пищевых продуктов, обеспечению качества и безопасности продуктов питания, повышению роли отечественных товаропроизводителей, мониторингу процессов развития всей системы обеспечения питанием организованных коллективов. В результате будет достигнут уровень продовольственной безопасности в сфере производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов, созданы условия для дальнейшего реформирования аграрного сектора, инновационного развития и регулирования рынка сельхозпродукции и продовольствия в Республике Мордовия. Таким образом, решаемые проблемы и цели Программы соответствуют как приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия, так и обеспечивают вклад в рост национальной экономики Российской Федерации в целом. Необходимость и целесообразность использования программного метода Необходимость и целесообразность использования программного метода для решения комплекса проблем, связанных с совершенствованием социального питания, развитием его промышленного производства и товаропроводящей инфраструктуры в Республике Мордовия, определяется следующим: 1) масштаб и значимость комплекса задач имеют стратегическое значение и высокоприоритетную социально-экономическую значимость их решения; 2) проблемы слабо структурированы и имеют хронический характер; 3) проблемы относятся к различным сферам деятельности (государственно-правовое регулирование, инновации и изменение технологической основы производства, совершенствование организационных структур и межотраслевого взаимодействия, организация управления и развитие частно-государственного партнерства, инвестиционная деятельность и др.); 4) проблемы имеют межотраслевой и межведомственный характер; 5) решение проблем требует концентрации значительных материально-технических и финансовых ресурсов; 6) выполнение мероприятий по решению проблем должно быть увязано по срокам и исполнителям для получения положительного эффекта. Варианты решении проблем При разработке Программы рассмотрены два основных варианта финансирования: по максимальному привлечению средств федерального бюджета, которое позволяет достичь целевых показателей в 2015 году; минимальному участию федерального бюджета с решением задач в 2018 году. В основу расчетов по Программе заложен первый вариант, поскольку последствия финансового кризиса, тормозящего национальную экономику, быстро устраняются, а рост цен на энергоносители на мировом рынке позволяет прогнозировать рост доходов федерального бюджета. Сохраняющаяся ориентация на увеличение социальных расходов, усиление внимания государства па социальное питание делают предположение о максимальном привлечении средств федерального бюджета достаточно реалистичным. Так, но прогнозу сводного финансового баланса по территории Республики Мордовия на 2011-2013 годы, разработанного в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на 2011-2013 годы, из Российской Федерации республика получит в 2011 году более 36 млрд рублей, в том числе от государственных внебюджетных фондов более 16,7 млрд рублей, в 2012 году более 39,8 млрд рублей, в том числе от государственных внебюджетных фондов 19,2 млрд рублей, в 2013 году - 43,3 млрд рублей, в том числе от государственных внебюджетных фондов около 20,8 млрд рублей. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, прогнозируются в 201 I году в сумме более 40,7 млрд рублей и их доля составит 53,7% расходной части сводного финансового баланса, в 2012 году - около 47,3 млрд рублей и 56%, в 2013 году - около 52,3 млрд рублей и 54,8% соответственно. Существует также вариантность в выборе: схемы развития и размещения предприятий отрасли; альтернатив нового строительства, реконструкции и модернизации производственных и инфраструктурных объектов; технико-технологической схемы развития предприятий отрасли; схем взаимодействия предприятий отрасли с сельскохозяйственными предприятиями и организациями, моделей интегрированных цепочек, агропромышленных парков; схем организации инвестиционных проектов (прямые инвестиции (собственные средства, кредит, софинансирование, гарантии, страхование и перестрахование и пр.), закупка оборудования, лизинг и др.), частно-государственного партнерства; структур управления и институтов развития. Рассмотрение указанных видов вариантности является задачей выполнения соответствующих мероприятий Программы. При этом критериями оценки будут служить показатели физической реализуемости и экономической целесообразности, в первую очередь, бюджетной и социальной эффективности Программы в целом. Риски Основными предпосылками возникновения рисков и угроз при разработке и реализации Программы являются: потребность в масштабном и долгосрочном финансировании из бюджетных и внебюджетных источников; необходимость координации работ между различными органами исполнительной власти отраслевого управления в центре и на местах, между предприятиями и организациями различных форм собственности; высокие технические требования предлагаемой технологии организации современного социального питания; необходимость масштабной организации обучения персонала. Возникающие при этом риски могут выражаться: в отсутствии прогресса в принятии законодательных и нормативных актов, закрепляющих государственные гарантии и корпоративные обязательства в области питания организованных коллективов; в отсутствии надлежащей координации действий и персональной ответственности за получаемые результаты; в недофинансировании социального питания и государственных заказов на закупку продовольствия для питания организованных коллективов из-за бюджетных ограничений; в невозможности привлечения инвестиционного капитала в требуемых объемах; в затягивании сроков строительства и реконструкции объектов производства и инфраструктуры из-за ограничений и противодействия со стороны разрешающих (регистрирующих) органов и местных предпринимателей. Для устранения подобного рода рисков в Программе предлагается сформировать действенный механизм управления Программой и создать целостную систему реализации Программой, включающей частно-государственное партнерство и органы управления Программой. Целесообразно также предусмотреть авторский контроль и сопровождение Программы со стороны ее разработчика. В случае объективного недостатка бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий Программы (при реализации пессимистического прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Мордовия в 2011-2013 г.г.) предусматривается ее реализация по 2 варианту. Раздел 2. Основная цель и задачи Программы Главная цель Программы состоит в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, других категорий населения, входящих в организованные коллективы Республики Мордовия, их обеспечение высококачественным, безопасным, сбалансированным питанием, исключающим использование пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Программа носит комплексный, межотраслевой и межведомственный характер и направлена па решение медико-биологических, производственно-технологических, организационных, научных, кадровых и инвестиционных проблем питания организованных коллективов. Программа разработана в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2013 года, в том числе прогнозируемым ростом валового регионального продукта и реальных доходов населения с учетом ожидаемой инфляции па продовольственные товары (таблица 1) и прогнозом численности организованных коллективов (таблице 2). Таблица 1 Прогноз денежных доходов населения и индекса потребительских цен |———————————————————————————|———————|————————|———————————————————————| | |2009 г.|2010 г. | Прогноз | | |(отчет)|(оценка)|———————|———————|———————| | | | |2011 г.|2012 г.|2013 г.| |———————————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————| |Рост валового регионального| 96,1| 101,2| 113,1| 107,3| 106,0| |продукта, в % к предыдущему| | | | | | |году в сопоставимых ценах | | | | | | |———————————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————| |Рост реальных располагаемых| 102,6| 108,1| 105,6| 106,9| 108| |денежных доходов населения,| | | | | | |в % к предыдущему году | | | | | | |———————————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————| |Среднегодовой индекс | 112,7| 106,9| 107,0| 106,0| 105,4| |потребительских цен, в % к | | | | | | |предыдущему году | | | | | | |———————————————————————————|———————|————————|———————|———————|———————| Наиболее вероятный сценарий развития сферы социального питания в Республике Мордовия предполагает сохранение в период 2011-2013 годов и на перспективу до 2015 года некоторого снижения достигнутых темпов роста валового регионального продукта и роста реальных доходов населения. Это позволит, с одной стороны, сохранить действующий механизм и поддерживать в необходимых объемах субсидии на питание детей и подростков и других категорий граждан за счет средств республиканского Республики Мордовия и местных бюджетов и, с другой стороны, увеличить степень их охвата за счет внебюджетных источников (в том числе средств родителей). Объемы расходов па социальное питание в учреждениях Республики Мордовия устанавливаются в соответствии с прогнозом численности соответствующих категорий и ежегодно индексируются исходя из ожидаемого уровня инфляции па продовольственные товары. Ожидается, что доходы населения в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся на 46%. В условиях роста реальных доходов прогнозируются структурные сдвиги в расходах граждан. Таблица 2 Численность организованных коллективов в Республике Мордовия (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 03.06.2013 г. N 204) |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| | N | Наименование учреждений | Категории | Число |Численность| |п/п| | граждан |учреждений| 2010 г. | | | | | | (оценка), | | | | | | тыс.чел. | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |1 |Дошкольные образовательные| воспитанники | 228| 27,4| | |учреждения | | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |2 |Дневные образовательные | ученики всех | 492| 70,5| | |учреждения | возрастов | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |3 |Детские оздоровительные |отдыхающие дети | | 14,1| | |лагеря (20% школьников) | | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |4 |Учреждения начального | учащиеся | 26| 6,4| | |профессионального | | | | | |образования | | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |5 |Учреждения среднего |студенты дневной| 29| 11,1| | |специального образования | формы обучения | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |6 |Учреждения высшего | студенты | 8| 19,2| | |профессионального | дневной | | | | |образования (без заочников| 'Г формы | | | | |и вечерников) | обучения | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |7 |Лечебно-профилактические | граждане, | 54| 9,1| | |учреждения | находящиеся на | | | | | | излечении | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |8 |Стационарные учреждения | граждане | 29| 2,2| | |социального обслуживания | | | | | |населения | | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| | |Итого: | | | 159,9| |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| |9 |Население, нуждающееся в | | | 110-115| | |адресной продовольственной| | | | | |помощи | | | | |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| | |Всего: | | | 270-275| |———|——————————————————————————|————————————————|——————————|———————————| Целевые показатели Программы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным сценарием развития отрасли (таблица 3). Таблица 3 Целевые показатели Программы |———|—————————————————————————————|———————————————|———————————————————————| | N | Наименование целевого | 1 этап | 2 этап | |п/п| показателя и индикатора |———————|———————|———————|———————|———————| | | |2011 г.|2012 г.|2013 г.|2014 г.|2015 г.| |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |1. |Удельный вес отечественных | 92| 93| 94| 95 | 96| | |пищевых продуктов в общем | | | | | | | |объеме пищевых ресурсов, | | | | | | | |требуемых для полного охвата | | | | | | | |питанием по рациональным | | | | | | | |нормам в социальном и | | | | | | | |корпоративном питании, % | | | | | | | |в том числе местного | 76| 79| 82| 85| 87| | |производства | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |2. |Уровень достижения | 82| 85| 88| 91| 95| | |рациональных норм питания | | | | | | | |организованных коллективов, %| | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |3. |Средний уровень охвата | 73| 76| 79| 82| 85| | |организованных коллективов | | | | | | | |безопасным и качественным | | | | | | | |питанием, % | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |4. |Уровень охвата безопасным и | | | | | | | |качественным питанием, %: | | | | | | | |- в образовательных | 70| 75| 80| 85| 90| | |учреждениях | | | | | | | |- в системе корпоративного | 55| 60| 65| 70| 75| | |питания | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |5. |Увеличение объема | | | | | | | |производства пищевых | | | | | | | |продуктов для обеспечения | | | | | | | |организованных коллективов в | | | | | | | |сравнении с 2010 г.. | | | | | | | |тыс. тонн: | | | | | | | |специализированных продуктов | 5| 7| 8| 10| 12| | |(детского и лечебного | | | | | | | |питания); | | | | | | | |полуфабрикатов; | 6| 8| 12| 14| 17| | |обогащенных продуктов | 2| 3| 4| 6| 9| |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |6. |Оборот услуг по приготовлению| 103,0| 188,9| 228,5| 271,9| 319,6| | |пищи предприятиями | | | | | | | |общественного питания в сфере| | | | | | | |социального питания | | | | | | | |(аутсорсинг, без учета | | | | | | | |стоимости сырья), млн рублей | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |7. |Объем государственных | 629,5| 707,5| 784,7| 844,7| 908,4| | |(муниципальных) закупок | | | | | | | |продовольствия и услуг по | | | | | | | |обеспечению питанием | | | | | | | |организованных коллективов, | | | | | | | |млн рублей, | | | | | | | |в том числе у субъектов | 125,9| 141,5| 156,9| 168,9| 181,7| | |малого и среднего бизнеса | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |8. |Удельный вес реализации | 10| 25| 30| 35| 45| | |пищевой продукции для | | | | | | | |организованных коллективов | | | | | | | |через | | | | | | | |производственно-логистические| | | | | | | |центры и базовые столовые, % | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |9. |Создание новых рабочих мест, | 200| 300| 500| 500| 500| | |число | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |10.|Сокращение производственных | 3| 5| 8| 10| 12| | |затрат в точках потребления, | | | | | | | |% | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |11.|Привлечение внебюджетных | 111,9| 176,2| 163,3| 106,2| 106,2| | |средств для создания отрасли,| | | | | | | |млн рублей | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |12.|Переоснащение (на основе | | | | | | | |республиканских ведомственных| | | | | | | |и муниципальных программ) | | | | | | | |пищеблоков бюджетных | | | | | | | |учреждений, единиц: | | | | | | | |дошкольных образовательных; | 40| 47| 47| 47| 47| | |общеобразовательных; | 30| 98| 98| 98| 97| | |начального профессионального | 1| 4| 3| 3| 3| | |образования; | | | | | | | |среднего профессионального | 1 | 7| 7| 7| 6| | |образования; | | | | | | | |высшего профессионального | 1| 2| 2| 2| 1| | |(образования; | | | | | | | |лечебно-профилактических; | 20| 23| - | - | - | | |социальной защиты населения; | 8| 8| 8| - | - | | |специализированные для | 3| 2| - | - | - | | |несовершеннолетних; | | | | | | | |загородных стационарных | 4| 9| 8| - | - | | |отдыха и оздоровления детей; | | | | | | | |спортивных; | 2| - | - | - | - | | |предприятий общественного | 30| 30| 30| 30| 30| | |питания, обслуживающих | | | | | | | |республиканские органы | | | | | | | |власти, а также пищеблоки | | | | | | | |промышленных | | | | | | | |предприятий(организаций), | | | | | | | |находящихся в республиканской| | | | | | | |и муниципальной собственности| | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |13.|Обеспечение рынка | 50| 55| 60| 70| 80| | |специализированных продуктов | | | | | | | |для детского питания за счет | | | | | | | |продуктов отечественного | | | | | | | |производства, процентов | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |14.|Снижение заболеваемости среди| 2| 4| 6| 8| 10| | |детей и подростков, связанных| | | | | | | |с питанием (анемия, | | | | | | | |недостаточность питания, | | | | | | | |ожирение, болезни органов | | | | | | | |пищеварения), процентов в | | | | | | | |сравнении с 2010 годом | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |15.|Повышение адекватной | 10| 20| 25| 30| 35| | |обеспеченности витаминами | | | | | | | |детей и взрослых за счет | | | | | | | |совершенствования рационов | | | | | | | |социального питания процентов| | | | | | | |в сравнении с рационами 2010 | | | | | | | |годом | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| |16 |Ресурсосбережение (сокращение| - | 5| 5| 5| 5| | |потребления электроэнергии и | | | | | | | |воды на пищеблоках бюджетных | | | | | | | |учреждений), % к предыдущему | | | | | | | |году | | | | | | |———|—————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————| Указанные показатели могут быть скорректированы при изменении внешних факторов социально-экономического развития Республики Мордовия. Потенциальный объем торгового оборота товаров и услуг для питания организованных коллективов по рациональным нормам потребления (при 100% охвате) в 2015 году оценивается в 4 млрд рублей в год при потреблении порядка 60 тыс. тонн продовольствия и сельскохозяйственного сырья в год согласно приложению. Операционная цель Программы состоит в удовлетворении потребности в пищевых продуктах системы коллективного питания (социального и корпоративного) в соответствии с рациональными нормами потребления при обеспечении установленных показателей состояния продовольственной безопасности и уровня обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач: совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и безопасности социального питания; развитие материально-технической базы и товаропроводящей инфраструктуры на основе инновационных ресурсосберегающих технологий; развитие сырьевой базы социального питания и товаропроводящей инфраструктуры; совершенствование организации управления, мониторинга системы социального питания, подготовки кадров; развитие законодательной и нормативно-правовой базы социального питания. Основными принципами реализации Программы являются: комплексный подход к решению задач развития в сфере производства, переработки, реализации и потребления пищевых продуктов для организованных коллективов; учет специфики различных групп организованных коллективов; учет внутренних и внешних условий функционирования и развитая отрасли; учет приоритетов развития. Устанавливаются следующие приоритеты в реализации мероприятий Программы: организация питания обучающихся воспитанников системы образования и социальной защиты, больных, находящихся на лечении; повышение потребления обогащенных пищевых продуктов; создание современной инструментальной и методической базы для организации эффективного контроля безопасности и качества пищевых продуктов; внедрение информационных, инновационных и ресурсосберегающих технологий; разработка и освоение новых функциональных пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд. Реализация задач Программы должна обеспечить: условия для полного обеспечения основных социально значимых групп населения здоровым питанием, организуемым за счет или с привлечением средств бюджетов всех уровней, в соответствии с научно обоснованными физиологическими нормами; максимальное удовлетворение платежеспособного спроса, формируемого за счет средств, предусматриваемых в бюджетах всех уровней на социальное питание, поставками продуктов отечественного производства; формирование устойчивых, долгосрочных хозяйственных связей производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции и предприятий питания в организованных коллективах; увеличение объемов реализации продукции отечественного производства через предприятия питания в организованных коллективах; условия для создания производственно-логистических центров (далее - ПЛЦ) по комплексному обеспечению предприятий питания в организованных коллективах пищевыми продуктами, в том числе функциональными, полуфабрикатами и (или) готовыми блюдами; расширение ассортимента, увеличение объемов производства специализированными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности функциональных пищевых продуктов; разработку предложений по государственной поддержке мероприятий по развитию современных предприятий питания в организованных коллективах и товаропроводящей инфраструктуры и их реализации в 2011-2015 годах и на последующую перспективу до 2020 года во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, государственными, федеральными и ведомственными программами в сферах сельского хозяйства и социальной защиты населения; обоснование мер государственного регулирования организации питания для обеспечения устойчивого сбыта, внедрения принципов вертикальной интеграции и кооперации путем формирования единой системы производства, переработки, поставок и реализации продукции через сеть производственно-логистических центров как основного звена цепочки "от поля до стола"; определение форм участия потребкооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования как одного из поставщиков продукции и организатора обеспечения питанием организованных коллективов в сельской местности; создание условий для привлечения бизнеса в отрасль и государственной поддержки производителей здорового питания. Структура Программы представлена на рисунке 1. Мероприятия по созданию новой отрасли |————————————| |——————————————| |——————————————| |——————————————| |1. Развитие | | 2. Развитие | |3. Совершенст-| | 4. Развитие | |материально-| |сырьевой базы | | вование | | нормативно- | |технической | |и товаропрово-| | организации | |правовой базы,| | базы | | дящей | | управления, | |разработка НТД| |социального | |инфраструктуры| | мониторинга | |и методической| | питания | |——————————————| | ССП, | | документации | |————————————| | подготовка | |——————————————| | кадров | |——————————————| |————————————————| |————————————————| |———————————————| |————————————| | Создание сети | | Реализация | | Организация | | Проект | |производственно-| | отраслевых | | контроля | |нормативного| | логистических | | программ по | | качества | | акта "О | | центров | | развитию | | пищевой | | социальном | |————————————————| | произволства | | продукции | | питании" | |————————————————| |сельхозпродукции| |———————————————| |————————————| |Пилотные проекты| | и поставок | |———————————————| |————————————| |————————————————| | пищевых | | Организация | | Меры | | продуктов для | | центра | | государст- | | системы | | подготовки и | | венной | | социального | |переподготовки | |поддержки и | | питания | |квалифицирован-| |непосредст- | |————————————————| |ных кадров для | | венного | | социального | | участия | | питания | |государства | |———————————————| |в создании и| |———————————————| |функциониро-| | Создание | | вании | | системы | |предприятий | |формирования и | | для | | исполнения | |обеспечении | |государственно-| |организован-| |го (муниципаль-| | ных | |ного) заказа в | |коллективов | | сфере | |————————————| | социального | |————————————| | питания | | Разработка | |———————————————| |методических| |рекомендаций| | по | |организации | |социального | | и | |корпоратив- | |ного питания| |————————————| |———————————————————————————————————————————————————————————————| | 5. Ведомственные республиканские и муниципальные программы | |совершенствования организации, развития материально-технической| | базы,повышения качества и безопасности социального питания | |———————————————————————————————————————————————————————————————| |——————————————| |——————————————| |——————————————| |——————————————| |Реконструкция | |Утверждение и | | Поэтапный | | Разработка | | и | | внедрение | | перевод | | единых | |переоснащение | | нормативов | | питания в | | требований к | | пищеблоков | |финансирования| | бюджетных | |безопасности и| | бюджетных | | закупок | |учреждениях на| | качеству | | учреждений | | пищевых | | аутсорсинг | | пищевых | |——————————————| |продуктов для | |——————————————| |продуктов для | |——————————————| | организации | |——————————————| | системы | | Проведение | |сбалансирован-| | Пилотные | | социального | |мероприятий по| | ного питания | | проекты | | питания | |энергосбереже-| | по | |——————————————| |——————————————| | нию | | рациональным | |——————————————| |——————————————| | нормам | | Внедрение | |——————————————| |информационных| |—————————————| |технологий для| | Внедрение | | систем | | полуфабрика-| | питания, | | тов, | | контроля | |специализиро-| | качества и | | ванных (для | | безопасности | | детского, | | продуктов | | лечебного | |——————————————| |геродиетичес-| | кого и | | спортивного | | питания) и | | обогащенных | | продуктов | |—————————————| Рис.1. Структура Программы Ориентировочные сроки реализации мероприятий Программы - 2011-2015 годы. Возможна пролонгация Программы по результатам ее выполнения. Выделяются два этапа реализации Программы: на первом этапе (2011-2012 годы) предполагается: разработать проект нормативного правового акта Республики Мордовия "О социальном питании в Республике Мордовия", регулирующего отношения в сфере социального питания, а также внесение изменений в действующие нормативные акты, обеспечивающие развитие производства отечественных пищевых продуктов для обеспечения организованных коллективов; реализовать меры по совершенствованию организации управления и мониторинга процессами развития; осуществить пилотные и первоочередные инвестиционные проекты (по основным типам предприятий), в том числе мероприятия по развитию сырьевых зон, сельскохозяйственного производства и переработки, его кооперирования и интеграции в новые технологические цепочки; сформировать и отладить механизмы для привлечения кредитов и инвестиций для технического перевооружения и реконструкции; разработать и внедрить Программу подготовки кадров и повышения их квалификации. На втором этапе (2013-2015 годы) будут реализовываться мероприятия Программы в полном объеме. 2.1. Основные направления, пилотные проекты, сроки и этапы реализации мероприятий Программы на вариантной основе Продовольственная помощь в Республике Мордовия может оказываться посредством: развития системы социального питания, то есть организации питания в бюджетных учреждениях; осуществления мер продовольственной поддержки, в том числе предоставления целевым группам населения готовой пищи через сеть социальных столовых, продуктовых наборов через социальные магазины или специализированные отделы в магазинах, семян, саженцев, кормов, молодняка сельскохозяйственных животных (в основном для сельской местности). Её получателями могут стать: дети, в том числе обучающиеся в образовательных учреждениях, прежде всего из малоимущих и многодетных семей; беременные и кормящие женщины, прежде всего малоимущие; пенсионеры и инвалиды, прежде всего малоимущие; иные категории лиц по решению соответствующих органов государственной власти. Реализация мероприятий Программы может осуществляться по следующим основным направлениям: развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания; оказание продовольственной помощи уязвимым слоям населения. Направление 1. Развитие производства и товаропроводящей инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания. Цель направления - создание условий для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по формированию системы социального питания, достижению экономической и физической доступности безопасного и качественного питания на базе предприятий АПК Российской Федерации по целевому производству и товаропроводящей инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания, Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование единой системы производства, переработки, поставок и реализации продукции для системы продовольственной помощи и социального питания через сеть производственно-логистических центров и комбинатов питания; реконструкция, техническое перевооружение и создание новых предприятий по целевому производству и товаропроводящей инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания на основе современных технологий; включение предприятий по производству социального питания в региональные продовольственные цепочки и кластеры; увеличение объемов производства и сбыта через предприятия по целевому производству и товаропроводящей инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания пищевой продукции, обогащенной незаменимыми компонентами, пищевой продукции для детского питания, продуктов функционального назначения, пищевой продукции диетического лечебного и профилактического питания, мясной, молочной, рыбной продукции, овощей и фруктов. В рамках данного направления осуществляются следующие виды государственной поддержки: 1. Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий на частичное возмещение затрат на реконструкцию, модернизацию и создание новых предприятий по целевому производству и товаропроводящей инфраструктуры, а также возмещения части затрат по себестоимости, 2. Финансирование затрат на организацию и проведение мониторинга и формирование информационной базы данных состояния социального питания и оказания продовольственной помощи уязвимым слоям населения на конкурсной основе. Направление 2. Оказание адресной продовольственной помощи уязвимым слоям населения. В настоящее время продовольственная помощь уязвимым слоям населения оказывается в основном за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и, как правило, в сфере социального питания, 2.1. Оказание продовольственной поддержки уязвимым слоям населения при организации питания в образовательных учреждениях. Цель - создание условий для достижения в образовательных учреждениях к 2020 году полного охвата уязвимых слоев населения сбалансированным горячим питанием. Задачи; разработка и внедрение основных направлений и механизмов государственной поддержки на республиканском и муниципальном уровнях сферы социального питания, соответствующих разрешенным правилами ВТО инструментам поддержки; достижение сбалансированности питания в образовательных учреждениях. Целевые группы поддержки: дети из числа уязвимых слоев населения, питание которых организуется в государственных (муниципальных) учреждениях, получают продовольственную помощь непосредственно в данных учреждениях. Пилотные проекты - 2013-2014 годы. В последующем, начиная с 2015 года, предполагается увеличение бюджетной поддержки социального питания с целью увеличения объемов потребления пищевой продукции в данной сфере. 2.2. Оказание, продовольственной помощи уязвимым слоям населения в форме выделения целевых денежных средств на приобретение продуктов питания с использованием универсальной электронной карты. Цель - создание системы продовольственной помощи уязвимым слоям населения как меры поддержки сельского хозяйства. Варианты продовольственной помощи в открытой сети включают следующие: |—————————————————|——————————|——————————————|————————|————————————————————| |Продовольственная|горячего |пищевых |семян и |кормов для | |помощь малоимущим|питания в |продуктов |саженцев|сельскохозяйственных| |может выдаваться |сети |установленного|для ЛПХ |животных | |на право |социальных|ассортимента | | | |приобретения: |столовых |(мясо, молоко,| | | | | |рыба, фрукты и| | | | | |овощи) | | | |—————————————————|——————————|——————————————|————————|————————————————————| |В городах |Основной вид |Дополнительный вид помощи | |—————————————————|—————————————————————————|—————————————————————————————| |В сельской |Дополнительный вид |Основной вид | |местности |помощи | | |—————————————————|—————————————————————————|—————————————————————————————| Этапы реализации мероприятия: 2013-2014 годы - проведение пилотных проектов в соответствии с ведомственной целевой программой Минсельхозпрода Республики Мордовия (в рамках экономически значимых региональных программ по созданию предприятий логистической инфраструктуры системы продовольственной помощи и социального питания на основе современных технологий производства, хранения и транспортировки пищевых продуктов); 2015-2020 годы - поэтапное увеличение объемов оказания продовольственной помощи уязвимым слоям населения и дальнейшее развитие материально-технической базы. Апробация различных видов продовольственной помощи и способов ее доведения, их перспективности для поддержки местных сельхозтоваропроизводителей и регулирования рынка сельхозпродукции - основная цель необходимых пилотных проектов. Одновременно должны решаться следующие задачи: создание механизмов, обеспечивающих прослеживаемость "источников" пищевой продукции; развитие производственно-логистической инфраструктуры; использование современных форм доведения средств (платежей) с применением электронных карт; внедрение межведомственной системы контроля качества и безопасности поставляемых продуктов; совершенствование системы государственных и муниципальных заказов в данной сфере. При разработке требования к пилотным проектам необходимо предусмотреть: наличие утвержденной муниципальной программы к соответствующих бюджетных ассигнований; оказание продовольственной поддержки в денежной форме только на определенный ассортимент продукции (например, хлеб, мясо-молочная группа, овощи и фрукты); развитие материально-технической базы социального питания (производственных и логистических мощностей); применение электронной системы доведения помощи и осуществления платежей (покупок) гражданами; развитие целевого производства полуфабрикатов. Зотовых блюд и специальных продуктов для детского, лечебного питания; научное сопровождение пилотного проекта. В 2013 году для реализации пилотных проектов: будет разработано временное положение о порядке оказания продовольственной помощи уязвимым слоям населения с использованием универсальной электронной карты, что одновременно должно обеспечить прослеживаемость производителей пищевой продукции в оказании продовольственной помощи; при Правительстве Республики Мордовия будет сформировано Управление социального питания и продовольственной помощи. Координация будет осуществляться созданной в 2011 году межведомственной комиссией под сопредседательством заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия по социальным вопросам и АПК. (Подраздел 2.1 дополнен - Постановление Правительства Республики Мордовия от 03.06.2013 г. N 204) Раздел 3. Система программных мероприятий Система программных мероприятий разработана на основе анализа проблем развития производства пищевой продукции для обеспечения социального и корпоративного питания, а также прогнозов социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2015 года. Структура программных мероприятий представлена четырьмя разделами, которые обеспечивают координацию деятельности исполнителей Программы и решение поставленных задач по достижению основных целей Программы. Система программных мероприятий представлена в приложении 2 к Программе и включает следующие основные разделы: раздел 1. Развитие материально-технической базы социального питания и товаропроводящей инфраструктуры. Целью является реализация актуальных мероприятий по созданию современной материально-технической базы отрасли, включая экспериментальные (пилотные) проекты, проведение проектно-изыскательских и строительных работ первой очереди, развитию сырьевой базы и товаропроводящей инфраструктуры, реализации отраслевых программ и развитию сети социальных столовых. Программа предусматривает создание десяти производственно-логистических центров согласно приложению 3 к настоящей Программе; раздел 2. Совершенствование организации управления, мониторинга системы социального питания, подготовки кадров. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования организации управления, мониторинга системы социального питания, подготовки кадров. Предусматриваются: формирование органов управления Программой в системе исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия (создание межведомственной комиссии при Минсельхозпроде Республики Мордовия, делегирование части полномочий на конкурсной основе и др.); формирование институтов развития социального питания в Республике Мордовия (инвестиционный фонд); организация исследований и разработок, включая разработку: отраслевых программ по развитию производства сельхозпродукции и поставок пищевых продуктов для системы социального питания: ведомственных республиканских и муниципальных подпрограмм совершенствования организации, развития материально-технической базы, повышения качества, сбалансированности и безопасности социального питания; единых требований к безопасности и качеству пищевых продуктов для поставки в системе социального питания (по основным типам учреждений и рационов) и их согласование с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия; организация планирования и закупок, разработки и внедрения нормативно-технической документации на производство продукции для обеспечения системы социального питания. Особое внимание уделяется организации контроля качества на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции. Для стимулирования частно-государственного партнерства предусматривается осуществление информационно-пропагандистской кампании по развитию системы социального питания в средствах массовой информации и по другим каналам (интернет, создание специализированного сайта по социальному питанию, круглые столы, презентации и др.). Для улучшения государственного управления отраслью предлагается организация мониторинга развития социального и корпоративного питания в Республики Мордовия в разрезе целевых показателей и индикаторов Программы. Важное значение имеет внедрение информационных технологий для систем питания, контроля качества и безопасности продукции. В рамках направления обеспечивается совершенствование подготовки специалистов для предприятий социальною питания, а также разработка системы организации питания в период проведения массовых мероприятий, в том числе спортивных (включая чемпионат мира по футболу); раздел 3. Развитие законодательной, нормативно-правовой и методической базы социального питания. Мероприятия включают: разработку необходимых нормативных актов, изменений и дополнений в существующие, в том числе: нормативного акта "О социальном питании в Республике Мордовия"; нормативного акта о порядке создания агропромпарков и производственно-логистических центров; нормативного акта об инвестиционной деятельности в сфере социального питания Республики Мордовия; нормативного акта и методических рекомендаций по созданию системы обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и питания в системе социального питания; методических рекомендаций по организации социального и корпоративного питания в Республики Мордовия; внесение изменений в нормативные правовые акты и методические рекомендации о порядке принятия и исполнения публичных расходных обязательств Республики Мордовия (порядка получения субсидий и дотаций, их ежегодной индексации) и их поэтапного увеличения в сфере социального питания для достижения научно обоснованных норм в Республике Мордовия, Будут также уточнены функции и полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социальною питания; раздел 4. Ведомственные республиканские подпрограммы совершенствования организации, развития материально-технической базы, повышения качества, сбалансированности и безопасности социального питания. В четвертый раздел включены мероприятия по реконструкции и переоснащению пищеблоков бюджетных учреждений, в том числе создание базовых столовых, переоснащение столовых в доготовочные и раздаточные. Всего, учитывая пищеблоки общеобразовательных учреждений, которые переоснащены в 2009-2010 годах в рамках федерального экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания, реконструкция и переоснащение будут проведены почти в 800 пищеблоках. Принципиально важное значение имеют разработка и внедрение нормативов финансирования закупок пищевых продуктов для организации сбалансированного питания по рациональным нормам, а также поэтапный перевод питания в бюджетных учреждениях на аутсорсинг. В систему мероприятий включается формирование устойчивого спроса на пищевые продукты гарантированного качества и высокой степени готовности при размещении государственного и муниципального заказов (закупки пищевых продуктов для организации питания на основе единых требований к качеству и безопасности, переход на среднесрочные контракты). Одновременно осуществляется разработка единых требований к безопасности и качеству пищевых продуктов для поставки в систему социального питания (по основным тинам учреждений и рационов). Это обеспечит гарантии поставок безопасных продуктов высокого качества для организации питания в бюджетных организациях. Эта группа мероприятий подкрепляется внедрением производства и закупкой полуфабрикатов, специализированных (для детского, лечебного, геродиетического, спортивного питания) и обогащенных продуктов. Одновременно внедряются единые рационы питания (наборы продуктов) и типовые меню для поэтапного достижения их сбалансированности. Предусматривается комплекс мероприятий для достижения целей энергосбережения (оснащение электро- и водосчетчиками пищеблоков бюджетных учреждений (при переводе на аутсорсинг - за счет исполнителя услуг), установление лимитов ресурсопотребления для пищеблоков бюджетных учреждений, организация мониторинга и ресурсопотребления на пищеблоках бюджетных учреждений, осуществление мер по экономии ресурсопотребления (электроэнергии, водопотребления (водоотведения). Достижение показателей ресурсосбережения, предусмотренных Программой, определяется применением современного технологического оборудования и переходом на обеспечение бюджетных организаций полуфабрикатами и готовыми блюдами. Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Сводные затраты по мероприятиям Программы приведены в приложении 4 к настоящей Программе, в котором представлены расчеты по мероприятиям всех направлений Программы. Затраты отдельно учитывались в бюджетах разного уровня (федеральный, республиканский и местные). Отдельно оценивались затраты, финансируемые из средств предприятий, за счет средств родителей (внебюджетных источников). При расчете соответствующих затрат использованы результаты исследования систем коллективного питания и пищевой промышленности Республики Мордовия, укрупненные нормативы, экспертные оценки, другие удельные показатели, полученные из материалов подобных разработок. Расчеты проводились по двум вариантам: 1 вариант - достижение всех целевых нормативов и показателей в 2015 году при максимальном участии в финансировании федерального бюджета; 2 вариант - достижение ряда целевых нормативов и показателей позднее 2015 года при минимальном участии федерального бюджета. В приложениях 4-6 представлены данные по выбранному первому варианту. Использование бюджетных средств предусматривается: на финансирование работ но пилотным проектам, научные исследования и разработки, повышение квалификации кадров. Объемы финансирования установлены в соответствии с лимитами Программы, заявками Минсельхозпрода Республики Мордовия на выполнение работ в рамках Программы; на строительство и реконструкцию производственно-логистического центра, других объектов инфраструктуры. За счет собственных средств организаций будут реализованы инвестиционные проекты по строительству и реконструкции производственных и инфраструктурных объектов, развитию системы товародвижения. Особенностью предлагаемого механизма финансирования является опора при формировании повой отрасли на привлечение средств инвесторов. Так, при общих затратах на создание отрасли в размере 1012 млн рублей доля внебюджетных источников прогнозируется в размере порядка 626 млн рублей, то есть более 62% от общей потребности. Порядок привлечения инвестиций для реализации мероприятий Программы определяется действующим федеральным и республиканским законодательством, в том числе в части использования бюджетных средств согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Предложения по финансированию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия (бюджетов муниципальных образований) носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия (бюджетов муниципальных образований) на соответствующий год. Пилотный проект по оказанию адресной продовольственной помощи детям - инвалидам будет проведен с 1 октября 2013 г. по 1 июля 2014 г. из расчета 350 рублей в месяц на одного человека. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Мордовия от 03.06.2013 г. N 204) Раздел 5. Механизм реализации Программы Система управления Программой направлена на достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого мероприятия, а также долгосрочность полученных результатов. Реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти. Государственным заказчиком-координатором Программы является Минсельхозпрод Республики Мордовия. Разработчик Программы определен на основе конкурсных торгов. Для реализации Программы формируются органы управления Программой. В Минсельхозпроде Республики Мордовия создается специализированное подразделение (группа или отдел - без увеличения штатной численности министерства). Формируется межведомственная комиссия с участием заинтересованных министерств и ведомств Республики Мордовия, представителей финансовых, промышленных и сельскохозяйственных структур (рисунок 2). |———————————————| |——————————————| |—————————————| |————————————————| |Государственный| |Минсельхозпрод| | Комиссия по | |Межведомственная| | заказчик - | | РМ | | развитию | | комиссия. | | координатор | |————————|—————| | социального | | Участие | | программы | | | питания | | ключевых | |———————————————| | |———|—————————| | министерств, | | | |представителей | | | |органов власти, | | | | банков, | | | | бизнеса, | | | |общественности | | | | и науки | | | |————————————————| | | |—————————————————| |———————————————| |—————————————| | Учредители: | |НП "Дирекция по| |Рабочий орган| |Мисельхозпрод РМ,| | развитию | | Комиссии по | |Госкомимущество |торги | социального | торги| развитию | |РМ, АНО "ИОП", | | питания" | | социального | | Банки (РСХБ и | | ("Центр | | питания | | другие). | | подготовки") | |——|——————————| | Организ. опт. | |——|————————————| | | торговли и | | | | потреб. рынка | | | |—————————————————| | | |——————————————| |————————————————| |———————————————| |———————————| | Опред. | | Компании по | | Компании по | |Реализация | | потребности. | | закупкам и | |аутсорсингу для| | единого | | Идентиф. | | лизингу | |организованных | |социального| | поставщиков. | |технологического| | коллективов | | заказа. | | Организ. | | оборудования | |——————————|————| | Внедрение | |финансирования| |————————————————| | | системы | |——————————————| | | контроля | | | качества | поставка оборудования заявка заказ | |———————————| | |———————————————————————————————| | Объекты социального питания, | заявка |производства пищевой продукции,| |товаропроводящей инфраструктуры| | (ПЛЦ и др.) | |————————————————|——————————————| |Обеспечение пищевой продукцией |———————————————————————————| | Потребители | |(организованные коллективы)| |———————————————————————————| Рис.2. Схема реализации Программы Для обеспечения концентрации финансовых ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий Программы создаются специализированные компании в рамках государственно-частного партнерства. Государственные заказчики мероприятий Программы - Минсельхозпрод Республики Мордовия (координатор), Минздрав Республики Мордовия, Минобразование Республики Мордовия, Минсоцзащиты Республики Мордовия, Минфин Республики Мордовия, Минпром Республики Мордовия, Мининформнауки Республики Мордовия, Минэкономики Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Минпечати Республики Мордовия, Госкомимущество Республики Мордовия, Госкомтрудзанятости Республики Мордовия, Госкоммолодежи Республики Мордовия, Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия. Должностное лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы, осуществляет: координацию деятельности по реализации мероприятий Программы; рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов их финансирования, а также утверждение развернутого перечня мероприятий на предстоящий год; организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы. Уполномоченный орган осуществляет: текущее управление мероприятиями Программы; мониторинг реализации программных мероприятий; разработку подробного плана мероприятий по реализации Программы на предстоящий год. Исполнители мероприятий Программы; несут ответственность за своевременность и полноту реализации программных мероприятий; разрабатывают планы реализации мероприятий Программы; осуществляют разработку технических заданий на проведение конкурсов и тендеров на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. Конкурсный отбор осуществляется конкурсными комиссиями, которые формируются в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством; ежеквартально направляют государственному заказчику Программы информацию о ходе реализации мероприятий Программы. Порядок взаимодействия с органами местного самоуправления устанавливается соглашениями между государственными заказчиками и администрациями муниципальных районов Республики Мордовия. Средства республиканского бюджета предоставляются органам местного самоуправления в виде субсидий на условиях софинансирования. Условием предоставления субсидий муниципальным образованиям в соответствии с настоящей Программой является принятие органами местного самоуправления нормативных актов (программ), устанавливающих расходные обязательства. Раздел 6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы В результате реализации Программы будут выполнены задачи, определяемые Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года по формированию системы социального питания, и достигнуты следующие основные показатели. Сельское хозяйство и пищевая промышленность Республики Мордовия получит дополнительный импульс в развитии: крупный гарантированный спрос, инициирование процессов дальнейшего технологического развития, интеграции с перерабатывающими отраслями, вовлечение малых форм хозяйствования в обеспечение питанием организованных коллективов. Удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме пищевых ресурсов, требуемых для полного охвата питанием по рациональным нормам в социальном и корпоративном питании, возрастет с 80 до 95%, в том числе местного производства - с 70 до 85%. При этом, объем государственных (муниципальных) закупок продовольствия и услуг по обеспечению питанием организованных коллективов возрастет с 470 до 908 млн рублей, в том числе более 20% - у субъектов малого и среднего бизнеса. Объем производства и реализации специализированных продуктов (детского и лечебного питания), полуфабрикатов и обогащенных продуктов возрастет в 20 раз (с 1,5 до 30 тыс. тонн в год), что обеспечит внедрение принципов здорового питания в организованных коллективах. Развитие данного вида производств на предприятиях Республики Мордовия будет способствовать повышению их конкурентноспособности в других регионах России и за рубежом. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|