Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.12.2013 № 579

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 23 декабря 2013 года № 579

г.Саранск

 

 

Об утверждении государственной программы Республики Мордовия

"Развитие культуры и туризма" на 2014-2018 годы

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 23.06.2014 г. № 293; от 24.02.2015 № 100; от 31.07.2015 № 457;

от 17.11.2015 № 633; от 21.09.2016 № 477; от 30.01.2017 № 81;

от 24.04.2017 № 259)

 

Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" на 2014-2018 годы (далее - государственная программа).

2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 г.:

постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2011 г. № 408 "О внесении изменений в приложение 1 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2011 г. № 479 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 26 марта 2012 г. № 88 "О внесении изменений в приложение 2 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 2 апреля 2012 г. № 107 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 16 апреля 2012 г. № 136 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 13 августа 2012 г. № 307 "О внесении изменений в приложение 1 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 22 октября 2012 г. № 370 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227";

постановление Правительства Республики Мордовия от 11 февраля 2013 г. № 32 "О внесении изменений в приложение 1 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 174 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. № 253 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)";

постановление Правительства Республики Мордовия от 8 июля 2013 г. № 264 "О внесении изменений в приложения 1-3 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 19 августа 2013 г. № 341 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 366 "О внесении изменений в приложение 1 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы";

постановление Правительства Республики Мордовия от 9 декабря 2013 г. № 527 "О внесении изменений в приложение 1 к Республиканской целевой программе "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

 

 

Председатель Правительства

Республики Мордовия В. Сушков

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 23 декабря 2013 года № 579

(изложена в редакции постановления

Правительства Республики Мордовия

от 30 января 2017 года № 81)

 

Государственная программа Республики Мордовия

«Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

от 24.04.2017 № 259)

 

Паспорт

государственной программы Республики Мордовия

«Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы

(далее - государственная программа)

 

Ответственный исполнитель государственной программы

 

 

- Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия

Соисполнители государственной программы

 

 

Участники государственной

программы

 

 

 

- Министерство образование Республики Мордовия;

 

 

 

 

- Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство информатизации и связи Республики Мордовия;

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;

Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;

Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

Министерство целевых программ Республики Мордовия;

Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;

Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи;

Республиканская архивная служба Республики Мордовия

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»;

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию);

Военный комиссариат Республики Мордовия (по согласованию);

Региональное отделение ДОСААФ России Республики Мордовия (по согласованию);

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»;

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Специальное управление гражданской защиты»

 

Подпрограммы -государственной программыт.ч. Республиканская целевая программа Республики Мордовия)

«Культура»;

«Туризм»;

«Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2016-2020 годы»;

«Обеспечение условий реализации государственной программы»;

Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание проживающих на территории Мордовия» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. № 524

 

Цель - государственной программы

создание благоприятных условий для духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Республики Мордовия, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Республики Мордовия

 

Задачи государственной программы

- сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступности для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Республики Мордовия;

повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;

проведение единой государственной политики в организации научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сферах культуры и туризма

 

Целевые - индикаторы и показатели государственной программы

доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия, %;

доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %;

уровень удовлетворенности Республики Мордовия предоставления государственных муниципальных услуг в сфере культуры, %;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, %;

средняя сумма премии Главы Республики Мордовия в области театрального и музыкального искусства и премий Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в области библиотечного дела для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, тыс. руб.;

доля специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры, %;

соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и средней заработной платы в Республике Мордовия, %;

 

Этапы и сроки реализации государственной программы

- реализация государственной программы будет осуществляться в течение 2014-2020 годов в один этап.

 

 

 

Объемы - финансового обеспечения государственной программы

общий объем ассигнований финансирования государственной программы 2014-2020 годах составляет 7045661,0 тыс. рублей,

в том числе по годам:

в 2014 году - 1027783,5 тыс. рублей;

в 2015 году - 1489719,7 тыс. рублей;

в 2016 году - 1809154,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 875323,1 тыс. рублей;

в 2018 году - 569883,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 636773,7 тыс. рублей;

в 2020 году - 637023,7 тыс. рублей

 

подпрограмма «Культура» общий объем финансирования составляет 5202731,6 тыс. рублей;

подпрограммы «Туризм» общий объем финансирования составляет 1167598,6 тыс. рублей;

подпрограммы «Обеспечение условий реализации государственной программы» общий объем финансирования составляет 673869,0 тыс. рублей; Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы общий объем финансирования на 2014-2015 годы составляет 1411,5 тыс. рублей в текущих ценах,

подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2016-2020 годы общий объем финансирования на 2016-2020 годы составляет 50,2 тыс.

 

Объем финансового обеспечения государственной программы по источникам финансирования:

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 4414368,9 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 566909,1 тыс. рублей;

в 2015 году - 718134,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 668084,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 757744,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 518897,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 592299,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 592299,6 тыс. рублей

 

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств федерального бюджета составляет 1198913,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 448624,5 тыс. рублей;

в 2015 году - 710059,1тыс. рублей;

в 2016 году - 8755,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 29571,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 634,1 тыс. рублей;

в 2019 году - 634,1 тыс. рублей

в 2020 году - 634,1 тыс. рублей

 

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из средств муниципальных бюджетов составляет 37019,6 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 11439,9 тыс. рублей;

в 2015 году - 12913,6 тыс. рублей;

в 2016 году - 11276,1 тыс. рублей;

в 2017 году - 1390,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей

 

- объем бюджетных ассигнований на реализацию программы из внебюджетных источников составляет 1395359,5 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

в 2014 году - 810,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 48612,2 тыс. рублей;

в 2016 году - 1121038,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 86617,4 тыс. рублей;

в 2018 году - 50351,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 43840,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 44090,0 тыс. рублей

 

 

Ожидаемые -результаты реализации государственной программы

увеличение количества объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия до 4 раз;

увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 32,4%;

повышение уровня удовлетворенности населения Республики Мордовия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры до 85%;

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на 4,8%;

повышение средней суммы премии Главы Республики Мордовия в области театрального и музыкального искусства и премий Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в области библиотечного дела для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства до 17,5 тыс. рублей;

увеличение количества специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры до 15%;

достижение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», до 100% от средней заработной платы по Республике Мордовия

 

 

Раздел 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы

развития культуры, туризма и системы патриотического

воспитания граждан

 

Государственная программа разработана с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.

В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, основными целями государственной программы являются создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Республики Мордовия, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Республики Мордовия.

Государственная программа предусматривает решение следующих задач:

сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступности для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Республики Мордовия;

повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;

обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сферах культуры и туризма;

проведение единой государственной политики в организации научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

Главными приоритетами государственной программы являются реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единства российского общества, развитие внутреннего и въездного туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию, создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сфер культуры и туризма, системы патриотического воспитания граждан, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Реализация государственной программы осуществляется в трех значимых сферах региональной экономики: культура, туризм и образование.

 

Глава 1. Сфера культуры

 

В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению духовных ценностей.

В рамках сохранения культурного наследия в Мордовии ежегодно проводится более 100 фестивалей, конкурсов и выставок. Многие из них стали традиционными. Одним из знаменательных событий 2012 года стало празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. В преддверии юбилейных мероприятий и в ходе празднования в республике и в России при активном участии мордовской диаспоры было проведено значительное количество культурно-массовых мероприятий различного уровня. В торжествах участвовали делегации из ряда стран мира и практически всех регионов Российской Федерации.

Кроме этого, в ходе подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства была проведена огромная работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. В их числе: реконструкция и компьютеризация Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, реконструкция Республиканского Дворца культуры, реконструкция Мордовской республиканской хореографической школы, реконструкция Саранского городского центра культуры под Национальный театр оперы и балета им. И.М. Яушева, создание музейно-этнографического комплекса «Мордовское подворье». Продолжается реконструкция Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, реконструкция Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова со строительством общежития для студентов и преподавателей. В городе Саранске возводится современный музейно-архивный комплекс площадью 11 тыс. м2, в котором разместятся Краеведческий музей, Государственный архив и запасники музея им. С.Д. Эрьзи.

Традиционными ежегодными мероприятиями стали Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», Международный фестиваль «Декабрьские дивертисменты» и Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники», Международный фестиваль джазовой музыки «Вейсэ-джаз».

В настоящее время в Республике Мордовия функционируют 5 театров (4 республиканских театра: Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева, Мордовский государственный национальный драматический театр, Государственный театр кукол Республики Мордовия и 1 городской - МУК Городской детский Центр театра и кино «Крошка»), 1 концертная организация - ГУК «Мордовская государственная филармония - Республиканский Дворец культуры» и 5 самостоятельных коллективов, 538 библиотек (из них 4 республиканские библиотеки), 25 музеев, 2 учебных заведения отраслевой системы образования (средние специальные), 57 учреждений дополнительного образования детей, 535 организаций культурно-досугового типа.

Только за 2012 год театрами Республики Мордовия было поставлено 1 459 спектаклей, из них 22 премьерные постановки. Театры республики вовлечены в активную гастрольную деятельность.

В течение 2012 года проведено 43 выставки, среди которых наибольший интерес вызвали: «Россия - Родина моя», выставка, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, «Сокровища Мордовии из собраний музеев России», персональная выставка художника Е. Балакшина, выставка в рамках Дней Республики Мордовия в г. Москве и др.

В настоящее время Мордовские региональные отделения творческих союзов России объединяют 263 деятеля искусств: Союз художников Республики Мордовия - 79 человек, Союз композиторов Республики Мордовия - 14 человек., Союз театральных деятелей Республики Мордовия - 170 чел. Созданы и работают 2 960 клубных формирований, в которых занимаются 30 109 человек, 2 392 разножанровых коллектива самодеятельного народного творчества, в которых занимаются 23 493 человека.

В настоящее время на территории Республики Мордовия на государственной охране состоит 849 объектов культурного наследия, из них 127 - памятники архитектуры и градостроительства, 66 - памятники археологии, 549 - памятники истории, 102 - памятники искусства, одно достопримечательное место (Усадьба революционера-демократа Н.П. Огарева в с. Старое Акшино Старошайговского района) и 8 ансамблей.

Следует отметить, что большая часть объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что характерно для всех регионов Российской Федерации. По сравнению с периодом наибольшего развертывания реставрационных работ в стране в конце 1980-х годов объемы реставрации (в сопоставимых ценах) в настоящее время снизились примерно в десять раз и, несмотря на рост этого показателя в последние годы, еще не достигли прежней величины. Более того, современные объемы выполняемых реставрационных работ не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба, наносимого объектам культурного наследия природно-климатическими и антропогенными воздействиями.

В число основных факторов экологического риска по объектам культурного наследия, к которым относятся естественные и антропогенно обусловленные воздействия на памятники истории и культуры, входят подтопление территорий, эрозия почв, загрязнение среды, вибрация, нерегламентированная застройка и визуальное нарушение ландшафтов.

Наибольший урон памятникам архитектуры, расположенным на территории Республики Мордовия, наносится ремонтными и строительными работами, выполняемыми без учета интересов сохранения историко-культурной среды.

Основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются следующие:

недостаточная изученность объектов культурного наследия на территории Республики Мордовия, отсутствие полного объема достоверной информации, необходимой для организации эффективной системы их государственного учета и контроля;

высокая степень амортизации и физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающих угрозу их полной физической утраты;

недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонта и реставрации, по сравнению с количеством объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

отсутствие в Республике Мордовия действенного механизма повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия как объектов доходной недвижимости;

слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, а также в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения Республики Мордовия и ее гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия;

низкий уровень популяризации объектов культурного наследия как внутри региона, так и за его пределами;

недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурному наследию региона;

низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному наследию у населения Республики Мордовия.

Сложность вышеуказанных проблем охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия указывает на необходимость их решения программно-целевым методом, позволяющим системно подойти к созданию условий их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь Республики Мордовия.

В этой связи реализация государственной программы является необходимым инструментом определения общих подходов к выработке эффективных мер по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Мордовия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

При анализе деятельности учреждений культуры Республики Мордовия были выявлены следующие основные проблемы развития отрасли:

неудовлетворительное состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры (высокая степень износа основного оборудования отрасли, музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры);

тенденция «старения» кадров учреждений культуры, искусства и художественного образования;

низкий темп внедрения в муниципальных учреждениях культуры информационно-коммуникационных технологий (компьютеризации и подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет);

неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, а также памятников истории и культуры, расположенных на территории Республики Мордовия;

недостаточное финансирование, снижающее темпы проведения работ по разработке и утверждению в установленном законом порядке границ территорий и проектов зон охраны объектов культурного наследия, их регистрацию не только в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, но и в Едином государственном реестре объектов культурного наследия;

недостаточное оснащение музеев современным программным обеспечением и специализированным оборудованием для автоматизации музейного учета и фотофиксации музейных предметов с целью ведения Государственного каталога;

необходимость обновления экспозиционно-выставочного пространства с использованием современных технологий музейного показа и организации обменных выставок;

недостаточность средств для участия одаренных детей и молодежи в конкурсных мероприятиях, в целом ограничивающая количество участников и возможность реализации творческого потенциала учащихся образовательных учреждений в сфере культуры и искусства;

дефицит профессиональных кадров, падение престижа профессии работника культуры и искусства, и как следствие, слабая материальная база учреждений культуры и низкая заработная плата их работников;

неприспособленность отдельных учреждений отрасли культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также другим лицам с ограниченными физическими возможностями.

 

Глава 2. Сфера туризма

 

В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в республике туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в регионе значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.

В 2005-2010 годах объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличился с 48,3 млн. до 246,1 млн. рублей; услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - с 57,4 млн. до 94,7 млн. рублей; санаторно-оздоровительных услуг - с 21,9 млн. до 80,5 млн. рублей. Подробный анализ статистических данных показывает, что спрос на услуги туризма в последние годы растет стабильно и динамично как в самой Мордовии, так и за ее пределами. В 2010 году республику посетили 80,5 тыс. туристов. Особым спросом пользуются санаторно-курортный (18,8 тыс. человек) и профессионально-деловой (31,1 тыс. человек) туризм. В рамках экологического и культурно-этнического туризма Мордовию посетило 5,4 тыс. туристов.

Вместе с тем рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии от мировых и общероссийских стандартов, а его туристский потенциал используется недостаточно. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. В связи с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России). Республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона. Данное обстоятельство вызывает необходимость формирования современной индустрии туризма и отдыха с целью завоевания собственной ниши в российском туристическом кластере на основе более интенсивного использования имеющегося потенциала.

Основными субъектами туристского рынка Мордовии являются мелкие и средние предприятия, которые способны создать единый современный высококачественный туристический продукт, участвовать в развитии отраслевой инфраструктуры. Однако процесс формирования и развития туриндустрии в качестве значимой отрасли территориальной специализации в регионе в настоящее время невозможен без активного координирующего участия государства. Реальная государственная поддержка должна заключаться в формировании механизмов государственно-частного партнерства, что подразумевает тесное и эффективное взаимодействие всех органов государственной власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации проектов, направленных на развитие экономически эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемые органами государственной власти меры по развитию туристского комплекса не оказывают значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока как следствие увеличения спроса на услуги туризма в целом не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков, а также недостаточной государственной поддержки сферы туризма в Мордовии происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем. Усилению перечисленных тенденций в ближайшие годы будет способствовать высокий уровень конкуренции между регионами за завоевание туристических позиций и рост популярности зарубежных туров.

Город Саранск с 2004 года регулярно занимает призовые места в федеральном конкурсе «Самый благоустроенный город России». Но общий уровень экономической результативности благоустроенных публичных (коммуникативных) пространств не вызывает оптимизма (это равнозначно можно отнести к промышленным зонам столицы Мордовии и к районам, где сосредоточены важные составляющие ее экономического потенциала). Пространства рядом с такими объектами не представляют интереса для культурного времяпровождения и коммерческого туризма вследствие того, что основные зоны отдыха и досуга сконцентрированы в центральной части города. Малопривлекательны в этом плане предприятия промышленного и аграрного блоков, расположенные в районах республики. При этом в условиях высоко конкурентного динамично развивающегося рынка туризма формирование туристических групп с использованием старых музейных и туристических технологий бесперспективно по целому ряду причин.

1. Требует решения проблема низкой социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала, недостаточной привлекательности, известности и качества комплексных турпродуктов, представленных производителями туристских услуг городского округа Саранск и муниципальных образований республики.

2. Ограничивают динамичные и эколого - ориентированные тенденции развития республиканского туристского комплекса недостаточные финансовые возможности республиканского бюджета Республики Мордовия.

3. Потенциал для создания и функционирования высококонкурентного туристского комплекса в регионе в настоящее время имеет преимущественно локальное (или межмуниципальное) значение. Развитие делового вида туризма невозможно без культурного развития небольших городов и районов, где расположены объекты промышленного значения как локальные центры туризма.

4. Развитие туриндустрии сдерживается необеспеченностью соответствующей инфраструктурой вследствие разрозненности и неполноты информации о туристических объектах, отсутствия информационных центров в городской черте и районных центрах, конкуренции и различий в ведомственной принадлежности, недостаточности республиканской имиджевой продукции у организаций, осуществляющих прием туристов. Существующие зоны притяжения рабочей силы в основных индустриально- развитых городских кварталах и муниципальных образованиях, являющихся визитными карточками Мордовии, обладают невысокой степенью продвижения и брендирования мордовских товаров. Невысокий уровень выставочно-ярмарочной деятельности и отсутствие комплексной системы информационно-рекламных и прочих видов услуг (за исключением сети фирменных магазинов, функционирующей на некоторых крупных предприятиях республики) в целом не позволяют данным субъектам эффективно использовать занимаемую территорию, повышая тем самым уровень собственной капитализации.

5. Участие Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия в организации постоянно действующих выставочно-ярмарочных экспозиций на базе ООО «Мордовэкспоцентр» с ориентацией на организацию и обеспечение функционирования подобных зон способствует формированию инфраструктуры малого бизнеса в регионе. Однако отсутствие бренд-заводских площадок (или специально-отведенных для этого зон) непосредственно на объектах промышленности, где была бы широко представлена вся выпускаемая номенклатура товаров (с позиций повышения их имиджа и конкурентоспособности), а также отдельные структурные подразделения (цеха, участки) или современные производственно-технологические линии, подготовленные для показа туристам, подавляют реализацию активной микроуровневой маркетинговой стратегии.

6. В организационной структуре управления предприятиями и персоналом не предусмотрены торговые интернет-представительства, выставочные павильоны с функциями проведения тематически ориентированных фокус-групп, дегустационные залы с демонстрацией мордовского агропромышленного кластера. Неразвитость современных форматов сельскохозяйственного и промышленно-культурного девелопмента, привлекательного для профессионально-делового туризма и целевой аудитории разных возрастных групп населения, сдерживают развитие торговой инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества.

7. Недостаточно высокий уровень подготовки кадров для организаций Республики Мордовия, осуществляющих деятельность в сфере туризма, с одной стороны, отрицательно воздействует на тренды массовизации и пиар-компанию, связанную с физической культурой и здоровым образом жизни, а также закреплением имиджа Мордовии как самой спортивной республики, с другой, - задает повышенные требования к структуре рабочих мест, спортивной педагогике, количеству и качеству сферы предоставляемых образовательных услуг, в том числе в логистике, гостиничном и ресторанном сервисе, консалтинговых, тренинговых, информационных, рекламных и прочих услугах. Следовательно, актуализируется тематика, интегрирующая в себе комплексы по организации и проведению ускоренных курсов подготовки кадров в этой области и технологии организации экскурсионных услуг. Инновационные образовательные платформы, созданные на базе высших учебных заведений республики, корпоративных систем подготовки кадров, использующие опыт известных зарубежных и отечественных образовательных структур туристского бизнеса, обеспечат возможность профессиональной мобильности, повысят гибкость управления и клиентоориентированность процессов капитализации человеческих ресурсов. Формирование системы предпрофильной подготовки в данной области должно осуществляться на базе средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Концептуальным положением реализации кадровой политики в сфере туризма станет проведение научных мероприятий по обмену опытом и повышению компетенций организаторов туристской деятельности, лингвистическая подготовка специалистов разного профиля, работающих в объектах тур индустрии региона.

8. Ограниченность бюджетных средств Республики Мордовия требует не только экономного и эффективного их использования, но и выбора фокусного, точечного подхода к развитию туристской инфраструктуры - поэтапного формирования пространственно-временной каркасной сети. В качестве пространственных каркасных узлов - туристско-рекреационных зон - выступают территории, маршруты, объекты инфраструктуры, места сосредоточения информационно-культурных объектов, закрепленные за музеями, выставками, мастерскими и т. п. Временные узлы представляют собой событийные мероприятия, привлекающие к участию туристов. Поэтому привлечение туристов в республику имеет благоприятные предпосылки для развития культурно-познавательного, исторического, санаторно-рекреационного, этнического, экскурсионно-развлекательного, религиозно-паломнического и спортивного туризма в средне- и долгосрочной перспективе.

Исходя из интересов гостей и жителей Республики Мордовия, туристско-рекреационные маршруты и зоны должны обладать комплексом соответствующих качеств, предусматривающих, прежде всего, транспортную и пешеходную доступность, наличие возможности восстановления здоровья в местах проживания туристов с предоставлением оздоровительных и профилактических услуг, обеспечение возможностей для полноценного досуга и развлечений, историко-архитектурную ценность, культурно-познавательную насыщенность и ярко выраженный местный колорит, благоприятную экологическую обстановку.

По указанным выше причинам имеется существенное отставание в развитии туристического комплекса Республики Мордовия от целого ряда регионов России.

С начала 2010 года активно формируется банк инвестиционных проектов, инициаторами которых выступают органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и частные инвесторы. Существующий уровень предпринимательской активности в сфере внутреннего и въездного туризма в регионе позволяет говорить о необходимости оформления части программных мероприятий в виде комплексных проектов, а их реализацию планировать с помощью проектного менеджмента. Помимо реализации крупных инвестиционных проектов, которые носят комплексный характер социально-экономического развития территории, существуют проблемы, требующие системного программного подхода, обеспечивающего взаимосвязь мероприятий, различных по срокам, ресурсам, исполнителям, оптимальную организацию управления реализацией государственной программы и контроль за ходом ее выполнения.

Создание крупного и конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера на территории Республики Мордовия возможно при использовании программно-целевого инструментария. Целесообразность его применения к формированию и адекватному финансированию проектных мероприятий по туризму подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 года. Решение комплекса поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг с помощью программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий, предотвратить их распыление и освоение без ориентации на конечный результат.

Существуют различные варианты решения поставленных задач программными методами:

1) финансирование комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристского продукта и стимулирование привлечения инвестиций для инфраструктурного развития тур индустрии организационными методами. В качестве недостатков этого варианта решения можно назвать возможное несовпадение планов частных инвесторов с концептуальной основой развития туризма в регионе, несбалансированность денежных потоков частных инвесторов, республиканского и муниципальных бюджетов;

2) финансирование за счет республиканского бюджета Республики Мордовия инвестиционных проектов, заявленных в муниципальных образованиях Республики Мордовия без учета функционального зонирования территорий и возможности привлечения средств федерального бюджета. Недостатком этого варианта решения является значительная финансовая нагрузка на бюджет Республики Мордовия;

3) выделение и финансирование наиболее перспективных инвестиционных проектов с возможностью формирования туристско-рекреационных зон и туристских кластеров дает возможность привлечения средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников в сочетании с проведением комплекса мероприятий по формированию и продвижению туристического продукта Республики Мордовия.

Очевидно, что максимальная эффективность программно-целевого метода может быть обеспечена при его реализации с использованием кластерного подхода (третий вариант решения). Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также смежной с туризмом деятельностью и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

В целом следует исходить из того, что туризм - это сложный межотраслевой комплекс, требующий государственного регулирования связанных с ним отраслей. Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое экоориентированное развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Для исполнения программных проектов потребуется привлечь не только научный потенциал, предприятия малого и среднего бизнеса, но и министерства, ведомства и другие структуры, от которых зависит слаженное функционирование туриндустрии в регионе.

Комплекс мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма должен стать важной составной частью государственной программы, коррелировать с инвестиционными проектами и программами развития культуры, спорта, молодежной политики и образования на уровне предприятий, отраслей и муниципалитетов.

 

Глава 3. Система патриотического воспитания граждан

 

Российская Федерация в последние годы уделяет особое внимание проблеме патриотического воспитания граждан. В ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2007-2010 годы», республиканских целевых программ «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2002-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, на 2007-2010 годы» были достигнуты некоторые положительные изменения в этой сфере. Однако существует ряд нерешенных проблем, которые можно охарактеризовать социальными и моральными вызовами российской государственности. К их числу можно отнести следующие:

морально-нравственная дезинтеграция общества;

низкий уровень доверия и социальной солидарности;

нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;

недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;

рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;

снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;

усиление миграционных процессов;

недостаточный уровень воспроизводства населения;

снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Отдельные проявления подобных тенденций можно наблюдать и среди молодежи Мордовии.

Целесообразность решения проблем патриотического воспитания программно-целевым методом обусловлена многообразием и взаимосвязанностью аспектов в данной области. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно обеспечить инновационное, социально ориентированное развитие системы патриотического воспитания. Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой метод, предполагающий систему целевого, программного, структурного, функционального и комплексного подходов.

Программно-целевой метод при решении проблем патриотического воспитания наряду с четко структурированной содержательной частью системы управления патриотическим воспитанием граждан предусматривает создание и использование финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения государственной программы.

Мероприятия государственной программы носят комплексный характер, согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации.

Следует отметить, что многие актуальные для республики задачи невозможно решать без активного участия населения Мордовии, без проявления его гражданской позиции.

Государственная программа позволит эффективно осуществлять систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации и иных заинтересованных сторон по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

 

Глава 4. Прогноз развития сфер культуры и туризма, системы

патриотического воспитания граждан в Республике Мордовия

 

Реализация государственной программы позволит к 2020 году создать благоприятные условия для устойчивого развития сферы культуры, активизировать продвижение Республики Мордовия в национальном и мировом культурно-туристическом пространстве. Внедрение информационных технологий в отрасль, укрепление ее материально-технической базы обеспечит более широкий доступ населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, что повлечет увеличение посещаемости республиканских государственных и муниципальных учреждений культуры.

Формирование современного конкурентоспособного туристского комплекса Республики Мордовия будет направлено на интегрирование отрасли в общенациональную индустрию туризма и увеличение внутреннего и въездного туристского потока в регион. Главным эффектом реализации государственной программы в данной сфере станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительное развитие смежных отраслей, нормализация торгового баланса республики, привлечение инвестиций в региональную экономику, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения.

Создание эффективной системы патриотического воспитания в Республике Мордовия позволит не только упрочить дружбу представителей разных народов Российской Федерации, проживающих на территории республики, но и обеспечить заинтересованность жителей в развитии экономики региона, недопущении социальной напряженности в Мордовии. Кроме того, будут созданы условия, способствующие реализации творческого потенциала молодежи Республики Мордовия в области патриотического воспитания через искусство слова, живопись и музыку, а также формированию мировоззренческих установок на готовность молодых граждан к защите Отечества и службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Однако реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать прогнозу развития сфер культуры и туризма, системы патриотического воспитания граждан в Республике Мордовия. Анализ таких рисков и описание мер управления ими с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы будут рассмотрены в разделе 7.

Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

 

Глава 5. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации государственной программы

 

Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317, в которой установлены следующие стратегические документы и нормативные правовые акты Российской Федерации в сферах культуры и туризма:

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года, согласованные Правительством Российской Федерации 1 июня 2006 г. № МФ-П44-2462;

Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1019-р;

Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267;

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р;

Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 807;

Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры, одобренная решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 г.;

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств - участников СНГ, одобренная решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 г.;

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2143-р;

указы и поручения Президента Российской Федерации в сферах культуры и туризма.

Законодательную базу государственной программы на региональном уровне, в которой отражены основные приоритеты государственной политики в сферах культуры и туризма, системе патриотического воспитания, обеспечивают следующие стратегические документы и нормативные правовые акты Республики Мордовия, способствующие их благоприятному развитию:

Закон Республики Мордовия от 14 июня 2000 г. № 28-З «О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия»;

Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 44-З «О государственной поддержке сферы культуры»;

Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»;

Закон Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. № 54-З «О государственной охране, использовании, сохранении, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Мордовия»;

Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия»;

Республиканская целевая программа «Культура Мордовии» на 2011-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227;

Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. № 524;

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363;

Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 июля 2013 г. № 253;

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. № 537-Р.

Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем и решить некоторые из них.

Вместе с тем многие из проблем остаются нерешенными.

В числе проблем, требующих разрешения, в сфере культуры следует выделить:

недостаточное финансирование инвестиционных проектов в области профессионального музыкального и театрального искусства;

увеличение расходов, связанных с гастрольной деятельностью;

несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов и музыкальных инструментов;

необходимость сохранения существующего республиканского фильмофонда, внедрения передвижных «киномобилей» и восстановления стационарных киноустановок для кинообслуживания населения;

недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли и слабое оснащение музейной сети специальным фондовым и экспозиционным оборудованием, компьютерной техникой, современными техническими средствами охраны и пожаротушения;

несоответствие между объемами, значимостью выполняемой библиотеками работы и ресурсным обеспечением системы библиотечного обслуживания населения, недостаточная государственная поддержка ее развития, неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, особенно в сельской местности;

несоответствие финансирования библиотек;

старение педагогических кадров и несовершенство нормативно-правового обеспечения системы художественного образования, необходимость совершенствования системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований, необходимость повышения заработной платы, слабая социальная защищенность выпускников, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы.

Приоритетами государственной политики в сфере развития туризма являются создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона и обеспечивающего максимальный уровень удовлетворенности жителей и гостей туристическими услугами. В свою очередь, это предполагает решение задач, связанных с созданием эффективной системы управления и мониторинга туристской отраслью, привлечением частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу, развитием материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства, формированием конкурентоспособного республиканского туристского продукта и его продвижением на российском и международном рынках, созданием современной туристической информационной системы и развитием рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли, кадровым и научно-методическим обеспечением развития туризма.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью процесса воспитания государственных, общественных и социальных институтов, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, образовательных учреждений, общественных объединений, иных организаций, семьи по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Государственная программа предусматривает комплексную реализацию следующих приоритетных направлений по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан:

совершенствование процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации по формированию духовных и патриотических ценностей;

совершенствование системы подготовки молодежи допризывного возраста;

развитие и совершенствование информационного обеспечения в области патриотического воспитания;

развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан.

 

Глава 6. Цель и задачи государственной программы

 

Целью государственной программы является создание благоприятных условий для духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Республики Мордовия, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Республики Мордовия;

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступности для граждан культурных ценностей и культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Республики Мордовия;

повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и туризма;

проведение единой государственной политики в организации научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;

обеспечение эффективного исполнения государственных функций и государственных услуг в сферах культуры и туризма.

 

Глава 7. Показатели (индикаторы) реализации

государственной программы

 

Целевыми показателями и индикаторами достижения целей и решения задач государственной программы являются:

доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия, %;

доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %;

уровень удовлетворенности населения Республики Мордовия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, %;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, %;

средняя сумма премии Главы Республики Мордовия в области театрального и музыкального искусства и премий Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в области библиотечного дела для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, тыс. рублей;


Информация по документу
Читайте также