Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 04.03.2005 № 3-З4 марта 2005 года N 3-З ---------------------------------------------------------------------- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ от 4 марта 2005 года N 3-З О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл (В редакции Законов Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З; от 30.11.2006 г. N 67-З; от 28.02.2007 г. N 6-З; от 06.03.2008 г. N 4-З) Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 24 февраля 2005 года Настоящий Закон осуществляет правовое регулирование отдельных вопросов местного самоуправления в Республике Марий Эл в рамках общих правовых, территориальных, организационных и экономических положений, установленных федеральным законодательством для субъектов Российской Федерации. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Местное самоуправление в Республике Марий Эл 1. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. 2. Правовую основу местного самоуправления в Республике Марий Эл составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Республики Марий Эл, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. 3. В настоящем Законе используются основные понятия и термины, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Правоотношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются федеральным законодательством. Статья 2. Полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области местного самоуправления 1. К полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Республике Марий Эл в случаях и порядке, установленных Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Республики Марий Эл и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Республики Марий Эл, а также в пределах полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Республики Марий Эл в порядке, установленном Федеральным законом; правовое регулирование при установлении и изменении границ муниципальных образований, а также преобразовании и упразднении муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 06.03.2008 г. N 4-З) правовое регулирование при изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса; правовое регулирование по вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл; иные полномочия в соответствии с Федеральным законом. 2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Республики Марий Эл в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Марий Эл. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) Статья 3. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 1. В соответствии с Федеральным законом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) установление официальных символов муниципального образования; 3) создание муниципальных учреждений и предприятий, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; 5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 6) принятие планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и организация их выполнения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном федеральным законодательством; 7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) 8)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; 8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; (Дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 06.03.2008 г. N 4-З) 9)иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, уставами муниципальных образований. 2. В соответствии с Федеральным законом органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе, согласно уставам муниципальных образований, принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений. 3.Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) 4.Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл). В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Марий Эл, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и республиканского бюджета Республики Марий Эл. Статья 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл 1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл осуществляется законами Республики Марий Эл. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл законами Республики Марий Эл допускается, если это не противоречит федеральным законам. 2. Отдельные государственные полномочия Республики Марий Эл, передаваемые органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено Федеральным законом или законом Республики Марий Эл. 3. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. 4.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. 5.Закон Республики Марий Эл, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Марий Эл для осуществления соответствующих полномочий, включая государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл; 6) порядок осуществления органами государственной власти Республики Марий Эл контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл; 8) иные условия, предусмотренные федеральным законом. (Дополнен - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 06.03.2008 г. N 4-З) 6. Положения законов Республики Марий Эл, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год при условии, если законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. 7.По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл органы исполнительной власти Республики Марий Эл в случаях, установленных законами Республики Марий Эл, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. 8. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. 9. Органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл. 10. В соответствии с Федеральным законом органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам Республики Марий Эл документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл. 11. В случае выявления нарушений требований законов Республики Марий Эл по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл уполномоченные государственные органы республики вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 5. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Марий Эл в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. 2. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законом Республики Марий Эл в соответствии с принципами и требованиями федерального законодательства. 3. Преобразование и упразднение муниципального образования осуществляется законом Республики Марий Эл. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 06.03.2008 г. N 4-З) Статья 6. Межмуниципальное сотрудничество 1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуется совет муниципальных образований Республики Марий Эл. 2. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 7. Местный референдум 1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. 2. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Республики Марий Эл. Статья 8. Муниципальные выборы Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Марий Эл. Статья 9. Опрос граждан 1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Республики Марий Эл. Результаты опроса носят рекомендательный характер. 2. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти Республики Марий Эл - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. 3. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Марий Эл. Статья 10. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении В соответствии с Федеральным законом местное самоуправление может осуществляться в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, указанному Федеральному закону, иным федеральным законам, законам Республики Марий Эл. ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СВЯЗАННЫХ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (Утратила силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 30.11.2006 г. N 67-З) ГЛАВА 4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 15. Органы местного самоуправления 1. В соответствии с Федеральным законом структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом. 4. В Республике Марий Эл с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие наименования органов муниципального образования и должностных лиц: 1) для представительных органов местного самоуправления: Собрание депутатов муниципального района Собрание депутатов городского округа Собрание депутатов городского поселения Собрание депутатов сельского поселения; 2) для главы муниципального образования: глава муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения, избранный населением, и являющийся главой администрации председатель Собрания депутатов муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения, избранный из числа депутатов представительного органа, и являющийся высшим должностным лицом; 3) для администрации муниципального образования: администрация муниципального района администрация городского округа городская администрация (для городских поселений) сельская администрация (для сельских поселений); 4) для главы администрации муниципального образования: глава администрации муниципального района глава администрации городского округа (мэр города) глава администрации городского поселения глава администрации сельского поселения. Статья 16. Представительный орган муниципального образования 1. Представительный орган муниципального образования формируется в соответствии с Федеральным законом и может осуществлять свои полномочия в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов. 2. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. 3. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. 4. Иные полномочия представительного органа муниципального образования определяются Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований. Статья 17. Глава муниципального образования 1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 2. Порядок избрания и наделения полномочиями главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом. Статья 18. Местная администрация 1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл. 2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы (мэра) местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. 3. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл, условиями контракта с главой местной администрации являются следующие обязанности главы местной администрации: 1) достижение эффективности в служебной деятельности, связанной с выполнением переданных в установленном порядке государственных полномочий; 2) знание законов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих единство правовых и организационных основ гражданской и муниципальной службы, повышение профессионализма и компетентности в реализации отдельных государственных полномочий; 3) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если при наделении государственными полномочиями возможно использование таких сведений. 4. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл. 5. Лицо назначается на должность главы (мэра) местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Дополнительными условиями к кандидатам на должность главы администрации муниципального района, городского округа, участвующим в конкурсе, являются: 1) наличие высшего образования, профессиональных знаний и навыков, необходимых для организации работы по осуществлению переданных государственных полномочий; 2) стаж муниципальной, государственной службы либо руководящей работы в государственных, муниципальных предприятиях и иных хозяйствующих субъектах не менее 3-х лет. Контракт с главой (мэром) администрации муниципального района, городского округа заключается главой муниципального образования. 6. Контракт с главой (мэром) местной администрации может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным федеральным законом, настоящим Законом и контрактом. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 19. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Статья 20. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом. 2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом. Статья 21. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции Республики Марий Эл, законов Республики Марий Эл, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Статья 22. Ответственность представительного органа муниципального образования 1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, Президент Республики Марий Эл в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Государственное Собрание Республики Марий Эл проект закона Республики Марий Эл о роспуске представительного органа муниципального образования. 2. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона Республики Марий Эл о его роспуске. 3. Закон Республики Марий Эл о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в порядке, установленном Федеральным законом. Статья 23. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации 1. Президент Республики Марий Эл издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы (мэра) местной администрации в случае: 1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; 2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Марий Эл, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. 2. Срок, в течение которого Президент Республики Марий Эл издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы (мэра) местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. 3.Глава муниципального образования или глава (мэр) местной администрации, в отношении которых Президентом Республики Марий Эл был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в порядке, установленном Федеральным законом. Статья 24. Временное осуществление органами государственной власти Республики Марий Эл отдельных полномочий органов местного самоуправления 1. В соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти Республики Марий Эл в случае: 1) если в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с Федеральным законом; 2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл в отношении бюджетов указанных муниципальных образований; 3) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование средств республиканского бюджета Республики Марий Эл либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл, установленное соответствующим судом. 2. В случаях, установленных пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона, решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается Президентом Республики Марий Эл на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения Государственного Собрания Республики Марий Эл, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Указ Президента Республики Марий Эл о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл отдельных полномочий органов местного самоуправления должен содержать: 1) перечень осуществляемых исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами; 2) перечень исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти Республики Марий Эл, на которые (которых) возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними; 3) срок, в течение которого исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления и который не может превышать период времени до устранения обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 30.11.2006 г. N 67-З) 4) источники и порядок финансирования временного осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл отдельных полномочий органов местного самоуправления. 3. Не могут временно осуществляться органами государственной власти Республики Марий Эл полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования. 4. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 75 Федерального закона, в соответствующем муниципальном образовании по ходатайству Президента Республики Марий Эл и (или) представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования вводится временная финансовая администрация в порядке, установленном Федеральным законом. 5. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 75 Федерального закона, решение о временном осуществлении органами исполнительной власти Республики Марий Эл отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается Правительством Республики Марий Эл с одновременным изъятием соответствующих субвенций. 6. Решения органов государственной власти Республики Марий Эл, указанные в настоящей статье, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом. Статья 25. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) ГЛАВА 6. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Статья 26. Система муниципальных правовых актов 1. В соответствии с Федеральным законом в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 28.02.2007 г. N 6-З) 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 28.02.2007 г. N 6-З) 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы (мэра) местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. 2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. 4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в части 6 статьи 43 Федерального закона, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации. 5. Глава (мэр) местной администрации, не являющийся главой муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. 6. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. 7. Порядок подготовки, принятия, вступления в силу муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом. Статья 27. Устав муниципального образования 1. В соответствии с Федеральным законом уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. 2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл. 3. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. 4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. 5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. 6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: 1) противоречие устава Конституции Российской Tедерации, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл и законам Республики Марий Эл; 2) нарушение установленного Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. 7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. 8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному толкованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Статья 28. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан 1. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). 2. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. 3. В соответствии с Федеральным законом нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населением, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления. Статья 29. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, - Правительством Республики Марий Эл либо иным уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл. ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 30. Экономическая основа местного самоуправления 1. В соответствии с Федеральным законом экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 2. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается Федеральным законом. 3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Марий Эл. 4. Исполнение местного бюджета и его кассовое обслуживание производятся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 05.10.2006 г. N 54-З) Статья 31. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл 1. Общий размер субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл, определяется законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. 2. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе республиканского бюджета Республики Марий Эл республиканского фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: 1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами; 2) иных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Республики Марий Эл. 3. Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления из республиканского фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. ГЛАВА 8. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года N 114-III "О статусе депутата районного, городского собрания Республики Марий Эл" (Ведомости Государственного Собрания Республики Марий Эл, 1994, N 4, ст. 75); Закон Республики Марий Эл от 31 декабря 1996 года N 10-3 "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 1, ст. 6; 1999, N 5, ст. 131; 2000, N 10, ст. 280, N 12, ст. 325; 2001, N 5, ст. 220; 2002, N 7, ст. 228; 2003, N 1,ст. 14, N 4, ст. 121, ст. 113; 2004, N 7, ст. 184); Закон Республики Марий Эл от 30 июня 1997 года N 28-3 "Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 7, ст. 277); Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 1997 года N 49-3 "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 12, ст. 437); Закон Республики Марий Эл от 1 июля 1998 года N 82-3 "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 8, ст.239); Закон Республики Марий Эл от 2 июля 1998 года N 87-3 "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 8, ст. 244, N 12, ст.386; 2000, N 2, ст.ЗЗ); Закон Республики Марий Эл от 13 ноября 1998 года N 102-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1998, N 12, ст. 386); статью 1 Закона Республики Марий Эл от 4 января 2000 года N 2-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 2, ст. 33); статью 1 Закона Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 года N 34-3 "О приведении законодательных актов Республики Марий Эл в соответствие с федеральным законодательством" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 10, ст. 280); Закон Республики Марий Эл от 12 сентября 2000 года N 37-3 "О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2000, N 10, ст. 283; 2003, N 1, ст.1); Закон Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года N 55-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О статусе депутата районного, городского собрания Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 1, ст. 8); Закон Республики Марий Эл от 9 апреля 2001 года N 10-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 5, ст. 220); Закон Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 26-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 10, ст. 388); Закон Республики Марий Эл от 19 сентября 2001 года N 39-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О статусе депутата районного, городского собрания Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 10, ст. 401); статью 2 Закона Республики Марий Эл от 12 марта 2002 года N 7-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2002, N 4, ст. 115); статью 3 Закона Республики Марий Эл от 18 июня 2002 года N 18-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2002, N 7, ст. 228); Закон Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года N 29-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл "О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 1, ст. 1); статьи 2 и 3 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года N 42-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 1, ст. 14); статью 2 Закона Республики Марий Эл от 5 марта 2003 года N 4-3 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 4, ст. 113); Закон Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 11-3 "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл "Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 4, ст. 120); Закон Республики Марий Эл от 7 марта 2003 года N 12-3 "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 4, ст. 121); Закон Республики Марий Эл от 18 июля 2004 года N 16-3 "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2004, N 7, ст. 184). Статья 33. Обеспечение реализации положений настоящего Закона 1. В целях организации местного самоуправления в Республике Марий Эл в соответствии с требованиями настоящего Закона: Органы местного самоуправления: 1) до 1 июля 2005 года приводят в соответствие с требованиями Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления; 2) до 1 января 2006 года обеспечивают безвозмездную передачу в собственность Республики Марий Эл находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2006 года Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами. 2. Правительству Республики Марий Эл до 1 января 2006 года: обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности Республики Марий Эл имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, в соответствии с Федеральным законом; привести в соответствие с требованиями Федерального закона и нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл. 3. Органы местного самоуправления на территориях вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на этих территориях полномочия ранее. Президент Республики Марий Эл Л.Маркелов г.Йошкар-Ола 4 марта 2005 года N 3-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|