Расширенный поиск

Постановление Администрации города Ставрополя от 01.03.2011 № 533

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2011 г. N 533

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ

РАСХОДОВ В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ НА 2011 - 2013 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений администрации г. Ставрополя

от 05.09.2011 N 2527, от 08.08.2012 N 2376)

 

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 г. N 1123-р, постановляю:

 

1. Утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов в городе Ставрополе на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.

(в ред. постановления администрации г. Ставрополя от 08.08.2012 N 2376)

1.1. Отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Ставрополя ежеквартально направлять информацию о ходе выполнения Программных мероприятий Постановления в комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

(п. 1.1 введен постановлением администрации г. Ставрополя от 05.09.2011 N 2527)

2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Ставрополя Клетина М.В.

(п. 2 в ред. постановления администрации г. Ставрополя от 05.09.2011 N 2527)

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

Исполняющий полномочия

главы города Ставрополя

вице-мэр города Ставрополя                            И.А.БЕСТУЖИЙ

Приложение

к постановлению

администрации города Ставрополя

от 01.03.2011 N 533

 

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

В ГОРОДЕ СТАВРОПОЛЕ НА 2011 - 2013 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений администрации г. Ставрополя

от 05.09.2011 N 2527, от 08.08.2012 N 2376)

 

Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе Ставрополе на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 года N 1123-р, Программой повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 года N 481-рп, и постановлением Правительства Ставропольского края от 02 декабря 2010 года N 403-п "О проведении конкурса по отбору муниципальных образований Ставропольского края на получение субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 - 2013 годах".

(в ред. постановления администрации г. Ставрополя от 08.08.2012 N 2376)

 

1. Необходимость разработки и реализации Программы

 

В течение последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно находилась в процессе реформирования. Город Ставрополь принимал и принимает активное участие во всех этапах бюджетной реформы. В 2005 - 2006 годах реформирование муниципальных финансов осуществлялось в рамках утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27 апреля 2005 года N 56 Программы реформирования муниципальных финансов города Ставрополя на 2005 - 2006 годы. Проводимая органами местного самоуправления города Ставрополя бюджетная политика была направлена на расширение налогового потенциала города Ставрополя, повышение качества планирования и исполнения бюджета города Ставрополя, повышение эффективности использования бюджетных ассигнований, применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.

Итогом проводимой бюджетной политики стало внедрение в бюджетный процесс новых подходов к управлению общественными финансами, а именно:

планирование расходов бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств на основе реестра расходных обязательств;

внедрение в бюджетный процесс среднесрочного финансового планирования;

использование муниципального задания при формировании бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

внедрение программно-целевых методов планирования бюджета.

На сегодняшний день город Ставрополь имеет относительно развитую систему муниципальных финансов. Вместе с тем необходимо отметить, что в сфере управления муниципальными финансами города Ставрополя остаются нерешенными проблемы, характерные для всей бюджетной системы страны. Данные проблемы обозначены в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства от 30 июня 2010 года N 1101-р. Так, в большей части формальным остается применение в бюджетном процессе инструментов среднесрочного финансового планирования. Внедрение муниципальных заданий не привело к распределению средств бюджета города Ставрополя между бюджетными учреждениями в зависимости от объема и качества предоставляемых ими муниципальных услуг. Отсутствует система мониторинга качества управления муниципальными финансами, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. Сложившаяся система финансирования сети, а не муниципальных услуг порождает потребительское отношение главных распорядителей и получателей бюджетных средств к средствам бюджета, поскольку отсутствует система мотивации к повышению результативности бюджетных расходов и качества оказываемых услуг.

Правовые механизмы и условия, способствующие повышению качества и доступности муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а также повышению эффективности деятельности самих учреждений созданы принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Усилия органов местного самоуправления города Ставрополя в ближайшие два года будут направлены на его реализацию.

 

2. Цели и задачи Программы

 

Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах.

С учетом объективной тенденции постоянного роста потребностей населения в получении общественных благ система муниципальных финансов должна быть ориентирована на увеличение доходов бюджета, с одной стороны, и изыскание внутренних резервов для увеличения объемов предоставляемых муниципальных услуг и их качества за счет повышения результативности использования бюджетных ресурсов, с другой.

Для достижения заявленной цели Программой предусматривается проведение ряда мероприятий, направленных на решение следующих задач:

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Ставрополя;

повышение эффективности бюджетных расходов;

повышение качества оказания муниципальных услуг;

обеспечение прозрачности и доступности информации о бюджетном процессе.

Сводный перечень мероприятий Программы с указанием конкретных исполнителей и сроков выполнения приведен в приложении 1 к Программе.

Индикаторы для оценки уровней выполнения программных мероприятий приведены в приложении 2 к Программе.

 

3. Оценка исходного уровня

и обоснование программных мероприятий

 

3.1. Обеспечение сбалансированности

и устойчивости бюджета города

 

Сбалансированность и устойчивость городского бюджета - базовое требование к системе муниципальных финансов города Ставрополя, поскольку стабильность муниципальных финансов во многом определяет стабильность социально-экономического развития города Ставрополя, возможность достижения намеченных стратегических целей и задач во всех направлениях деятельности органов местного самоуправления.

Решение данной задачи будет осуществляться путем проведения мероприятий по следующим направлениям:

обеспечение точности бюджетного планирования;

работа с налоговой базой;

сокращение недоимки в бюджет города Ставрополя по налогам;

повышение эффективности планирования расходов бюджета;

повышение качества среднесрочного финансового планирования;

применение программно-целевых методов бюджетного планирования.

 

3.1.1. Обеспечение точности бюджетного планирования

и работа с налоговой базой

 

Анализ исходного состояния

 

За три последних отчетных года отклонения фактического объема доходов бюджета города Ставрополя (без учета межбюджетных трансфертов) от первоначально утвержденного решением о бюджете составили за 2008 год 20,04%, за 2009 год - 8,8%, за 2010 год - 3,5%.

Указанное отклонение за 2010 год в суммовом выражении составило 136656 тыс. рублей, в основном за счет перевыполнения плана по налогу на имущество организаций вследствие увеличения поступлений от ОАО Газпром в результате изменения федерального законодательства по учету движимого и недвижимого имущества, государственной пошлине в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которому с начала 2010 года повышен размер государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в подразделения Госавтоинспекции для совершения юридически значимых действий, транспортному налогу - за счет проводимой работы с физическими лицами по повышению собираемости данного налога и другим налогам.

Однако наблюдается невыполнение плана по следующим налоговым доходам:

налогу на имущество физических лиц в сумме 11122 тыс. рублей (отклонение от плановых назначений составило 17,7%). Основными причинами невыполнения плана является перерасчет сумм данного налога в сторону уменьшения физическим лицам в отношении имущества, находящегося в долевой собственности (в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"), а также наличие недоимки по платежам на 01.01.2011 в сумме 31141 тыс. рублей;

земельному налогу - в сумме 25986 тыс. рублей (отклонение от плановых назначений составило 8,9%). Причиной невыполнения плана явилось прекращение поступлений земельного налога от крупного плательщика - ГНУ Ставропольская селекционно-опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института кукурузы (12,2 млн рублей) в связи с отменой права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и передачей земельных участков в территориальное управление Роснедвижимости и наличие недоимки на 01.01.2011 в сумме 28268 тыс. рублей;

доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в сумме 87437 тыс. рублей (отклонение от плановых назначений составило 3,4%) в связи с уменьшением количества арендаторов земельных участков и снижением сдаваемых в аренду площадей, ввиду сдачи многоквартирных жилых домов в эксплуатацию, что предполагает переход с уплаты арендной платы на земельный налог. Снижение поступлений по арендной плате за землю также связано с ухудшением платежеспособности арендаторов, что подтверждается наличием недоимки, составляющей на 01 января 2011 года 104952 тыс. рублей.

Анализ причин отклонений фактического объема доходов бюджета города Ставрополя за отчетный год от первоначально утвержденных решением о бюджете на соответствующий год осуществляется комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя совместно с главными администраторами доходов городского бюджета при составлении отчетности об исполнении бюджета за квартал, полугодие, 9 месяцев и финансовый год.

Администрацией города Ставрополя большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на развитие собственной налоговой базы.

В структуре налоговых поступлений в бюджет города Ставрополя бюджетообразующим является налог на доходы физических лиц, занимающий 42,6% в собственных доходах.

Проблемой сбора данного налога является его сокрытие работодателями путем "конвертизации" части заработной платы.

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства об оплате труда, создания благоприятных условий труда, а также решения вопросов, направленных на легализацию доходов физических лиц и увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц постановлением главы города Ставрополя от 22.09.2006 N 3189 "О создании городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе" создана городская межведомственная комиссия по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе.

Результатом работы городской межведомственной комиссии является снижение количества работодателей, выплачивающих заработную плату работникам ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, и, как следствие, увеличение поступлений налога на доходы физических лиц.

Так, в 2010 году руководители 57 организаций повысили своим работникам заработную плату, в результате в бюджет города Ставрополя дополнительно поступили платежи по налогу на доходы физических лиц в сумме 1606,2 тыс. рублей.

Основной проблемой при взимании земельного налога является недостаточная информации о собственниках (владельцах, пользователях) земельных участков, права на которые были зарегистрированы до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", передаваемая регистрирующим органом в налоговые инспекции для налогообложения. Данная проблема делает невозможным начисления земельного налога особенно по дачным и огородным участкам, которые находятся в черте города.

Кроме того, нет оснований для начисления земельного налога собственникам квартир в связи с тем, что под значительным количеством многоэтажных жилых домов земельные участки не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет.

В 2009 году налоговыми органами были проведены начисления гражданам за земельные участки под 135 многоквартирными домами на сумму 543,9 тыс. рублей. В 2010 году начисления произведены за 167 земельных участков под многоквартирными домами на сумму 999,4 тыс. рублей.

В настоящее время из бюджета города Ставрополя финансируется проведение мероприятий по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. В 2008 - 2010 годах проведено межевание 705 земельных участков под многоквартирными домами. Необходимо продолжить работу по проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами в целях увеличения поступлений земельного налога с граждан.

Администрацией города Ставрополя уделяется большое внимание сбору транспортного налога. Собираемость данного налога в 2009 году составила 60,4%. В результате совместных мероприятий, проведенных администрацией города Ставрополя с федеральными структурами, в 2010 году собираемость налога возросла до 69,1%.

В настоящее время производятся сверки налоговой базы с регистрирующим органом - Управлением ГИБДД по Ставропольскому краю. С целью взыскания задолженности по налогу администрацией города Ставрополя совместно с налоговыми органами, службой судебных приставов и органов ГИБДД проводятся рейдовые мероприятия.

Проблемой сбора транспортного налога является отсутствие достоверной базы транспортных средств для исчисления налога, а также низкая собираемость данного налога с физических лиц.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности занимает в структуре налоговых доходов 8,4%.

Корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, коэффициент К2, в течение трех лет не увеличивался. Данная мера была оправданной в период финансового кризиса и послужила поддержкой для малого бизнеса. Поступления данного налога увеличились в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,3%, что свидетельствует о развитии малого бизнеса на территории города Ставрополя.

Необходимо пересмотреть установление экономически обоснованного корректирующего коэффициента базовой доходности К2, в том числе в зависимости от уровня заработной платы, выплачиваемой наемным работникам организациями и предпринимателями. Данная мера позволит увеличить налоговые поступления в бюджет города Ставрополя как по единому налогу на вмененный доход от отдельных видов деятельности, так и от налога на доходы физических лиц.

Неналоговые доходы занимают небольшой удельный вес в собственных доходах бюджета города Ставрополя (25,5% в 2010 году).

Увеличение неналоговых поступлений возможно за счет оформления земельных участков в муниципальную собственность в рамках разграничения собственности на землю, продажи прав на заключение договоров аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

 

План реформирования

 

В рамках Программы планируется:

разработать методику определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, применяемого при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

провести инвентаризацию земельных участков под многоквартирными домами, подлежащих формированию за счет бюджета города Ставрополя;

обеспечить формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами:

в 2011 году - под 303 многоквартирными домами;

в 2012 году - под 368 многоквартирными домами;

разработать и утвердить методику формализованного прогнозирования доходов бюджета города Ставрополя по основным налогам и сборам;

разработать план мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в бюджет города Ставрополя, на 2011 - 2012 годы.

Реализация перечисленных мероприятий позволит укрепить доходную часть бюджета и увеличить налогооблагаемую базу.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Выполнение программных мероприятий обеспечит прирост фактических налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя к аналогичному периоду прошлого финансового года.

 

Оценка рисков

 

Основной риск связан с уменьшением поступлений налога на доходы физических лиц. Увеличение с 01 января 2011 года тарифов страховых взносов на заработную плату с 26,2 до 34,2 процента может повлечь за собой уход в тень выплат заработных плат.

Возможные риски связаны с изменением налогового законодательства в части отмены авансовых платежей по земельному налогу и переноса сроков уплаты по налогу на имущество физических лиц на 2012 год. Данные изменения могут повлечь уменьшение поступлений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

 

3.1.2. Сокращение недоимки в бюджет

города Ставрополя по налогам

 

Анализ исходного состояния

 

Администрация города Ставрополя уделяет серьезное внимание полноте поступления доходов в бюджет города Ставрополя и укреплению расчетной дисциплины налогоплательщиков. Уровень задолженности перед бюджетом всегда выступает одним из приоритетных критериев оценки качества управления бюджетом.

Основным резервом пополнения доходов городской казны является снижение недоимки по платежам в бюджет города Ставрополя.

В целях укрепления налоговой и бюджетной дисциплины, оперативного решения вопросов по снижению задолженности предприятий и организаций перед городским бюджетом, а также организации работы по сбору налогов, сборов и других обязательных платежей, частично или полностью поступающих в бюджет города Ставрополя, в 2010 году проведено:

12 совместных заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при главе города Ставрополя и городской комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю;

39 выездных заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при главе города Ставрополя на территории районных администраций города Ставрополя;

13 заседаний городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе.

Ежегодно постановлением администрации города Ставрополя утверждается План совместных мероприятий по повышению собираемости налогов и неналоговых доходов, сокращению недоимки по платежам и мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Ставрополя.

Для обеспечения эффективного взаимодействия администрации города Ставрополя и инспекций ФНС России по районам города Ставрополя в 2010 году было заключено соглашение в области информационного обмена сведениями.

Проводимые мероприятия позволили скоординировать действия федеральных органов и органов местного самоуправления в вопросах мобилизации доходов бюджета города Ставрополя.

По результатам проведенной в 2010 году работы погашена недоимка прошлых лет в сумме 24976,5 тыс. рублей во все уровни бюджетов, в том числе в бюджет города Ставрополя в сумме 12508,4 тыс. рублей.

Ежеквартально комитетом финансов и бюджета администрации города Ставрополя проводится мониторинг налоговых поступлений и задолженности в бюджет города Ставрополя по данным, представляемым инспекцией ФНС России по Октябрьскому району города Ставрополя в электронном виде из информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов".

За отчетный период отмечается увеличение налоговой недоимки на 27193 тыс. рублей по сравнению с данными по состоянию на 01.01.2010, и по состоянию на 01.01.2011 недоимка составила 270438 тыс. рублей.

Из общей суммы недоимки наибольший удельный вес (40,3%) приходится на имущественные налоги с физических лиц.

Однако несмотря на рост недоимки по налоговым платежам в бюджет города Ставрополя, уровень собираемости налоговых платежей растет и за 2010 год составил 91,4%, что выше уровня собираемости за 2008 год на 0,7% и за 2009 год на 0,1%.

Проведенный мониторинг недоимки за последние три года показал, что активизация деятельности всех структурных подразделений администрации города Ставрополя по сокращению недоимки по налоговым платежам в бюджет города Ставрополя позволила обеспечить снижение недоимки по сравнению с 2008 годом по следующим налогам:

по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 2648,0 тыс. рублей, или на 41,6%;

земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года) в сумме 1443 тыс. рублей, или на 31,4%;

прочим отмененным налогам (налог на рекламу, целевые сборы, прочие местные налоги) в сумме 728,0 тыс. рублей, или на 66%.

Проанализировав динамику недоимки по отношению к начисленным платежам в бюджет города Ставрополя, наблюдаем за отчетный период снижение недоимки по сравнению с 2008 и 2009 годами на 0,7% и 0,1% соответственно, и по состоянию на 01.01.2011 доля недоимки к начисленным платежам в бюджет города Ставрополя составила 8,6%.

Однако в работе по администрированию налоговых доходов есть ряд серьезных проблем, и в 2010 году отмечается увеличение недоимки по сравнению с данными по состоянию:

на 01.01.2009 на 13130 тыс. рублей, или на 5%;

на 01.01.2010 на 27193 тыс. рублей, или на 11%.

В целях оказания содействия инспекциям Федеральной налоговой службы по районам города Ставрополя в сборе налогов, поступающих в бюджет города Ставрополя, а соответственно и снижения недоимки на 2011 год, планируется организация проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы в городе Ставрополе, для привлечения их к вручению налогоплательщикам - физическим лицам лично в руки налоговых уведомлений и требований для уплаты текущих платежей, а также задолженности по имущественным налогам.

Планируется трудоустроить на общественные работы 15 человек на 6 месяцев. Данные мероприятия позволят снизить недоимку по налогам, поступающим в бюджет города Ставрополя.

 

План реформирования

 

В рамках реализации Программы предусматривается:

разработать совместно с федеральными структурами города Ставрополя план совместных мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала, на повышение собираемости налогов и неналоговых доходов, сокращение недоимки по платежам и мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Ставрополя на 2011 и 2012 год;

продолжить работу по снижению недоимки в бюджет города Ставрополя в рамках проведения совместных заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при главе города Ставрополя и городской комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю и выездных заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при главе города Ставрополя на территории районных администраций города Ставрополя;

продолжить работу по легализации доходов физических лиц и увеличению налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в рамках проведения заседаний городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе;

провести кампанию по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений для уплаты текущих платежей, а также задолженности по имущественным налогам гражданами, трудоустроенными на общественные работы.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Повышение собираемости налоговых платежей, сокращение недоимки по налогам и мобилизация дополнительных доходов в бюджет города Ставрополя.

 

Оценка рисков

 

Низкая платежеспособность налогоплательщиков и как результат - несвоевременная оплата текущих платежей.

Несвоевременное проведение исполнительных действий службой судебных приставов по взысканию задолженности по имущественным налогам.

Затягивание процедуры банкротства арбитражными управляющими и неуплата текущих платежей предприятий, находящихся в процедуре банкротства. Новый виток увеличения неплатежеспособных предприятий, при котором будет иметь место вынужденное инициирование процедур банкротства.

 

3.1.3. Повышение качества среднесрочного

финансового планирования и эффективности

планирования расходов бюджета

 

Анализ исходного состояния

 

Постановлением администрации города Ставрополя от 21.10.2010 N 3200 утверждено Положение о разработке среднесрочного финансового плана города Ставрополя и проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год. Среднесрочный финансовый план разрабатывается ежегодно на трехлетний период, утверждается постановлением администрации города Ставрополя и является исходной базой для формирования проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год. Разработка среднесрочного финансового плана осуществляется посредством корректировки основных параметров утвержденного среднесрочного финансового плана за последние два года планового периода и разработки основных параметров плана на третий год очередного планового периода исходя из показателей прогноза социально-экономического развития города на плановый период, с учетом изменения объема и структуры доходов бюджета города Ставрополя и расходных обязательств в текущем плановом периоде.

Показатели среднесрочного финансового плана носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период.

Среднесрочный финансовый план разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.

В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.

Среднесрочный финансовый план города Ставрополя на 2010 - 2012 годы утвержден постановлением администрации города Ставрополя от 13.11.2009 N 1343 "Об утверждении среднесрочного финансового плана города Ставрополя на 2010 - 2012 годы" (в редакции постановления от 22.04.2010 N 968).

Отклонение утвержденного объема расходов бюджета города Ставрополя на 2011 год (без учета межбюджетных трансфертов, имеющих целевое направление их использования) от показателей среднесрочного финансового плана на 2010 - 2012 годы составило 14,2%.

В целях повышения эффективности планирования расходов бюджета города Ставрополя приказом комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя от 17.08.2009 N 72 утвержден Порядок представления главными распорядителями бюджетных средств города Ставрополя обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

Указанный Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", решением Ставропольской городской Думы от 28 сентября 2005 года N 117 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ставрополе", в целях обеспечения эффективной организации работы по подготовке и проведению субъектами бюджетного планирования обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

При планировании проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год главными распорядителями средств бюджета города Ставрополя представляются расчеты и обоснования проекта бюджета главного распорядителя в форме таблиц с пояснениями по установленным формам.

Объемы бюджетных расходов на очередной финансовый год планируются с учетом результатов оценки достижения результатов деятельности субъектов бюджетного планирования за отчетный финансовый год на основе доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Для бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг в качестве показателей непосредственных результатов указываются значения показателей, характеризующих состав, качество и (или) объем, условия, порядок оказания одной муниципальной услуги, устанавливаемых муниципальным заданием на очередной финансовый год.

Для бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения указываются показатели численности получателей мер социальной поддержки и социальных выплат (например, численность семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей-инвалидов, многодетных семей, малоимущих граждан и т.д.).

Для бюджетных ассигнований, направленных на реализацию муниципальных целевых программ и ведомственных целевых программ, указываются показатели непосредственных результатов соответствующих муниципальных целевых программ и ведомственных целевых программ.

Для бюджетных ассигнований, включающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Ставрополя, не включенные в муниципальные целевые программы и ведомственные целевые программы, в качестве показателей непосредственных результатов использования бюджетных ассигнований указываются количественные и качественные показатели услуг, для оказания которых осуществляются бюджетные инвестиции в указанные объекты, в том числе показатели мощности вводимого объекта и существующие мощности объекта.

В соответствии с приказом комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя от 15.09.2010 N 133 "Об утверждении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета города Ставрополя при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2011 год и среднесрочного финансового плана города Ставрополя на период до 2013 года" главными распорядителями средств бюджета города Ставрополя обоснования просчитаны с применением следующих методов: нормативного, индексации, планового, а также иных методов.

При планировании бюджета города Ставрополя на 2011 год бюджетные ассигнования:

на исполнение публичных нормативных обязательств учтены с учетом численности потребителей и установленных размеров выплат;

на уплату налога на имущество организаций планируются расчетным путем с учетом изменения (увеличения, уменьшения) стоимости основных средств;

на уплату земельного налога планируются расчетным путем на основании правоустанавливающих документов на землю, в том числе планируемых к оформлению;

на реализацию муниципальных целевых программ и ведомственных программ учитываются в объемах, предусмотренных соответствующими муниципальными и ведомственными программами.

Планирование расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, продукты питания осуществлено методом индексации.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 345-п имеет название "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2011 год", а не "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований города Ставрополя на 2011 год".

 

Объем расходов на содержание органов местного самоуправления просчитан в соответствии с нормативом, установленным постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 345-п "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований города Ставрополя на 2011 год".

В результате доля расходов бюджета города Ставрополя на 2011 год, запланированных методом индексации, составила 46,7%.

 

План реформирования

 

В целях повышения эффективности планирования расходов бюджета города Ставрополя необходимо:

разработать методику планирования расходов на содержание администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов;

определить перечень видов расходов, планирование которых осуществлять нормативным методом, и разработать методики планирования указанных расходов.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Проводимые мероприятия позволят повысить качество бюджетного планирования за счет перехода на нормативный метод планирования бюджетных ассигнований.

 

3.1.4. Применение программно-целевых методов

бюджетного планирования

 

Анализ исходного состояния

 

На сегодняшний день программно-целевые методы бюджетного планирования используются в бюджетном процессе города Ставрополя через механизм разработки и реализации муниципальных целевых программ. Муниципальные целевые программы стали активно приниматься органами местного самоуправления города Ставрополя к реализации с 2006 года. В 2008 году из местного бюджета осуществлялось финансирование 39 муниципальных целевых программ, общий объем финансирования которых составил 2020032,86 тыс. рублей. В 2009 году объем бюджетных ассигнований на реализацию 30 программ составил 1660171,78 тыс. рублей. В 2010 году на территории города Ставрополя осуществлялась реализация 32 муниципальных целевых программ с общим объемом финансирования в сумме 2067716,16 тыс. рублей.

Для применения программно-целевого метода бюджетного планирования в городе Ставрополе созданы определенные предпосылки. Так, в целях реализации норм действующего законодательства Российской Федерации, закрепляющих за исполнительными органами местного самоуправления полномочия по утверждению порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации, постановлением главы города Ставрополя от 06.04.2009 N 968 "О муниципальных целевых программах" утвержден Порядок разработки муниципальных целевых программ, их формирования и реализации.

Данный документ устанавливает:

общий порядок разработки, утверждения и финансирования муниципальных целевых программ;

порядок управления реализацией муниципальных целевых программ;

порядок контроля за выполнением муниципальных целевых программ.

Муниципальные целевые программы утверждаются постановлением администрации города Ставрополя, публикуются в газете "Вечерний Ставрополь" и размещаются на официальном сайте администрации города Ставрополя в сети Интернет.

Перечень муниципальных долгосрочных целевых программ с указанием бюджетных ассигнований, направленных на их финансовое обеспечение, представляется в Ставропольскую городскую Думу одновременно с проектом решения о бюджете города Ставрополя. Данная норма установлена статьей 23 Положения о бюджетном процессе в городе Ставрополе, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28 сентября 2005 года N 117.

В соответствии с утвержденным в городе Ставрополе Порядком разработки муниципальных целевых программ, их формирования и реализации эффективность реализации принятых муниципальных целевых программ подлежит ежегодной оценке с применением целевых индикаторов и показателей эффективности.

По результатам мониторинга эффективности реализации муниципальных целевых программ программы корректируются (уточнение имеющихся, включение новых и исключение неэффективных мероприятий, уточнение объемов и источников бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной целевой программы и т.д.).

Отчеты о выполнении, о ходе выполнения муниципальных целевых программ официально опубликовываются в газете "Вечерний Ставрополь".

Однако на сегодняшний день система применения программно-целевого метода бюджетного планирования не является идеальной.

При разработке и реализации муниципальных целевых программ проявляется недостаточность системного подхода. Требуется усиление контроля за эффективностью расходов на реализацию целевых программ.

Нечеткая формулировка в принятых муниципальных программах целей, задач и ожидаемых результатов влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ.

В ходе реализации программ также зачастую возникает необходимость корректировки системы программных мероприятий и изменения объемов их бюджетного финансирования.

В настоящее время механизмы взаимоувязки результатов реализации программ и оценки их эффективности по итогам отчетного периода с принятием решений об объемах бюджетного финансирования программ на очередной финансовый год не определены.

Осуществление самими заказчиками программ подготовки отчетов о реализации муниципальных целевых программ и ежегодной оценки достигнутых целей и эффективности реализации муниципальных целевых программ, как следствие, приводит к необъективной оценке соответствующих показателей.

При этом сама оценка эффективности реализации муниципальной целевой программы не отражается на системе оплаты труда руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя, выступающих заказчиками программ.

Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, рассматривает применение программно-целевого метода бюджетного планирования в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. В отношении федерального бюджета перейти на "программный" бюджет планируется с 2012 года. Переход к программной структуре расходов местных бюджетов планируется осуществлять поэтапно, установив в течение 2 - 3 бюджетных циклов переходный период.

Создание условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам потребует изменения ряда норм бюджетного законодательства Российской Федерации и корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.

Также планируется переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов местного самоуправления. В связи с чем необходимо принятие решения о разработке и реализации программ по решению задач, возложенных на соответствующий орган. Соответствующие программы должны определять цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты политики города в соответствующей сфере деятельности. Программами главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя в соответствующей сфере деятельности могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя. Данный документ должен использоваться в качестве отчета главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя о результатах их деятельности. Программы и отчеты о их реализации должны носить публичный характер и размещаться в сети Интернет.

 

План реформирования

 

С целью устранения имеющихся недостатков и перехода к более эффективному механизму реализации целевых программ, повышения качества управления расходами бюджета города Ставрополя, совершенствования программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается:

на первом этапе реализации настоящей Программы:

нормативно закрепить обязательность предоставления муниципальных целевых программ в составе материалов, представляемых в Ставропольскую городскую Думу вместе с проектом бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год;

на втором этапе реализации Программы:

внести в Порядок разработки муниципальных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденный постановлением главы города Ставрополя от 06.04.2009 N 968 "О муниципальных целевых программах", изменения, регламентирующие обязательность использования достижения показателей целевых индикаторов и показателей эффективности реализации муниципальных целевых программ в качестве показателей результативности профессиональной служебной деятельности;

перейти на "программное" формирование направлений деятельности главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя, для чего потребуется нормативно закрепить требования к формированию соответствующих Программ (направлений) деятельности главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя с установлением плановых (ожидаемых) результатов их деятельности, а также процедур формирования отчетности о результатах деятельности;

создать на официальном сайте администрации города Ставрополя раздел, на котором размещать официальные тексты документов, утверждающих муниципальные целевые программы, информацию о ходе их реализации и рейтинги их эффективности.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Расширение практики применения органами местного самоуправления города Ставрополя программно-целевых методов бюджетного планирования позволит:

оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета города Ставрополя и повысить результативность функционирования органов местного самоуправления города Ставрополя;

создать условия и предпосылки для формирования начиная с 2013 года "программного" бюджета города Ставрополя;

повысить уровень публичности муниципального сектора экономики.

 

Оценка рисков

 

Основной риск проведения мероприятий по применению программно-целевых методов бюджетного планирования связан с возможностью изменения социально-экономической ситуации в стране, что может повлиять:

на изменение целей и задач, определенных утвержденными муниципальными целевыми программами;

на финансовую обеспеченность программных мероприятий;

на достижение запланированных конечных результатов муниципальных целевых программ.

 

3.2. Повышение эффективности бюджетных расходов

 

Для решения данной задачи предусматривается проведение мероприятий по следующим направлениям:

переход на систему оплаты труда по результатам;

проведение паспортизации муниципальных учреждений;

повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

повышение качества исполнения бюджета города по расходам.

 

3.2.1. Переход на систему оплаты труда по результатам

 

Анализ исходного уровня

 

С 01 января 2009 года все муниципальные учреждения города Ставрополя перешли на новую систему оплаты труда, предусматривающую введение механизмов материального стимулирования и устанавливающую зависимость заработной платы от результатов труда.

Так, постановлением главы города Ставрополя от 09.10.2008 N 2807 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений города Ставрополя" утверждено Положение о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений города Ставрополя, регламентирующее, что заработная плата работников учреждений состоит из:

окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

выплат компенсационного характера;

выплат стимулирующего характера.

При этом к стимулирующим выплатам отнесены:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Примерные положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Ставрополя по видам экономической деятельности, устанавливающие рекомендуемые размеры окладов (ставок), компенсационных и стимулирующих выплат, утверждены постановлениями администрации города Ставрополя по каждой отрасли.

Оплата труда руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя в настоящее время определяется с учетом ежемесячной оценки таких показателей, как выполнение:

правовых актов Губернатора и Правительства Ставропольского края;

муниципальных правовых актов города Ставрополя;

поручений главы города Ставрополя и должностных лиц администрации города Ставрополя.

Так, согласно постановлению администрации города Ставрополя от 19.07.2010 N 1938 "О премии по результатам работы" размер премии работы руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя, с правами юридического лица, определяется с учетом вышеназванных показателей и согласовывается с главой города Ставрополя.

Кроме того, в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 02.04.2010 N 702 "Об утверждении Положения о разработке должностных инструкций муниципальных служащих администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов" в должностные инструкции муниципальных служащих города Ставрополя включен раздел "Показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих".

К соответствующим показателям отнесены:

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

отсутствие неисполненных поручений;

своевременность и оперативность выполнения поручений в сроки, установленные законодательством, руководством;

профессиональная компетентность (знание законодательных, нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами);

способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности;

творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;

способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

способность и желание к получению новых профессиональных знаний и навыков;

осознание ответственности за последствия своих действий;

способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях;

полнота реализации закрепленных за отделом муниципальной службы управления кадровой политики администрации города Ставрополя задач, должностных обязанностей и предоставленных прав;

качество составления и оформления документов, отсутствие стилистических, грамматических ошибок, грамотное изложение материала;

отсутствие жалоб и нареканий со стороны других работников администрации города Ставрополя;

квалифицированное применение законодательства Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальных правовых актов города Ставрополя;

соблюдение этики поведения муниципального служащего администрации города Ставрополя, требований к служебному поведению муниципального служащего администрации города Ставрополя;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка администрации города Ставрополя, а также дисциплины труда.

Несмотря на вышеизложенное, исходный уровень мероприятия по данному разделу оценивается как нулевой.

 

План реформирования реализации Программы

 

В рамках мероприятий по переходу на систему оплаты труда по результатам и внедрения системы менеджмента качества в органах муниципального управления планируется:

на первом этапе реализации Программы:

организовать повышение квалификации муниципальных служащих города Ставрополя по программе "Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2008 в органах муниципальной власти";

на втором этапе реализации Программы:

провести мероприятия по разработке и апробации проекта системы менеджмента качества в органах местного самоуправления города Ставрополя, обеспечив сертификацию рабочих мест по стандарту ИСО 9001:2008;

разработать и утвердить Порядок определения и оценки результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих города Ставрополя по высшей и главной группам должностей;

нормативно установить Порядок оплаты труда руководителей главных распорядителей средств бюджета города Ставрополя в зависимости от показателей профессиональной и служебной деятельности.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Проведение мероприятий, предусмотренных в рамках перехода на систему оплаты труда по результатам, приведет:

к повышению мотивации работников (специалистов) к качественному труду;

к созданию условий для привлечения высококвалифицированных специалистов;

к систематизации и устранению параллельных выплат, повышению прозрачности систем оплаты труда;

к созданию стимулов к повышению профессионального уровня муниципальных служащих города Ставрополя и работников муниципальных учреждений города Ставрополя;

к увеличению производительности труда и оптимизации численности муниципальных служащих города Ставрополя и работников муниципальных учреждений города Ставрополя;

к повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления города Ставрополя.

 

3.2.2. Проведение паспортизации муниципальных учреждений

 

Анализ исходного состояния

 

Порядок ведения и форма паспорта муниципального учреждения в городе Ставрополе не разработаны и соответственно не применяются.

Получатели бюджетных средств в настоящее время являются тем звеном, которое непосредственно взаимодействует с потребителями в процессе предоставления муниципальных услуг. Постепенно будет осуществляться переход к нормативному финансированию получателей бюджетных средств города Ставрополя на основании оценки потребностей в услугах, причем непременное условие нормального функционирования муниципальных учреждений - устойчивое финансовое обеспечение их деятельности, что особенно актуально в условиях усиления конкуренции за получение доступа к бюджетным источникам финансирования, в том числе в рамках участия в отраслевых (ведомственных) целевых программах главных распорядителей бюджетных средств. Таким образом, значение этапа обоснования величины и целевой направленности бюджетных ассигнований на уровне получателей бюджетных средств возрастает.

Для сбора подобной информации по каждому получателю бюджетных средств, а также для последующего обобщения данных на уровне главного распорядителя средств бюджета города Ставрополя необходимо наличие строго регламентированной отчетной формы. Такой формой в городе Ставрополе будет являться паспорт муниципального учреждения.

Паспорт муниципального учреждения - форма отчетности, ежегодно составляемая муниципальными учреждениями и содержащая различные группы показателей, которые характеризуют деятельность учреждений, а также возможность предоставления ими муниципальных услуг согласно утвержденным стандартам качества. В соответствии с данным документом формируется часть бюджетной заявки главного распорядителя бюджетных средств на содержание подведомственных муниципальных учреждений, а также перечень мероприятий конкретного получателя бюджетных средств в рамках отраслевой (ведомственной) целевой программы.

Информация из паспортов муниципальных учреждений будет использоваться при формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг, а также при расчете предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели.

 

План реформирования

 

На первом этапе реформирования предполагается:

разработать и утвердить правовым актом администрации города Ставрополя типовую форму паспорта муниципального учреждения города Ставрополя, а также установить порядок ведения паспорта;

провести паспортизацию муниципальных учреждений.

На втором этапе реформирования предполагается провести аналитическую работу по оценке данных паспортов с целью использования их при планировании бюджетных ассигнований и принятии решений об изменении типа муниципальных учреждений.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Паспортизация позволит оценить масштабы бюджетного сектора города Ставрополя и затраты бюджета на содержание каждого муниципального учреждения. Паспорт муниципального учреждения - документ, содержащий ключевую информацию о деятельности учреждения и его текущем состоянии. Паспорта используются при планировании и исполнении сметы учреждения, при формировании отчетности и оценке эффективности деятельности учреждений.

Паспортизация позволит уже в начале ее применения выявить дублирующие функции учреждений и соответственно оптимизировать бюджетную сеть.

 

3.2.3. Повышение качества финансового менеджмента

главных распорядителей бюджетных средств

 

Анализ исходного уровня

 

Правовой основой мероприятий, направленных на повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя, являются:

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1313-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами";

постановление Губернатора Ставропольского края от 17.12.2009 N 778 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Сегодня оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя осуществляется исключительно в рамках проведения мероприятий по контролю за расходованием бюджетных средств.

Однако финансовый контроль главных распорядителей бюджетных средств, проводимый на территории города Ставрополя, только в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании местного бюджета и принятии управленческих решений.

В связи с вышеизложенным, на момент принятия настоящей Программы исходное состояние данного программного мероприятия характеризуется нулевым уровнем.

При этом для повышения эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами необходимо обеспечить усиление ответственности исполнительных органов местного самоуправления города Ставрополя и муниципальных учреждений города Ставрополя за результативность бюджетных расходов.

 

План реформирования

 

В целях проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение качества финансового менеджмента, на втором этапе реализации Программы предполагается:

разработать и утвердить постановлением администрации города Ставрополя Положение о проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Ставрополя, включающее в себя разделы, определяющие механизм проведения мониторинга, методику оценки качества финансового менеджмента, а также порядок применения результатов мониторинга при оценке деятельности и премирования на ее основе работников главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя.

В целях обеспечения открытости для населения города Ставрополя финансовой и бюджетной политики результаты мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Ставрополя, планируется размещать на официальном сайте администрации города Ставрополя.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Реализация в ходе Программы вышеперечисленных мероприятий позволит:

создать системный подход организации регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя;

повысить эффективность расходов бюджета города Ставрополя и качество управления муниципальными финансами.

 

Оценка рисков

 

Основные риски проведения мероприятий по повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя связаны:

с определением некорректных или необъективных показателей, их значений, характеризующих качество финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя;

с вероятностью изменения федерального законодательства, устанавливающего набор показателей, характеризующих качество финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств муниципальных образований, и их нормативных значений;

с возможностью предоставления неполных и/или недостоверных данных, что может привести к некорректности расчета фактического уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Ставрополя.

 

3.2.4. Повышение качества исполнения бюджета

города Ставрополя по расходам

 

Анализ исходного состояния

 

По расходам бюджет города Ставрополя за 2010 год исполнен в сумме 7773678 тыс. рублей при годовом плане 8141005 тыс. рублей, или 95,5% к плановым назначениям по расходам. Объем неосвоенных средств на 01.01.2011 составил 367327 тыс. рублей, в том числе по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры военного городка - 212757 тыс. рублей.

При этом в части местных полномочий исполнение по расходам составило 98,4% к годовым назначениям (при уточненном плане 3903379,79 тыс. рублей кассовые расходы составили 3842588,82 тыс. рублей, недофинансирование расходов составило 60790,97 тыс. рублей). Остатки средств бюджета города Ставрополя на 01.01.2011 сокращены за отчетный период на 71667 тыс. рублей и составили 453353 тыс. рублей.

По итогам исполнения бюджета города Ставрополя за 2009 год превышение объема расходов бюджета в IV квартале к среднему объему кассовых расходов бюджета за I - III кварталы составило 61,2%, за 2010 год - 45,2%. В 2011 году планируемое превышение объема расходов бюджета в IV квартале к среднему объему кассовых расходов бюджета за I - III кварталы составляет 15,2%.

 

Анализ

исполнения расходной части бюджета города Ставрополя

по источникам финансирования по состоянию на 31.12.2010

 

(тыс. руб.)

Источник средств

Уточненный план

на 2010 год

Кассовые расходы за 2010 год

Процент исполнения

за счет средств местного бюджета

3903379,79

3842588,82

98,4

за счет краевого бюджета

3669814,21

3398782,08

92,6

за счет внебюджетных источников

391759,24

380772,33

97,2

за счет безвозмездных поступлений от государственных организаций

176052,27

151534,95

86,1

ИТОГО

8141005,51

7773678,18

95,5

 

Одним из показателей качества исполнения бюджета города Ставрополя является наличие просроченной кредиторской задолженности. По данным бюджетной отчетности просроченная кредиторская задолженность ежегодно снижается. За 2009 год просроченная кредиторская задолженность уменьшилась на 12822,61 тыс. рублей, за 2010 год снижение просроченной кредиторской задолженности составляет 50617,31 тыс. рублей.

Главная задача муниципальных учреждений - снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности. Инвентаризация кредиторской задолженности муниципальных учреждений является первоочередным мероприятием и предполагает сверку обязательств, проведение соответствия требованиям обоснованности в рамках заключенных контрактов, подписание актов сверок. В ходе инвентаризации определяется объем обязательств, подлежащих списанию с истечением сроков исковой давности для принудительного взыскания.

Главными распорядителями бюджетных средств города Ставрополя при составлении годовой бюджетной отчетности проведена инвентаризация просроченной кредиторской задолженности, а также анализ факторов ее возникновения.

Важным моментом в успешной реализации поставленной задачи по снижению уровня кредиторской задолженности является реструктуризация. Реализация мероприятий по сокращению кредиторской задолженности позволяет существенным образом сократить ее размеры.

 

Сравнительный анализ просроченной кредиторской

задолженности бюджетных учреждений

за 2009 - 2010 годы

 

(тыс. руб.)

Наименование статей

на 01.01.2010

на 01.01.2011

Отклонение

(увеличение +, уменьшение -)

Всего

58693,72

8076,41

- 50617,31

в том числе по КОСГу:

 

 

 

22400

0,00

287,64

+ 287,64

22500

8595,11

7381,92

-1213,19

22600

2899,98

212,87

-2687,11

24100

43152,19

0,00

-43152,19

24200

49,11

0,00

-49,11

31000

3985,78

182,10

-3803,68

34000

11,55

11,88

+ 0,33


Информация по документу
Читайте также