Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12.12.2014 № 457 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2014 г. № 457 г. Владикавказ Об утверждении Стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года Во исполнение пунктов 5 и 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2013 года № Пр-144ГС, распоряжения Главы Республики Северная Осетия-Алания от 21 февраля 2014 года № 45-рг «Об утверждении «Дорожной карты» внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания» Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года (далее - Стратегия). 2. Поручить органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, рекомендовать администрациям местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания принять меры по реализации мероприятий по реализации Стратегии. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания К.Э. Габисова. Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.Такоев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 декабря 2014 года № 457 Стратегия инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года Введение Для обеспечения эффективного управления инвестиционными процессами в Республике Северная Осетия Алания, направленного на решение стратегических задач инвестиционного развития, необходима разработка долгосрочного плана действий, определяющего взаимосвязь различных элементов инвестиционной деятельности с ресурсными и финансовыми возможностями республики. Стратегия инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года (далее - Стратегия) подготовлена на основании законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 1121-р); Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 1485-р; Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года № 54-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года»; Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 года № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» (с изменениями и дополнениями). Стратегия определяет основные стратегические ориентиры, направления, механизмы и инструменты активизации инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года. Основными целями Стратегии, направленными на повышение инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, являются: формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению внутренних и внешних инвестиционных ресурсов в экономику республики; поддержка приоритетных направлений инвестиционного развития республики; совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей основные отношения между участниками инвестиционного процесса, в том числе деятельность иностранных инвесторов на территории республики; развитие инфраструктуры республики с использованием механизмов государственно-частного партнерства; повышение эффективности использования муниципального имущества в качестве финансового обеспечения инвестиционных проектов и программ; развитие предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса в республике; повышение качественного уровня подготовки специалистов для инновационной экономики. Стратегия является основным нормативным документом, устанавливающим принципы инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, и определяет: тенденции к повышению и понижению в экономическом развитии Республики Северная Осетия-Алания с точки зрения инвестиционного климата; прогнозные показатели и основные стратегические ориентиры инвестиционного развития до 2025 года; элементы инвестиционного потенциала республики; элементы инвестиционного риска республики; слабые и сильные стороны социально-экономического положения Республики Северная Осетия-Алания с точки зрения инвестиционного климата, ключевые возможности и угрозы развития; отрасли экономики, обладающие наиболее выраженным инвестиционным потенциалом; отрасли экономики, наиболее подверженные инвестиционному риску; мероприятия по развитию законодательных норм, регламентирующих инвестиционную деятельность республики; направления деятельности специальных региональных и федеральных институтов развития; приоритеты региональной политики в области улучшения инвестиционного климата; комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности, включающий мероприятия по устранению причин, негативно влияющих на инвестиционный климат; приоритетные направления инновационной политики и мероприятия по развитию инновационной деятельности в республике; орган государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, ответственный за реализацию Стратегии; порядок осуществления мониторинга хода реализации, предоставления отчетности об исполнении и сроки корректировки Стратегии. 1. Анализ динамики социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания с позиции оценки ее инвестиционного климата 1.1. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск Одним из главных элементов инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания является создание благоприятного инвестиционного климата, при этом совокупность политических, социально-экономических, культурных, правовых и финансовых факторов внешней среды составляет общее представление о системе ценностей республики, в рамках которой предстоит действовать инвестору, поскольку от показателей инвестиционного климата зависит оценка инвестором своего предпринимательского риска. Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств и возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежный спрос на инвестиции в Республике Северная Осетия-Алания. Она формируется из двух компонентов: инвестиционного потенциала – объективных возможностей республики и инвестиционного риска – условий деятельности инвестора. Вместе с тем, для принятия инвестиционных решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала (например, имеет богатые сырьевые ресурсы), но по причине нестабильной политической обстановки или высокого уровня криминализации может быть рисковым и иметь невысокий общий показатель привлекательности для инвестора. Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая, в частности, от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования. Потенциал Республики Северная Осетия-Алания представляет собой количественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические показатели. Инвестиционный потенциал Республики Северная Осетия-Алания, показывающий объективные возможности региона, включает следующие элементы: трудовой потенциал (динамика трудовых ресурсов и определенные характеристики трудовой части населения); потребительский потенциал (динамика совокупной покупательной способности населения Республики Северная Осетия-Алания); производственный потенциал (динамика результатов деятельности в основных сферах хозяйства: состояние промышленного комплекса, уровень развития сельского хозяйства, объем производимого валового национального продукта и его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны); финансовый потенциал (динамика объема бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения); институциональный потенциал (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инновационный потенциал (уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в республике: наличие уникальных направлений научных разработок; степень концентрации организационных форм научной деятельности, их количество и качество; качество инновационных продуктов, технологий и услуг; наличие спроса на инновации; количество инновационных идей со стороны производителей; активность взаимодействия между производителями инноваций и их потребителями; уровень научно-технического потенциала, обуславливающий возможности для развития наукоемких производств); инфраструктурный потенциал (транспортно-географическое положение республики и ее инфраструктурная обеспеченность, в том числе инвестиционная: развитие банков, страховых компаний, паевых и инвестиционных фондов, активность фондового рынка, наличие специализированных депозитарных и расчетно-клиринговых организаций, фирм, оказывающих консалтинговые услуги, фирм, специализирующихся на оказании лизинговых услуг); природно-ресурсный потенциал (средневзвешенная обеспеченность республики запасами основных видов природных ресурсов: протяженность и освоенность территории, характеристики почвенного покрова, сложившиеся климатические условия, наличие и концентрация полезных ископаемых, степень использования энергетических и биологических ресурсов, наличие рекреационных и запасы водных ресурсов); туристический потенциал (степень развития туризма в республике и потенциальная привлекательность региона для туристов). Инвестиционный риск Республики Северная Осетия-Алания характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион. В отличие от инвестиционного потенциала инвестиционный риск подвержен изменениям в течение достаточно коротких промежутков времени. Некоторые факторы инвестиционного риска находятся под влиянием политики региональных и федеральных властей и могут существенно меняться с изменением этой политики. Степень инвестиционного риска зависит от законодательной, политической, экономической, социальной, финансовой, криминальной и экологической обстановки в Республике Северная Осетия-Алания. Условием эффективной реализации механизма управления устойчивым инвестиционным развитием экономики Республики Северная Осетия-Алания становится достижение соотношения, при котором каждая из составляющих инвестиционного риска стремится к минимуму при максимизации составляющих инвестиционного потенциала, при этом приоритетное внимание следует уделять развитию финансового и инновационного потенциалов республики. Значения инвестиционного рейтинга Республики Северная Осетия-Алания за последние годы характеризуются показателем 3С2 (незначительный потенциал / высокий риск). Динамика рангов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Республики Северная Осетия-Алания в сравнении с данным показателем в других регионах России за период 2009 – 2013 гг. представлена в таблице 1. Значения рейтинговых оценок инвестиционного потенциала Республики Северная Осетия-Алания начали ухудшаться с 2011 г., при этом доля в общероссийском потенциале также с указанного периода имеет тенденцию к снижению. Таблица 1 Динамика рангов инвестиционного риска и инвестиционного потенциала Республики Северная Осетия-Алания
Однако в целом наблюдается относительно устойчивая картина, при этом средний ранг потенциала составляет 61, самый высокий ранг (60) приходится на 2009 и 2010 г., самый низкий (63) – на 2011 г. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в Республике Северная Осетия-Алания есть определенные перспективы для развития финансово-экономической деятельности, которая является основой для инвестиционного развития региона. Уровень риска во многом определяется местом региона на политической карте страны, при этом некоторые виды риска напрямую зависят от деятельности аппарата управления. В снижении уровня основных инвестиционных рисков в Республике Северная Осетия-Алания ключевую роль играет повышение качественного уровня менеджмента региональных властей, активные и долговременные действия, накопление и умелое использование опыта стратегического управления. Такой опыт управления обеспечивает создание благоприятной для инвесторов институциональной среды. Оценка показателей инвестиционного потенциала и риска является первичным инструментом для осуществления оценки инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, характеризующейся специфическими особенностями развития и функционирования, в частности высокой направленностью на развитие определенных отраслей экономики. Такая специфика обуславливает не только характер инвестиционной активности, но и особенности формирования инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания. В подразделе 1.1 «Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск» были использованы материалы рейтингового агентства «Эксперт РА», а также материалы некоторых других рейтинговых агентств (Национальное рейтинговое агентство, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Интерфакс) в целях более объективной оценки состояния Республики Северная Осетия-Алания. По данным рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленным Национальным рейтинговым агентством, Республика Северная Осетия-Алания относится к группе IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность - второй уровень). К данной группе относятся также Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Кировская область, Республика Ингушетия, Республика Марий-Эл. По данным рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленного Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Республика Северная Осетия-Алания входит в III группу по российскому региональному инновационному индексу и имеет 62 ранг по данному показателю. Данная группа регионов является самой многочисленной, к ней относятся 32 субъекта федерации. В Республике Северная Осетия-Алания отмечены значимые показатели по повышению индекса социально-экономических условий и индексу качества инновационной политики. Сведения об экологической прозрачности бизнеса (% раскрытых показателей в среднем по предприятиям, включенным в рейтинги Интерфакс-ЭРА) показывают, что Республика Северная Осетия-Алания занимает 24 место с уровнем прозрачности бизнеса (% раскрытых показателей) 63,12393487. 1.1 Анализ социально-экономических показателей осуществления инвестиционной деятельности Для выявления специфических особенностей функционирования Республики Северная Осетия-Алания был проведен анализ социально-экономических показателей осуществления инвестиционной деятельности в регионе, который позволил выделить основные факторы, укрепляющие конкурентные позиции региона в области инвестиционной деятельности. Республика Северная Осетия-Алания - субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, по численности населения на 1 января 2014 года имеет удельный вес в общероссийских основных социально-экономических показателях – 0,5%, по среднегодовой численности занятых в экономике – 0,4%, по валовому региональному продукту и основным фондам в экономике – 0,2%. К совокупности начальных условий Республики Северная Осетия-Алания, не зависящих от действий региональных властей, следует отнести: территорию; географическое положение; соседство с другими субъектами Российской Федерации; имеющийся природно-ресурсный потенциал; сложившуюся к настоящему моменту структуру народно-хозяйственного комплекса и др. Решающее значение при оценке состояния экономики Республики Северная Осетия-Алания имеет уровень ее социально-экономического развития. Оценка стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики Республики Северная Осетия-Алания на момент принятия Стратегии, а также доступных ресурсов ее развития была проведена на временном горизонте 2009-2013 гг. Территориально-географическое положение Основные показатели, характеризующие территориально-географическое положение Республики Северная Осетия-Алания, приведены в таблице 2. Таблица 2 Основные территориально-географические показатели Республики Северная Осетия-Алания
На 1 января 2014 г. на территории Республики Северная Осетия-Алания насчитывалось 6 городов, 1 поселок городского типа и 214 сельских населенных пунктов. По данным показателям республика входит в число 16 наиболее развитых регионов, что свидетельствует о наметившихся благоприятных социально-экономических тенденциях развития региона. Средний уровень развития в республике имеют такие показатели социально-экономического развития, как уровень занятости, продукция сельского хозяйства, оборот розничной торговли на душу населения. По остальным социально-экономическим показателям требуется поиск резервов для повышения. На рис. 1 представлен удельный вес республики в общероссийских показателях по основным видам экономической деятельности.
Рис. 1. Удельный вес Республики Северная Осетия-Алания в общероссийских основных экономических показателях Основными видами экономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, дающими вклад в объем общероссийского хозяйства, является продукция сельского хозяйства и торговля, их доля составляет 0,7% и 0,4%. При ранжировании субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Северная Осетия-Алания занимает 3 место по удельному весу продукции сельского хозяйства и 4 место по удельному весу оборота розничной торговли. В значительно меньшей степени в Республике Северная Осетия-Алания дают вклад в объем общероссийского хозяйства такие виды экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (0,2%), валовый региональный продукт (0,2%), инвестиции в основной капитал (0,2%), обрабатывающие производства (0,1%). Доля остальных видов экономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания, дающих вклад в объем общероссийского хозяйства, незначительна. Валовый региональный продукт (ВРП) Данные по динамике и структуре ВРП Республики Северная Осетия-Алания отображены на рисунках 2 и 3.
Рис. 2. Динамика ВРП республики
Рис. 3. Структура ВРП республики по видам деятельности в 2012 году Динамика ВРП Республики Северная Осетия-Алания, как в общих показателях, так и на душу населения, свидетельствует о ежегодном росте данного показателя на 13-18%. Структура ВРП Республики Северная Осетия-Алания характеризуется достаточно неравномерным распределением по видам и отраслям деятельности. Наибольший удельный вес в структуре ВРП Республики Северная Осетия-Алания имеют оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и др. – 19,3%. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 17,8% ВРП. 16,8% ВРП составляют государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. В интервал от 9-12% попадают прочие виды деятельности, к которым относятся добыча полезных ископаемых, гостиницы и рестораны, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,7%); транспорт и связь (9,3%); обрабатывающие производства (9,0%). Остальные виды деятельности в общей структуре ВРП находятся в промежутке 5-8%: строительство (7,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,5%) и образование (5,4%). В структуре основных фондов в экономике наибольший удельный вес имеют транспорт и связь – 26,2%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 25,7%; обрабатывающие производства – 12,2%. Доля основных фондов в остальных отраслях не превышает 6%. Промышленное производство и сельское хозяйство Условием для формирования инвестиционного потенциала является дальнейшее развитие промышленного производства и сельского хозяйства, то есть важнейшие элементы экономического хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (рис. 4).
Рис. 4. Индексы промышленного производства и продукции сельского хозяйства Среди положительных факторов развития промышленного производства, влияющих на инвестиционную привлекательность республики, выделяются рост общего объема отгруженной продукции в сфере добычи полезных ископаемых на 84 млн руб., объема отгруженной продукции обрабатывающих производств – на 4852 млн руб., повышение рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций на 4,6%. Отрицательными факторами деятельности организаций промышленного производства являются снижение объема отгруженной продукции по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 626 млн руб., снижение среднегодовой численности работников организаций на 4994 чел., отрицательный сальдированный финансовый результат в 2013 году на сумму 223,5 млн руб. Общая сумма сальдированного финансового результата была положительной лишь в 2012 году и составила 2511 млн руб. Повышение эффективности деятельности всех отраслей промышленного производства республики в рамках данной Стратегии будет достигнуто за счет производства конкурентоспособной продукции более высокого качества, применения передовых технологий производства, а также обновления основных фондов предприятий промышленного производства. В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств наибольший удельный вес имеют хозяйства населения – 63,6%, сельскохозяйственные предприятия составляют 23,2%, крестьянские хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, 13,2%. Основными факторами, препятствующими более интенсивному развитию сельского хозяйства в республике, является изношенность парка основных видов техники в сельскохозяйственных организациях, нерациональное использование земельного имущества, отсутствие налаженных каналов сбыта продукции, недостаток персонала. Наиболее остро требуется обновление техники во всех категориях хозяйств – с 2009 по 2013 год произошло двукратное сокращение числа тракторов, плугов, культиваторов, сеялок, комбайнов и многих других видов сельскохозяйственной техники. Инвестиционная активность Среди основных факторов, формирующих инвестиционную привлекательность Республики Северная Осетия-Алания, наиболее важным является динамика инвестиционных процессов. Инвестиционная деятельность в Республике Северная Осетия-Алания имеет положительную тенденцию к росту основных показателей инвестиций в нефинансовые активы, в структуре которых в 2012 и 2013 годах 100% инвестиций направлялись в основной капитал. Инвестиции в нематериальные активы, другие нефинансовые активы, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы не осуществлялись. Инвестиции в основной капитал увеличились с 2009 года в 1,6 раза, что подтверждает динамичность инвестиционного развития, создание в республике благоприятных условий для инвестирования и развития бизнеса (рис. 5).
Рис. 5. Инвестиции в основной капитал Индексы физического объема инвестиций в основной капитал при этом демонстрировали существенную вариабельность – в 2009 г. значение индекса составило 75,8% в сравнении с 113,3% в 2011 г. и 127,4% в 2013 г. Данное обстоятельство отражает нестабильность инвестиционной деятельности, которая связана как с макроэкономическими факторами, так и с региональными особенностями. Структура инвестиций в основной капитал характеризовалась неравномерностью распределения по видам основных фондов (таблица 3). Таблица 3 Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (в % от общего объема инвестиций)
Наиболее активным образом инвестирование происходит в направлении, характеризуемом категорией «здания (кроме жилых) и сооружения». В 2013 г. на этот вид основных фондов приходилось 74,7% всех инвестиций, наблюдался рост данного показателя за весь рассматриваемый период. 17,5% инвестиций в 2013 году приходилось на машины, оборудование и транспортные средства, наблюдалось снижение данного показателя на 0,9 процентных пункта по сравнению с данным показателем в 2009 году. Снижение было характерно для инвестиций в жилища. Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в общем объеме инвестиций Республики Северная Осетия-Алания демонстрировал существенный рост и составил в 2009 году 46,2%, в 2010 году – 39,0%, в 2011 году – 58,2%, в 2012 году – 61,1%, в 2013 году – 74,2%, что свидетельствует о сильной «дотационности» региона (таблица 4). Таблица 4 Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства; в %)
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|