Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.05.2016 № 121

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

24.05.2016                                        г. Черкесск                                               № 121

 

Об итогах социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год

 

 

На основе анализа сложившейся ситуации в отраслях экономики Карачаево-Черкесской Республики и обобщения материалов органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики, Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики подведены итоги социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год.

Рассмотрев итоги социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год, Правительство Карачаево-Черкесской Республики

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Принять к сведению информацию об итогах социально-экономи­ческого развития Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

2.1. Разработать и представить в Правительство Карачаево-Черкесской Республики для утверждения методические рекомендации по формированию и утверждению технологических схем предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Карачаево-Черкесской Республики.

2.2. Привести в соответствие постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.04.2014 № 104 «О порядке проведения органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики» с методическими рекомендациями, утвержденными Минэкономразвития России.

2.3. Обеспечить исполнение Плана-графика реализации мероприятий («дорожной карты») по развитию малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с заключенным Соглашением о взаимодействии между Карачаево-Черкесской Республикой и акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

2.4. Подготовить сводный годовой доклад о реализации и оценке эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год.

3. Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

3.1. Обеспечить своевременное и полное предоставление мер социальной поддержки и качественных социальных услуг в соответствии с федеральными и республиканскими законами и нормативными правовыми актами.

3.2.Завершить работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной Войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны.

3.3. Продолжить работу по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения и реализации Положений Конвенции о правах инвалидов.

4. Министерству здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

4.1. Обеспечить реализацию мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 362.

4.2. Продолжить работу по совершенствованию трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению.

4.3. Продолжить внедрение инновационных технологий и высокотехнологичной помощи.

5. Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

5.1. Обеспечить реализацию эффективных мер по повышению качества образования и внедрение различных форм получения общего образования в каждой образовательной организации.

5.2. Создать условия для охвата 35% детей в возрасте до 3 лет дошкольным образованием с учётом повышения качества и доступности дошкольного образования.

5.3. Обеспечить условия для сокращения количества учащихся занимающихся во вторую смену.

6. Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году обеспечить реализацию государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 358.

7. Министерству промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

7.1. Обеспечить проведение открытого конкурса на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения.

7.2. Разработать Схемы и программы развития электроэнергетики Карачаево-Черкесской Республики на 2017-2021 годы.

7.3. Продолжить работу по переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму.

7.4. Организовать работу с промышленными предприятиями по их вовлечению в федеральные программы развития промышленности, импортозамещения, в том числе по линии Фонда развития промышленности.

7.5. Продолжить работу Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Карачаево-Черкесской Республике.

8. Министерству культуры Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году обеспечить реализацию государственной программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 369.

9. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

9.1. Продолжить работу по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства в рамках полномочий субъекта, в целях прироста налогового потенциала субъекта, притока инвестиций, стимулирования развития промышленного производства и предпринимательства.

9.2. Взаимодействовать с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории республики, в целях наращивания налогового потенциала региона.

9.3. Обеспечить проведение мониторинга соблюдения органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики требований бюджетного законодательства и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса.

9.4. Обеспечить проведение мониторинга соблюдения установленного Министерством финансов Российской Федерации норматива на содержание органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год.

9.5. Проводить работу по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне и в рамках ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

9.6. Осуществлять внутренний финансовый контроль для обеспечения законности формирования, распределения и использования средств республиканского бюджета, а также повышения качества бюджетного учета и отчетности.

10. Органам исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в 2016 году:

Принять исчерпывающие меры по достижению социально-экономических показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики активнее реализовывать меры по экономии и рациональному использованию бюджетных средств, привлечению внебюджетных источников финансирования расходов на социально-экономическое развитие территории, соблюдая принцип приоритетности в решении социальных проблем. Продолжить работу по совершенствованию форм адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории муниципального образования, а также по обеспечению населения услугами здравоохранения, образования, культуры надлежащего качества.

12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы экономики.

 

 

Председатель Правительства

Карачаево-Черкесской Республики

Р.О. Казаноков

 

 

 

 

Приложение к постановлению

Правительства Карачаево-Черкесской

Республики от 24.05.2016  № 121

 

 

И Т О Г И

социально-экономического развития

Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год

 

 

Анализ социально-экономического развития за 2015 год продемонстрировал замедление темпов развития экономики Карачаево-Черкесской Республики, а по некоторым направлениям - даже снижение ряда экономических показателей, как и в целом по российской экономике.

Среди позитивных факторов можно отметить рост в производстве продукции сельского хозяйства, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, увеличение ввода в действие жилых домов, увеличение заработной платы и доходов населения, сокращение численности официально зарегистрированных безработных.

Обобщающим показателем развития региона является валовый региональный продукт (далее - ВРП). До 2013 года в Карачаево-Черкесской Республике были сохранены тенденции роста ВРП.

В 2014 году индекс физического объема ВРП снизившись на 2,0%, сохранил тенденции 2013 года с объемом 69,2 млрд. рублей. Причиной стало снижение объемов промышленного производства (индекс производства снизился на 20,8%), сельского хозяйства (на 4,5%), снижение темпов роста инвестиций в основной капитал (101,4% против 115,8% в 2013 году).

Доля ВРП Карачаево-Черкесской Республики в СКФО составила 4,4%. На душу населения объем ВРП составил 147,4 тыс. рублей (36,1% от среднероссийского уровня и 89,4 % от среднего по СКФО уровня).

По итогам 2015 года в Карачаево-         Черкесской Республике ожидается сохранение тенденции роста ВРП (на 0,6%) в объеме около 70,0 млрдублей. В расчете на душу населения показатель ВРП составит около 150,0 тысублей.

Ведущее место в экономике республики принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников. В структуре производства ВРП по итогам 2014 года продолжает доминировать промышленность – 23,2%.

Снижение экономической активности, обусловленное проявлениями экономического кризиса, внесло существенные коррективы в развитие промышленности республики.

В результате сокращения выпуска продукции в обрабатывающих отраслях и добыче полезных ископаемых на 9,0% и на 1,5%, соответственно, по итогам 2015 года индекс промышленного производства сложился на уровне 98,6%.

Наибольший спад наблюдался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, где выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом сократился на 17,6%, химическом производстве на 14,4%, производстве пищевых продуктов, включая напитки на 9,3%, производстве резиновых и пластмассовых изделий на 7,7%.

Положительная динамика индекса сохранилась в текстильном и швейном производстве - 164,6%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 101,9% к уровню 2014 года.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства вырос и составил 116,3% к уровню 2014 года.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на сумму 36250,5 млн. рублей.

В условиях проявившихся кризисных явлений, динамичное развитие экономики региона возможно лишь после преодоления импортозависмости.

В соответствии с принятым в январе 2015 года Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году и на 2016-2017 годы ЗАО «Кавказцемент» реализует в Карачаево-Черкесской Республике перспективный инвестиционный проект общей стоимостью   10,9 млрд. рублей. Продукция ЗАО «Кавказцемент» имеет высокий потенциал и способна вытеснить импортные аналоги с российского рынка.

Проводится техническое перевооружение и модернизация оборудования с расширением ассортимента выпускаемой продукции на основе гипсового вяжущего материала одним из лидеров отрасли - ОАО «Хабезский гипсовый завод».

Успешно реализуется инвестиционный проект ООО «Квест-А» по созданию единственного в Российской Федерации предприятия полного цикла по переработке шерсти и производству изделий из нее с использованием инновационных технологий, вся продукция которого является импортозамещающей. Реализация данного проекта позволила создать более 400 рабочих мест. При выходе на проектную мощность предприятие будет выпускать две тысячи тонн продукции в год.

Важным, с точки зрения импортозамещения, является проект «Строительство горно-металлургического комбината на месторождении вольфрама Кти - Тебердинское».

Автомобильная компания «ДерВейс» планирует локализацию производства основных комплектующих непосредственно в регионе, чтобы исключить зависимость от их поставок из-за рубежа.

Реализация указанных проектов даст социальный и экономический эффект, обеспечит создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций в регион, создание импортозамещающего производства, рост бюджетных доходов за счет налоговых платежей, создание и развитие смежных производств.

В агропромышленный сектор экономики республики вовлечено порядка 60 предприятий, более трех тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, и более 80 тысяч личных хозяйств населения. В структуре производства ВРП доля сельского хозяйства составляет 19,2 %.

По предварительным данным, объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2015 году в действующих ценах составил 28005,0 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства к уровню 2014 года - 104,8 %.

В 2015 году посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий осталась на уровне 2014 года и составила 141,9 тыс. гектаров, при этом посевы зерновых и зернобобовых культур (включая кукурузу) и картофеля увеличились на 9,3% и 5,2%, соответственно, технических и кормовых культур снизились на 20,9%.

Валовой сбор зерна (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 390,6 тыс. тонн, что на 30,6% больше уровня 2014 года, картофеля - 237,3 тыс. тонн (на 19,9% больше), овощей открытого грунта - 33,7 тыс. тонн (на 6,6%), сахарной свеклы (фабричной) - 264,3 тыс. тонн (меньше на 3,6%), подсолнечника на зерно - 17,1 тыс. тонн (меньше на 8,4%).

На конец декабря 2015 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 209,7 тыс. голов, что на 5,6% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года, из него коров - 117,5 тыс. голов (снижение на 3,1%), овец и коз - 1203,2 тыс. голов (снижение на 10,3%), поголовье свиней - 5,5 тыс. голов (увеличение на 27,6%).

В структуре поголовья скота на сельскохозяйственные организации приходилось 10,4% поголовья крупного рогатого скота, 23,2% - овец и коз; на хозяйства населения - 65,1%, 10,3%; на крестьянские (фермерские) хозяйства - 24,5%, 66,5%, соответственно.

В 2015 году в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 55,7 тыс. тонн, молока - 235,2 тыс. тонн, яиц - 85,3 млн. штук.

На сегодняшний день перед республикой стоит задача, как минимум, сохранить достигнутые результаты и обеспечить условия для динамичного развития агропромышленного комплекса.

Этому должна способствовать реализация ряда инвестиционных проектов:

на удовлетворение потребительского спроса на плодовую продукцию направлен крупный инвестиционный проект ООО «Сады Карачаево-Черкесии», предполагающий закладку сада интенсивного типа на площади 263 га и строительство плодохранилища на 10 тыс. тонн единовременного хранения плодов и мощностей по переработке плодовой продукции;

для обеспечения хозяйств республики и соседних регионов качественными, адаптированными семенами сельскохозяйственных культур ООО «Фирма «Хаммер» осуществляется реализация инвестиционного проекта по строительству селекционно-семеноводческого центра мощностью 10 тыс. тонн семян в год;

проведение реконструкции теплиц с переводом на новые интенсивные технологии выращивания овощей крупнейшего в Европе  агрокомбината «Южный».

Планируется возрождение на территории республики полутонкорунного овцеводства с формированием базового маточного стада в количестве 50 тыс. голов на основе советской и северокавказкой мясо-шерстных пород.

Завершена реализация инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации производственных мощностей племенного репродуктора «Зеленчукский», что позволило увеличить производственную мощность предприятия с 40 до 70 тыс. посадочных мест. Возможность производства инкубационного яйца выросла до 6,5 млн. штук в год, а мяса утки до 300 тонн. Предприятие может не только обеспечивать своих отечественных контрагентов, но и осуществлять поставку продукции на зарубежные рынки.

Строительный комплекс Карачаево-Черкесской Республики направлен на развитие как производственной, так и социальной сферы.

В последние годы ситуация в строительном комплексе Карачаево-Черкесской Республики характеризовалась положительной динамикой.

В 2015 году на показателях деятельности отрасли отразились кризисные проявления, в результате чего произошло снижение объемов работ на 22,3% к 2014 году.

Продолжают расти объемы жилищного строительства: темп роста ввода жилья за 2015 год составил 105,2%. Всего в 2015 году построено 182,5 тыс. кв. метров жилья (890 индивидуальных и 10 многоквартирных домов площадью 26,0 тыс. кв. метров) из них в сельской местности – 85,8 тыс. кв. метров (582 индивидуальных и 3 многоквартирных дома), увеличение на 42,8%. Доля индивидуального жилья в общем объеме ввода составила 85,7% (156,5 тыс. кв. метров).

Приоритетными направлениями привлечения инвестиций остаются сфера туризма и рекреации, жилищное строительство, энергетика, пищевая промышленность, коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, здравоохранение и образование. В Инвестиционный план Карачаево-Черкесской Республики включено 29 инвестиционных проектов на общую сумму 219,9 млрд. рублей.

По предварительным данным в 2015 году объем инвестиций в основной капитал сложился в размере 15303,9 млн. рублей. Индекс физического объема составил 66,1% к уровню 2014 года.

Первоочередными задачами Карачаево-Черкесской Республики в сфере инвестиционной деятельности в 2016 году являются:

реализация инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет частных инвестиций и государственной поддержки;

привлечение инвестиций, создание новых производств и, как следствие, создание новых рабочих мест для жителей Карачаево-Черкесской Республики, что позволит повысить уровень жизни населения;

создание необходимой для инвесторов инфраструктуры, а также обеспечение участия инвесторов, реализующих проекты на территории Карачаево-Черкесской Республики, в различных федеральных и региональных программах поддержки инвестиционной деятельности;

реализация мероприятий Инвестиционной стратегии Карачаево-Черкесской Республики;

реализация мероприятий Стандарта деятельности органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Потребительский рынок - динамично развивающийся сектор экономики Карачаево-Черкесской Республики, занимающий третье место в структуре производства ВРП с долей более 10%.

По итогам 2015 года общий объем оборота розничной торговли сложился в сумме 35666,9 млн. рублей или 81,9% к уровню 2014 года.

За 2015 год 82,5% оборота розничной торговли обеспечивалось торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность стационарной торговой сети (вне рынка),

доля рынков составила 21,1%.

За 2014 год 78,2 % оборота розничной торговли обеспечивалось торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в

В 2015 году в макроструктуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров составила – 50,7% и уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 1,1%. Доля продовольственных товаров составила 50,7% и увеличилась по сравнению с 2014 годом на 1,1%.

На замедление роста оборота розничной торговли в 2015 году оказали влияние следующие факторы: снижение реальных располагаемых денежных доходов населения; рост расходов населения на оплату обязательных платежей; снижение числа индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли; популяризация и рост объемов продаж непродовольственных товаров посредством дистанционной торговли (через сеть Интернет), не регистрируемой органами статистики.

Объем оборота общественного питания за 2015 год составил 714,0 млн. рублей, индекс физического объема к предыдущему году - 96,4 %.

В 2015 году населению было оказано платных услуг на сумму 12094,0 млн. рублей или 99,1% к уровню предыдущего года.

В течение 2015 года в целях недопущения необоснованного роста цен проводился еженедельный мониторинг ценовой ситуации на продовольственном рынке республики.

В целях стабилизации и улучшения обеспеченности населения продуктами первой необходимости проводились традиционные республиканские ярмарки и ярмарки «Выходного дня».

Содействие малому и среднему бизнесу - один из основных приоритетов социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года.

По итогам 2015 года число малых и средних предприятий (включая микропредприятия), по оценке Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, составит 3582 единицы, что на 0,3% выше показателя 2014 года. Доля их в общем количестве организаций и предприятий республики в 2015 году - 50,6%, оборот данных предприятий составит 27,5 млрд. рублей, что ниже аналогичного показателя 2014 года на 21,4 %, среднесписочная численность работников, занятых в них, составит 13,4 тыс. человек.

Число индивидуальных предпринимателей по итогам 2015 года увеличилось на 0,7% и составило 12879 единиц.

В целом, в 2015 году в малом и среднем предпринимательстве, по оценке, занято 7,6 % экономически активного населения республики.

Для создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства Правительством Карачаево-Черкесской Республики  принимаются программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Республика ежегодно участвует в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации.

В 2015 году в рамках мероприятий, реализуемых Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства были привлечены средства в объеме 45,8 млн. рублей. Средства республиканского бюджета, при условии софинансирования 95/5, составили 2,41 млн. рублей.

В 2015 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов был создан новый инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - Региональный интегрированный центр Карачаево-Черкесской Республики, деятельность которого направлена на содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных субъектов предпринимательства.

За время своей деятельности Региональным интегрированным центром с целью поиска потенциальных партнеров рынков сбыта и технологии были проведены страновые исследования по Германии, 84 субъекта малого и среднего предпринимательства получили поддержку (консультационные и образовательные услуги, услуги по продвижению товаров), было найдено более 100 партнеров в сфере делового и технологического сотрудничества для предпринимателей республики, организована и проведена бизнес-миссия для 6 субъектов предпринимательства в Республику Татарстан.

В целях содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства в 2015 году Гарантийным фондом поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики предоставлены 15 поручительств объемом 45,5 млн. рублей, что позволило привлечь в экономику республики 491,0 млн. рублей кредитных средств.

Фондом микрофинансирования в 2015 году предоставлены микрозаймы 90 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 51,5 млн. рублей.

В целях предоставления имущественной поддержки и реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сформирован Перечень государственного недвижимого имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики - арендаторы объектов, реализуют преимущественное право на его приобретение, объекты реализуются в рассрочку сроком на 3 года.

При применении упрощенной системы налогообложения на территории Карачаево-Черкесской Республики в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка в размере 15% снижена до 9%: для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики; организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг; обрабатывающих производств.

В 2016 году и последующие годы планируется дальнейшая работа по созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, и в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2014-2017 годы» государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2017 годы».

За 2015 год внешнеторговый оборот Карачаево-Черкесской Республики составил 146,64 млн. долл. США, что ниже уровня 2014 года на 68,1%. Сальдо внешнеторгового баланса в 2015 году сложилось отрицательным (– 126,4 млн. долл. США). На формирование отрицательного сальдо существенно повлиял высокий уровень импорта из таких стран, как Китай и Турция.

Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья с долей товарооборота 94,3%. Наибольшим по величине в 2015 году был товарооборот с Китаем (110,5 млн. долл. США), Украиной (5,95 млн. долл. США), Турцией (12,4 млн. долл. США) и Болгарией (2,45 млн. долл. США).

В 2015 году доля экспорта в товарообороте республики составила 6,9%. Участниками внешнеэкономической деятельности республики в 2015 году осуществлено экспортных операций на сумму 10,13 млн. долл. США, что ниже объемов 2014 года на 58,2%.

Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2015 году составил 136,51 млн. долл. США, снизившись на 68,7% относительно 2014 года. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 131,28 млн. долл. США, снизившись на 69,4% к уровню 2014 года, из стран СНГ - на 5,23 млн. долл. США, снизившись на 26,6% к уровню 2014 года.

В 2015 году продолжалась реализация мероприятий в рамках заключенных соглашений между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Правительствами Республики Южная Осетия, Республики Абхазия и Азербайджанской Республики, в частности осуществлялись выезды творческих коллективов в Республику Абхазия; визиты официальных делегаций Карачаево-Черкесской Республики в Республику Абхазия и Республику Южная Осетия. В рамках реализации Соглашения между Правительством Карачаево-Черкесской Республики (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве продолжалась работа с компанией «Матанат-А».

По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика. Среднемесячные денежные доходы на душу населения за 2015 год выросли на 11,7% к уровню 2014 года и составили 17954,5 рублей.

Основным доходом населения является заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2015 году выросла по сравнению с уровнем 2014 года на 2,8% и составила 20503,8 рублей.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста среднемесячной номинальной заработной платы к 2015 году, сохранилась тенденция увеличения уровня заработной платы к среднероссийскому показателю до 60,4%.

Реализация мер по Указам Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики  в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» привело к увеличению среднемесячной заработной платы работников образования - на 2,7%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 4,2% к уровню 2014 года.

В результате планомерной работы по развитию рынка труда в Карачаево-Черкесской Республике укрепилась положительная тенденция роста численности экономически активного населения (217,4 тыс. человек или 46,3% от общей численности населения республики).

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на конец декабря 2015 года, составила 3,93 тыс. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 3,8%. Уровень официальной безработицы снизился с 1,8 до 1,7%.

В условиях недостатка постоянных рабочих мест большое внимание уделялось организации временной занятости, осуществлялось привлечение и оказание содействия предпринимательской деятельности граждан, было оказано содействие в трудоустройстве гражданам из числа многодетных семей и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места.

Выполнение программных мероприятий в 2015 году способствовало трудоустройству 5,0 тыс. человек.

Государственную услугу по профессиональной ориентации получили 8506 человек, по психологической поддержке – 1807 безработных граждан.

Для эффективного развития рынка труда в дальнейшем необходимо продолжение реализации государственной программы «Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 370.

Численность постоянного населения Карачаево-Черкесской Республики на 1 января 2016 года составила 467,8 тыс. человек и сократилась с начала года на 1,2 тыс. человек. В республике обеспечена положительная динамика естественного прироста населения. Положительное сальдо естественного движения населения компенсировало миграционный отток на 50,7%. 

На сегодняшний день в Карачаево-Черкесской Республике действует  13 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), общей численностью 217 окон и 80 территориально обособленных подразделений, в которых оказывается 62 государственные и муниципальные услуги. Создание региональной сети МФЦ обеспечило доступ 99,24% жителей республики к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», что свидетельствует о достижении целевого показателя Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ № 601).

В 2015 году на базе МФЦ республики оказано более 90 тысяч государственных и муниципальных услуг. Граждане республики, получившие услуги в МФЦ, имеют возможность оценить качество предоставления государственных услуг посредством SMS-опроса, кроме того данные из автоматизированной системы МФЦ выгружаются в систему мониторинга качества предоставления государственных услуг. По оценкам системы процент удовлетворенности гражданами качеством предоставления услуг составляет более 90%.

В 2016 году планируется значительно расширить перечень услуг, предоставляемых в МФЦ, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства организовать предоставление услуг по жизненным ситуациям, что позволит по одному заявлению получить целый ряд услуг.

Приоритеты в работе будут отданы достижению показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году 70%».

На едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) можно получить информацию о порядке предоставления услуги в электронном виде по 1059 услугам органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, из которых по 48 (5% от общего количества) возможна подача заявления в электронном виде на получение государственной и муниципальной услуги.

Реализация утвержденного в декабре 2015 года плана мероприятий («дорожной карты») по достижению данного показателя, в котором предусматривается перевод в электронную форму наиболее социально-значимых региональных и муниципальных услуг, позволит обеспечить к концу 2016 года значение показателя на уровне 50.

В целях достижения целевого показателя Указа № 601 «Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90 процентов» в 2015 году проведен мониторинг качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, ежегодно проводимый Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Результаты мониторинга свидетельствуют о достижении уровня удовлетворенности заявителей качеством полученных государственных услуг целевого значения 2015 года - 70%.

Целевой показатель Указа № 601 «Снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году - до 2 раз» был достигнут в 2014 году и сохранил свое значение в 2015 году.

В целях достижения показателя «Сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут» органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления завершена работа по сокращению времени ожидания в очереди при подаче заявителем заявления и получении результата предоставления услуги до 15 минут, соответствующие изменения внесены в административные регламенты.

Административные регламенты предоставления органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики государственных услуг прошли обязательную экспертизу в Министерстве экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг прошли согласование в Министерстве экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.

 

 

О С Н О В Н Ы Е

экономические и социальные показатели

по Карачаево-Черкесской Республике за 2015 год

 

(млн. рублей)

 

2015 год

в % к 2014 году

Индекс промышленного производства

98,6

Индекс производства по видам деятельности:

 

добыча полезных ископаемых

98,5

обрабатывающие производства

91,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

116,3

Объем отгруженных товаров собственного производства,

выполненных работ и услуг собственными силами по видам

деятельности:

 

добыча полезных ископаемых

2417,2

в % соответствующему периоду прошлого года

125,0

обрабатывающие производства

28127,5

в % соответствующему периоду прошлого года

93,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5705,8

в % соответствующему периоду прошлого года

106,6

Производство  продукции сельского хозяйства

28005,0

в % соответствующему периоду прошлого года

104,8

Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т-км

441,6

в % соответствующему периоду прошлого года

93,4

Пассажирооборот автобусов общего пользования, млн. пасс-км

170,3

в % соответствующему периоду прошлого года

99,7

Объем услуг связи

2676,3

в % соответствующему периоду прошлого года

97,5

Оборот розничной торговли

35666,9

в % соответствующему периоду прошлого года

81,9

Оборот общественного питания

714,0

в % соответствующему периоду прошлого года

96,4

Объем платных услуг населению

12094,0

в % соответствующему периоду прошлого года

99,1

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади

182,5

в % соответствующему периоду прошлого года

105,2

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

15303,9

в % соответствующему периоду прошлого года

66,1

Индекс потребительских цен

116,8

Денежные доходы (в среднем на душу населения)

17954,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

96,2

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника номинальная, рублей

20503,8

в % соответствующему периоду прошлого года

102,8

реальная, %

88,0

Численность официально зарегистрированных безработных,

тыс. человек

3,93

в % соответствующему периоду прошлого года

96,2

 

 

 

 


ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

развития городов и районов Карачаево-Черкесской Республики в 2015 году

 

 

Единица измерения

КЧР

Черкесск

Кара-чаевск

Абазинс-

кий

район

Адыге-Хабльский

район

Зелен-чукский

район

Кара-чаевский

район

Малокара-чаевский

район

Ногайс-кий

район

Прику-банский

район

Уруп-ский

район

Усть-Джегу-тинский

район

Хабез-ский

район

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Прибыль и убыток крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности (сальдированный финансовый результат)

млн. рублей

1258,6

-5,9

241,9

-

к

-121,8

976,1

к

-115,1

165,4

к

-586,7

к

Ввод в действие жилых домов общей полезной площади (в % к прошлому году)

%

 

105,2

92,4

58,0

1)

132,4

87,5

121,5

134,5

2)

В 2,1 р.

58,5

90,7

В 2,0 р.

Поголовье основных видов скота в хозяйствах всех категорий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крупный рогатый скот,

голов

209774

2234

7106

7258

8491

26040

40221

47829

6147

16113

8116

24813

15406

 

%

94,4

135,2

117,0

103,7

85,7

96,3

91,0

103,3

100,2

82,3

90,4

97,4

78,0

в том числе коровы

голов

117776

799

3928

4784

4960

13915

24519

23470

2527

9985

5353

13890

9646

 

%

97,1

107,2

102,7

107,3

80,7

95,2

105,9

103,4

92,9

83,1

87,3

109,2

80,2

свиньи

голов

5523

2940

-

-

249

1853

-

-

13

262

130

76

-

 

%

127,6

164,6

-

-

102,9

99,4

-

-

54,2

119,1

128,7

82,6

-

овцы и козы

голов

1205565

7884

28026

28892

24087

175454

527916

118239

9139

66716

30726

139503

48983

 

%

89,9

260,0

94,8

110,6

82,5

94,2

89,6

84,6

76,7

104,3

88,9

87,6

72,4

Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мясо (скот и птица в живом весе)

тонн

55843,7

602,6

925,9

1355,6

2027,2

5152,2

10381,9

8080,9

1685,5

16790,4

1627,6

3353,6

3860,3

 

%

99,1

96,2

98,3

86,7

90,4

113,2

94,5

109,4

109,7

95,9

108,4

82,3

113,0

молоко

тонн

235377,7

1135,8

8593,6

8355,3

11245,0

26951,4

45662,7

50531,2

5533,1

21088,3

13118,6

26193,7

16969,0

 

%

99,3

95,2

99,1

105,2

96,8

102,2

101,9

106,7

105,7

91,2

82,4

98,3

93,5

яиц (от птицы всех видов)

млн. шт.

85,2

3,1

1,0

4,2

8,2

11,8

1,9

5,2

27,6

7,6

2,6

3,4

7,9

 

%

97,7

98,9

101,3

93,4

80,2

92,5

91,9

100,8

117,6

95,0

104,1

88,7

80,1

Инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства (индекс физического объема)

%

65,8

103,2

136,2

к

141,5

38,5

51,3

44,5

к

33,5

100,2

46,1

60,7

Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними предприятиями

(индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года)

%

99,0

95,8

112,3

104,6

109,1

109,0

104,7

108,9

98,4

105,1

96,8

100,8

106,7

Среднемесячная заработная плата 1 работника по крупным и средним предприятиям

рублей

22153,0

24419,7

19366,9

21960,6

18621,6

20972,0

20725,0

18234,6

17136,6

21038,3

22263,8

20072,7

17339,4

Темп роста к январю-декабрю прошлого года

%

102,6

100,9

101,4

122,4

103,7

108,6

102,1

101,5

107,9

107,9

105,8

104,5

99,2


Информация по документу
Читайте также