Расширенный поиск
Постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2010 № 441-П АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04.10.2010 N 441-П Утратило силу – Постановление
Правительства Астраханской области
от 10.09.2014 № 371-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие здравоохранения и
совершенствование организации медицинской помощи населению
Астраханской области"
(В редакции Постановлений Правительства Астраханской области
от 08.07.2011 г. N 240-П; от 13.10.2011 г. N 412-П;
от 28.12.2011 г. N 652-П; от 07.09.2012 г. N 387-П);
от 21.12.2012 № 576-П); от 24.05.2013 № 184-П);
от 19.09.2013 № 375-П); от 19.12.2013 № 555-П);
от 10.04.2014 № 117-П); от 11.07.2014 № 262-П)
Для достижения стратегических целей и тактических задач министерства здравоохранения Астраханской области на 2011-2013 годы, одобренных распоряжением Правительства Астраханской области от 03.08.2010 N 324-Пр, реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, а также стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2010 N 225-П, и концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2010 N 440-П, Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет средств бюджета Астраханской области в 2011-2013 годах. 3. Министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) включить расходы на реализацию Программы в течение всего периода реализации Программы и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать планы мероприятий по реализации Программы. 5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 14.10.2010 N 441-П
Отраслевая целевая программа
"Развитие здравоохранения и совершенствование организации
медицинской помощи населению Астраханской области"
(В редакции Постановлений Правительства Астраханской области
от 13.10.2011 г. N 412-П; от 28.12.2011 г. N 652-П;
от 07.09.2012 г. N 387-П)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы - отраслевая целевая программа "Развитие
здравоохранения и совершенствование
организации медицинской помощи населению
Астраханской области" (далее - Программа)
Основания - Основы законодательства Российской
для разработки Федерации об охране здоровья граждан,
Программы утвержденные Верховным Советом Российской
Федерации 22.07.93 N 5487-1;
- Стратегия социально-экономического
развития Астраханской области до 2020
года, утвержденная постановлением
Правительства Астраханской области от
24.02.2010 N 54-П;
- стратегия развития системы
здравоохранения Астраханской области до
2014 года, одобренная постановлением
Правительства Астраханской области от
25.05.2010 N 225-П;
- концепция отраслевой целевой программы
"Развитие здравоохранения и
совершенствование организации медицинской
помощи населению Астраханской области",
утвержденная постановлением Правительства
Астраханской области от 14.10.2010 N
440-П;
- постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2010 N 1222 "О
финансовом обеспечении за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета
мероприятий, направленных на
совершенствование медицинской помощи
больным с онкологическими заболеваниями";
- постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2010 N 1223 "О порядке
предоставления субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, связанных с реализацией
мероприятий, направленных на
совершенствование организации медицинской
помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях";
- постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2010 N 1237 "О
финансовом обеспечении мероприятий,
направленных на формирование здорового
образа жизни у населения Российской
Федерации, включая сокращение потребление
алкоголя и табака"
Государственный - министерство здравоохранения
заказчик Астраханской области
Основной разработчик - министерство здравоохранения
Программы Астраханской области
Исполнители основных - министерство здравоохранения
мероприятий Программы Астраханской области, муниципальные
образования Астраханской области (по
согласованию), государственные и
муниципальные учреждения здравоохранения
(по согласованию)
Цель и задачи Цель - улучшение качества и обеспечение
Программы доступности медицинской помощи населению
на основе совершенствования процессов
профилактики, диагностики, лечения,
развития кадровых и материальных ресурсов
здравоохранения.
Задачи:
- улучшение качества профилактической и
лечебно-диагностической деятельности
учреждений здравоохранения;
- обеспечение в лечебно-профилактических
учреждениях надлежащих условий пребывания
больных и работников здравоохранения в
соответствии с лицензионными требованиями
и условиями;
- совершенствование организационных
механизмов подготовки и переподготовки
кадров здравоохранения;
- внедрение инновационных механизмов
доступности медицинской помощи населению
и оперативности обработки
медико-статистической информации
Срок - 2011-2013 годы
реализации Программы
Объемы и источники Всего - 1 904 971,05, в том числе:
финансирования - средства федерального бюджета (прогноз) -
Программы 1 537 883,87;
(тыс. руб.) - средства бюджета Астраханской области -
360 456,10,
в том числе капитальные вложения -
116 511,9;
- средства муниципального бюджета - 4 692,10;
- средства от предпринимательской
деятельности - 1938,98
(В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 07.09.2012 г. N 387-П)
Ожидаемые конечные Реализация Программы при условии ее полного
результаты реализации финансирования позволит к окончанию срока
Программы достичь:
- увеличения ожидаемой продолжительности
жизни до 69,5 года;
- снижения числа заболеваний,
зарегистрированных у больных с впервые
установленным диагнозом, до 74638,9 на 100
тыс. населения;
- снижения ранней неонатальной смертности до
3,0 промилле;
- снижения детской смертности до 94,0 случая
на 100 тыс. населения;
- снижения смертности от острого инфаркта
миокарда в трудоспособном возрасте до 18,5
случая на 100 тыс. трудоспособного населения;
- снижения смертности от цереброваскулярных
болезней в трудоспособном возрасте до 44,0
случая на 100 тыс. трудоспособного населения;
- сохранения заболеваемости острым вирусным
гепатитом В на уровне не более 1,85 случая на
100 тыс. населения;
- увеличения количества обследованных на
холеру до 7313 человек в год;
- увеличения доли активно выявленного
сифилиса до 73,0%;
- снижения доли осложнений у больных сахарным
диабетом до 36,9%;
- снижения уровня распространенности
туберкулеза до 248,0 случая на 100 тыс.
населения;
- охвата туберкулинодиагностикой подлежащего
контингента не менее 98,5%;
- охвата обследованием на ВИЧ-инфекцию
жителей Астраханской области на уровне 15,0%
населения;
- увеличения доли судебно-медицинских
экспертиз живых лиц и трупов со сроком
проведения экспертиз до 14 дней в общем числе
данных экспертиз до 74,0%;
- увеличения показателя обследуемых среди
спортсменов и лиц, занимающихся массовым
спортом, до 97,5%;
- увеличения объема заготавливаемой
замороженной плазмы до 5,0 тыс. литров в год;
- увеличения объема плазмы, прошедшей
карантин, до 3,0 тыс. литров в год;
- повышения уровня госпитализации нуждающихся
в стационарном лечении ветеранов и участников
войн до 96,5%;
- снижения количества погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий (далее -
ДТП) до 15,7 человека на 100 тыс. населения;
- снижения количества погибших в результате
ДТП до 85 человек в год, в том числе детей -
до 0;
- снижения количества погибших в результате
ДТП на догоспитальном этапе до 55 человек в
год, в том числе детей - до 0;
- снижения количества погибших в результате
ДТП в учреждениях здравоохранения
Астраханской области до 18 человек в год, в
том числе детей - до 0;
- повышения уровня выявляемости
злокачественных новообразований в I, II
стадиях до 53,0%;
- снижения одногодичной летальности от
злокачественных новообразований до 30,0%;
- снижения числа зарегистрированных больных с
наркологическими расстройствами до 2973,79 на
100 тыс. населения;
- повышения охвата населения посещениями
центров здоровья до 0,033 посещения на 1
жителя области;
- снижения уровня смертности населения до
132,0 случая на 100 тыс. населения;
- повышения уровня обеспеченности
государственных учреждений здравоохранения
средствами оповещения до 100,0%;
- повышения уровня клинического излечения от
туберкулеза до 37,5%;
- увеличения доли больных со злокачественными
новообразованиями, живущих 5 лет и более, до
46,4%;
- снижения количества погибших в результате
ДТП до 10,0 человека на 100 пострадавших при
ДТП;
- снижения смертности от злокачественных
новообразований до 180,0 случая на 100 тыс.
населения;
- увеличения доли больных с установленным
диагнозом "наркомания", находящихся в
ремиссии свыше 2 лет, до 9,0%;
- снижения общего числа заболеваний глаза и
его придаточного аппарата до 100,4 случая на
1 тыс. населения;
- повышения доли населения, охваченного
обучением основам здорового образа жизни, до
2,4%;
- сохранения доли обученных специалистов в
числе запланированных к обучению на уровне
100%;
- увеличения числа ЛПУ, имеющих выход в
Интернет, в общем числе ЛПУ, оснащенных | электронно-вычислительной техникой (далее -
ЭВТ), до 99,9%;
- увеличения числа персональных компьютеров
на 100 медицинских работников в сфере
здравоохранения до 17 шт.;
- увеличения доли медицинских учреждений,
имеющих доступ к региональному медицинскому
информационному ресурсу, до 40,0%;
- увеличения доли пациентов, у которых
ведутся электронные истории болезни, до 65,0%
(В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 07.09.2012 г. N 387-П)
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством
Программы здравоохранения Астраханской области
(В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 08.07.2011 г. N 240-П)
1. Общие положения
Отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" разработана в рамках концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области" и в целях выполнения Постановлений Правительства Российской Федерации от
31.12.2010 N 1222 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на
совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими
заболеваниями", от 31.12.2010 N 1223 "О порядке предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий,
направленных на совершенствование организации медицинской помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях", от 31.12.2010 N
1237 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации,
включая сокращение потребления алкоголя и табака. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 08.07.2011 г. N 240-П)
Для достижения стратегических целей и тактических задач министерства здравоохранения Астраханской области на 2011-2013 годы, одобренных распоряжением Правительства Астраханской области от 03.08.2010 N 324-Пр "О стратегических целях и тактических задачах исполнительных органов государственной власти Астраханской области, показателях и индикаторах их достижения на 2010 год и на период с 2011 до 2013 года", реализации Стратегии социально-экономического развития
Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года", стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.05.2010 N 225-П "О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года", а также концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2010 N 440-П, разработана настоящая отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области".
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства. Сохранение и развитие человеческого потенциала Астраханской области является одной из основных задач Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. В числе основных направлений развития инновационной социальной политики Астраханской области важная роль принадлежит построению кластера "Индустрия здоровья", в рамках которого предполагается пропаганда и распространение здорового образа
жизни, усиление профилактической и реабилитационной работы, повышение
эффективности работы существующих лечебных учреждений, инновационно-технологическое, кадровое развитие отрасли здравоохранения и другие приоритетные сферы индустрии здоровья. Развитие службы родовспоможения и повышение рождаемости для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в последние
годы стали одним из ключевых направлений здравоохранения и социального развития. Как результат работы отрасли можно отметить улучшение медико-демографической ситуации в Астраханской области, в том числе положительный естественный прирост населения области. Так, на территории Астраханской области за 2009 год зарегистрировано 14350 новорожденных, что на 150 больше, чем в 2008 году, а показатель рождаемости за 2009 год составил 14,3 на 1000 населения. За прошедший
год зарегистрировано 13527 умерших, что на 133 меньше, чем за 2008 год, показатель смертности составил 13,5 на 1000 населения. Таким образом, в сравнении с 2008 годом достигнут больший положительный естественный прирост населения - плюс 0,8 на 1000 жителей (в 2008 году - плюс 0,5). Сложность демографической ситуации вызвана снижением репродуктивного здоровья женщин. Только каждая третья беременность в среднем по Астраханской области заканчивается нормальными родами, что
свидетельствует о низком уровне здоровья женщин. Уровень младенческой смертности за 2009 год уменьшился с 8,6 до 7,9 на 1000 детей, родившихся живыми. Это в значительной степени обусловлено снижением ранней смертности новорожденных за счет планомерного осуществления мероприятий по охране материнства и детства, внедрением современных перинатальных технологий. Несмотря на положительную тенденцию снижения показателя младенческой смертности, в её структуре на первом и втором местах остаются причины, связанные со здоровьем матери, заболевания и состояния, возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни, а также врожденные аномалии. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием репродуктивного здоровья семейных пар, новорожденных и детей раннего возраста в Астраханской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка на всех этапах развития. В настоящее время основными направлениями в совершенствовании оказания медицинской помощи населению являются усиление первичного звена здравоохранения путем развития общей врачебной практики, организации в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому, службы неотложной медицинской помощи, для чего необходимо оснащение соответствующих подразделений учреждений современным медицинским и технологическим оборудованием. Обеспеченность населения врачами в 2009 году несколько увеличилась, составив 61,8 на 10 тыс. населения (в 2008 году - 60,6),
а укомплектованность врачами незначительно снизилась до 91,5% (в 2008
году - 92,2%). Подготовка и переподготовка врачей, оснащение первичного звена здравоохранения необходимым медицинским оборудованием позволят обеспечить постоянный контроль состояния здоровья пациента и
членов его семьи, координировать лечебно-профилактическую работу на своём участке, нести ответственность за объём и качество оказываемой медицинской помощи. Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения дальнейшее развитие и повышение качества оказания медицинской помощи становится неэффективным. В Астраханской области остается напряженной эпидемиологическая ситуация по отдельным заболеваниям, в том числе социального характера
(ВИЧ-инфекция, туберкулез, онкологические, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония и другие). Ежегодно профилактическое обследование на ВИЧ-инфекцию проводится на уровне 12-15% населения области. За 2009 год проведено 174,7 тыс. обследований на наличие антител к ВИЧ. По состоянию на конец 2009 года показатель пораженности этой инфекцией на 100 тыс. населения составил
35,4 (в 2008 году - 29,2). Данный показатель в 9,3 раза ниже показателя по России (339,2) и в 3,5 раза - по Южному федеральному округу (124,8). Следствием распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности. Следовательно, препятствием на пути распространения
ВИЧ-инфекции должны быть мероприятия, направленные на индивидуальную профилактическую работу с лицами из групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, выявление лиц, использующих внутривенные наркотические средства в немедицинских целях, борьба с распространением наркотиков, профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании среди лиц, находящихся в местах лишения свободы. Недостаточное обеспечение безопасности донорской крови в отдельных учреждениях здравоохранения России и зарубежья приводит к заражению ВИЧ-инфекцией
при переливании крови и ее компонентов, а оснащение лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции, не всегда отвечает современным требованиям. Поэтому в связи с повышением распространенности данного инфекционного процесса необходимо материально-техническое обеспечение высокого уровня диагностики ВИЧ-инфекции на территории Астраханской области, что сложно осуществить без дополнительного программно-целевого решения. Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу с обусловливающими ее факторами выделяет туберкулез как общую медицинскую и социальную проблему. Показатель заболеваемости коренного населения Астраханской области в 2009 году незначительно снизился и составил 73,4 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 74,8), но остался несколько выше среднероссийского (68,9). Остается проблемным вопросом
полный охват обследованием на туберкулез. В целом по области осмотрено флюорографически 88% населения против 84% в 2008 году. Среди больных активным туберкулезом более 40% составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, возвращающиеся из учреждений уголовно - исполнительной системы. В основном заболевают мужчины в возрасте 20-40 лет, то есть лица трудоспособного возраста. Остаются высокими первичный выход на инвалидность и показатели распространенности среди населения туберкулеза. Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Астраханской области обусловлена в основном наличием немалой доли социально незащищенных слоев населения, асоциальной части населения, беженцев, вынужденных переселенцев и подобных категорий населения, а также резервуара туберкулезной инфекции среди крупного рогатого скота в отдельных районах Астраханской области, недостаточным обеспечением противотуберкулезных учреждений лечебным и диагностическим медицинским оборудованием, стационарной и передвижной флюорографической аппаратурой, специфическими препаратами. Поэтому увеличение объема и повышение качества профилактических мероприятий и эффективности лечения больных туберкулезом требуют программного и целевого подхода. Новообразования в Астраханской области остаются актуальной медико-социальной проблемой, несмотря на некоторую стабилизацию в настоящее время уровня смертности населения от злокачественных новообразований. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 315,9 (в 2008 году - 325,1). В структуре заболеваемости рак кожи занял 16%, легких - 12%, молочной железы _ 11%, желудка - 7%. Смертность от злокачественных новообразований составила 1910 случаев или 190,0 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 176,5), таким образом, показатель в сравнении с 2008 годом несколько увеличился. В структуре смертности рак легких составил 20%, желудка - 11%, молочной
железы - 8%, ободочной кишки - 6%, пищевода - 3%. Контингент больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете, составляет около 1,5% населения Астраханской области. Около половины всех больных со злокачественными новообразованиями, находящихся под наблюдением, состоят на учете 5 лет и более. В целом показатели выявления злокачественных новообразований
как в Астраханской области, так и в целом по Российской Федерации не соответствуют современным возможностям медицины и свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки и реализации целевых программ.
Реализация Программы предполагает освоение и внедрение новых медицинских технологий, разработку и масштабное внедрение современных
методов диагностики и лечения онкологических заболеваний. Не менее важна проблема вирусных гепатитов. Инфицированность населения вирусом варьирует от 20 до 60%. Около 5% инфицированных переходят в хроническую стадию болезни. Особую группу в числе заболевших вирусными гепатитами составляют медицинские работники, инфицированность которых возникает при проведении хирургических вмешательств и манипуляций. Для такого рода пациентов требуется своевременное лечение противовирусными препаратами. Серьезными проблемами в Астраханской области остаются сложность этиологической расшифровки случаев гепатита, недостаток аппаратуры для проведения полимеразной цепной реакции, иммуноферментного анализа, оборудования для поддержания условий, обеспечивающих сохранность исходного качества иммунобиологических препаратов. Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической и неспецифической профилактики, также является одной из
важных. Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, паротита, туберкулеза, гепатита В, краснухи в рамках национального календаря профилактических прививок ежегодно в Астраханскую область поставляются партии вакцин за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем эпидемическая ситуация в Астраханской области по некоторым инфекциям, управляемым средствами
специфической профилактики, остается напряженной. Большое беспокойство в обществе в последние годы вызывают инфекции, передающиеся половым путем (далее - ИППП), уровень заболеваемости которыми давно вышел за рамки чисто медицинской проблемы, требуя немедленного поиска более эффективных методов управления эпидемическим процессом. Анализ заболеваемости ИППП в Астраханской области показал, что хотя количество больных несколько уменьшилось, заболеваемость продолжает оставаться еще на достаточно высоком уровне. В эпидемиологический процесс заболеваемости ИППП вовлечены все возрастные группы. Наибольшую часть составляют лица детородного возраста. Этим можно объяснить возникновение проблемы урогенитальных инфекций и бесплодия, с которой сейчас сталкивается дерматовенерологическая и акушерско-гинекологическая службы. Уже сейчас благодаря целенаправленно проводимым акушерско-гинекологической и дерматовенерологической службами мероприятиям по борьбе с ИППП удалось снизить уровень рождений детей с врожденным сифилисом. Однако
проблема ИППП остается актуальной и требует решения программными методами. Лидирующей патологией среди причин смерти населения является класс болезней системы кровообращения (54%), относящийся к
прогностически неблагоприятной группе заболеваний, что оправданно
выводит их профилактику и лечение на уровень одного из важных
направлений здравоохранения. Так, на первом месте среди причин смерти
в трудоспособном возрасте находятся болезни системы кровообращения
(31%). В Астраханской области на долю болезней системы кровообращения
приходится более 15% общей заболеваемости взрослого населения по
обращаемости, около половины всей инвалидности и более половины
смертельных исходов. Среди болезней данного класса важное место
занимают болезни, характеризующиеся повышением артериального давления
- артериальной гипертонией. В структуре впервые выявленной
заболеваемости сердечнососудистой системы взрослого населения доля
болезней, характеризующихся артериальной гипертонией, составляет около
10%. Распространенность острых форм ишемической болезни сердца,
включая острый инфаркт миокарда, в Астраханской области составила в
2010 году 246,3 на 100 тысяч населения. Распространенность острого
инфаркта миокарда по Астраханской области превышает таковую по
Российской Федерации и составила в 2011 году 148,4 на 100 тысяч
населения. Летальность при остром инфаркте миокарда в Астраханской
области также выше средней по Российской Федерации и составила в 2010
году 13,2%. Следует отметить, что острый инфаркт миокарда становится
заболеванием людей среднего возраста, что приводит к большей и ранней
инвалидизации населения. Острое нарушение мозгового кровообращения -
одна из важнейших медико-социальных проблем, динамика заболеваемости
острым нарушением мозгового кровообращения среди взрослого населения
растет, а летальность как на догоспитальном, так и на госпитальном
этапах не снижается. Летальность при мозговом инсульте по Астраханской
области в 2010 году составила 21,7%, досуточная - 18,7%. Таким
образом, проблема заболеваемости и высокой смертности от болезней
системы кровообращения требует решения с использованием
программно-целевых методов. (В редакции Постановления Правительства
Астраханской области от 07.09.2012 г. N 387-П)
Сахарный диабет - одно из наиболее распространённых заболеваний в
промышленно развитых странах, где им больны до 4-5% всего населения, является острой медико-социальной проблемой. Основной причиной ранней
инвалидности и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза чаще, слепота - в 10 раз, нефропатия - в 12-15 раз, гангрена конечностей - в 20 раз чаще, чем среди населения в целом. Раннее выявление диабета, в том числе среди детского населения, своевременно начатые лечебно-профилактические мероприятия позволят улучшить качество жизни больных. Для реализации этого комплекса мероприятий требуется дополнительная поддержка в виде
специальных мероприятий в рамках настоящей Программы. Важной задачей здравоохранения является оказание специализированной наркологической помощи населению. В 2009 году в
Астраханской области зарегистрировано 30 450 больных наркологическими
расстройствами или 3% общей численности населения Астраханской
области. Последние 5 лет характеризовались снижением учтенной
распространенности наркологических расстройств (среднегодовой темп
снижения составил 7%). Ежегодно около 300 пациентов находятся на
активном диспансерном наблюдении. Создание благоприятных условий
содержания и лечения больных наркоманией, алкоголизмом, оснащение
наркологической службы современным медицинским оборудованием будут
способствовать улучшению качества оказания медицинской помощи этой
группе пациентов. (В редакции Постановления Правительства Астраханской
области от 08.07.2011 г. N 240-П)
Развитие и совершенствование лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, эпидемиологического неблагополучия приобретает всё большее значение в условиях концентрации на территории Астраханской области большого количества опасных химических производств и технологий. Кроме того, сохраняется угроза возникновения наводнений, при которых затапливается более 65% территории Астраханской области, где проживающие более 300 тысяч человек могут оказаться без жилья, питьевой воды и продуктов питания,
подвергнуться воздействию неблагоприятных метеорологических факторов,
что будет способствовать массовому возникновению инфекционных и иных заболеваний. Расположение лечебно-профилактических учреждений усложняет возможность оказания оперативной медицинской помощи и лечения заболевших и пострадавших в зонах возможного возникновения аварий и катастроф без привлечения дополнительных сил и средств, без заблаговременно созданных подвижных медицинских формирований, их надлежащего оснащения, планируемого осуществить в том числе в рамках настоящей Программы. Проблема дорожно-транспортного травматизма уже длительное время является одной из острейших социальных и медицинских проблем как в
целом в Российской Федерации, так и в Астраханской области. Ежегодно в
Астраханской области в среднем совершается более 1290
дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают более 160
человек и получают травмы около 1,5 тыс. человек. Существующая в
настоящее время система оказания медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях в Астраханской области не
соответствует современным возможностям медицины, что свидетельствует о
необходимости реализации мероприятий, включающих профилактику
дорожного травматизма, совершенствование лечебно-эвакуационного
обеспечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на
основе укрепления материально-технической базы и укомплектования
квалифицированными медицинскими кадрами службы скорой медицинской
помощи и лечебно-профилактических учреждений, участвующих в оказании
медицинской помощи пострадавшим, совершенствование управления
медицинским обеспечением лечебно-профилактических и эвакуационных
мероприятий. (Дополнен - Постановление Правительства Астраханской
области от 08.07.2011 г. N 240-П)
Высокая аварийность на автомобильных дорогах и значительные размеры социально-экономического ущерба при дорожно-транспортных
происшествиях указывают на актуальность внедрения прогрессивных и
эффективных мер, направленных на предупреждение и снижение тяжести
последствий дорожно-транспортных происшествий, а следовательно, ставят
проблему совершенствования медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях в ряд наиболее актуальных.
(Дополнен - Постановление Правительства Астраханской области от
08.07.2011 г. N 240-П)
По Астраханской области продолжают регистрироваться низкие показатели физического здоровья инвалидов и ветеранов войн и боевых действий. Наблюдается увеличение их заболеваемости, что часто влечет за собой необходимость проведения лечения в условиях стационара. В течение многих лет государственное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" оказывает стационарную медицинскую помощь инвалидам и ветеранам войн и боевых действий в специализированном отделении с койками терапевтического и неврологического профиля. За 2009 год в данном стационаре было пролечено более двух тысяч пациентов. Материально-техническая база специализированного отделения, несмотря на поддержание надлежащих условий пребывания особого контингента больных, недостаточная, отсутствует или выработало свой ресурс диагностическое и лечебное оборудование. Программными целевыми мероприятиями в отделении для инвалидов и ветеранов войн и боевых действий планируется создание максимально комфортных и приспособленных условий пребывания особой категории больных для обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи и медицинской реабилитации. Сегодня в среднем по России уже на 10,6 работника государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер,
в Астраханской области на 1 современный компьютер приходится 13,5 работника. При этом лишь 9,7% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 7% оснащены средствами телемедицины. За последний год лишь 3,5% медицинских работников прошли обучение использованию современных информационных технологий, в более
чем 60% учреждений области отсутствует в штате квалифицированный специалист в области информационных технологий, причем в районах области этот показатель составляет более 90%. Интеграция информационных систем учреждений здравоохранения на базе единого информационного пространства отрасли, обеспечивающего эффективность функционирования системы здравоохранения и медицинского
страхования, является одним из перспективных направлений развития здравоохранения Астраханской области. Наиболее рациональным вариантом
формирования единого информационного пространства здравоохранения является использование возможностей существующих информационных систем, поэтапное внедрение современного компьютерного и программного
обеспечения. Для эффективной работы региональной информационно-аналитической медицинской системы необходимо программно-целевое решение по реализации технологии информационного взаимодействия органов управления здравоохранением, субъектов обязательного медицинского страхования, федеральных агентств и служб. Обеспечение безопасности пребывания пациентов и персонала в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях с соблюдением надлежащих мер противопожарной безопасности - задача, которая должна решаться с учетом специфики работы учреждений здравоохранения и вероятности возникновения пожаров. Материально-техническое оснащение лечебно-профилактических учреждений Астраханской области характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных коммуникаций). В зданиях учреждений здравоохранения старой постройки электропроводка не выдерживает электрических нагрузок. Для своевременного принятия противопожарных мер необходимо оборудовать лечебно-профилактические учреждения автоматической пожарной сигнализацией. Для быстрого проведения эвакуации персонала и больных необходимо внедрение централизованной системы оповещения и аварийного освещения. Ежегодные
проверки противопожарного состояния на объектах здравоохранения выявляют ряд недостатков, устранение которых возможно только целевыми
программными методами. Таким образом, вышеперечисленные проблемы сформированы в качестве
приоритетных направлений решения поставленных в Программе целей и задач, а программно-целевой метод позволит реализовать мероприятия, направленные на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению, на основе совершенствования процессов профилактики, диагностики, лечения, развития кадровых и материальных ресурсов здравоохранения для создания условий сохранения жизни и здоровья населения, развития человеческого потенциала Астраханской области, что является основными задачами Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, а также стратегическими целями и тактическими задачами министерства здравоохранения Астраханской области на 2011-2013 годы. Необходимость разработки и реализации Программы подтверждается признанием эффективности реализации одноименной программы за 2009 год
на основе проведенной многокритериальной оценки результативности реализации целевых программ Астраханской области. При неиспользовании программно-целевого метода (единой методологии, преемственности результатов и комплексности реализации мероприятий) указанные проблемы не могут быть решены, что приведет к росту заболеваемости, учащению перехода болезней в хроническую форму,
увеличению инвалидности и смертности населения, ухудшению клинического и социального прогноза у больных при социально значимых заболеваниях,
росту экономического ущерба, связанного с увеличением заболеваемости,
хронической патологии, инвалидности и смертности населения, ухудшению
медико-демографической ситуации в Астраханской области.
3. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению на основе совершенствования процессов профилактики, диагностики, лечения, развития кадровых и материальных ресурсов здравоохранения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - улучшение качества профилактической и лечебно-диагностической деятельности учреждений здравоохранения; - обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях надлежащих условий пребывания больных и работников здравоохранения в соответствии с лицензионными требованиями и условиями; - совершенствование организационных механизмов подготовки и переподготовки кадров здравоохранения; - внедрение инновационных механизмов доступности медицинской помощи населению и оперативности обработки медико-статистической информации.
4. Срок реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2011-2013 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
5. Система программных мероприятий
Для достижения цели Программы и решения поставленных задач
Программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
- развитие службы родовспоможения и неонатологии;
- развитие и совершенствование мероприятий по предупреждению
распространения вирусных гепатитов;
- развитие и совершенствование мероприятий по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции (СПИД);
- развитие и совершенствование медицинской помощи больным с
онкологическими заболеваниями;
- развитие и совершенствование мероприятий по предупреждению
распространения туберкулеза;
- совершенствование методов диагностики и лечения сахарного
диабета;
- развитие и совершенствование мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни у населения Астраханской области,
включая сокращение потребление алкоголя и табака;
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим
при ДТП;
- развитие информатизации здравоохранения;
- совершенствование пожарной безопасности объектов
здравоохранения;
- совершенствование медицинской помощи больным с острыми сосудистыми заболеваниями. (Дополнен - Постановление Правительства
Астраханской области от 07.09.2012 г. N 387-П)
Реализация Программы основана на осуществлении взаимоувязанных
комплексов мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1 к
Программе.
В перечне программных мероприятий использованы следующие
сокращения:
АГМА - ГОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия
Росздрава";
АМОКБ - государственное учреждение здравоохранения
Александро-Мариинская областная клиническая больница;
АО - Астраханская область;
АОСПК - государственное учреждение здравоохранения "Астраханская
областная станция переливания крови";
БСМЭ - государственное учреждение здравоохранения Астраханской
области "Бюро судебно-медицинской экспертизы";
Бюджет АО - бюджет Астраханской области;
ГУЗ - государственные (областные) учреждения здравоохранения;
минздрав АО - министерство здравоохранения Астраханской области;
ГБ г. Знаменск - муниципальное учреждение здравоохранения
городская больница ЗАТО Знаменск;
ГКБ N 3 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
клиническая больница N 3 им. С.М. Кирова;
ГКБ N 4 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
клиническая больница N 4 им. В.И. Ленина;
ГП N 1 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 1;
ГП N 1 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 2;
ГП N 3 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 3;
ГП N 5 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 5;
ГП N 8 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 8;
ГП N 10 - муниципальное учреждение здравоохранения городская
поликлиника N 10;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МУЗ - муниципальные учреждения здравоохранения;
МУЗ Ахтубинская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Ахтубинская центральная районная больница;
МУЗ Володарская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Володарская центральная районная больница;
МУЗ Икрянинская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Икрянинская центральная районная больница;
МУЗ Лиманская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Лиманская центральная районная больница;
МУЗ Приволжская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Приволжская центральная районная больница;
МУЗ Харабалинская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Харабалинская центральная районная больница;
МУЗ Черноярская ЦРБ - муниципальное учреждение здравоохранения
Черноярская центральная районная больница;
ОГУ МИАЦ - областное государственное учреждение "Медицинский
информационно-аналитический центр";
ОДКБ - государственное учреждение здравоохранения "Областная
детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой";
ОИКБ - государственное учреждение здравоохранения "Областная
инфекционная клиническая больница им. А.М. Ничоги";
ОКВД - государственное учреждение здравоохранения "Областной
кожно-венерологический диспансер";
ОКД - государственное учреждение здравоохранения "Областной
кардиологический диспансер";
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|