Расширенный поиск
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 368-ППРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.09.2014 N 368-П
О государственной программе
"Развитие агропромышленного
комплекса Астраханской
области"
(В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 20.02.2015 № 53-П от 19.03.2015 № 73-П
от 10.06.2015 № 267-П от 14.12.2015 № 608-П)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717
"О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Астраханской области
от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации
и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области" и распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области"
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области"
(далее - государственная программа).
2. Признать утратившими силу:
- постановления Правительства Астраханской области:
от 21.11.2012 N 502-П "О концепции развития агропромышленного комплекса Астраханской области до 2020 года";
от 08.11.2013 N 444-П "О государственной программе "Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и внесении изменения в распоряжение Правительства Астраханской области от 04.07.2013 N 306-Пр";
от 19.12.2013 N 557-П "О государственной программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2014-2020 годы";
от 30.07.2014 N 297-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 08.11.2013 N 444-П".
- распоряжения Правительства Астраханской области:
от 04.07.2013 N 306-Пр "О концепции государственной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года";
от 01.08.2013 N 349-Пр "О концепции государственной программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2014-2020 годы".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области разработать и утвердить муниципальные программы развития сельского хозяйства Астраханской области в соответствии с целями и задачами государственной программы.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 постановления, вступающего в силу с 01.01.2015.
Губернатор
Астраханской области А.А. Жилкин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 10.09.2014N 368-П
Государственная программа
"Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области"
(В редакции Постановления Правительства Астраханской области
от 10.06.2015 № 267-П)
Паспорт государственной программы
1. Общие положения, основание для разработки государственной программы Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», от 12.10.2013 № 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», постановлениями Правительства Астраханской области от 18.04.2008 № 169-П «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ», от 24.03.2014 № 80-П «О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области», распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 № 197-Пр «О перечне государственных программ Астраханской области». Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Астраханской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, а также показатели их результативности. Основные мероприятия государственной программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость региона и страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса (далее – АПК) на основе его модернизации, перехода к инновационной модели функционирования и устойчивого развития сельских территорий региона. Государственная программа структурирует принимаемые меры в рамках подпрограмм и ведомственных целевых программ, детализируя расходы по принципу программно-проектного финансирования. Государственная программа включает в себя подпрограммы: «Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области», ведомственные целевые программы: «Оказание государственной поддержки по развитию сельскохозяйственного производства в Астраханской области», «Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области», «Экономически значимая региональная программа создания и развития сети оптовых распределительных центров в Астраханской области», «Экономически значимая региональная программа развития высокотехнологичного производства овощей в защищенном грунте в Астраханской области» и «Повышение эффективности государственного управления в сфере сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области». Данные программы направлены на реализацию ряда инвестиционных проектов, которые позволят с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) существенно повысить конкурентоспособность астраханской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение, увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, а также повысить рентабельность производства и инвестиционную привлекательность региона. Отрасль растениеводства является приоритетной в развитии агропромышленного комплекса региона. В целях её эффективного развития государственная программа предусматривает реализацию ряда экономически значимых региональных программ, в рамках которых за счет более эффективного использования орошаемых земель, внедрения новых высокоурожайных технологий, современной высокотехнологичной почвообрабатывающей и уборочной техники планируется дальнейшая модернизация (перевооружение) производственных мощностей и организация рынков сбыта.
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы подпрограмм В Астраханской области развитие АПК рассматривается как одно из важнейших направлений развития территории. В последние годы, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, отрасль динамично развивается. Современное агропромышленное производство области представляет собой многоукладную сельскую экономику, включающую в себя как крупные хозяйствующие субъекты, так и малые формы хозяйствования. Сельскохозяйственный кластер включает в себя 107 сельскохозяйственных предприятий (далее - СХП), 2945 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х), 110 тыс. личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), 660 садоводческих обществ, 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПК), которые осуществляют свою деятельность на территории 11 муниципальных образований области. В последние годы АПК области сохраняет ведущие позиции в экономике региона и доказательство тому - опережающие среднероссийские темпы роста валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области. Уверенно отрасль наращивает и долю производства в общем объеме валового регионального продукта (далее - ВРП). За последние 10 лет, в период реализации национального проекта и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 годы, обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении более чем в 4,5 раза - с 6 до 28,2 млрд. рублей. Среднегодовой темп роста объема валовой сельскохозяйственной продукции составил 109 %, в том числе по растениеводству - 112,5 % и животноводству - 104,6 %, доля отрасли в ВРП достигла 12% (2004 год – 10,5%). Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет совершенствования системы налогообложения и механизма финансового оздоровления Несмотря на динамичное развитие отрасли и полученные её субъектами положительные результаты, в последние годы наблюдается ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Продолжающаяся тенденция банкротства СХП приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Следует отметить, что за период 2008-2013 годов ликвидировано более 20 СХП, что негативно отражается на социально-экономическом развитии сельских территорий Астраханской области. По итогам 2013 года убыток СХП от производства составил 246 млн рублей. Еще одним отрицательным фактором является рост обязательств, суммарная задолженность которых достигла 866 млн рублей. Наибольший удельный вес (83%) приходится на задолженность перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию. Источником финансовых ресурсов для сельскохозяйственного производства стали принятые долгосрочные и краткосрочные обязательства по предоставленным кредитам и займам на сумму 1020 млн рублей. Основную долю составляют долгосрочные обязательства (около 70%). Кроме того, задолженность сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами увеличилась почти в 10 раз к уровню 2008 года и составила более 61 млн рублей, по лизинговым платежам - около 150 млн. рублей. Дебиторская задолженность СХП уменьшилась на 23% и достигла 285 млн рублей. Вместе с тем за период 2008-2013 годов сельскохозяйственными организациями инвестировано в отрасль собственных и привлеченных средств около 2 млрд рублей, в т. ч. на приобретение основных средств - более 500 млн рублей. Росту сельскохозяйственного производства и стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных предприятий способствует оказываемая государственная поддержка из бюджетов всех уровней. Так, за последние 5 лет среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составил 2,3 % , что на 8,2 процентных пункта выше, чем без государственной поддержки, несмотря на то что удельный вес государственной поддержки СХП в общей сумме выручки от продажи товаров, продукции (работ и услуг) сократился с 10,5 % в 2008 году до 8,3 % в 2013 году. Так, в 2013 году рентабельность без государственной поддержки составила минус 13,6%, а с учетом государственной поддержки - минус 6,8%. Не менее сложная ситуация складывается и в работе К(Ф)Х. Законодательство Российской Федерации в части налогообложения и условий кредитования способствовало закрытию К(Ф)Х. Так, в 2013 году всего было закрыто более 300 К(Ф)Х, в том числе в Приволжском районе – 43, Черноярском районе – 90, Харабалинском районе – 70 хозяйств. Действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельского хозяйства. В 2013 году в Едином государственном реестре юридических лиц на территории Астраханской области зарегистрировано 2945 К(Ф)Х, из них плательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) являются 1835 хозяйств или 60% от общего количества зарегистрированных. Косвенная поддержка государства через льготное налогообложение в виде ЕСХН оказалась востребованной частично. Причинами этого являются, прежде всего, жёсткие параметры сохранения права на применение данной системы налогообложения, а отсутствие права на возмещение налога на добавленную стоимость (далее – НДС) окончательно теряет все преимущества данной системы. В период модернизации производства (приобретение новой техники, закупка скота, строительство и реконструкция) невозмещение НДС ложится дополнительной финансовой нагрузкой на окупаемость проектов. Земля является главным фактором производства в сельском хозяйстве. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставки на земельный налог устанавливаются органами местного самоуправления. На территории Астраханской области размеры ставок земельного налога разными поселениями применяются в диапазоне от 0,1 до2% кадастровой стоимости земли. Только в ряде поселений Ахтубинского района Астраханской области в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых древесно-кустарниковыми насаждениями, озерами, ериками, протоками, болотами, оврагами, дорогами общего пользования, применена ставка налога 0%. Законодательством Астраханской области предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций отдельным категориям производителей сельскохозяйственной продукции с долей сельскохозяйственного производства 70%. Имущество К(Ф)Х, принадлежащее его членам на праве совместной собственности и, как правило, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, попадает под обложение налогом на имущество физических лиц. На работодателя при выплате заработной платы наёмным работникам возлагается обязанность по исчислению, перечислению в бюджет и внебюджетные фонды налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и социальных выплат во внебюджетные фонды, которые с 2013 года выросли с 20,2 до 27,1% и послужили основной причиной для закрытия многих хозяйств. Таким образом, разнообразные виды взимаемых налогов становятся тяжелым финансовым бременем для сельскохозяйственных товаропроизводителей. На территории Астраханской области для инвестиционной привлекательности предприятий приняты законы Астраханской области от 16.11.2009 № 83/2009-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», от 13.04.2011 № 17/2011-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области», предусматривающие льготирование ставок налогов на прибыль и на имущество организаций. В мероприятиях по совершенствованию системы налогообложения аграрного бизнеса необходимо создание единого налогового поля с налоговыми преференциями для привлечения инвестиций в аграрный сектор и улучшения существующего инвестиционного климата. Немаловажную роль в сохранении финансовой устойчивости АПК и в целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций с 2002 года сыграло принятие Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который дал возможность реструктуризации кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий. На территории Астраханской области в 2004 году 76 хозяйств вошли в состав участников программы финансового оздоровления с суммой реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и прочим кредиторам в размере 238 млн. рублей, в том числе по пеням и штрафам – 137,8 млн. рублей. К началу 2014 года в программе финансового оздоровления осталось 21 хозяйство с общей суммой реструктуризированной задолженности в размере 20 млн рублей, в том числе по пеням и штрафам - 8 млн. рублей. С начала действия программы финансового оздоровления с 40 хозяйствами были расторгнуты соглашения о реструктуризации долгов из-за невыполнения условий реструктуризации (банкротство, ликвидация, несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств) на общую сумму 82 млн. рублей. И только 15 хозяйств завершили реструктуризацию в связи с выполнением условий соглашения на общую сумму 28 млн рублей. Всего за период реализации программы финансового оздоровления списание суммы по пеням и штрафам составило 108 млн. рублей. Предприятия, вошедшие в программу, завершают ее в 2015 году. За период реализации Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (10 лет) ни одно предприятие не обратилось для включения в программу финансового оздоровления. Таким образом, программа финансового оздоровления не стала инструментом антикризисного управления для хозяйств. В ходе реализации государственной программы в рамках заключенного Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы от 12.12.2012 № 2510/17 (далее – Соглашение) планируется обеспечить достижение показателя рентабельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий, который к 2020 году составит 0,3 %, и среднегодового индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, который к 2020 году составит 104,5 %. Повышение доступности кредитов и управление рисками Специфика АПК связана с сезонностью производства и в значительной степени зависит от кредитных ресурсов. В настоящее время основной проблемой развития аграрного производства в рыночных условиях является недоступность кредитных ресурсов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как половина организаций являются убыточными, а малые формы хозяйствования не располагают ликвидным имуществом для обеспечения кредитных сделок. Действующий механизм кредитования ставит сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелые условия. Практика последних лет показывает, что рост процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к залоговому обеспечению ведет к снижению объема кредитов, выданных основными операторами кредитования отрасли - АРФ ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России». Так, объем кредитов, выданных в 2013 году, ниже уровня 2011 года на 36% (факт 2013 года – 2,3 млрд. рублей по 4 тыс. договоров, факт 2011 года – 3,6 млрд. рублей по 5 тыс. договоров). В связи с закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей области, наличием высокой доли проблемной и просроченной задолженности, а также с оформлением пролонгации по более чем 40% кредитных договоров прошлого сезона кредитные организации отказывают в предоставлении новых кредитов. Кроме того, отмечается тенденция существенного снижения доли кредитных договоров, заключенных К(Ф)Х, и роста доли кредитных договоров, заключенных ЛПХ (в 2014 году доля кредитов ЛПХ достигла 91%). Такое изменение структуры получателей кредитов не позволяет в дальнейшем оценить эффективность предоставленной государственной поддержки. На снижение объема кредитования повлияло в том числе и нововведение со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субсидирования инвестиционных проектов. С 2012 года при получении инвестиционных кредитов на приобретение техники, оборудования, племенных животных, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов АПК субсидирование за счет бюджетных средств возможно только после отбора комиссией по координации вопросов кредитования АПК, созданной при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее – комиссия). Сложностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей и для отрасли в целом является то, что при принятии решения комиссией учитывается целый ряд показателей, в том числе соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития АПК и целесообразность реализации инвестиционного проекта в регионе. Установленный порядок ведет к длительному сроку согласования проектов и не дает сельхозтоваропроизводителям уверенности в получении государственной поддержки. Кроме того, за период 2012 – 2014 годов произошел значительный рост ставок по кредитам (с 10 до 14% и выше), в связи с чем заметно снижена эффективность субсидирования с государственной поддержкой, так как, по данным Центрального банка Российской Федерации, с сентября 2012 года размер ставки рефинансирования не изменялся и составляет 8,25%. В целях повышения для субъектов малого и среднего предпринимательства доступности банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, на территории области действуют залоговые фонды на региональном и муниципальном уровнях. Через региональный залоговый фонд предоставляется поручительство на необеспеченную часть обязательств субъекта малого и среднего предпринимательства по кредитному договору в размере не более 50% от суммы обязательств заемщика по кредитному договору. По итогам 2013 года при участии залогового фонда привлечено банковских кредитов по отрасли сельского хозяйства в размере 216 млн. рублей, при этом сумма поручительства составила 100 млн рублей или 78% от общей суммы залогового портфеля (в 2011 году доля составляла около 100%). В связи с отсутствием в собственности муниципальных образований объектов, которые могли бы служить предметом залога в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в 5 районах области созданы муниципальные залоговые фонды, размер которых составляет около 50 млн рублей. Учитывая, что имущество залогового фонда зачастую является объектом социального характера и банки неохотно берут такое имущество в залог, услугами муниципальных залоговых фондов сельскохозяйственные товаропроизводители пользуются не в полной мере. Альтернативными источниками привлечения средств для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются региональная система сельскохозяйственной потребительской кооперации и Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодный объем займов, предоставляемых сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами Астраханской области сельскохозяйственным товаропроизводителям за период 2008 – 2013 годов, вырос почти в 2 раза и в 2013 году составил свыше 800 млн рублей. Портфель займов на 01.01.2014 вырос на 71% к уровню 2008 года и составил около 600 млн. рублей (таблица 1). В рамках основных направлений деятельности Астраханского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства сельхозтоваропроизводителям предоставляются микрозаймы через центр микрофинансирования, созданный на базе фонда, по различным программам, на доступных условиях и с приемлемыми процентными ставками (от 9%). Учитывая, что дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства региона невозможно без активизации инвестиционной политики, необходимо обеспечение доступа к краткосрочным заемным средствам и инвестиционным кредитным ресурсам. В связи с этим государственной программой предусмотрены мероприятия по реализации существующих механизмов повышения доступности кредитных средств на территории Астраханской области. Существенное значение для повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства имеет сельскохозяйственное страхование. Государственной программой предусмотрена государственная поддержка посредством возмещения 50% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков. Однако в Астраханской области этот вид государственной поддержки аграриями не востребован. Развитию системы агрострахования препятствует специфика региона, а именно мелкотоварное производство, которое обеспечивают малые предприятия - К(Ф)Х и ЛПХ. Основные риски при производстве сельскохозяйственной продукции в растениеводстве обусловлены недополучением урожая. Учитывая, что сельскохозяйственное производство в Астраханской области ведется с использованием орошения, позволяющего регулировать водопотребление растений в различных фазах их развития, применение различных видов минеральных подкормок, риски потери (гибели) урожая сводятся к минимуму. С учетом природно-климатических особенностей региона широкое применение может получить страхование с государственной поддержкой многолетних насаждений (садов). Кроме того, застрахованные посадки многолетних насаждений и урожай могли бы выступать залоговым обеспечением при получении кредита в банке. Учитывая их подверженность неблагоприятным погодным явлениям (отсутствие снежного покрова, низкие температуры в зимний период, поздние весенние заморозки и т.д.), страхование многолетних плодовых и ягодных насаждений станет приоритетным направлением в ходе реализации государственной программы. С 2013 года страхование с государственной поддержкой распространилось и на отрасль животноводства, для которой использование этого инструмента управления рисками не менее важно. Это связано с тем, что Астраханская область граничит с регионами, не благополучными по инфекционным и особо опасным болезням животных, в связи с чем высока степень риска обострения эпизоотической ситуации на территории региона. Поэтому данное направление страхования включено в государственную программу и является обязательным условием при приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота с государственной поддержкой, а также используется в целях привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей к агрострахованию и популяризации его преимуществ. Мероприятия по управлению рисками, предусмотренные в рамках государственной программы, направлены на снижение возможности потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции. Их реализация позволит обеспечить выполнение принятых обязательств по увеличению доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади и доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных. Развитие растениеводства и промышленности, перерабатывающей продукцию растениеводства Астраханская область, являясь крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции на юге России, имеет серьезные перспективы по дальнейшему наращиванию объемов производства растениеводческой продукции. В структуре посевных площадей, учитывая специфику региона, более 60% занимают овощебахчевые культуры и картофель, на кормовые и зерновые приходится по 20%. При незначительном росте посевных площадей за последние годы развитие растениеводства характеризовалось положительной динамикой (таблица 1). Объем производства овощной продукции и картофеля за последние 10 лет увеличился в 3 раза и составил 831,8 и 306,6 тыс. т соответственно. Особое значение имеет доля товарной продукции (К(Ф)Х и СХП), которая составляет: по овощным - 71%, по бахчевым – 99%, по картофелю – 82%. Основной объем выращенной продукции (более 80%) предназначен для реализации за пределы региона (таблица 1). Наряду со складывающейся положительной динамикой роста объемов производства продукции остается ряд важных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли: сбыт продукции, низкие закупочные цены и высокая затратность производства растениеводческой продукции. В сравнении с уровнем 2004 года цена реализации практически не изменилась и составит по луку - 4-5 руб/кг и томатам - 6-7 руб/кг. Для решения проблемы реализации сельскохозяйственной продукции было принято распоряжение министерства сельского хозяйства Астраханской области от 05.07.2011 № 47 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области на 2011-2013 годы», в рамкахисполнениякоторогоосуществлялосьстроительствоовощехранилищиОРЦ позволивших реализовывать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Затраты на производство к уровню 2004 года возросли в десятки раз: семена подорожали в 16 раз (от 500 до 8000 руб/т), минеральные удобрения - в 6 - 12 раз (по разным видам удобрений), топливо - в 6 раз (с 5600 до 31200 руб./т), электроэнергия - в 12 раз (с 0,3 до 3,46 руб/кВт), стоимость воды для орошения в - 12 раз. С учетом жестких климатических условий Астраханской области, которые сопровождаются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, составляющих более 5 тыс. м3/га, а также поздними заморозками, сложная фитосанитарная обстановка требует дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов и т.д. Кроме того, при выращивании сельскохозяйственных культур низкое содержание элементов питания в почвах требует внесения значительных объемов минеральных удобрений, высокая стоимость которых отражается на себестоимости продукции. При этом треть урожая формируется за счет мобилизации почвенного плодородия. Несмотря на то что объем вносимых минеральных удобрений на гектар посевной площади за последние годы значительно увеличился (с 123 кг/га д.в. в 2009 году до 158 кг/га д.в. в 2013 году), вынос элементов питания из почвы с урожаем компенсирован лишь на 65% (поступление -10653 т, вынос -16495 т). В целях оказания финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям ранее предусматривались субсидия на приобретение минеральных удобрений и косвенная поддержка в виде льготного топлива, которые с вступлением России в ВТО были отменены и трансформированы в такой вид государственной поддержки, как несвязанная поддержка. Несвязанная поддержка как инструмент государственной финансовой помощи в виде субсидии, призванной возмещать часть затрат на сельскохозяйственное производство, не решает поставленной задачи по снижению себестоимости продукции. Следует отметить, что размер субсидии за счет федерального бюджета составляет не более 1% от затрат на выращивание 1 гектара овощных культур или картофеля, в результате чего данная поддержка не решает вопроса снижения затратности производства сельскохозяйственных культур и повышения плодородия почв. Учитывая сложившийся факт и значимость отрасли растениеводства в экономике региона, Правительство Астраханской области приняло на себя обязательства по ежегодному частичному возмещению данных расходов дифференцированно по каждому виду сельхозкультур, которые включены в государственную программу. Поиск более выгодных сельскохозяйственных культур, приносящих большую прибыль, привел к изменению структуры посевных площадей в сторону увеличения площади под луком, картофелем, перцем и баклажаном. Такая тенденция привела к уменьшению в ряде районов площадей сева и посадки томатов. Вместе с сокращением площадей изменилось и сортовое разнообразие томатов. Покупатели стали требовать томаты, отличающиеся лежкостью, транспортабельностью, товарностью и другими качественными характеристиками продукции. В настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей используют в работе семена зарубежной селекции, отвечающие вышеуказанным требованиям. Однако вкусовые качества этих гибридов желают быть лучшими. Вместе с тем возрастает потребность в салатных сортах томатов отечественной селекции с высокими вкусовыми качествами. Такая продукция пользуется спросом, реализуется по более высокой цене и, самое главное, считается брендовой для региона. Государственной программой предусматриваются мероприятия, направленные на увеличение объемов производства данного вида продукции. Такие же проблемы отмечаются в последние годы в зернопроизводстве. Высокие затраты на выращивание и низкие реализационные цены привели к ежегодным заметным сокращениям посевных площадей и объемов производства зерновых культур. Так, с 2009 по 2013 год посевная площадь сократилась с 24 до 13,4 тыс. га, объем производства - с 48,1 до 25,3 тыс. т, в том числе по рису посевная площадь уменьшилась с 9,3 до 2,5 тыс. га, объем производства - с 28,4 до 8,7 тыс. т. При себестоимости 1 т риса – сырца 9-10 рублей/кг цена реализации составляет не более 7-8 рублей. Для сохранения данной подотрасли растениеводства государственной программой предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование хозяйств – производителей риса. Одной из важнейших составляющих получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур является качество высеваемых семян. В начале 2000-х годов востребованность в семенах сельскохозяйственных культур с высокими посевными качествами привела к тому, что на рынке появились гибриды и сорта зарубежной селекции, отвечающие данным требованиям. В настоящее время экспансия зарубежных семеноводческих компаний привела к практически полному вытеснению с рынка семян отечественной селекции. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители оказались в практически полной по некоторым культурам зависимости от зарубежных семеноводческих хозяйств, стоимость семян которых на порядок выше аналогов российских селекционеров, что, в свою очередь, отражается на себестоимости продукции. Существующие меры государственной поддержки федерального уровня предусматривают компенсацию части затрат на приобретение семян высших категорий (элита), которые возмещаются на условиях, не приемлемых для астраханских аграриев, и по ставке, составляющей менее 1% от затрат. Для решения данного вопроса в государственную программу включены мероприятия, направленные на достижение высоких урожаев сельскохозяйственных культур и повышение качества высеваемых семян. Тем не менее остается нерешённой проблема обеспечения семенами отечественной селекции, в связи с чем в рамках государственной программы предусмотрено создание семеноводческого центра на базе научных аграрных институтов и перспективных растениеводческих хозяйств. За последние годы в Астраханской области наметилась
тенденция к закладке садов, в том числе по интенсивным технологиям. С 2006 года осуществлена закладка более 140 га садов
интенсивного типа и более 500 га обычных. Однако дорогостоящая организация закладки сада является сдерживающим фактором
дальнейшего развития данного направления. Закладка Одно из перспективных направлений развития растениеводства, требующее определенных благоприятных погодных условий региона (продолжительность безморозного периода, высокая фотосинтетическая активность солнечной радиации, наличие водных источников и потенциальных рынков сбыта), - производство овощей защищенного грунта. Имеющиеся в области 2 тепличных комплекса общей площадью 9 га, построенные в начале 80-х годов прошлого столетия, практически полностью пришли в негодность и не производят продукцию, необходимую во внесезонное время. Реализация новых проектов по строительству теплиц затруднена в связи с высокой стоимостью и отсутствием залоговой базы для привлечения кредитных ресурсов. В предыдущие годы реализация проектов осуществлялась в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие овощеводства в закрытом грунте в Астраханской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденной распоряжением министерства сельского хозяйства Астраханской области от 30.04.2013 № 45 «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы «Развитие овощеводства в закрытом грунте в Астраханской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и о внесении изменений в распоряжения министерства сельского хозяйства Астраханской области от 15.01.2013 № 4, № 5»; благодаря реализации данной программы и оказанной государственной поддержке введено за три года почти 5 га теплиц. Для дальнейшего увеличения площадей закрытого грунта и внедрения высокотехнологичных методов выращивания овощей данной категории государственной программой предусмотрены мероприятия по стимулированию подотрасли с приданием им статуса экономически значимого направления. Необходимость решения вышеперечисленных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли растениеводства, является предпосылкой для включения в состав государственной программы ведомственных целевых программ, таких как: «Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области» и «Экономически значимая региональная программа развития высокотехнологичного производства овощей в защищенном грунте в Астраханской области», которые позволят посредством оказания господдержки сельхозтоваропроизводителям снизить себестоимость производства продукции, повысить качество и количество урожая, тем самым обеспечить конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках. В ходе реализации государственной программы в рамках заключенного Соглашения планируется обеспечить достижение установленных значений, в результате чего к 2020 году планируется довести объем производства зерновых культур, в т.ч. риса, до 45,6 тыс. т с ростом к уровню 2013 года 180%, овощных культур - до 870 тыс. т с ростом 105 %, картофеля - до 340 тыс. т с ростом 114%, бахчевых - до 215 тыс. т с ростом 105%, ежегодный ввод площади закладки многолетних насаждений составит 30 га, рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве достигнет 32,2 % (таблица 2). Овощеперерабатывающая промышленность играет важную роль в экономике Астраханской области, являясь ядром овощного кластера, в который входят около 200 предприятий, в том числе предприятия сельского хозяйства, транспорта, торговли и сбыта, научных и образовательных учреждений, а также более 1200 К(Ф)Х и около 50 тыс. ЛПХ. Общая численность работающих в этом кластере – около 25 тыс. Позитивные тенденции в овощеперерабатывающей отрасли наметились в 2006 году и за последние годы объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза. Так, объем производства в 2013 году плодоовощных консервов достиг 86,7 млн. усл. банок, что выше на 19 % от утвержденного показателя в рамках заключенного Соглашения. На сегодняшний день овощеперерабатывающая промышленность области представлена 14 предприятиями. Здесь трудится свыше 3 тыс. человек, что составляет 5 % от общей численности работающих в промышленности области и 23 % - от числа занятых в пищевой отрасли. Имеющиеся производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 50 тыс. т овощей. Несмотря на то, что в Астраханской области имеется богатейшая сырьевая база и область является крупнейшей зоной товарного овощеводства, доля овощного сырья, направляемого на переработку, составила в 2013 году около 5 % в общем объеме производства. Основной проблемой развития отрасли является низкий технологический уровень производства и высокая степень износа основных производственных фондов. При том что физический износ составляет в среднем 70-75%, практически всё имеющееся на предприятиях оборудование для переработки овощей морально устарело. Данная ситуация сложилась из-за недостаточных в последние годы инвестиций в плодоовощную отрасль, а именно острого недостатка оборотных средств и отсутствия возможностей эффективного кредитования, и, как следствие, низких темпов обновления и модернизации перерабатывающего производства. Эта проблема не позволяет перерабатывающим предприятиям не только расширять производство, но и делает проблематичным сохранение имеющихся объемов переработки, поскольку период оборачиваемости денежных средств в овощеперерабатывающей промышленности достаточно высок и составляет от 3 до 6 месяцев. Кроме того, модернизация производства осуществляется за счет собственных средств инвестора, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации перерабатывающие предприятия, осуществляющие только промышленную переработку сельхозпродукции, не являются сельхозтоваропроизводителями. Тем не менее, учитывая то, что овощеперерабатывающая отрасль имеет экономическое и социальное значение для региона, Правительство Астраханской области утвердило мероприятия, направленные на поддержку перерабатывающей промышленности в рамках программы «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области». Благодаря поддержке из бюджета Астраханской области в отрасли начата техническая модернизация предприятий, что способствует расширению ассортиментной линейки производимой продукции, а также осуществляется косвенная поддержка в части стимулирования местных растениеводов и перерабатывающих предприятий к созданию агропромышленных холдингов. Овощеперерабатывающие предприятия активно осваивают выпуск новых видов продукции, которые традиционно производились зарубежными компаниями, что позволяет решить проблему импортозамещения. Таким примером является производство замороженной плодоовощной продукции, объем производства которой в настоящее время составляет свыше 10 тыс. т. До 2008 года данный вид продукции не производился на территории региона, сегодня пять предприятий под различными торговыми марками производят замороженные овощные смеси. Повышение инвестиционной привлекательности региона способствовало дополнительному притоку капитала. С 2012 года на территории Астраханской области реализуется инвестиционный проект по строительству комплекса по производству и переработке томатов в Черноярском районе. Общий объем инвестиций по данному проекту составляет 4,2 млрд. рублей. Принимая во внимание то, что эффективность АПК региона во многом определяет развитие его пищевой отрасли, в рамках государственной программы предусмотрена ведомственная целевая программа «Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области», реализация мероприятий которой позволит модернизировать производственно-техническую базу овощеперерабатывающей отрасли, увеличить объем переработки овощного сырья, создать условия для привлечения инвестиций в отрасль с участием предприятий и потенциальных инвесторов, укрепить позиции перерабатывающих предприятий области. В ходе реализации государственной программы будет обеспечено достижение установленных Соглашением значений, в результате чего к 2020 году объем плодоовощных консервов составит 96,2 млн. усл. банок с ростом 111% к уровню 2013 года, индекс производства пищевых продуктов - 102,6 % (таблица 2). Таблица 1 Основные показатели развития отрасли растениеводства (в хозяйствах всех категорий)
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|