Расширенный поиск
Постановление Законодательное Собрание Краснодарский край от 27.09.2006 № 2525-ППостановление Законодательного Собрания Краснодарского края Об утверждении краевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы" (В редакции Постановлений Законодательное Собрание Краснодарский край от 28.02.2007 г. N 2914-П; от 11.07.2007 г. N 3331-П) Заслушав и обсудив проект краевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы", внесенный главой администрации Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет: 1. Утвердить краевую целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы" (прилагается). 2. Администрации Краснодарского края: осуществлять финансирование расходов на реализацию мероприятий указанной Программы в 2006 - 2010 годах в пределах средств, утверждаемых в краевом бюджете на эти цели; один раз в полугодие представлять Законодательному Собранию Краснодарского края отчет об использовании средств краевого бюджета, выделяемых на реализацию краевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу соответствующего закона Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2006 год", предусматривающего финансирование краевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы". Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В.А.Бекетов г.Краснодар 27 сентября 2006 г. N 2525-П Приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края от 27.09.2006 N 2525-П Краевая целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы" (В редакции Постановлений Законодательное Собрание Краснодарский край от 28.02.2007 г. N 2914-П; от 11.07.2007 г. N 3331-П) Паспорт краевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального достояния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы" Наименование программы краевая целевая программа "Сохранение и вос- становление плодородия почв земель сельско- хозяйственного назначения и агроландшафтов Краснодарского края как национального досто- яния России ("Плодородие") на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) Основание для разра- федеральная целевая программа "Сохранение и ботки Программы восстановление плодородия почв земель сель- скохозяйственного назначения и агроландшаф- тов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденная постановле- нием Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяй- ственного назначения" Закон Краснодарского края от 6 ноября 1997 года N 105-КЗ "О мелиорации земель" Закон Краснодарского края от 20 октября 2003 года N 617-КЗ "О программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы" (подпрограмма "Агроклас- тер") Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 го- да N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия зе- мель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" Закон Краснодарского края от 3 ноября 2004 года N 786-КЗ "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Краснодарского края" Заказчик Программы администрация Краснодарского края Разработчик Программы департамент сельского хозяйства и перераба- тывающей промышленности Краснодарского края департамент промышленности и лесных ресурсов Краснодарского края Координаторы Программы департамент сельского хозяйства и перераба- тывающей промышленности Краснодарского края департамент лесного хозяйства Краснодарско- го края Государственные заказ- департамент сельского хозяйства и перераба- чики мероприятий Про- тывающей промышленности Краснодарского края граммы департамент лесного хозяйства Краснодарско- го края Исполнители Программы организации, определяемые в установленном законодательством порядке Цели Программы сохранение и повышение плодородия почв рациональное использование природных ресур- сов - сельскохозяйственных угодий, защитных лесных насаждений Задачи Программы создание условий для сохранения и воспроиз- водства плодородия почв предотвращение выбытия из оборота сельскохо- зяйственных угодий наращивание производства сельскохозяйствен- ной продукции в Краснодарском крае повышение степени использования биоклимати- ческого потенциала Краснодарского края улучшение экологического состояния и повыше- ние устойчивости агросферы к природно-антро- погенным нагрузкам агролесомелиоративное обустройство агроланд- шафтов улучшение гидротермического режима, снижение поверхностного стока атмосферных осадков, подавление дефляционных процессов повышение полноводности рек и водоемов, сни- жение их загрязненности расширение разнообразия флоры и фауны сокращение заболеваемости населения болезня- ми, вызванными загрязнением окружающей среды увеличение урожайности сельскохозяйственных культур формирование экономического и правового ме- ханизма повышения заинтересованности и от- ветственности за воспроизводство плодородия почв обеспечение оптимального учета природно-кли- матических и других условий, характерных для разных районов края Срок реализации Про- 2006 - 2010 годы граммы Объемы и источники фи- общий объем финансирования Программы, вклю- нансирования Программы чая субсидируемые затраты, - 720,3 миллиона рублей, из них: средства краевого бюджета - 416,5 миллиона рублей; средства на софинансирование мероприятий Программы из внебюджетных источников, не за- прещенных законодательством, включая субси- дируемые затраты, - 303,8 миллиона рублей Организация контроля администрация Краснодарского края и Законо- за исполнением Про- дательное Собрание Краснодарского края граммы 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Краснодарского края и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В последние годы в крае продолжают действовать следующие негативные процессы: 1) уменьшение площади орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования. По данным инвентаризации, проведенной в 2005 году, из 396,6 тысячи гектаров орошаемых участков подлежат переводу в богарные земли (то есть не подлежат восстановлению) 124,6 тысячи гектаров. Требуют проведения капитального ремонта 50 тысяч гектаров, а реконструкции - 30 тысяч гектаров. На участках, где требуются капитальный ремонт и реконструкция, необходима полная замена дождевальной техники; 2) устойчивое сокращение количества гумуса в почве. По данным агрохимического обследования содержание гумуса в почве в среднем по Краснодарскому краю за период с 1981 по 2003 годы снизилось с 4,1 процента до 3,8 процента, что неизбежно ведет к недобору зерна от 1,1 до 1,2 центнера с гектара и снижению его валового сбора на 1473,6 - 1607,6 тонны. Наибольшее снижение гумуса в почве в указанный период наблюдается в Абинском районе - на 0,5 процента, в Анапском и Славянском районах - на 0,4 процента; 3) усиление процессов эрозии, что привело к массовому переводу пашни в менее интенсивные виды угодий - залежи и пастбища. С 1985 по 1994 годы площадь пашни в крае сократилась на 225 тысяч гектаров; 4) наличие большого количества площадей с сильнокислыми и среднекислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство. По состоянию на 1 января 2003 года в целом по краю имелось 0,3 тысячи гектаров очень сильнокислых почв, 8,8 тысячи гектаров - сильнокислых почв и 56,8 тысячи гектаров среднекислых почв. Наихудшие показатели кислотности почв наблюдаются: в Белореченском районе - 2,1 тысячи гектаров сильнокислых почв и 17,2 тысячи гектаров среднекислых почв; в Мостовском районе - 1,7 тысячи гектаров сильнокислых почв и 11,5 тысячи гектаров среднекислых почв; 5) интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастание их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ. В Краснодарском крае в 1997 и 1998 годах выявлено около 550,0 тысячи гектаров подтопленных и переувлажненных сельскохозяйственных земель. Эти явления прогрессируют на территории Краснодарского края, особенно в степных его районах. Динамика увеличения площадей подтопленных и переувлажненных земель свидетельствует о значительной деградации плодородных сельскохозяйственных земель; 6) разрастание защитных лесных насаждений 3-го возрастного периода, которые составляют 97 процентов (или 124,0 тысячи гектаров), из которых 60 процентов (или 77,2 тысячи гектаров) имеют плотную конструкцию; 7) часть защитных лесных насаждений имеет неудовлетворительное состояние, не выполняет в должной мере свои защитные функции; 8) имеет место несоответствие видов древесно-кустарниковых растений лесорастительным условиям степи, неудачные схемы смешения главной и сопутствующих пород, чрезмерная густота насаждений; 9) негативное воздействие на состояние защитных лесных насаждений оказывают химикаты, которыми обрабатываются возделываемые на полях культуры; 10) ослабление охраны защитных насаждений от лесонарушителей и лесных пожаров ввиду отсутствия законодательной базы, определяющей права собственника насаждений и функции государственной лесной охраны. Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. Анализ динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере агропромышленного комплекса. Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны. В целях сохранения почвенного плодородия и предотвращения дальнейшего развития указанных негативных процессов необходимо проведение комплекса взаимоувязанных мероприятий. Это возможно только на основе программно-целевого подхода, обеспечивающего увязку имеющихся ресурсов. 2. Цель и задачи Программы Целью Программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и обеспечение условий для роста производства сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почвы; предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота; повышение степени использования биоклиматического потенциала Краснодарского края; улучшение экологического состояния и повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; проведение мониторинга защитных насаждений с применением натурного обследования, использование аэрокосмических снимков с целью получения достоверной информации и создание на базе геоинформационных технологий иерархической земельно-информационной системы регионального и местного (районного) уровня с выделением минимальных однородных участков земли сельскохозяйственного назначения; агролесомелиоративное обустройство агроландшафтов; улучшение гидротермического режима, снижение поверхностного стока атмосферных осадков, подавление дефляционных процессов; повышение полноводности рек и водоемов, снижение их загрязненности; расширение разнообразия флоры и фауны; сокращение заболеваемости населения болезнями, вызванными загрязнением окружающей среды, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур; формирование экономической и правовой заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв; обеспечение оптимального учета природно-климатических и других условий, характерных для разных районов края. 3. Перечень мероприятий Программы, объемы и источники их финансирования Программные мероприятия предусматривают оказание предприятиям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, государственной финансовой поддержки при проведении единой технологической политики, направленной на сохранение почвенного плодородия в Краснодарском крае, увеличение урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, преодоление спада производства в сельском хозяйстве, повышение квалификации кадров в сельском хозяйстве, поднятие жизненного уровня сельского населения. Мероприятия Программы представляют собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. В структуре мероприятий Программы выделены следующие приоритетные направления: гидромелиоративные мероприятия; агрохимическая мелиорация; агролесомелиоративные мероприятия. 3.1. Гидромелиоративные мероприятия Краснодарский край располагает уникальным водохозяйственным и ирригационным комплексом в низовьях реки Кубань. В него входят: три водохранилища с подпорным гидроузлом; оросительные системы площадью 314,6 тысячи гектаров, в том числе рисовые - 233,6 тысячи гектаров; осушительные системы площадью 22,9 тысячи гектаров; транзитные каналы переброски малых протоков р. Кубань с общей протяженностью 87 километров; дамбы обвалования рек Кубани и Протоки протяженностью 648 километров; лиманные рыбоводные хозяйства площадью 156,0 тысячи гектаров; магистральные и межхозяйственные оросительные и коллекторные каналы протяженностью 2560 километров; сто пятьдесят насосных станции; тысяча двести гидротехнических сооружений на каналах (вододелители, дюкеры, акведуки, водовыпуски и другие); тридцать девять головных водозаборных сооружений. Комплекс создавался с 1930-х по 1980-е годы, имеет большой физический износ и требует реконструкции. Оросительная и осушительная мелиорация, культуртехнические и противоэрозионные работы в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются важными факторами обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство кормов для животноводства, развитие семеноводства, производство риса, овощей, фруктов, чая и других наиболее ценных культур. На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливаются фитомасса и растительные остатки, увеличивается энергетический потенциал почвы. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий. На основании инвентаризации мелиоративных систем региональными сельскохозяйственными и водохозяйственными органами совместно разработаны предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений. Основной задачей на период до 2010 года являются реконструкция, улучшение мелиоративного состояния, ремонт и обеспечение надежной эксплуатации существующих оросительных систем, в том числе и рисовых систем, увеличение поливных площадей за счет внедрения капельного орошения. В целях эффективного использования имеющегося потенциала предусматривается, прежде всего, реконструкция и восстановление работоспособности водохозяйственных систем и сооружений. В первоочередном порядке предусматривается восстановление мелиоративной сети и поливной техники в хозяйствах, наиболее эффективно использующих мелиорированные земли, где требуется проведение работ только по отдельным элементам системы. Важнейшим условием осуществления восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в использовании мелиорированных земель и их участие в долевом финансировании этих работ. Целесообразно развивать орошение обезвреженными сточными водами животноводческих комплексов с применением низконапорных дождевальных машин. Программой предусмотрено также строительство систем капельного орошения, применение которого позволяет совместно с поливом производить подкормки минеральными удобрениями, экономить в 2 раза поливную воду, оптимально контролировать и управлять продукционным потенциалом плодовых деревьев. При использовании капельного орошения урожайность овощных, плодовых культур и винограда увеличивается от 50 до 200 процентов, а также повышается качество производимой продукции и соответственно цена реализации. На многих оросительных системах требуется проведение мероприятий по повышению водообеспеченности, совершенствованию режимов орошения, а также по ликвидации подтопления территорий. В первую очередь предусматривается проведение работ по регулированию водоприемников и увеличению их пропускной способности, воссозданию дамб и других сооружений для предотвращения затопления и подтопления территорий, наиболее интенсивно используемых в сельскохозяйственном производстве. Для обеспечения надежного функционирования оросительных и осушительных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвод избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на государственных системах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и в собственности юридических и физических лиц. В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведение учета и паспортизация мелиоративных систем. Предусмотренные в Программе объемы этих работ позволят обеспечивать нормальную эксплуатацию насосных станций и гидроузлов, систематическое поддержание в рабочем состоянии каналов, коллекторов, дренажной сети и гидротехнических сооружений, работу дождевальной техники и на этой основе улучшение мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель. 3.2. Агрохимическая мелиорация Для достижения поставленной в Программе цели планируется проведение агрохимической мелиорации, которая предусматривает следующие направления: агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель; мероприятия по уничтожению корнеотпрысковых сорняков; применение минеральных и органических удобрений; использование микроэлементов и регуляторов роста в земледелии; гипсование, фосфогипсование и известкование почв. Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, противоэрозионных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий предусматривается проведение систематического агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель. Основными задачами мониторинга состояния земель являются: своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий; оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов; создание сети слежения за параметрами почвенного плодородия и экологического состояния почв на локальном, краевом и федеральном уровнях. Данные агрохимического и эколого-токсикологического обследования составляют основу Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 154. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается провести на площади 1846,8 тысячи гектаров. Результаты агрохимического обследования станут базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов. Предусматривается обеспечить 5 - 6-летний цикл агрохимического обследования пахотных земель, в том числе 3 - 5-летний цикл для орошаемой пашни. В последние годы на полях увеличилась засоренность посевов многолетними корнеотпрысковыми сорняками: осотом розовым или бодяком полевым, осотом желтым (полевой), осотом голубым (молокан татарский), вьюнком полевым, ластовнем острым, а также чиной клубненосной и горошком мышиным. Наиболее эффективный способ уничтожения многолетников - в системе основной обработки почвы (осенний период). Оптимальный срок обработки гербицидами - это период, когда у появившихся после лущения хорошо развитых розеток сорняков усиленно отрастают побеги и идет активный обмен веществ и их отток в корневую систему. Предусматривается предоставление за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат хозяйств на приобретение минеральных удобрений и на внесение органических удобрений. Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность получать стабильную урожайность зерновых культур в среднем по краю до 45 - 50 центнеров с гектара, увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В настоящее время ежегодно в пахотных почвах минерализуется в среднем 4,8 миллиона тонн гумуса, а восполняется лишь 2,5 миллиона тонн, дефицит составляет 2,3 миллиона тонн. Только для его покрытия при сложившейся структуре посевных площадей необходимо внести в почву свыше 22 миллионов тонн органических удобрений, а для восстановления и поддержания плодородия почв необходимо вносить более 29,0 миллиона тонн органических удобрений ежегодно. Однако фактические объемы внесения органики значительно меньше, они лишь снижают темп потери гумуса, но не обеспечивают его расширенного воспроизводства. Одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление падения плодородия почв, станет интенсификация биологизации земледелия, которая предполагает, помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота, внедрение почвозащитных севооборотов и запашку излишков соломы и других растительных остатков, не допуская их сжигания. Работы по применению минеральных и органических удобрений, измельченной соломы для запашки в почву в качестве органического удобрения планируется провести в следующих объемах: (млн. тонн) ----------------------------------T--------T----------------------------- Наименование ¦ Всего ¦ В том числе по годам: ¦на весь +-----T-----T-----T-----T----- ¦ период ¦ 2006¦ 2007¦ 2008¦ 2009¦ 2010 ¦реализа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции Про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граммы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------------+--------+-----+-----+-----+-----+----- Минеральные удобрения ¦ 0,85 ¦ 0,15¦ 0,16¦ 0,17¦ 0,18¦ 0,19 ----------------------------------+--------+-----+-----+-----+-----+----- Органические удобрения ¦ 42,0 ¦ 8,0 ¦ 8,0 ¦ 8,5 ¦ 8,5 ¦ 9,0 ----------------------------------+--------+-----+-----+-----+-----+----- Солома для запашки в почву в ка- ¦ 9,0 ¦ 1,6 ¦ 1,7 ¦ 1,8 ¦ 1,9 ¦ 2,0 честве органического удобрения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------------------+--------+-----+-----+-----+-----+----- В решении вопросов дальнейшего повышения урожайности сельскохозяйственных культур при одновременном улучшении качества продукции особое значение имеет обеспечение растений элементами минерального питания, в том числе и микроэлементами (цинк, медь, бор и другие), и биологически активными соединениями (гуминовыми веществами). Внесение микроудобрений в почву целесообразно при низкой обеспеченности ее подвижными формами микроэлементов. Внесение биологически активных соединений при нормальных условиях развития растений способствует стимуляции их роста и развития, получению высококачественных урожаев, а в экстремальных условиях они играют роль антидепрессантов и в значительной степени сглаживают отрицательное воздействие неблагоприятных условий. Наиболее эффективным способом применения микроудобрений и биологически активных соединений является обработка семян, которая хорошо совмещается с инкрустированием семян полимерными материалами и протравливанием при подготовке посевного материала. Из микроэлементов очень большое значение на черноземах имеет цинк, он улучшает поступление в растения фосфора и тем самым способствует обеспечению развития корневой системы растений и хорошей озерненности колосовых культур. Вследствие недостатка цинка в почве на посевах кукурузы происходит задержка роста растений и уменьшение количества хлорофилла в листьях, что приводит к заболеванию, именуемому "краснуха", и снижению урожайности на 20 - 74 процента. Признаки цинковой недостаточности проявляются через 7 - 10 дней после всходов. Применение микроэлементов и регуляторов роста, в частности гуминовых, не требует больших материальных затрат, однако они усиливают действие макроудобрений и способствуют улучшению качества продукции. Стоимость работ по использованию микроэлементов и регуляторов роста: (млн. рублей) ----------------------------T-------------------------------------------- Объем финансирования ¦ В том числе по годам: (за счет внебюджетных +--------T--------T--------T--------T-------- источников), всего ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ----------------------------+--------+--------+--------+--------+-------- 3,0 ¦ 0,2 ¦ 0,4 ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 1,0 ----------------------------+--------+--------+--------+--------+-------- Солонцовые земли в крае занимают 123,0 тысячи гектаров. По уровню засоленности, морфологическому строению они характеризуются большим разнообразием и требуют дифференцированных приемов мелиорации. Важнейшим методом мелиорации солонцовых почв является гипсование. Первоочередность выполнения работ определяется экономическими и экологическими критериями, предусматривающими наиболее высокую отдачу вложенных в мелиорацию средств, а также повышение экологической устойчивости всего агроландшафта, включающего мелиорируемые земли. К таким объектам относятся как орошаемые солонцовые, так и богарные земли, используемые для возделывания наиболее ценных сельскохозяйственных культур. Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности. В настоящее время в крае известкование необходимо произвести на площади около 14,0 тысячи гектаров земель. Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах CaCO3 на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют от 6 до 12 тонн на гектар. Краснодарский край располагает большими запасами качественных известковых материалов для нейтрализации почвенной кислотности. Исполнителями работ по мониторингу плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формированию информационной базы данных являются специализированные организации, выбранные на конкурсной основе в установленном законодательством порядке. 3.3. Агролесомелиоративные мероприятия (агролесомелиорация) Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем залужения и создания лесных насаждений в оврагах, балках, на берегах рек, песках и других территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения, а также путем создания новых или восстановления существовавших ранее лесных массивов в границах соответствующих элементов ландшафта с площадью не менее 1,5 квадратных километра с целью поддержания видового разнообразия и улучшения климатических характеристик конкретной территории. Главной и важнейшей функцией лесов сельскохозяйственного назначения является их способность сберегать земельные массивы сельхозпредприятий, препятствуя водной и ветровой эрозии почв. Леса сельскохозяйственного назначения предотвращают размыв и смыв почвы, образование оврагов, пагубное влияние летучих песков и пыльных бурь, регулируют колебание температуры, повышают влажность воздуха и почвы, выравнивают поверхностный слой воды, способствуют снегозадержанию, равномерному распределению влаги на полях и в конечном счете способствуют повышению урожайности полей на 12 - 30 процентов. Разработанные отечественными и зарубежными учеными требования и нормативы облесенности пашни, обеспечивающие минимальный вывод пахотных земель из оборота и максимальную прибавку урожая за счет снижения неблагоприятного воздействия погодных и климатических условий, определяются наличием 5 гектаров леса на 100 гектаров пашни. Фактические показатели облесенности сельскохозяйственных площадей и потребность в создании дополнительных лесных насаждений: -----------T-----------T-----------T-----------T------------T------------ Площадь ¦ Площадь ¦ Степень ¦Оптимальная¦Дополнитель-¦Потребность пашни, ¦ защитных ¦ облесенно-¦ облесен- ¦ная площадь ¦ в дополни- тысяч ¦ лесных ¦ сти пашни,¦ ность ¦ создания ¦тельном соз- гектаров ¦насаждений,¦ процентов ¦ пашни, ¦ лесных ¦дании насаж- ¦ тысяч ¦ ¦ процентов ¦ насаждений ¦дений по бе- ¦ гектаров ¦ ¦ ¦ на пашне, ¦регам малых ¦ ¦ ¦ ¦ тысяч ¦ рек, тысяч ¦ ¦ ¦ ¦ гектаров ¦ гектаров -----------+-----------+-----------+-----------+------------+------------ 3763,0 ¦ 127,9 ¦ 3,4 ¦ 4,0 ¦ 22,6 ¦ 6,0 -----------+-----------+-----------+-----------+------------+------------ Распределение имеющихся в крае защитных лесных насаждений по ширине, породному составу, продуваемости и запасу древесины: ------------------------------------T--------------T-------------------- Характеристика ¦ Площадь, ¦Доля в общем объеме, защитных лесных насаждений ¦тысяч гектаров¦ процентов ------------------------------------+--------------+-------------------- Ширина ¦ ¦ ------------------------------------+--------------+--------------------- до 15 м ¦ 77,7 ¦ 60,8 ------------------------------------+--------------+--------------------- от 16 м до 20 м ¦ 17,3 ¦ 13,5 ------------------------------------+--------------+--------------------- свыше 21 м ¦ 32,9 ¦ 25,7 ------------------------------------+--------------+--------------------- Итого ¦ 127,9 ¦ 100,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- Порода ¦ ¦ ------------------------------------+--------------+--------------------- акация белая ¦ 62,8 ¦ 49,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- ясень зеленый, обыкновенный ¦ 38,3 ¦ 30,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- гледичия ¦ 16,6 ¦ 13,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- абрикос ¦ 5,1 ¦ 4,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- прочие породы ¦ 5,1 ¦ 4,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- Итого ¦ 127,9 ¦ 100,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- Конструкция ¦ ¦ ------------------------------------+--------------+--------------------- продуваемая ¦ 12,8 ¦ 10,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- ажурная ¦ 37,9 ¦ 30,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- плотная ¦ 77,2 ¦ 60,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- Итого ¦ 127,9 ¦ 100,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- Возрастной период ¦ ¦ ------------------------------------+--------------+--------------------- 2-й возрастной период (7 - 15) лет ¦ 3,9 ¦ 3,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- 3-й возрастной период ¦ 124,0 ¦ 97,0 (16 лет и старше) ¦ ¦ ------------------------------------+--------------+--------------------- Итого ¦ 127,9 ¦ 100,0 ------------------------------------+--------------+--------------------- В лесных защитных полосах лесохозяйственный уход должен осуществляться в течение всей их жизни. Он проводится с определенной целью в зависимости от возраста насаждений: ---------------------------T--------------------------------------------- Во 2-м возрастном периоде ¦с 7 до 15 лет - рубки формирования насаждения ---------------------------+--------------------------------------------- В 3-м возрастном периоде ¦с 16 лет и до конца существования насажде- ¦ний - рубки ухода с целью поддержания необхо- ¦димой конструкции и жизнеспособности ---------------------------+--------------------------------------------- Для создания условий устойчивого развития и функционирования системы защитных лесных насаждений в Краснодарском крае в рамках Программы предусматривается решение следующих основных задач: 1) проведение инвентаризации защитных насаждений с применением натурного обследования, использования аэрокосмических снимков с целью получения достоверной информации и создания на базе геоинформационных технологий иерархической земельно-информационной системы регионального и местного (районного) уровня с выделением минимальных однородных участков земли сельскохозяйственного назначения; 2) разработка единой системы лесомелиоративного обустройства Краснодарского края с учетом его зональных и ландшафтных особенностей, обеспечивающей сохранение и воспроизводство плодородных земель сельскохозяйственного назначения и экологическую безопасность растениеводства; 3) разработка агролесомелиоративных проектов, сведение разрозненных проектов создания отдельных объектов - лесополос, противоэрозионных массивов - в обобщенный агроландшафтный проект; 4) внедрение новых технологий создания насаждений, уходных работ в 1-й возрастной группе (15 уходов) и рубки ухода во 2-й и 3-й возрастных группах; 5) внедрение передового опыта и создание современной базы питомниководства, работы по подбору породного состава древесных пород и использование элитных и плюсовых семян для получения посадочного материала с высокими наследственными качествами; 6) внедрение новых машин и механизмов для проведения уходных работ, снижение количества ручного труда с целью значительного удешевления работ; 7) доведение соотношения "насаждения - поле" до оптимального - 5 гектаров лесных защитных насаждений на 100 гектаров пашни (в настоящее время их 3,4 гектара на 100 гектаров пашни). В результате проведенных работ по рубкам ухода лесные полосы будут работать эффективнее, что позволит повысить урожайность зерновых культур на 2,5 центнера с 1 гектара, а также трансформировать в пашню закрайки лесных полос, заросшие кустарником и мелколесьем. Кроме того, при рубках ухода и реконструкции лесных насаждений вырубаются дрова и деловая древесина, которая может быть использована для ремонта ферм и кошар, устройства лесных загонов, изготовления виноградного кола, изделий ширпотреба, обеспечения местного населения дровами. Прибавка урожая и реализация древесины, получаемой от рубок, могут компенсировать затраты на проведение агролесомелиоративных работ, а в дальнейшем дадут чистую прибыль сельскому хозяйству края. Планируемые объемы создания полезащитных и противоэрозионных насаждений, лесоводственных уходов в них, являются текущими и рассчитаны на десятки лет, причем с ежегодным наращиванием объемов. Выращивание сеянцев и саженцев следующих пород: дуб черешчатый и Гартвиса, орех черный, акация белая, ясень обыкновенный, гледичия, абрикос, лещина приведет к улучшению породного состава защитных лесных насаждений, увеличению их долговечности. Сбор семян будет производиться с плюсовых деревьев - семенников на постоянном лесосеменном участке. В 2006 году сельскими лесхозами заготовлено 13,3 тонны семян. С целью большего охвата территории края лесной охраной и приближения лесной охраны к местам размещения полезащитных лесных полос и противоэрозионных насаждений создаются дополнительно сельские лесхозы и лесничества в северной и восточной зонах Краснодарского края. Агролесомелиоративные мероприятия Программы направлены на достижение поставленной цели, решение задач и осуществляются по направлениям: полезащитное лесоразведение и противоэрозионное лесоразведение. Реализация программных агролесомелиоративных мероприятий обеспечивает продолжение создания в крае региональной защитной лесной системы, обеспечивающей гарантированное устойчивое повышение плодородия почвы. Функции по контролю за проведением агролесомелиоративных мероприятий осуществляются департаментом лесного хозяйства Краснодарского края. Исполнители - специализированные организации, выбранные на конкурсной основе в установленном законодательством порядке. 3.4.Перечень мероприятий, источники и объемы финансирования Программы -----T---------------------------------------T------------------------------------T-------------------- N ¦ Наименование мероприятий программы ¦ Объем финансирования из краевого ¦ Государственный п/п ¦ ¦ бюджета (млн. рублей) ¦ заказчик ¦ +------T-----------------------------+ ¦ ¦ всего¦ в том числе по годам: ¦ ¦ ¦ +-----T-----T-----T-----T-----+ ¦ ¦ ¦ 2006¦ 2007¦ 2008¦ 2009¦ 2010¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1 ¦ Гидромелиоративные мероприятия, всего ¦ 394,1¦ 14,2¦ 95,9¦ 95,3¦ 94,7¦ 94,0¦департамент сельско- ¦ в том числе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ краевой бюджет ¦ 212,9¦ 9,7¦ 50,8¦ 50,8¦ 50,8¦ 50,8¦рабатывающей промыш- ¦ внебюджетные источники ¦ 181,2¦ 4,5¦ 45,1¦ 44,5¦ 43,9¦ 43,2¦ленности Краснодар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1.1 ¦ Ремонтно-восстановительные работы на¦ 362,4¦ 9,0¦ 90,2¦ 89,0¦ 87,8¦ 86,4¦департамент сельско- ¦ мелиоративных системах, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ краевой бюджет ¦ 181,2¦ 4,5¦ 45,1¦ 44,5¦ 43,9¦ 43,2¦ленности Краснодар- ¦ внебюджетные источники ¦ 181,2¦ 4,5¦ 45,1¦ 44,5¦ 43,9¦ 43,2¦ского края -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1.1.1¦ Затраты хозяйств, включая крестьянские¦ 181,2¦ 4,5¦ 45,1¦ 44,5¦ 43,9¦ 43,2¦ ¦ (фермерские) хозяйства, на ремонтно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ восстановительные работы на мелиора-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тивных системах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1.1.2¦ Субсидирование части затрат в объеме¦ 181,2¦ 4,5¦ 45,1¦ 44,5¦ 43,9¦ 43,2¦департамент сельско- ¦ 50 процентов от понесенных хозяйствами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ затрат на ремонтно-восстановительные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ работы на мелиоративных системах в хо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности Краснодар- ¦ зяйствах Краснодарского края, включая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края ¦ крестьянские (фермерские) хозяйства,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за счет средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 1.2 ¦ Эксплуатационные затраты за счет¦ 31,7¦ 5,2¦ 5,7¦ 6,3¦ 6,9¦ 7,6¦департамент сельско- ¦ средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности Краснодар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2 ¦ Агрохимическая мелиорация, всего ¦ 232,2¦ ¦ 58,0¦ 58,0¦ 58,1¦ 58,1¦департамент сельско- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ краевой бюджет ¦ 109,6¦ ¦ 27,4¦ 27,4¦ 27,4¦ 27,4¦рабатывающей промыш- ¦ внебюджетные источники ¦ 122,6¦ ¦ 30,6¦ 30,6¦ 30,7¦ 30,7¦ленности Краснодар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.1 ¦ Мониторинг плодородия земель сельско-¦ 44,0¦ ¦ 11,0¦ 11,0¦ 11,0¦ 11,0¦департамент сельско- ¦ хозяйственного назначения и формирова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ ние информационной базы данных, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности Краснодар- ¦ краевой бюджет ¦ 17,6¦ ¦ 4,4¦ 4,4¦ 4,4¦ 4,4¦ского края ¦ внебюджетные источники ¦ 26,4¦ ¦ 6,6¦ 6,6¦ 6,6¦ 6,6¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.1.1¦ Затраты хозяйств на мониторинг плодо-¦ 26,4¦ ¦ 6,6¦ 6,6¦ 6,6¦ 6,6¦ ¦ родия земель сельскохозяйственного на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значения и формирование информационной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.1.2¦ Субсидирование части затрат хозяйств¦ 17,6¦ ¦ 4,4¦ 4,4¦ 4,4¦ 4,4¦департамент сельско- ¦ на мониторинг плодородия земель сель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ скохозяйственного назначения и форми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ рование информационной базы данных за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ленности Краснодар- ¦ счет средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.2 ¦ Работы по гипсованию почв, всего ¦ 3,0¦ - ¦ - ¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦департамент сельско- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ краевой бюджет ¦ 1,2¦ - ¦ - ¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦рабатывающей промыш- ¦ внебюджетные источники ¦ 1,8¦ - ¦ - ¦ 0,6¦ 0,6¦ 0,6¦ленности Краснодар- ¦ Проведение хозяйствами работ по гип-¦ 1,8¦ - ¦ - ¦ 0,6¦ 0,6¦ 0,6¦ского края ¦ сованию почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Субсидирование части затрат хозяйств¦ 1,2¦ - ¦ - ¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦ ¦ на гипсование почв за счет средств¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.3 ¦ Проведение работ по известкованию кис-¦ 14,64¦ - ¦ 1,84¦ 4,2¦ 4,3¦ 4,3¦департамент сельско- ¦ лых почв, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ краевой бюджет ¦ 5,63¦ - ¦ 0,53¦ 1,7¦ 1,7¦ 1,7¦ленности Краснодар- ¦ внебюджетные источники ¦ 9,01¦ - ¦ 1,31¦ 2,5¦ 2,6¦ 2,6¦ского края ¦ Проведение хозяйствами работ по из-¦ 9,01¦ - ¦ 1,31¦ 2,5¦ 2,6¦ 2,6¦ ¦ весткованию кислых почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Субсидирование части затрат хозяйств¦ 5,63¦ - ¦ 0,53¦ 1,7¦ 1,7¦ 1,7¦ ¦ на известкование кислых почв за счет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.4 ¦ Приобретение минеральных удобрений,¦ 16,16¦ - ¦10,16¦ 2,0¦ 2,0¦ 2,0¦департамент сельско- ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ краевой бюджет ¦ 8,08¦ - ¦ 5,08¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ленности Краснодар- ¦ внебюджетные источники ¦ 8,08¦ - ¦ 5,08¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ского края ¦ Затраты хозяйств на приобретение ми-¦ 8,08¦ - ¦ 5,08¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ ¦ неральных удобрений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Субсидирование части затрат хозяйств¦ 8,08¦ - ¦ 5,08¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ ¦ на приобретение минеральных удобрений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за счет средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 2.5 ¦ Работы по внесению органических удоб-¦ 154,4¦ - ¦ 35,0¦ 39,8¦ 39,8¦ 39,8¦департамент сельско- ¦ рений, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го хозяйства и пере- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатывающей промыш- ¦ краевой бюджет ¦ 77,09¦ - ¦17,39¦ 19,9¦ 19,9¦ 19,9¦ленности Краснодар- ¦ внебюджетные источники ¦ 77,31¦ - ¦17,61¦ 19,9¦ 19,9¦ 19,9¦ского края ¦ Затраты хозяйств по внесению органи-¦ 77,31¦ - ¦17,61¦ 19,9¦ 19,9¦ 19,9¦ ¦ ческих удобрений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Субсидирование части затрат хозяйств¦ 77,09¦ - ¦17,39¦ 19,9¦ 19,9¦ 19,9¦ ¦ на внесение органических удобрений за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ счет средств краевого бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 3 ¦ Агролесомелиоративные мероприятия,¦ 94,0¦ - ¦ 23,5¦ 21,7¦ 23,2¦ 25,6¦департамент лесного ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства Краснодар- ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ского края ¦ краевой бюджет ¦ 94,0¦ - ¦ 23,5¦ 21,7¦ 23,2¦ 25,6¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.1 ¦ Научно-исследовательские работы по¦ 12,0¦ - ¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ ¦ созданию проектов агролесомелиоратив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ного устройства, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 12,0¦ - ¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.2 ¦ Проведение научно-исследовательских¦ 7,2¦ - ¦ 1,8¦ 1,8¦ 1,8¦ 1,8¦ ¦ работ по мониторингу защитных лесных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ насаждений, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 7,2¦ - ¦ 1,8¦ 1,8¦ 1,8¦ 1,8¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.3 ¦ Лесоводственные уходы, всего ¦ 24,0¦ - ¦ 6,0¦ 6,0¦ 6,0¦ 6,0¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 24,0¦ - ¦ 6,0¦ 6,0¦ 6,0¦ 6,0¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.4 ¦ Поэтапное обновление защитных лесных¦ 32,6¦ - ¦ 7,1¦ 7,1¦ 8,2¦ 10,2¦ ¦ насаждений, всего: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 32,6¦ - ¦ 7,1¦ 7,1¦ 8,2¦ 10,2¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.5 ¦ Создание защитных лесных насаждений,¦ 10,4¦ - ¦ 2,6¦ 2,6¦ 2,6¦ 2,6¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 10,4¦ - ¦ 2,6¦ 2,6¦ 2,6¦ 2,6¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.6 ¦ Уходные работы в защитных лесных на-¦ 7,8¦ - ¦ 3,0¦ 1,2¦ 1,6¦ 2,0¦ ¦ саждениях, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ краевой бюджет ¦ 7,8¦ - ¦ 3,0¦ 1,2¦ 1,6¦ 2,0¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- ¦ Итого: ¦ 720,3¦ 14,2¦177,4¦175,0¦176,0¦177,7¦ +---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ краевой бюджет ¦ 416,5¦ 9,7¦101,7¦ 99,9¦101,4¦103,8¦ +---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ внебюджетные источники ¦ 303,8¦ 4,5¦ 75,7¦ 75,1¦ 74,6¦ 73,9¦ -----+---------------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-------------------- 3.5. Реализация мероприятий Программы Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определена в соответствии с действующим законодательством. Удельные показатели стоимости объемов работ определены по нормативным и фактически сложившимся данным. Главными распорядителями средств краевого бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, являются департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и департамент лесного хозяйства Краснодарского края. Суммы средств краевого бюджета по мероприятиям Программы уточняются ежегодно после принятия закона о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Средства краевого бюджета, предусмотренные в Программе на выполнение мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных, выделяются на условиях софинансирования из внебюджетных источников. Программные мероприятия, направленные на проведение работ на объектах государственной собственности Краснодарского края (межхозяйственная сеть), финансируются за счет средств краевого бюджета. Порядок софинансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников утверждается в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Краснодарского края. 4. Оценка социально-экономических последствий и совокупного бюджетного эффекта от реализации Программы Основой методологии обоснования экономической и социально-экологической эффективности реализации Программы являются идеи и методы экономического и социально-экологического подхода, позволяющего описать и систематизировать совокупность природных процессов с учетом конкретной хозяйственной деятельности. При этом хозяйственная деятельность направлена на сохранение и восстановление природной сферы и создание экологически устойчивых и экономически эффективных агроландшафтов. При обосновании эффективности мероприятий Программы определялись коммерческая, бюджетная и общественная (народно-хозяйственная) эффективность. В качестве интегрального показателя оценки экономической эффективности мероприятий Программы использован прирост чистого дисконтированного дохода, а в качестве вспомогательного показателя - срок окупаемости капитальных вложений. При оценке эффективности мероприятий Программы рыночная цена реализации товарной продукции принята равной 3000 рублей за тонну зерновых единиц, себестоимость производства продукции - 2110 рублей за тонну. Уровень товарности сельскохозяйственной продукции в Программе составляет 60 процентов. Размер косвенных и прямых налогов для сельскохозяйственных организаций определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Общий объем поступающих косвенных и прямых налогов за период реализации Программы составит 204,3 миллиона рублей. При расчете эффективности мероприятий Программы учитывалось и то обстоятельство, что после срока ее реализации дополнительное число рабочих мест сохранится на уровне 20 процентов от общего числа дополнительно созданных рабочих мест. При осуществлении мероприятий Программы решаются вопросы и социального характера, в том числе вопрос занятости населения. Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлеченных в производственный процесс в результате проведения мероприятий. Расчетный период инвестиционного проекта составляет 14 лет, из них 4 года - на осуществление комплекса мероприятий Программы. Коммерческая эффективность (прирост суммарного чистого дисконтированного дохода за расчетный период) составляет 301,4 миллиона рублей, а срок окупаемости - 4,1 года. При определении бюджетной эффективности учитывались размеры косвенных и прямых налогов, направляемых строительными и сельскохозяйственными организациями. Бюджетная эффективность мероприятий Программы с учетом периода времени после реализации Программы составит 993,3 миллиона рублей, срок окупаемости - 1,2 года. Основными факторами, формирующими бюджетную эффективность, являются косвенные и прямые налоги и прибыль отраслей перерабатывающей промышленности. Общественная эффективность Программы составляет 1141,0 миллиона рублей. Общественная эффективность формируется за счет прироста прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогов и прибыли, получаемой отраслями перерабатывающей промышленности. Экологическая эффективность проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв на площади 10 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий на сумму 43,7 миллиона рублей. Экологическая эффективность воспроизводства природного плодородия почв и создания защитных лесных полос проявится также и после реализации Программы. Социальная эффективность Программы обеспечивается путем сохранения существующих и создания новых 200 рабочих мест, а также защиты от подтопления земель с населением в 500 тысяч человек. Выполнение мероприятий Программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса, но и других отраслей народного хозяйства. 5. Критерии выполнения Программы В результате проведения комплекса гидромелиоративных и агрохимических мероприятий Программы ожидается увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур на 136,2 тысячи тонн, в том числе риса - на 60,0 тысячи тонн, плодоовощных культур - на 15,0 тысячи тонн зерновых единиц. Лесоводственные уходы и реконструкция защитных лесных насаждений приведут к повышению содержания гумуса почвы в среднем на 0,6 процента и позволят увеличить урожайность сельхозкультур в пересчете на зерновые единицы на 8,2 тысячи тонн в год. В зоне влияния лесополос ажурной, продуваемой конструкции прибавка урожая составит около 25,8 тысячи тонн в год. В результате за 4 года реализации Программы сборы сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно увеличатся до 136,0 тысячи тонн. Общая прибавка валового сбора сельхозкультур в пересчете на зерновые единицы составит по Программе 287,2 тысячи тонн. Выполнение намеченных в Программе мероприятий позволит сохранить от выбытия из сельскохозяйственного оборота площади в 50 тысяч гектаров, а также сохранить и повысить плодородие почв на площади до 10,0 тысячи гектаров, вовлечь в сельскохозяйственный оборот до 9,0 тысячи гектаров неиспользуемых угодий, защитить и сохранить от водной и ветровой эрозии около 70,0 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, а также создать около 200 новых рабочих мест. Ожидаемые результаты и предполагаемые объемы выполнения мероприятий Программы приведены в настоящей таблице. ---T----------------------------T-------T-----------------------------T--------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Всего ¦ (тысяч гектаров) ¦ Ожидаемые результаты п/п¦ мероприятий программы ¦на весь¦ в том числе по годам: ¦ ¦ ¦ период+-----T-----T-----T-----T-----+ ¦ ¦ реали-¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦ ¦ ¦ зации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тысяч¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гекта-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ров) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 1 ¦ Гидромелиоративные меропри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 1.1¦ Ремонтно-восстановительные ¦ 241,5 ¦ 1,5 ¦ 60,0¦ 60,0¦ 60,0¦ 60,0¦Улучшение мелиоративного и технического ¦ работы на мелиоративных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состояния систем путем улучшения водо- ¦ системах в хозяйствах Крас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подачи и водосброса ¦ нодарского края, включая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Эффективное использование мелиоративных ¦ крестьянские (фермерские) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦систем ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 2 ¦ Агрохимическая мелиорация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 2.1¦ Мониторинг плодородия зе-¦ 1846,8¦ ¦461,7¦461,7¦461,7¦461,7¦Получение информации о состоянии и ди- ¦ мель сельскохозяйственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦намике агрохимических характеристик ¦ назначения и формирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦почв Краснодарского края - основы для ¦ информационной базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планирования программных мероприятий ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 2.2¦ Гипсование почв ¦ 0,8 ¦ ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦Уменьшение степени солонцеватости почв ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в среднем на 0,3 миллиграмм/эквивалент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поглощенного натрия ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 2.3¦ Известкование кислых почв ¦ 4,0 ¦ ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦Уменьшение кислотности почв ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 2.4¦ Приобретение минеральных¦ 3,808 ¦ ¦0,952¦0,952¦0,952¦0,952¦Внесение органических и минеральных ¦ удобрений для внесения на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удобрений в комплексе с другими меро- ¦ площади ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятиями дадут возможность увеличить ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+объем производства зерна и другой сель- 2.5¦ Внесение органических удоб-¦ 318,4 ¦ ¦ 79,6¦ 79,6¦ 79,6¦ 79,6¦скохозяйственной продукции ¦ рений на площади ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- 3 ¦ Агролесомелиоративные меро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Грамотно сконструированные и ухоженные ¦ приятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защитные насаждения способствуют повы- ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+шению урожайности полей от 12 до 30 3.1¦ Научно-исследовательские ¦ 38,0 ¦ - ¦ 9,5 ¦ 9,5 ¦ 9,5 ¦ 9,5 ¦процентов, что позволит ввести в сево- ¦ работы по созданию проектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборот неиспользуемую пашню ¦ агролесомелиоративного уст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.2¦ Проведение научно-исследо-¦ 20,7 ¦ - ¦ 5,7 ¦ 5,0 ¦ 5,0 ¦ 5,0 ¦ ¦ вательских работ по монито-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рингу защитных лесных на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ саждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.3¦ Лесоводственные уходы ¦ 1,6 ¦ - ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.4¦ Поэтапное обновление защит-¦ 0,32 ¦ - ¦0,07 ¦0,07 ¦0,08 ¦ 0,1 ¦ ¦ ных лесных насаждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.5¦ Создание защитных лесных¦ 0,4 ¦ - ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ ¦ насаждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+ 3.6¦ Уходные работы в защитных¦ 4,0 ¦ - ¦ 0,5 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 1,4 ¦ ¦ лесных насаждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+----------------------------+-------+-----+-----+-----+-----+-----+--------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|