Расширенный поиск
Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 20.11.2015 № 1057ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 20.11.2015 N 1057 г. Краснодар
Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ "О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 июля 2013 года № 685 "Об утверждении перечня государственных программ Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 года № 430 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края" постановляю: 1. Утвердить государственную программу Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства" (прилагается). 2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru). 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края С.П. Усенко. 4. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее дня его официального опубликования, вступления в силу закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2016 год.
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края В.И.Кондратьев
Приложение
Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 № 1057
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Паспорт государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства"
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, предусматривает коренное улучшение экологической ситуации в России. Экономическая деятельность Краснодарского края представляет собой единую многоотраслевую индустриально-аграрную структуру, где ведущее место занимает агропромышленный комплекс. В экономическом отношении Краснодарский край входит в число наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Вместе с тем значительная доля загрязнения окружающей среды приходится и на промышленность. Основу промышленного производства Краснодарского края составляют около 850 крупных и средних предприятий и свыше 3,5 тысячи предприятий малого бизнеса. На территории Краснодарского края расположены предприятия топливно-энергетического, химического, машиностроительного, строительного, агропромышленного комплексов, легкой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Устойчивое развитие территории, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. В настоящее время решать проблемы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства, сохранения и восстановления плодородия, почв на территории Краснодарского края только за счет использования действующих рыночных механизмов неэффективно. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить как решение проблем, так и рациональное использование ресурсов. Государственная программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение проблем по следующим направлениям: 1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края Краснодарский край - одна из уникальных территорий Российской Федерации, имеющая значительное количество природных комплексов, представляющих особую ценность. Природные комплексы Краснодарского края образуют систему особо охраняемых территорий и имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и статуса различают ООПТ регионального значения, которые включают: природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, прибрежные природные комплексы, лиманно-плавневые комплексы, природные рекреационные зоны, природные достопримечательности. Общее количество ООПТ, расположенных в границах Краснодарского края, по состоянию на 31 декабря 2014 года - 376, что составляет 10,7% от общей площади Краснодарского края. Необходимо понимать, что вопросы сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий ставятся с целью сохранения эталонных участков растительности, охраны редких и исчезающих видов животных, сохранения биоразнообразия и экологического баланса территории, что ставит эту проблему в ряд главных приоритетов государственного регулирования. В соответствии с действующим законодательством (статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") к полномочиям субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющейся частью единой системы государственного экологического мониторинга. Это право в Краснодарском крае реализуется с 2005 года. За этот период разработаны концепция и проект формирования системы мониторинга на территории Краснодарского края, осуществлен комплекс мероприятий по его реализации: закуплено специализированное оборудование и программное обеспечение, организованы, оснащены в соответствии со стандартами рабочие помещения и места для испытательной лаборатории, проведена процедура аккредитации, намечены программы мониторинга по различным направлениям. Программа наблюдений за качеством атмосферного воздуха в 4 городах Краснодарского края включала мониторинг загрязнения атмосферы на 22 маршрутных постах с периодичностью один раз в сезон. В городе Краснодаре наблюдения велись совместно с муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга окружающей среды и транспорта" (МКУ "ЦМОСиТ"). В результате роста количества автотранспортных средств на территории Краснодарского края в 2014 году отмечен рост объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По сравнению с 2013 годом общее количество автомобильного транспорта (без учета мототранспорта и другой техники) увеличилось на 68159 ед., в том числе: легковых на 62890 ед., грузовых - на 4722 ед., автобусов - на 547 ед. По расчетным данным, в связи с этим увеличилось количество выбросов в атмосферный воздух основных загрязняющих веществ (SO2, NOx, ЛОСНМ, CO, C, NH3, СН4) от автотранспорта на территории Краснодарского края на 15,6 тыс. тонн. Количество загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, в 2014 году составило 1392,726 тыс. тонн. Из них уловлено 86,4%, а утилизировано по отношению к уловленным 96,3%. Всего выброшено в атмосферу 188,889 тыс. тонн загрязняющих веществ. По сравнению с 2013 годом отмечено небольшое снижение общего объема выбросов - порядка 16 тыс. тонн. На качество атмосферного воздуха в Краснодарском крае негативно влияют также следующие природные факторы: высокая интенсивность солнечной радиации, слабые ветры, застои атмосферного воздуха, которые способствуют протеканию фотохимических реакций с образованием загрязняющих веществ и их последующему накоплению в приземном слое атмосферы. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также статьей 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды отнесено ведение Красной книги субъекта Российской Федерации. Красная книга Краснодарского края является официальным изданием и содержит сведения о географическом распространении, особенностях биологии и экологии, а также о мерах охраны 386 видов растений и грибов, включенных в "Перечень таксонов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Краснодарского края". С целью реализации своих полномочий по ведению Красной книги Краснодарского края министерством природных ресурсов Краснодарского края ежегодно проводятся мониторинговые исследования видов растений и животных, включенных в Красную книгу Краснодарского края (далее - краснокнижные). Значительное внимание органов государственной власти Краснодарского края уделяется проблеме воспроизводства осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Работы по сохранению генетического фонда осетровых и реинтродукции молоди осетровых в природные водоемы осуществляет государственное бюджетное учреждение Краснодарского края (далее - ГБУ КК) "Кубаньбиоресурсы". По состоянию на 31 декабря 2014 года общая численность коллекции осетровых составила более 8 тыс. экземпляров. За период 2012 - 2014 годов учреждением осуществлен выпуск в природные водоемы молоди 5 видов осетровых рыб в количестве более 250 тыс. штук. 2. Развитие лесного хозяйства Краснодарского края Леса Краснодарского края являются одним из важнейших его природных ресурсов. Леса занимают пятую часть территории Краснодарского края (22,5%) и находятся в федеральной собственности. Преобладающую площадь лесов Краснодарского края (75,8%) занимают леса, расположенные на землях лесного фонда. Общая площадь лесов Краснодарского края, по данным учета лесного фонда на 1 января 2015 года, - 1683,2 тыс. га, из них леса, расположенные на землях лесного фонда, - 1265,9 тыс. га. Общий запас древесины лесного фонда составляет 225,48 млн. м3, в том числе спелой и перестойной - 108,52 млн. м3. На сегодня площадь лесов искусственного происхождения в Краснодарском крае составляет 112,6 тыс. га, или 8,9% покрытых лесом земель лесного фонда (к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) пункт 1 статьи 101 главы 18 Земельного кодекса Российской Федерации). Основной лесообразующей породой является дуб, удельный вес которого в составе насаждений лесного фонда составляет 58,6%. В составе лесного фонда имеется 4,1% прочих пород, представленных уникальными для России породами (каштан съедобный, орех грецкий, можжевельник древовидный, черешня, тис, самшит), а также группой хвойных и лиственных экзотов. Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Краснодарского края как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики Краснодарского края и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием лесов Краснодарского края, а также состоянием экологической обстановки. Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов. Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов Краснодарского края, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы изменений природной среды. Краснодарский край обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся лесные богатства. На состояние лесов влияют несколько основных отрицательных факторов, которые могут значительно снизить не только экологическое значение лесов, но и создать социальные проблемы, стать основой неблагоприятных экономических явлений. Одним из этих факторов являются потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей, болезней и незаконных рубок леса. Ежегодно лесные пожары наносят значительный ущерб лесам Краснодарского края. Огонь уничтожает леса, задымленность угрожает экологической безопасности и здоровью не только местного населения, но и отдыхающих в Краснодарском крае, численность которых ежегодно возрастает. Необходимо учитывать, что на территории Краснодарского края находятся свыше 200 населенных пунктов, потенциально подверженных угрозе ландшафтных пожаров. Ущерб от лесных пожаров может намного превысить затраты на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Остро стоит проблема размещения твердых бытовых отходов. Токсичные выделения санкционированных и несанкционированных свалок самым негативным образом влияют на лесные экосистемы. В лесах Черноморского побережья основной причиной загрязнения, трансформации и повреждения насаждений является массовое посещение их отдыхающими. Неблагоприятные погодные явления и почвенно-климатические факторы в условиях Краснодарского края оказывают заметное влияние на санитарное состояние лесов. Это относится прежде всего к явлениям катастрофического характера, таким, как: ожеледь, наводнения, паводки на горных реках, выпадение смерчей и дефицит атмосферной влаги в сочетании с высокой температурой воздуха. Последнее лесоустройство в Краснодарском крае проводилось в 1997 - 2000 годах, что на сегодняшний день уже не характеризует состояние лесного фонда. Отсутствие материалов лесоустройства не позволяет определить конкретные направления развития отрасли, детально установить ее сырьевой и рекреационный потенциал. 3. Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края Краснодарский край является одним из самых многоводных регионов Российской Федерации с высокой плотностью населения, проживающего вблизи водных объектов. Гидрографическая сеть Краснодарского края состоит из 7751 водотока общей протяженность около 30 тыс. км. В последнее время на водных объектах Краснодарского края складывается неблагоприятная обстановка, причиной которой являются естественные колебания гидрологического режима, приводящие к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. В период возникновения опасных паводков на горных реках Краснодарского края в зоны возможного затопления попадают территории 20 муниципальных образований Краснодарского края. А это более 190 населенных пунктов, 33,5 тысячи домовладений, в которых проживают более 107 тысяч человек. Одновременно с указанной проблемой ведется интенсивное освоение долин рек, что приводит к загрязнению, засорению и снижению качества воды, и, как следствие данная антропогенная нагрузка негативно отражается на водных объектах. С каждым годом проблема проведения комплексных водохозяйственных мероприятий на водных объектах становится более актуальной. Уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях загрязняющих веществ, в том числе токсичных, а также ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водоохранные зоны, восстановлению водных объектов, а также по охране водных объектов. Реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов будет способствовать созданию благоприятных условий жизни населения на территории Краснодарского края. Краснодарский край по своему географическому положению, климатическим условиям, геоморфологическому и геолого-тектоническому строению подвержен частому воздействию опасных природных явлений и стихийных бедствий, вызываемых главным образом опасными метеорологическими, гидрологическими, геологическими процессами и явлениями. Из-за систематических ежегодных затоплений снижается эффективность промышленного производства, туристического комплекса и инвестиционная привлекательность Краснодарского края. Всего в Краснодарском крае под угрозой речных наводнений находится около 10% территории (до 900 тыс. га) - наиболее заселенные и ценные для сельского хозяйства и рекреации земли. Особенно остро это проявляется на горных реках Черноморского побережья Краснодарского края, где речные наводнения в последние десятилетия наблюдаются с вероятностью 70 процентов. Противопаводковая защита на реках, особенно на реках Черноморского побережья, развита очень слабо, в основном включает дамбы обвалования, техническое состояние которых в большинстве случаев оценивается как неудовлетворительное. На реках отсутствуют регулирующие емкости, что не позволяет контролировать расход воды при прохождении паводка. Важнейшим элементом улучшения состояния водных объектов и одним из основополагающих мероприятий в системе управления природно-антропогенными рисками явится комплексная региональная система мониторинга водных объектов и их водоохранных зон. Мониторинг водных объектов позволит выявлять и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на состояние дна, берегов и водоохранных зон водных объектов, что даст возможность получать объективную оценку состояния водных объектов и определять приоритетные задачи по улучшению состояния водных объектов. 4. Охрана и рациональное использование объектов животного мира и развитие охотничьего хозяйства Краснодарского края Охрана животного мира является одной из важнейших составляющих охраны окружающей среды, непременным условием устойчивого, неистощительного использования животного мира и развития природоохранной системы Краснодарского края в долгосрочной перспективе. Животный мир Краснодарского края - его уникальное достояние и значительный резерв хозяйственного освоения. На сегодняшний день на территории Краснодарского края обитают порядка 100 видов зверей, порядка 348 видов птиц, 30 видов рептилий, 11 видов амфибий и более 15000 видов беспозвоночных (прежде всего, насекомых). Краснодарский край находится на стыке нескольких зоогеографических областей и районов (в частности европейской неморальной и скифской степной), областей умеренного и субтропического климата, является единственным в России обладателем сухих средиземноморских и влажных колхидских экосистем, что определяет значительное (одно из наибольших в России) разнообразие объектов животного мира. Следствием стечения уникальных природных условий и особенностей геологической истории Краснодарского края является большое количество эндемиков (видов, распространение которых во всем мире ограничивается только Краснодарским краем и, возможно, прилежащими территориями) и реликтов (видов, оставшихся в фауне Краснодарского края от предыдущих геологических эпох). Животный мир Краснодарского края испытывал сильное отрицательное антропогенное воздействие с середины XIX по вторую половину XX века. В результате экстенсивного сельскохозяйственного освоения практически полностью были уничтожены кубанские степи, значительно сокращена площадь плавневых экосистем, преобразованных в рисовые системы, вырубались без должного восстановления леса. В результате антропогенных изменений были полностью уничтожены популяции таких крупных животных, как дикая лошадь тарпан, сайгак, кавказский горный зубр. О количестве видов насекомых, неразрывно связанных со степными и иными уничтоженными экосистемами и безвозвратно утраченных фауной Краснодарского края, можно только догадываться. Охотничье хозяйство Краснодарского края - это отрасль природопользования, сфера деятельности по сохранению, восстановлению и рациональному, неистощительному использованию ресурсов охотничьих животных и среды их обитания, по созданию охотничьей структуры, оказанию услуг, а также по закупке, воспроизводству и продаже продукции охоты. Наличие в крае различных биотопов, их мозаичность определяет высокую потенциальную продуктивность всех типов угодий и позволяет проводить охоты на степную и водоплавающую дичь, копытных и пушных животных. Видовой спектр охотничьих видов значительно шире, чем в целом по европейской части России, так как в Краснодарском крае присутствуют еще и виды, характерные для южной зоны. В настоящее время общая площадь охотничьих угодий на территории Краснодарского края составляет более 6 млн. га. Общая площадь государственных природных зоологических заказников на территории Краснодарского края составляет более 203,0 тыс. га. На территории Краснодарского края осуществляют деятельность по ведению охотничьего хозяйства двадцать два охотпользователя (юридические лица, индивидуальные предприниматели), за которыми закреплено 73,8% охотничьих угодий Краснодарского края, 26,2% угодий относятся к категории общедоступных, в которых физические лица имеют право свободно пребывать с целью охоты при наличии разрешительных документов. Проблема сохранения животного мира Краснодарского края в основном состоит из трех аспектов: 1. Сокращение регионального ареала. 2. Сокращение численности популяций животных. 3. Сокращение биоразнообразия животного мира Краснодарского края. Первостепенной задачей в настоящее время является сохранение видового разнообразия и среды обитания объектов животного мира на территории Краснодарского края, а также воспроизводство охотничьих видов животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания с целью выпуска в природу. В новых условиях модернизации, развития инновационной экономики государственная программа Краснодарского края будет инструментом, обеспечивающим эффективность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни населения, повышение туристической и рекреационной привлекательности региона, развитие и комплексное использование его природно-ресурсного потенциала.
2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации государственной программы
Цели государственной программы: повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем; повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; развитие водохозяйственного комплекса, в том числе гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов и животного мира Краснодарского края. Для достижения поставленных целей будут решены следующие задачи: повышение эффективности исполнения государственных функций; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; развитие лесного хозяйства; ликвидация дефицитов водных ресурсов в Краснодарском крае, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию, обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты; сохранение и изучение животного мира Краснодарского края и среды его обитания в рамках устойчивого развития региона, развитие охотничьего хозяйства. Достижение целей и решение поставленных задач позволит обеспечить в долгосрочной перспективе макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Краснодарского края, будет способствовать сбалансированному развитию региона, поддержанию высокого уровня жизни населения, экологической безопасности, а также инвестиционной и туристической привлекательности. Сроки реализации государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства" - 2016 - 2021 годы, этапы не предусмотрены. Целевые показатели реализации государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в таблице № 1.
Таблица № 1
Целевые показатели государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства"
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|