Расширенный поиск
Постановление Правительства Калининградской области от 23.11.2011 № 890 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратило силу - Постановление
Правительства Калининградской области
от 29.12.2014 № 924
от 23 ноября 2011 г. N 890
г. Калининград
О целевой Программе Калининградской области
"Развитие профессионального образования
на 2012-2016 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.06.2012 г. N 394; от 12.03.2013 г. N 147;
от 11.06.2013 г. N 408; от 03.09.2013 г. N 652;
от 05.12.2013 г. N 880; от 24.04.2014 г. N 232;
от 30.05.2014 г. N 317; от 19.09.2014 г. N 612)
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом Калининградской области "Об образовании", во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации
и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года Правительство Калининградской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую Программу Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы" согласно приложению. 2. Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года и подлежит официальному опубликованию. Губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов
Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области
от 23 ноября 2011 г. N 890
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Калининградской области
"Развитие профессионального образования
на 2012-2016 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 05.06.2012 г. N 394; от 12.03.2013 г. N 147;
от 11.06.2013 г. N 408; от 03.09.2013 г. N 652;
от 05.12.2013 г. N 880; от 24.04.2014 г. N 232;
от 30.05.2014 г. N 317; от 19.09.2014 г. N 612)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Паспорт целевой Программы Калининградской области
"Развитие профессионального образования
на 2012-2016 годы"
1. Наименование целевой Программы Калининградской области: целевая Программа Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы" (далее - Программа). 2. Основания для разработки Программы:
1) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; 2) Закон Калининградской области "Об образовании";
3) пункт 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. 3. Государственный заказчик Программы: Министерство образования Калининградской области. (В редакции Постановления
Правительства Калининградской области от 12.03.2013 г. N 147)
4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за
исполнение Программы: Министерство образования Калининградской области. 5. Разработчик Программы: Министерство образования Калининградской области. 6. Исполнители основных мероприятий Программы:
1) Министерство образования Калининградской области и подведомственные ему государственные образовательные организации;
(В редакции Постановления Правительства Калининградской области от
24.04.2014 г. N 232)
2) организации, выбираемые в соответствии с требованиями действующего законодательства; 3) профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации
дополнительного профессионального образования; (В редакции
Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014
г. N 232)
7. Стратегическая цель Программы: кадровое обеспечение инновационного характера социально-экономического развития Калининградской области. 8. Тактические задачи Программы:
1) формирование государственного заказа на подготовку кадров в
соответствии с потребностями рынка труда Калининградской области; 2) формирование совместно с работодателями образовательных кластеров по основным направлениям социально-экономического развития Калининградской области; 3) создание условий повышения эффективности использования организациями профессионального образования бюджетных средств, стимулирование привлечения образовательными организацими внебюджетных финансовых ресурсов; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
4) внедрение совместно с работодателями механизмов независимой
оценки качества профессионального образования; 5) внедрение новых технологий переподготовки и повышения квалификации кадров для системы профессионального образования; 6) совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях, создание общедоступной системы информирования граждан о кадровых потребностях рынка труда Калининградской области. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
9. Сроки реализации Программы: реализация Программы осуществляется в один этап в период с 2012 по 2016 год. 10. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам: объем финансирования Программы за счет средств областного
бюджета составляет 206782,06 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 36028,04 тыс. рублей;
2013 год - 38206,86 тыс. рублей;
2014 год - 42432,56 тыс. рублей;
2015 год - 45159,30 тыс. рублей;
2016 год - 44955,30 тыс. рублей.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
11. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) удельный вес численности выпускников областных
профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования очной формы обучения,
трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по
полученной профессии/специальности, к 2016 году составит 52%;
2) количество студентов, обучающихся на старших курсах очной
формы обучения образовательных организаций высшего образования,
молодых ученых, молодых специалистов организаций реального и
социального секторов экономики, прошедших подготовку,
переподготовку в российских и зарубежных образовательных и научных
организациях, составит к 2016 году 45 человек; (В редакции
Постановления Правительства Калининградской области от 30.05.2014
г. N 317)
3) количество созданных с участием работодателей инновационных
образовательных (ресурсных) центров профессионального образования
коллективного пользования по основным отраслям экономики
Калининградской области составит 6 единиц;
4) количество созданных многофункциональных центров прикладных
квалификаций к 2016 году составит 2 единицы;
5) удельный вес численности студентов, обучающихся по
программам дополнительного профессионального образования в
государственных профессиональных образовательных организациях и
образовательных организациях высшего образования, к общей
численности студентов, обучающихся по основным программам
профессионального образования, к 2016 году увеличится с 51,9% до
70,0%;
6) удельный вес числа педагогических работников, прошедших
стажировку в ведущих российских и зарубежных организациях,
реализующих свою деятельность на территории Российской Федерации
или за рубежом, к 2016 году составит 30,0%;
7) удельный вес численности выпускников общеобразовательных
организаций, продолживших обучение по программам подготовки
квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена,
к 2016 году увеличится до 41,1%;
8) удельный вес числа областных профессиональных
образовательных организаций и организаций высшего образования,
обеспечивающих доступность обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, к 2016 году увеличится до 26,6%.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) формирование государственного заказа на подготовку кадров в
организациях профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда Калининградской области и его прогнозными оценками; (В редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Калининградской области; 3) укрепление материально-технической базы организаций профессионального образования для внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
4) внедрение процедур независимой оценки деятельности организаций профессионального образования и образовательных процессов; (В редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
5) кооперирование организаций профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
6) внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от
24.04.2014 г. N 232)
13. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. (В
редакции Постановления Правительства Калининградской области от
12.03.2013 г. N 147)
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ
14. Выбор инновационной стратегии развития Российской Федерации, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики Калининградской области на инновационной основе
обусловливают необходимость выработки и реализации политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований. 15. Экономика Калининградской области несмотря на определенные
потери в период глобального финансового кризиса имеет значительный
стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности Калининградской области, стабилизацию, подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию Калининградской области к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций. Все это в конечном итоге приведет к росту качества жизни населения. 16. По данным Росстата (январь 2010 года), в Калининградской области постоянно проживает 937,9 тыс. граждан, численность экономически активного населения составляет 523,9 тыс. человек, из
которых в экономике занято 475,0 тыс. человек. Численность населения трудоспособного возраста - 602,3 тыс. человек (64,3%), лиц старше трудоспособного возраста - 196,2 тыс. человек (20,9%), лиц пенсионного возраста - 458,6 тыс. человек (49%). Динамика и прогноз удельного веса основных возрастных групп населения свидетельствуют о возрастании доли лиц старше трудоспособного возраста. 17. Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации - в Калининградской области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. 18. Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства,
пищевой промышленности, деревообработки, судостроения, машиностроения, строительной индустрии определено в качестве приоритета экономической политики Правительства Калининградской области на ближайшие годы. 19. По данным Министерства экономики Калининградской области (июнь 2011 года), в последние годы структура валового регионального продукта Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая, розничная торговля и обрабатывающие производства. Из-за быстрого восстановления экономики доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте в 2010 году вышла на первое место, опередив торговую деятельность. По отношению к 2010 году в 2011 году индекс промышленного производства по оценкам составит 126,7%,
индекс обрабатывающих производств прогнозируется на уровне 125,3%. 20. Наибольшее влияние на изменение сводного индекса обрабатывающих производств оказывают производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования. 21. Продолжают расти объемы производств, специализирующихся на
обработке древесины и производстве изделий из дерева. Рост в 1-м квартале 2011 года составил 98,8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Также на 2,8% выросло производство пищевых продуктов. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", по итогам первых пяти месяцев 2011 года составил 4,46 млрд. руб., что на 38,1% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года. 22. По прогнозам, в последующие годы индекс промышленного производства вырастет на 7%. Высокий темп роста индекса промышленного производства будет достигнут, прежде всего, за счет увеличения выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств, а также запуска второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2. 23. Возможность достижения прогнозных значений показателей развития обрабатывающих производств во многом будет определяться по результатам реализации в период с 2010 по 2013 год инвестиционных проектов (своевременного ввода в эксплуатацию и выхода на полную мощность промышленных объектов), реализуемых резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области, а также по результатам создания на территории Калининградской области в среднесрочной перспективе четырех промышленных зон. 24. В ближайшие годы планируется значительный прирост инвестиций, прежде всего, за счет реализации таких проектов, как: 1) проведение строительных работ на Балтийской атомной электростанции; 2) развитие транспортного комплекса;
3) деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области; 4) реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866; 5) реализация инфраструктурных проектов в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. 25. Для экономического роста требуется увеличение численности граждан, занятых в экономике. Увеличение доли населения, занятой в
экономике, должно обеспечиваться путем регулирования государственного заказа на подготовку кадров для отраслей, обеспечивающих рост валового внутреннего продукта. Также резерв повышения численности занятых в экономике может быть увеличен за счет профессиональной переподготовки безработных граждан и граждан
трудоспособного возраста, не вовлеченных в экономику (по данным Росстата на 1 апреля 2011 года, в Калининградской области 74,5 тыс. человек трудоспособного возраста не вовлечены в экономику). 26. Таким образом, инновационный сценарий развития основных отраслей Калининградской области может быть обеспечен только при наличии достаточного числа высококвалифицированных кадров. 27. Особую роль в подготовке достаточного числа высококвалифицированных кадров должны сыграть профессиональные
образовательные организации как основные поставщики
квалифицированной рабочей силы, востребованной на рынке труда
Калининградской области.(В редакции Постановления Правительства
Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
28. В Калининградской области сложилась разветвленная и многоуровневая система оказания образовательных услуг населению. Она охватывает более 56 тысяч человек, получающих различные виды профессионального образования. 29. В силу геополитического положения Калининградской области рынок образовательных услуг сосредоточен исключительно на обслуживании потребностей населения Калининградской области, изолирован от общероссийской образовательной системы. Однако модель профессионального образования Калининградской области полностью соответствует общероссийской. 30. По состоянию на сентябрь 2011 года, в Калининградской области по профессиям начального профессионального образования обучалось 5750 человек, из них: 1) 1255 человек в 4 областных государственных организациях начального профессионального образования; (В редакции Постановления
Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
2) 4195 человек в 10 областных государственных организациях среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
3) 300 человек в 2 федеральных организациях начального профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
31. По специальностям среднего профессионального образования обучалось 13143 человека, из них: 1) 5272 человека в 14 областных государственных организациях среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
2) 3081 человек в 3 федеральных государственных организациях среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
3) 882 человека в 5 негосударственных организациях среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
4) 2187 человек в 2 федеральных государственных организациях высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
5) 167 человек в 1 негосударственной организации высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
6) 1372 человека в 1 филиале федеральной государственной организации высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014
г. N 232)
7) 182 человека в 2 филиалах негосударственных организаций высшего профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
32. По специальностям высшего профессионального образования обучалось 37278 человек (данные приведены без учета обучающихся в вузах МВД России, ФСБ России, Минобороны России): 1) 22338 человек в 3 федеральных государственных организациях высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
2) 2069 человек в 3 негосударственных организацих высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
3) 4445 человек в 10 филиалах федеральных государственных организацих высшего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014
г. N 232)
4) 8426 человек в 11 филиалах негосударственных организацих высшего профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
33. Подготовка кадров в Калининградской области осуществляется
по 68 профессиям начального профессионального образования, 83 специальностям среднего профессионального образования, 114 специальностям высшего профессионального образования. 34. Однако перечень направлений подготовки рабочих кадров и специалистов в неполном объеме соответствует требованиям рынка труда. 35. Наибольшая диспропорция в подготовке кадров для рынка труда Калининградской области наблюдается в системе высшего профессионального образования. 36. Из общего числа студентов вузов 60,0% обучаются по двум основным группам специальностей: 42,0% обучаются по группе специальностей "Экономика и управление", 18,0% - по группе специальностей "Гуманитарные науки". Переизбыток специалистов также наблюдается по следующим группам специальностей: "Сфера обслуживания" - 4,5%, "Транспортные средства" - 4,0% и "Строительство и архитектура" - 4,0%. 37. В системе среднего профессионального образования прослеживается почти та же тенденция. По группе специальностей "Экономика и управление" обучается 15,9% от общего числа студентов, по группе специальностей "Архитектура и строительство" - 12,8% обучающихся, по группе специальностей "Сфера обслуживания" - 7,5% обучающихся, по группе специальностей "Гуманитарные науки" - 7,0% обучающихся. 38. Данные по структуре подготовки в системе начального профессионального образования также не соответствуют потребностям развития экономики Калининградской области. Из общего числа учащихся 17,7% обучается по группе профессий "Транспортные средства" (основная профессия "Автомеханик"), 16,3% - по группе профессий "Технология продуктов и товаров", 13,7% - по группе профессий "Сфера обслуживания". 39. Количество выпускников организаций профессионального образования в 2011 году всех форм обучения составило 15136 человек, из них: (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
1) начального профессионального образования - 2037 человек;
2) среднего профессионального образования - 3225 человек;
3) высшего профессионального образования - 9873 человека.
40. Количество выпускников организаций профессионального образования в 2011 году дневной формы обучения составило 7469 человек, из них: (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
1) начального профессионального образования - 2037 человек;
2) среднего профессионального образования - 2408 человек;
3) высшего профессионального образования - 3024 человека.
41. В 2011 году по укрупненным группам специальностей наибольший выпуск специалистов, обучающихся только по дневной форме, составил: 1) по группе специальностей высшего профессионального образования "Экономика и управление" - 32,1%, "Гуманитарные науки"
- 16,2%; 2) по группе специальностей среднего профессионального образования "Экономика и управление" - 18,4%, "Сфера обслуживания"
- 13,6%; 3) по группе профессий начального профессионального образования "Транспортные средства" - 22,6%, "Сфера обслуживания" - 20,1%. 42. Данные выпуска специалистов и рабочих кадров по укрупненным группам специальностей в 2011 году приведены на рисунке 2: Рисунок 1. Выпуск специалистов и рабочих кадров
по укрупненным группам специальностей в 2011 году
Рисунок не приводится.
43. За последние три года распределение занятости выпускников по видам экономической деятельности организаций, в которых они работают, показывает, что существенную часть рабочих мест выпускникам предлагают организации оптовой и розничной торговли, организации, сферой деятельности которых является ремонт автотранспортных средств, где занято 17,3% выпускников. На втором месте сектор социальной сферы - 14% выпускников. Доля выпускников с финансово-экономическим образованием в 2,5 раза превышает потребность организаций финансовой сферы. Наибольший кадровый дефицит испытывают обрабатывающие производства. Дефицит специалистов для этой сферы составляет 58,5%. 44. Проведенный Министерством образования Калининградской области в 2010 году мониторинг трудоустройства выпускников 2008-2009 годов выявил, что из общего количества работающих выпускников только 69,2% работают по полученной после окончания учебного заведения профессии или специальности. 45. Одна из причин трудоустройства выпускников не по специальности - сложившийся в Калининградской области дисбаланс в подготовке кадров с экономическим, гуманитарным профилем и профилем сферы обслуживания. 46. Из общего числа выпускников, работающих не по специальности, 28,0% - это выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Экономика и управление", 16,0% - выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Архитектура и строительство", 10,0% - выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Гуманитарные науки". (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
47. Еще одной причиной трудоустройства выпускников не по специальности является требование работодателей к опыту работы. Число выпускников, получивших отказы работодателей из-за отсутствия опыта работы, вызванные недоверием работодателей к качеству подготовки специалистов, составляет 21,3%. 48. Данные факты свидетельствуют, что в Калининградской области (также как и в Российской Федерации) наблюдается несоответствие номенклатуры и качества предоставляемых образовательных услуг в сфере профессионального образования требованиям работодателей и рынка труда. Вследствие этого происходит снижение уровня влияния профессионального образования на социально-экономическое развитие Калининградской области. Главной причиной такой ситуации является инерционность рынка образовательных услуг по отношению к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. 49. Отсутствие централизованного государственного регулирования рынка труда, наличие большого количества субъектов хозяйственной деятельности частной формы собственности, динамичное
развитие которых чрезвычайно быстро формирует и изменяет потребности в кадрах, требует проведения регулярных оценок всего комплекса трудовых отношений. 50. В Калининградской области, где сформировался практически замкнутый рынок труда, опирающийся по большей мере на собственный образовательный потенциал, специалистов определенных профессий и квалификаций, подготовленных в учебных заведениях Калининградской области, требуется более тесное взаимоотношение между всеми заинтересованными субъектами по вопросу кадровой политики, особенно между образовательными организациями и работодателями. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014
г. N 232)
51. В связи с этим необходимо создание условий и механизмов модернизации системы профессионального образования Калининградской
области, которая должна эффективно реагировать на новые экономические требования и возрастающие запросы населения. 52. В настоящее время в профессиональном образовании имеются характерные проблемы, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено его инновационное развитие. 53. Требует решения проблема неудовлетворенной потребности организаций профессионального образования в современном учебно-лабораторном, учебно-производственном оборудовании, программном и кадровом обеспечении. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
54. Необходимы меры по проведению прогнозных оценок развития рынка труда, оптимизации структуры подготовки кадров в организациях
профессионального образования, развитию кооперации с работодателями, повышению академической мобильности студентов и преподавателей. (В редакции Постановления Правительства
Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
55. Процесс модернизации профессионального образования в Калининградской области проводился в рамках развития профессионального образования как части целевой Программы Калининградской области "Развитие образования на 2007-2011 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 года N 979, и реализации приоритетного национального проекта "Образование". С 2012 года поддержка и развитие системы профессионального образования будет осуществляться в рамках целевой Программы Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы". 56. К 2011 году в Калининградской области сложилась положительная тенденция к созданию условий по обновлению структуры
и содержания профессионального образования: укреплению материально-технической базы организаций, введению в образовательный процесс информационных технологий, формированию сети инновационных образовательных организаций, системы непрерывного образования путем расширения услуг и качества программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан. Наиболее важно то, что в процесс модернизации профессионального образования были вовлечены работодатели. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
57. Однако "точка возврата" с позиции необратимости качественных преобразований в системе профессионального образования еще не пройдена. 58. Решение указанных проблем в ближайшие годы возможно только
программными методами, направленными на обеспечение модернизации системы профессионального образования Калининградской области. 59. Реализация Программы позволит создать механизм устойчивых поступательных позитивных системных изменений в системе профессионального образования Калининградской области. Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
60. Программа разработана во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года N пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и комиссии по модернизации и технологическому
развитию экономики России 31 августа 2010 года. 61. Программа учитывает основные положения таких программных и
стратегических документов, определяющих развитие Калининградской области, как: 1) Стратегия социально-экономического развития Калининградской
области на средне- и долгосрочную перспективу, утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года N 95; 2) Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866; 3) Программа социально-экономического развития Калининградской
области на 2007-2016 годы, утвержденная Законом Калининградской области от 28 декабря 2006 года N 115; 4) Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61; 5) Послание Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе "Об основных направлениях деятельности Губернатора и Правительства Калининградской области в
2011-2015 годах". 62. Программа является одним из важнейших инструментов кадрового обеспечения инновационного характера социально-экономического развития Калининградской области по приоритетным направлениям, таким как транспортно-логистический комплекс; энергетический комплекс; агропромышленный комплекс и пищевая промышленность; туристско-рекреационный комплекс; строительство; деревообработка и мебельное производство; судостроение, машиностроение и металлообработка. 63. Стратегическая цель Программы - кадровое обеспечение инновационного характера социально-экономического развития Калининградской области. 64. Для решения поставленных целей необходима реализация следующих тактических задач: 1) формирование государственного заказа на подготовку кадров в
соответствии с потребностями рынка труда Калининградской области; 2) формирование совместно с работодателями образовательных кластеров по основным направлениям социально-экономического развития Калининградской области; 3) создание условий повышения эффективности использования бюджетных средств, стимулирование привлечения образовательными организациями внебюджетных финансовых ресурсов; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014
г. N 232)
4) внедрение совместно с работодателями механизмов независимой
оценки качества профессионального образования; 5) внедрение новых технологий переподготовки и повышения квалификации кадров для системы профессионального образования; 6) совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях, создание общедоступной системы информирования граждан о кадровых потребностях рынка труда Калининградской области. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
65. Для достижения стратегической цели и решения поставленных тактических задач Программа включает следующие основные направления реализации. 66. Направление 1. Создание постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования
Калининградской области на основе прогноза кадровых потребностей.
Цель направления: внедрение системы среднесрочного
прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах с целью
обеспечения комплексного планирования объемов и структуры
подготовки кадров по всем уровням профессионального образования и
формирования государственного задания на подготовку кадров.
Способы реализации направления:
- проведение мониторинга перспективных потребностей
социально-экономической сферы Калининградской области в кадрах;
- формирование прогноза оптимальных объема и структуры
профессионального образования в разрезе уровней подготовки и
профессий/специальностей/направлений подготовки в соответствии с
прогнозом развития рынка труда;
- формирование государственного заказа на подготовку кадров в
соответствии с кадровыми потребностями Калининградской области;
- предоставление грантов на подготовку, переподготовку
талантливой молодежи в российских и иностранных образовательных,
научных организациях в порядке, установленном Правительством
Калининградской области. (В редакции Постановления Правительства
Калининградской области от 30.05.2014 г. N 317)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
67. Направление 2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда. Цель направления: приведение структуры профессионального образования Калининградской области в соответствие с потребностями
рынка труда. Способы реализации направления:
- формирование и реализация плана развития сети организаций профессионального образования в соответствии с прогнозами развития
рынка труда; (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
- поддержка с участием работодателей инновационных образовательных (ресурсных) центров профессионального образования коллективного пользования по основным направлениям экономического развития Калининградской области; - развитие на базе организаций профессионального образования услуг по профессиональной подготовке и переподготовке граждан, внедрение модульных программ дополнительного профессионального образования в учреждениях профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от
24.04.2014 г. N 232)
68. Направление 3. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования.
Цель направления: повышение инвестиционной привлекательности
профессиональных образовательных организаций.
Способы реализации направления:
- внедрение моделей сетевого взаимодействия и
частно-государственного партнерства в систему профессионального
образования;
- создание условий для введения в практику конкурсного
размещения государственного заказа на подготовку кадров с учетом
прогноза потребностей экономики Калининградской области в трудовых
ресурсах;
- совершенствование нормативов бюджетного финансирования
услуги по подготовке рабочих кадров и специалистов в
государственных профессиональных образовательных организациях.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24.04.2014 г. N 232)
69. Направление 4. Модернизация государственно-общественной
системы оценки качества профессионального образования
Калининградской области.
Цель направления: развитие системы оценки качества
профессионального образования и востребованности образовательных
услуг.
Способы реализации направления:
- создание с участием работодателей системы независимой оценки
и сертификации профессиональных квалификаций выпускников
профессиональных образовательных организаций,
государственно-общественной системы аккредитации программ
профессионального образования;
- организация участия работодателей в реализации основных и
дополнительных программ профессионального образования, процедурах
итоговой государственной аттестации обучающихся, организации
практики студентов, трудоустройстве выпускников организаций
профессионального образования;
- внедрение системы оценки качества профессионального
образования.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
70. Направление 5. Развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования Калининградской области. Цель направления: опережающее развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования для проведения модернизации профессионального образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития Калининградской области: - разработка и апробация механизмов персонифицированного финансирования и модульно-накопительной системы повышения квалификации и переподготовки кадров системы профессионального образования; - организация повышения квалификации и переподготовки работников системы профессионального образования путем стажировок в ведущих российских организациях, в том числе за рубежом; - обобщение и распространение передового опыта работы педагогов, поощрение лучших педагогов и работников системы профессионального образования. 71. Направление 6. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда
Калининградской области.
Цель направления: повышение престижа профессий и
специальностей, востребованных на рынке труда.
Способы реализации направления:
- создание системы информирования населения о перспективных
потребностях экономики и социальной сферы Калининградской области в
трудовых ресурсах, программах профессионального образования,
востребованных на рынке труда, системе профессионального
образования Калининградской области;
- развитие профориентационной работы в образовательных
организациях и обучение школьников профессиональным навыкам в
организациях профессионального образования;
- организация совместно с работодателями практики и стажировок
студентов для ознакомления с новыми типами оборудования и
современными технологическими процессами, в том числе за рубежом;
- организация системы конкурсных мероприятий по поддержке
одаренных и талантливых студентов.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 24.04.2014 г. N 232)
Глава 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
72. Оценка результатов реализации Программы осуществляется ежегодно путем сравнения фактически достигнутых целевых показателей
с утвержденными на год значениями целевых индикаторов, что
позволяет определить качество выполнения мероприятий, степень
решения задач и достижения целей Программы.
Показатели результатов основных направлений реализации
Программы представлены в таблице 1.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 12.03.2013 г. N 147)
Таблица 1
+-----+-----------------------------+-----------+------+----------------------------------+
| N | Наименование цели, задачи, | Целевое | 2011 | Значение за год |
| п/п | показателя | значение | год | |
| | | показателя| | |
+-----+-----------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------+
| | | | | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
| | | | | год | год | год | год | год |
+-----+-----------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
+-----+-----------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------+
| Цель 1. Создание постоянно действующего механизма планирования модернизации системы|
| профессионального образования Калининградской области на основе прогноза кадровых|
| потребностей. |
| Задача. Внедрение системы среднесрочного прогнозирования потребностей в трудовых|
| ресурсах для обеспечения комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров|
| по всем уровням профессионального образования |
+-----+-----------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------+
| 1. | Удельный вес численности | 52,0 | 40,0 | 42,2 | 44,4 | 46,7 | 48,9 | 52,0 |
| | выпускников областных | | | | | | | |
| | профессиональных | | | | | | | |
| | образовательных организаций | | | | | | | |
| | и образовательных | | | | | | | |
| | организаций высшего | | | | | | | |
| | образования очной формы | | | | | | | |
| | обучения, трудоустроившихся | | | | | | | |
| | в течение первого года после| | | | | | | |
| | окончания обучения по | | | | | | | |
| | полученной | | | | | | | |
| | профессии/специальности, от | | | | | | | |
| | общего количества | | | | | | | |
| | выпускников областных | | | | | | | |
| | образовательных организаций | | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | | |
| | образования очной формы | | | | | | | |
| | обучения, в % | | | | | | | |
+-----+-----------------------------+-----------+------+------+------+------+------+------+
| 2. | Количество студентов, | 45 | 0 | 0 | 0 | 15 | 15 | 15 |
| | обучающихся на старших | | | | | | | |
| | курсах очной формы обучения | | | | | | | |
| | образовательных организаций | | | | | | | |
| | высшего образования, молодых| | | | | | | |
| | ученых (магистрантов, | | | | | | | |
| | ординаторов, аспирантов, | | | | | | | |
| | штатных преподавателей | | | | | | | |
| | аккредитованных | | | | | | | |
| | образовательных организаций | | | | | | | |
| | высшего образования, | | | | | | | |
| | сотрудников научных | | | | | | | |
| | организаций), молодых | | | | | | | |
| | специалистов организаций | | | | | | | |
| | реального и социального | | | | | | | |
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|