Расширенный поиск
Постановление Правительства Калининградской области от 26.09.2013 № 727 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября г. Калининград
О целевой Программе Калининградской области "Оказание
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2017 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 16.12.2013 г. N 935; от 19.08.2014 г. N 538;
от 20.02.2015 № 80)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р Правительство Калининградской области (В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 19.08.2014 г. N 538)
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. (Утратил силу - Постановление Правительства Калининградской области от 20.02.2015 № 80)
2. Признать утратившими силу Постановления Правительства Калининградской области: 1) от 21 мая 2007 года N 276 "О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; 2) от 3 октября 2007 года N 593 "О внесении изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года N 276"; 3) от 21 июля 2009 года N 424 "О внесении изменений в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года N 276 "О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; 4) от 4 декабря 2009 года N 727 "О внесении изменений в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года N 276 "О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; 5) от 14 октября 2011 года N 775 "О внесении изменений в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года N 276 "О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". 3. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию. Губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов
Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области от 26 сентября ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Калининградской области "Оказание содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2013-2017 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Калининградской области
от 16.12.2013 г. N 935; от 19.08.2014 г. N 538)
1. Паспорт целевой Программы Калининградской области
"Оказание содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2013-2017 годы" +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Наименование Программы | Целевая Программа Калининградской области | | | "Оказание содействия добровольному переселению | | | в Российскую Федерацию соотечественников, | | | проживающих за рубежом, на 2013-2017 годы" | | | (далее - Программа) | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Дата согласования | Распоряжение Правительства Российской Федерации | | проекта Программы | от 16 августа 2013 года N 1450-р | | с Правительством | | | Российской Федерации | | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Основания | 1) Государственная программа по оказанию | | для разработки | содействия добровольному переселению | | Программы | в Российскую Федерацию соотечественников, | | | проживающих за рубежом, утвержденная Указом | | | Президента Российской Федерации от 22 июня | | | 2006 года N 637 "О реализации Государственной | | | программы по оказанию содействия добровольному | | | переселению в Российскую Федерацию | | | соотечественников, проживающих за рубежом" | | | (далее - Государственная программа); | | | 2) Распоряжение Правительства Российской | | | Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р; | | | 3) Концепция демографического развития | | | Российской Федерации на период до 2015 года, | | | одобренная Распоряжением Правительства | | | Российской Федерации от 24 сентября 2001 года | | | N 1270-р; | | | 4) Приказ Министерства регионального развития | | | Российской Федерации от 1 февраля 2013 года N 33| | | "Об утверждении Методических рекомендаций | | | по разработке программы субъекта Российской | | | Федерации по оказанию содействия добровольному | | | переселению в Российскую Федерацию | | | соотечественников, проживающих за рубежом" | (В редакции Постановления Правительства Калининградской области
от 19.08.2014 г. N 538)
+-------------------------+--------------------------------------------------+ | Государственный | Министерство по муниципальному развитию | | заказчик Программы | и внутренней политике Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Уполномоченный орган | Министерство по муниципальному развитию | | исполнительной власти | и внутренней политике Калининградской области | | Калининградской | | | области, ответственный | | | за реализацию | | | Программы, субъект | | | бюджетного планирования| | | Программы, | | | ответственный | | | за реализацию Программы| | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Разработчик Программы | Министерство по муниципальному развитию | | | и внутренней политике Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Исполнители основных | 1) Министерство по муниципальному развитию | | мероприятий Программы | и внутренней политике Калининградской области; | | | 2) государственное казенное учреждение | | | Калининградской области "Миграционный центр" | | | (далее - ГКУ КО "Миграционный центр"); | | | 3) Министерство социальной политики | | | Калининградской области; | | | 4) Министерство здравоохранения Калининградской | | | области; | | | 5) Министерство образования Калининградской | | | области; | | | 6) Агентство по обеспечению занятости населения | | | Калининградской области; | | | 7) Управление Федеральной миграционной службы | | | по Калининградской области (далее - УФМС России | | | по Калининградской области); | | | 8) управление по информационной политике | | | и взаимодействию со средствами массовой | | | информации (пресс-служба) Правительства | | | Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Стратегическая цель | Обеспечение социально-экономического развития | | Программы | Калининградской области путем улучшения | | | демографической ситуации и восполнения | | | квалифицированных трудовых ресурсов на основе | | | потенциала прибывающих соотечественников | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Тактические задачи | 1) стимулирование добровольного переселения | | Программы | в Калининградскую область соотечественников, | | | проживающих за рубежом, посредством развернутого| | | информирования заинтересованных лиц; | | | 2) создание условий для приема и временного | | | размещения участников Государственной программы | | | и членов их семей; | | | 3) удовлетворение потребности Калининградской | | | области в трудовых ресурсах посредством | | | предложения вакансий, а также переобучения | | | и (или) повышения квалификации участников | | | Государственной программы и членов их семей | | | по специальностям, востребованным на рынке труда| | | в Калининградской области; | | | 4) привлечение участников Государственной | | | программы и членов их семей к созданию | | | и функционированию хозяйствующих субъектов | | | в сферах малого и среднего предпринимательства | | | и сельского хозяйства посредством действующих | | | целевых программ Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Этапы и сроки | Программа реализуется в один этап - | | реализации Программы | с 2013 по 2017 год | +-------------------------+--------------------------------------------------+
| Объемы и источники | Общий объем финансирования - 76196,016 тыс. руб.,|
| финансирования |Средства областного бюджета - 40916,416 тыс. руб.,|
| Программы (по годам) | в том числе: |
| | 2013 год - 953,3 тыс. руб.; |
| | 2014 год - 903,516 тыс. руб.; |
| | 2015 год - 7085,9 тыс. руб.; |
| | 2016 год - 31543,1 тыс. руб.; |
| | 2017 год - 430,6 тыс. руб. |
| | Средства федерального бюджета -18112,8 тыс. руб.|
| | в 2013 году. |
| | Средства федерального бюджета -17166,8 тыс. руб.|
| | в 2014 году. |
(Строка в редакции Постановления Правительства Калининградской
области от 19.08.2014 г. N 538)
+-------------------------+--------------------------------------------------+
| Основные показатели | 1) количество участников Государственной | | эффективности Программы| программы, прибывших в Калининградскую область | | | и зарегистрированных в органах УФМС России | | | по Калининградской области; | | | 2) доля участников Государственной программы | | | и членов их семей, получивших содействие | | | в первичном и временном жилищном обустройстве; | | | 3) доля трудоустроенных прибывших участников | | | Государственной программы и членов их семей | | | от общего числа прибывших участников | | | Государственной программы и членов их семей; | | | 4) количество участников Государственной | | | программы и членов их семей, прошедших | | | переобучение или повышение квалификации | | | по специальностям, востребованным на рынке труда| | | Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Ожидаемые конечные | Реализация Программы позволит обеспечить: | | результаты реализации | 1) улучшение демографической ситуации за счет | | Программы | привлечения на постоянное место жительства | | | в Калининградскую область соотечественников - | | | участников Государственной программы и членов | | | их семей, в том числе детей; | | | 2) восполнение потребностей в трудовых ресурсах,| | | востребованных на рынке труда Калининградской | | | области, за счет квалифицированных специалистов | | | из числа участников Государственной программы. | | | Непосредственные результаты: | | | 1) вселение на территорию Калининградской | | | области ежегодно около 4000 соотечественников - | | | участников Государственной программы и членов | | | их семей; | | | 2) увеличение доли прибывших участников | | | Государственной программы и членов их семей | | | трудоспособного возраста до 55%; | | | 3) увеличение количества участников | | | Государственной программы и членов их семей, | | | прошедших переобучение (переподготовку) | | | по направлению центров занятости населения; | | | 4) капитальный ремонт и реконструкция трех жилых| | | зданий маневренного фонда специализированного | | | жилищного фонда Калининградской области | | | (пос. Долгоруково, Багратионовский муниципальный| | | район Калининградской области) | +-------------------------+--------------------------------------------------+ | Система организации | Контроль за исполнением Программы осуществляется| | контроля за исполнением| в соответствии с требованиями нормативных | | Программы | правовых актов Российской Федерации | | | и Калининградской области | +-------------------------+--------------------------------------------------+ 2. Общая характеристика сферы реализации Программы
В период реализации действовавшей в течение 2007-2012 годов Программы Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года N 276 "О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", разработанной в
рамках Государственной программы, в Калининградскую область прибыло около 18000 человек (из них 7989 человек - участники действовавшей программы), что составило более четверти от всех прибывших в Российскую Федерацию переселенцев. В среднем за год в Калининградскую область прибывает от 3,5 до 5,5 тысячи человек. Соотечественники прибывают из 35 стран ближнего и
дальнего зарубежья. Основные регионы исхода переселенцев - Казахстан,
Киргизия, Узбекистан, Армения, Украина, Таджикистан. Прибывающие в Калининградскую область трудоспособные участники Государственной программы в основном имеют высшее и среднее специальное образование. Часть специалистов получили дополнительное профессиональное и послевузовское образование. Достаточно большой контингент прибывших - лица со средним образованием, которым необходима профессиональная подготовка и переподготовка. Большая часть переселенцев трудоустроена, что свидетельствует о достаточной емкости рынка труда Калининградской области. Переселенцы имеют такие востребованные со стороны работодателей профессии, как врач, инженер, учитель средней школы, воспитатель, преподаватель колледжа и вуза, тренер, менеджер, бухгалтер. Среди рабочих профессий
- водитель, слесарь, механик, электрогазосварщик, электрик и электромонтажник, оператор, мастер. Высокая трудовая мобильность переселенцев позволила многим из них открыть свое дело - стать индивидуальными предпринимателями в самых разных областях экономической деятельности. В общем числе прибывающих участников Государственной программы и членов их семей лица активного трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) составляют 40-45%. Возрастная структура переселенцев благоприятна для дальнейшего воспроизводства населения, так как количество детей и лиц старшего школьного возраста (до 17 лет) составляет 20%, лиц активного репродуктивного возраста - до 3%, лиц старше 55 лет - 8% от общего количества прибывших. В целях реализации Государственной программы в Калининградской области был создан механизм приема и первичной адаптации прибывающих в Калининградскую область переселенцев, неотъемлемой частью которого стало специально созданное ГКУ КО "Миграционный центр". В настоящее время ГКУ КО "Миграционный центр" располагает маневренным фондом специализированного жилищного фонда Калининградской области общей площадью 7417 кв. м. Сотрудники ГКУ КО "Миграционный центр" ведут оперативное информационно-консультативное обслуживание участников Государственной программы, осуществляют содействие в первичном (временном) жилищном обустройстве, трудоустройстве, а также обеспечивают статистическое наблюдение за ходом переселения. Настоящая Программа направлена на поддержание и развитие уже сложившейся в Калининградской области институциональной структуры приема и первичной адаптации соотечественников с учетом бессрочного характера Государственной программы, а также с учетом того, что потоки соотечественников из-за рубежа на территорию Калининградской области носят устойчивый характер. Создание условий для изменения миграционных потоков в Калининградской области путем постепенного замещения временной трудовой миграции постоянной миграцией обеспечит привлечение в Калининградскую область квалифицированных и максимально востребованных специалистов из числа медицинских работников, работников в сферах науки, техники и образования, лиц, способных создать собственный бизнес, а также из числа лиц, востребованных для реализации инвестиционных проектов. 2.1. Анализ демографической ситуации в Калининградской области
Принимаемые в последние годы меры в области демографической политики в России, и в частности в Калининградской области, дали свои
положительные результаты. Произошло существенное снижение уровня смертности в Калининградской области и повышение уровня рождаемости. Вместе с тем сохраняется режим депопуляции. Смертность продолжает превышать рождаемость. По данным за 2011 год, естественный прирост населения - отрицательный (-1,5 на 1000 жителей) (рисунок 1 - не приводится). Рисунок 1. Демографические показатели в Калининградской
области (2005-2011 годы, в расчете на 1000 жителей)
Рисунок не приводится.
Положительный общий прирост населения в Калининградской области за последние три года достигается благодаря миграции, средние значения которой держатся на уровне 3-4 тысячи человек ежегодно с существенным
ростом миграции в 2011 году (до 6,5 тысячи человек). В ряде муниципальных образований Калининградской области отрицательные значения естественного прироста усугубляются оттоком населения. Такая ситуация характерна для муниципального образования "Черняховский муниципальный район", муниципального образования "Славский муниципальный район", муниципального образования "Гвардейский район". В муниципальном образовании "Гусевский муниципальный район", муниципальном образовании "Городской округ "Город Калининград", муниципальном образовании "Зеленоградский район", муниципальном образовании "Полесский муниципальный район", муниципальном образовании "Правдинский район", муниципальном образовании "Пионерский городской округ", муниципальном образовании "Советский городской округ", муниципальном образовании "Светлогорский
район", муниципальном образовании "Светловский городской округ" отрицательные значения естественного движения населения с избытком перекрываются миграционным приростом. Вместе с тем значительный миграционный отток на фоне низкого естественного прироста сохраняется
в муниципальном образовании "Краснознаменский муниципальный район", муниципальном образовании "Нестеровский район", муниципальном образовании "Озерский район". Самая благоприятная ситуация сложилась в муниципальном образовании "Багратионовский муниципальный район", муниципальном образовании "Балтийский муниципальный район", муниципальном образовании "Гурьевский муниципальный район", где положительные значения естественного прироста дополняются притоком мигрантов. Показатели демографической ситуации по муниципальным образованиям Калининградской области в 2011 году представлены в таблице 1. Демографическая ситуация в Калининградской области
Таблица 1
+------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | N | Наименование | Естественный | Миграционный | Общий прирост | | п/п | административно- | прирост | прирост | (человек на | | | территориального | (человек на | (человек на | 1000 жителей) | | | образования | 1000 жителей) | 1000 жителей) | | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 1. | Калининградская | -1,5 | 6,8 | 5,3 | | | область | | | | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | Города | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 2. | Калининград | -2,1 | 6,7 | 4,6 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 3. | Пионерский | -5,6 | 33,2 | 27,6 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 4. | Советск | -6,1 | 10,4 | 4,3 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | Городские округа | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 5. | Светловский | -3,4 | 11,9 | 8,5 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | Районы | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 6. | Светлогорский | -1,9 | 15,1 | 13,2 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 7. | Балтийский | 1,4 | 3,3 | 4,7 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 8. | Багратионовский | 3,4 | 24,6 | 28 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 9. | Гвардейский | -1,4 | -2,0 | -3,4 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 10. | Гурьевский | 1,9 | 14,9 | 16,8 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 11. | Гусевский | -0,6 | 9,7 | 9,1 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 12. | Зеленоградский | -2,1 | 5,9 | 3,8 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 13. | Краснознаменский | 0,3 | -3,5 | -3,2 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 14. | Неманский | -2,7 | 0,4 | -2,3 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 15. | Нестеровский | 1,2 | -8,9 | -7,7 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 16. | Озерский | 0,2 | -6,3 | -6,1 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 17. | Полесский | -1,4 | 3,7 | 2,3 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 18. | Правдинский | -1,2 | 12,9 | 11,7 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 19. | Славский | -2,9 | -2,2 | -5,1 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ | 20. | Черняховский | -2,0 | -13,0 | -15 | +------+--------------------+----------------+----------------+----------------+ Стабилизация численности населения Калининградской области будет достигаться посредством реализации настоящей Программы. Репродуктивный потенциал, как правило, молодых по возрасту участников Государственной программы и их детей позволит улучшить демографические показатели в Калининградской области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, с 2005 по 2012
год даже при наличии устойчивого миграционного прироста (около 3,5 тысячи человек ежегодно) произошло сокращение численности трудоспособного населения на 3,3%, что показано на рисунке 2 (не приводится). При этом доля лиц пожилого возраста выросла на 13%, незначительно увеличилась доля детей. Рисунок 2. Изменение возрастной структуры населения Калининградской области, 2005-2012 годы (по основным
возрастным группам), тыс. чел.
Рисунок не приводится.
Возросла демографическая нагрузка на трудоспособное население с 540 человек до 607 человек (в расчете на 1000 лиц трудоспособного возраста), эффективность использования которого будет возрастать и в дальнейшем (данные представлены в таблице 2). Показатель демографической нагрузки (приходится лиц
нетрудоспособного возраста на 1000 человек
трудоспособного возраста), человек <1>
--------------------------------
<1> Источник: демографический ежегодник, орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Таблица 2
+----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | N | Наименование | 2005| 2006| 2007| 2008| 2009| 2010| 2011| 2012 | | п/п| показателя | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 1.| Всего | 540 | 541 | 548 | 556 | 573 | 599 | 621 | 607 | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 2.| Моложе | 235 | 230 | 229 | 230 | 236 | 247 | 253 | 247 | | | трудоспособного| | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 3.| Старше | 305 | 311 | 319 | 326 | 337 | 353 | 367 | 359 | | | трудоспособного| | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ Продолжающийся уже долгое время режим воспроизводства населения, сопровождаемый сокращением трудоспособного населения, определяет сложности с сохранением современной численности трудовых ресурсов в ближайшие годы. При уровне миграции и повозрастных показателях рождаемости и смертности на уровне 2010 года в период до 2020 года в Калининградской области будет происходить сокращение общей численности населения Калининградской области с 948 до 933 тысяч человек (на 1,6%). Еще в большей мере уменьшится численность населения трудоспособного возраста (с 590 до 534 тысяч человек), то есть на 56 тыс. человек, или на 9,5%. При этом численность лиц моложе и старше трудоспособного возраста будет возрастать, как представлено в таблице
3 и на рисунке 3 (не приводится). Прогноз возрастно-половой структуры населения
Калининградской области методом передвижки возрастов
без учета дополнительного привлечения участников
Государственной программы и членов их семей <*>,
2012-2018 годы, тыс. человек (на начало года)
Таблица 3
+------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | N | Возрастные группы| 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | | п/п | | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1. | Моложе | 146,7 | 151,2 | 154,3 | 157 | 159,8 | 162 | 164,4 | | | трудоспособного | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 2. | Трудоспособного | 587,9 | 585,6 | 577,1 | 567,9 | 558,1 | 549,2 | 540,3 | | | возраста | | | | | | | | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 3. | Старше | 212,2 | 218,2 | 222,7 | 226,8 | 230,8 | 234,6 | 238 | | | трудоспособного | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 4. | Все население | 946,8 | 955,0 | 954,1 | 951,7 | 948,9 | 945,8 | 942,7 | +------+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ Рисунок 3. Прогноз динамики численности укрупненных
возрастных групп населения Калининградской области без учета
дополнительного привлечения участников Государственной
программы и членов их семей, тыс. чел., 2012-2020 годы
Рисунок не приводится.
Если естественное и миграционное движение населения останется на уровне 2010 года, то демографическая нагрузка на трудоспособное население к 2020 году возрастет до 747 человек на 1000 человек трудоспособного населения (рисунок 4 - не приводится) <2>. --------------------------------
<2> Рассчитано на основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Рисунок 4. Прогноз демографической нагрузки
на трудоспособное население, 2012-2020 годы
Рисунок не приводится.
Характер демографических процессов за последние двадцать лет оказывает негативное влияние на систему профессионального образования
Калининградской области. Происходит сокращение количества выпускников
общеобразовательных школ, которое будет продолжаться как минимум до 2016 года. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, численность выпускников общеобразовательных школ дневной формы обучения составила
в 2012 году 8 тысяч человек, количество выпускников с 2007 по 2012 год сократилось более чем на 2 тысячи человек, как показано в таблице 4. Численность выпускников государственных общеобразовательных
организаций (очная форма обучения)
Таблица 4
+----+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | N | Контингенты выпускников | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | | п/п| | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +----+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1.| Численность выпускников, | 10302 | 8954 | 7253 | 7771 | 9044 | 8000 | | | получивших аттестат | | | | | | | | | об основном общем | | | | | | | | | образовании | | | | | | | | | в государственных | | | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | | | организациях | | | | | | | +----+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 2.| Численность выпускников, | 6787 | 6176 | 5480 | 4847 | 3700 | 3900 | | | получивших аттестат | | | | | | | | | о среднем (полном) общем | | | | | | | | | образовании | | | | | | | | | в государственных | | | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | | | организациях | | | | | | | +----+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ Уменьшение контингента учащихся влечет за собой проблемы финансирования организаций образования, сокращения количества учебных
заведений и преподавательских кадров, в конечном итоге - специалистов
на рынке труда. В соответствии с прогнозными данными при положительном сальдо миграции в размере 6 тысяч человек в год в ближайшие годы число детей
дошкольного возраста будет возрастать. Увеличится и количество обучающихся в 5-х - 9-х классах, а число детей, соответствующих возрасту обучающихся в 10-х - 11-х классах, до 2016 года будет сокращаться, рост начнется только с 2017 года, как показано в таблице
5. Прогноз численности населения по некоторым возрастным группам при среднегодовом сальдо миграции 6 тыс. человек,
тыс. человек, 2012-2018 годы
Таблица 5
+----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | N | Возраст населения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | | п/п| | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1.| 0-2 года | 33,3 | 33,8 | 33,6 | 33,4 | 32,9 | 32,3 | 32,0 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 2.| 3 года - 6 лет | 38,5 | 41,2 | 43,8 | 44,8 | 45,4 | 45,6 | 45,4 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 3.| 7-10 лет | 34,4 | 35,2 | 35,8 | 37,4 | 39,4 | 42,1 | 44,7 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 4.| 11-15 лет | 40,6 | 41,0 | 41,6 | 42,6 | 43,8 | 44,3 | 45,4 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 5.| 16-17 лет | 18,3 | 17,3 | 16,6 | 16,5 | 16,5 | 16,7 | 17,0 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 6.| 18 лет - 21 год | 46,2 | 42,4 | 39,0 | 36,4 | 35,2 | 34,1 | 33,3 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 7.| 22-23 года | 37,3 | 31,9 | 26,5 | 24,0 | 21,1 | 19,4 | 19,0 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 8.| 24 года - 26 лет | 53,2 | 56,5 | 57,7 | 53,0 | 45,7 | 39,0 | 34,6 | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ Это в свою очередь предопределяет динамику числа абитуриентов высших учебных заведений. Сильно сократится численность лиц в возрастных группах, соответствующих возрасту обучающихся в бакалавриате, еще более интенсивно - в магистратуре. Без притока мигрантов показатели динамики численности населения данных возрастных
групп будут еще менее благоприятны. В сложившихся условиях учебные заведения профессионального образования поддерживают программы по привлечению в Калининградскую область для поступления в учебные заведения молодежи из других субъектов Российской Федерации, других стран. Вполне конкурентоспособны в этом процессе высшие учебные заведения в Калининградской области. 2.2. Миграционная ситуация в Калининградской области и прогнозные оценки изменения численности населения Калининградской области с учетом привлечения участников Государственной программы и членов их семей Калининградская область имеет устойчивое положительное сальдо миграции. В 2011-2012 годах совокупное сальдо миграции значительно возросло и в 2011 году составило 6,4 тысячи человек, в 2012 году - 8,9 тысячи человек против 3,3 тысячи человек в 2010 году. Это в значительной мере связано с изменениями методики учета мигрантов <3>.
В 2011 году была расширена категория мигрантов, учитываемых при расчете миграционного прироста населения России. В статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (ранее - на 12 месяцев и более) <4>. Миграционное движение населения Калининградской области в
2006-2012 годах представлено в таблице 6. --------------------------------
<3> Изменения в учете мигрантов уже происходили в 2007 году, когда под статистический учет стали попадать иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В Калининградской области, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, число регистрируемых иммигрантов почти не увеличилось (в 2006 году - 3,1 тыс. человек, в 2007 году - 3,5 тыс. человек, тогда как в Российской Федерации оно увеличилось более чем вдвое). Общее сальдо миграции, составлявшее в 2006 году 4,0 тыс. человек, в 2007 году возросло только до 4,3 тыс. человек - см.: Демоскоп weekly. N 541-542.4 - 17 февраля 2013 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom02.php (дата обращения - 01.03.2013). <4> Демоскоп weekly. N 541-542.4 - 17 февраля 2013 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom02.php (дата обращения - 01.03.2013). Миграционное движение населения Калининградской области
в 2006-2012 годах <5>
--------------------------------
<5> Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Таблица 6
+----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | N | Миграция | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | | п/п| | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 1.| Сальдо миграции | 4,0 | 4,3 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | 6,4 | 8,9 | | | (тыс. чел.) | | | | | | | | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 2.| в том числе | 2,5 | 3,0 | 3,1 | 3,3 | 2,7 | 2,4 | ... | | | с зарубежными | | | | | | | | | | странами | | | | | | | | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 3.| прибыло | 3,1 | 3,5 | 3,5 | 3,7 | 3,2 | 5,5 | ... | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 4.| выбыло | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 3,1 | ... | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 5.| из них со странами| | | | | | | | | | ближнего зарубежья| | | | | | | | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 6.| прибыло | 2,9 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,0 | 5,1 | ... | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ | 7.| выбыло | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 2,6 | ... | +----+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ В 2007-2011 годах общее сальдо миграции населения по Калининградской области составило 21,1 тысячи человек. При этом страны ближнего зарубежья обеспечили 70% миграционного прироста: сальдо миграции со странами ближнего зарубежья (где и реализуется Программа)
составило 14,7 тысячи человек: 18,5 тысячи человек прибыло, 3,8 тысячи человек выбыло. Приживаемость мигрантов достигла почти 80%. С учетом того, что новая миграционная программа фактически начнет реализовываться не с 1 января 2013 года, а с более позднего срока, на
2013 год следует запланировать прием меньшего количества переселенцев
(около 2,5 тысячи человек), а в 2014-2017 годы - по 4 тысячи человек ежегодно. Всего предлагается принять по Программе 18,5 тысячи человек. При этом можно ожидать, что развитие Калининградской области как одного из полюсов роста российской экономики обеспечит рост общего сальдо миграции. В дальнейших расчетах прогнозируется общее сальдо миграции в размере 4,7 тысячи человек в 2013 году и по 6,9 тысяч человек ежегодно в 2014-2017 годах, то есть сальдо миграции вне Программы составит 2,2 тысячи человек в 2013 году и по 1,9 тысячи человек в последующие годы. Прогноз половозрастной структуры населения Калининградской области при показателях рождаемости и смертности 2010
года с учетом притока переселенцев по Программе на 2013-2017 годы и приживаемости мигрантов из ближнего зарубежья в размере 80% представлен в таблице 7. Прогноз на 2011-2018 годы, тыс. человек (на начало года) <6>
--------------------------------
<6> Рассчитано на основе данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области за 2010-2011 годы (прогноз разработчиков Программы). Таблица 7
+----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | N | Наименование | 2011| 2012| 2013| 2014| 2015| 2016| 2017| 2018 | | п/п| показателя | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 1.| Моложе | 148,4| 146,7| 151,2| 154,9| 158,3| 161,8| 164,7| 167,9 | | | трудоспособного| | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 2.| Трудоспособного| 584,2| 587,9| 585,6| 580,5| 575,5| 569,9| 565,1| 560,3 | | | возраста | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 3.| Старше | 214,2| 212,2| 218,2| 223,0| 227,5| 232,1| 236,2| 240,0 | | | трудоспособного| | | | | | | | | | | возраста | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 4.| Все население | 941,8| 946,8| 955,0| 958,4| 961,3| 963,8| 966,0| 968,2 | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 5.| Сальдо миграции| 6,4 | 8,9 | 5,7 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9 | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ | 6.| Прибыло | - | - | 2,5 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | | | переселенцев | | | | | | | | | +----+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+--------+ При прогнозируемом уровне миграции в Калининградскую область, а также при половозрастных показателях рождаемости и смертности на уровне 2010 года в расчетный период (с начала 2013 года до конца 2017
года) будет происходить рост общей численности населения Калининградской области - с 955 до 968 тысяч жителей. Однако численность населения трудоспособного возраста (мужчины в возрасте от
16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет) уменьшится с 588 тысяч человек в 2012 году до 560 тысяч человек на начало 2018 года, то есть на 28 тысяч человек, или на 4,8%. При этом численность лиц моложе и старше трудоспособного возраста будет возрастать. Значимыми проблемами в данной сфере остаются наличие большого количества временных трудовых мигрантов, а также проблемы их адаптации к условиям принимающего сообщества. Привлечение рабочей силы в Калининградскую область обеспечивается
за счет существующей процедуры квотирования рабочих мест для иностранной рабочей силы по заявкам работодателей. В 2008 году иностранным гражданам и лицам без гражданства было выдано около 19,5 тыс. разрешений на работу. В 2009 году произошел спад потребности в иностранной рабочей силе (было выдано до 6,7 тыс. разрешений на работу). Начиная с 2010 года потребность в иностранных работниках растет. В 2012 году количество выданных разрешений составило 9,7 тысячи. Среди получивших разрешение на работу в 2012 году преобладают граждане Узбекистана (64,7%), Украины (12,9%), Литвы (4,9%), Таджикистана (4,4%), Киргизии (4,1%). За прошедший период работодателями подано 8074 уведомления о заключении трудовых договоров с 7736 иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем
получения визы. Согласно полученным уведомлениям 48,0% иностранцев, имеющих разрешение на работу, привлекались в строительную отрасль, 21,3% - на обрабатывающие производства, 7,2% - в оптовую и розничную торговлю, 10,7% - в сферу услуг, 5,0% - на транспорт, в сельском хозяйстве работало 3,1%. В 2010 году была введена дополнительная возможность для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности по найму у физических лиц для личных и домашних нужд на основе патента. В 2012 году УФМС России по Калининградской области было выдано более 7,8 тыс. патентов (7831 патент). Из общего числа обратившихся за получением патента наибольшее количество составляют граждане Узбекистана (90,9%), Киргизии (3,1%), Таджикистана (2,1%). Данные о трудовой миграции в Калининградской области в 2007-2012 годах представлены в таблице 8. Данные о трудовой миграции в Калининградской области
Таблица 8
+----+-------+---------------------------------------------+-----------------+ | N | Год | Число выданных иностранным гражданам и | Число выданных | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|