Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 № 983-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 17 июля 2002 г. N 983-р г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 г. N 429 (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р; постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 715; от 03.11.2007 г. N 743; от 25.04.2008 г. N 307) В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р; постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 715; от 03.11.2007 г. N 743; от 25.04.2008 г. N 307) 1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы, букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее именуются - организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются - правила). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2008 г. N 307) 2. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) 3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) 4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", документально фиксируется: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) а) вид операции и основания ее совершения; б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена; в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию; г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция; д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица; е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя. 5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками: а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами; в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля: а) идентификация клиентов организации, установление и идентификация выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1-1 и 1-2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) г) документальное фиксирование необходимой информации; д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) е) иные программы. Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 7. При разработке программы идентификации клиентов организации целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные: а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая); б) дата и место рождения; в) место жительства (регистрации); г) место пребывания; д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший); е) гражданство; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) ж) сведения о миграционной карте; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) з) сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). 9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные: а) наименование; б) государственный регистрационный номер; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) в) место государственной регистрации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) г) место нахождения; д) почтовый адрес; е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) или код иностранной организации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения. 10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные: а) состав учредителей (участников) юридического лица; б) структура органов управления юридического лица и их полномочия; в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества. 11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации. О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись. Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу принимает руководитель организации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) 15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р) 17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации, выгодоприобретателях и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) 18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743) Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом. 19. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 715) _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|