Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 1ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 6 января 2006 г. N 1 г. Москва О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425; от 28.07.2006 г. N 465; от 12.06.2007 г. N 370; от 25.03.2010 г. N 177) В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности населения, критически важных объектов и территорий Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых программ, указанных в пункте 2 настоящего постановления. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425; от 28.07.2006 г. N 465; от 12.06.2007 г. N 370; от 25.03.2010 г. N 177) П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" Наименование - федеральная целевая программа "Снижение Программы рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" Дата принятия - распоряжение Правительства Российской решения о разработке Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1529-р Программы Государственный - Министерство Российской Федерации по делам заказчик-координатор гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Программы и ликвидации последствий стихийных бедствий Государственные - Министерство Российской Федерации по делам заказчики Программы гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Российская академия наук Основные - Министерство Российской Федерации по делам разработчики гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Программы и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российская академия наук Цели и задачи - основными целями Программы являются Программы последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны. Основными задачами Программы являются: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны; развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов; концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций Важнейшие целевые - эффективность реализации Программы индикаторы оценивается с использованием следующих и показатели групп целевых показателей, характеризующих: Программы снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе: снижение по отношению к показателю 2004 года количества гибели людей; снижение по отношению к показателю 2004 года количества пострадавшего населения; снижение по отношению к показателю 2004 года экономического ущерба; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе: повышение по отношению к показателю 2004 года полноты мониторинга; повышение по отношению к показателю 2004 года достоверности прогноза; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций - достижение установленного значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба Сроки и этапы - Программа будет реализована в течение 5 лет реализации в 2 этапа. Программы На первом этапе (2006-2007 годы) предусматриваются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий: реализация существующих и разработка новых целевых программ в субъектах Российской Федерации, осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности; систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций; создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2008-2010 годы) планируются: завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений и системы оповещения о цунами; создание второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание в федеральных округах центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях; обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера Перечень разделов - системные исследования и совершенствование Программы нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Объемы и источники - всего в 2006-2010 годах за счет средств финансирования федерального бюджета - 7260,6656 млн. рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 880,9695 млн. рублей; на капитальные вложения - 5400,6161 млн. рублей; на прочие нужды - 979,08 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 14786,9 млн. рублей (в рамках реализации региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых и реализуемых по соглашениям с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 г. N 465; от 25.03.2010 г. N 177) Ожидаемые конечные - улучшение качества жизни населения путем результаты снижения рисков чрезвычайных ситуаций реализации Программы природного и техногенного характера, и показатели повышения до приемлемого уровня социально- безопасности населения и защищенности экономической критически важных объектов от угроз эффективности природного и техногенного характера, создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию страны. Общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, а также численности погибшего и пострадавшего населения, составит 67,99 млрд. рублей в год (339,95 млрд. рублей за весь период реализации Программы). При этом с учетом затрат на осуществление программных мероприятий их общая экономическая эффективность составит 317,91 млрд. рублей. В результате реализации Программы за счет средств федерального бюджета планируется достичь следующих показателей: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - от 9,3 до 10,3; снижение количества пострадавшего населения - от 7 до 8; снижение экономического ущерба - от 7,3 до 8,3; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты охвата системами мониторинга - от 8,3 до 9,3; повышение достоверности прогноза - от 12,5 до 14,5; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1 : 17,9. Консолидация финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации позволит достичь следующих показателей Программы: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - 12,3; снижение количества пострадавшего населения - 9; снижение экономического ущерба - 10,3; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты охвата системами мониторинга - 11,3; повышение достоверности прогноза - 15,5; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1 : 21,3 (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.06.2007 г. N 370; от 25.03.2010 г. N 177) 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз. Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в стране необходимые условия для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов Российской Федерации. В период с 2000 по 2005 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее - программа). В ходе реализации программы был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами. Она имела комплексный характер и затрагивала деятельность 15 федеральных органов исполнительной власти и всех органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что финансирование программы за счет средств федерального бюджета составило менее 16 процентов запланированных финансовых средств, ее основные задачи удалось решить за счет привлечения финансовых средств субъектов Российской Федерации, которые превысили запланированные. Достижение поставленной цели и решение основных задач программы осуществлялось путем скоординированных действий федерального центра и субъектов Российской Федерации. В рамках проводимой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 40 субъектах Российской Федерации координационной работы осуществляется реализация региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также разработаны и находятся в стадии согласования целевые программы еще в 27 субъектах Российской Федерации. Указанные региональные целевые программы являются важнейшим звеном в построении системы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Их реализация позволила придать системность, организованность и управляемость деятельности по снижению рисков чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами: изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов - потенциальных источников возникновения кризисов и чрезвычайных ситуаций; недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы; недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления); изменение системы распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Несмотря на перечисленные недостатки, реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и скоординированные действия федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов в соответствии с решениями совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4). В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. По различным оценкам, ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта. Невосполнимые ежегодные потери в результате чрезвычайных ситуаций достигают 70 тыс. человек и более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия российского и всемирного значения. Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы. Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные геологические процессы (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, сели, грязевой вулканизм), опасные геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты), опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, тайфуны, очень сильные осадки, сильные метели и пыльные бури, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками, селевые потоки, снежные лавины, цунами, сгонно-нагонные явления), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных. Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения, реализации проектов нового промышленного освоения, в том числе в регионах с особо чувствительными к антропогенному воздействию экосистемами, технических аварий и иных причин, выходящих за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз. Природные риски, связанные с накопленным экологическим ущербом, представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека и хозяйственный потенциал не рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий, риски негативного воздействия законсервированных объектов с потенциально опасными свойствами, риски продолжающейся деградации природных экосистем, вызванной антропогенной деятельностью. Значительную угрозу для населения и объектов экономики страны представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые имеют дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям. В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно-опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 90 млн. жителей страны. Статистика пожаров в Российской Федерации за последние 5 лет позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 250 тысяч в год. Вместе с тем продолжает увеличиваться число крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики. Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий населения по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности недостаточно высока. В решении совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4) отмечено, что: в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для стабильного социально-экономического развития страны; несмотря на проводимую работу по указанной проблеме, существующая государственная система управления не в полной мере соответствует качественным изменениям спектра угроз национальной безопасности Российской Федерации. В указанном решении поставлена задача корректировки и продления до 2010 года программы, но поскольку круг решаемых задач стал значительно шире, а часть направлений выделилась в самостоятельные федеральные целевые программы, реализация указанного решения потребовала разработки новой программы. С учетом разграничения функций и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, смещения акцентов при финансировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на региональный и муниципальный уровни федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (далее - Программа) является инструментом как межведомственной координации, так и координации усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию как превентивных мер, так и мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба. Программа будет востребована не только в сфере государственного регулирования и управления, но и обеспечит прозрачные механизмы и процедуры взаимодействия с бизнесом и общественностью. Важным целевым приоритетом Программы будет разработка механизмов привлечения и расширения участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации конкретных проектов и программ безопасного развития. Целевая ориентация Программы направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных технологий безопасного развития, таких, как снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф и создание системы жизнеобеспечения и защиты человека, входящих в перечень критических технологий, утвержденный Президентом Российской Федерации. Реализация Программы на региональном уровне предполагает: заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о разработке региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о выполнении отдельных мероприятий (таких, как создание элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и национального центра управления в кризисных ситуациях, развитие региональных центров мониторинга и прогнозирования и др.), способствующих достижению целей Программы; утверждение в установленном порядке региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или планов реализации отдельных мероприятий с финансированием за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации со стороны государственных заказчиков Программы; участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы на добровольной основе за счет собственных финансовых средств и средств организаций. Региональные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планы реализации отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации могут приниматься и утверждаться в установленном порядке в течение всего периода реализации Программы по мере изыскания необходимых собственных финансовых средств или финансовых средств организаций. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом С учетом уровня угроз для безопасного развития страны эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества. Изучение угроз и причин возникновения чрезвычайных ситуаций (особенно в части их природных компонентов) является предметом научных исследований. Распределение сфер ответственности и построения организационной структуры на этапе изучения чрезвычайных ситуаций основывается на учете их генезиса (например, цунами - гидрологическое явление, но прогноз его возникновения обеспечивают геофизики, изучающие вопросы сейсмологии). В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте). Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии. Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания (с использованием электронных наружных и внутренних табло коллективного пользования), а также вне зависимости от места их нахождения (с применением различных типов оконечных устройств индивидуального пользования - мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в сеть Интернет, теле- и радиоприемников и др.). Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования играют также современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с персоналом дежурных служб. Указанные задачи могут быть решены путем создания и функционирования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, представляющей собой совокупность федеральных, региональных и местных информационных центров, технически объединенных в единую вертикаль приема и передачи информации. Указанная система по характеру и режиму использования предназначена для государственных нужд. Работы по определению мест размещения, оснащению и разработке регламента использования терминальных комплексов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей проводятся Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В соответствии с концепцией и программой создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей предполагается ее использование в трех режимах. Первый режим (повседневное функционирование) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используется для подготовки населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также доведения до граждан необходимой информации об основах безопасности жизнедеятельности. Одновременно производится комплексный сбор в местах размещения терминальных комплексов информации о состоянии правопорядка и о поведении отдельных категорий граждан с архивированием результатов наблюдений. Второй режим (угроза возникновения и возникновение чрезвычайных ситуаций и массовых нарушений общественного порядка) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используется для доведения до граждан оперативной информации о параметрах опасностей и угроз, направлениях и скорости их распространения, мерах по защите жизни и здоровья, организации помощи окружающим. В это же время осуществляется комплексный сбор информации для подготовки органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации управленческих решений в целях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Третий режим (после чрезвычайных ситуаций) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей задействуется для выполнения комплекса мероприятий, направленных на социальную реабилитацию, оказание психологической помощи населению, всестороннее информационное обеспечение граждан. Коммерческое использование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей нецелесообразно и не предполагается. Принятие общих решений о реализации тех или иных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий основывается на оценке экономической и общественной эффективности сценариев реагирования. Информация о природе чрезвычайных ситуаций, технологиях их предотвращения и ликвидации учитывается, но не является главной. Исходя из изложенного, при применении программно-целевых механизмов необходимо использовать следующие алгоритмы действий: развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания; информационная поддержка и создание инфраструктуры для непрерывного мониторинга и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, информирования органов власти и управления, специалистов и населения по вопросам управления рисками; координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования с учетом особенностей технологического содержания и технического обеспечения мероприятий и реализация сценариев реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на основе оценки экономической и социальной эффективности этих действий; реализация практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций или уменьшающих возможный ущерб. Наиболее проблемной частью единой вертикали реагирования на чрезвычайные ситуации является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. При отсутствии постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно путем применения программных механизмов. Требует совершенствования взаимодействие федеральных и региональных структур различных ведомств для комплексного решения основных проблем, связанных с угрозами безопасности населения и территории. Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Реализация Программы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов. Снижение рисков чрезвычайных ситуаций всех типов и масштабов и их негативных последствий будет обеспечено путем реализации следующих основных направлений Программы: системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода Основными недостатками и издержками подхода к снижению рисков чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода являются: невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Российской Федерации; невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение их социально-экономических последствий; отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации; недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей. Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на: системных исследованиях, направленных на создание научных основ определения закономерностей возникновения чрезвычайных ситуаций и управления этими рисками; гарантированном оповещении и оперативном информировании населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в послекризисный период; развитии и совершенствовании системы мониторинга, ситуационного анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий, в том числе обусловленных сейсмической опасностью; обеспечении безопасности граждан, реализации мероприятий, проводимых на критически важных объектах, по повышению их защищенности от угроз природного и техногенного характера. При организации и проведении системных исследований в таких условиях усложнится решение задач привлечения ведущих научных учреждений, а также координация этих исследований по целям, задачам, срокам и приоритетным конечным результатам. Вследствие этого достижение требуемых результатов исследований в сроки, необходимые для решения других задач прикладного характера, становится практически невозможным. Сроки и затраты, необходимые для их достижения, возрастут ориентировочно в 2-3 раза. Для развития и совершенствования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечение ее организационного и функционального единства, а также тесной увязки технических и методических основ решения задач при участии значительного числа федеральных органов исполнительной власти. Эта проблема носит межведомственный, межотраслевой и комплексный характер. Ее решение без использования программно-целевого метода может увеличить сроки достижения требуемых результатов и затраты на эти цели в 2-3 раза. Разработка и реализация мероприятий на критически важных объектах требует оценки и ранжирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также оценки технико-экономической эффективности этих мероприятий, что возможно только в рамках единой целевой программы. Поэтому решение этой проблемы традиционными методами без использования методов целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования в 3-5 раз. 2. Основные цели и задачи Программы, этапы и сроки ее реализации Основными целями Программы являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны. Основными задачами Программы являются: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны; развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов; концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этапа. На первом этапе (2006-2007 годы) предусматриваются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий: реализация существующих и разработка новых целевых программ в субъектах Российской Федерации, осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности; систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций; создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2008-2010 годы) планируются: завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений и системы оповещения о цунами; создание второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание в федеральных округах центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях; обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера. Для проведения оценки эффективности использования средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации, проведено разделение показателей Программы по соответствующим финансовым источникам. Показатели Программы, которые будут достигнуты за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 1. В 2004 году в чрезвычайных ситуациях погибло 2459 человек, пострадало 23182 человека, прямой экономический ущерб составил 100 млрд. рублей, а суммарный с учетом косвенных ущербов - 2-3 процента валового внутреннего продукта. Эффективность информационного обеспечения системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера характеризуется следующими показателями: полнота охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга - 60 процентов; достоверность (оправдываемость) прогноза - 68 процентов. Отношение размера средств, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций, к размеру предотвращенного ущерба составляет 14 процентов. Реализация Программы может быть прекращена Правительством Российской Федерации, если величина риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации достигнет приемлемого уровня. Приемлемый уровень риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия по решению приведенных выше задач сформированы по следующим направлениям: системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 2. Системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера Основные программные мероприятия этого направления: разработка научно-методических основ исследования опасных процессов в природно-техногенной сфере, возникновения и развития кризисов и катастроф в основных сферах жизнедеятельности государства; формирование научных основ и обоснование приоритетных направлений развития технологической базы в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование научно-методических основ управления рисками чрезвычайных ситуаций, в том числе интегральными рисками, в основных сферах жизнедеятельности государства; совершенствование системы государственного управления в условиях кризисов, вызванных возникновением природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными катастрофами; внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов. Совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами Основные программные мероприятия этого направления: оптимизация функций, задач и организационной структуры систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, включая контроль состояния источников возникновения чрезвычайных ситуаций, обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также в зонах возможного применения средств поражения и на территориях (объектах), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) использование потенциала межрегинальных, региональных и местных мониторинговых организаций с целью повышения качества информации и достоверности прогнозов чрезвычайных ситуаций; развитие технических средств и технологий мониторинга, переоснащение и дооснащение ими элементов систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; совершенствование использования средств и методов дистанционного зондирования потенциально опасных территорий и объектов, а также зон чрезвычайных ситуаций; совершенствование и развитие научных и методических основ прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы прогнозирования возникновения крупных природных катастроф, в том числе лесных пожаров; разработка и внедрение системы раннего предупреждения о возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, в том числе с учетом задач системы мониторинга окружающей среды, ее загрязнения; развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга, сбор, обработку, передачу и хранение полученной информации; создание и развитие геоинформационных технологий в целях совершенствования систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; создание и внедрение системы управления проектами при устранении последствий чрезвычайных ситуаций; создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов по проблеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей Основные цели программных мероприятий этого направления: гарантированное и своевременное информирование и оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций; профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбор информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций; формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, его подготовка по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны общественного порядка. Основными задачами этого направления являются: сокращение сроков гарантированного оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций, касающихся их поведения в процессе локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; повышение уровня культуры и подготовленности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности; обеспечение регулярности передачи информации, необходимой для обучения населения безопасному поведению; усиление информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций; повышение эффективности мониторинга обстановки путем осуществления профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей. Указанные мероприятия включают в себя: разработку и совершенствование концептуальных, системных, нормативных правовых и организационных основ общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание механизмов взаимодействия центрального и региональных компонентов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения в условиях чрезвычайных ситуаций и в период проведения контртеррористических операций; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) выбор, развитие, совершенствование и внедрение современных информационных технологий и программного обеспечения в целях своевременного и качественного информирования и оповещения населения; формирование организационных принципов и методов использования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; разработку типовых проектов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей для регионального и муниципального уровней, а также соответствующей проектно-технологической и эксплуатационной документации; разработку информационного обеспечения общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание и системную интеграцию объектов управления, терминальных комплексов и органов управления общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; подготовку специалистов для работы в региональных и муниципальных информационных центрах общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Создание и введение в эксплуатацию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап - в городах, в которых размещены региональные центры Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 2 этап - в промышленных центрах, обеспечивающих функционирование базовых секторов экономики и транспортных коммуникаций; 3 этап - в городах и других населенных пунктах, расположенных в зонах с высокими уровнями природных и техногенных рисков. Приоритетными территориями для создания и введения в эксплуатацию этой системы являются города и другие населенные пункты, имеющие важное социально-экономическое и оборонное значение, наибольшую плотность населения и концентрацию потенциально опасных объектов, а также характеризующиеся высокими рисками чрезвычайных ситуаций, повышенными угрозами террористических проявлений и проблемами, связанными с охраной общественного порядка. Это обеспечит высокую результативность использования средств федерального бюджета в целях своевременного и качественного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций. Разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов Основными целями мероприятий этого направления являются снижение рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и повышение уровня их защищенности. Программными мероприятиями этого направления являются: концентрация усилий и финансов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций на повышении безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование системы технической диагностики критически важных объектов промышленности и инфраструктуры; разработка и реализация при проектировании, строительстве и эксплуатации комплекса специальных инженерно-технических мероприятий и решений, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций; разработка специальных инженерно-технических решений, обеспечивающих повышение защищенности критически важных объектов при техногенных авариях и катастрофах, стихийных бедствиях; обеспечение защищенности информационных систем критически важных объектов; проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание эффективных средств пожаротушения; развитие и совершенствование специализированных сил и средств для проведения подводных работ специального назначения, связанных с идентификацией и обезвреживанием подводных критически важных объектов; повышение защищенности населения и критически важных объектов от опасностей, возникающих при террористических актах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) Развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций Основной целью программных мероприятий этого направления является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, что предполагает: разработку и внедрение информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем; проведение комплексных исследований с использованием методов математического моделирования для выявления закономерностей в области обеспечения техногенной безопасности, выработки вероятных сценариев развития ситуаций и поддержки принятия необходимых решений; создание условий, исключающих или в максимальной степени снижающих негативное техногенное воздействие на население, производственную и социальную инфраструктуры и экологическую систему; внедрение более эффективных методов и технических средств мониторинга и оценки состояния обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций; модернизацию материально-технической базы аналитических лабораторий в целях обеспечения разработки и применения современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения, пострадавшего в результате опасного техногенного воздействия; создание новых и совершенствование существующих технологий защиты территорий (зданий, сооружений, окружающей природной среды) от опасностей, обусловленных селями, сходом снежных лавин, наводнениями и другими природными явлениями; создание новых и совершенствование существующих технологий предупреждения чрезвычайных ситуаций, обусловленных селями, сходом снежных лавин, наводнениями и другими природными явлениями; создание новых и совершенствование существующих технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций. Развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций Основными целями программных мероприятий этого направления являются: повышение оперативности реагирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на чрезвычайные и предкризисные ситуации как на федеральном, так и на региональном уровнях; обеспечение автоматизированной информационной и интеллектуальной поддержки управленческих решений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; обеспечение необходимого уровня информационной безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные мероприятия включают в себя: развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание и развитие в сети Интернет сайта, предусматривающего обеспечение информационного взаимодействия систем мониторинга, оповещения и предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработку рабочих проектов и модернизацию информационных систем и комплексов связи, в том числе цифровой системы тракинговой радиосвязи, аналого-цифровой системы радиорелейной связи, систем радиосвязи для стационарных и подвижных пунктов управления; разработку организационных, технических и методических основ обеспечения информационной безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Программными мероприятиями этого направления являются: развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание банка данных специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Приоритетными являются направления, реализация которых определена поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации: совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций. 4. Ресурсное обеспечение Программы Программу предусматривается реализовать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств организаций. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации определены на основании реализации ряда проектов и проведения в течение 2004-2005 годов работы по согласованию проекта Программы с предполагаемыми государственными заказчиками Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время развернута работа по созданию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. В гг. Москве и Санкт-Петербурге за счет средств местных бюджетов начаты работы по созданию пилотных проектов этой системы, что позволило обосновать затраты на создание системы в масштабах страны. Также Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана концепция национального центра управления в кризисных ситуациях и обоснованы финансовые средства на его создание. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 3. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям представлены в приложении N 4. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета по годам представлены в приложении N 5. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях, находящихся в совместной собственности, определяются по согласованию с хозяйствующими субъектами. Механизм реализации инвестиционных проектов, направленных на снижение рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представлен в приложении N 6. 5. Механизм реализации Программы Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками. Перечень функций государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков по реализации Программы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики вправе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение ряда функций государственного заказчика. Перечень функций, которые могут быть переданы предприятиям, организациям и учреждениям, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для федеральных государственных нужд. Выбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на основе открытых конкурсных процедур (за исключением мероприятий, реализуемых на критически важных объектах, в отношении которых могут применяться иные предусмотренные законодательством Российской Федерации процедуры). Выбор исполнителей осуществляется согласно принципу равенства конкурентных условий для участия в реализации программных мероприятий. Реализация мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках их собственных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или отдельных мероприятий (в случае отсутствия таких программ). Размер средств, реализуемых в рамках целевых программ субъектов Российской Федерации, не может быть меньше размера средств, предусмотренных на этапе формирования Программы. С субъектами Российской Федерации заключаются соглашения. В процессе формирования состава исполнителей мероприятий Программы, осуществляемых по единым проектам на основе типовых технических аппаратно-программных решений (например, создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций), целесообразно рассмотреть вопрос об учреждении на весь срок реализации Программы кооперации организаций-исполнителей во главе с системными интеграторами проектов. Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие программные мероприятия и собственные целевые программы, представляют отчетные документы о ходе реализации Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. 6. Оценка эффективности реализации Программы В рамках реализации Программы предусматривается осуществлять мониторинг опасных природно-техногенных процессов и прогнозирование чрезвычайных ситуаций с полнотой охвата опасных процессов до 75 процентов и достоверностью не менее 0,75 - 0,84. Должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы по каждому мероприятию. При этом под результатами реализации понимаются: снижение рисков и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций или их ликвидация; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера. Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения. Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды, а также масштабами восстановительных и рекультивационных работ. Результаты программного мероприятия - прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую и экологическую ситуации в зоне действия программного мероприятия, а также на определяющие показатели экономического развития этой зоны. Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной. Прямая экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей программных мероприятий, а косвенная - снижение экономического ущерба, полученного в результате чрезвычайных ситуаций. Экономическая эффективность программных мероприятий, обеспечивающих снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации с размером затрат на эти мероприятия и размером непредотвращенного ущерба. Проведенные расчеты показывают, что экономия средств за счет снижения объема финансирования предупредительных мероприятий (Эпм) после завершения реализации Программы составит от 15,35 до 46,04 млрд. рублей в год, в среднем - 30,7 млрд. рублей в год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Снижение размера экономического ущерба (Эу), оцениваемого путем пересчета размера средств, предусмотренных на финансирование предупредительных мероприятий, с учетом среднемирового уровня эффективности их использования (1 : 12,5) в среднем составит: Эу = (22,043/5) х 12,5 = 55,1 млрд. рублей в год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Снижение размера ущерба от уменьшения численности погибшего населения (Эгл) составит Эгл = 11,58 млрд. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение численности пострадавшего населения (Эпн), с учетом усредненного значения соответствующего целевого показателя (0,09) составит Эпн = 1,31 млрд. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Экономическая эффективность всего комплекса мероприятий Программы (Эобщ) составит: Эобщ = Эу + Эгл + Эпн = 55,1 млрд. рублей + 11,58 млрд. рублей + 1,31 млрд. рублей = 67,99 млрд. рублей в год (339,95 млрд. рублей за весь период реализации Программы). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) При этом экономическая эффективность программных мероприятий с учетом затрат на их осуществление (Эпр) составит: Эпр = 339,95 млрд. рублей - 22,04 млрд. рублей = 317,91 млрд. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Таким образом, на каждый вложенный в Программу рубль приходится не менее 14,4 рубля суммы предотвращенного ущерба. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Распределение объемов финансирования Программы за счет средств федерального бюджета между государственными заказчиками в 2009 и 2010 годах приведено в приложении N 8. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) Распределение объемов финансирования Программы по направлениям за счет средств федерального бюджета между государственными заказчиками в 2009 и 2010 годах приведено в приложении N 9. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) (Часть в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2007 г. N 370) Реализация основных программных мероприятий позволит: создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров, опасностей, обусловленных террористическими актами, а также обеспечить более эффективное государственное регулирование их деятельности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов; повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также контроля обстановки на территориях (объектах), в пределах которых (на которых) возможно совершение террористических актов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) обеспечить эффективное управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций; повысить уровень информационной безопасности при осуществлении деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Введение в полном объеме к 2010 году общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит обеспечить гарантированное информирование более 60 млн. человек по вопросам гражданской обороны и защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и террористическими актами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) Действующая в настоящее время система обеспечивает оповещение всего лишь 19,1 млн. человек, то есть в 3 раза меньше, чем это позволит сделать общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Предположительный эффект от ее внедрения составит примерно 166 млн. рублей в год. В экономической сфере использование системы будет способствовать развитию науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации. В социальной сфере функционирование системы обеспечит: повышение безопасности жизнедеятельности населения за счет формирования у него культуры поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения; обеспечение равных условий защищенности для всех социальных групп населения. В области гражданской обороны в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение) будет обеспечена непрерывность управления гражданской обороной, поступления информации и сигналов оповещения. В правоохранительной области эффект от создания и функционирования системы будет достигаться за счет: повышения действенности мониторинга общественного порядка в местах массового пребывания людей; увеличения результативности процессов обнаружения и идентификации социально опасных лиц (подозреваемых, лиц, находящихся в розыске, предполагаемых террористов и других лиц). Таким образом, использование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит сократить сроки доведения до сведения населения необходимой информации в 1,6 раза и уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий террористических актов ориентировочно в 3,4 раза. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г. N 425) В целом в результате реализации Программы могут быть существенно снижены риски чрезвычайных ситуаций и пожаров, повысятся безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также от опасностей, обусловленных ведением боевых действий и террористическими акциями. Методические рекомендации по оценке результативности и эффективности мероприятий Программы представлены в приложении N 7. ____________ Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" П О К А З А Т Е Л И федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", которые будут достигнуты за счет средств федерального бюджета (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) -------------------+---------------+--------+--------+----------+-----------+----------- | Единица |2006 год|2007 год| 2008 год | 2009 год | 2010 год | измерения | | | | | -------------------+---------------+--------+--------+----------+-----------+----------- 1. Снижение ущерба процентов от чрезвычайных (по отношению ситуаций: к показателям 2004 года) снижение 1,5 - 2 3-4 4,5 - 5,5 6,3 - 8,3 9,3 - 10,3 количества гибели людей снижение 0,5 - 1 1,5 - 2 2-3 4,3 - 6,3 7-8 количества пострадавшего населения снижение 1-2 3-3 3-4 5,3 - 6,3 7,3 - 8,3 экономического ущерба 2. Повышение процентов эффективности (по отношению информационного к показателям обеспечения, 2004 года) систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций: повышение полноты 1-2 2-3 3-4 5,3 - 7,3 8,3 - 9,3 охвата системами мониторинга повышение 2-3 4-5 6-7 8,5 - 11,5 12,5 - 14,5 достоверности прогноза 3. Повышение соотношение 1 : 7 1 : 8 1 : 11,5 1 : 14,2 1 : 17,9 эффективности размера затрат затрат на на мероприятия мероприятия по по снижению предупреждению рисков чрезвычайных чрезвычайных ситуаций ситуаций и размера пре- дотвращенного ущерба _____________ Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" М Е Р О П Р И Я Т И Я федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", финансируемые за счет средств федерального бюджета (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. N 177) -----------------------------------+----------------+---------------------------------------------------+---------------------------------- |Государственный | Объем финансирования (млн. рублей) | Результат | заказчик |----------+----------------------------------------| | |2006-2010 | в том числе | | |годы всего|------+-------+-------+---------+-------| | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | -----------------------------------+----------------+----------+------+-------+-------+---------+-------+---------------------------------- I. Системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера 1. Разработка стратегий Российская 12,17 2 2,5 3 2,17 2,5 научно-методические основы обеспечения заданного уровня академия наук анализа опасных процессов в защищенности критически природно-техногенной сфере. важных объектов на основе Методические рекомендации по анализа опасных процессов в оценке опасностей и защищенности природно-техногенной сфере - объектов. всего Снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости из них: функционирования критически важных объектов НИОКР 12,17 2 2,5 3 2,17 2,5 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 2. Разработка критериев МЧС России 14 2,5 2,5 3 3 3 методы, оценки, критерии и отнесения объектов процедуры отнесения объектов государственной и экономики и инфраструктуры к негосударственной критически важным на федеральном, собственности к критически региональном и муниципальном важным и процедур их уровнях. включения в перечень Оптимизация финансовых средств, критически важных объектов - направленных на повышение всего защищенности критически важных объектов из них: НИОКР 14 2,5 2,5 3 3 3 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 3. Развитие прикладных методов Российская 13,17 2,5 2,5 2,73 2,17 3,27 сценарии техногенных катастроф анализа и моделирования академия наук, различного типа. источников и сценариев Ростехнадзор Обобщенные модели возникновения и техногенных катастроф с развития техногенных катастроф. варьируемыми инициирующими Анализ и управление рисками факторами - всего чрезвычайных ситуаций техногенного характера из них: НИОКР 13,17 2,5 2,5 2,73 2,17 3,27 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 4. Разработка прикладных моделей Российская 11,67 2 2,5 3 2,17 2 прикладные модели опасных опасных природных процессов академия наук природных процессов. для системы принятия Карты основных природных решений в условиях угроз опасностей и рисков возникновения чрезвычайных чрезвычайных ситуаций. ситуаций и разработка карт Снижение рисков чрезвычайных природных опасностей и рисков ситуаций чрезвычайных ситуаций - всего из них: НИОКР 11,67 2 2,5 3 2,17 2 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 5. Разработка и создание базы МЧС России 13,7 2,5 2,5 3 2,7 3 система исходных данных по данных по сценариям типовым сценариям развития возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и их чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования параметрам - всего комплексных средств защиты населения и территорий от угроз из них: природного и техногенного характера. НИОКР 13,7 2,5 2,5 3 2,7 3 Снижение рисков безвозвратных потерь населения капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 6. Системные исследования Российская 10,305 2 2 2,5 1,805 2 технические требования к системам устойчивости структур и академия наук и компонентам комплексной базовых компонентов аварийной диагностики. комплексной технической Снижение рисков чрезвычайных диагностики и элементов защиты ситуаций, повышение защищенности критически важных объектов от критически важных объектов угроз техногенного характера и террористических акций - всего из них: НИОКР 10,305 2 2 2,5 1,805 2 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 7. Исследование и оптимизация МЧС России 7,1 1 1,5 2 1,1 1,5 нормативно-методическая база для правовой, экономической и определения обеспеченности ресурсной базы решения заданного уровня защищенности комплексных задач обеспечения критически важных объектов заданного уровня защищенности критически важных объектов - всего из них: НИОКР 7,1 1 1,5 2 1,1 1,5 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 8. Разработка основных Российская 12,17 2 2,5 2,5 2,17 3 комплексные системы защиты направлений действий академия наук, критически важных объектов от комплексного обеспечения Роснаука угроз природного, техногенного заданного уровня защищенности характера и террористических критически важных объектов от акций. угроз природного, Повышение эффективности и техногенного характера и результативности использования террористических акций - всего материальных и финансовых ресурсов для обеспечения из них: защищенности критически важных объектов НИОКР 12,17 2 2,5 2,5 2,17 3 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 9. Определение критических МЧС России 11,6265 2,5 2,5 2,5 2,1265 2 методы и критерии определения уровней антропогенного критических уровней воздействия на окружающую антропогенного воздействия на среду, повышение которых окружающую среду, повышение ведет к возникновению которых ведет к возникновению чрезвычайных ситуаций - всего чрезвычайных ситуаций. Методы регулирования обоснования из них: инвестиционных проектов при реализации мероприятий по НИОКР 11,6265 2,5 2,5 2,5 2,1265 2 предупреждению чрезвычайных ситуаций капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 10. Формирование условий МЧС России 10,2 2 2 2 1,7 2,5 рекомендации и нормативы, гарантированного непревышения используемые при реализации критических нагрузок на крупных инфраструктурных окружающую среду, проектов. обеспечивающих недопущение Внедрение новых технологий, природно-техногенных снижение рисков чрезвычайных катастроф в процессе ситуаций, повышение защищенности реализации крупных критически важных объектов инфраструктурных проектов, - всего из них: НИОКР 10,2 2 2 2 1,7 2,5 капитальные вложения - - - - - - прочие нужды - - - - - - 11. Разработка и апробация МЧС России 10,75 2 2 2 2,25 2,5 прикладные математические модели методов анализа и прогноза кризисов, чрезвычайных прогнозирования ситуаций и оценки их влияния на экономического ущерба от социально-экономическое развитие чрезвычайных ситуаций страны и регионов. природного и техногенного Учет прогнозных параметров рисков характера, оценки их влияния чрезвычайных ситуаций в на социально-экономическое программах социально- развитие Российской Федерации экономического развития страны. - всего Снижение уровня безвозвратных потерь от чрезвычайных ситуаций и из них: затрат на их ликвидацию НИОКР 10,75 2 2 2 2,25 2,5 капитальные вложения - - - - - - Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|