"комментарий к закону российской федерации "о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств закавказья, прибалтики и республики таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (постатейный) (корякин в.м.) ("право в вооруженных силах", 2000, nn 11, 12; 2001, n 1)
КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ" /"Право в Вооруженных Силах", N 11, 2000/ В.М. КОРЯКИН В.М. Корякин, полковник юстиции, начальник отдела военно - социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, кандидат юридических наук. 21 января 1993 года N 4328-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ (в ред. Закона РФ от 21.07.1993 N 5481-1; Федеральных законов от 19.11.1997 N 146-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ) Комментарий к преамбуле 1. Комментируемый Закон в первоначальной редакции с названием "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" был принят в конце 1992 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 января 1993 г. В последующем Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481-1 принята новая редакция данного Закона с ныне действующим названием, Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ в ст. 5 внесены дополнения, касающиеся мер социальной защиты участников вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике 1994 - 1996 гг., а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ внесены изменения в ст. 5 комментируемого Закона в части, касающейся размеров денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов семей военнослужащих и размеров оказания им единовременной материальной помощи. 2. Необходимость принятия комментируемого Закона вызвана тем, что в конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с обострением социально - политической и криминогенной обстановки в ряде республик бывшего СССР, переросшей в некоторых регионах в открытые вооруженные столкновения враждующих политизированных группировок, военнослужащим Вооруженных Сил пришлось выполнять сложные задачи и миротворческие функции по разделению противоборствующих сторон, по предотвращению перерастания вооруженных конфликтов в крупномасштабные боевые действия. В результате распада СССР часть соединений и воинских частей, перешедших под юрисдикцию Российской Федерации, оказались за пределами России, что обострило социальные проблемы военнослужащих и членов их семей и потребовало установления для них дополнительных гарантий и компенсаций. В целях обеспечения социальной защиты данных военнослужащих и членов их семей руководством государства в указанный период принимались меры по установлению им дополнительных гарантий и компенсаций, Правительством РФ был принят ряд нормативных правовых актов по данному вопросу. В 1993 г. указанные меры были обобщены в комментируемом Законе. 3. Действие комментируемого Закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Таджикистан, Эстонской Республики, а также постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. 4. Правовой режим чрезвычайного положения регламентируется Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. N 1253-1. Согласно указанному Закону чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения чрезвычайного положения являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В качестве оснований введения чрезвычайного положения Закон от 17 мая 1991 г. N 1253-1 определяет: попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокаду отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр; комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники и радиоактивных веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет; временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно - противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ; отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно - спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда. 5. В соответствии со ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося жертв вооруженного конфликта немеждународного характера (Протокол II) <*>, к вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. и происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Не относятся к вооруженным конфликтам немеждународного характера случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера. -------------------------------- <*> Протокол II принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г. и подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. Ратифицирован Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. В юридической литературе выделяются следующие признаки вооруженного конфликта немеждународного характера: 1) конфликт происходит на территории одного государства; 2) метод разрешения конфликта - ведение боевых действий, применение оружия; 3) сторонами в конфликте выступают: а) вооруженные силы и иные полномочные органы, привлекаемые к вооруженной защите государства, целостности его территории, б) антиправительственные незаконные организованные вооруженные группы; 4) организованность вооруженных групп, наличие ответственного командования, осуществляющего общее руководство вооруженной борьбой; 5) осуществление незаконными вооруженными группами контроля над частью территории государства; 6) стремление противоборствующих сил путем вооруженной борьбы добиться определенных политических целей; 7) вооруженное сопротивление носит массовый, продолжительный характер <*>. -------------------------------- <*> См.: Букин И.Н., Терешкович С.В. Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, принимающим (принимавшим) непосредственное участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 7. С. 22. 6. Отнесение тех или иных регионов к зонам вооруженных конфликтов осуществляется Правительством РФ. П. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" установлено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики. Статья 1 Комментарий к статье 1 1. Комментируемый Закон принят в 1993 г., когда шел процесс перехода на контрактную систему комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, поэтому в тексте Закона употребляется понятие "военнослужащие сверхсрочной службы". Ныне действующим законодательством о воинской обязанности и военной службе данная категория военнослужащих не предусмотрена. По своему правовому положению военнослужащие, проходившие сверхсрочную военную службу, приравнены к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 2. Комментируемым Законом установлена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики <*> и Республики Таджикистан, окладов денежного содержания в полуторном размере. Оклады денежного содержания в указанном размере подлежат выплате со дня зачисления в списки воинской части (со дня прибытия в составе воинской части в пункт постоянной дислокации) и по день исключения из списков воинской части (по день убытия в составе воинской части из пункта постоянной дислокации) в связи с убытием с территорий государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан. -------------------------------- <*> За исключением военнослужащих отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материальное обеспечение которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 335 организуется в порядке, установленном Приказом Министра обороны РФ 1995 г. N 211 (Приказ Министра обороны РФ 1996 г. N 9). Процентная надбавка за выслугу лет подлежит выплате от повышенных окладов денежного содержания. Другие повышения окладов (в том числе за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях), а также другие надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы исчисляются от окладов денежного содержания без учета их увеличения в полуторном размере. За военнослужащими, временно убывшими из расположенных на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан воинских частей, сохраняется право на получение окладов денежного содержания в указанных размерах за время нахождения в установленных отпусках, на лечении и в командировке (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9). 3. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, выплачиваются оклады по воинским должностям в размерах, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|