"комментарий к закону российской федерации "о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств закавказья, прибалтики и республики таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (постатейный) (корякин в.м.) ("право в вооруженных силах", 2000, nn 11, 12; 2001, n 1)

КОММЕНТАРИЙ
К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ И РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ
В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ"
/"Право в Вооруженных Силах", N 11, 2000/
В.М. КОРЯКИН
В.М. Корякин, полковник юстиции, начальник отдела военно - социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, кандидат юридических наук.
21 января 1993 года N 4328-1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ
И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ
В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
(в ред. Закона РФ от 21.07.1993 N 5481-1;
Федеральных законов от 19.11.1997 N 146-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Комментируемый Закон в первоначальной редакции с названием "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" был принят в конце 1992 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21 января 1993 г. В последующем Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481-1 принята новая редакция данного Закона с ныне действующим названием, Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ в ст. 5 внесены дополнения, касающиеся мер социальной защиты участников вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике 1994 - 1996 гг., а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ внесены изменения в ст. 5 комментируемого Закона в части, касающейся размеров денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов семей военнослужащих и размеров оказания им единовременной материальной помощи.
2. Необходимость принятия комментируемого Закона вызвана тем, что в конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с обострением социально - политической и криминогенной обстановки в ряде республик бывшего СССР, переросшей в некоторых регионах в открытые вооруженные столкновения враждующих политизированных группировок, военнослужащим Вооруженных Сил пришлось выполнять сложные задачи и миротворческие функции по разделению противоборствующих сторон, по предотвращению перерастания вооруженных конфликтов в крупномасштабные боевые действия. В результате распада СССР часть соединений и воинских частей, перешедших под юрисдикцию Российской Федерации, оказались за пределами России, что обострило социальные проблемы военнослужащих и членов их семей и потребовало установления для них дополнительных гарантий и компенсаций.
В целях обеспечения социальной защиты данных военнослужащих и членов их семей руководством государства в указанный период принимались меры по установлению им дополнительных гарантий и компенсаций, Правительством РФ был принят ряд нормативных правовых актов по данному вопросу. В 1993 г. указанные меры были обобщены в комментируемом Законе.
3. Действие комментируемого Закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Таджикистан, Эстонской Республики, а также постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
4. Правовой режим чрезвычайного положения регламентируется Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. N 1253-1.
Согласно указанному Закону чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства.
Целью введения чрезвычайного положения являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
В качестве оснований введения чрезвычайного положения Закон от 17 мая 1991 г. N 1253-1 определяет:
попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокаду отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:
особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
запрещение забастовок;
ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;
ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники и радиоактивных веществ;
выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет;
временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
установление карантина и проведение других санитарно - противоэпидемических мероприятий;
мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ;
отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;
в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно - спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
5. В соответствии со ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося жертв вооруженного конфликта немеждународного характера (Протокол II) <*>, к вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. и происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Не относятся к вооруженным конфликтам немеждународного характера случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера.
--------------------------------
<*> Протокол II принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г. и подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. Ратифицирован Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г.
В юридической литературе выделяются следующие признаки вооруженного конфликта немеждународного характера:
1) конфликт происходит на территории одного государства;
2) метод разрешения конфликта - ведение боевых действий, применение оружия;
3) сторонами в конфликте выступают: а) вооруженные силы и иные полномочные органы, привлекаемые к вооруженной защите государства, целостности его территории, б) антиправительственные незаконные организованные вооруженные группы;
4) организованность вооруженных групп, наличие ответственного командования, осуществляющего общее руководство вооруженной борьбой;
5) осуществление незаконными вооруженными группами контроля над частью территории государства;
6) стремление противоборствующих сил путем вооруженной борьбы добиться определенных политических целей;
7) вооруженное сопротивление носит массовый, продолжительный характер <*>.
--------------------------------
<*> См.: Букин И.Н., Терешкович С.В. Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, принимающим (принимавшим) непосредственное участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 7. С. 22.
6. Отнесение тех или иных регионов к зонам вооруженных конфликтов осуществляется Правительством РФ.
П. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" установлено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики.
Статья 1
Комментарий к статье 1
1. Комментируемый Закон принят в 1993 г., когда шел процесс перехода на контрактную систему комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, поэтому в тексте Закона употребляется понятие "военнослужащие сверхсрочной службы". Ныне действующим законодательством о воинской обязанности и военной службе данная категория военнослужащих не предусмотрена. По своему правовому положению военнослужащие, проходившие сверхсрочную военную службу, приравнены к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. Комментируемым Законом установлена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики <*> и Республики Таджикистан, окладов денежного содержания в полуторном размере. Оклады денежного содержания в указанном размере подлежат выплате со дня зачисления в списки воинской части (со дня прибытия в составе воинской части в пункт постоянной дислокации) и по день исключения из списков воинской части (по день убытия в составе воинской части из пункта постоянной дислокации) в связи с убытием с территорий государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан.
--------------------------------
<*> За исключением военнослужащих отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материальное обеспечение которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 335 организуется в порядке, установленном Приказом Министра обороны РФ 1995 г. N 211 (Приказ Министра обороны РФ 1996 г. N 9).
Процентная надбавка за выслугу лет подлежит выплате от повышенных окладов денежного содержания. Другие повышения окладов (в том числе за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях), а также другие надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы исчисляются от окладов денежного содержания без учета их увеличения в полуторном размере.
За военнослужащими, временно убывшими из расположенных на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан воинских частей, сохраняется право на получение окладов денежного содержания в указанных размерах за время нахождения в установленных отпусках, на лечении и в командировке (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9).
3. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, выплачиваются оклады по воинским должностям в размерах, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению
Читайте также