"О техническом регулировании: Постатейный комментарий к Федеральному закону" (Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е.) ("Юстицинформ", 2005)
О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ Т.А. ГУСЕВА, Л.Е. ЧАПКЕВИЧ Гусева Татьяна Алексеевна, адвокат Орловской областной коллегии адвокатов. Доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву. Имеет более 60 публикаций в юридических и экономических журналах, автор книги "Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности" (2002). Чапкевич Лилия Евгеньевна, юрист, специалист в области правового регулирования организации государственного контроля качества и безопасности товаров. Родилась в 1961 году, окончила в 1983 году Воронежский технологический институт по специальности "Технология мясопродуктов". В 2003 году окончила Орловский юридический институт МВД РФ по специальности "Юриспруденция". Имеет большой опыт работы в органах государственного контроля качества продовольственных товаров. ВВЕДЕНИЕ 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который ознаменовал начало в России коренной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. К основным целям Закона его сторонники относят стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего с европейской. Это, как предполагается, позволит устранить нормативные барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке. Историю принятия Закона и его содержание следует рассматривать в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний - вступление во Всемирную торговую организацию и принятие Россией на себя международных обязательств, в том числе "Соглашения о технических барьерах в торговле". К таким барьерам этот документ относит расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. ВТО призывает следовать международным стандартам для устранения технических барьеров. Разработка Закона осуществлялась также в целях устранения необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, снижения бремени обязательной сертификации, прекращения хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочения разработки обязательных технических норм. Основная цель Закона - создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые будут содержать обязательные требования безопасности, и добровольных стандартов, содержащих требования к качеству (до принятия Закона все действующие в нашей стране ГОСТы были обязательны для исполнения). Утверждение технического регламента в качестве обязательного к исполнению и применению документа и перевод стандартов в категорию добровольно применяемых норм явились своего рода революцией в сложившемся десятилетиями процессе технического регулирования (порядка разработки и установления обязательных к исполнению требований для продукции и связанных с ее обращением процессов). Закон кардинально изменил всю систему технических требований, порядок их разработки и утверждения, порядок осуществления государственного контроля и подтверждения соответствия требованиям обязательных и добровольных норм. С момента вступления Закона в силу в течение 7 лет должен состояться полный переход от ныне действующей системы технического регулирования к принципиально новой. В связи с революционностью Закона утратил силу целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе Законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", являющиеся до 1 июля 2003 г. основополагающими базовыми документами в области разработки, установления и соблюдения обязательных требований к продукции, работам и услугам. Учитывая, что Законом регулируются отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанных с ней процессов; разработке, принятии, применении и исполнении добровольных требований к продукции, связанных с ней процессов, а также выполнению работ и оказанию услуг; подтверждении соответствия обязательным и добровольным требованиям; осуществлении государственного контроля за соблюдением обязательных требований, - значение данного Закона для всех отраслей промышленности, торговли, различного рода услуг переоценить трудно. Думается, что данный комментарий будет представлять практический интерес для руководителей, экономистов, специалистов службы организации контроля предприятий всех отраслей промышленности, оптовой и розничной торговли, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией продукции, сотрудников правоохранительных органов, студентов юридических, технологических и экономических специальностей, а также потребителей продукции и услуг. 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Комментарий к статье 1 Статья 1 комментируемого Закона определяет область его действия и объекты правового регулирования. Закон регулирует правоотношения, связанные с четырьмя значительными и равноправными по отношению друг к другу явлениями: продукцией; процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; работами; услугами. Требования, предъявляемые к регулируемым объектам, разделены на обязательные и применяемые на добровольной основе. Обязательные требования распространяются на продукцию и процессы, связанные с ее жизненным циклом - от производства до утилизации. Добровольные требования распространяются на продукцию, процессы выполнения работ и оказания услуг. Обязательная сила государственных стандартов впервые была определена Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1925 г., утвердившим Положение о Комитете стандартов при Совете Труда и Обороны, согласно которому Комитет разрабатывает и утверждает обязательные и рекомендательные стандарты (впервые прозвучало деление стандартов на обязательные и рекомендательные, что впоследствии перерастет в деление на обязательные и рекомендуемые показатели стандартов, а с принятием Закона - в обязательные и применяемые на добровольной основе требования). С момента организации стандартизации народного хозяйства требования на все вышеперечисленные объекты устанавливались в государственных стандартах (ГОСТ), отраслевых стандартах (ОСТ), республиканских стандартах (РСТ) и стандартах предприятий (СТП). Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 (ныне утратил силу) "О стандартизации" в качестве нормативных документов по стандартизации утвердил: государственные стандарты, стандарты отраслей, стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (ст. 6). В этом же нормативно-правовом акте была сделана первая попытка разделить требования стандартов на обязательные и добровольные (рекомендательные). Согласно ст. 7 данного Закона обязательными стали лишь те требования стандартов, которые касаются вопросов обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. Но поскольку в действующих стандартах не указывалось, какие из требований являются обязательными, а какие - добровольными, то участники рыночных отношений трактовали их по-разному. Это осложняло и замедляло развитие экономики. Поэтому назрела необходимость на законодательном уровне разделить требования на обязательные к исполнению и применению и добровольные. Закон выводит из-под действия обязательных требований такие два важных вида деятельности, как выполнение работ и оказание услуг: т.е. на продукцию и связанные с ней процессы разрабатываются и применяются как обязательные, так и добровольно исполняемые требования, а на выполнение работ и оказание услуг - только добровольные требования. Представляется, что выведение работ и услуг из сферы действия обязательных требований может в дальнейшем вызвать серьезные проблемы, в частности терминологического характера: к чему следует отнести действия - к процессу, на который должны распространяться обязательные требования, или к оказанию услуги, регулируемой добровольно исполняемыми и применяемыми требованиями? Так, розничная торговля продовольственными товарами до принятия Закона классифицировалась согласно Общероссийскому классификатору работ и услуг как "услуги по реализации продовольственных товаров", т.е. со вступлением Закона в силу требования на данные действия должны были применяться в добровольном порядке. Но особой значимостью соблюдения требований при осуществлении розничной торговли для обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей она была выведена из категории "услуги" и переведена в категорию "процессы", и проект технического регламента на розничную торговлю был разработан одним из самых первых. Приведем в качестве примера структуру проекта Федерального закона "О Техническом регулировании розничной торговли (технический регламент)": Глава 1. Основные положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Законодательство о техническом регулировании розничной торговли Статья 3. Цели настоящего Федерального закона Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона Глава 2. Условия осуществления розничной торговли Статья 5. Государственное регулирование условий осуществления розничной торговли Статья 6. Права продавца на самостоятельное определение условий осуществления розничной торговли Статья 7. Обеспечение покупателей информацией о продавце Глава 3. Требования к товарам, реализуемым в розничной торговле Статья 8. Товары, реализуемые в розничной торговле Статья 9. Обязанности продавца по доведению до покупателей информации о товарах и услугах Статья 10. Информация о продовольственных товарах Статья 11. Информация о непродовольственных товарах Статья 12. Документы, подтверждающие безопасность товаров Глава 4. Требования к зданиям, сооружениям и прилегающей территории Статья 13. Требования к размещению, проектированию, строительству и реконструкции торговых объектов Глава 5. Требования безопасной эксплуатации машин и оборудования Статья 14. Требования безопасности к торгово-технологическому оборудованию и торговому инвентарю Статья 15. Требования безопасной расстановки торгово-технологического оборудования Глава 6. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности Статья 16. Общие требования санитарно-эпидемиологической безопасности Статья 17. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к оборудованию, инвентарю, таре Статья 18. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к транспортировке и погрузке-разгрузке продовольственных товаров Статья 19. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к хранению продовольственных товаров Статья 20. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к предпродажной подготовке и фасовке продовольственных товаров Статья 21. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к отпуску продовольственных товаров Статья 22. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к использованию, утилизации или уничтожению некачественных и опасных продовольственных товаров Статья 23. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к содержанию помещений и оборудования, проведению дезинсекции и дератизации Статья 24. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к объектам мелкорозничной торговли продовольственными товарами Глава 7. Требования пожарной безопасности Статья 25. Общие требования пожарной безопасности Статья 26. Требования пожарной безопасности к выполнению торгово-технологических операций Глава 8. Требования экологической безопасности Статья 27. Общие положения Статья 28. Требования экологической безопасности при выполнении торгово-технологических операций Статья 29. Требования экологической безопасности к хранению и обращению отходов Глава 9. Требования к продаже отдельных видов товаров Статья 30. Требования к предпродажной подготовке и продаже продовольственных товаров Статья 31. Общие требования к продаже непродовольственных товаров Статья 32. Особенности розничной торговли лекарственными препаратами Статья 33. Особенности розничной торговли оружием и патронами к нему Статья 34. Особенности розничной торговли пестицидами и агрохимикатами Статья 35. Особенности розничной торговли табачными изделиями Статья 36. Особенности розничной торговли парфюмерно-косметической продукцией Глава 10. Требования к персоналу продавца Статья 37. Общие требования к персоналу продавца Статья 38. Требования к медицинскому освидетельствованию и гигиенической подготовке персонала Статья 39. Требования личной гигиены к персоналу Глава 11. Государственный контроль (надзор) за выполнением требований настоящего Федерального закона Статья 40. Перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль (надзор) за выполнением требований настоящего Федерального закона Статья 41. Правовое регулирование контроля (надзора) за выполнением требований настоящего Федерального закона Глава 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Статья 42. Ответственность продавца за нарушение настоящего Федерального закона Статья 43. Порядок привлечения продавца к административной ответственности Глава 13. Заключительные положения Статья 44. Переходные положения Статья 45. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Статья 46. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом В перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, на которые, согласно Закону, не будут распространяться обязательные требования, гарантирующие достижение целей технического регулирования, можно включить: услуги общественного питания, услуги по перевозке пассажиров, по ремонту автомототранспортных средств, по ремонту бытовой техники, строительству, медицинские и др. Все они сопряжены с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, а Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|