"Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. n 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный) (Кузьмин В.А.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Принят
Государственной Думой
21 июня 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,
от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 25.10.2001 N 14-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Государство предъявляет особые требования к содержанию под стражей лиц, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений. Правовые основы таких действий установлены Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (далее - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"). Основными задачами настоящего Федерального закона являются порядок и условия содержания тех, кому еще не вступил в законную силу приговор суда. Основной базой Закона служит Конституция РФ.
Поскольку права и свободы человека и гражданина в России определены согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции РФ), при разработке настоящего Федерального закона учитывалась Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/111 от 14 декабря 1990 г. В ней определены основные принципы обращения с заключенными:
все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей;
не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку;
желательно также уважать религиозные убеждения и культурные традиции той группы, к которой принадлежат заключенные, во всех случаях, когда этого требуют местные условия;
тюрьмы несут ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений в соответствии с другими социальными целями какого-либо государства и его основополагающими обязанностями по содействию благосостоянию и развитию всех членов общества;
за исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также такими другими правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций;
все заключенные имеют право участвовать в культурной и образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности;
следует прилагать и поощрять усилия по отмене одиночного содержания в качестве наказания или по ограничению его применения;
необходимо создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию (воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов) на рынке рабочей силы их стран и позволит им оказывать финансовую помощь своим семьям и самим себе;
заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением;
с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях;
изложенные выше принципы применяются беспристрастно.
2. Статья 22 Конституции РФ гарантирует, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. При этом отметим, что положения Конституции РФ (ст. 22) и ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
В контексте предмета правового регулирования комментируемого Закона обратим внимание, что ст. 10 УПК РФ закрепляет, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Арест гражданина, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель, согласно ч. 2 ст. 10 УПК РФ, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.
В связи с этим важный момент зафиксирован в ч. 3 ст. 10 УПК РФ. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
Кроме того, условия содержания подозреваемых и обвиняемых регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом и положениями об изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Согласно этим подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.
Статья 2. Основные понятия
Комментарий к статье 2
1. Согласно уголовно-процессуальным нормам (ст. 46 УПК РФ) подозреваемым признается лицо, в отношении которого в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии с законом, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 91, 92, 100, 108 УПК РФ).
Подозреваемый является участником уголовного судопроизводства только на стадии предварительного расследования. В отношении его должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела либо об избрании меры пресечения до объявления обвинения, составлен протокол задержания.
Существуют конкретные сроки процессуального статуса подозреваемого. В случае задержания лицо может пробыть в этом качестве не более чем 48 часов, при избрании меры пресечения до объявления обвинения - не свыше 10 суток, в случае возбуждения уголовного дела - до предъявления обвинения. В том случае, когда расследование проводится в форме дознания, лицо является подозреваемым до составления обвинительного акта.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено) и фактического его задержания.
В ряде случаев следователь обязан информировать близких родственников или родственников о задержании подозреваемого (ч. 3 ст. 46 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 11 и ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемому должны быть разъяснены его права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Разъяснение подозреваемому является гарантией реального обеспечения прав личности, а также соблюдения законности.
2. При наличии достаточных доказательств против конкретного лица выдвигается обвинение и составляются необходимые процессуальные документы (ст. 171 УПК РФ). Таким образом, обвиняемым является лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого либо составлен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ). С этого момента у обвиняемого появляется статус участника уголовного процесса. В этой связи прокурор, следователь и суд имеют право на применение к нему мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Они зависят от стадий уголовного процесса и судебного разбирательства. В отличие от подозреваемого обвиняемый может находиться под стражей длительное время: на предварительном следствии - до двух с половиной лет, а после поступления дела в суд - до разрешения дела (вынесения приговора или прекращения дела).
Согласно Конституции РФ обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется. Объем, содержание и характер обвинения дают ему возможность выработать линию поведения, избрать и способы, и средства защиты. Ч. 3 ст. 47 УПК РФ представляет обвиняемому необходимое время для подготовки к защите. В соответствии с ч. 1 ст. 172 УПК РФ в течение трех суток лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, должно быть предъявлено обвинение. Такой же срок дается для извещения обвиняемого при изменении обвинения.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом показания обвиняемого имеют юридическую силу и признаются допустимыми доказательствами, если они получены законным путем. Сам обвиняемый также может представлять доказательства.
Согласно праву на защиту администрация того места, где содержится обвиняемый под стражей, должна обеспечить возможность по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела. В том случае, если такая возможность не была предоставлена, это является существенным нарушением УПК РФ и влечет за собой отмену приговора.
С момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым, а после момента подписания обвинительного приговора подсудимый становится осужденным.
Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Комментарий к статье 3
Необходимо отметить, что ни в одной из статей действующего УПК РФ прямо не указаны цели, которые преследуются при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Такое указание существовало в Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 29. Ст. 426).
Этот документ определял следующие цели для задержания: выяснение причастности задержанного к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. В настоящее время вышеуказанное Положение не имеет юридической силы, но указанные в нем цели задержания соответствуют истинному назначению данной меры принуждения.
Также в нашей стране придерживаются и международных целей задержания, которые указаны в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принцип 36, п. 2). Этот документ утвержден Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.
Задержание - это неотложная мера принуждения, и поэтому законом четко регламентированы условия, основания и мотивы задержания, также сроки его применения. Такие гарантии исключают с помощью задержания достижение той или иной цели, при помощи этого процессуальной меры воздействия.
Закон гласит, что может быть задержано лицо, если оно подозревается в преступлении, за которое возможно назначение наказания в виде лишения свободы. В ч. 1 ст. 91 УПК РФ изложены основания, по которым может быть проведено задержание:
когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
когда потерпевшие или очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Подобные процессуальные действия необходимы для достижения следующих целей - выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Они могут быть применены в тех случаях, когда причастность подозреваемого к совершению преступления очевидна, в т.ч. при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо когда потерпевшие или очевидцы укажут на человека, совершившего преступление.
В законе цели отделены от мотивов. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ указана мотивировка, при наличии которой появляется основание подозревать лицо в совершении преступления и оно может быть задержано. Мотивами задержания могут быть следующие факты:
подозреваемый пытается скрыться;
подозреваемый не имеет постоянного места жительства;
не установлена личность подозреваемого;
а также в том случае, когда прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Такие действия предпринимаются при наличии соответствующих оснований в том, что, оставаясь на свободе, подозреваемый скроется от следствия или суда, воспрепятствует установлению истины, будет заниматься преступной деятельностью.
О целях применения меры пресечения в виде заключения под стражу можно сделать вывод из тех оснований, которые установлены УПК РФ (ст. 97) для применения мер пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия, суда, или может продолжить преступную деятельность, или может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Предотвращение перечисленных нежелательных последствий или хотя бы одного из них либо обеспечение исполнения приговора по существу и являются целями, для достижения которых применяется содержание обвиняемого под стражей. Заключение под стражу применяется лишь в тех случаях, когда достижение цели с помощью других мер пресечения маловероятно или невозможно.
Статья 4. Принципы содержания под стражей
Комментарий к статье 4
1. Принципом вообще признано считать основополагающие идеи, исходное начало. В комментируемом Федеральном законе принципы содержания под стражей являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику мест содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
Основные принципы содержания под стражей устанавливает Конституция РФ. Она провозглашает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны (ст. 4 Конституции РФ). Основной документ страны провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
Читайте также