Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу n А81-1507/2009. Изменить решение
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 октября 2009 года Дело № А81-1507/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Шиндлер Н.А., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер08АП-5945/2009) общества с ограниченной ответственностью «Сибрегионгазстрой» и по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-5946/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.07.2009 по делу № А81-1507/2009 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибрегионгазстрой» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения Инспекции от 21.10.2008 № 06-18/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления от 12.03.2009 № 77 недействительным в части пунктов 1.1., 1.З., 1.4. раздела 1; пунктов 4.1., 4.3. раздела 4., а также в части начисления штрафов и пени по указанным эпизодам, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Сибрегионгазстрой» – Манжур А.В. по доверенности от 01.12.2008 сроком действия до 27.11.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу – Тырлина Е.В. по доверенности № 5 от 23.01.2009 сроком действия до 31.12.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); Кислицин Д.В. по доверенности № 1 от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); от Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу – Захаров Д.В. по доверенности № 06-24/12725 от 09.12.2008 сроком действия до 31.12.2009 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); установил: Общество с ограниченной ответственностью «Сибрегионгазстрой» (далее - ООО «Сибрегионгазстрой», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России по КН по ЯНАО, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по Ямало-ненецкому автономному округу, Управление) о признании решения инспекции от 21.10.2008 № 06-18/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления от 12.03.2009 № 77 недействительным в части пунктов 1.1., 1.3., 1.4. раздела 1; пунктов 4.1., 4.3. раздела 4., а также в части начисления штрафов и пени по указанным эпизодам. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.07.2009 по делу № А81-1507/2009 требования налогоплательщика удовлетворены в части, спорный ненормативный правовой акт налогового органа признан недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 62 258 руб. 96 коп., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в соответствующем размере и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 12 451 руб. 79 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Общество и налоговый орган с решением суда первой инстанции не согласились и подали апелляционные жалобы, в которых высказали несогласие с судебным актом: инспекция - в части удовлетворения требований налогоплательщика; ООО «Сибрегионгазстрой» - в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения относительно пункта 1.4 раздела 1, пункта 4.3 раздела 4 решения, а также в части начисления пени и штрафов по указанным эпизодам. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. МИФНС России по КН по ЯНАО проведена выездная налоговая проверка ООО «Сибрегионгазстрой» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) различных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций за период с 01.01.2006 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 05.09.2008 № 06-18/14 и вынесено решение от 21.10.2008 № 06-18/21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в том числе, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 3 863 744 руб. и налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 5 131 392 руб., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 728 448 руб. 16 коп., по налогу на прибыль организаций в сумме 4 193 722 руб. 11 коп., а также в числе прочих налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 19 318 728 руб. и налогу на прибыль организаций в сумме 25 656 957 руб. Решением УФНС Росси по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.03.2009 № 77 решение инспекции от 21.10.2008 № 06-18/21 изменено в части и принято новое решение. В частности, суммы штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ составили по налогу на добавленную стоимость – 3 833 348 руб., по налогу на прибыль организаций – 5 114 370 руб., пени по налогу на добавленную стоимость начислены в размере 2 967 034 руб. 63 коп., по налогу на прибыль организаций – в размере 2 864 476 руб. 97 коп., размер недоимки составил по налогу на добавленную стоимость 19 166 744 руб., по налогу на прибыль организаций 25 571 850 руб. ООО «Сибрегионгазстрой» частично с решением налогового органа от 21.10.2008 № 06-18/21 в редакции решения Управления от 12.03.2009 № 77 не согласилось и обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением. Принятое по результатам рассмотрения дела судом первой инстанции решение о частичном удовлетворении требований налогоплательщика проверено Восьмым арбитражным апелляционным судом на предмет его законности и обоснованности по правилам статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим изменению. В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость в размере 354 610 руб. 27 коп. на сумму не предъявленных подрядчиком генуслуг и не исчислена сумма налога на добавленную стоимость в размере 63 830 руб. Основанием для такого вывода налогового органа послужили следующие обстоятельства. В 2006 году обществу поступили денежные средства и векселя за работы, выполненные в 2005 году по договору от 30.11.2004 № 1-ССПР-2004, заключенному с ЗАО «Стройинвесттрубопровод», выступающим заказчиком. Предметом указанного договора являлось выполнение работ по строительству объекта «Расширение Уренгойского газотранспортного узла. Линейная часть газопровода км 44,66 – км 56,24; км 56,4 – км 76,48». Согласно п.4.4 договора от 30.11.2004 № 1-ССПР-2004 стоимость услуг субподрядчика (ЗАО «Стройинвесттрубопровод») составляет 6% (в том числе 5% генподрядные услуги Генподрядчика (ОАО «Газпромстройинжиниринг»)) от стоимости строительно-монтажных работ, выполненных Спецсубподрядчиком и принятых по форме КС-3 за отчетный период. Обязанности ЗАО «Стройинвесттрубопровод» предусмотрены ст.7 договора и включают в себя: обеспечение проектно-сметной документацией, выполнение работ по созданию геодезической разбивочной работы строительных площадок, предоставление строительных площадок с оформленными документами, обеспечение технического и авторского надзора, комплектация объекта оборудованием, перенос инженерных коммуникаций, подключение сооружений объекта и инженерных сетей, предоставление места для складирования и вывоза строительного мусора, получение необходимых разрешений. ООО «Сибрегионгазстрой» работы на данном объекте выполняло с привлечением субподрядных организаций (ЗАО «Уренгойнефтегазстрой», ООО «РосДорСтрой», ОАО «Транссигналстрой»), условия заключенных договоров с которыми содержат положения, предусматривающие оказание налогоплательщиком генуслуг в отношении предъявленных работ субподрядчиками, при этом суммы вознаграждений не оговорены и не предъявлены. Как указала инспекция в тексте своего решения, налогоплательщик, являясь генподрядчиком, оказывал субподрядчикам услуги, связанные с обеспечением технической документацией, необходимых разрешений соответствующих органов на строительство объекта, координацией работ, приемкой работ от субподрядчика с сдачей заказчику работ, выполненных субподрядчиком, осуществлял временные присоединенения коммуникаций, предоставлял земельные участки, необходимые для временных сооружений обслуживания и хранения материалов и оборудования, обеспечивал место вывоза строительного мусора. Налоговый орган посчитал, что поскольку заключенные обществом договоры с субподрядчиками не предусматривают вознаграждение за оказание им генуслуг, ООО «Сибрегионгазстрой» неправомерно не выставлялись счета-фактуры на возмещение затрат по оказанным генуслугам и данные доходы не учитывались для целей налогообложения. Размер налога на добавленную стоимость определен налоговым органом следующим образом: по договорам с ЗАО «Уренгойнефтегазстрой», ООО «РосДорСтрой» налоговый орган применил ставку 5% от стоимости выполненных субподрядчиками работ; по договору с ООО «ЯмалДорСтройМонтажТехнология»ставка определена определена в размере 4%. Суд первой инстанции, рассматривая решение МИФНС по КН по ЯНАО в данной части, пришел к выводу, что при исчислении стоимости непредъявленных обществом генуслуг налоговый орган необоснованно применил ставки в размере 4 и 5 процентов, в то время как такие ставки условиями договоров не были предусмотрены. Суд посчитал, что налоговый орган фактически изменил юридическую квалификацию сделок налогоплательщика с субподрядчиками в части возмещения на оказание генподрядных услуг, в связи с чем взыскание налоговых платежей, определенных на основании изменения юридической квалификации сделок, должно быть произведено в судебном порядке. Также суд установил, что инспекцией в ходе выездной налоговой проверки не определен и не доказан объем фактически оказанных обществом субподрядчикам генподрядных услуг, поэтому стоимость этих услуг определена произвольно без учета результатов экономической деятельности налогоплательщика и его взаимоотношений со своими контрагентами. Кроме того, суд первой инстанции посчитал необоснованной ссылку проверяющих на Положение о взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР № 132, Госплана СССР № 109 от 03.07.1987 (согласно которому субподрядчик ежемесячно производит возмещение расходов по генподрядным услугам в процентах от сметной стоимости выполненных работ), поскольку указанное положение противоречит действующему законодательству в части установления императивной обязанности оплаты генуслуг. По таким основаниям судом первой инстанции признано необоснованным доначисление обществу на суммы не предъявленных субподрядчикам ЗАО «Уренгойнефтегазстрой», ООО «РосДорСтрой» и ООО «ЯмалДорСтройМонтажТехнология» услуг налог на добавленную стоимость в размере 62 258 руб. 96 коп., а также соответствующие пени и штраф. Суд первой инстанции посчитал правомерным доначисление налога на добавленную стоимость на сумму не предъявленных генуслуг субподрядчику ОАО «Транссигналстрой», поскольку пунктом 5.7 договора от 01.04.2004 № 12 предусмотрена оплата услуг генподрядчика (ООО «Сибрегионгазстрой») в размере 2% от стоимости выполненных работ 8 728 руб. 02 коп. Налоговый орган в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования налогоплательщика о признании недейстивтельным доначисления налога на добавленную стоимость в размере 62 258 руб. 96 коп., а также соответствующие пеней и штрафа отменить, в удовлетворении требований в этой части – отказать. В обоснование своей позиции инспекция указывает, что судом первой инстанции сделаны неправомерные и не основанные на фактических обстоятельствах дела выводы; что налоговым органом применены положения статьи 40 НК РФ и, поскольку стоимость услуг, оказанных обществом, не определена договорами, их цена равна нулю, что является отклонением в сторону понижения более чем на 20% от рыночных цен на аналогичные услуги, оказанные налогоплательщику. Также инспекция полагает, что в ходе проверки был определен фактически оказанных генподрядных услуг – те услуги, которые были оговорены договорами, заключенными обществом с ЗАО «Стройинвесттрубопровод» аналогичны услугам, обозначенным договорами с субподрядчиками. Инспекция считает, что суд неправомерно отклонил применение Положения о взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР № 132, Госплана СССР № 109 от 03.07.1987, так как оно не противоречит нормам действующего законодательства и подлежит применению. В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу просил в указанной части решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Представитель ООО Сибрегионгазстрой» просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания необоснованными выводов суда первой инстанции в части Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу n А75-669/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|