Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А75-3716/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 апреля 2015 года

                                                           Дело № А75-3716/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,

судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ветюговой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1797/2015) закрытого акционерного общества «Строительная компания ВНСС» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 по делу № А75-3716/2014 (судья Сердюков П.А.) по иску закрытого акционерного общества «Строительная компания ВНСС» (ОГРН 1028601465903, ИНН 8609002658) к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, третьи лица: Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Администрация Ханты-Мансийского района, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский институт развития строительного комплекса» (ОГРН 1078601003546, ИНН 8601032837), о взыскании 257 976 640 руб. 18 коп.,

при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества «Строительная компания ВНСС» Деминой В.З. по доверенности № 263 от 26.12.2014 сроком действия на один год, Мамичевой Н.Б. по доверенности № 262 от 26.12.2014 сроком действия на один год,

 

установил:

закрытое акционерное общество «Строительная компания ВНСС» (далее - истец, ЗАО «СК ВНСС», компания) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковым заявлением к Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - ответчик) в лице Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Депстроительства Югры, ответчик), Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Правительство Югры) и Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры, ответчик) о взыскании убытков в размере 257 976 640 руб. 18 коп., в том числе 98 950 078 руб. 84 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов по привлеченным заемным средствам, 57 727 291 руб. 34 коп. недополученных субсидий на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, 101 299 270 руб. 00 коп. в связи с неполной компенсацией затрат на выполнение работ по подготовке и благоустройству территории.

К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Администрация Ханты-Мансийского района, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский институт развития строительного комплекса» (далее – БУ ХМАО-Югры «Югорский институт развития строительного комплекса»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 по делу № А75-3716/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО «СК ВНСС» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

23.03.2015 истец представил дополнение к жалобе.

От Депфина Югры и Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступили отзывы на апелляционную жалобу.

Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы 24.03.2015, в него не явились, Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявил ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя, которое судом удовлетворено.

В судебном заседании, открытом 24.03.2015, в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 31.03.2015, информация о котором размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. Истцу предложено определить пределы проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, при несогласии с принятым решением полностью, обосновать требования к каждому из ответчиков. Соответствующие дополнения к жалобе оформить в письменном виде и заблаговременно направить участвующим в деле лицам.

30.03.2015 от ЗАО «СК ВНСС» поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в которых истец указал на оспаривание решения в полном объёме и субсидиарную ответственность всех лиц, привлечённых в качестве ответчиков по делу.

После перерыва 31.03.2015 судебное заседание продолжено при участии представителей истца.

Определением от 31.03.2015 рассмотрение жалобы отложено на 07.04.2015.

07.04.2015 от истца и Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступили письменные объяснения.

Представители ответчиков и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о судебном заседании 07.04.2015, не явились. Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявил ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя, которое судом удовлетворено. Судебное заседание 07.04.2015 на основании статей 156, 266 АПК РФ проведено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Представители истца в заседании суда 07.04.2015 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и объяснениях.

В заседании суда объявлен перерыв до 09.04.2015, информация о котором размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжено при участии представителей истца, которые поддержали доводы своей жалобы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил, что исковые требования мотивированы тем, что в ноябре 2010 года Правительством Югры было принято решение о переселении граждан из труднодоступных районов, а именно из д. Базьяны и Сухоруково в д. Ярки Ханты-Мансийского района.

Для реализации данного проекта в апреле 2011 года ЗАО «СК ВНСС» начало возведение целого микрорайона в д. Ярки Ханты-Мансийского района.

Субсидирование строительства домов производилось по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Югры от 03.11.2010 № 285-п, а по строительству инженерной инфраструктуры - по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 № 313-п.

Сумма, предъявленная истцом к взысканию (257 976 640 руб. 18 коп. ) в качестве убытков, рассчитана истцом исходя из невозмещённых затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства в размере 57 727 291 руб. 34 коп. и затрат по подготовке территории и благоустройству района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района в сумме 101 299 270 руб., а также уплаченных процентов за пользование заёмными средствами в размере 98 950 078 руб. 84 коп.

Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для подачи ЗАО «СК ВНСС» апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

            Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт реализации инвестиционного проекта о переселении граждан из труднодоступных районов – из д. Базьяны, Сухоруково в д. Ярки Ханты-Мансийского района, но и наличие у ответчиков обязанности производить выплату субсидий на возмещение затрат, факт неисполнения ими должным образом обязанности по возмещению затрат, а также их размер.

            Факт убытков и наличие обязанности производить выплаты субсидий на возмещение затрат, предъявленных ко взысканию в рамках настоящего дела, подтверждается следующим.

Согласно статье 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

В пункте 2 статьи 15 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» предусмотрено, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным последствиям.

В силу статьи 7 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закона об инвестиционной деятельности) субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).

В соответствии со статьей 8 Закона об инвестиционной деятельности отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; защиту капитальных вложений.

То есть, государство проводит политику по обеспечению стабильности положения инвесторов и в качестве базового принципа государственного регулирования предусматривается создание и поддержание устойчивого положения инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации; реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона об инвестиционной деятельности в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания Программ переселения жителей из населённых пунктов с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей Ханты-Мансийского района, целевых окружных программ «Содействие развитию жилищного строительства» и «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа», принятых на период с 2011 по 2015 годы, они носят социально значимый характер и реализация возведённого в рамках указанных программ жилья по цене ниже цены сметной стоимости строительства (реализация по цене 30 942 руб., сметная стоимость строительства по утвержденным тарифам 47 202,095 руб.), свидетельствуют об инвестиционной деятельности, направленной на достижение полезного эффекта, что соответствует правилам статьи 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

ЗАО «СК ВНСС» и Правительством Югры 12.10.2011 заключено соглашение о сотрудничестве (том 1 л. 93-96), по условиям которого истец планирует инвестировать в развитие сети объектов общего и дошкольного образования автономного округа в период с 2011 по 2013 годы средства в размере 3 182 356 000 руб., в сферу жилищного строительства – средства в размере 1 537 015 000 руб.

Согласно пункту 1.3 соглашения о сотрудничестве отношения сторон строятся, в том числе, на принципах недопущения действий, наносящих экономический ущерб друг другу.

В силу пунктов 4.1 и 4.3 соглашения о сотрудничестве Правительство Югры поддерживает стимулирование инвестиционной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, реализация по указанным направлениям осуществляется в установленном порядке путем заключения отдельных соглашений и договоров между сторонами.

10.08.2012 и 28.12.2012 ЗАО «СК ВНСС» и Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А46-15506/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также