Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«08» декабря 2010 года

Дело №

г. Красноярск

А33-16724/2009

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «01» декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «08» декабря 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии:

от заявителя: Морозовой О.В. – представителья по доверенности от 30.07.2010 № Д-299/10,

от ответчика: Гнединой А.Ю. – представителя по доверенности от 14.01.2010 № 17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Аэрофлот-российские авиалинии»

на решение Арбитражного суда  Красноярского края

от  «03» сентября 2010   года по делу  №А33-16724/2009, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее - общество «Аэрофлот – российские авиалинии», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения от 21.07.2009 № 8383 и предписания от 21.07.2009 № 8384 по делу № 002-10-09.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2009 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 года, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2010 указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «03» сентября 2010 года отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21.07.2009 № 8383 и предписания от 21.07.2009 № 8384 по делу № 002-10-09.

Не согласившись с данным решением, открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

-        вывод суда первой инстанции о том, что ОАО «Аэрофлот» неправомерно завысило предельный тариф, установленный приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п при оказании услуг по перевозке пассажиров по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск – Красноярск, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Воздушного кодекса Российской Федерации,

-        положения приказа от 14.07.2008 № 194п неприменимы к рассматриваемым  правоотношениям, поскольку орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право на государственное регулирование тарифов и надбавок при наличии финансовой поддержки из федерального бюджета и согласования с федеральным органом исполнительной власти государственного регулирования тарифов и надбавок,

-        судом не применены положения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации,

-        выводы суда о том, что приказ от 14.07.2008 № 194п содержит все необходимые элементы для определения местной линии, отсутствие легального определения понятия «местные авиалинии» не имеет правового значения для данного дела, являются неправомерными; при отсутствии определения (разъяснения) понятия «местные авиалинии» в постановлении Правительства Российской Федерации № 239, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать определение данного понятия,

-        выполняя полеты по маршрутам Красноярск - Норильск, Норильск – Красноярск,  заявитель не осуществлял перевозки по местным воздушным линиям,

-        в решении суда отсутствуют выводы о злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск – Красноярск; заявитель применял на данных рейсах гибкую систему тарифов и правил, обеспечивающую максимальную доступность авиаперевозок с учетом различных категорий пассажиров и периодов выполнения рейсов.

УФАС по Красноярскому краю не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в  отзыве.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» зарегистрировано Управлением МНС России по городу Москве в  Едином государственном реестре юридических лиц 02.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700092661.

Общество «Аэрофлот – российские авиалинии» имеет лицензию  № ПП 0009 от 21.11.2007 на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров, действующую до 21.11.2012, и сертификат эксплуатанта № 1, действительный до 09.11.2010;  осуществляет, в том числе  деятельность по авиационным перевозкам пассажиров по международным и внутренним авиалиниям на коммерческой основе.

На основании заявления гражданина Петрова М.М. от 07.11.2008 о повышении открытым акционерным обществом «Аэрофлот - российские авиалинии» в ноябре 2008 года цен на авиаперевозки по маршруту Красноярск-Норильск-Красноярск Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении открытого акционерного общества «Аэрофлот - российские авиалинии»  возбуждено дело № 002-10-09 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 21.07.2009 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю признало открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск за период октябрь-декабрь 2008 года, январь-март 2009 года.

В решении антимонопольного органа зафиксировано следующее.

Приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п «Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск» с 23.08.2008 установлен предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск в размере 8500, 0 рублей с учетом налога на добавленную стоимость.   

Общество «Аэрофлот – российские авиалинии» осуществляет с сентября 2008 года рейсы №№ SU-801 Красноярск-Норильск, SU 802 Норильск-Красноярск.

В период с 04.09.2008 по 31.03.2009 открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» при осуществлении деятельности по  авиаперевозкам пассажиров по маршруту Красноярск-Норильск-Красноярск применяло тарифы экономического класса для продажи пассажирских авиаперевозок на рейсы общества  в размере от 3000 рублей до 16800 рублей в одну сторону.

На рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск в периоды с октября по декабрь 2008 года и с января по март 2009 года общество «Аэрофлот – российские авиалинии» занимает долю более 35% от общего объема оказанных услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск, что свидетельствует о наличии доминирующего положения указанного общества на соответствующем товарном рынке.

Воздушные перевозки по рейсам  Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск являются перевозками на местных авиалиниях.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по авиаперевозке пассажиров может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке в части создания возможности для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также к ущемлению интересов потребителей названного вида услуг.

Предписанием от 21.07.2009 № 8384 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю предписало открытому акционерному обществу «Аэрофлот - российские авиалинии»  прекратить нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования при оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск в части завышения предельного тарифа экономического класса на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск, а также в срок до 20.09.2009 перечислить в федеральный бюджет сумму излишне полученной выручки за период октябрь-декабрь 2008 года, январь-март 2009 года от реализации услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск вследствие неправомерного завышения предельного тарифа, установленного Приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п «Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск».

Несогласие открытого акционерного общества «Аэрофлот - российские авиалинии»  с вышеуказанными решением и предписанием явилось поводом его обращения в Арбитражный суд Красноярского края  с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы сторон, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия     (бездействие)     права     и     законные     интересы     заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 22, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.

Суд апелляционной инстанции установил, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю соблюден порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленный Федеральным законом «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5.

Решением антимонопольного органа от 21.07.2009 № 8383 ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск за период октябрь

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также