Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А17-5639/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 06 апреля 2009 года Дело № А17-5639/2008 05-20 Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2009 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Черных Л.И., судей Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И., при участии в судебном заседании: представителя заявителя - Борисова А.Н. по доверенности от 13.12.2008, представителей заинтересованного лица - Никитиной О.Г. по доверенности от 13.03.2009, Чекуновой О.Н. по доверенности от 18.03.2009, Маловой А.В. по доверенности от 01.07.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.12.2008 по делу № А17-5639/2008 05-20, принятое судом в составе судьи Кочешковой М.В., по заявлению открытого акционерного общества «Машиностроительная компания КРАНЭКС» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново о признании частично недействительным решения от 23.06.2008 № 17-15 и по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново к открытому акционерному обществу «Машиностроительная компания КРАНЭКС» о взыскании 14 220 309 рублей 28 копеек, установил:
открытое акционерное общество «Машиностроительная компания КРАНЕКС» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Иваново от 23.06.2008 № 17-15 за исключением начисления пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 106 003 рублей 15 копеек и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов в виде штрафа в сумме 1 200 рублей. Инспекция обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с встречным заявлением о взыскании с ОАО «МК КРАНЭКС» 14 220 309 рублей 28 копеек налогов, пеней и штрафов. Встречное заявление принято судом первой инстанции для рассмотрения его совместно с первоначальным заявлением. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.12.2008 заявленные требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части предложения уплатить единый социальный налог в сумме 7 465 327 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 716 385 рублей, налог на прибыль организаций в сумме 37 312 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 9 657 рублей; предложения удержать из доходов налогоплательщиков неудержанный налог на доходы физических лиц в сумме 8 029 735 рублей; начисления пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 2 521 559 рублей 89 копеек, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 543 437 рублей 85 копеек, налога на прибыль организаций в сумме 5 349 рублей 03 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 670 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 1 375 513 рублей 63 копеек; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в сумме 1 478 454 рублей 55 копеек, налога на прибыль организаций в сумме 7 462 рублей 40 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 931 рублей 40 копеек, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 1 605 947 рублей. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения. Исковое заявление Инспекции оставлено без удовлетворения. Инспекция с принятым решением суда частично не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным решения Инспекции от 23.06.2008 № 17-15 и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции – без удовлетворения. Представители налогового органа и представитель налогоплательщика в судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО «МК КРАНЭКС» по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 и установила нарушения налогового законодательства. Результаты проверки отражены в акте от 16.05.2008 № 17-14. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 23.06.2008 № 17-15 о привлечении Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить суммы налоговых санкций, доначисленные суммы налогов и пени по налогам. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 21.08.2008 данное решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения. Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в арбитражный суд. 1. В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что налогоплательщик в нарушение пункта 1 статьи 210, пункта 1 статьи 236, пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не включил в налоговые базы для исчисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 и 2006 годы ежемесячные выплаты в пользу работников, которые оформлялись договорами долгосрочного займа. По мнению налогового органа, фактически работникам в проверяемый период осуществлялись выплаты стимулирующего характера, которые связаны с результатами трудовой деятельности и относятся к затратам налогоплательщика на оплату труда. По данному эпизоду доначислены единый социальный налог за 2005 год в сумме 5 912 736 рублей, за 2006 год в сумме 1 552 591 рубля, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в сумме 6 908 133 рублей, за 2006 год в сумме 1 808 252 рублей, предложено удержать из доходов налогоплательщиков налог на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 6 079 250 рублей, за 2006 год в сумме 1 950 485 рублей, начислены соответствующие суммы пеней, штрафы по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога за 2005 и 2006 годы всего в размере 1 478 454 рублей 55 копеек, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2005 и 2006 годы всего в размере 1 605 947 рублей. Не согласившись с решением Инспекции в данной части, Общество обжаловало его в арбитражный суд. Поскольку Инспекцией обязанность по уплате указанных налогов основана на изменении юридической квалификации сделок, налоговый орган обратился с исковым заявлением о взыскании с Общества 7 465 327 рублей единого социального налога за 2005 и 2006 годы, 3 670 580 рублей 73 копеек пеней по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц за 2005 и 2006 годы, 3 084 401 рублей 55 копеек указанных штрафов. Удовлетворяя заявленные требования Общества в данной части, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 24, 41, 207, 209, пунктом 1 статьи 210, статьей 235, пунктом 1 статьи 236, статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 420, 421, пунктом 1 статьи 807, пунктом 1 статьи 808, статьями 809, 810, 812 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих выводы о том, что средства, выплаченные Обществом физическим лицам – работникам Общества, не являются средствами, выплаченными им в рамках заключенных договоров долгосрочного целевого займа. Инспекция в апелляционной жалобе не согласилась с выводами суда первой инстанции в данной части. По мнению Инспекции, рассматриваемые договоры займа не носят гражданско-правового характера, фактически спорные суммы являются выплатами стимулирующего характера, связанными с выполнением работниками предприятия трудовых обязанностей. Инспекция считает, что, заключая договоры займа со своими работниками, Общество выступало в качестве работодателя, а не юридического лица в смысле, придаваемом этому определению гражданским законодательством. Налоговый орган обращает внимание, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что даже в самом договоре займа Общество именовалось «Предприятие», а не займодавец, как это определено в статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, а работник предприятия именовался «Работник», а не заемщик. Инспекция не согласна с выводом суда о том, что путем заключения договоров займа осуществлялась социальная поддержка работников. Налоговый орган указывает, что согласно Положению о социальной поддержке работников компании расчет лимитов сумм займа осуществляется с учетом отработанного работником в отчетном месяце времени, стажа его работы в компании, с применением соответствующих коэффициентов, отражающих оклад работника по результатам деятельности компании в целом. На основании этого Инспекцией сделан вывод, что спорные выплаты напрямую связаны с трудовой деятельностью работников и зависят от результатов их труда за месяц. Рассмотрев апелляционную жалобу в указанной части, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. В силу пункта 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Согласно абзацу 1 статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В соответствии с пунктами 2, 3 и 25 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату в целях настоящей главы относятся, в частности: начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда; другие виды расходов, произведенных в пользу работники, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Согласно пункту 12 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований. В пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. В статье 41 Кодекса определено, что в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций». Пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, по договору займа одна сторона (заимодавец) Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А82-963/2009. Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|