Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А09-5430/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)

09 апреля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-5430/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  09.04.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии от заявителя – Государственного унитарного предприятия «Брянсккоммунэнерго» (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) – Пудрова Ю.А. (доверенность от 28.01.2014), Парфентьева Е.А. (доверенность от 28.01.2014),  от заинтересованного  лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Брянску (г. Брянск, ИНН 3257000008,               ОГРН 1133256000008) – Селюковой Е.А. (доверенность от 11.01.2013 № 3),  Прохоренковой Е.А. (доверенность от 05.10.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу  Брянску  на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 по делу                     № А09-5430/2013 (судья Грахольская И.Э.), установил следующее.

Государственное унитарное предприятие Брянской области «Брянсккоммунэнерго» (далее – заявитель, предприятие,  ГУП «Брянсккоммунэнерго») обратилось в Арбитражный суд  Брянской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2013 № 66 (в редакции решения Управления Федеральной налогового службы Брянской области от 06.06.2013) в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов по налогу на прибыль в размере 617 136 рублей (пункт 1.2 резолютивной части решения), признания необоснованным произведенных уменьшений налога на прибыль в размере                                62 780 045 рублей (пункт 2.2. резолютивной части решения в редакции решения УФНС по Брянской области от 06.06.2013), привлечения к налоговой ответственности с учетом увеличения и уменьшения суммы штрафов по НДС в размере 18 577 024 рублей, по налогу на прибыль в размере 4 869 220 рублей (пункт 3 резолютивной части решения), начисления пеней по НДС в сумме 44 763 470 рублей, по налогу на прибыль в размере             12 782 549 рублей (пункт 4 резолютивной части решения), уменьшения убытков по налогу на прибыль за 2009 год в размере 107 465 493 рублей, за 2010 год в размере                              372 049 477 рублей (пункт 5 резолютивной части решения полностью),  предложения уплатить сумму налогов, пеней и штрафов, а также  внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов (пункты 7, 8 резолютивной части решения), а также требования инспекции от 13.06.2013                    № 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 заявленные предприятием требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2013 № 66 в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов по налогу на прибыль в размере 617 136 рублей, признания необоснованным произведенных уменьшений налога на прибыль в размере 62 780 045 рублей,   привлечения к налоговой ответственности  в виде штрафа по НДС в размере                             18 577 024 рублей, по налогу на прибыль в размере 4 869 220 рублей, начисления пеней по НДС в размере 44 763 470 рублей, по налогу на прибыль в размере 12 782 549 рублей, уменьшения убытков по налогу на прибыль за 2009 год в размере 107 465 493 рублей, за 2010 год в размере 372 049 477 рублей,  предложения уплатить сумму налогов, пеней и штрафов, а также внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части оспариваемых сумм налогов, пеней и штрафов (с учетом исправлений,  внесенных определением Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2014). Признано недействительным требование налогового органа от 13.06.2013 № 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В части требований о признании недействительным решения инспекции от 27.03.2013 № 66 в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов по налогу на добавленную стоимость в размере 320 548 рублей, признания необоснованным произведенного уменьшения НДС в размере                          198 659 246 рублей, уменьшения суммы налога, излишне заявленного к возмещению по НДС в размере 115 135 833 рублей, производство по делу прекращено.

При этом суд первой инстанции исходил их того, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налогов, пеней и штрафов в оспариваемых суммах.

Кроме того,  суд указал, что требование налогового органа от 13.06.2013 № 2241 является незаконным, поскольку указание в требовании уплаченных, но впоследствии уменьшенных на основании решения инспекции сумм налога является неправомерным.

Налоговый орган обратился с апелляционной   жалобой,  в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 отменить и принять новый судебный акт, отказав предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у налогового органа имелись правовые основания для доначисления налога на прибыль в сумме 48 603 187 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 7 942 874 рублей, привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3 389 820 рублей, а также уменьшения убытков, исчисленных налогоплательщиком за 2009 год на сумму                        107 465 493 рублей, за 2010 год на сумму 372 049 477 рублей, поскольку денежные средства от продажи имущественного комплекса на основании договора купли-продажи от 30.11.2009 № 1 с согласия собственника, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, являются доходом заявителя от произведенной сделки, а следовательно, подлежат включению в состав налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Кроме того,  инспекция отмечает, что у нее имелись правовые основания для доначисления заявителю налога на прибыль в сумме 14 793 994 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафов, поскольку применение предприятием коэффициента повышенной амортизации за период с 2002 по 2010 годы экономически не оправданно и документально не подтверждено.

Вместе с тем у налогового органа имелись основания для начисления заявителю пеней по НДС в размере 44 763 470 рублей, а также штрафа по НДС в размере                          18 577 024 рублей, поскольку соответствующие суммы НДС, по которым произошло начисление пеней и штрафа  уплачены обществом с нарушением сроков,  установленных налоговым законодательством.

При этом налоговый орган отмечает, что указание в требовании от 13.06.2013                № 2241 сумм налогов, пеней и штрафов, установленных оспариваемым решением, согласуется с нормами действующего законодательства.

Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие объекта обложения налогом на прибыль при передаче по решению собственника имущества электросетевого комплекса на основании договора купли-продажи от 30.11.2009 № 1,  правильность применения коэффициэнта ускоренной амортизации за период с 2002 по 2010 годы, необоснованность начисления пеней и штрафов по НДС, а также незаконность требования инспекции от 13.06.2013 № 2241.

В  ходе судебного разбирательства  в суде апелляционной инстанции   20.03.2014  представители налогового органа представили расчет начисления пени за несвоевременное перечисление предприятием сумм НДС за период с 01.01.2009 по 27.03.2013 года,  в связи с чем предприятие  представило  письменное заявление о частичном отказе от заявленных требований по делу в части признания недействительным пункта 4 резолютивной части оспариваемого решения инспекции  (в редакции  решения Управления ФНС России по Брянской  области от 06.06.2013)  в части предложения уплатить пени в сумме 73 179 рублей 81 копейки, то есть в сумме соответствующей         320 548 рублей недоимки по НДС, а также в части признания недействительным требования инспекции от 13.06.2013  № 2241  в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 320 548 рублей и пени в  соответствующей сумме 73 179 рублей 81 копейки.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В силу положений части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Заявление об отказе от иска подписано представителем заявителя Пудровым Юрием Алексеевичем, полномочия указанного лица на совершение данного процессуального действия прямо оговорены в доверенности от 28.01.2014. Подлинная доверенность представлена на обозрение в судебном заседании, копия доверенности приобщена к материалам дела.

Рассмотрев заявленный обществом отказ от заявленных требований в указанной части, исследовав обстоятельства дела, учитывая отсутствие возражений против принятия отказа от заявленных требований со стороны налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный отказ от заявленных требований  в указанной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем суд апелляционной инстанции принимает данный отказ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Поскольку общество отказалось от заявленных требований в части признания недействительным пункта 4 резолютивной части оспариваемого решения инспекции (в редакции  решения Управления ФНС России по Брянской  области от 06.06.2013)  в части предложения уплатить пени в сумме 73 179 рублей 81 копейки, то есть в сумме соответствующей 320 548 рублей недоимки по НДС, а также в части признания недействительным требования инспекции от 13.06.2013  № 2241  в части предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 320 548 рублей и пени в  соответствующей сумме        73 179 рублей 81 копейки  и отказ принят арбитражным судом,  то решение  суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене,  а производство по делу в  данной  части подлежит прекращению на основании  пункта 4 части 1  статьи  150 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции  считает, что  обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.

Как усматривается из материалов дела, в связи с предоставлением обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за период                  2009-2012 годы и налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года и 4 квартал 2010 года инспекция провела повторную выездную налоговую проверку ГУП Брянской области «Брянсккоммунэнерго» с одновременной проверкой обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, налога на добавленную стоимость за период с 01.10.2009 по 31.12.2010.

По результатам проверки составлен акт от 06.02.2013 № 66.

В порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации общество представило возражения на акт проверки от 06.02.2013.

По результатам рассмотрения представленных обществом возражений и материалов проверки налоговый орган принял решение от 27.03.2013 № 66, которым                              ГУП «Брянсккоммунэнерго» доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: НДС в сумме 320 548 рублей, налог на прибыль организаций в сумме 617 136 рублей, предприятию доначислены налоги, заявленные налогоплательщиком к уменьшению, а именно: НДС в сумме                                  198 659 246 рублей, налог на прибыль в сумме 62 780 045 рублей, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 23 446 244 рублей, начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов в размере 57 546 019 рублей, а также уменьшены убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль в сумме 479 514 970 рублей, уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению 115 135 833 рублей.

На основании указанного решения 13.06.2013 налоговый орган выставил требование № 2241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, доначисленным по итогам выездной  налоговой проверки.

На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции от 27.03.2013 № 66.

Решением управления от 06.06.2013 решение инспекции от 27.03.2013 № 66 изменено, в связи с чем изложено в следующей редакции:

- доначислить суммы неуплаченных (излишне уплаченных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: налог на добавленную стоимость – 320 548 рублей, налог на прибыль организаций – 617 136 рублей;

- признать необоснованным произведенные уменьшения по налогу на добавленную стоимость в сумме 198 659 246 рублей, по налогу на прибыль в сумме  62 780 045 рублей;

- привлечь ГУП Брянской области «Брянсккоммунэнерго» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу n А68-9835/13. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также