Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А35-5553/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 января 2015 года Дело № А35-5553/2014 город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2015 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.Л., судей: Ольшанской Н.А., Скрынникова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области на решение арбитражного суда Курской области от 30.10.2014 по делу № А35-5553/2014 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шабровой Людмилы Александровны (ОГРНИП 307463202300042, ИНН 463221587688) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области об обязании возвратить излишне уплаченный налог, при участии: от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области – представители не явились, надлежаще извещена; от индивидуального предпринимателя Шабровой Людмилы Александровны – представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шаброва Людмила Александровна (далее – предприниматель Шаброва, предприниматель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области (далее – налоговый орган, инспекция № 7) произвести возврат излишне уплаченного налога в сумме 141 589 руб. Решением арбитражного суда Курской области от 30.10.2014 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме, суд обязал налоговый орган произвести предпринимателю возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 141 589 руб. в месячный срок после вступления решения в законную силу. Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы инспекция № 7 ссылается на неправильное определение судом момента, когда предприниматель узнала об излишней уплате ею налога по платежным поручениям от 24.06.2010 № 173 в сумме 119 988 руб. и № 175 в сумме 21 601 руб. (а всего – в сумме 141 589 руб.) и на необоснованность вывода о том, что фактически в отношении указанной суммы имело место принудительное взыскание путем осуществления налоговым органом зачета, а не излишняя уплата. Как считает налоговый орган, предприниматель Шаброва, состоявшая до 06.05.2010 на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – инспекция по г. Курску) и самостоятельно исчислявшая и уплачивавшая единый налог на вмененный доход по месту своего налогового учета, не могла не знать о том, что, не осуществляя деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход на территории, администрируемой инспекцией № 7, и не состоя на учете в названной инспекции в качестве плательщика этого налога ни до, ни после указанной даты, она не имела обязанности по уплате этого налога и не могла не знать о необоснованной, а, следовательно, и излишней его уплате 24.06.2010 в сумме 141 589 руб. за первый квартал 2010 года По мнению налогового органа, факт того, что данное обстоятельство предпринимателю Шабровой было известно, подтверждается также и тем, что 18.08.2010 она повторно перечислила ту же самую сумму единого налога за тот же период по месту нахождения ее на налоговом учете до 06.05.2010 в инспекции по г. Курску. Следовательно, как полагает налоговый орган, о факте излишней уплаты налога в сумме 141 589 руб. платежными поручениями от 24.06.2010 № 173 и № 175 предпринимателю Шабровой стало известно не позднее повторной уплаты этого налога, то есть не позднее 18.08.2010. Кроме того, по мнению инспекции № 7, изложенное свидетельствует также и о том, что у инспекции отсутствовала обязанность по информированию предпринимателя о наличии переплаты, поскольку инспекцией начисление и учет единого налога на вмененный доход не производились, следовательно, ею не мог быть установлен и факт его излишней уплаты. В указанной связи, как считает налоговый орган, ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 79 постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 № 57) и в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 17750/10, в рассматриваемой ситуации судом при исчислении срока на обращение налогоплательщика в суд за возвратом излишне уплаченной суммы налога должно было быть применено положение пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а не пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса, и срок на обращение в суд должен был исчисляться с момента уплаты налога 24.06.2010. Не соглашаясь с выводом суда области об осуществлении налоговым органом принудительного взыскания при учете произведенного налогоплательщиком платежа в сумме 141 589 руб. в момент уплаты по коду бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 1000 110, а с 13.09.2012 по коду 181 1 01 02010 01 0000 11, налоговый орган указывает, что код 182 1 01 02021 01 1000 110 был указан налогоплательщиком самостоятельно в соответствующих платежных документах, а переучет поступивших платежей по коду 182 1 01 02021 01 0000 11 осуществлен на основании приказа Министерства финансов России от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н) и письма Федеральной налоговой службы России от 26.01.2012 № ЗН-4-1/1159@ «О порядке перекодирования КБК» (далее – письмо ФНС России от 26.01.2012 № ЗН-4-1/1159@), что не может быть квалифицировано как зачет налога исходя из правовых позиций, сформулированных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 № 18180/10 и от 24.04.2012 № 16551/11. При этом, как указывает налоговый орган, неправомерным является утверждение суда об отсутствии у налогоплательщика необходимости знать коды бюджетной классификации для уплаты налога, так как в силу положений пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса в совокупности с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Министерства финансов России от 24.11.2004 № 106н (в редакции от 30.12.2010, далее – приказ Минфина России от 24.11.2004 № 106н), код бюджетной классификации является обязательным реквизитом платежного документа, которым производится уплата налога в бюджет. Кроме того, как полагает инспекция № 7, судом не была дана оценка доводу о том, что распределение поступивших в бюджетную систему денежных средств производится органами федерального казначейства, а не налоговыми органами. При этом именно код бюджетной классификации является определяющим при распределении поступивших средств, а приказ Минфина России от 24.11.2004 № 106н лишь допускает указание дополнительной информации о назначении платежа, необходимой для его идентификации. Предприниматель Шаброва в представленном отзыве по делу возразила против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в связи с чем просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Как указывает налогоплательщик со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 № 173-О, а также правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлениях от 25.02.2009 № 12882/08 и от 26.07.2011 № 18180/10, пропуск срока обращения за возвратом сумм излишне уплаченного налога не лишает налогоплательщика права на возврат переплаты через суд в случае, если до подачи такого заявления налогоплательщик обращался в налоговые органы с заявлением о возврате. При этом предприниматель настаивает на том, что она не знала и объективно не могла знать о существующей переплате в сумме 141 589 руб. в момент уплаты 24.06.2010, поскольку до получения справки от 29.06.2011 № 10940, в которой отражено зачисление спорной суммы в счет уплаты налога на доходы физических лиц, не располагала достоверными сведениями о возникшей переплате. Тот факт, что 18.08.2010 ею произведена уплата единого налога на вмененный доход в той же сумме за 1 квартал 2010 года в инспекцию по г. Курску, не может, по мнению предпринимателя Шабровой, подтверждать, что ей было достоверно известно о существовании переплаты. Осуществление платежей по различным налогам само по себе не может свидетельствовать о существовании и тем более об обнаружении налогоплательщиком переплаты по одному из налогов до окончания налогового периода. В то же время, как считает предприниматель Шаброва, налоговому органу стало известно о существовании переплаты с момента поступления платежа в бюджетную систему, поскольку она от уплаты налога на доходы физических лиц была освобождена в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, однако инспекция № 7 в установленный законодательством 10-дневный срок о возникшей переплате предпринимателю не сообщила, более того, учла произведенный платеж в качестве налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налоговыми агентами, что свидетельствует о принудительном взыскании спорной суммы налога. В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, направив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, Шаброва Людмила Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 23.01.2007 и поставлена на налоговый учет в качестве налогоплательщика в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску. Основным видом деятельности предпринимателя, как это следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, является розничная торговля в неспециализированных магазинах, дополнительными – оптовая торговля, предоставление различных видов услуг, аренда машин и автомобилей. В связи с осуществлением указанных видов деятельности предпринимателем Шабровой в 2010-2012 годах применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход и по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. С 12.05.2010 в связи с изменением предпринимателем Шабровой места жительства она была поставлена на налоговый учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области (т.1 л.д.30-35). 19.04.2010 предпринимателем была представлена в инспекцию по г. Курску по месту ее жительства налоговая декларация в электронном виде по единому налогу на вмененный доход за первый квартал 2010 года, в которой к уплате в бюджет исчислен налог в сумме 141 589 руб. по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы». Данная деятельность, как это следует из копии налоговой декларации, приобщенной к материалам дела (т.1, л.д.137-139), осуществлялась предпринимателем в г. Курске по ул. Кулакова, 144. 24.06.2010 предприниматель Шаброва платежным поручением № 173 перечислила в бюджет сумму 119 988 руб. и платежным поручением № 175 – сумму 21 601 руб., а всего – сумму 141 589 руб. В указанных платежных поручениях в поле 16 в качестве получателя платежа указаны управление Федерального казначейства по Курской области и межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курской области, осуществляющая администрирование налогов на территории Медвенского района Курской области; в поле 105 - код ОКАТО 382 248 440 00, присвоенный, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, на территории которых мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации ОК 019-95, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413, Панинскому сельскому совету Медвенского района Курской области; в поле 104 - код бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 0000 110, соответствующий, согласно приказу Министерства финансов России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», действовавшему в период осуществления Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А35-5726/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|