Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А48-3212/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

 

 

 

 

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

                                                   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

01 декабря 2009 г.                                                   Дело  № А48-3212/2009

город Воронеж                                                   

          Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи -                                       Михайловой Т.Л.,

судей -                                                                                  Осиповой М.Б.,

                                                                                              Ольшанской Н.А.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,                                                                             

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение арбитражного суда Орловской области от 01.09.2009 г. по делу № А48-3212/2009 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Свиридовой Виктории Николаевны к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла о признании недействительным решения № 1 от 20.01.2009 г.,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: Картелевой Н.И., специалиста 1 разряда по доверенности № 16 от 05.03.2009 г.,

от налогоплательщика: Свиридовой В.Н., предпринимателя, Панкратова В.В., представителя по доверенности б/н от 01.11.2009 г.,

                                                                   

                                         УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Свиридова Виктория Николаевна (далее – предприниматель Свиридова, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Ор­ловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы  по Советскому району города Орла (далее – инспекция, налоговый орган) о при­знании  недействительным решения от 20.01.2009 г. № 1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением арбитражного суда Орловской области от 01.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены полностью.

Налоговый орган, не согласившись с  решением об удовлетворении требований налогоплательщика, обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения арбитражного суда Орловской области от 01.09.2009 г. по основаниям несоответствия выводов, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам дела, и нарушения норм материального права, выразившегося в  неправильном истолковании примененных правовых норм, в связи с чем  просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя Свиридовой. 

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что предпринимателем Свиридовой в ходе выездной налоговой проверки не были представлены документы, подтверждающие  расходы, уменьшающие налогооблагаемые базы по налогу на доходы физических лиц и по единому социальному налогу за 2006 г. на общую сумму 2 343 320 руб. 85 коп. со ссылкой на утрату этих документов, что, по мнению налогового органа, лишило налогоплательщика права в дальнейшем представлять такие  документы суду и ставит под сомнение достоверность  документов, положенных судом в основу принятого им решения.

Кроме того, как полагает заявитель апелляционной жалобы, представленные налогоплательщиком и принятые судом расходные кассовые ордера с внесенными в них изменениями не являются  документами, подтверждающими  оплату товара,  приобретенного у обществ с ограниченной ответственностью «Интерторг» и «Каскад»,  поскольку по указанным ордерам выдача наличных денежных средств производилась физическим лицам Емелиной И.А. и Марютину А.В., в отношении которых не представлены доказательства наличия у них   права на получение от имени названных юридических лиц наличных денежных средств.

При этом инспекция указывает на невозможность подтверждения полномочий  Емелиной И.А. и Марютина А.В. после проведения выездной налоговой проверки, поскольку  общества «Интерторг» и «Каскад» по месту регистрации отсутствуют, налоговую и бухгалтерскую отчетность налоговым органам не представляют, что делает невозможным проведение их встречных проверок.  Данные обстоятельства, по мнению налогового органа,  исключают  возможность представления названными обществами каких-либо документов в подтверждение полномочий  физических лиц, указанных в расходных кассовых  ордерах, а также и возможность проверки достоверности сведений, указанных в спорных документах.

Основываясь на перечисленных обстоятельствах, инспекция считает, что предприниматель Свиридова не проявила должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагентов, сведения, содержащиеся в расходных кассовых ордерах, носят недостоверный характер, что свидетельствует о недостоверности заявленных предпринимателем расходов.

Налогоплательщик возразила против доводов апелляционной жалобы и просит решение арбитражного суда Орловской области от 01.09.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла  без удовлетворения.

В обоснование своей позиции по делу пояснила, что все документы, подтверждающие расходы, были представлены ею  налоговому органу  в ходе рассмотрения материалов  выездной налоговой проверки и последний не лишен был возможности проверить достоверность представленных документов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителей инспекции и  налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла от 12.08.2008 г. № 31 сотрудниками инспекции проведена выездная на­логовая проверка индивидуального предпринимателя Свиридовой Виктории Николаевны по вопросам правильности исчисле­ния и своевременности уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов (за ис­ключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в качестве налогового агента) за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г., правильности исчисления, удержания и перечис­ления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 г. по 31.07.2008 г., правильно­сти исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязатель­ное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г., по во­просам соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г.

О выявленных в ходе проверки нарушениях составлен акт № 60 от 10.12.2008 г.

Руководитель инспекции, рассмотрев акт проверки № 60 и представленные  налогоплательщиком возражения, принял решение № 1 от 20.01.2009 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому предприниматель Свиридова привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов в сумме 60 926 руб. 34 коп. за неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2006 г. и  14 897 руб. 41 коп. за неполную уплату единого социального налога  за 2006 г., а всего – в сумме 75 823 руб. 75 коп.

Кроме того, данным решением налогоплательщику было предложено уплатить недоимки по налогу на доходы физических лиц  в сумме 304 631 руб. 71 коп. и по единому социальному налогу  в  сумме 74 487 руб. 03 коп., в том числе: в федеральный бюджет – 64 047 руб. 03 коп., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 840 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхова­ния – 6 600 руб., а также  пени за несвоевременную уплату налогов, начисленные  по состоянию на 20.01.2009 г., в общей сумме 74 687 руб. 53 коп., в том числе по налогу на доходы физических лиц - 60 009 руб. 91 коп., по единому социальному налогу  - 14 677 руб. 62 коп.

Не согласившись с выводами инспекции, изложенными в решении от 20.01.2009 г. № 1, предприниматель Свиридова обратилась с апелляционной жалобой на названное решение в управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее – управление). По результатам рассмотрения указан­ной жалобы решением руководителя управления от 27.03.2009 г. № 53 решение инспекции от 20.01.2009 г. № 1 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба предпринимателя Свиридовой без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 20.01.2009 г. № 1 о привлечении к ответственности не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, нарушает ее права и законные интересы в сфере предприниматель­ской деятельности, предприниматель Свиридова обратилась в арбитражный суд с заявлением по настояще­му делу.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно  исходил из следующего.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекса, Кодекс) налогоплательщики обязаны     уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В силу статей 207 и 235 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели  являются плательщиками налога на доходы физических лиц и  единого социального налога.

На основании пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Статьей 210 Налогового кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса  физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В статье 208 Налогового кодекса  указан перечень доходов, принимаемых в качестве таковых для целей обложения налогом на доходы физических лиц. Данный перечень не является закрытым, о чем свидетельствует подпункт  10 пункта 1 указанной статьи.

В силу пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом  2 статьи 210 Налогового кодекса имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, согласно соответствующим статьям главы «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса налоговая база по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организации соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 252 главы 25 Налогового кодекса («Налог на прибыль организаций») налогоплательщик имеет право уменьшить  полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Приказом Минфина России и Министерства по налогам и сборам  России от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, пунктом 2 которого предусмотрено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении пред­принимательской деятельности. Данные

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу n А08-5274/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также