Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А08-5764/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 мая 2009 года                                                        Дело № А08-5764/2008-25

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.09 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 29.05.09 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Осиповой М.Б.

судей                                                                                     Михайловой Т.Л.,

                                                                                               Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от Инспекции ФНС России по г. Белгороду: представители не явились, надлежаще извещена,

от ООО «Агрогент»: представители не явились,  надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Агрогент» и Инспекции ФНС России по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.12.2008 по делу № А08-5764/2008-25 (судья Линченко И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрогент» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрогент» (далее – ООО «Агрогент», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду (далее – ИФНС России по г. Белгороду, Инспекция) о признании недействительным решения № 12-11/86 ДСП от 15.08.08г. в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 064 459 руб., налог на прибыль в сумме 4 669 024 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 840 322 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 766 630 руб., привлечения к налоговой ответственности по п.3 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 180 126 руб., по налогу на прибыль – 494 381 руб. (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.12.08 г. заявленные требования Общества удовлетворены частично, признано недействительным решение «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» №12-11/86 ДСП от 15.08.08г. Инспекции ФНС РФ по г. Белгороду в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 144 000 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 42 391 руб., штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 180 126 руб., налог на прибыль в сумме 345 600 руб., пени по налогу на прибыль 41 524 руб., штраф по налогу на прибыль в сумме 494 381 руб., в остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество и Инспекция обратились с апелляционными жалобами.

Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение Инспекции № 12-11/86дспр от 15.08.2008 г. в части привлечения ООО «Агрогент» к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в сумме 180 126 руб. по НДС в сумме 494 381 руб. по налогу на прибыль, доначислении НДС в сумме 2 064 459 руб., налога на прибыль в сумме 4 669 024 руб., начисления пени по НДС в сумме 840 322 руб., по налогу на прибыль в сумме 766 630 руб.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что Общество не проявило необходимой доли разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами, вследствие чего Инспекция обосновано отказала в предоставлении вычета по НДС и приняла в расходы оплату приобретенного у спорных поставщиков товара в силу следующего:

- положения действующего законодательства РФ о налогах и сборах, регулирующие порядок возмещения НДС из бюджета, не возлагают на налогоплательщика обязанности по проверке деятельности его контрагентов, представления ими налоговой отчетности.

- налоговым органом не доказана недобросовестность Общества при совершении сделок.

- отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о поставщиках Общества еще не свидетельствует об отсутствии хозяйственной цели в сделке между Обществом и его поставщиками или отсутствии  реального исполнения сделки его сторонами.

- инспекцией факт реального осуществления операций по закупке товара и факт оприходования товара, реальность уменьшения денежных средств Общества не отрицается.

Также Общество указывает, что поскольку в рассматриваемом случае ни покупатель (Общество), ни продавец не заключали договор перевозки с транспортной организацией и не оплачивали такую перевозку, у Общества не может и не должно быть товаротранспортных документов.

Инспекция в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Инспекции от 15.08.08 г. № 12-11/86дсп в части предложения уплатить налога на добавленную стоимость в сумме 144 000 руб., пени по НДС в размере 42 391 руб., штрафа по НДС в сумме 180 126 руб., по налогу на прибыль 345 600 руб., пени по налогу на прибыль 41 524 руб., штраф по налогу на прибыль в сумме 494 381 руб., всего 1 248 022 руб., отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что решение суда первой инстанции принято с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, содержит выводы, не соответствующие обстоятельствам дела

Инспекция указывает, что представленная Обществом товарная накладная не содержит сведений о транспортной накладной; в накладных, выписанных ООО «Вертикаль-Строй», не содержатся данные о способе перемещения товара; документов, подтверждающих перевозку товара, Общество не представило; следовательно, Обществом не подтвержден факт поставки и хранения товара.

Также Инспекция не согласна с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п.3 ст. 122 НК РФ. Инспекция указывает, что в решении Инспекции подробно изложены обстоятельства совершения налогового правонарушения, совокупность всех  изложенных обстоятельств.

В судебное заседание не явились ООО «Агрогент» и Инспекция ФНС России по г. Белгороду, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие ООО «Агрогент» и Инспекции ФНС России по г. Белгороду.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.04г. по 31.12.06г., составлен акт выездной налоговой проверки от 08.07.08г. № 12-11/70ДСП.

Рассмотрев акт, материалы проверки, возражения Общества, Инспекции принято решение от 15.08.08г. № 12-11/86ДСП о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по  п. 3 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в сумме 180 126 руб., за неполную уплату налога на прибыль в сумме 520 797  руб.

Пунктом 2 решения Обществу начислены пени по НДС в размере 911 213 руб., по налогу на прибыль в размере 815 422 руб.

Пунктом 3 Обществу предложено уплатить недоимку по НДС - 2 237 655 руб., по налогу на прибыль – 4 962 298 руб.

Не согласившись с решением Инспекции в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 064 459 руб., налог на прибыль в сумме 4 669 024 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 840 322 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 766 630 руб., привлечения к налоговой ответственности по п.3 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 180 126 руб., по налогу на прибыль – 494 381 руб., Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении части требований Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции.

Налоговая база по НДС в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 154-159, 162 НК РФ.

В силу ст.166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 данной статьи.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Статьей 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 г.) установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 г.) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения и принятия к учету товаров (работ, услуг), а также уплаты поставщику налога на добавленную стоимость в составе цены приобретаемых товарно-материальных ценностей. Причем документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

С 1 января 2006 г. на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Российской Федерации для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, принимаются к вычету без фактической оплаты указанных сумм налога.

Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 НК РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса.

К оформлению счетов-фактур налоговым законодательством предъявляется ряд требований, в том числе, они должны содержать  реквизиты, определенные статьей 169 НК РФ, включающие: порядковый номер и дату выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); наименование поставляемых (отгружаемых) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единицы измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цену (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания); стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; налоговую ставку; сумму налога, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг); стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога; подписи руководителя и главного бухгалтера организации или иного  уполномоченного лица.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А14-11210/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также