Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А76-3515/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4699/2015

г. Челябинск

 

25 мая 2015 года

Дело № А76-3515/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 г.

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Плаксиной Н.Г., Фединой Г.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 марта 2015 года по делу № А76-3515/2015 (судья Елькина Л.А.).

В заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области - Шамаев С.В. (доверенность от 19.01.2015 № 141),

акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" – Цырульникова Е.В. (доверенность от 01.01.2015 № 280-68).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области  (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по Челябинской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" (далее – заинтересованное лицо, АО "Златмаш", общество).    

Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.03.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявления административному органу отказано.

В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Челябинской области просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым привлечь АО "Златмаш" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на имеющее место быть, по мнению административного органа, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения и несоответствие выводов, положенных арбитражным судом первой инстанции в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, административный орган указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы ст. ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Закон об отходах производства и потребления), ч. 2 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), ч. 2 ст. 12, ч. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Закон о лицензировании), - поскольку в контексте вышеперечисленных норм, акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод" осуществляет размещение (хранение) отходов  производства и потребления, без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Также по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание содержание понятия собственника отходов, приведенное в ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (далее - ГОСТ 30772-2001).                   

В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, в связи со следующим.

Имеющиеся в материалах дела № А76-3515/2015 Арбитражного суда Челябинской области доказательства свидетельствуют о том, что на основании обращений гражданина и общественной организации (т. 1, л.д. 10, 11), Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 13.01.2015 было вынесено распоряжение № 1 о проведении внеплановой документарной проверки АО "Златмаш" (далее - распоряжение от 13.01.2015 № 1), с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде на территории г. Златоуста, от производственной и хозяйственной деятельности АО "Златмаш"; задачей проверки определено выявление, предупреждение и пресечение нарушений природоохранного законодательства в процессе осуществления деятельности общества (п. 5 распоряжения от 13.01.2015 № 7) (т. 1, л.д. 12 - 14).

Пунктом 6 распоряжения от 13.01.2015 № 7 определен предмет проверки - соблюдение юридическим лицом (АО "Златмаш") в процессе осуществления деятельности обязательных требований природоохранного законодательства.

Срок проведения проверки определен в п. 7 распоряжения от 13.01.2015 № 7, а именно, с 15.01.2015 по 11.02.2015 (не позднее).

Пунктом 11 распоряжения от 13.01.2015 № 7 Управлением Росприроднадзора по Челябинской области был определен перечень документов, представление которых юридическим лицом - АО "Златмаш", при осуществлении хозяйственной деятельности необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно: 1) справка о наличии сверхнормативных и/или залповых выбросов загрязняющих веществ; 2) справка о возникновении чрезвычайных происшествий и/или техногенных аварий на АО "Златмаш" в период с сентября 2014 г. по январь 2015 г. включительно; 3) журнал первичного учета образований и движения отходов за 3, 4 кварталы 2014 г., 1 квартал 2015 г. (в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721); 4) справка о наличии на АО "Златмаш" отходов нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, газа, угля горючих сланцев и торфов с указанием объема, происхождения и периода нахождения его на предприятии; 5) справка о месте расположения на промышленной площадке АО "Златмаш", отходов нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, газа, угля горючих сланцев и торфов (с приложением плана-схемы расположения на промышленной площадке и характеристики объекта (вид, тип, материал изготовления); 6) паспорт отхода нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, газа, угля горючих сланцев и торфов опасности; 7) свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды для вышеупомянутого отхода; 8) справка о наличии присвоенного номера источника выброса загрязняющих веществ (с указанием порядкового номера и перечня количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, для которых установлен норматив предельно-допустимого выброса) для места расположения для отходов нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, газа, угля горючих сланцев и торфов на территории АО "Златмаш"; 9) результаты производственного экологического контроля на ранее упомянутом источнике выброса загрязняющих веществ, проведение которого предусмотрено планом-графиком производственного экологического контроля на источниках выброса загрязняющих веществ, являющегося неотъемлемой частью проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ для АО "Златмаш"; 10) документы, подтверждающие наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, земельных участков, производственных помещений, объектов размещения отходов производства и потребления; 11) характеристики объектов размещения отходов (в соответствии с образцом 2.15 приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"); 12) инструкции по эксплуатации объекта размещения отходов; 13) данные о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов; 14) данные о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и периодичности их осуществления  (с приложением планов-графиков контроля); 15) результаты мониторинга состояния окружающей среды на объектах размещения отходов с приложением копий документов, подтверждающих наличие аккредитации (аттестации) лаборатории, которая выполняла инструментальные измерения; 16) результаты контроля состояния выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов, воздействия на окружающую среду и работ по восстановлению нарушенных земель с приложением копий документов, подтверждающих наличие аккредитации (аттестации) лаборатории, которая выполняла контроль; 17) справка о площадях, зараженных участков почвы в зоне наземного разлива отходов нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, газа, угля горючих сланцев и торфов; 18) результаты исследования наземных разливов по установлению объема подвижного отхода во всех наземных разливов и установлению агрегатного и физико-химического состояния почвы и грунта, пропитанного в зоне разлива; 19) иные документы, относящиеся к предмету проверки.

Указанное распоряжение было получено АО "Златмаш", что заинтересованным лицом не отрицается.

По результатам проведенных Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в отношении АО "Златмаш" проверочных мероприятий, общество было извещено заявителем 09.02.2015 (т. 1, л.д. 15, 16) о времени и месте подписания акта проверки и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 КоАП РФ.

Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 11.02.2015 в отношении заинтересованного лица, в присутствии полномочного представителя последнего, составлен акт проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" АО "Златмаш" № 7/16 (т. 1, л.д. 17 - 27), прилагаемыми документами к которому, согласно приведенному перечню (т. 1, л.д. 26, 27), являются: 1) свидетельство о государственной регистрации права № 74 АД 686048; 2) копия кадастрового паспорта земельного участка; 3) письмо от 21.01.2015 № 268; 4) копия договора на выполнение подрядных работ от 15.05.2013 № 268/312; 5) копия отчета ООО НПП "Рус-Ойл" изыскательских работ по определению состава и количества хранящихся в отстойниках веществ, определению зараженных участков почвы в зоне наземного разлива на территории АО "Златмаш"; 6) протокол биотестирования водных вытяжек проб отходов от 25.06.2013 № 4; 7) копия акта передачи участка для производства работ; 8) копия договора от 07.10.2014 № 110 на выполнение подрядных работ с приложениями; 9) копия лицензии от 04.12.2012 № 077198; 10) письмо от 05.02.2015 № 268/21; 11) копии актов приемки-сдачи выполненных работ; 12) копия лицензии от 21.05.2009 № ОТ-56-002813 (74).

В указанном акте проверки отражено, что по результатам ее проведения выявлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в том, что АО "Златоустовский машзавод" осуществляет размещение (хранение) отходов производства и потребления, без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, на виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о лицензировании.

Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 11.02.2015 в отношении АО "Златмаш", в присутствии полномочного представителя последнего, был составлен протокол № 7-2015 об административном правонарушении, - тождественный по своему содержанию, вышеупомянутому акту проверки (т. 1, л.д. 28 - 40). В данном протоколе об административном правонарушении в частности отражено, что в ходе проведенной на основании распоряжения от 13.01.2015 № 7 внеплановой документарной проверки АО "Златмаш", и исследованных представленных обществом истребованных сведений и документов (объяснения по сути поставленных вопросов; копия свидетельства о государственной регистрации права № 74 АД 686048 от 09.12.2013; копия кадастрового паспорта земельного участка; копия договора от 07.10.2014 № 110 на "выполнение подрядных услуг"; копия "намерений заключения договора от 07.10.2014"; копия плана-графика отдельных работ по договору от 07.10.2014 № 110 между АО "Златмаш" и ООО НПП "Рус-Ойл"; копия технического задания на выполнение работ по ликвидации "фенольных ям" возле ЦМС; копия карты-схемы разливов углеводородов с определением границ и объема; копия лицензии от 04.12.2012 № 077198 на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданная ООО НПП "Рус-Ойл"; копии материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды; копия акта передачи участка для производства работ за 2014 г.; копия журнала учета в области обращения с отходами производства и потребления по предприятию ОАО "Златмаш" с сентября 2014 г. по декабрь 2014 г.; копии протоколов исследования проб воздуха рабочей зоны; копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории) (стр. 4 протокола об административном правонарушении, т. 1, л.д. 31) установлено совершение заинтересованным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении заявителем при этом отражено, что в результате проведенной документарной проверки установлено, что "из представленных объяснений, изложенных в письме № 268 от 21.01.2014, следует что: "АО "Златмаш" проводит крупномасштабные долгосрочные работы по ликвидации отходов переработки угля, которые образовались в результате зачистки территории цеха переработки угля в 1940-1960. Полученные в результате технологических процессов вещества хранятся в отстойниках на территории предприятия. В связи с длительным сроком хранения, попаданием осадков и частичным подтоплением отстойников проведены масштабные изыскательские работы для определения состава и количества хранящихся отходов. Произведенные исследования показали, что находящиеся на территории АО "Златмаш" отходы относятся к III классу опасности. Качественный и количественный состав и количественное содержание компонентов отходов АО "Златмаш" определялись в лаборатории ФБУ "ЦЛАТИ по УФО". На

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А34-6018/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также