Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А76-3885/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8752/2014 г. Челябинск
22 сентября 2014 года Дело № А76-3885/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Малышева М.Б., Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Златоустовский машиностроительный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 мая 2014 года по делу №А76-3885/2014 (судья Мрез И.В). В судебном заседании приняли участие представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Литвяков Д.В. (служебное удостоверение, доверенность № 67 от 19.08.2014), Афанасенко Д.Н. (служебное удостоверение, доверенность № 21 от 10.12.2013). Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (далее - заявитель, ОАО «Златмаш», завод, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МЧС, управление, административный орган) о признании недействительным предписания по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера № 66/4/1-11 от 06.12.2013 в части п. 1, 9-11. Решением суда от 30 мая 2014 года (резолютивная часть объявлена 23 мая 2014 года) в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало судебный акт в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить, п. 1, 9-11 предписания признать недействительными. В жалобе заявитель указал, что оспариваемое предписание подлежит отмене в части оспариваемых пунктов в силу наличия преюдициальных судебных актов, устанавливающих отсутствие нарушений (п. 1 предписания) и наличия доказательств прохождения обучения по п. 9-11 предписания. Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов (далее - ПОО) локальных систем оповещения (далее - ЛСО), утвержденных МЧС 24.12.2002 (далее - Методические рекомендации), носят рекомендательный характер, поскольку не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - РФ) и не опубликованы в официальных изданиях, в связи с чем, не являются нормативным правовым актом, носящим характер общеобязательности для неопределенного круга лиц в его применении, и применению в обязательном порядке не подлежат. Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии ЛСО противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку актами, инвентаризационной карточкой, паспортом безопасности опасности производственного объекта (далее - ОПО), из раздела 4 п. 9 которого следует, что на ОПО имеется в наличии система оповещения персонала и населения, проживающего около опасного объекта, в том числе указанный паспорт безопасности ОПО подтверждает проверку сведений, указанных в нем, в том числе факт наличия ЛСО на насосно-фильтровальной станции (далее - НФС). Согласно преюдициального судебного акта, вступившего в законную силу, предметом рассмотрения которого было оспаривание предписания с участием этого же должностного лица, в том числе по пункту наличия ЛСО, следует, что на балансе общества имеется, то есть, создана и действует ЛСО, что подтверждено в рамках дела № А76-21400/2012. Также ОАО «Златмаш» указало, что общая пояснительная записка РМВИ 1.276.319-ПЗ является всего лишь проектом ЛСО; в законодательстве РФ отсутствуют требования обязательных норм о наличии такого документа, подтверждающего наличие ЛСО. Заявитель критически относится к ссылке суда первой инстанции на постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее - Постановление № 178), поскольку оно не содержит ни методики по созданию ЛСО, ни ссылок на какие-либо методики по созданию ЛСО; какие-либо требования или критерии, позволяющие определить факт наличия либо отсутствия методики ЛСО, в вышеуказанном постановлении также отсутствуют. Общество также критически относится к ссылке в обжалуемом судебном акте на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2014 № 88-АД13-5 (далее - Постановление ВС РФ) и на письмо МЧС № 2374-2-3-3 от 24.03.2014, поскольку они основаны на Методических рекомендациях, которые заявитель не признает в качестве законных. Таким образом, по мнению общества, п. 1 предписания является недействительным, поскольку Методические рекомендации, содержащие требования о перечне документов, подтверждающих наличие ЛСО, применению не подлежат, так как согласно п. 10 указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763, на них нельзя ссылаться при разрешении споров - факт правонарушения по п. 1 предписания об отсутствии ЛСО административным органом не доказан, а судом первой инстанции не установлен. Заявитель критически относится к п. 9-11 предписания, поскольку работники общества прошли повышение квалификации, что подтверждается копиями соответствующих удостоверений, имеющихся в материалах дела. Общество считает, что суд первой инстанции ошибочно применил положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (далее - Постановление № 610), которым установлены требования о прохождении квалификации в количестве 72 часов, поскольку данное постановление не распространяется на правоотношения в рамках обучения уполномоченных лиц в области чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а регулирует отношения по обучению (повышению квалификации) в области дополнительного профессионального образования - для регулирования данных правоотношений изданы специальные нормативно-правовые акты (далее - НПА). По мнению заявителя, факт нераспространения Постановления № 610 на повышение квалификации уполномоченных работников организаций подтверждается преюдициальными судебными актами: постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А76-21399/2012 от 14.05.2013, решением Арбитражного суда Челябинской области по делу №А76-3886/2014 от 04.05.2014, решениями Златоустовского городского суда по делам №12-267/2012 от 26.10.2012, № 12-286/2012 от 01.11.2012, из которых следует, что предписание МЧС в части требований о повышении квалификации работников общества по программе не менее 72 часов является недействительным, поскольку не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, устанавливая для него дополнительную обязанность по проведению обучения (повышения квалификации) работников по 72-часовой программе. ОАО «Златмаш» поясняет, что программа № 2-4-87-36-14 от 28.11.2013 вступила в действие с 01.01.2014, то есть на момент проведения проверки и выдаче предписания от 06.12.2013, а также на момент прохождения обучения работниками общества она не действовала, а действовали Примерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности № 1-4-54-370-14 от 28.03.2006 (далее - Примерная программа), которыми предусмотрено прохождение обучения по 36 часовой программе. Общество считает, что судом первой инстанции не исследована Примерная программа, по которой в действительности проводилось обучение работников заявителя, в соответствии с которой и выданы удостоверения, а сделана неверная ссылка на требования программы № 2-4-87-36-14 от 28.11.2013. ОАО «Златмаш» критически относится к ссылке суда первой инстанции на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А76-8573/2013 от 15.11.2013, поскольку обстоятельства дела № А76-8573/2013 отличаются от данного дела - например, не оспаривалось Постановление № 610. Таким образом, заявитель считает, что ссылки суда первой инстанции на Постановление № 610, а также на Примерную программу, не соответствуют законодательству о прохождении обучения (повышения квалификации) уполномоченными работниками организаций на момент проведения проверки в декабре 2013 года и на общество незаконно возложены обязанности по повышению квалификации. В судебном заседании от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором МЧС не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Административный орган указал, что при проведении проверки выявлена эксплуатация обществом опасного производственного объекта, а именно химически опасный объект - склад хлора (НФС 2-го подъема) отнесенной к 4-му классу опасности, где используются (хранятся) химически опасные вещества (максимальная вместимость склада хлора - 2 тонны). При изучении паспорта безопасности опасного объекта НФС общества установлено, что размер зоны действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития ЧС составляет 1,547 кв. км., возможное количество погибших среди персонала - 5 человек, возможное количество пострадавших среди персонала - 21 человек, возможное количество пострадавших среди населения - 660 человек. То есть установлено, что в соответствии с действующим законодательством организации, в ведении которых находятся химически опасные объекты, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, должны создавать ЛСО, отвечающие предъявляемым требованиям (зоны действия ЛСО: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км. вокруг объектов). Работы по созданию ЛСО, указанные в методичке, не проводились; паспорт ЛСО, который утверждается руководителем ПОО, не оформлен; копия приказа руководителя ПОО о приеме ЛСО в эксплуатацию, акта приемки и паспорта ЛОО, в МЧС не направлялись. Заинтересованное лицо обращает внимание на то, что в предоставленном обществом акте об окончании монтажных и пусконаладочных работ № 118 от 18.02.2005, акте выполненных работ от августа 2010 года № 214 заявленное оборудование и технические средства (микшера-усилителя - 1 шт., громкоговорителя настенного - 6 шт., громкоговорителя рупорного - 3 шт.), не соответствуют рабочему проекту ЛСО; кроме того, монтажные работы выполнены за три дня (с 25 августа по 27 августа 2010 года) работниками цеха № 38, не имеющими соответствующую лицензию (допуск) на выполнение данных видов работ. По техническим характеристикам громкоговоритель настенный WS-10Т используется в помещениях, офисах, звуковое давление которого 101 дб., тем самым оповещает людей, находящихся в здании, помещении. Система оповещения, согласно п. 9 раздела 4 паспорта безопасности, является системой оповещения персонала на конкретном опасном объекте. Поэтому МЧС считает, что система оповещения персонала на НФС общества в виду не исполненного и нереализованного рабочего проекта, не может являться ЛСО населения при возникновении ЧС. С учетом изложенного, п. 1 предписания о создании ЛСО является законным, поскольку имеющаяся у общества система оповещения не отвечает признакам ЛСО по своим техническим характеристикам, также не соответствует рабочему проекту, согласованному с МЧС. Из ответа на письмо в адрес Главы Златоустовского округа следует, что на ОАО «Златмаш» ЛСО нет. Пункты 9-11 предписания законны, поскольку в обязанности заявителя входит обязанность по повышению квалификации уполномоченных работников не менее 72 часов - аналогичная позиция изложена в постановлении суда апелляционной инстанции по делу № А76-8573/2013. Примерная программа противоречит действующему законодательству, обучение пройдено не в специализированном учебном заведении, а на курсах ГО муниципального образования, где выданы свидетельства о повышении квалификации, а не удостоверение. Заинтересованное лицо критически относится к ссылке заявителя на решение по делу № А76-21400/2012, поскольку оно не имеет отношения к предмету проверки, указанному в указе Президента Российской Федерации № 1015 от 17.07.2012 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае» (далее - Указ №1015); по делу № А76-21400/2012 не исследованы документы, представленные заявителем в декабре 2013 года. До судебного заседания от заявителя поступили возражения на отзыв МЧС - иные НПА, кроме ссылки на Методические рекомендации, содержащие требования о документах, подтверждающих наличие ЛСО, на которых основаны требования МЧС (приказ руководителя о принятии ЛСО в эксплуатацию, паспорт ЛСО, акт приемки ЛСО, план работы приемочной комиссии, приказ о создании приемочной комиссии, договор по созданию ЛСО), административным органом не указаны и законодательством РФ не предусмотрены. Общество критически относится к возражению МЧС о том, что решение суда по делу № А76-21400/2012 не является преюдициальным в связи с тем, что проверка не соответствовала ее предмету, поскольку это опровергается мотивировочной частью решения (абз. 2-4 стр. 4). Общество считает, что факт прохождения повышения квалификации должностных лиц ОАО «Златмаш» путем обучения на курсах ГО муниципального образования ЗГО подтверждается соответствующими удостоверениями и не противоречит требованиям закона. Согласно датам, указанным в удостоверениях, 5-летний срок для прохождения повышения квалификации вышеуказанными лицами на момент проведения проверки не наступил. Поэтому заявитель считает, что ссылка МЧС на Постановление № 610 не соответствует законодательству о прохождении обучения (повышения квалификации) уполномоченными работниками общества и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая на общество обязанности по повышению квалификации в объеме 72 часов должностными лицами, срок повышения квалификации которых еще не наступил. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), п. 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, произведена замена в судебном составе судьи Кузнецова Ю.А судьей Малышевым М.Б. (определение заместителя председателя суда от 15.09.2014). Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представитель Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А47-16972/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|