Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2007 по делу n А76-29052/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения11 А76-29052/2006 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Челябинск 19 марта 2007 г. дело № А76-29052/2006-46-1461 Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2007 г. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2007 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Серковой З.Н., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Трехгорному Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2006 по делу № А76-29052/2006-46-1461 (судья Наконечная О.Г.), с участием от подателя жалобы Комарова В.А. (доверенность от 12.03.2007 № 03-33/2336), от общества с ограниченной ответственностью «Центр экологического и техногенного мониторинга» - Перчуна А.Т. (доверенность от 29.09.2006 без номера), У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью «Центр экологического и техногенного мониторинга» (далее по тексту общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Трехгорному Челябинской области (далее по тексту налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании частично недействительными решения налогового органа от 30.08.2006 № 628 «О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», а также требования от 01.09.2006 № 7369 об уплате налога. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2006 требования заявителя удовлетворены частично (с учетом внесения решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 02.11.2006 № 26-07/002027 в оспариваемое решение налогового органа изменений), а именно решение налогового органа признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту Кодекс) в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту НДС) в размере 713 653 руб. (частично пункт 1.1), по налогу на прибыль в размере 1 403 490 руб. (пункт 1.2), в части доначисления НДС в размере 4 320 571 руб., налога на прибыль в размере 7 017 448 руб. (частично пункт 2.1 «б»), в части начисления пеней по НДС в размере 221 420 руб., по налогу на прибыль в размере 1 692 296 (частично пункт 2.1 «г»), в части предложения уменьшить НДС, предъявленный к вычету, на 82 135 руб. 59 коп. (частично пункт 2.2). Также признано недействительным оспоренное требование в соответствующей части. Мотивируя принятое решение, арбитражный суд первой инстанции указал, что нормы статей 168, 169 Кодекса не лишают налогоплательщика права заменить неверно составленный продавцом счет-фактуру; Кодекс не возлагает на налогоплательщика обязанность по проверке контрагентов в целях применения налоговых вычетов по НДС; налогоплательщиком соблюдены условия предоставления налоговой льготы по НДС, установленной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса, а именно предметом заключенных обществом договоров явилось выполнение научно-исследовательских работ, факт финансирования названных работ из бюджетных источников подтвержден материалами дела; отнесение налогоплательщиком амортизации нематериальных активов в виде «ноу-хау» на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, является правомерным. Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, налоговый орган указал, что в действиях поставщика налогоплательщика ОАО «Системинвест» имеются признаки недобросовестности, так как поставщики ОАО «Системинвест» (ООО «Локас» и ООО «ИнкомСтар») в проверяемом периоде не исчисляли и не уплачивали в бюджет НДС, не имели лицензии на выполнение работ, указанных в счетах-фактурах, выставленных в адрес ОАО «Системинвест», расчетные счета указанных обществ находятся в одном банке, следовательно, указанные в счетах-фактурах работы не могли быть выполнены ООО «Локас» и ООО «ИнкомСтар» для ОАО «Системинвест», и, соответственно, ОАО «Системинвест» для налогоплательщика; составленные с нарушениями требований, установленных Кодексом, счета-фактуры не могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС; обществом не выполнены условия применения льготы по НДС, установленной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса, а именно не представлены доказательства фактического выделения бюджетных денежных средств для финансирования выполненных налогоплательщиком научно-исследовательских работ, налогоплательщик не подтвердил наличие у него статуса образовательного учреждения; налогоплательщик неправомерно отнес амортизацию нематериальных активов в виде «ноу-хау» на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, так как лицензионный договор, заключенный обществом, не прошел установленной Патентным законом Российской Федерации регистрации, кроме того, подход к формированию первоначальной стоимости «ноу-хау» как нематериального актива исходя из оценки, согласованной учредителями, противоречит нормам пункта 3 статьи 257 Кодекса. В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Общество с доводами инспекции, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилось, указав в отзыве на жалобу, что из результатов встречной проверки поставщика - ОАО «Системинвест», следует, что признаки недобросовестности в действиях поставщика отсутствуют; законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика обязанности проверять деятельность поставщика, являющегося, в свою очередь, самостоятельным налогоплательщиком; истцом до вынесения обжалуемого в рамках настоящего дела решения инспекции представлены исправленные счета-фактуры, что не было учтено налоговым органом при вынесении решения; инспекция неправомерно изменила юридическую квалификацию договоров, заключенных обществом на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, указав в решении, что они по своему содержанию таковыми не являются; налоговый орган неправомерно применил Патентный закон Российской Федерации к отношениям по регистрации лицензионного договора о передаче права пользования «ноу-хау»; формирование первоначальной стоимости «ноу-хау» произведено налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 раздела 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, действовавших в соответствующий налоговый период. В судебном заседании представитель налогоплательщика доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал. Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции в силу следующего. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. По итогам проверки на основании акта проверки от 05.05.2006 № 39 (т.1, л.д.55-102) и акта о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 09.08.2006 № 59 (т.1, л.д.95-102) инспекцией вынесено частично обжалованное в рамках настоящего дела решение от 30.08.2006 № 628 «О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» (т.1, л.д.17-52). Указанным решением в обжалованной обществом части налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекс в виде штрафа по НДС в размере 736 416 руб. (пункт 1.1), по налогу на прибыль в размере 1 403 490 руб. (пункт 1.2), налогоплательщику доначислен НДС в размере 4 434 387 руб., налог на прибыль в размере 7 017 448 руб. (пункт 2.1 «б»), начислены пени по НДС в размере 231 445 руб., по налогу на прибыль в размере 1 692 296 (пункт 2.1 «г»), налогоплательщику предложено уменьшить НДС, предъявленный к вычету, на 87 135 руб. 59 коп. (пункт 2.2). На основании указанного решения налогоплательщику направлено требование от 01.09.2006 № 7369 (т.1, л.д.53, 54). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 02.11.2006 № 26-07/002027 (т.3, л.д.136-143) в оспариваемое решение налогового органа внесены изменения. Вышестоящий налоговый орган указал на неправомерное начисление обществу НДС в размере 113 816 руб. за ноябрь 2003 года по работам, выполненным обществом по государственному контракту с Минтрансом России от 20.08.2002 № ПО-12/457-1, соответственно, размер штрафа по НДС в пункте 1.1 решения уменьшен с 736 416 руб. до 713 653 руб., размер доначисленного НДС уменьшен с 4 434 387 руб. до 4 320 571 руб., размер пеней по НДС уменьшен с 231 445 руб. до 221 420 руб. Основанием для отказа в предоставлении налогового вычета по НДС в июле, августе, сентябре, ноябре, декабре 2005 года в общей сумме 4 358 135 руб. 59 коп. явилось несоответствие счетов-фактур, выставленных поставщиком общества ОАО «Системинвест», требованиям статей 169 и 172 Кодекса, а именно: внешняя форма счетов-фактур не соответствует форме, установленной Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 № 84, в счетах-фактурах неточно указан адрес покупателя (налогоплательщика) (номер дома), оттиски печати на одних счетах-фактурах не соответствуют оттискам печати на других счетах-фактурах. Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности решения налогового органа в данной части в силу следующего. В пункте 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В Определении от 15.02.2005 № 93-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что назначением счета-фактуры является возможность определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Поэтому если данные сведения возможно однозначно установить, отказ в применении налогового вычета необоснован. Счета-фактуры являются одним из доказательств по налоговому спору. Следовательно, к оценке счетов-фактур как доказательств подлежит применению статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. В данном случае ошибочное указание в счетах-фактурах номера дома покупателя при верном указании его наименования, ИНН, КПП не привело к невозможности однозначно идентифицировать последнего. Кроме того, ни глава 21 Кодекса, ни Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, не содержат положений о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 Кодекса. Из указанного, в частности, следует, что факт непредставления доказательства в ходе налоговой проверки не исключает возможности его представления в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, из материалов дела следует, что исправленные счета-фактуры были представлены налогоплательщиком вместе с возражениями по акту налоговой проверки от 05.05.2006 № 39 (т.1, л.д.87-89). Факт оплаты налогоплательщиком товара покупателю, в том числе НДС, налоговым органом не оспаривается. Арбитражным судом первой инстанции правомерно не принят довод налогового органа о том, что действия налогоплательщика направлены на уменьшение налогового бремени в силу того, что поставщики поставщика общества являются недобросовестными налогоплательщиками. Изложенный вывод сделан налоговым органом в связи с тем, что товары, преданные ОАО «Системинвест» обществу, ранее приобретены ОАО «Системинвест» у ООО «Локас» и ООО «ИнкомСтар». При этом по результату встречной проверки, проведенной по запросу инспекции, ООО «Локас» по юридическому адресу отсутствует, операции по расчетным счетам приостановлены, лицензии на выполнение работ, указанных в выставленных в адрес ОАО «Системинвест» Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2007 по делу n А76-30385/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|