Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007 по делу n А63-2379/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                      Дело № А63-2379/2007-С7

10 августа 2007 г.                                             Регистрационный номер

                                                                      апелляционного производства  16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1130/07                     

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Баканова А.П., Казаковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: директор – Артемова Л.И. – выписка из протокола №1 от 10.08.97г.

от ответчика: Найденко А.В. – доверенность №2883/01 от 25.12.06г.

рассмотрев апелляционную жалобу

Администрации города Пятигорска

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.07г. по делу №А63-2379/2007-С7

по заявлению ООО «Триза-Северный Кавказ» к администрации города Пятигорска

о признании решения незаконным, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Триза-Северный Кавказ» зарегистрировано Администрацией г. Пятигорска Ставропольского края 08.09.1997 года № 627 РНП. ИМНС России по г. Пятигорску Ставропольского края выдано свидетельство серия 26 № 001899886 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года. Запись внесена 31.12.2002 года за Основным государственным регистрационным номером 1022601637728.

ООО «Триза - Северный Кавказ» на основании решения Третейского суда г. Ставрополя от 25.09.2000 года, дело № 1/ТС-ОО  является собственником следующих нежилых зданий: Литер А - основное строение (столовая) - общая площадь 941, 40 кв.м., Литер Б - основное строение (бельевая) - общая площадь 93, 60 кв.м., Литер В - основное строение (административный корпус) - общая площадь 46, 80 кв.м., Литер Г - основное строение (комната отдыха) - общая площадь 47, 20 кв.м.,   Литер Д ~ основное строение (проходная) - общая площадь 16, 30 кв.м.,  Литер Е - основное строение (душевая) - общая площадь 45, 80 кв.м., Литер 3 - основное строение (прачечная) - общая площадь 30, 0 кв.м., Литер И - основное строение («холодильная камера») - общая площадь 10, 60 кв.м, Литер К - основное строение (спальный корпус) - общая площадь 351, 30 кв.м., Литер Л - основное строение (спальный корпус) - общая площадь 78, 0 кв.м., Литер М - основное строение (спальный корпус) - общая площадь 120, 90 кв.м., Литер Н - навес - общая площадь 44, 20 кв.м., Литер О -навес- общая площадь 20, 90 кв.м., Литер П- навес - общая площадь 42, 0 кв.м., Литер Р- навес- общая площадь 24, 40 кв.м., Литер С - навес - общая площадь 24, 60 кв. м., Литер Т- навес- общая площадь 130, 0 кв.м., Литер Ж - сарай - общая площадь 22, 40 кв.м., Фундамент № 1- (55, 7 кв.м.); Фундамент № 2 - (55, 7 кв.м.); Фундамент №3- (55, 7 кв.м.); Фундамент № 7-(145, 5 кв.м.); Фундамент №4 - (55, 7 кв.м.), Фундамент № 5-(55,7 кв.м.); Фундамент № 6 -(55, 7 кв.м.); Фундамент № 13 -(52, 5 кв.м.); фундамент № 14 – (52,5 кв.м.); фундамент № 15 – (52,7 кв.м.); фундамент № 16 – (126 кв.м.), фундамент № 17 – (126 кв.м.), фундамент № 19 – (52,5 кв.м.), расположенные по адресу г. Пятигорск, подножие горы Машук.

Право собственности на нежилые здания зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 ноября 2000 года сделаны записи регистрации: № 26-01/33-20/2000-274, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025921 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-275, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025922 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-276, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025923 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-277, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025924 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-278, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025925 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-279, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025926 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-280, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025927 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-281, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025928 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-283, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025929 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-281.1, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025930 от 11.11.2000 года, № 26-01/33-20/2000-284, что подтверждается свидетельством серия АВ 26 № 025931 от 11.11.2000 года.

Указанные выше объекты недвижимости расположены по адресу: г.  Пятигорск, подножие горы Машук на земельном участке площадью 26100 (двадцать шесть тысяч сто) кв. м. Земельный участок под объектом недвижимости предоставлен ООО «Триза – Северный Кавказ» на основании Постановления главы города Пятигорск  от 16.05.2005 года № 1845 и принадлежит ООО «Триза – Северный Кавказ» на праве аренды. Договор аренды указанного земельного участка заключен 24 августа 2006 года и зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 05.10.2006 года, номер регистрации 26-26-33/004/2006-629.

ООО «Триза – Северный Кавказ» обратилось в администрацию города Пятигорск с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 26:33:200101:0008 находящегося по адресу: г. Пятигорск, северо-восточное подножье горы Машук площадью 26100 кв.м.

Письмом № 9 от 05.03.2007 года в выкупе указанного выше земельного участка Администрацией г. Пятигорска отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зон особо ценных земель и природоохранного и историко-культурного назначения и в соответствии с решением Думы города Пятигорска от 19.10.2005 года № 160052 ГД ограничен в обороте и не может быть представлен в частную собственность.

Общество с ограниченной ответственностью «Триза-Северный Кавказ» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации города Пятигорск, г. Пятигорск о признании незаконным решения Администрации г. Пятигорска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 26100 (двадцать шесть тысяч сто) кв. м., расположенного по адресу: г. Пятигорск на северо-восточном подножье горы Машук  путем выкупа и обязании Администрации города Пятигорска предоставить земельный участок площадью 26100 кв.м., кадастровый номер 26:33:200101:0008, расположенный по адресу: г. Пятигорск на северо-восточном подножье горы Машук , в собственность ООО «Триза-Северный Кавказ» путем выкупа, заключив договор купли-продажи.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2007 года заявленные требования ООО «Триза-Северный Кавказ» удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации г.Пятигорска в выкупе ООО «Триза-Северный Кавказ»  земельного участка общей площадью 26100 кв. м., кадастровый номер 26:33:200101:0008 расположенного по адресу: г. Пятигорск на северо-восточном подножье горы Машук. На администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью «Триза-Северный Кавказ».

Принимая решение, суд исходил из того, что отказ от 05.03.07г. администрации г. Пятигорска создает препятствия для осуществления ООО «Триза-Северный Кавказ» предпринимательской деятельности, противоречит ст. 36 ЗК РФ и делает невозможным право выбора титула на земельный участок. Границы города-курорта Пятигорск, определены как земли поселений на основании ст. 83 ЗК РФ, и эти данные внесены в государственный кадастр, сам город Пятигорск не имеет разграничения земельных участков по горно-санитарным зонам, а так же не имеет разграничения земель относящихся к зонам историко-культурного назначения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда, администрация города Пятигорска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителю в полном объеме, ссылаясь на следующее.

На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.06 №14 курорт - город Пятигорск, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.85 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железно вод ск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Поскольку испрашиваемый земельный участок находится на северо-восточном подножье горы «Машук», а гора «Машук» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.85г. №300 отнесена к первой зоне округа (зоне строго режима) - первой зоне санитарного и горно-санитарного округа охраны города-курорта Пятигорск, он относится к числу особо охраняемых природных территорий и не подлежит приватизации.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте.

Согласно абз.2 п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно заявления ООО «Триза-Северный Кавказ» между Управлением имущественных отношений Администрации г. Пятигорска и заявителем, заключен договор аренды земельного участка от 24.08.2006г. №690/06, площадью 26100 кв.м.

Считает, что ООО «Триза-Северный Кавказ» утратило право выкупа земельных участков в связи с заключением, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, договора аренды.

В связи с изложенным  считают действия администрации г. Пятигорска, выраженные в отказе от 05.03.2007г. №09 в предоставлении в собственность земельного участка, обоснованы на законе, соответствуют целям эколого-курортного региона, что подтверждается Постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2006г. (дело №Ф08-2785/2006), от 27.06.2006г. (дело №Ф08-2315/2006), от 13.07.2006г. (дело №Ф08-3115/2006), от 29.11.2006г. (дело №Ф08-5915/2006).

В отзыве на апелляционную жалобу  ООО « Триза-Северный Кавказ» просит решение суда первой инстанции  в части возложения на админстрацию г.Пятигорска обязанности по восстановлению нарушенных прав изменить, указав обязанность по заключению договора купли-продажи, в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу  без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм  материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе  и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит изменению в части возложения обязанности на администрацию г.Пятигорск по восстановлению нарушенного права заявителя, в остальной части оставлению без изменения  по следующим основаниям.

Абз. 2 п. 1 ст. 2 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному Кодексу. Таким образом, законодатель установил приоритет ЗК по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права,

Ст. 3 ЗК РФ установлено, что земельные отношения - отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, т.е. земельные отношения. Они имеют  две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследии, специальные федеральные закона.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, п. 2 ст. 3 ЗК РФ определяет соотношение указанных видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах. Поэтому спорные правоотношения по использованию земель в пределах особо-охраняемых территорий и объектов регулируются ЗК РФ.

П. 3 ст. 3 ЗК РФ устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным лесным, природоохранным, иным специальным законодательством. Земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, определенных в п. 1 ст. 3 ЗК РФ, может устанавливать лишь ограничения оборота земельных участков, в то время как их оборот осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Так, п. 1 ст. 260 ГК РФ раскрывает содержание права распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, путем указания видов сделок, которые собственники вправе совершать со своими земельными участками при условии, если соответствующие земельные участки не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты, изъятые из оборота, в том числе земельные участки, должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2007 по делу n А63-25128/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также