Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А63-907/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

08 сентября  2015 года                                                          Дело № А63-907/2014  

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 сентября  2015  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края на решение  от 04.06.2015  по делу № А63-907/2014   Арбитражного суда Ставропольского края,

по заявлению министерства экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1082635017926,

к администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, г. Буденновск, ОГРН 1042600684873,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, контрольная счетная палата Ставропольского края, г. Ставрополь,

о взыскании нецелевым образом использованных средств бюджета Ставропольского края в размере 3 056 548,00 руб.,

о взыскании 1 393 875,00 руб. пени за срыв сроков ввода в эксплуатацию объекта реконструкции, 405 113,00 руб. пени за нецелевое использование денежных средств,

при участии в судебном заседании: от администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края: Докшиной Н.А. – представитель по доверенности от 19.08.2015;

от контрольно-счетной палаты Ставропольского края: Пузановой Е.Н. – представитель по доверенности от 23.03.2015; Горха О.О. – представитель по доверенности от 03.02.2015;

УСТАНОВИЛ:

министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о возврате в краевой бюджет 3 056 548 рублей субсидии в связи с их нецелевым использованием, взыскании 405 113 рублей пеней за нецелевое использование денежных средств и 1 393 875 рублей пеней за срыв сроков ввода в эксплуатацию объекта реконструкции (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Ставропольского края (далее - счетная палата).

Решением от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2014, иск удовлетворен частично: с администрации в пользу министерства взыскано 3 056 548 рублей нецелевым образом использованных денежных средств и 254 146 рублей 41 копейка пеней за срыв сроков ввода в эксплуатацию объекта реконструкции. В остальной части в иске отказано.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2015 по делу № А63-907/2014 дело передано на новое рассмотрение. Суд рассматривает дело с учетом указаний вышестоящего суда.

Решением  от 04.06.2015  суд иск удовлетворил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация  обратилась  с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В отзыве Контрольно-счетная палата Ставропольского края просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов, связанных с созданием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в городских округах и муниципальных районах Ставропольского края в рамках реализации подпрограммы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае на 2011-2012 годы, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 121-п, на основании постановления Правительства Ставропольского края от 15 февраля 2012 года № 50-п «О распределении субсидий, выделяемых местным бюджетам в 2012 году на создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в городских округах и муниципальных районах Ставропольского края и в рамках реализации подпрограммы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае на 2011-2013 годы, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы» между министерством экономического развития Ставропольского края и администрацией Буденновского муниципального района Ставропольского края заключено соглашение от 23 марта 2012 года № 8 о предоставлении субсидии на софинансирование расходов, связанных с созданием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в городских округах и муниципальных районах Ставропольского края (далее соответственно - Соглашение, МФЦ).

Соглашение заключено с целью предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии администрации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реконструкцией существующего здания под размещение муниципального учреждения - МФЦ Буденновского муниципального района Ставропольского края по адресу: г. Буденновск, ул. Пушкинская, № 113.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения бюджету Буденновского муниципального района Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края на 2012 год предоставлена субсидия в размере 30 833 770,00 руб. (платежное поручение № 609 от 28 мая 2012 года). Предоставленная субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели, не предусмотренные Соглашением.

Дополнительным соглашением № 1 от 19 декабря 2012 года внесены изменения в пункт 5 Соглашения, касающиеся срока его действия. Дополнительным соглашением № 2 от 20 августа 2013 года внесены изменения в пункт 2 Соглашения, касающиеся размера субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края - она уменьшилась на 4 103 360,14 руб. и составила 26 730 409, 86 руб.

По результатам контрольного мероприятия по проверке законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2011-2013 годах на реализацию мероприятий по снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае в рамках подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 121-п, и краевой целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 15 октября 2012 года № 386-п», проведенного Контрольно-счетной палатой Ставропольского края в период с 15 мая по 12 июля 2013 года, истцу вынесено представление для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков от 19 июля 2013 года № 01-04/632, в соответствии с которым устранению подлежали следующие нарушения.

В нарушение пункта 3.2 Соглашения ответчиком за счет средств, выделанных на финансирование реконструкции здания МФЦ в г. Буденновске, осуществлялись расходы на оснащение его мебелью, электронно-вычислительной техникой, программными продуктами, средствами связи на сумму 4 245 200,00 рублей.

В нарушение пункта 4.2.8 Соглашения ответчиком не обеспечено введение в эксплуатацию объекта реконструкции и открытие МФЦ в г. Будённовске до конца 2012 года.

Истцом в адрес ответчика было направлено письмо от 20.08.2013 № мэр-12/5080 «О возврате субсидии и выплате пени» с просьбой к последнему в срок до 10 сентября 2013 года возвратить нецелевым образом использованные средства бюджета Ставропольского края, выделенные на софинансирование расходных обязательств, связанных с реконструкцией существующего здания под размещение муниципального учреждения - МФЦ Буденовского муниципального района Ставропольского края по адресу: г. Буденновск, ул. Пушкинская, № 113, в сумме 4 245 200,00 руб., а также выплатить пеню за срыв сроков ввода в эксплуатацию объекта реконструкции и открытия МФЦ в г. Буденновске, определенного пунктом 4.2.8 Соглашения.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27.08.2013 № RU 26506114-29 здание МФЦ Буденновского муниципального района Ставропольского края сдано в эксплуатацию 27 сентября 2013 года, то есть открытие МФЦ Буденовского муниципального района Ставропольского края состоялось только 27 сентября 2013 года, при этом ответчиком нарушен подпункт 4.2.8 Соглашения.

В соответствии с подпунктом 6.1 Соглашения за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 7.1 Соглашения в случае нецелевого использования субсидии, срыва сроков ввода в эксплуатацию объекта и открытия МФЦ, администрация Буденовского района Ставропольского края обязуется произвести в установленном порядке в течение 10 дней с даты выявления нарушений возврат полученных средств и перечислить в доход бюджета Ставропольского края пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы неосвоенных или нецелевым образом использованных средств за каждый день нарушения обязательств в бюджет Ставропольского края.

Довод ответчика о том, что из содержания Закона № 210-ФЗ прямо следует, что достижение конечной цели – функционирования МФЦ – должно обеспечиваться как путем выделения и при необходимости реконструкции соответствующих этой цели зданий, так и их оснащением за счет, прежде всего, бюджета субъекта Российской Федерации, не обоснован  связи со следующим.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; государственная услуга – это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления или через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ, многофункциональный центр).

В соответствии со статьей 17 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обеспечивают предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

Согласно статье 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, реализация полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств регионального бюджета, тогда как реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является расходным обязательством местного бюджета.

Закон № 210-ФЗ не возлагает на органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязанностей по финансированию в полном объеме и (или) исключительно за счет средств регионального бюджета мероприятий по созданию в муниципальных образованиях многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанный закон не регулирует вопросы финансирования деятельности по созданию многофункциональных центров.

Более того, Закон № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей до 03.01.2014) относил к компетенции органов государственной власти субъекта РФ только методическое обеспечение и мониторинг деятельности многофункциональных центров (статья 15).

Таким образом, у субъекта Российской Федерации отсутствует обязанность осуществлять в полном объеме финансирование создания многофункциональных центров, на базе которых осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг. Следовательно, довод ответчика об обязанности предоставления субсидии из краевого бюджета на оснащение многофункционального центра в городе Буденновск из бюджета Ставропольского края обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Согласно пункту

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по делу n А20-942/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также