Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А61-526/13. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, тел.(87934) 6-09-16,

Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А61-526/13

06 марта 2013 г.  

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.  

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2014 года.

                                                                                     

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РСО-Алания и ООО «Энергос» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по делу № А61-526/2013,

по заявлению ООО «Энергос» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РСО-Алания о признании решения о привлечении к налоговой ответственности от 24.09.2012 №22 недействительным (судья Родионова Г.С.),

при участии в судебном заседании:

 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РСО-Алания –Батагова З.Ш. по доверенности от 31.01.2014 № 07-05/000477, Бугаенко В.В. по доверенности от 31.01.2014 № 07-05/000476, Цапоева Д.Т. по доверенности от 20.02.2014 № 07-05/000910;

 от ООО «Энергос» - Каргиева Л.М. по доверенности от 09.10.2013 и Тавгазова  Ж.Ц. по доверенности от 09.01.2013.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Энергос» (далее-общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к МИ ФНС №3 по РСО-Алания (налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.09.2012 №22 "О привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений" в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (НДС), по статье 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в виде взыскания штрафа в сумме 4 592 542,4 руб. руб., доначисления НДС и НДФЛ в сумме 22 962 712 руб. и пеней в сумме 5 114 537,74 руб.

Решением  Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РСО-Алания от 24.09.2012 №22 признано недействительным в части доначисления недоимки в размере 18 230 815 руб., пени в размере 4 060 591 руб., начисленной за период с 21.04.2009 по 24.09.2012 и штрафа в размере 4 582 542,04 руб. (всего: 26 873 948 руб.), как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.  

Решение в части удовлетворения требований мотивировано тем, что налогоплательщик подтвердил право на налоговые вычеты; НДФЛ уплачен после составления акта камеральной проверки.

   В части требования общества о необоснованности начисления НДС в размере 4 668 195 руб., соответствующих пени и штрафа отказано. Суд пришел к выводу, что налоговой инспекцией правильно выявлены расхождения между итоговыми суммами книги покупок и налоговыми вычетами, отраженными в налоговой декларации по НДС по строке 220 за 2009г, строке 130 за 2010г.  Суд считает, что доводы общества о необоснованности начисления НДС указанной суммы и соответствующих пени и штрафа, в ходе судебного разбирательства не были документально подтверждены.

Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении недоимки в размере 18 230 815 руб., пени в размере 4 060 591 руб., начисленной за период с 21.04.2009 по 24.09.2012 и штрафа в размере 4 582 542,04 руб. (всего: 26 873 948 руб.). Считает, что суд неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Считает, что операции не отражены в учете, действия направлены на необоснованное получение налоговой выгоды.

Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении НДС в размере 4 668 195 руб., соответствующих пени и штрафа как необоснованного. В ходе выездной налоговой проверки, а затем в судебное заседание, в подтверждение расхождения между данными книги покупок и налоговой декларации, налоговому органу были представлены документы бухгалтерские балансы за проверяемый период, инвентаризационные описи, оборотно-сальдовые ведомости, товарные отчеты, техническое заключение системы учета, постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий от 03.08.2011, протоколы обследования и изъятия бухгалтерских документов, сообщено о сбое программы, но суд не дал никакой оценки этим обстоятельствам.

Общество уточнило апелляционную жалобу в части суммы; просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении НДС в сумме 3 387 480 рублей. 

Представители доводы поддержали.

Налоговая инспекция просит оставить решение суда в этой части без изменения,

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №3 по РСО-Алания была проведена выездная налоговая проверка ООО «Энергос» по вопросам соблюдения требований налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2010, НДФЛ за период с 01.01.2009 по день окончания проверки по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 04.07.2012 №21 (т. 1 л.д. 34).

По результатам выездной налоговой проверки с учетом возражений налогоплательщика налоговым органом вынесено решение от 24.09.2012 №22 « О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (т.1 л.д. 85).

На основании данного решения общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 4 592 524,04 руб.

Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 22 766 819 руб., НДФЛ в размере 195 893 руб., за несвоевременную уплату налогов начислены соответствующие суммы пеней.

Принятое налоговым органом решение от 24.09.2012 №22 заявитель обжаловал в вышестоящий налоговый орган (Управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания). Решением Управления Федеральной налоговой службы по РСО-Алания от 03.12.2012 по апелляционной жалобе решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РСО-Алания от 24.09.2012 оставлено без изменения.

Несогласие налогоплательщика с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно 21 НК РФ общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению, является счет-фактура. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или выданной от имени организации доверенностью. Счета-фактуры должны содержать достоверную информацию.

В пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет на возмещение НДС по счетам-фактурам, составленным с нарушением порядка, установленного пунктом 6 статьи 169 Кодекса, следовательно, счета-фактуры, подписанные неустановленным лицом, не могут являться основанием для принятия предъявленных обществу сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, на налогоплательщика возлагается обязанность подтвердить право на налоговые вычеты по НДС путем представления документов, предусмотренных статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53) предусмотрено,   что   представление  налогоплательщиком  в   налоговый  орган   всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В пункте 2 постановления N 53 указано, что при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи.

Согласно пунктам 4 и 5 постановления N 53 фактическим обстоятельством, достаточным для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, является применение налогового вычета по НДС вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению, является счет-фактура. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или выданной от имени организации доверенностью.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу n А63-6494/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также