Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу n А63-674/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                          

06 декабря 2013 года                                                                                    Дело № А63-674/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания               Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жигалкина Виктора Васильевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу № А63-674/2013

по заявлению индивидуального предпринимателя Жигалкина Виктора Васильевича, с. Варениковское Степновского района Ставропольского края, ОГРН 310264118800026,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю, г. Новопавловск,

о признании недействительным решения от 15.08.2012 № 10-12/28 в части взыскания налогов, пеней, штрафов, исчисленных за период до 07.07.2010

при участии в судебном заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю: Журавлева Л.И. (доверенность №148 от 16.04.2013), Сотников С.И. (доверенность № 141 от 05.03.2013)

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

 

в Арбитражный суд Ставропольского края обратился индивидуальный предприниматель Жигалкин Виктор Васильевич (далее – заявитель, ИП Жигалкин В.В.) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.08.2012 № 10-12/28 в части взыскания налогов, пеней, штрафов, исчисленных за период до 07.07.2010.

Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом неправомерно была проведена налоговая проверка индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина В.В. за период деятельности крестьянского хозяйства, зарегистрированного как юридическое лицо.

Кроме того, по мнению индивидуального предпринимателя, налоговым органом неправильно применен сплошной метод при проведении налоговой проверки, что повлекло искажение результатов проверки и неверное определение расходов крестьянского хозяйства Жигалкина В.В.

При исчислении доходной части единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН), по мнению налогоплательщика, неправомерно учтены субсидии, полученные за период 2009-2010 годы. При исчислении налога на прибыль организации доходы при реализации измельчителя-разбрызгивателя не уменьшены на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 стати 257 НК РФ. Также при исчислении НДС налоговым органом не определен момент отгрузки измельчителя-разбрызгивателя и пшеницы 3 класса, оплаченной ООО «Гео-Простор» в 1 и 2 квартале 2008 года. Штрафные санкции налоговым органом неправомерно исчислены за период более 3 лет, что является нарушением статьи 113 НК РФ.

Решением от 19.08.2013 суд требования индивидуального предпринимателя Жигалкина Виктора Васильевича, с. Варениковское Степновского района Ставропольского края, ОГРН 310264118800026, удовлетворил частично.

Признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю, г. Новопавловск, от 15.08.2012 № 10-12/28 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года в сумме 24 553 руб., единого сельскохозяйственного налога за 2009-2010 годы в сумме 58 859 руб. 19 коп., начисления штрафных санкций по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 31 158 руб. 31 коп. и по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 36 406 руб. 43 коп. и обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю, г. Новопавловск, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с таким решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда в части, за исключением части, которой решение инспекции от 15.08.2012 № 10-12/28 признано недействительным и не соответствующем НК РФ.

По мнению апеллянта действия инспекции не в полной мере соответствуют налоговому законодательству, что подтверждается материалами дела, а выводы суда о том, что решение инспекции от 15.08.2012 № 10-12/28 в обжалуемой части соответствует НК РФ, противоречат материалам дела.

Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу от 02.12.2013 в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а так же пересмотреть решение и в не обжалуемой части, а именно в части признания недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю, г. Новопавловск, от 15.08.2012 № 10-12/28 в части доначисления единого сельскохозяйственного налога за 2009-2010 годы в сумме 58 859 руб. 19 коп. В этой части решение суда изменить и отказать в удовлетворении требований ИП Жигалкина В.В. данной части.

В судебном заседании представители инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили изменить решение суда по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 02.12.2013.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела Решением 21.12.2011 № 12-07/28 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ставропольскому краю назначена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Жигалкина Виктора Васильевича за период деятельности с 01.01.2008 по 31.12.2010. Данное решение 23.12.2011 вручено индивидуальному предпринимателю Жигалкину Виктору Васильевичу.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Ставропольскому краю от 11.01.2012 № 12-07/28/1 выездная налоговая проверка была приостановлена. Индивидуальный предприниматель Жигалкин Виктор Васильевич от получения указанного решения отказался, о чем начальником отдела выездных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Ставропольскому краю проставлена отметка на решении от 11.01.2012 № 12-07/28/1. Кроме того, 13.01.2012 исх. № 10-07/000280 в адрес предпринимателя направлено уведомление о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.

11 мая 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Ставропольскому краю вынесено решение № 12-07/28//2 о возобновлении выездной налоговой проверки, которое 14.05.2012 было вручено индивидуальному предпринимателю Жигалкину Виктору Васильевичу.

09 июля 2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Ставропольскому краю составлен акт № 10-12/27 выездной налоговой проверки, который 12.07.2012 под роспись вручен индивидуальному предпринимателю Жигалкину Виктору Васильевичу.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки решением Межрайонной ИФНС России №1 по Ставропольскому краю от 15.08.2012 № 10-12/28 предприниматель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить в бюджет налоговые платежи на общую сумму 683 637 руб. 13 коп., в том числе налоги на общую сумму 471 331 руб. 40 коп., пени в сумме 118 040 руб. 99 коп., а также штрафные санкции в сумме 94 264 руб. 74 коп.

В порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, налогоплательщик обжаловал решение от 15.08.2012 № 10-12/28 в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю от 25.10.2012 №06-38/019496@ апелляционная жалоба Жигалкина В.В. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением УФНС России по Ставропольскому краю индивидуальный предприниматель Жигалкин Виктор Васильевич обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения от 15.08.2012 № 10-12/28 в части взыскания налогов, пеней, штрафов, исчисленных за период до 07.07.2010.

Согласно материалам дела деятельность крестьянского хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича 07.07.2010 прекращена в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2102641016223.

В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 07.07.2010 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ставропольскому краю внесла сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с присвоением ОГРНИП 310264118800026, о чем Жигалкину В.В. выдано свидетельство серии 26 номер 003544864.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010. На такие хозяйства нормы указанного федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации прямо указано, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации, регистрация Жигалкина В.В. в качестве индивидуального предпринимателя с одновременным исключением из ЕГРЮЛ крестьянского хозяйства обусловлено требованиями закона.

В тоже время исключение крестьянского (фермерского) хозяйства из Единого реестра юридических лиц не означает прекращения деятельности хозяйствующего субъекта - крестьянского (фермерского) хозяйства в лице его главы, а лишь означает приведение статуса хозяйствующего субъекта в соответствии с предписаниями ГК РФ, не включившего крестьянские (фермерские) хозяйства в систему юридических лиц по российскому гражданскому праву.

В данном случае ликвидация крестьянского хозяйства с прекращением прав и обязанностей не произошла, а произошло приведения статуса хозяйства в соответствии с требованиями ГК РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок перехода налоговых обязательств в случае приведения статуса крестьянский хозяйств в соответствии с требованиями ГК РФ, в связи с чем подлежат применению по аналогии нормы статьи 50 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что при преобразовании одного юридического лица правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Согласно статье 32 ГК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Принимая во внимание изложенное, суд считает правомерным проведение налоговой проверки главы крестьянского (фермерского) хозяйства за период деятельности крестьянского хозяйства.

Налоговым органом в акте от 09.07.2012 № 10-12/27 указано, что выездная налоговая проверка проведена сплошным методом.

Суд первой инстанции, обоснованно указал, что указание в акте налоговой проверки применения сплошного метода, является необоснованным, поскольку фактически налоговым органом выездная налоговая проверка главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Жигалкина Виктора Васильевича проведена расчетным методом.

В связи с непредставлением налогоплательщиком бухгалтерских и иных финансовых документов, налоговым органом определение доходной и расходной части осуществлялось на основании банковских выписок и сведений, полученных в результате встречных проверок контрагентов налогоплательщика.

Выявленные налоговым органом суммы доходов и расходов предпринимателя путем исследования банковских выписок, и сведений, полученных в результате встречных проверок, подтвердили суммы доходов и расходов предпринимателя, отраженные им самим в налоговых декларациях.

Сумма доходов предпринимателя за 2009 год, установленная налоговым органом в рамках проверки составила 6 763 223 руб., в том числе 5 910 500 руб. денежные средства, полученные от контрагентов, 825 722 руб. 57 коп. - сумма субсидий, полученных налогоплательщиком.

Сумма выручки, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации по ЕСХН за 2009 год, составила 6 755 842 руб.

Разница между суммами доходов, выявленными налоговым органом, и

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу n А63-5937/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также