Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А05-12402/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-12402/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Оборнэнергосбыт» Залеских С.В. по доверенности от 25.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2015 года по делу № А05-12402/2014 (судья Козьмина С.В.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Архангельская сбытовая компания» (место нахождения: 369000, Республика Карачаево-Черкесская, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; далее - ОАО «Архангельская сбытовая компания», общество, Архэнергосбыт) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее – УФАС, управление, антимонопольный орган) от 16.06.2014 № 02-04/3411 по делу № 13-14 о признании ОАО «Архангельская сбытовая компания» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в ограничении режима потребления электрической энергии 11.03.2014 и 12.03.2014 в отношении объектов электропотребления Министерства обороны Российской Федерации (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» (далее – ОАО «Оборонэнергосбыт»), муниципального унитарного предприятия «Мирнинские городские электросети» (далее - предприятие).

По ходатайству заявителя определением Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2014 по делу № А05-14692/2014 настоящее дело объединено с делом № А05-14692/2014 о признании незаконным и отмене постановления УФАС от 28.11.2014 № 02-05/7244 по делу № 42-14а, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и обществу назначен штраф в размере 18 621 780 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2015 года в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 решения управления отказано. Постановление УФАС № 02-05/7244 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 28.11.2014 № 42-14а признано частично незаконным, совершенное ОАО «Архангельская сбытовая компания» деяние переквалифицировано с части 2 статьи 14.31 на часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ, размер ранее назначенного ОАО «Архангельская сбытовая компания» административного наказания в виде штрафа снижен до 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

ОАО «Архангельская сбытовая компания» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на необходимость применения к воинским частям Министерства обороны Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), а не Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее – Указ). Ссылается на соблюдение порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренного Правилами № 442, так как у ОАО «Оборонэнергосбыт» имелась задолженность по поставленной электроэнергии. Полагает, что объекты ОАО «Оборонэнергосбыт», в отношении которых введено ограничение режима потребления (гараж, кафе, магазин, библиотека, спорткомплекс и т.д.), не относятся к воинским частям и в них не предусмотрена военная служба.

ОАО «Оборнэнергосбыт» в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, так как объекты, на которых была отключена электроэнергия, входят в состав военных городков при воинских частях, занимаются тыловым обеспечением армии, действия заявителя не соответствуют ни положениям Указа, ни положениям Правил № 442, так как подача электроэнергии была ограничена не только до уровня аварийной брони, но полностью, заявитель знал о том, что ОАО «Оборонэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны, а спорные объекты относятся к военным образованиям.

От управления и предприятия отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

ОАО «Архангельская сбытовая компания», управление и предприятие надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» поддержал доводы отзыва, подтвердил факт наличия задолженность перед заявителем к моменту отключения электроэнергии, сообщил о том, что в результате отключения прачечной испорчено 500 кг военного имущества.

Заслушав объяснения представителя ОАО «Оборонэнергосбыт», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в УФАС поступило заявление ОАО «Оборонэнергосбыт» филиала «Северо-Западный» по признакам нарушения ОАО «Архангельская сбытовая компания» требований антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии на объектах Минобороны России (далее – министерство, министерство обороны).

УФАС рассмотрело жалобу и установило следующее.

Обществом, являющимся гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Архангельской области, и ОАО «Оборонэнергосбыт», являющимся гарантирующим поставщиком электрической энергии для нужд министерства обороны, заключены договор энергоснабжения от 01.01.2010 № 28-027 и договор купли-продажи электрической энергии от 01.01.2013 № 6-00921. В соответствии с указанными договорами Архэнергосбыт осуществляет продажу и поставку электроэнергии ОАО «Оборонэнергосбыт», а ОАО «Оборонэнергосбыт» принимает и оплачивает приобретенную электрическую энергию (мощность) в порядке, объеме и сроки, которые предусмотрены договорами. Точки поставки электрической энергии (мощности) определены в приложении 1 «Перечень средств измерения и мест их установки с указанием точки поставки, категории надежности и с разбивкой по группам присоединения к соответствующей сетевой организации» к указанным договорам.

В связи с образовавшейся у ОАО «Оборонэнергосбыт» перед Архэнергосбыт задолженностью по обязательным платежам по договору энергоснабжения от 01.01.2010 № 28-027 в размере 65,1 млн. руб. по договору купли-продажи 01.01.2013 № 6-00921 в размере 64,6 млн. руб., в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» 21 февраля 2014 года направлены предупреждения о частичном ограничении режима потребления электрической энергии объектов с 06 марта 2014 года.

На объектах Министерства обороны в г. Архангельске и г. Северодвинске в административном здании (г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 7, корп. 1), на банно-прачечном комбинате (г. Архангельск, ул. Нагорная, д. 5, корп. 1, строение 1), в доме офицеров флота (г. Северодвинск, ул. Торцева, 42 - 11 марта 2014 года и 12 марта 2014 года произведено полное ограничение режима потребления.

ОАО «Оборонэнергосбыт», в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 78-р, является единственным поставщиком электроэнергии для нужд министерства, в связи с чем ОАО «Оборонэнергосбыт» приобретает у Архэнергосбыт электрическую энергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) статусом энергосбытовой организации.

Кроме того, ОАО «Оборонэнергосбыт» обладает статусом гарантирующего поставщика электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении министерства обороны, и осуществляет энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц) и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» (постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 08.07.2011 № 44-э/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Архангельской области»).

В соответствии с информацией, представленной на рассмотрение УФАС, объекты, в отношении которых Архэнергосбыт осуществлено ограничение режима потребления электрической энергии, включены в государственный контракт на поставку электрической энергии (мощности) потребителям министерства обороны от 19.12.2011 № 156/8747 (далее - Госконтракт).

В силу пункта 2.10 Госконтракта (в редакции дополнительного соглашения от 29.10.2012 № 2), Паспорт военного городка - документ, оформленный в соответствии с Положением о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей министерства обороны топливно-энергетическими ресурсами. В целях определения технических значений по настоящему контракту включая характеристики объектов потребления (точки поставки/точки учета электрической энергии, объекты потребления, перечень средств измерения, расчетные способы определения потребленной электрической энергии, величины потерь электрической энергии), стороны договорились применять данные, содержащиеся в разделе № 5 «Поставка электрической энергии» Паспорта военного городка, который определяет технические условия поставки электрической энергии на объекты потребления государственного заказчика и который подписан уполномоченными представителями районного представителя государственного заказчика и регионального представителя поставщика.

Порядок исполнения Госконтракта и формы заполнения первичных документов закреплены в Положении о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей министерства обороны топливно-энергетическими ресурсами от 02.08.2013.

В отношении всех объектов Минобороны России, которые включены в Госконтракт, оформлены паспорта военных городков, в которых имеется раздел 5 «Поставка электрической энергии».

В паспорта военных городков включены следующие объекты министерства обороны, находящиеся в Архангельской области в г. Архангельске и г. Северодвинске, на которых 11.03.2014 и 12.03.2014 введено полное ограничение режима потребления электрической энергии: 1) административное здание, расположенное по адресу: г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 7, корп. 1, с которым заключен государственный контракт от 31.12.2013 № 29005; 2) банно-прачечный комбинат, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Нагорная, д. 5, корп. 1, строение 1, соответствует строка 2 страницы 2 Изменений «Раздел 5 Поставка электрической энергии». Объект числится в паспорте военного городка № 26-0002 (войсковая часть 21514, военный городок № 134); 3) Дом офицеров флота, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 42, соответствует строка 2 страницы 2 Изменений «Раздел 5 Поставка электрической энергии». Смена условного наименования войсковой части подтверждается уведомлениями от 17.10.2012 № 50, от 22.05.2013 № 860/4 и от 13.12.2013.

Таким образом, УФАС пришло к выводу, что объекты, в отношении которых введено ограничение режима потребления электрической энергии, являются объектами министерства обороны. Оплата потребленной электрической энергии на объектах министерства обороны производится министерством обороны согласно условиям государственного контракта на поставку электрической энергии, заключенного ОАО «Оборонэнергосбыт» и Минобороны России. Минобороны России свои обязательства по оплате поставленной электрической энергии выполняет надлежащим образом.

По мнению УФАС, действия Архэнергосбыт по прекращению подачи электрической энергии на объекты министерства обороны противоречат требованиям статьи 38 Закона об электроэнергетике, поскольку в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 указанного Закона (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Объекты, в отношении которых Архэнергосбыт произвело ограничение режима потребления электрической энергии, выполняют функции по обеспечению обороны страны путем продовольственного, инженерного и иного обеспечения военнослужащих. Указанные объекты относятся к объектам, в которых предусмотрена военная служба. Введение ограничения режима потребления электрической энергии на данных объектах является нарушением Указа.

ОАО «Архангельская сбытовая компания» приказом от 26.12.2005 № 170/29 (вкл.) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А66-9852/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также