Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу n А05-11571/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 апреля 2013 года                          г. Вологда                  Дело № А05-11571/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и                  Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,

при участии от предпринимателя Шенина Юрия Леонидовича Стенюшкина А.Н. по доверенности от 01.06.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Лесового Д.Н. по доверенности от 09.01.2013                            № 2.4-12/00044, Швецовой Т.Н. по доверенности от 10.09.2013 № 2.4/13635,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Шенина Юрия Леонидовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2012 года по делу № А05-11571/2012 (судья Ипаев С.Г.),

установил:

предприниматель Шенин Юрий Леонидович (ОГРНИП 310290223100055) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530; далее – инспекция, налоговая инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.06.2012 № 2.11-05/615.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря                 2012 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.

Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы сослался на вынесение решения с нарушением и неправильным применением норм материального права. Считает неподтвержденным вывод суда о непроявлении предпринимателем должной осмотрительности при заключении сделок со спорными контрагентами. Указал, что судом не дана оценка тем обстоятельствам, что спорные контрагенты зарегистрированы в установленном порядке в качестве юридических лиц, свидетельские показания лиц, допрошенных инспекцией, а также результаты проведенной ответчиком почерковедческой экспертизы документов не опровергают реальность хозяйственных операций, товары, приобретенные у спорных контрагентов, реализованы заявителем, с указанных операций получен доход.

Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Налоговая инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросу правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт от 17.05.2012 № 2.11-05/14.

По результатам рассмотрения материалов проверки и частично принятых возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 22.06.2012 № 2.11-05/615 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации               (далее – НК РФ, Кодекс) за неполную уплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в виде штрафа в общей сумме 820 795 руб. Кроме того, указанным решением предпринимателю предложено уплатить в бюджет НДФЛ за 2010 год в сумме 1 146 556 руб., НДС за 3 квартал 2010 года в сумме 1 269 710 руб., за 4 квартал 2010 года в сумме 1 687 710 руб., а также пени по указанным налогам в общей сумме 818 821 руб.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление) от 10.08.2012                      № 07-10/2/10037 решение инспекции отменено в части неуплаты НДС в сумме 76 814 руб. за 3 и 4 кварталы 2010 года, соответствующих данной сумме пеней и штрафа, в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и вступило в силу.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель Шенин Ю.Л. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В результате проведенной проверки с учетом выводов, изложенных в решении управления инспекцией установлено неправомерное включение предпринимателем в состав профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ за 2010 год затрат на приобретение металлоизделий по документам общества с ограниченной ответственностью «Альта» (далее - ООО «Альта») в сумме 7 033 898 руб. и общества с ограниченной ответственностью «Юником»                        (далее - ООО «Юником») в сумме 1 785 763 руб., а также вычетов по НДС               за 3 и 4 кварталы 2010 года по документам ООО «Альта» в сумме 2 135 405 руб. 82 коп., по документам ООО «Юником» в сумме 745 199 руб. 95 коп. При этом, как следует из решения инспекции и подтверждено представителями ответчика, предпринимателю отказано в принятии расходов и вычетов по документам спорных контрагентов только в части оплаты данных документов, произведенной наличными денежными средствами.

Данное нарушение повлекло, по мнению инспекции, неуплату НДФЛ и НДС за указанные налоговые периоды в спорных суммах с учетом решения управления.

Основанием для исключения из состава расходов затрат по НДФЛ и налоговых вычетов по НДС в спорных суммах послужили следующие выводы инспекции: счета-фактуры, товарные накладные, приходные кассовые ордера по получению денежных средств от заявителя содержат недостоверные сведения, так как подписаны не руководителями обществ, поскольку данные лица в свидетельских показаниях отказались от подписания каких-либо документов по хозяйственной деятельности предприятий; контрагенты не находятся по юридическим адресам и деятельности не ведут, установить их место нахождения не представляется возможным; из выписок операций на счетах поставщиков следует, что поставщиками спорных организаций являются «фирмы-однодневки»; численность работников у спорных контрагентов отсутствует, имущества на балансе не числится, следовательно, у поставщиков отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.

Иные основания отказа в принятии расходов и вычетов в оспариваемом решении инспекции не указаны.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о непроявлении налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагентов, поскольку предприниматель ограничился исключительно получением копий регистрационных документов ООО «Альта» и ООО «Юником», не выявил наличие у контрагентов необходимых ресурсов, персонала, не проверил деловую репутацию контрагента. На основании изложенного суд указал, что неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и не должны приводить к необоснованному обогащению за счет средств бюджета.

Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела пришла к следующим выводам.

В силу статьи 207 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДФЛ.

Согласно пункту 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ при исчислении НДФЛ предприниматели имеют право на применение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поставка товара является операцией, в том числе, подлежащей обложению НДС.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.

В силу статей 171, 172 и 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, действующей с 01.01.2006, для применения налоговых вычетов необходимо соблюдение следующих условий: приобретение (получение) товаров, работ или услуг, предъявление НДС поставщиками, обязательное наличие надлежаще оформленных счетов-фактур, принятие товаров к учету, подтвержденное соответствующими первичными документами.

Следовательно, для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик обязан доказать факт принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) и представить счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.

Поскольку формирование состава расходов и применение налоговых вычетов направлены на уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, обязанность доказывания наличия перечисленных условий возлагается на налогоплательщика.

Документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение правомерности формирования состава расходов, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - постановление от 12.10.2006 № 53), уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы и применения налоговых вычетов признается налоговой выгодой.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета расходов и доходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86 н/БГ-3-04-430 (с учетом позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2010 года № ВАС-9939/10; далее - Порядок учета доходов и расходов), учет доходов и расходов и хозяйственных операций о полученных доходах и произведенных расходах индивидуальными предпринимателями ведется на основе первичных учетных документов.

Пунктом 9 данного Порядка предусмотрено, что выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 9 Порядка учета доходов и расходов.

Таким образом, обязанность подтвердить право на расходы при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ и вычетов по НДС возлагается на налогоплательщика путем представления документов, соответствующих вышеприведенным требованиям. В первую очередь подлежат оценке доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, в подтверждение правомерности заявленных вычетов по НДФЛ и НДС предпринимателем представлены в инспекцию договоры поставок, заключенные со спорными поставщиками, товарные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу n А05-12566/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также