Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А56-55350/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 августа 2015 года

Дело №А56-55350/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     28 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Бебишевой А.В.

при участии: 

от истца: Платоненкова И.А. по доверенности от 12.11.2014, Казак Б.В. по доверенности от 14.01.2015, Захарова О.А. по доверенности от 06.07.2015, Оленева Е.С. по доверенности от 27.07.2015, Матвеева Е.А. протокол №1/14 от 05.05.2014;

от ответчика: Бобровский С.А. по доверенности от 20.07.2015, Гусев А.Д. по доверенности от 20.11.2014 №89;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11850/2015) ООО "АРСЕНАЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2015 по делу № А56-55350/2014 (судья Лобова Д.В.), принятое

по иску ООО "АРСЕНАЛ"

к ООО "Инстарсия"

о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 791 871 руб. 66 коп., задолженности в размере 85 600 494 руб. 12 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 31 535 447 руб.

по встречному иску: о взыскании пеней за нарушение сроков выполнения работ в сумме 201 623 438 руб. 79 коп.

установил:

Общество с ограниченной ответственность «АРСЕНАЛ» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Инстарсия» (далее – ответчик) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по договору № 218 от 29.098.2013 в сумме 3 791 871 руб. 66 коп., задолженности по договору № 276 от 10.11.2013 в размере 85 600 494 руб. 12 коп.,  процентов за пользование чужими денежными средствами по договору № 276 от 10.11.2013 в сумме 31 535 447 руб..

Определением суда от 02.12.2014 принято к производству встречное исковое заявление ООО «Интарсия» о взыскании пеней за нарушение сроков выполнения работ по договору № 276 от 10.11.2013 в сумме 201 623 438 руб. 79 коп.

Решением от 23.03.2015 частично удовлетворены первоначальные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ».

Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «ИНТАРСИЯ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ» проценты за пользование чужими денежными средствами по договору № 218 от 20.08.2013 в сумме 3 791 871 руб. 66 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами по договору №276 от 10.11.2013 в размере 11 860 727 руб. 36 коп. и расходы по оплате госпошлины в сумме 200 000 руб.

В остальной части в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано.

Встречные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ИНТАРСИЯ» удовлетворены частично.

Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИНТАРСИЯ» неустойка по договору №276 от 10.11.2013 в размере 175 000 000 руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме  200 000 руб.

В остальной части в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

Судом произведен зачет взаимных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ИНТАРСИЯ» и общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ», в связи с чем с общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ» взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИНТАРСИЯ» денежные средства в размере 159 347 401 руб.

ООО «АРСЕНАЛ», не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт изменить.

По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, т.к. не все этапы  работ, предусмотренных планом-графиком производства работ по договору № 276 от 10.11.2013, предусматривают монтаж и пусконаладку поставленного оборудования, в связи с чем отказ во взыскании задолженности за выполненные работы в сумме 85 600 494,12 руб. и пени в сумме 31 535 447 руб. не правомерен.

Удовлетворяя встречные требования о взыскании с истца неустойки в сумме 200 063 438,79 руб. за нарушение сроков поставки модулей операционных климатических Varior, судом первой инстанции ошибочно определен  срок поставки  с момента окончания монтажа и пусконаладки оборудования. Также судом не учтено, что условиями договора не предусмотрена неустойка за нарушение ассортимента поставленного оборудования. 

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика с апелляционной жалобой не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между ООО «Интарсия» (подрядчик) и ООО «Арсенал» (субподрядчик) заключен договор № 218 от 20.08.2013.

По условиям договора субподрядчик обязался в установленный договором срок выполнить комплекс работ по поставке, монтажу и пусконаладке медицинского оборудования и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом, в соответствии с проектной документацией, техническим заданием  (приложение   № 1   к договору) на объекте: Строительство и оснащение медицинским и иным оборудованием и мебелью лечебно-реабилитационного комплекса (корпус 2) в ФГБУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2» и сдать подрядчику результат работ, а подрядчик принять и оплатить их в порядке, предусмотренном условиями настоящего договора.

В соответствии с п. 1.2. договора срок выполнения работ, предусмотренных п. 1.1. настоящего договора в соответствии приложением № 2 (планом-графиком производства работ): начало выполнения работ - с 20.08.2013 , окончание работ - по 31.10.2013. Срок начала монтажа медицинского оборудования с даты получения переоформленной соответствующей лицензии, дающей право на осуществление работ по монтажу медицинской техники.

Цена работ по настоящему договору определяется приложением № 3 (локальная смета № 1) и составляет 464 394 524 руб., из них:

- оборудование в сумме 452 183 999 руб.;

- поставка, монтаж и пуско-наладка оборудования: 12 210 525 руб.

Указанная цена работ включает в себя вознаграждение субподрядчика, компенсацию всех издержек и расходов, включая все расходы, связанные с таможенной очисткой, импортными и реэкспортными пошлинами, доставкой материалов, оборудования, строительной техники, а также все иные налоги и сборы, которые могут взиматься на основании действующего законодательства РФ.

Согласно п. 2.2. договора оплата за выполненные работы осуществляется подрядчиком с частичной отсрочкой платежа в следующем порядке.

Авансирование работ производится подрядчиком в размере 30% на основании счета субподрядчика, при условии получения денежных средств на соответствующие цели от государственного заказчика.

Оплата за каждый завершенный субподрядчиком и принятый подрядчиком этап работ, производится подрядчиком в соответствии с фактически выполненными объемами на основании согласованной сторонами сметы, в размере 90 % от стоимости принятых работ, кроме того с учетом п.2.2.4. и п.2.2.5.

Основанием для оплаты за каждый завершенный субподрядчиком и принятый подрядчиком этап работ являются подписанные подрядчиком без замечаний Акты выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за соответствующий этап работ.

Оставшиеся 10% от стоимости принятых подрядчиком работ оплачиваются субподрядчику в следующем порядке:

- 5% от стоимости принятых подрядчиком работ оплачиваются субподрядчику в течение 45 дней с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- 5% от стоимости принятых подрядчиком работ оплачиваются субподрядчику в течение 50 дней после истечения гарантийного срока на работы.

Субподрядчиком по договору № 218 поставлен товар подрядчику на общую сумму 393 341 785 руб. 01 коп. по товарным накладным: № 608 от 20.09.2013 на сумму 43  455 588 руб. 7575 коп.,, № 616 от 24.09.2013 на сумму 442 400 руб., № 628 от 26.09.2013 на сумму 50 000 руб., № 652 от 01.10.2013 на сумму 235 195 руб. 40 коп., № 669 от 07.10.2013 на сумму 140 000 руб., № 677 от 09.10.2013 на сумму 3 601 199 руб. 25 коп., № 680 от 09.10.2013 на сумму 4 875 000 руб., № 681 от 09.10.2013 на сумму 180 000 руб., № 681 от 09.10.2013 на сумму 9 750 000 руб., №685 от 11.10.2013 на сумму 502 000 руб., № 701 от 15.10.2013 на сумму 483 843 руб., № 703 от 16.10.2013 на сумму 45 000 руб., № 708 от 17.10.2013 на сумму 6 416 021 руб. 25 коп., № 710 от 18.10.2013 на сумму 10 904 861 руб., № 728 от 21.10.2013 на сумму 450 000 руб., № 741 от 23.10.2013 на сумму 4 254 332 руб. 14 коп., № 742 от 24.10.2013 на сумму 6 345 216 руб., № 745 от 25.10.2013 на сумму 9 902 953 руб. 50 коп., № 750 от 29.10.2013 на сумму 3 701 800 руб., № 753 от 28.10.2013 на сумму 5 229 360 руб., № 761 от 30.10.2013 на сумму 900 000 руб., № 762 от 30.10.2013 на сумму 6 065 280 руб., № 763 от 30.10.2013 на сумму 142 911 929 руб. 16 коп., № 764 от 30.10.2013 на сумму 25 978 939 руб. 74 коп., № 765 от 30.10.2013 на сумму 6 402 779 руб. 95 коп., № 821 от 19.11.2013 на сумму 815 200 руб., № 822 от 19.11.2013 на сумму 91 071 руб. 43 коп., № 823 от 30.10.2013 на сумму 402 857 руб. 14 коп., № 836 от 22.11.2013 на сумму 9 597 000 руб., № 837от 25.11.2013 на сумму 201 000 руб., № 839 от 25.11.2013 на сумму 5 052 000 руб., № 842 от 25.11.2013 на сумму 35 318 805 руб. 75 коп., № 843 от 28.11.2013 на сумму 12 179 020 руб. 05 коп., № 858 от 28.11.2013 на сумму 24 220 185 руб. 75 коп., № 859 от 28.11.2013 на сумму 3 392 565 руб. 15 коп., № 860 от 28.11.2013 на сумму 7 462 380 руб. 30 коп., № 877 от 01.11.2013 на сумму 1 386 000 руб.

Факт выполнения работ подтверждается актами: № 1 от 20.09.2013 на сумму 43 455 588 руб. 75 коп., № 26 от 30.10.2013 на сумму 83 095 878 руб. 3 коп., № 27 от 30.10.2013 на сумму 232 189 113 руб. 90 коп., № 35/11 от 28.11.2013 на сумму 63 316 022 руб. 63 коп., № 36/11 от 28.11.2013 на сумму 37 938 205 руб. 80 коп. При этом, стоимость оборудования, поставленного по товарным накладным, повторно включена в акты выполненных работ.

Пунктом 10.11.договора предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора. Претензия направляется стороне в предусмотренном договором порядке. Ответ должен быть дан в течение 10 банковских дней.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия 381/14 от 11.08.2014, которая получена ответчиком 12.08.2014 (л.д. 56 т. 1). Оставление данной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В период рассмотрения иска в суде ответчик погасил задолженность по договору № 218 от 20.08.2013, в связи с чем, истец просил взыскать только проценты за пользование чужими денежными средствами по договору № 218 от 20.08.2013 в сумме 3 791 871 руб. 66 коп.

В основу расчета процентов за пользование чужими денежными средствами истцом положены акты выполненных работ. Судом первой инстанции указанный расчет истца проверен и признан обоснованным. Спора по данному договору между сторонами нет.

Также судами установлено, что между ООО «Интарсия» (подрядчик) и ООО «Арсенал» (субподрядчик) заключен договор № 276 от 10.11.2013, который  является смешанным, содержащим в себе элементы договоров поставки и подряда.

Согласно п. 2.1 Договора №276 (Том 2, л.д. 70-71) общая цена работ по договору составляет 1 351 953 421,64 руб., в которую входят:

цена поставляемого оборудования, не облагаемого НДС, в сумме 1 249 699 362,76 руб.;

цена поставляемого оборудования, подлежащего обложению НДС, в сумме 30 046 318,88 руб.;

цена работ по монтажу и пусконаладке поставленного оборудования в сумме 72 207 740,00 руб.

По условиям договора субподрядчик обязался в установленный договором срок   выполнить все необходимые, включая вновь выявленные сопутствующие работы согласно проектным решениям, техническому заданию по поставке, монтажу и пуско-наладке медицинского оборудования, монтируемого и немонтируемого, в  соответствии  со спецификацией медицинского оборудования, согласно регистрационным удостоверениям Минздрава (перечнем медицинского оборудования, согласованного с государственным заказчиком)  и иные работы, неразрывно связанные строящимся объектом и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом: «Выполнение работ по  завершению строительства Лечебно-реабилитационного комплекса (корпус 2) по адресу: г. Санкт-Петербург, Приморский район, ул. Аккуратова д. 2, литера А и вводом его в эксплуатацию в соответствии с его назначением» и сдать подрядчику результат работ, а Подрядчик принять и оплатить их в порядке, предусмотренном условиями настоящего договора.

Срок выполнения работ, предусмотренных п. 1.1. настоящего договора: начало работ 01.12.2013, окончание работ - 30.09.2014.

В пункте 2.2. договора № 26 предусмотрено, что оплата за выполненные работы осуществляется подрядчиком с частичной отсрочкой платежа при наличии подписанного сторонами акта-допуска для производства работ и акта приема-передачи строительной площадки в следующем порядке.

Заказчик вправе произвести авансирование в размере 30% от стоимости работ по договору. В случае предоставления подрядчиком аванса субподрядчику на закупку оборудования, такое авансирование производится при условии предоставления субподрядчику оригиналов документов, подтверждающих факт размещения заказа у производителя оборудования, с указанием производителя и реквизитов.

Оплата за каждый завершенный субподрядчиком и принятый подрядчиком этап работ производится подрядчиком в размере 100% от стоимости поставленного оборудования и в размере 90% от стоимости принятого этапа строительно-монтажных работ с 50% зачетом суммы уплаченного авансового платежа. Из каждого платежа подрядчик вправе производить удержание в размере, предусмотренном п. 3.1.31 настоящего договора.

Основанием для оплаты за каждый завершенный субподрядчиком и принятый подрядчиком этап работ являются подписанные подрядчиком без замечаний акт выполненных работ по форме КС-2, справка

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А56-11205/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также